Дипломная работа






НазваниеДипломная работа
страница1/4
Дата публикации25.03.2015
Размер0.55 Mb.
ТипДиплом
e.120-bal.ru > Литература > Диплом
  1   2   3   4
Федеральное агентство по образованию РФ

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Тверской государственный университет»

(ГОУВПО ТвГУ)

Филологический факультет

Кафедра Русского языка
Кудина Анастасия Юрьевна

Дипломная работа
Лингвистические механизмы создания

симулякров (на материале произведений

В. Пелевина)


Научный руководитель:

к.ф.н., доцент

кафедры русского языка

Усовик Е.Г.

Допущена к защите

«____»_______2009

заведующий кафедрой

русского языка

профессор __________Новикова Е.Н.


Тверь 2009

Оглавление:

30

Введение

Данная работа посвящена лингвистическим механизмам создания симулякра, его роли в формировании эстетики русского литературного постмодернизма.

В конце 20 века феномен постмодернизма получил достаточно обширную теоретическую разработку в исследованиях западных и отечественных ученых и искусствоведов. Особенно большой вклад в развитие теории постмодернизма внесли Ж. Деррида, М. Фуко, Ж. Делез, Р. Барт, Ю. Кристева, У. Эко и др. В России этим вопросом подробно занимались В. Курицын, И. Ильин, В. Руднев.

Такой интерес со стороны исследователей к феномену постмодернизма оправдан прежде всего тем, что в 20 веке изменился сам принцип написания художественных текстов. Связано это было, главным образом, с теми небывалыми в истории человечества изменениями и катастрофами, пришедшимися на 20 век: это и две мировые войны, и появление и существование на протяжении долгого времени государств с тоталитарными политическими режимами, и небывалый технический прогресс, и противостояние двух супердержав (США и СССР), а как следствие – гонка вооружений. Все это и многое другое не могло не получить своего художественного переосмысления. А поскольку до 20 века человечество не знало таких потрясений, язык художественной литературы на протяжении многих столетий оставался достаточно традиционным. После потрясений 20 века литература просто не могла оставаться прежней, что отразилось не только на идейно-тематическом своеобразии новой литературы, но и на самом принципе построения новых текстов. Главенствующим направлением в литературе и искусстве становится постмодернистское, о своеобразии и установках которого мы рассказываем в своей работе.

Объект исследования. В нашей работе мы исследуем феномен симулякра как один из принципов построения постмодернистского текста. Почти во всех работах исследователей художественного текста внимание уделяется фонетическим, лексическим и синтаксическим ресурсам, используемым авторами художественных произведений. По этой причине феномен симулякра оказывается на периферии научных интересов как лингвистов, так и литературоведов.

Наша работа посвящена изучению лексем, репрезентирующих доминантные для автора и культуры в целом концепты и подвергающиеся прономинализации. В результате этого процесса данные лексемы становятся симулякрами. Симулякр, взятый в аспекте лингвистического анализа, представляет сферу наших научных интересов.

Новизна и актуальность нашей работы обусловлена тем, что ранее феномен симулякра описывался лишь в работах философов и искусствоведов, а симулякр как один из принципов построения текста в постмодернизме, т . е. с лингвистической точки зрения, не рассматривался. Кроме того, наша работа посвящена не только описанию симулякра с лингвистической точки зрения, но и выявлению механизмов его создания, т. е. тому, какие ресурсы используются автором для создания этого сложного культурно-лингвистического явления. Лингвистических работ на данную тему крайне мало.

В качестве материала исследования взят роман В. Пелевина «Омон Ра».

Мы рассматриваем механизмы создания симулякра на материале романа Виктора Пелевина «Омон Ра». Такой выбор обусловлен тем, что Виктор Пелевин является наиболее значимой фигурой в литературе русского постмодернизма, в частности, и в современной русской литературе вообще. Кроме того, с лингвистической точки зрения тексты В. Пелевина мало изучены, а основные исследования в этой области касаются вопросов окказиональности.

Цель исследования – выявление роли симулякра в построении художественного мира и эстетики постмодернизма, способов его создания в романе В. Пелевина «Омон Ра».

Цель работы определила постановку следующих задач:

- выделить особенности постмодернизма как эстетической категории;

- дать основные характеристики симулякра как одной из системообразующих единиц постмодернизма;

- выделение массива слов, подвергшихся прономинализации и являющихся в данных текстах симулякрами;

- выявить лингвистические механизмы создания симулякра.

Методы исследования:

  1. методика структурального и постструктурального анализа;

  2. метод компонентного анализа;

  3. метод контекстуального анализа;

Структуральный и поструктуральный анализ позволит вычленить из исследуемого текста симулякры. Компонентный анализ дает возможность проследить механизмы создания симулякров. Метод контекстуального анализа применяется при определении лексического значения индивидуально-авторских образований и выявлении тех семантических изменений, которым подвергается слово, вовлеченное в идиосферу писателя.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Постмодернизм как эстетическая категория

§1. Искусство постмодернизма

История человечества отмечена после­довательной сменой множества культурных эпох. Последняя из них получила название эпохи постмодерна. В предельно широком кон­тексте под постмодерном понимается «глобальное состояние цивилизации последних десятилетий, вся сумма культурных настроений и фи­лософских тенденций»1, связанных с ощущением завер­шенности целого этапа культурно-исторического развития, изжитости «современности», вступления в полосу эволюционного кризиса. По­родившие постмодерн веяния отразили изменения в сознании и кол­лективном бессознательном человечества, разочарованного резуль­татами реализации господствовавших в XX в. мировых идей и проектов «законодательного разума», подошедшего к грани само­уничтожения, нащупывающего пути к медиативному сосуществова­нию столь отличных друг от друга и имеющих собственные интересы рас, народов, наций, государственно-политических, общественных и религиозных систем, не говоря уже об отдельных людях. Чтобы вы­жить, общества сегодня «обязаны выработать и освоить менталитет, адекватный инструментальному могуществу и предполагающий чрез­вычайно высокую степень терпимости, готовности к самокритике и компромиссам»2. Весь многовековой опыт подвергается переосмыслению, служит базой для выявления объединяющих челове­чество ценностей, не привязанных к какой-либо одной центрирующей идеологии, религии, философии.

Постмодерн заявил о себе как «транскультурный и мультирелигиозный феномен, предполагающий диалог на основе взаимной информации, открытость, ориентацию на многообразие духовной жизни человечества»3. В политике это выражается распростране­нием различных форм постутопической политической мысли; в фило­софии — торжеством постметафизики, пострационализма, постэмпи­ризма; в этике — появлением постгуманистических концепций антипуританизма, антиуниверсализма; в эстетике — ненормативностью постнеклассических парадигм; в художественной жизни — прин­ципом снятия, с удержанием в новой форме характеристик предыду­щего периода.

На основе понятия «постмо­дерн» возникло производное от него понятие «постмодернизм», ко­торое, как правило, используют применительно к сфере философии, литературы и искусства, для характеристики определенных тенденций в культуре в целом. Оно служит для обозначения: 1) нового периода в развитии культуры; 2) стиля постнеклассического научного мыш­ления; 3) нового художественного стиля, характерного для различных видов современного искусства; 4) нового художественного направле­ния (в архитектуре, живописи, литературе и т. д.); 5) художественно-эстетической системы, сложившейся во второй половине XX в.; 6) теорети­ческой рефлексии на эти явления (в философии, эстетике). До настоящего времени термин «постмодернизм» устоялся не окончательно и применяется в области эстетики и в литературной критике наряду с дублирующими тер­минами «постструктурализм», «поставангардизм», «трансавангард» (в основ­ном в живописи), «искусство деконструкции», а также совершенно произ­вольно. Это связано с тем, что мы имеем дело с относительно новым, еще недостаточно изученным культурным феноменом, представления о котором продолжают уточняться.

Постмодернизм как движение в литературе, искусстве, философии, а позднее практически во всех гуманитарных дисциплинах возникает на Западе в конце 60-х - нач. 70-х годов. Этот термин объединяет широкий спектр разнообразных культурных процессов, таких например, как поиск синтеза между «высоким модернизмом» и массовой культурой, критическое отношение ко всякого рода глобальным идеологиям и утопиям, внимание к маргинальным социальным группам и культурным практикам, отказ от модернистского и авангардистского культа новизны. Постмодернистский текст никогда не скрывает своей цитатной природы, оперируя уже известными языками и моделями. Западные теоретики определяют постмодернизм как культурное сознание «позднего капитализма»4 (Ф. Джеймисон), как «порождение цивилизации масс-медиа»5 (Ж.Бодрийяр), «конца истории»6 (Ф.Фукуяма).

Эти характеристики мало применимы к нашей культуре, но, тем не менее, на рубеже 1960-1970-х годов, т.е. фактически одновременно с первыми манифестами постмодернизма на Западе, в русской литературе появляются произведения Андрея Битова, Венедикта Ерофеева, Саши Соколова и некоторых других авторов, которые впоследствии (в конце 1980-х годов) были оценены как первые шаги русского постмодернизма, во многом предопределившие его дальнейшую динамику.

Есть множество точек зрения на феномен постмодернизма. Многие ученые и философы занимались трактовкой и интерпретацией постмодернистских текстов. В нашей дипломной работе мы остановимся на феномене постмодернизма в литературе, а точнее – будем рассматривать механизмы построения и функционирования симулякра постмодернистских художественных текстах.

Ж. Деррида говорит о том, что «нет ничего, кроме текста»7. Согласно данной точке зрения, мир, вся окружающая реальность должны восприниматься как один большой текст со множеством его интерпретаций. Мир для постмодерна выступает как текст. Его можно сравнить также с гипертекстом, тогда как отдельно взятый художественный текст будет интертекстом, отсылкой к другому тексту, при этом невозможно найти первоначальный источник, на который можно ссылаться8.

Но такие трактовки текста свойственны, прежде всего, постструктурализму. В.П. Руднев в «Словаре культуры 20 века» акцентирует внимание на том, что постмодернизм отталкивается, в первую очередь, от модернизма. Непосредственными предшественниками его являются постструктурализм и деконструкция как философский метод. Последние два понятия чрезвычайно близки основным установкам постмодернизма: они «свели историю и философию к поэтике». Главный объект постмодернизма — Текст с большой буквы. Различие между постмодернизмом и постструктурализмом автор видит в том, что постструктурализм в своих исходных формах ограничивается сферой философско-литературоведческих интересов, а постмодернизм уже в 1980-е годы стал претендовать на выражение общей теоретической надстройки современного искусства, философии, науки, политики, экономики, моды.

Вторым отличием постмодернизма от предшественников В.П. Руднев считает отказ от серьёзности и всеобщий плюрализм. Здесь, по-видимому, дело в том, что постмодернизм явился проводником нового постиндустриального общества, сменившего или, по крайней мере, сменяющего на Западе традиционное буржуазное индустриальное общество. В этом новом обществе самым ценным товаром становится информация, а прежние экономические и политические ценности - власть, деньги, обмен, производство - стали подвергаться деконструкции.

В постмодернизме господствует всеобщее смешение и насмешливость над всем, одним из главных его принципов стала «культурная опосредованность», или цитата. «Мы живём в эпоху, когда все слова уже сказаны»,— обронил как-то Аверинцев, - поэтому каждое слово, даже каждая буква в постмодернистской культуре — это цитата.

Другой фундаментальный принцип постмодернизма - отказ от истины. Истина — это просто слово, которое имеет только значение, представленное в языковой системе. Важнее при этом — не значение слова и его смысл, его этимология, а то, как оно употреблялось раньше. Постмодернисты видят истину только как элемент текста, как сам текст. Текст вместо истории. История — не что иное, как история прочтения, интерпретации текста9.

В сущности, постмодернистская филология есть не что иное, как утончённый поиск цитат и интертекстов в том или ином художественном тексте. Не даром Р. Барт отмечает, что «всякий текст есть между-текст по отношению к какому-то другому тексту, но эту интертекстуальность не следует понимать так, что у текста есть какое-то происхождение […] текст же образуется из анонимных, неуловимых и вместе с тем уже читаных цитат без кавычек»10.

Важной чертой постмодернизма является особое отношение к реальности. Постмодернизм был первым (и последним) направлением 20 в., которое открыто призналось в том, что текст не отображает реальность, а творит новую реальность, вернее даже, много реальностей, часто вовсе не зависимых друг от друга. Ведь любая история, в соответствии с пониманием постмодернизма, - это история создания и интерпретации текста. Откуда же тогда взяться реальности? Реальности просто нет. Если угодно, есть различные виртуальные реальности, которые появляются благодаря симулякрам и процессу коммуникации (в широком понимании данного термина, т. е. в том числе и в процессе чтения художественного произведения).

Постмодернизм тем самым разрушил самую главную оппозицию классического модернизма - неомифологическую оппозицию между текстом и реальностью, сделав ненужным поиск, и, как правило, мучительный поиск границ между ними. Теперь поиск прекращен: реальность окончательно не обнаружена, имеется только текст.

На место пародии классического модернизма приходит пастиш (от итал. pasticco - опера, состюленная из кусков других опер; попурри.. Он отличается от пародии тем, что теперь нечего пародировать, нет того серьёзного объекта, который мог бы быть подвергнут осмеянию. По тем же причинам место классического интертекста в постмодернизме занял гипертекст.

В сущности, постмодернистская филология есть не что иное, как утончённый поиск цитат и интертекстов в том или ином художественном тексте.

Известный русский филолог и литературовед И.П. Ильин считает, что постмодернизм сразу стал претендовать как на выражение общей теории искусства вообще, так и особой «постмодернистской чувствительности» — специфического постмодернистского менталитета. В результате он стал осмысляться как выражение «духа времени» во всех сферах человеческой деятельности: искусстве, социологии, философии, науке, экономике, политике.

Основные понятия, которыми оперируют сторонники этого направления, — это «мир как хаос» и «постмодернистская чувствительность», «мир как текст» и «интертекстуальность», «кризис авторитетов», «двойное кодирование», «противоречивость», «фрагментарность повествования», «пастиш», «метарассказ».

Специфическое видение мира как хаоса, лишённого причинно-следственных связей и ценностных ориентиров, «мира децентрованного», представляющегося сознанию лишь в виде иерархически неупорядоченных фрагментов и получило определение «постмодернистской чувствительности» как ключевого понятия постмодернизма.

Постмодернизм, как и любая другая эпоха в искусстве, немыслима вне идейных, философских, эстетических и политических течений своего времени. И стилистика постмодернизма, разумеется, диктуется определённым мировидением. Любое повествование всегда требует интерпретаций и в силу этого не только представляет, но и воспроизводит и перевоссоздаёт реальность в восприятии человека.

Специфично и отношение постмодернизма к проблеме собственного смысла: ставится под сомнение существование в современных условиях смысла как такового. Автор имеет дело, помимо данной художественной действительности, и с предшествующей, и с современной ему литературой, с которой он находится в постоянном диалоге, понимаемом как борьба писателя с существующими литературными формами. Положение, что история и общество могут быть прочитаны как текст, привело к восприятию человеческой культуры как единого интертекста, который, в свою очередь, служит как бы предтекстом любого вновь появляющегося текста11.

В. Курицин в своей работе, посвящённой постмодернизму12 пишет, что «постмодернизм — это культура, замкнутая на самой себе, а «окружающая реальность» — тоже часть культуры, живущая и оцениваемая по эстетическим законам». В постмодернизме нет фиксирования объекта и субъекта, нет в нём и результата: постмодернистский текст — не готовая вещь, а процесс взаимодействия художника с текстом, текста с пространством культуры, текста с художником и с самим собой. «Текст» описывает «мир» так же, как и «текст» описывается «миром». Они находятся внутри друг друга.

Проявляется постмодернистское сознание на самых разных уровнях.

Самый примитивный, самый «внешний» — это обильная цитатность и центонность сегодняшних текстов. Постмодернизм — опыт непрерывного знакового обмена, взаимопровокаций и перекодировок. Постоянный обмен смыслами стирает различия между «своим» и «чужим» словом: введённый в ситуацию обмена, знак становится потенциальной принадлежностью любого участника обмена. Постмодернистский текст практически не имеет границ: его интерес к контексту настолько велик, что очень трудно понять, где заканчивается «произведение» и начинается «ситуация». Это - открытая структура, с готовностью принимающая в себя голоса контекстов.

В.Курицын называет постмодернизм «новой первобытной культурой» и вычленяет три группы признаков, типологически рифмующих нынешнюю культуру с древней, первобытной:

  1. В постмодернизме явственна тенденция к синкретизму, к переплетению, слиянию разных искусств, к единству видов и жанров. Изобразительное искусство переплетается с музыкой, театр с литературой, «традиционно» художественные тексты с неоформленным материалом газетных статей и т.п.

  2. В постмодернизме, как и в «старой», первобытной, культуре размывается категория авторства. Художник — часть непроницаемого, неуправляемого пространства, не имеющего ни начала, ни конца, не зависимого от его решений или действий. Пишутся полимсесты— тексты, написанные «поверх» существующих ранее текстов.

  3. Ещё одна «первобытная» характеристика постмодернизма — его ритуальность. Никогда раньше в культуре не было такого расцвета действ, ритуальность которых является едва ли не единственным их смыслом. Акции, хеппинги могут, конечно, иметь неритуальное значение, но в центре — сам факт переживания действ, рефлексия по поводу участия в акции. Постмодернист работает внутри текста: он и элемент постмодернистской акции, и участник, переживающий саму акцию и своё участие в ней как ритуал, приобщающий к единому, «нерасчленённому» миру.

И ещё один вопрос, которого касается В. Курицын в своей статье, это вопрос о качестве, об уровне нашего постмодернизма. Автор считает, что в постмодернизме категория качества начинает размываться, т.к. он, во-первых, избегает иерархичности; а, во-вторых, культура, заворачивающаяся на самой себе, мало озабочена тем, как она выглядит со стороны: её качество — умение соответствовать самой себе.

Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что постмодернизм – культурный феномен 20 века, существующий не только в литературе, но и во всех других сферах человеческой деятельности, для которого свойственны принципиальная открытость, цитатность, интер- и гипертекстуальность. Основной проблемой постмодернизма является проблема интерпретации того или иного явления. Важнейшими понятиями постмодернизма являются «постмодернистская чувствительность», «игра структуры», «игра истины» и др.

Кроме того, важным при построении текста становится понятие «симулякра». Поскольку постмодернизм в литературе – это и особый стиль написания текста, который предполагает цитирование, а следовательно, и свою особую авторскую интерпретацию исходного текста, которая в свою очередь порождает новые метафоры и интертекстуальность, то главным принципом постмодернизма и, в частности поструктурализма, является деконструкция. Термин был введен впервые Жаком Лаканом, а теоретическое осмысление получил в работах Ж. Деррида13. Деконструкция предполагает переконструирование традиционной структуры, «перевертывание терминов оппозиции, реконструирование, что расширяет нормы текстуальных и дискурсивных практик»14.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Дипломная работа iconА. Г. Витренко дипломная работа по переводу
Витренко А. Г. Дипломная работа по переводу: Меодические рекомендации по написанию курсовых и дипломных работ для студентов 1У и...

Дипломная работа iconДипломная работа
Вступление

Дипломная работа iconДипломная работа специалиста (выпускная работа бакалавра) представляется...

Дипломная работа iconДипломная работа
Теоретико-методологические основания конструирования социальных проблем

Дипломная работа iconДипломная работа не менее 65 страниц без приложения
Курсовая работа выполняется на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210 Х 297 мм). Иллюстрированный материал (таблицы, схемы,...

Дипломная работа iconДипломная работа Социальная и экономическая интеграция в современном мире
Предпосылки возникновения современной экономической интеграции стр. 6

Дипломная работа iconДипломная работа
Формирование военно-политической стратегии Византийской империи в эпоху Юстиниана Великого (анализ концепции Э. Литвака)

Дипломная работа iconДипломная работа (др )
Итоговая государственная квалификационная аттестация регулируется Положением об Итоговой государственной аттестации выпускников высших...

Дипломная работа iconДипломная работа студентки 5 курса 4 группы дневного отделения специальности «Юриспруденция»
Общая характеристика категории «добросовестность» в гражданском праве россии 7

Дипломная работа iconДипломная работа на тему: Технология извлечения из твердых бытовых отходов
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную