Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины Маркетинг Цель курса «Маркетинг»






Скачать 242.08 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации для студентов по изучению дисциплины Маркетинг Цель курса «Маркетинг»
страница1/3
Дата публикации22.03.2015
Размер242.08 Kb.
ТипМетодические рекомендации
e.120-bal.ru > Маркетинг > Методические рекомендации
  1   2   3
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для студентов по изучению дисциплины

Маркетинг
Цель курса «Маркетинг» – обучить студентов теоретическим и практическим навыкам маркетинговой деятельности, основной инструментарий маркетинга и методы проведения маркетинговых исследований, способствующих снижению неопределенности при принятии маркетинговых решений.

Основными задачами курса являются:

  1. изучение комплексной деятельности предприятия, действующего на принципах маркетинга с учетом внешней и внутренней среды;

  2. получение навыков в разработке и реализации стратегии и тактики целевого маркетинга;

  3. изучение элементов комплекса маркетинга и управления ими;

  4. овладение навыками использования маркетингового инструментария.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

Курс «Маркетинг» базируется на знаниях основ экономической теории, экономики, экономики предприятия, психологии, статистики, социологии и менеджмента.

В результате усвоения учебной дисциплины студент должен знать:

  1. принципы, цели, задачи и функции маркетинга;

  2. понятие товара и его жизненного цикла,

  3. методы маркетинга на каждом этапе жизненного цикла товара;

  4. особенности товарной, ценовой и распределительной деятельности предприятия;

  5. виды цен, методы их установления;

  6. коммуникационную политику предприятия;

  7. методы стимулирования сбыта;

  8. виды рынков, их сегментирование, требования к выбору сегмента рынка, определение емкости рынка.

В результате усвоения учебной дисциплины студент должен уметь:

  1. выявлять и удовлетворять требованиям потребителей товара, услуги;

  2. оценивать рыночную ситуацию;

  3. определять возможности предприятия (организации) и уметь их адаптировать к требованиям рынка;

  4. оценивать конкурентоспособность предприятия (организации) и повышать ее.

4. применять на практике методы маркетинга;

5. разрабатывать ценовую политику и стратегию;

6. определять и анализировать издержки производства и реализации товара (услуги);

7. анализировать каналы распределения товаров;

8. использовать на практике методы оценки экономической эффективности маркетинговых мероприятий.
Разделы дисциплины и виды занятий (в часах).

Примерное распределение учебного времени





п/п


Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 1 (очное)

Вариант 2 (заочное)

Всего

ауд.

ЛК

ПР/

СМ

Сам.

раб.

Всего

уд.

ЛК

ПР/

СМ

Сам.

раб.

1

Понятие, сущность и принципы маркетинга

6

4

2

6













2

Информация как основа для принятия маркетинговых решений

4

2

2

4













3

Сегментация рынка

6

4

2

6













4

Товар в маркетинге

6

4

2

6













5

Цена и ценообразование

4

2

2

4













6

Система распределения в маркетинге

4

2

2

4













7

Маркетинговые коммуникации

4

2

2

4













8

Планирование в маркетинге

6

4

2

6













9

Международный маркетинг

4

2

2

4













10

Особенности применения маркетинга в сфере услуг и в некоммерческой деятельности

6

4

2

6
















Итого:

50

30

20

50














Содержание разделов дисциплины

Тема 1. Понятие, сущность и принципы маркетинга. Понятие маркетинга. Маркетинг как философия бизнеса, как рыночная концепция управления. Общая характеристика теории и практики современного маркетинга. Сущность маркетинга. Функции маркетинга, типы и виды маркетинга. Маркетинговая среда (внешняя и внутренняя). Система и подсистемы маркетинга. Основные категории маркетинга. Цели и принципы маркетинга. Субъекты и объекты маркетинга. Инструментарий маркетинга. Методологические основы маркетинга. Социальная основа маркетинга. Этический маркетинг. Маркетинг и экология. Маркетинг и защита прав потребителя.

Тема 2. Информация как основа для принятия маркетинговых решений. Маркетинговая информация. Виды информации и методы сбора. Основные направления, этапы, цели и результаты маркетинговых исследований. Система маркетинговых исследований.

Тема 3. Сегментирование рынка. Сегментация рынка: понятие, признаки. Выбор целевого сегмента, критерии оценки сегмента. Понятие позиционирования, карты позиционирования. Формирование спроса и стимулирование сбыта.

Тема 4. Товар в маркетинге. Понятие товара. Общая характеристика товара. Понятие качества. Требования потребителя к товару. Потребительские рынки и покупательское поведение потребителей. Конкурентоспособность товара. Жизненный цикл товара. Новый товар. Разработка товара. Риски, связанные с разработкой и выводом нового товара на рынок. Товарный ассортимент. Рыночная атрибутика товара.

Тема 5. Цена и ценообразование. Назначение цены в маркетинге. Виды цен, их взаимодействие. Структура цены. Процедура назначения цен. Разработка ценовой политики. Основные стратегии ценообразования.

Тема 6. Система распределения в маркетинге. Роль системы распределения в комплексе маркетинга. Каналы распределения. Оптовая и розничная торговля как основные методы распространения товара. Продвижение товара. Задачи сбытовой политики. Торговые посредники.

Тема 7. Маркетинговые коммуникации. Проблемы, стратегии и методы маркетинговой коммуникации. Комплекс стимулирования: элементы (реклама, стимулирование сбыта, пропаганда – PR, личная продажа), бюджет, формирование, факторы, определяющие его структуру.

Тема 8. Планирование в маркетинге. Основные этапы и виды маркетингового планирования. Организационные структуры предприятий, работающих на принципах маркетинга: товарно-функциональная, товарно-рыночная, управление по проекту, матричная и т.д. Формирование маркетинговой стратегии и тактики. Контроль маркетинговой деятельности. Процесс управления маркетингом.

Тема 9. Международный маркетинг. Тенденции международного товарообмена и инвестирования. Система международной торговли. Экономическая и политико-правовая среда. Методы выхода на внешний рынок. Структура комплекса международного маркетинга.

Тема 10. Особенности применения маркетинга в сфере услуг и в некоммерческой деятельности. Общее и особенное в маркетинге услуг. Банковский маркетинг. Страховой маркетинг. Транспортный маркетинг. Маркетинг в туризме. Маркетинг в сфере образования. Маркетинг концертно-театральной деятельности. Спортивный маркетинг. Общее и особенное маркетинга в сфере некоммерческой деятельности. Понятие и значение некоммерческого маркетинга. Маркетинг на рынке труда. Региональный, экологический и геополитический маркетинг.
Семинар 1. Понятие, сущность и принципы маркетинга

1. Понятие маркетинга. Маркетинг как философия бизнеса, как рыночная концепция управления.. 2. Маркетинговая среда (внешняя и внутренняя). Система и подсистемы маркетинга.

3. Социальная основа маркетинга.
Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Почему маркетинг называют философией современного бизнеса?

  2. Чем отличается маркетинг от обычной производственно-сбытовой деятельности?

  3. Почему маркетинг необходим для успешной деятельности на внешнем рынке?

  4. Почему некоторые организации переходят от концепции маркетинга к концепции социально-этичного маркетинга?


Задания для самостоятельной работы:

  1. Составьте дерево конкретных, четко сформулированных маркетинговых целей. Выберите тот тип компании, который вам было бы интересно описать: торговая фирма, туристическая фирма, банк, благотворительная организация или др.

  2. «Что должен иметь в себе истинный и честный купец?

Быть честным и вести себя степенно,

Предвидеть все он должен непременно,

Все исполнять, что обещал, пусть тщится,

Изящным и красивым быть стремиться

Как требует торговля мировая.

Дешевле покупать, дороже продавать.

Любезным быть, не гневаться напрасно.

Ходить во храм, на бедных не скупиться.

Что дорожает продавать немедля.

Счета писать так, чтоб не ошибиться…» Ф. Пегалотти ( XIV в.)

Не думаете ли вы, что эти слова, ушедшие в историю, звучат достаточно современно? Что вы находите в них общего с маркетинговым мышлением в современной трактовке?
Литература:

Основная:

  1. Багиев Г.Я., Тарасевич В.М. Маркетинг: Учебник. – М.:Экономика, 1999.

  2. Котлер Ф. Основы маркетинга. /Пер. с англ.. – СПб: Корунд. Литера плюс, 1994.

  3. Маслова Т.Д., Божук С.Г., Ковалик Л.Н. Маркетинг: Учебник для вузов. –СПб: Питер, 2003.

  4. Эриашвили Н.Д. и др. Маркетинг. –М.: ЮНИТИ, 2003.

  5. Ноздрева Р.Б., Гречков В.Ю. Маркетинг. – М.: «Юристъ», 2002.

Дополнительная:

  1. Академия рынка. Маркетинг. – М: Экономика, 1993.


Семинар 2. Информация как основа для принятия маркетинговых решений

  1. Виды информации и методы сбора.

  2. Основные направления, этапы, цели и результаты маркетинговых исследований.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Чем маркетинговое исследование отличается от обычного исследования рынка?

  2. В чем состоят методы проведения маркетинговых исследований?

  3. Какие существуют способы сбора информации при проведении маркетинговых исследований?

  4. Как выглядит на схеме типология методов прогнозирования (по Ж.-Ж. Ламбену)?

  5. Каковы основные методы прогнозирования поведения рынка, изменения его параметров?

  6. Как может выглядеть схема выбора способа и модели прогнозирования?


Задания для самостоятельной работы:

1. Составьте опросный лист-анкету для проведения анализа потребительского рынка по товару (на выбор).

2. На основе исходной информации (учебник Ноздревой Р.Б. стр. 362) сформулируйте рекомендации фирмам производителям часов в отношении их рыночной политики.

Практическое задание: Определение потребительской удовлетворенности товаром (услугой).
Литература:

Основная:

  1. Багиев Г.Я., Тарасевич В.М. Маркетинг: Учебник. – М.:Экономика, 1999.

  2. Котлер Ф. Основы маркетинга. /Пер. с англ.. – СПб: Корунд. Литера плюс, 1994.

  3. Маслова Т.Д., Божук С.Г., Ковалик Л.Н. Маркетинг: Учебник для вузов. –СПб: Питер, 2003.

  4. Эриашвили Н.Д. и др. Маркетинг. –М.: ЮНИТИ, 2003.

  5. Ноздрева Р.Б., Гречков В.Ю. Маркетинг. – М.: «Юристъ», 2002.

Дополнительная:

1. Академия рынка. Маркетинг. –М: Экономика, 1993.
Семинар 3. Сегментация рынка

  1. Сегментация рынка: понятие, признаки.

  2. Выбор целевого сегмента, критерии оценки сегмента.

  3. Понятие позиционирования, карты позиционирования.

  4. Формирование спроса и стимулирование сбыта.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Каковы критерии правильного определения сегмента?

  2. Какова система критериев сегментации, раскрывающих количественные и качественные характеристики сегмента?

  3. Каковы особенности международной сегментации, отличающие ее от внутринациональной?

  4. Какие показатели раскрывают успех (неудачу) сегментации?

  5. Что такое «позиционирование товара» и как оно проводится?


Задания для самостоятельной работы:

  1. Предложите критерии сегментации ранка и способ выбора целевого сегмента компании «Kodak Norge», порекомендуйте наиболее эффективный способ позиционирования ее товара (см. Ноздрева Р.Б. «Маркетинг», стр. 334).

  2. Выберите критерии сегментации и выделите сегменты покупателей кассет ТДК на российском рынке. Разработайте позиционирование кассеты ТДК и предложите ее рекламные аргументы (см. Ноздрева Р.Б. «Маркетинг», стр. 353).

Практическое задание: Сегментация потребительского спроса на парфюмерию, кофе, пиццу, мобильные телефоны и пр.
Литература:

Основная:

  1. Маслова Т.Д., Божук С.Г., Ковалик Л.Н. Маркетинг. –СПб: Питер, 2003.

  2. Ноздрева Р.Б., Гречков В.Ю. Маркетинг. –М.:Юристъ, 2002.

Дополнительная:

  1. Берман Б., Эванс Дж. Маркетинг. –М.:Экономика, 1990.

  2. Завьялов П.С., Демидов В.Е. Формула успеха: маркетинг. –М., 1991.

  3. Кретов И.И. Маркетинг на предприятии. –М.:Финстатинформ, 1994.

  4. Швальбе Х. Практика маркетинга. –М.:Республика, 1995.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины Маркетинг Цель курса «Маркетинг» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины: Тема 1
Для специальностей 08050302. 65 «Антикризисное управление», 080507. 65 «Менеджмент организации», 080105. 65 «Финансы и кредит», 080109....

Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины Маркетинг Цель курса «Маркетинг» iconМетодические рекомендации студентам Модульная единица Маркетинг региона...
«Маркетинг территорий» управленческая дисциплина, представляющая инструментарий развития территорий в условиях рынка, является частью...

Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины Маркетинг Цель курса «Маркетинг» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «экономика»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности «Биология»

Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины Маркетинг Цель курса «Маркетинг» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «экономика»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности

Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины Маркетинг Цель курса «Маркетинг» iconРабочая программа дисциплины «маркетинг»
Цель дисциплины: «Маркетинг» дать знания, позволяющие будущему специалисту принимать обоснованные планово-управленческие маркетинговые...

Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины Маркетинг Цель курса «Маркетинг» iconМетодические рекомендации по выполнению курсовых работ по дисциплине «Маркетинг»
Предназначены для студентов, аспирантов и преподавателей экономических факультетов, обучающих студентов высших учебных заведений...

Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины Маркетинг Цель курса «Маркетинг» iconМетодические рекомендации для студентов по изучению дисциплины Социально-экономическое...
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы

Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины Маркетинг Цель курса «Маркетинг» iconРабочая программа дисциплины Специальность 080111. 65 «Маркетинг»
Мировая экономика [Текст]: рабочая программа дисциплины для студентов специальности 080111. 65 «Маркетинг» очной и заочной формы...

Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины Маркетинг Цель курса «Маркетинг» iconСамостоятельная работа 11 8 Контрольные вопросы и система оценивания...
Дисциплина «Маркетинг» изучается в объеме, предусмотренным Государственным образовательным стандартом высшего профессионального...

Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины Маркетинг Цель курса «Маркетинг» iconПрограмма дисциплины Брендинг и бренд-менеджмент для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 68 Менеджмент,...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную