1. Предмет культурологии. Культурология в системе социогуманитарного знания Науки о природе и науки о человеке: общее и различия. Х. Г. Гадамер о ведущих гуманистических понятиях образование, здравый смысл, способность суждения






Название1. Предмет культурологии. Культурология в системе социогуманитарного знания Науки о природе и науки о человеке: общее и различия. Х. Г. Гадамер о ведущих гуманистических понятиях образование, здравый смысл, способность суждения
страница1/21
Дата публикации04.09.2017
Размер2.43 Mb.
ТипКонспект
e.120-bal.ru > Культура > Конспект
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Конспект лекционного материала

по дисциплине

для специальности 080101.65 «Экономическая безопасность»

Мурманск

2013
Культурология: конспект лекций по дисциплине для обучающихся по специальности 080101.65 «Экономическая безопасность» / сост. канд. ист. наук, доц. кафедры общественных и естественных наук А.Г.Голов. – Мурманск: МАЭУ, 2013. – 175 с.

 Мурманская академия

экономики и управления, 2013
Конспект лекций

Тема 1. Предмет культурологии. Культурология в системе социогуманитарного знания


Науки о природе и науки о человеке: общее и различия. Х.-Г. Гадамер о ведущих гуманистических понятиях (образование, здравый смысл, способность суждения, вкус). Кризис науки и его последствия для гуманитарного знания. Предмет культурологии (возможность научного анализа культуры; проблема предельных, метафизических оснований культуры; основные культурологические вопросы: как возможна культура? и как возможно познание культуры?; ориентация на исследование смысловых констант бытия, задающих саму возможность самореализации личности). Основные направления культурологического анализа. Культурология как синтез социогуманитарного знания. Роль культурологии в диагностировании состояния культуры. Научное познание и познание обыденное: сходство и различия. Обыденное познание происходит от случая к случаю, и в нём задействуется чаще всего житейский разум (Klugheit, смышлённость). Научное познание есть познание систематическое, условие его – развитые постоянным упражнением рассудочные способности субъекта, а также умение следовать регулятивным идеям разума. «Наука есть не что иное, как хорошо натренированный здравый смысл» (Т. Гексли). Иногда учёному требуется нечто большее: умение ориентироваться в реальности, которая не имеет прямых аналогий со сферой житейского опыта (пример – субатомная реальность).

Критерии научного познания: 1. Наличие особых теоретических представлений о природе изучаемой реальности, построенных исследователем из установки рефлексивности (то есть с позиции субъекта, который реконструирует изучаемый предмет в форме теоретической модели). 2. Наличие методов, то есть неких устойчивых и признанных научным сообществом приёмов, которые позволяют добывать новое знание, проверять его и применять его на практике. 3. Наличие не просто отдельных удачных догадок, которые решают некоторые практические проблемы, а целостных теоретических систем, которые позволяют объяснить значимые аспекты изучаемого предмета на основе идеи мирового целого (как регулятива научного познания). 4. Наличие внутренних взаимосвязей между теоретическими системами, наблюдениями, проверкой знаний и их практической применимостью. 5. Социальное признание учёных. Идеал «республики учёных» в «Новой Атлантиде» Ф. Бэкона и в учении Ч. Пирса о неограниченном коммуникативном сообществе исследователей. Осуществлены ли эти идеалы в социальной реальности?

Научное познание как единство экспериментов и теоретической деятельности, которые обуславливают друг друга. Понятие парадигмы (Т. Кун): не отдельная теория, а целая система научных знаний находится в определённом отношении с реальностью. Формы научного познания: построение теорий, проведение экспериментов, решение «головоломок» (т.е. типичных задач согласования необычных явлений опыта с господствующей парадигмой). Структура парадигмы – наличие следующих уровней: а. базисных философских представлений, б. теоретического ядра и фундаментальных экспериментов, подтверждающих ядро; в. предохранительного пояса, преодолевающего эмпирические аномалии. Неизбежность научных революций и смены парадигм. Примеры смены парадигм.

Разделение наук на естественные и гуманитарные. «Науки о природе» и «науки о духе», их фундаментальное отличие (как различие сферы природы, подчинённой строгим законам, и сферы человеческого бытия, где присутствует момент свободного творчества). Главный метод естественнонаучного познания – математические моделирование. Учение Канта о прогрессе в науке как о постепенном распространении математического описания мира. Предпосылка математического метода – наделение изучаемых объектов характеристиками, которые сравниваются между собой. Ориентация естественнонаучного познания на всеобщее и пренебрежение индивидуальным. Усиление в современном естествознании тенденции к геометризации мира (природа есть проявление свойств и структуры многомерного пространства).

Ограниченность применимости метода математического моделирования к «наукам о духе»: невозможность полноценных количественных сравнений в сфере, где не исключены проявления свободы. Гуманитарные науки должны стремиться к наиболее полному описанию единичных, неповторимых событий или явлений (В. Виндельбанд, Г. Риккерт). Методы гуманитарного познания (перечисление). Герменевтический метод: истолкование текстов (или артефактов) с целью реконструкции духовного контекста их возникновения. Принцип «герменевтического круга». Феноменологический метод: стремление к открытию всеобщих структур сознания в субъективной деятельности людей иных культур или эпох. Пример «захваченности» сознания людей языковыми структурами, которую обнаруживает «философия языковых игр» (Л. Витгенштейн). Диалектический метод: стремление к открытию универсальных направлений развития, которые реализуются на пути преодоления общественных или внутриличностных конфликтов.

Близость познавательной деятельности учёного-гуманитария художественному творчеству: гуманитарное познание как самореализация учёного и как стремление к экспликации им «исторического пласта» в своём самосознании (В. Дильтей, Г. Гадамер). Отличие гуманитарного познания от творчества художника: способность воображения подчиняется стремлению к объективности. Объективность как умение сопоставлять различные, противоречащие друг другу точки зрения – объективность как открытость к диалогу.

Соответствие наших знаний предмету нашего мышления как главный критерий истинности познания. Познаваемость предмета имеет пределы – познавательные возможности субъекта (Кант). Они лежат в чувственности, структуре рассудочных категорий и регулятивных идеях разума. Знания как непротиворечивые символические системы, которые соответствуют фактам. Чтобы построить эти системы, нужно задействовать способности интеллектуального созерцания, или умозрения – то есть, надо научиться хорошо представлять объекты в своём сознании.

Логика как дисциплина мышления. Логические законы как законы мышления. Три фундаментальных правила логики: а. всякая мысль о предмете в процессе рассуждения должна быть тождественной сама себе; б. два противоположных суждения о предмете не могут быть одновременно истинными (но могут быть одновременно ложными); в. из двух противоречащих друг другу суждений о предмете одно с необходимостью истинное, а другое ложное. Язык как описание мира, которое каждый из нас усваивает в процессе социализации и под влиянием которого находится. Язык как стихия смыслообразования, задающая нам способ восприятия и понимания реальности. «Слова – что паутина: слабые умы запутываются в них, а сильные легко сквозь них прорываются» (Т. Гоббс).

Невозможность полностью перевести разговорную речь в язык, построенный по законам логики: а. наличие в речи парадоксальных логических конструкций с «размытым» субъектом и предикатом («мне хочется (чего-то)», «у меня есть (нечто)»); б. невозможность адекватного выражения логического отрицания в речи (когда мы говорим: «Х нет», то мы всё-таки косвенно подразумеваем бытие Х как предмета нашего мышления). Поиски универсального языка для всех наук, проект mathesis universalis. Математика как язык, позволяющий выразить рациональную структуру мира в форме количественных соотношений. Предпосылка математических операций: возможность сравнивать объекты познания по каким-то признакам. Механистическое мировоззрение как результат применения математических операций к бытию (реальность есть огромный часовой механизм, который, возможно, когда-то «запустил» Бог). Механистическое мировоззрение отказывает при попытках описывать мир атомов и Вселенную (в основе мира лежит неопределённость; спор А. Эйнштейна и Н. Бора – «неужели Бог играет в кости?»).

Невозможность создания исчерпывающего математического описания объекта познания в области социально-гуманитарного познания. Феноменология человеческой деятельности: когда человек действует строго в соответствии с социальными нормами или институциональными правилами, он ведёт себя как «среднестатистическая единица»; однако каждый человек вносит в бытие момент спонтанности, когда совершает поступок (например, стремится к осуществлению нравственного идеала). Пример: в военных компаниях могли победить и при соотношении людских ресурсов 1:10! Парадоксальность познавательной ситуации учёного-гуманитария. Попытки совместить математическое описание и логическое объяснение. Стремление учёного-гуманитария к конкретизации значений слов, взятых из обыденного языка. Усвоение языка науки – продукт длительной тренировки. Методология постмодерна: бытие существует через постоянные изменения; учёный должен быть всегда готов к появлению непознаваемого «фактора Х».

Что есть истина? Множественность возможных описаний реальности и способов её восприятия. Наличие у каждой сферы человеческого опыта своих символических структур. Невозможность разрешить вопрос, какая из них истиннее. Истина как регулятивная идея познания: стремление разумного существа к полностью осознанному пребыванию в бытии. Гуманистическо-просветительский проект: стремление к истине есть поиск целостности человеческого существа. Необходимость преодоления «всемирной разобщённости», чтобы постигнуть истину (Н. Фёдоров). Возможность приблизиться к истине на пути диалога, в результате которого устанавливаются связи между социальными слоями, языковыми сообществами и символическими системами. М. Хайдеггер: истина как озарение светом бытия в «просвете» человеческого существования. Проект Хайдеггера обрести истину путём «вслушивания» в скрытые значения слов языка и в языковые ритмы. Ю. Хабермас: нельзя ли нам поучиться у других культур, чтобы понять, чему мы в процессе «расколдовывания мира» разучились?

Возникновение рациональности в результате преодоления мифологического сознания, при котором самость «растворена» в ритмах космоса или в мировоззрении своего социального слоя. Возникновение личностного сознания в «осевое время» в результате творческой деятельности «аутентичных личностей» (К. Ясперс) – связь с темой № 4. Две главные духовные предпосылки научно-рационального познания: а. критически-рациональный метод познания истины в античности; б. христианство с идеей личного Бога и – особенно – католическая схоластика как попытка рационального истолкования божественного откровения.

Появление научного познания как результат кризиса религиозно-метафизической картины мира в эпоху Возрождения. «Расколдовывание мира» (М. Вебер) и выделение человеком себя из космоса. Формирование установки внешнего наблюдателя, тождественного с идеальным субъектом. «Принцип относительности» Галилея и «коперникианская революция» как примеры первых серьёзных успехов рационалистического познания. «Гипотез не измышляю» (Ньютон). «Наука есть всего-навсего хорошо натренированный здравый смысл» (Т. Гексли).

Возникновение классической научной картины мира. Ключевые постулаты: об абсолютности пространства и времени, об универсальности механических законов, о тождественности микро- и мегамира миру, в котором живут люди, о безграничных возможностях математики в деле описания природы. Возникновение просветительской веры, согласно которой прогресс науки есть движущая сила общественного прогресса. Классическая электродинамика и термодинамика как дальнейшая разработка классической естественнонаучной парадигмы. Овладение силами пара и электричества. Кризис религиозного сознания в связи с появлением дарвинизма. Формирование эволюционной биологии: идея прогрессивного развития распространяется и на природу.

Кризис классической научной парадигмы на рубеже XIX и XX веков. Открытие мира субатомной реальности и мира околосветовых скоростей. Оказывается, мир может быть представлен как совокупность вибраций, а пространство и время могут уменьшаться либо замедляться! Кризис оснований математики и логики: обнаружение того, что любая символическая система покоится на противоречии (теорема Гёделя). Бурный прогресс в биологии во второй половине ХХ века: открытие генетического кода (1945) и расшифровка генетического кода человека (2000). Появление компьютеров и стремление к созданию искусственного интеллекта. Всё на свете относительно? Поиски новых критериев истины в неклассической науке: принципы верификации и фальсификации. Осознание феномена научной революции в теории парадигм Т. Куна.

Системная теория как философское основание неклассической научной парадигмы. Система больше суммы составных частей, так как отношения, которые устанавливаются между элементами системы, изнутри преобразуют природу каждого из элементов. Система стремится к самосохранению в условиях постоянно изменяющейся среды. Обратная связь: её положительный и отрицательный характер. Система может стремиться приспособиться к среде (отрицательная обратная связь), а может преобразовывать среду в своих «интересах» (положительная обратная связь). Синергетика как теория сложных систем, выходящих из равновесия со средой. Попытки научного и философского осмысления хаоса.

Наличие глубинных связей между научным познанием и рациональным отношением к миру. Научное познание как стремление субъекта к господству над миром. Осуществление воли к господству как создание мира, полностью подконтрольного субъекту. Исчисляемость как главный принцип устройства «рационального космоса» (В. Бибихин). Возможны ли иные формы рациональности?

Человечество переступило порог новой научной революции. Кризис теории относительности и Большого Взрыва в конце XX века. Опыты по измерению массы нейтрино, первые возможные положительные результаты – проникновение в мир, меньший электрона в миллиарды раз. Поиск совершенно новых видов энергии и форм транспорта. Космизм современной науки: открытие влияний ритмов солнечной активности на Землю, которые, начиная от неживой природы, распространяются, через живую природу, на каждого человека (его эмоциональное состояние) и на большие человеческие коллективы (главные события в истории происходят в периоды максимумов солнечной активности). Ошеломляющие перспективы развития клеточной биологии, связанные с многократным продлением человеческой жизни. Появление паранауки, обращающейся к неограниченным возможностям психики. Идеи «информационного поля» и многоуровневой пространственно-временной структуры реальности. Научная революция и «вызов XXI века».

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Предмет культурологии. Культурология в системе социогуманитарного знания Науки о природе и науки о человеке: общее и различия. Х. Г. Гадамер о ведущих гуманистических понятиях образование, здравый смысл, способность суждения icon1. Предмет культурологии. Культурология в системе социогуманитарного...
Культурология: конспект лекций по дисциплине для обучающихся по направлению подготовки 030900. 62(Ф) «Юриспруденция» / сост канд...

1. Предмет культурологии. Культурология в системе социогуманитарного знания Науки о природе и науки о человеке: общее и различия. Х. Г. Гадамер о ведущих гуманистических понятиях образование, здравый смысл, способность суждения iconЛекция Культурология как предмет
Культурология – раздел социогуманитарного знания, изучающий культуру как целостную систему, исследующий все многообразие культурных...

1. Предмет культурологии. Культурология в системе социогуманитарного знания Науки о природе и науки о человеке: общее и различия. Х. Г. Гадамер о ведущих гуманистических понятиях образование, здравый смысл, способность суждения iconТема Объект, предмет и метод социологии
Социология в системе гуманитарных наук: история, социальная философия, социальная психология. Социология и науки, изучающие отдельные...

1. Предмет культурологии. Культурология в системе социогуманитарного знания Науки о природе и науки о человеке: общее и различия. Х. Г. Гадамер о ведущих гуманистических понятиях образование, здравый смысл, способность суждения iconТема Предмет культурологии как науки
Этапы становления и развития культуры современной цивилизации, её характерные черты

1. Предмет культурологии. Культурология в системе социогуманитарного знания Науки о природе и науки о человеке: общее и различия. Х. Г. Гадамер о ведущих гуманистических понятиях образование, здравый смысл, способность суждения iconВопросы к кандидатскому экзамену по истории и ифилософии науки для...
Философия науки, ее предмет и основные проблемы. Взаимосвязь истории и философии науки

1. Предмет культурологии. Культурология в системе социогуманитарного знания Науки о природе и науки о человеке: общее и различия. Х. Г. Гадамер о ведущих гуманистических понятиях образование, здравый смысл, способность суждения iconУчебно-методическое пособие по культурологии для студентов
Культурология: учебник / под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. – М.: Высшее образование, 2011

1. Предмет культурологии. Культурология в системе социогуманитарного знания Науки о природе и науки о человеке: общее и различия. Х. Г. Гадамер о ведущих гуманистических понятиях образование, здравый смысл, способность суждения iconПрограмма по истории: вступительный междисциплинарный экзамен в магистратуру...
Предмет истории как науки: цель и задачи ее изучения. Сущность, формы, функции, методы исторического знания. Теория исторической...

1. Предмет культурологии. Культурология в системе социогуманитарного знания Науки о природе и науки о человеке: общее и различия. Х. Г. Гадамер о ведущих гуманистических понятиях образование, здравый смысл, способность суждения iconКультурология культурология в системе современного гуманитарного...
И. И. Кветкина, А. К. Кулумбекова, И. А. Чехоева; Северо-Кавказский горно-металлургический институт государственный

1. Предмет культурологии. Культурология в системе социогуманитарного знания Науки о природе и науки о человеке: общее и различия. Х. Г. Гадамер о ведущих гуманистических понятиях образование, здравый смысл, способность суждения iconПрограмма кандидатского экзамена
Образование и педагогические науки; 45. 06. 01 Языкознание и литературоведение; 47. 06. 01 Философия, этика и религиоведение; 38....

1. Предмет культурологии. Культурология в системе социогуманитарного знания Науки о природе и науки о человеке: общее и различия. Х. Г. Гадамер о ведущих гуманистических понятиях образование, здравый смысл, способность суждения iconПояснительная записка учебная дисциплина «Культурология»
Яркова Е. Н. Культурология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 010300. 62 «Математика. Компьютерные...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную