Российской Федерации Федеральное агентство по образованию






Скачать 489.16 Kb.
НазваниеРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию
страница1/6
Дата публикации08.09.2017
Размер489.16 Kb.
ТипПрограмма курса
e.120-bal.ru > Культура > Программа курса
  1   2   3   4   5   6

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию




Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна»



В. М. ДОБРОШТАН
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Учебно-методическое пособие

(для студентов заочной формы обучения)


Санкт-Петербург

2007

Учебно-методическое пособие подготовлено в соответствии с программой изучения курса "Культурология" для высших учебных заведений.

В нем содержатся основные указания по изучению курса, тезисы установочных лекций, темы рефератов, вопросы для экзамена и библиографический список.


Составитель:

доктор культурологии, профессор В. М. Доброштан

© В. М. Доброштан

Введение



Культура принадлежит к числу социальных явлений, играющих значительную роль в развитии общества. Культура – неотъемлемый атрибут человеческого существования. Вот почему многие науки, в первую очередь гуманитарные, в той или иной степени обращены к исследованию культуры и мира человека. Языкознание и филология, история и философия, этнология и экономика, юриспруденция и этика, искусствознание и эстетика, психология и педагогика, антропология и теология изучают различные сферы культуры.

Специализация и дифференциация гуманитарных наук отражают потребность в тщательном и детальном знании социальной и культурной реальности. Однако "узкая глубина" нередко становится препятствием в понимании культурных процессов, ограничивает возможности познания. Каждая из наук дает частичное знание о культуре, не исчерпывает всего многообразия такого сложного явления как культура. Так возникает тенденция к интеграции со смежными науками, значительно расширяющая диапазон исследований.

Общую тенденцию к интеграции наук о культуре выражает культурология – наука, которая исследует сущность и структуру культуры, процессы ее возникновения и функционирования, национально-этническое своеобразие культур народов мира и отдельных регионов, ценности и творческие достижения человечества, становление духовного мира личности и возможности самореализации, механизмы и средства трансляции от поколения к поколению, сохранение культурного наследия как памяти человечества.

Программа курса культурологии соответствует Федеральному образовательному стандарту. В ней нашли отражение такие разделы, как история мировой культуры, история культуры России, теория культуры и др. Планы занятий предполагают знакомство студентов с огромными пластами мировой и отечественной культуры в широком диапазоне от видов и жанров художественной культуры до нравов и научных традиций цивилизаций. Базовый курс культурологии позволяет удовлетворить нравственные и художественные запросы студентов за счет выявления скрытой связи исторических и культурных процессов в жизни современной России.

Культурология тесно связана с другими гуманитарными и социально-экономическими дисциплинами, которые изучаются студентами. Так, культурология опирается на богатый материал, который имеется в курсе "Отечественной истории". Она дает основания для изучения курса "Педагогики и психологии". Некоторые проблемы развития культуры современного общества изучаются в курсах "Философии", "Политологии", "Социологии", "Экономической теории" и других дисциплин. В этом смысле культурология является интегральной дисциплиной, а знания, которые студент получает в ходе изучения курса, необходимы специалисту любой специальности.


ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИЙ
Тема 1. Культура как общественное явление
Слово «культура» появилось свыше тысячи лет тому назад.

В переводе с латыни «cultura» означает «возделывать», «обрабатывать». Первоначально это слово применялось как агротехнический термин, т. е. обработка земли, возделывание почвы и т. п. Впоследствии данный термин стали применять в переносном смысле – применительно к воздействию на человека.

Слово «культура» в современном понимании стало употребляться в словарях с конца 18 века. В России этот термин впервые отражен в «Карманном словаре иностранных слов» Н. Кириллова в 1846 г. До этого содержание слова «культура» передавалось словами «образованность», «просвещение».

Наиболее распространенные подходы

к объяснению культуры:

  1. Культура - это способ и содержание жизнедеятельности людей, отличающие ее от жизни растений и животных.

Отличия культуры от флоры и фауны: производство, хранение, распределение и потребление материальных и духовных ценностей; общественные институты; нормы и принципы жизнедеятельности; система общественных отношений и видов деятельности.

  1. Культура - это более высокий уровень развития общества.

Ее признаки: возникновение производства взамен присваивающего способа жизнедеятельности людей; смена полигамной семьи моногамной и обретение индивидом имени; появление государства и права; возникновение письменности и грамотности людей; организованное строительство жилищ, дорог, культовых и производственных зданий; становление морали и искусства; возникновение монотеистических религий; создание орудий и средств осуществления вооруженного насилия.

  1. Культура - это содержание жизни этнической общности или особого ее периода.

Ее признаки: наличие территории; государственность; национальный язык или диалект; естественный (для рода и племени) или осознанно формируемый (для нации и совокупности наций) способ жизнедеятельности; национальная психология; национальные верования; особенности быта; специфика нравственности; национальное искусство и др.

  1. Культура - это сфера искусства.

Искусство является одним из видов духовной культуры общества. Оно имеет свои способы и формы выражения. Искусство изучает специальная наука - эстетика. Специфика искусства выражается в художественно-образном воспроизведении жизни людей и природы.

Определение культуры:

Культураэто способ жизнедеятельности людей по производству и усвоению материальных и духовных ценностей, по созданию и совершенствованию системы общественных отношений.

Типология культуры.

В зависимости от выбранных оснований возможно выделение следующих типов (видов) культуры:

  1. Материальная и духовная культура (по двум основным видам деятельности человека).

  2. Политическая, экономическая, правовая, эстетическая, экологическая и др. (по содержанию профессиональной деятельности человека).

  3. Прогрессивная и реакционная культура (по влиянию культуры на общественное развитие).

  4. Религиозная и светская («нерелигиозная») культура (по связи культуры с религией).

  5. Самобытная (национальная, локальная) и мировая (общечеловеческая) культура.

  6. Доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная культура (по связи культуры с научно-техническим прогрессом).

  7. Исторические типы культуры (культуры, которые соответствуют основным историческим эпохам человечества: культура древних обществ – до 5 в. н.э., культура средних веков – 6-14 вв., культура Возрождения и Реформации – 15-16 вв., культура Нового Времени –17-19 вв., современная культура –20-21 вв.).

Понятие «культурный человек»


Культурный человекэто личность, усвоившая и умеющая использовать на практике систему знаний, умений, навыков, норм общения и социального опыта, присущих определенному общественному строю.

Понятие «культурный человек» может включать в себя следующие элементы:

Овладение личностью приемами и навыками профессиональной и социальной деятельности, которые присущи данному уровню развития общества (цивилизации).

Усвоение языка собственного народа и других народов.

Приобщение человека к духовным ценностям.

Получение навыков личного и делового общения (культура поведения).

Сохранение и укрепление собственного здоровья (правила гигиены, физическая культура).

Развитие мышления (знание приемов и способов мышления (законов логики), умение выразить свои мысли письменно или устно, чистота языка).
Тема 2. Возникновение культуры
5 млрд. лет существует Солнечная система; 4,6 млрд. лет назад сформировалась Земля; 3 млрд. лет назад зародилась жизнь на Земле; 14-15 млн. лет назад появились гоминиды; 350 тыс. лет назад начало формироваться общество. Современное общество, которое обладает таким признаком, как культура, существует 6-7 тыс. лет (2 тыс. лет новой эры и 4-5 тыс. лет до н. э.)

Материально-физические предпосылки возникновения культуры:

переход живой природы на более высокий уровень – возникновение приматов; появление прямохождения у приматов; перегруппировка анатомии прямоходящих приматов; формирование пяти основных систем чувствования; стадный (групповой) образ жизни; развитие головного мозга; формирование первой (знаковой) сигнальной системы.

Социальные предпосылки формирования культуры:


возникновение речи; изготовление орудий труда; формирование и развитие семьи от полигамной к моногамной основе; появление первых видов производства; приобретение человеком имени; создание искусственных сооружений, одежды, новых продуктов питания; появление письменности; возникновение религии, нравственности, искусства.

Первые очаги культуры:


  • Шумерская; аккадская; вавилонская; ассирийская и др. – 5-2 тыс. лет до н. э., в междуречье Тигра и Евфрата (Месопотамия)

  • Древнеегипетская - 4-2 тыс. лет до н. э.

  • Древнеиндийская – 11-6 века до н. э.

  • Древнекитайская – 9-4 века до н. э.

Виды праславянской культуры:


  • Культура «ямочно-гребенчатой» керамики (лесная полоса Европы) – конец 4-го тысячелетия до н. э. – славяне, кривичи, вятичи, древляне, дреговичи, северяне, радимичи, поляне.

  • Трипольская культура (Триполье под Киевом) – 3-2 тыс. лет до н. э. – уличи, поляне, волыняне, тиверцы, анты и др.

  • Лужицкая культура (обл. Лужица в Восточной Германии) – 13-4 вв. до н. э. – кривичи, дреговичи, северяне, радимичи.

  • Белогрудовская культура (лесостепная часть Приднепровья) – 11-8 вв. до н. э.

  • Киевская Русь – первое государство у восточных славян – 8-9 века н. э.

Способы становления культуры


  1. Выделение человеком себя из природы.

Формы данного способа: магические заклинания; почитание природы; появление мифов, обычаев, погребальных и иных ритуалов; культ усопших; ведение подсечного земледелия; каменные и медные орудия труда; поселения замкнутого, кругового типа; начала ремесел; натуральный обмен продуктами питания и одеждой и др.

  1. Осмысление человеком самого себя.

Формы данного способа: вариативность мышления, поведения и деятельности; пользование огнем и орудиями; возникновение и развитие внутренней и внешней речи; способность формировать абстрактные образы в сознании и закреплять их в понятиях; осмысление конечности своей жизни и постоянства природы, движения небесных тел, смен времени года и др.

  1. Социогенез (социализация) человека.

Формы социализации: устный и письменный языки; совместный образ жизни; формирование этнических, расовых и др. социальных общностей с нормами и правилами жизни; дифференциация и совершенствование видов жизнедеятельности; переход от многофункциональности к узкой специализации; разделение физического и умственного труда; социальное расслоение и др.

Памятники, как результат формирования культуры


Памятники материальной культуры:

орудия труда и оружие; продукты ремесла; предметы быта; жилища; ирригационные сооружения; захоронения и др.

Памятники духовной культуры:

изображения на скалах, земле, деревьях богов; культовые постройки; эпос, мифы, фольклор; письменные источники; языки и их диалекты и т. п.

Тема 3. Социальные функции культуры


  1. Функция освоения и преобразования мираизменение окружающего мира, которое вытекает из потребности человека в средствах существования

  2. Коммуникативная функция вытекает из потребности человека в общении.

Общение может иметь смысл: антропологический, социальный, психологический, идеальный, специальный (семейное, игровое, просветительное, производственное и др.)

Основа коммуникации – языки (естественные и искусственные) и знаковые системы.

Условия коммуникации: технические; психофизиологические; социально-культурные.

Типы общения: традиционный; функционально-ролевой; личностный.

  1. Сигнификативная (или знаковая) функция (signification - от англ.- значение, придавать значение ч.-л., semein – от греч. – знак).

Значения выражаются в: наглядных образах, звуках, условных знаках, жестах, словах, приветствиях, украшениях, ритуалах, предметах одежды и пр.

Выработка значений обусловлена:

а) отсутствием сильных инстинктивных побуждений, которые характерны для животных;

б) потребностью сообразовывать свое поведение и стремления с общественными интересами и требованиями;

в) стремлением создать универсальную систему обозначений;

г) необходимостью закрепления и передачи социального опыта.

В значениях сочетаются моменты: побудительные; познавательные; оценочные.

  1. Функция накопления и хранения информациизакрепление результатов жизнедеятельности для передачи и использования в будущем.

Инструменты хранения информации – естественная память и вещественные средства.

  1. Нормативная (регулятивная) функцияподдержание равновесия в социальной системе. Регулирование жизнедеятельности осуществляется с помощью нормы.

Роль норм в общественной жизни:

поддерживают устойчивость традиций, институтов и пр; определяют наиболее разумные способы деятельности; утверждают ценности и идеалы; рекомендуют или запрещают использование каких-либо знаний; служат символами социальной и культурной принадлежности.

Виды норм – технические нормы, агроприемы, юридические нормы (законы), моральные нормы, правила этикета, правила гигиены, правила общежития, грамматические правила, законы логики, ритуалы, обычаи, традиции и др.

Формирование норм: стихийный процесс; целенаправленный процесс; заимствование из другой культуры.

6. Аксиологическая (ценностная) функцияформирование ценностных потребностей и ориентаций. Ценность – это личностно окрашенное отношение к миру.

Функция эмоциональной разрядки – снятие психических напряжений, возникающих в процессе жизнедеятельности.

Причины возникновения напряжений:

культурные предписания не всегда соответствуют потребностям человека; появление противоречий между различными идеалами и нормами культуры (Не убий!); несовместимость различных видов деятельности; неудовлетворенность духовных и физических потребностей человека (нереализованные намерения); неразрешимость различных конфликтов и др.

Способы эмоциональной разрядки:

смех и плач (индивидуально); праздники, карнавалы, пиршества, игры, ритуалы, театрализованные представления и т. п.; усложнение вида деятельности сверх практической надобности; увлечение новыми (другими) видами деятельности (помимо основной) – политика, религия, искусство, спорт и пр.

Функция защитыподдержание равновесия между человеком и природой, предохранение людей от опасностей.

Средства защиты:

технические (материальные) средства - огонь, одежда, жилье, оружие, специальные защитные средства (скафандры), прививки, лекарства, очки, химические и биологические средства; социальные (общественные) средства; психологические средства.

Факторы, влияющие на формирование культурологических взглядов

  1. Мера ограничения человека от природы.

  2. Состояние действительной жизни людей.

  3. Постепенное усложнение условий жизни.

  4. Возрастание многообразия и богатства общественных отношений.



  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской Федерации Федеральное агентство по образованию iconГосударственная программа российской федерации
Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу...

Российской Федерации Федеральное агентство по образованию iconФедеральное агентство по образованию российской федерации
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Российской Федерации Федеральное агентство по образованию iconМинистерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию
Постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 2008г. №152 «Об обучении граждан Российской федерации по программе военной...

Российской Федерации Федеральное агентство по образованию iconФедеральное агентство по образованию Российской федерации
График «перепроизводства» и «дефицита» как административной деформации равновесного рынка

Российской Федерации Федеральное агентство по образованию iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Нижегородский...
Рекомендовано умо по образованию в области финансов, учёта и мировой экономики в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся...

Российской Федерации Федеральное агентство по образованию iconРоссийской федерации федеральное агентство по образованию тихоокеанский государственный
Ярославцева С. В. Валютное регулирование и валютный контроль. Учебный материал. 2006. – 86 с

Российской Федерации Федеральное агентство по образованию iconРоссийской федерации федеральное агентство по образованию благовещенский государственный
Печатается по решению редакционно-издательского совета Благовещенского государственного педагогического университета

Российской Федерации Федеральное агентство по образованию iconФедеральная целевая программа «Развитие водохозяйственного комплекса...
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральное...

Российской Федерации Федеральное агентство по образованию iconИнистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российской Федерации Федеральное агентство по образованию iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию
Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную