Российской федерации федеральное агентство по образованию благовещенский государственный






НазваниеРоссийской федерации федеральное агентство по образованию благовещенский государственный
страница1/11
Дата публикации19.02.2015
Размер1.8 Mb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра всемирной истории


АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

СОВРЕМЕННОСТИ


Материалы 4-й научно-практической

конференции «Альтернативный мир»

(Благовещенск, 23 октября 2009 г.)

Выпуск 3

Благовещенск

Издательство БГПУ

2009



ББК 66. 4(0)

А 43

Печатается по решению редакционно-издательского совета Благовещенского государственного педагогического университета



АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ: материалы 4-й научно-практической конференции «Альтернативный мир» (Благовещенск, 23 октября 2009 г.). Вып. 3. / отв. ред. Д. В. Буяров. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2009. – 152 с.

В сборник включены материалы выступлений студентов, аспирантов и преподавателей БГПУ на научно-практической конференции «Альтернативный мир», которая состоялась 23 октября 2009 года. Конференция «Альтернативный мир» является ежегодной и посвящена изучению актуальных проблем социально-политического развития стран мира на современном этапе. Мир в 2000-е гг. характеризуют такие тенденции и процессы, как развитие глобализации, неолиберальной модели, усложнение системы международных отношений, усиление позиций США. Вместе с тем современный мир стремится к многополярности, при равноправии социально-экономического и политического развития, когда многие страны выбирают свой альтернативный путь развития. В представленных работах участники конференции рассматривают ряд важных проблем политического развития стран мира.

ISBN 978-5-8331-0186-5  Издательство БГПУ, 2009
Е. В. Афонасенко
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ

МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

В СОПРЯЖЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ

ПРИГРАНИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ДАЛЬНЕГО

ВОСТОКА РОССИИ И СЕВЕРО-ВОСТОКА КИТАЯ
Сегодня, в условиях повсеместного расширения межкультурных связей и отношений, интенсивных межэтнических контактов, характерных для современной исторической эпохи глобализации и всемирной аккультурации, практически ни одна этническая общность не способна существовать в изоляции от других народов. Каждый этнос в той или иной степени открыт для восприятия достижений других культур и одновременно готов поделиться собственными культурными ценностями. Своеобразные связи, специфика отношений субъекта к миру и к себе формируются и развиваются во взаимодействии, в процессе влияния людей друг на друга, порождающего особенности их отношений, восприятий, стереотипов, симпатии и антипатии.

Межкультурное взаимодействие предполагает формирование особой динамической системы отношений, в которой воспроизводятся системно значимые характеристики разных культур, ценностные ориентации, установки, нормы, происходят их взаимопроникновение и интеграция, изменение и в самих культурах взаимодействующих этносов, которые приводят к различным результатам. А.П. Садохин фиксирует следующие виды таких трансформаций1: 1 – прибавление происходит в случае, если один этнос, сталкиваясь с другим, осваивает некоторые его достижения; 2 – убавление, если в результате взаимодействия этнос теряет ряд своих традиционных навыков и умений; 3 – обеднение. Здесь речь идет о разложении, деструкции культуры; 4 – усложнение происходит под влиянием более богатой культуры, культура исходного этноса претерпевает изменения, становится более сложной.

Таким образом, далеко не всегда взаимовлияние культур ведет к положительным результатам. Во многом это связано с тем, что проницаемость культурных границ, массированное, а иногда и агрессивное влияние инородных значений и смыслов вызывают переосмысление ценностей традиционной культуры, приводят к неоднозначности понимания норм морали и нравственности. Происходят изменения и трансформации в содержательном наполнении этнического самосознания. Оно приобретает новые интегральные характеристики и качества. Происходит размывание этнической идентичности, а в крайних вариантах может вызывать такое психологическое явление, которое ученые называют «этническая маргинальность», суть его определяется потерей культурного и психологического контакта как со своей традиционной культурой, так и с другими культурами.

Психологам хорошо известно, что для индивида переживание кризиса собственной этнической идентичности, связанное с утратой культурных ценностей, которые являются фундаментальными, стержневыми элементами развития и бытия личности, вызывает психическую дезадаптацию в окружающем мире, становится базой для наркомании, алкоголизма и других форм девиантного поведения, психических расстройств.

В связи с этим на первый план выдвигается проблема сохранения этнической идентичности личности и развития этнического самосознания, а в целом эта проблема трактуется как проблема этнической и личностной безопасности.

Исторически в традиционном обществе формировались смысловые доминанты культуры, которые определяли этническое самосознание, самоидентификацию того или иного этноса. При этом, безусловно, традиционное общество имело в виду проблему общей этнической и личностной безопасности – так или иначе оно трактовало для себя правила взаимоотношений среди своего этноса и с другими этносами. Это всегда были от ношения «мы – они», «свой – чужой», «друг – враг»2.

Особенно эта проблема ощутима в регионах, где сталкиваются интересы крупнейших держав мира. Дальневосточный регион России испытывает вызов со стороны соседних азиатских стран, и прежде всего Китая, готового к «мирной колонизации» дальневосточных российских территорий.

Сегодня во всем мире наблюдается тенденция усиления роли Китая в международных интеграционных процессах. Достижения Поднебесной в экономическом развитии, ее открытость внешнему миру, при сохранении своей самобытности, являются привлекательными для других народов. Тезис о формировании мировой культуры на основе полной «вестернизации» всех стран представляется сегодня не вполне уместным перед натиском успехов модернизации Китая и его выходом на мировую арену. Ему на смену приходят довольно аргументированные предположения о «китаизации» мировых цивилизаций в условиях нарастающего кризиса ценностей западного общества.

Эта проблема особенно актуальна и современна для Дальнего Востока России: в настоящее время для многих россиян, проживающих на приграничных территориях, Китай является источником дохода, а для малообеспеченных слоев населения единственным способом заработка. Неразвитость инфраструктуры, удаленность от культурных центров, демографические проблемы, депопуляция русского населения ставят россиян в зависимость от китайского соседа. В условиях конкуренции победу одерживают дешевые китайские товары; китайская бытовая культура становится все более привлекательной для россиян, обыденным явлением для большинства жителей приграничных территорий становятся частые поездки в Китай.

На сопредельных приграничных территориях Дальнего Востока России и северо-востока Китая происходит, с одной стороны, столкновение непохожих миров, уникальных традиций и ментальностей, а с другой, такая ситуация межэтнического взаимодействия способствует нарастанию взаимовлияния культур, интеграции материальных и духовных ценностей ближайших соседей.

В настоящее время многие исследователи3 отмечают у русских Дальнего Востока своеобразный культурный полиморфизм, обнаруживающий себя в высоком уровне неадекватной лояльности к чужеродным элементам, в восприимчивости к культурным заимствованиям, культурной и религиозной маргинализации. По социологическим опросам, проведенным в конце 90-х гг. прошлого столетия, русские, проживающие на дальневосточных территориях, лидируют среди других регионов России по числу людей, не знающих этнического происхождения своих предков.

Необходимость обращения к исследованию феноменологии этнического самосознания молодежи России и Китая в условиях взаимодействия культур продиктована включением следующих актуальных проблем:

  • вопросами сохранения этнической идентичности личности и развития этнического самосознания в контексте взаимодействия и взаимопроникновения культур. Это обусловлено прежде всего аспектами этнической и личностной безопасности. Сегодня эта проблема, помимо сохранения ценностей традиционного общества, определяется опасностью кардинальной перестройки общественных отношений и общественного сознания. Такой путь развития несет в себе угрозу потери культурной целостности существования государства;

  • необходимостью научного обоснования и анализа глубинных трансформаций в отношениях человека как представителя конкретного этноса к самому себе, другим людям, к окружающему его миру. В настоящее время, несмотря на многообразие подходов к изучению этнического самосознания, остается большое количество нерешенных вопросов, связанных с приобретением носителями сложившегося типа этнического самосознания качественно новых характеристик, обусловленных глубинной реконструкцией и преобразованием современных мировых процессов;

  • изменением на современном этапе развития общественных и межэтнических отношений, характера базовых социальных норм в различных сферах жизни этнофоров, появлением инноваций в содержании морального сознания. Включение в проблемное поле этнического самосознания вопросов ценностных ориентаций, традиций и новшеств, общего и национально-особенного, выделение «своего» и «чужого» в ментальности этносов должно позволить раскрыть особенности содержательного наполнения этнического самосознания в контексте конкретно-исторической ситуации межкультурного взаимодействия;

  • отдельным аспектом проблемы – этнической спецификой морального сознания. В этнической психологии и психологии личности наблюдается недостаток сравнительных кросскультурных исследований, которые могли бы показать уникальность и универсальность моральных принципов современных этносов. Выявление особенностей морального сознания представителей традиционных культур позволит всем сторонам, включенным во взаимодействие строить толерантные отношения;

  • проблемами, возникающими в условиях взаимодействия этносов на сопредельных приграничных территориях. Это обстоятельство исторически формирует так называемую зону наибольшей концентрации негативной психологической энергии защитного или наступательного характера, зону наибольшей психологической напряженности;

  • проблемами этнической идентичности в контексте: соотношения процессов интеграции и дезинтеграции, проявлений этнической толерантности, формирования этнических стереотипов, культурных различий в ситуации сопряженного межкультурного взаимодействия;

  • необходимостью уделять внимание изучению этнического самосознания учащейся молодежи как наиболее сензитивной части этноса, эффективно присваивающей идеи этнических коллизий и реагирующей на происходящие изменения.

Цель нашего исследования состояла в том, чтобы: 1 – показать, как особенности межкультурного взаимодействия, а именно расширение и интенсификация межкультурных связей и отношений, исторически сложившаяся региональная социокультурная специфика сопряженного геополитического пространства, влияют на феноменологическую сущность этнического самосознания тесно контактирующих этносов; 2 – показать, как специфическая ситуация этнокультурного взаимодействия изменяет содержательную характеристику структурных звеньев самосознания и как функционируют в этих условиях психологические механизмы идентификации и обособления, лежащие в основе потребности человека в безопасности.

Нами были выделены следующие особенности этнического самосознания в условиях этнокультурного взаимодействия:

  1. В содержании этнического самосознания современной учащейся молодежи России в условиях межкультурного взаимодействия доминируют ценностные ориентации, основанные на присвоении ценностей, порождаемых современными мировыми тенденциями глобализации и интеграции культур и заметно снижающих значимость сохранности традиционной культуры.

В то же время содержательное наполнение структурных звеньев самосознания современной учащейся молодежи Китая в условиях взаимодействия культур остается в большей мере фиксированным на традиционных ценностях, которые позволяют сохранять уникальные ментальные особенности китайцев.

  1. Этническое самосознание молодежи России и Китая в условиях взаимодействия культур обнаруживает свою специфику в проявлениях этнической толерантности. Современная геополитическая ситуация, ориентированная на добрососедские отношения и сотрудничество между двумя сопредельными государствами, вызывает повышение уровня этнической толерантности, а также снижение конфликтного потенциала как у российской, так и у китайской молодежи.

  2. В современных условиях сопряженного существования и взаимодействия культур фундаментальная оппозиция «Мы – Они» в содержании самосознания молодежи России и Китая претерпевает явные изменения. Антагонизм «свой – чужой» ослабляет свои позиции. «Они» обеими сторонами рассматриваются не как «чужие» или «враги», а как «иные», «другие». В новой ситуации межкультурного взаимодействия, проницаемости и открытости культурных границ у россиян и китайцев возникает реальная заинтересованность в познании друг друга, установлении межкультурного диалога.

  3. В условиях исторически сложившегося опыта межкультурного взаимодействия в ситуации совместного проживания представителей разных этносов на дальневосточных территориях у молодежи России преобладающей стратегией в ситуации межкультурного взаимодействия является тенденция интеграции и минимизация тенденций сепарации. У молодежи Китая в условиях взаимодействия культур доминирующей стратегией также является интеграция, но при сохранении культурного партикуляризма.

  4. Моральный контекст этнического самосознания обусловлен этнокультурной спецификой и презентирует себя в ценностных ориентациях, суждениях, нормах и предпочтениях в ситуациях обыденной жизни. В условиях взаимодействия культур в содержании этнического самосознания могут существовать как сходные, так и различные типы морального сознания. Этнокультурные факторы детерминируют качественный характер особенностей морального сознания этносубъектов, выраженный в онтологическом статусе (наличии некоторой ценности, как таковой).

О. Н. Бархатова
ЗАПАДНАЯ КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ

XX ВЕКА: НЕОМОДЕРНИЗМ
В 60-е гг. XX в. отвлечённые течения неоавангарда (медиативное искусство, абстрактный экспрессионизм и его направления – живопись действия, ташизм, информель) стали терять свои позиции и уступили место неомодернизму. Неомодернизм (или поздний модернизм) продолжал последовательно развивать модернистские концепции первой половины столетия, стремясь преобразовать окружающее пространство в некое новое качество. Одним из наиболее распространённых направлений англо-американского неомодернистского искусства, возникшего как реакция на считавшуюся тогда элитарной абстрактную живопись с её отрывом от реальности, стал поп-арт (от англ. pop-art – популярное, общедоступное искусство).

Поп-арт – первое широкое проявление, предтеча Пост-культуры, на основе которого складывалась художественная практика второй половины XX в. Популярное искусство, с одной стороны, отражало идеологию, стереотипы и идеалы общества массового потребления как значимую реальность современной жизни. С другой стороны, но в гораздо меньшей степени, оно демонстрировало её неприятие.

Теоретическое осмысление поп-арта началось в Англии в 1952-1955 гг., когда в Лондоне, в Институте современного искусства образовалась «Независимая группа» архитекторов, художников и критиков (Р. Хэмилтон, Э. Паолоцци, Л. Эллуэй, Р. Бэнхем, П. Блейк, А. Джонс, Д. Хокни и др.). Слово «pop», сокращённое от полного «popular», было использовано критиком Л. Эллуэем для обозначения нового эстетического мировосприятия, согласно которому все предметы и события, то есть вся повседневная среда обитания обывателя, приобретали художественную значимость и ценность. Распространению этой идеи в немалой степени способствовали дизайн и телевидение, стиравшие в глазах зрителей грань между искусством и жизнью. Формальным рубежом возникновения поп-арта считается 1960 г.

Идеологи поп-арта провозгласили принцип «возвращения к предмету». Продолжая экстравагантные опыты дада, реди-мейд Дюшана4, сторонники этого направления растворяли искусство в жизненной среде. Они предприняли попытку уравнять в правах элитарную (высокую) культуру и потребительскую популярную субкультуру. Любой предмет обыденной реальности или его фрагмент, извлечённый из утилитарно-функциональной среды и помещённый в контекст художественного пространства, поэтизировался и становился (наряду с классикой) полноправным произведением искусства. Повседневность, развитая в поп-арте, создавала неограниченные возможности для творческой энергии художника (к примеру, разнообразные варианты композиций одного и того же предмета или трансформация его изображения). Это искусство легко тиражируемое, рассчитанное на массовую аудиторию, дешёвое. Мастера поп-арта по манере исполнения, содержанию, материалам, создаваемым произведениям (артефактам) существенно отличались друг от друга. И потому, как и другие направления искусства XX в., поп-арт представляет собой неоднородное, очень пёстрое художественное движение.

В искусствоведении произведения поп-арта подразделяют на два вида: 1) статистические (коллаж, традиционная живопись с элементами коллажа, поп-скульптура, объект, ассамбляж, инсталляция); 2) поп-артистические действия (хэппенинг, энвайронмент, акция, перформанс, кинетическое искусство).

Ранние произведения поп-арта – коллажи и традиционная живопись с элементами коллажа5. При их создании использовались различные материалы – этикетки, вырезки из рекламных проспектов и популярных журналов, фотографии, газеты, ткань, обломки дерева, гипса, осколки стекла и т. п. (Э. Паолоцци, Р. Хэмилтон). Они должны были демонстрировать американский жизненный стандарт: предметы обихода (мебель, бытовую технику, домашний интерьер) и имиджи массовой культуры (голливудские боевики, модные журналы, популярные «звёзды» и т.п.). Впоследствии материалы и техника создания поп-произведений стали расширяться и усложняться. Появились объекты, поп-скульптуры, инсталляции, ассамбляжи, в которых использовались вещи, бывшие в употреблении, другие бытовые материалы, в том числе и упаковочные (картон, тара), а также бытовой мусор.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской федерации федеральное агентство по образованию благовещенский государственный iconРоссийской федерации федеральное агентство по образованию тихоокеанский государственный
Ярославцева С. В. Валютное регулирование и валютный контроль. Учебный материал. 2006. – 86 с

Российской федерации федеральное агентство по образованию благовещенский государственный iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Нижегородский...
Рекомендовано умо по образованию в области финансов, учёта и мировой экономики в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся...

Российской федерации федеральное агентство по образованию благовещенский государственный iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Санкт-Петербургский...
Направление подготовки 020200 политология бакалавриат, 030201 политология специальность

Российской федерации федеральное агентство по образованию благовещенский государственный iconГосударственная программа российской федерации
Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу...

Российской федерации федеральное агентство по образованию благовещенский государственный iconФедеральное агентство по образованию российской федерации
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Российской федерации федеральное агентство по образованию благовещенский государственный iconМинистерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию
Постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 2008г. №152 «Об обучении граждан Российской федерации по программе военной...

Российской федерации федеральное агентство по образованию благовещенский государственный iconФедеральное агентство по образованию Российской федерации
График «перепроизводства» и «дефицита» как административной деформации равновесного рынка

Российской федерации федеральное агентство по образованию благовещенский государственный iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию гоу впо...
Методические рекомендации по выполнению контрольных работ для студентов заочного факультета (для групп буа; бут; эпп; Этр; мен; эт;...

Российской федерации федеральное агентство по образованию благовещенский государственный iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию
Учебно-методическое пособие подготовлено в соответствии с программой изучения курса "Культурология" для высших учебных заведений

Российской федерации федеральное агентство по образованию благовещенский государственный iconФедеральная целевая программа «Развитие водохозяйственного комплекса...
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральное...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную