Программа педагогической деятельности по духовно-нравственному воспитанию учащихся на ступени начального общего образования ( для учащихся 1-4 классов) Составлена на основе примерной программы воспитания и социализации обучающихся






НазваниеПрограмма педагогической деятельности по духовно-нравственному воспитанию учащихся на ступени начального общего образования ( для учащихся 1-4 классов) Составлена на основе примерной программы воспитания и социализации обучающихся
страница1/6
Дата публикации23.06.2015
Размер0.87 Mb.
ТипПрограмма
e.120-bal.ru > Культура > Программа
  1   2   3   4   5   6


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Лицей №7»

Программа педагогической деятельности по духовно-нравственному воспитанию учащихся на ступени начального общего образования ( для учащихся 1--4 классов)

Составлена на основе примерной программы воспитания и социализации обучающихся

Составитель: Корсунова О.В.

учитель начальных классов,

Организатор методической пробы О.П. Нечипорук,

заместитель директора по ВР

Методисты-консультанты:С.А.Федорова, кандидат педагогиче6ских наук, доцент, зав. Кафедрой гуманитарных дисциплин и методик их преподавания ККИПК иППРО,

В.А.Попова, преподаватель ККИПКиППРО

Минусинск, 2011

I. Основание программы

1. Заказ образовательного учреждения МОБУ «Лицей №7»: повышение уровня сформированности личностной культуры учащихся на основе базовых ценностей и становления культурных норм.

2.Пояснительная записка: особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу не только с разным уровнем готовности к обучению, но и неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом развитии. Причин у этого явления много. Из-за возросшего темпа жизни члены семьи все меньше времени проводят друг с другом и реже беседуют. Практически исчезли из семейной жизни общесемейные праздники и традиции (лишь 20% семей в классе организуют совместные праздники с детьми). Поэтому на первый план для ребят выступают другие источники информации: интернет, телевизор, улица. Дети не понимают и не учитывают при общении возраста (несмотря на то, что 90% детей посещали дошкольные учреждения, 40% обращаются к взрослым и педагогам «на ты», ведут себя с ними как с ровесниками), индивидуальных особенностей других людей; для них становятся нормой образцы поведения отрицательных телевизионных героев. 30% учащихся с трудом удается внимательно слушать других. В результате возникают недоразумения и проблемы не только в учебной деятельности, но и в межличностном общении.

Ученые доказали, что положительные эмоции стимулируют мотивацию учащихся к деятельности, а отрицательные эмоции ее уменьшают. Разбалансировка чувств способствует возникновению эмоциональных расстройств, которые приводят к отклонениям в развитии личности, к нарушениям у ученика социальных контактов, к психологическим проблемам. Венгер А.Л. и Цукерман Г.А. выделяют несколько групп детей с нарушениями в эмоционально-волевой сфере. Обследование по их методикам и наблюдения за детьми в классе позволили мне определить ребят, относящихся к той или иной категории.

  • Дети с пониженным настроением - 1 человек

  • Дети, испытывающие страх и тревогу – 1 человек

  • Дети со сверхответственностью – 4 человека

  • Агрессивные дети – 2 человека

  • Гиперактивные дети - 5 человек

Так как начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка мы определили, что объектом нашей педагогической деятельности является процесс воспитания и социализации.

Ориентир на воспитательные результаты.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.),

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Деятельность учащихся должна строиться на следующих принципах.

Аксиологический подход. Воспитание, по существу, представляет собой социальную деятельность, обеспечивающую передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку. Принятие ценности – ключевой фактор человечности, обеспечивающий устойчивость всему личностному существованию.

Аксиологический подход в воспитании утверждает человека как носителя базовых национальных ценностей, как высшую ценность, способную к принятию и внесению в мир абсолютных ценностей.

Системно-деятельностный подход. Этот подход является определяющим для основной образовательной программы начального общего образования, и его содержание раскрыто в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте. Один из основателей системно-деятельностного подхода – А.Н. Леонтьев - определял воспитание как преобразование знания о ценностях в реально действующие мотивы поведения, как процесс трансформации через деятельность существующих в культуре ценностей, идеалов в реально действующие и смыслообразующие мотивы поведения детей. Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами.

Развивающий подход. Он дает принципиальное понимание системно-деятельностной многоукладной технологии духовно-нравственного развития обучающегося и определяет общую конструкцию Программы воспитания и социализации учащихся начальной школы.

При организации любого вида деятельности школьников в целях их воспитания и социализации необходимо понимать различие между воспитательными результатами и эффектами.

  • Принцип открытости

  • Принцип деятельности.

  • Принцип свободы участия.

  • Принцип обратной связи.

  • Принцип успешности.

  • Принцип привлекательности будущего дела.

Данная программа способствует систематизации наших действий в создании благоприятных условий для становления культурной социально-адаптированной личности, что не противоречит концептуальным основам воспитательной системы лицея.

3. Цель, задачи, ожидаемый результат:

Глобальная цель: приобщение к общечеловеческим ценностям, становление на путь поиска истины, самоусовершенствования как проявления духовности.

Локальная цель – формирование социокультурной компетентности у лицеистов: соблюдение базовых культурных норм и ценностей, норм поведения, способность к регулированию конфликтов ненасильственным путем, готовность к участию в позитивных преобразованиях на уровне класса, лицея посредством культурообразующей системы воспитательных мероприятий.

Задачи:

  1. Организация совместной деятельности с узкими специалистами (психолог, социальный педагог) для оказания индивидуальной помощи детям из группы риска.

  2. Установить взаимодействие с родителями класса посредством вовлечения их в культурообразующую воспитательную деятельность, предъявления единых требований в процессе духовно-нравственного воспитания детей, а также просвещения в вопросах развития, воспитания детей и коррекции их поведения.

  3. Помочь детям ощутить свое единение с другими; научить, как справляться со своими страхами и стрессом, правильно выражать свои мысли и чувства через курсы психогимнастики и интерактивных игр.

  4. Формировать способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении результата через создание искусственных и анализа жизненных ситуаций.

Ожидаемый результат: родители заинтересованы в школьной жизни детей, принимают в ней участие, интересуются их проблемами; учащиеся могут культурно выражать свои мысли и чувства, соблюдают нормы поведения в лицее, других средах; разрешают конфликтные ситуации ненасильственным путем, активно принимают участие в общественной жизни класса, лицея.

В первом классе школьники приобретут социальные знания (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни, а также получат знания и первоначальные навыки по анализу своего психологического состояния и его коррекции.

Во втором и третьем классе лицеисты приобретут опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, лицея, т.е. в защищенном, дружественном пространстве. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

В четвертом классе лицеисты выходят в пространство общественного действия, т.е самостоятельно выполняют общественные поручения, становятся социальными деятелями. Такой выход для лицеистов должен быть обязательно оформлен, как выход в дружественную среду..

II Структура программы

Направление деятельности: воспитание ученика как человека культуры через повышение уровня сформированности личностной культуры учащегося на основе базовых ценностей и становления культурных норм.

Программа модульно-блочная. Каждый модуль состоит из двух блоков: дети и родители.

1 модуль .Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

2 модуль. Воспитание нравственных чувств и этического сознания (сентябрь)

3 модуль. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

4 модуль. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

5 модуль. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Работа в 1 модуле направлена на становление ценностей: любовь к России, краю, малой родине, народу, закон и порядок.

Работа во 2 модуле направлена на становление ценностей: справедливость, милосердие, нравственный выбор, толерантность, светская этика ,совесть и мораль.

Работа в 3 модуле направлена на становление ценностей: трудолюбие и творчество, созидание, целеустремленность.

Работа в 4 модуле направлена на становление ценностей: осознанная бережливость к родной Земле, полисубъектность.
Работа в 5 модуле направлена на становление ценностей: красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое

III. Тематическое планирование 2 год обучения (2011-2012 уч. год)

№ модуль

тема

Задачи


результат


формы работы

форма контроля


ответственный

срок реализации


1

Проведение психолого-педагогической диагностики учащихся

Изучать индивидуальные особенности развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления.

Выявлен уровень развития ребенка


Индивидуальная работа

Диагностика

Психолог, логопед, классный руководитель

Сентябрь

2 неделя

Проведение опросника родительского отношения (Я.А. Варга, В.В. Столин)

- определение характера отношения родителя к ребенку


Выявлены особенности восприятия, понимания личности и поступков ребенка в семье.

Индивидуальная работа

Анкета

Психолог, классный руководитель

Сентябрь

3 неделя

Конкретные механизмы воспитания

-ознакомить с конкретными воспитательными воздействиями на ребенка

-ознакомить родителей с результатами психоло-педагогической диагностики.

-знают механизмы воспитательного воздействия на своего ребенка

-на основании общих представлений

соотнесение с результатами диагностики родители узнали реальные возможности своего ребенка.

просветительский лекторий

Беседа

Классный руководитель

Сентябрь

4 неделя

2

Внекл. мероприятие «Умение быть здоровым»

-формировать ценность ЗОЖ;

-становить норму соблюдения режима дня.

-соблюдают режим дня;

Игровой практикум

Проверка Дневников здоровья

Кл.руководитель

Октябрь

1-2 неделя




Встреча с педиатром «Как следует питаться?»

-формировать ценность здорового питания;

- расширить представления о функции пищеварения;

-становить норму соблюдения режима питания.

-соблюдают режим питания

беседа

Проверка Дневников здоровья

Классный руководитель

Октябрь

2-3 неделя




Акция «Ты то, что ты ешь!»

-формировать ценность экологически-грамотного питания;

-становить норму самостоятельного выбора правильного питания.

-приобрели первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности.

Ярмарка идей

Анализ идей, тестирование.

Кл.руководитель, родительский комитет

Октябрь

3-4 неделя




ЗОЖигательные переменки

-демонстрировать культуру поведения на переменах;

-становить норму ЗОЖ

-проводят перемены с пользой для здоровья

Подвижные игры.

Наблюдение

Кл. руководитель, актив класса

Ноябрь

1 неделя




«Энергия здоровья»

-формировать ценность физического здоровья;

-становить норму выполнения утренней физической зарядки.

- освоены элементы утренней зарядки;

Физическая зарядка

Наблюдение

Классный руководитель, учитель физической культуры

Ноябрь

2 неделя




Влияние семьи и лицея на успешную социализацию ребенка на примере становления ЗОЖ

-формировать у родителей общее представление о социализации ребенка;

-обучить способам и приемам успешной социализации;

- согласовать действия по здоровьесбережению

-родители владеют понятиями социализация, успешность;

-согласованы действия в сфере ЗОЖ

родительское собрание

анкета,

индивидуальная беседа

классный руководитель

Ноябрь

3 неделя

3

Культурные нормы и правила принятые в обществе

-формировать представления о культурных правилах и нормах существующих в обществе;

-формировать ценность культуры поведения;

-становить норму соблюдения правил поведения.

-получены знания о правилах и нормах поведения в обществе

Кл.час

Академия наук

Тематические инсценировки

Кл.руководитель

Декабрь

1 неделя




Театральная постановка

-формировать ценность использования свободного времени для духовно-нравственного развития;

-становить норму культурного досуга.

-получены элементарные представления о художественных ценностях;

-приобретен лицеистами опыт культурного досуга

Совместный выход

Сочинение, беседа

Кл. руководителей

Декабрь

4 неделя




«Правила поведения лицеиста»

-формировать ценность принадлежности к лицейскому сообществу;

-становить норму соблюдения правил поведения в лицее.


-уточнены знания о правилах и нормах поведения в лицее;

-соблюдают элементарные нормы поведения

Кл.час

Дискуссия

Наблюдение за соблюдение норм

Кл.руководитель

Декабрь

2 неделя





Художественная галерея

-формировать ценности к эстетическим идеалам;

-становить норму культурного досуга.

-ознакомлены с эстетическими идеалами художественной культуры;

Экскурсия с

практическим занятием

Наблюдение,

творческие работы

Кл.руководитель

Декабрь

3 неделя

4

«Широка страна моя родная»

-формировать ценность любви к своему народу;

-становить норму гражданского самосознания;

-ознакомлены с культурой и историей родного края;

ШАГ-школа активной гражданственности

Творческие работы

Кл. руководитель, руководитель лицейского музея

Январь

4 неделя




Экскурсия в музей «Малые народности в Сибири»

-формировать ценность к культуре родного края, этнокультурным традициям;

-становить норму культурного досуга.

-ознакомлены с фольклором и народными художественными промыслами родного края;

Обучающая экскурсия

Презентация

Кл. руководитель

Февраль

1 неделя




Акция «Солдат-это звучит гордо»

-формировать ценность долга перед Отечеством, служения Отечеству (российской армии);

-становить норму гражданского самосознания

-повысили культуру гражданского самосознания;

Экскурсия

Творческий отчет по итогам экскурсии

Кл. руководитель

Февраль

2 неделя




«Секретный пакет»

-формировать ценность культуры поведения на общественных мероприятиях;

-становить норму гражданского самосознания

-повысили культуру поведения на общественных мероприятиях;

Военно-спортивная игра

Наблюдение

Кл.руководитель

Февраль

3 неделя

5.

«Все мы разные, но все мы вместе»

-становить ценность нравственного выбора;

-становить норму межкультурного общения;

-получен первоначальный опыт межкультурной коммуникации;

Дискуссия

Создание проблемных ситуаций и анализ путей их решения

Кл.руководитель

Март

1 неделя





«Тропа милосердия»

-становить ценность милосердия;

-становить норму общественного самосознания;

-ознакомлены с особенностям культуры и образа жизни народов России ;

Путешествие в творческую деятельность

Выставка творческих работ в фойе лицея

Кл.руководитель

Март

2 неделя




Экскурсия «Памятные места нашего города»

-формировать ценностные отношения к памятным местам;

-становить норму общественного самосознания;

-повышен интерес к национальной культуре;

-игровой практикум

Коллективное изготовление книги «Мой город»

Кл.руководитель

Март

3 неделя




«Эмоциональное самочувствие ребенка»

-убедить родителей в необходимости и значимости создания благоприятного эмоционального климата в ОУ и семье;

-объединили усилия ОУ и семьи в вопросах воспитания и социализации ребенка;

Родительское собрание, круглый стол

Модель идеальной семьи

Кл.руководитель, психолог

Март

4 неделя

6.

«Трудно ли быть добрым?»

-формировать ценность традиционных моральных норм российского народа;


-получили представления о моральных нормах отечественной культуры;

Кл. час, беседа по произведению о добре

Анкетирование

Кл. руководитель

Апрель

2 неделя




Акция «Добрые чувства»

-привлечение внимания к важности проявления доброты;

-становление моральных норм

-100% учащихся вовлечены в деятельность

Живой плакат

Наблюдение за активностью учащихся

Кл. руководитель

Апрель

3 неделя




«Дерево доброты»

-создать условия способствующие соотнесению собственных поступков с общепринятыми нормами, правилами;

-проведен самоанализ собственной деятельности;

Асфальтовая живопись

Анализ деятельности учащихся

Кл. руководитель

Апрель

4 неделя

7.

«Героическое прошлое моей родины»

-формировать ценность к историческим событиям в развитии человека, общества;

-становить норму гражданского самосознания

-ознакомлены с героическими страницами истории России;

Кл. час

Урок памяти


Мини сочинение

Кл. руководитель

Май

1 неделя




«Мир глазами детей»

- формировать ценность к важнейшим событиям истории нашей страны;

-становить норму общественной деятельности;


- ознакомлены со значением государственного праздника;

Фестиваль творческого рисунка

Наблюдение за включением учащихся в совместную деятельность

Кл. руководитель

Май

2 неделя




Диагностика сформированности социокультурных компетентностей учащихся

-выявление уровня сформированности социокультурных компетентностей;

-выявили уровень сформированности социокультурных компетентностей;

Индивидуальная работа

Диагностика

Кл. руководитель

Май

3 неделя




Родительское собрание «Итоги работы по воспитанию и социализации учащихся 2 классов»

-проанализировать уровень сформированности личностной культуры на основе базовых ценностей и становление культурных норм учащихся


-на основе анализа разработан совместный план воспитания и сциализации учащихся

Родительское собрание

Анкетирование

Кл.руководитель

Май

3 неделя

1. Сроки реализации программы: 20011-2015 учебный год

2. Целевая аудитория: учащиеся 1-4 класс Б и их родители

3. Социальные эффекты: развитие у учащихся социокультурных компетентностей (соблюдение норм поведения в классе, лицее и за его пределами, правила ЗОЖ, способность к регулированию конфликтов ненасильственным путем, способность жить и общаться в обществе с людьми других религий, культур)

4. Количество часов на реализацию программы: (1 класс, 2 класс , 3 класс , 4 класс )

Кадровый состав: классный руководитель, социальный педагог, психолог.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа педагогической деятельности по духовно-нравственному воспитанию учащихся на ступени начального общего образования ( для учащихся 1-4 классов) Составлена на основе примерной программы воспитания и социализации обучающихся iconРабочая программа учебного предмета «Обществознание»
Примерной программы по обществознанию для основной школы, рекомендованной Министерством образования и науки рф, на основе авторской...

Программа педагогической деятельности по духовно-нравственному воспитанию учащихся на ступени начального общего образования ( для учащихся 1-4 классов) Составлена на основе примерной программы воспитания и социализации обучающихся iconРабочая программа по технологии для 5 8 классов составлена на основе...
Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, логики учебного...

Программа педагогической деятельности по духовно-нравственному воспитанию учащихся на ступени начального общего образования ( для учащихся 1-4 классов) Составлена на основе примерной программы воспитания и социализации обучающихся iconРабочая программа по обществознанию для 7 классов Программа рассчитана на 1 час в неделю
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос основного общего образования на основе примерной основной образовательной...

Программа педагогической деятельности по духовно-нравственному воспитанию учащихся на ступени начального общего образования ( для учащихся 1-4 классов) Составлена на основе примерной программы воспитания и социализации обучающихся iconПрограмма по гражданско-патриотическому воспитанию «Я патриот и гражданин России»
Работая в системе начального профессионального образования и выполняя заказ работодателей, я пришла к выводу о необходимости повышения...

Программа педагогической деятельности по духовно-нравственному воспитанию учащихся на ступени начального общего образования ( для учащихся 1-4 классов) Составлена на основе примерной программы воспитания и социализации обучающихся iconРабочая программа по обществознанию предназначена для 11 классов...
Программа предназначена для учащихся освоивших программу обучения предшествующего класса. Возрастной ценз

Программа педагогической деятельности по духовно-нравственному воспитанию учащихся на ступени начального общего образования ( для учащихся 1-4 классов) Составлена на основе примерной программы воспитания и социализации обучающихся iconРабочая программа по истории предназначена для 9 классов общеобразовательных...
Программа предназначена для учащихся освоивших программу обучения предшествующего класса. Возрастной ценз

Программа педагогической деятельности по духовно-нравственному воспитанию учащихся на ступени начального общего образования ( для учащихся 1-4 классов) Составлена на основе примерной программы воспитания и социализации обучающихся iconПрограмма составлена на основе федерального компонента государственного...
Настоящая рабочая программа по обществознанию предназначена для обучающихся 9-х классов общеобразовательной школы

Программа педагогической деятельности по духовно-нравственному воспитанию учащихся на ступени начального общего образования ( для учащихся 1-4 классов) Составлена на основе примерной программы воспитания и социализации обучающихся iconПрограмма по экономике составлена на основе Федерального компонента...
Программа предназначена для учащихся 10-х-11-х классах, изучающий курсы экономики

Программа педагогической деятельности по духовно-нравственному воспитанию учащихся на ступени начального общего образования ( для учащихся 1-4 классов) Составлена на основе примерной программы воспитания и социализации обучающихся iconРабочая программа по экономике для 7 8 классов составлена с учетом...
И. В. Липсица «Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности». Программа рассчитана на 70 часов в 7-8 классах,...

Программа педагогической деятельности по духовно-нравственному воспитанию учащихся на ступени начального общего образования ( для учащихся 1-4 классов) Составлена на основе примерной программы воспитания и социализации обучающихся icon1 Учащиеся I ступени обучаются в закрепленных за каждым классом учебных помещениях. 3
Учебный кабинет начального общего образования (далее учебный кабинет) – специально оборудованное учебное помещение, предназначенное...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную