Форма проведения и программа вступительного испытания, проводимого угуэс самостоятельно, по дисциплине «история и теория социально-культурной деятельности» при приеме для обучения по программе магистратуры






Скачать 124.63 Kb.
НазваниеФорма проведения и программа вступительного испытания, проводимого угуэс самостоятельно, по дисциплине «история и теория социально-культурной деятельности» при приеме для обучения по программе магистратуры
Дата публикации17.06.2015
Размер124.63 Kb.
ТипПрограмма
e.120-bal.ru > Культура > Программа
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ И ПРОГРАММА

ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ, ПРОВОДИМОГО УГУЭС САМОСТОЯТЕЛЬНО,

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

(при приеме для обучения по программе магистратуры

51.04.03 Социально-культурная деятельность)
Для лиц, поступающих в магистратуру на направление подготовки «Социально-культурная деятельность», проводится вступительное испытание в форме тестирования по дисциплине «Теория и история социально-культурной деятельности».

К каждому вопросу даются 4 варианта ответов, только один из которых верный. Максимальное количество баллов по итогам выполнения всех заданий составляет 100. Продолжительность вступительного испытания не должна превышать 90 мин.
Вопросы к заданиям формируются в соответствии со следующей программой:

Теория и история социально-культурной деятельности

Характеристика теоретических основ социально-культурной деятельности. Содержание основных понятий: культура, социум, сущность социума, досуг, социальная деятельность, культурная деятельность, социализация, социальное творчество, социокультурная среда, культурная политика и т.д.

Социокультурная деятельность как фундаментальное научно-образовательное направление в системе знаний.

Предмет и объект социально-культурной деятельности.

Социально-культурная деятельность как самостоятельное фундаментальное научное и образовательное направление в российском информационном пространстве, как родовая основа семейства профессиональных образовательных стандартов для специальностей и специализаций социокультурного профиля.

Взаимосвязь предмета с общенаучными и специальными дисциплинами. Преломление в практике социально-культурной деятельности положений и закономерностей философии, социологии, педагогики, общей и социальной психологии, теории культуры, этики и искусствоведения, права, теории управления и экономики.

Взаимосвязь социально-культурных процессов с историей православной церкви, культуры, просвещения, общественных связей и отношений, общественно-просветительных движений и инициатив в России.

Основные функции научного знания о социально-культурной деятельности.

Влияние Закона о культуре РФ (ноябрь 1992 г.) на социально-культурную жизнь общества. Развитие системы подготовки кадров для сферы культуры, искусства, социальной помощи, досуга.

Характеристика основных понятий «функция» и «принцип». Основополагающие функции социально-культурной деятельности, назначение деятельности, значение в современном обществе.

Культуротворческая функция. Рассчитана на реализацию разнообразных способностей людей. Основное внимание обращается на развитие, сохранение и возрождение региональных национально-культурных традиций, фольклора, народных промыслов и ремесел.

Особенности культуроохранной, социоорганизационной и социопедагогической функции. Главная задача, основной характер.

Влияние процессов социально-экономического и духовного обновления общества на трансформацию принципов социально-культурной деятельности.

Учет психологических и педагогических закономерно­стей как важнейшее условие эффективности организационного процесса в социокультурной сфере.

Социально-психологические явления и их влияние на характер организации социально-культурной деятельности.

Социально-культурные потребности и интересы личности как основа функционирования различных видов социально-культурной деятельности.

Влияние социокультурной среды на организацию СКД.

Субъект-субъектные и субъект-объектные отношения в социокультурном процессе. Педагогика сотрудничества.

Организационно-педагогическое и методическое обеспечение социально-культурной деятельности. Деятельность различного рода центров по оказанию методической помощи в организации различных направлений социально-культурной деятельности.

Личность в демократическом государстве. Роль общественности в организации социокультурной деятельности.

Государство, общество, социально-культурные институты, учреждения и организации, с помощью которых осуществляются накопление и трансляция культурного опыта как субъекты социально-культурной деятельности.

Семья, государственные и муниципальные структуры, система народного образования и др. Средства массовой информации и специальные учреждения социально-культурного профиля.

Аудитория, человек, личность, индивидуальность, социальная общность как объект социально-культурной деятельности. Массовые, групповые и индивидуальные виды. Дифференциация объекта культурно-досуговой деятельности зависит от проявляемых интересов, потребностей, ценностных ориентаций.

Современный человек и общество. Возрастание роли досуга в жизни индивида. Виды досуга. Основные направления культурно-досуговой деятельности. Факторы, влияющие на выбор индивидом характера досуговой деятельности.

Характеристика учреждений культурно-досуговой сферы. Особенности деятельности.

Клубные учреждения. Назначение. Специфика работы. Основные виды. Клубы, дома и дворцы культуры. Учреждения нового типа: народные дома, центры досуга и творчества, национально-культурные центры, дома (центры) фольклора, дома ремесел и др.

Парковые учреждения. Назначение. Специфика работы. Парк культуры и отдыха как один из основных видов учреждений, организующих досуговую деятельность в открытом пространстве. Учреждения нового типа. Парки развлечений. Рекреационные парки.

Музеи. Назначение. Специфика работы. Основные виды. Исторические, краеведческие, мемориальные, художественные, естественнонаучные и другие. Музеи нового типа. Экомузеи. Археологические и исторические музеи (парки). Частные музеи. Домашние музеи.

Библиотеки и информационные центры. Массовые и специальные библиотеки. Интернет-центры. Медиатеки. Интернет-салоны.

Кинотеатры. Стационарные и передвижные. Киновидеоцентры. Киносалоны. Мультиплексы.

Современные тенденции в деятельности культурно-досуговых учреждений.

Поиск новых организационных форм. Создание централизованных клубных систем, социально-культурных комплексов, образовательно-культурных центров, в том числе и на базе школ.

Стремление каждого вида учреждений к многофункциональности, к совмещению различных функций, присущих ранее узкопрофильным учреждениям. Новые образования культуры по типу «клуб – библиотека», «библиотека – музей», молодежные культурные центры, центры национальной культуры, объединения «клуб – школа».

Многофункциональные культурно-развлекательные, культурно-спортивные и спортивно-оздоровительные комплексы. Центры развлечений. Игровые клубы.

Экскурсионно-туристические фирмы и ведомства. Театрально-концертные организации.

Основные направления деятельности культурно-досуговых учреждений: информационно-просветительная; художественно-публицистическая; содействие развитию социальных инициатив; сохранение и развитие традиционной народной культуры, проведение праздников и ритуалов; развитие художественного и технического творчества; культурно-развлекательная; физкультурно-оздоровительная работа; туристическая деятельность; экскурсионное обслуживание и др.

Государственная культурная политика как деятельность государства, цели которой основаны на общественном согласии и концептуальном представлении о месте и роли культуры в жизни общества.

Характеристика законодательной базы социально-культурной деятельности на международном, федеральном и местном уровнях.

Всеобщая декларация прав человека (принята ООН 10 декабря 1948 г.), Конвенция о правах ребенка (принята ООН 20 ноября 1989 г.) – международные документы, защищающие права взрослых и детей во всех сферах жизни, в том числе и в социокультурной.

Федеральные законы, регулирующие социокультурную деятельность.

Законодательство на региональном уровне. Местное самоуправление и организация социокультурной деятельности. Муниципальные правовые акты. Ведомственные документы инструктивного характера, направленные на совершенствование различных сторон социокультурной деятельности.

Нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность учреждений и организаций социокультурной сферы. Положения о социокультурных учреждениях. Устав учреждения. Служебная документация социокультурных учреждений.

Основные права и свободы социально-культурной деятельности как один из способов реализации личностью своих прав и свобод. Приоритет интересов личности при организации социально-культурной деятельности.

Общественно-государственная политика в социокультурной сфере. Задачи общества и государства как одна их основ организации социально-культурной деятельности и образа жизни.

Экономические основы организации социально-культурной деятельности. Уровень жизни и его влияние на характер социально-культурной деятельности. Материальные и финансовые условия организации социально-культурной деятельности.

Правовые основы организации социокультурной деятельности. Руководящие и законодательные материалы по вопросам социокультурной деятельности.

Необходимость постоянного совершенствования документально-правовой базы социально-культурной деятельности.

Характеристика средств, форм и методов социально-культурной деятельности.

Средства социально-культурных технологий как инструмент достижения воспитательных, социально-значимых целей, как источник информации, инструмент освоения материала.

Характеристика основных средств социально-культурной деятельности: живое слово, печать, кино, радио, телевидение, наглядные и технические средства, искусство и литература, художественная самодеятельность.

Взаимообусловленность выбора средств от содержания объекта воздействия, целей и задач социокультурного проекта.

Форма как внешняя сторона содержания, как структурное оформление различных документов СКД (планы, отчеты, сметы, aфиши и т.п.), как способ организации социокультурной деятельности людей с целью донесения до них определенного содержания. Многообразие форм СКД. Характеристика форм по охвату населения: массовые, групповые, индивидуальные; по способам воздействия: театрализованные, игровые, иллюстративные; в зависимости от содержания и видов деятельности: рекреационные, информационные, самодеятельного творчества, реабилитационные, спортивно-оздоровительные и т.п. Комплексные формы.

Метод как сумма приемов, используемых в деятельности социокультурного учреждения в целях развития и саморазвития личности через предметную деятельность. Понятие «методика».

Ведущие методы, используемые в социально-культурных технологиях: родовые методы культурно-досуговой деятельности: иллюстративные, театрализованные, игровые; педагогические методы: убеждение, поощрение, порицание, соревнование, вовлечение в деятельность, практические задания, поручение, педагогическое требование. Методы формирования общественного сознания: убеждение, внушение, пример.

Методы стимулирования развития личности: поощрение, порицание, пассивные, активные, репродуктивные, алгоритмические, исследовательские. Методы организации творческой деятельности: выдвижение творческой задачи, тренаж, упражнение, организация творческого содружества и сотворчества, распределение творческих обязанностей, соревнования.

Методы, основанные на использовании того или иного источника: словесные, наглядные, практические, игровые. Социологические методы: наблюдение, опросы, анкеты, интервью, изучение документа, эксперимент. Психологические методы: тестирование, методы вовлечения в деятельность, замещения малоценных развлечений полноценными, метод соревнования.

Технология информационно-познавательной и просветительной деятельности; технология самодеятельного творчества; рекреативно-оздоровительная технология как составляющие функциональных технологий. Понятие «информация», «пропаганда». Совершенствование информационного обеспечения.

Особенности организации самодеятельного творчества и любительских объединений. Классификация технологий самодеятельного творчества: технологии, ориентируемые на основные пласты художественной культуры, этнофольклорные школы и стили профессионального искусства

Технология рекреативно-оздоровительной деятельности и активное использование новейших достижений педагогики, биологии, физиологии, психологии, медицины.

Дифференцированные технологии, основные виды.

Методика организации досуга детей и подростков; молодежного и семейного досуга и методика организация досуга лиц среднего и пожилого возраста;

Игра как форма активной деятельности в условиях и ситуациях, в которых проявляются эмоциональные, интеллектуальные и нравственные навыки и способности.

Функции игры: развлечение, упражнение, общение, удовлетворение интересов, способ поддержания высокого морального и жизненного тонуса, духовного подъема личности.

Характеристика игры. Народные игры: обрядовые, ритуально-гадательные, развлекательные, досуговые, спортивные, интеллектуальные, азартные, игры для различных возрастных категорий.Обрядовые игры: святочные, новогодние, крещенские, масленичные, весенне-встречные, пасхальные, семицкие, петровские, жнивные и т.п. Обрядовые семейно-бытовые игры: свадебные, родильные, именинные.

Ритуально-гадательные; развлекательные игры; спортивные; интеллектуальные; азартные игры; Электронные игры идр.

Три компонента в игровых технологиях. Зрелищно-организационная форма, социально-педагогическая значимость процесса игры, квалификация ведущего игровой программы. Единство рационального и эмоционального в игровых проектах. Моделирование ситуации выбора.

Структурные элементы игры. Приемы театрализации в игровой программе.

Понятие «зрелище». Развлекательная, познавательная, воспитательная, рекреационная, гедонистическая функции зрелищ. Виды и типы зрелищ: концерты, развлекательные программы, теле- и радиопрограммы, фестивали, конкурсы и т.п.

Основные характерные черты зрелищ: занимательность, внешняя броскость, яркость, праздничность, способность заинтриговать зрителя, юмор, комедийность.

Шоу-бизнес как направление коммерческой стороны деятельности, охватывающей разнообразные виды и жанры зрелищного искусства. Основные направления деятельности в шоу-бизнесе: маркетинг, издательство, артистический менеджмент, область зрелищ, производство технических средств и музыкальных инструментов.

Продукты шоу-бизнеса: производство музыкального продукта-звуконосителя (компакт-диск, СД), компакт-кассеты (МС), грампластинки (В) и т.п. и их продажа. Производство телепродукции (виды и типы телепрограмм). Фестивали, конкурсы, массовые театрализованные представления. Производство видеоклипов, рекламных фильмов, издательское дело. Производство технических средств (света, звука, музыкальных инструментов, бытовой радиоаппаратуры).

Профессиональные кадры шоу-бизнеса как основа эффективной прибыльной деятельности.

Список рекомендуемой литературы для подготовки к вступительному испытанию:

  1. Аванесова Г.А.Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации: Учебное пособие / Г. А. Аванесова. - М. : Аспект Пресс, 2006. - 236 с.

  2. Арутюнян Ю.В. Многообразие культурной жизни народов СССР / Юрий Вартанович Арутюнян, Леокадия Михайловна Дробижева. - М. : Мысль, 2007. - 303 с.

  3. Мельникова Е.В. Культура и традиции народов мира (этнопсихологический аспект) / Е. В. Мельникова. - М.: Диалог культур, 2006. - 304 с.

  4. Гальперина Т.И. Режиссура культурно-досуговых программ : Рабочая тетрадь / Т. И. Гальперина; РМАТ. - М. : Советский спорт, 2007. - 130 с.

  5. Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство специалиста культуры /Н.К. Бакланова – М., 2003.

  6. Василькова Ю.В., Василькова, Т.А. Социальная педагогика: Учеб. пособие. – 2-е изд. /Ю.В. Василькова– М.: ACADEMIA, 2002.

  7. Галуцкий Г.М. Управляемость культуры и управление культурными процессами. – М., 2008.

  8. Дуликов В.З. Организационный процесс в социокультурной сфере: Учеб.пособие / В.З. Дуликов – М.: МГУКИ., 2003.

  9. Ерошенков И.Н. Культурно-воспитательная деятельность с детьми и подростками: Учеб.пособие /И.Н. Ерошенков - М.: МГУКИ., 2002.

  10. Жаркова Л.С. Деятельность учреждений культуры: Учеб.пособие / Л.С. Жаркова – М.: МГУКИ. – 2-е изд., 2005.

  11. Бакланова Т.Н. Профессиональное мастерство работника культуры: Учебное пособие /Т.Н. Бакланова – М.: МГУК, 2005.

  12. Григорьева, Е.И. Современные социальнокультурные технологии /уч. пос./ Е.И. Григорьева –Тамбов: Першин, 2004.

  13. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств. – М.: МГУКИ, 1998.

  14. Жаркова Л.С. Деятельность учреждений культуры: Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: МГУКИ, 2000.

  15. Жданова Е.И., Иванов С.В., Крючкова Н.В. Менеджмент шоу-бизнеса: Учебное пособие. – М.: МГУК. 1997.

  16. Касаткина, С.А. Основы профессиональной деятельности менеджера социокультурной сферы: учеб.пособие /С.А. Касаткина. – М.: МГУКИ, 2005.

  17. Киселева, Т.Г., Красильников, Ю.Д. Социально-культурная деятельность /Т.Г. Киселева – М.: МГУКИ, 2006.

  18. Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2003.

  19. Киселёва Т.Г., Красильников, Ю.Д. Социально-культурная деятельность– М.: МГУКИ, 2004.

  20. Мосалев Б.Г. Досуг: методология и методика социологических исследований: Учеб.пособие /Б.Г. Мосалев – М.: МГУКИ, 2002.

  21. Музееведение. Музеи исторического профиля: Учебное пособие для вузов / Под ред. К.Г. Левыкина, В. Хербета. – М.: Высш. школа, 1988.

  22. Народная художественная культура. Учебник /Под ред. Баклановой Т.И., Стрельцовой Е.Ю. – М.: МГУКИ, 2000.

  23. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: МГУКИ, 2005.

  24. Современные технологии социально-культурной деятельности: Учебное пособие.- Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001.

  25. Стрельцов Ю.А. Человек в мире общения: Основы досуговой синергетики: Учебное пособие. – М.: МГУКИ, 2003.

  26. Стрельцов Ю.А. Культурология досуга: Учебное пособие. – М.: МГУКИ, 2002.

  27. Стрельцов, Ю.А. Социальная педагогика: Учеб.пособие / Ю.А. Стрельцов – М.: МГУКИ, 1998.

  28. Чижиков В.В. Дизайн культурной среды: Уч. пособие /В.М. Чижиков – М.: МГУКИ, 2003.

  29. Чижиков В.М., Чижиков, В.В. Введение в социокультурный менеджмент: Учеб.пособие. / В.М. Чижиков – М.: МГУКИ, 2008.

  30. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная анимация: Учеб пособие /Н.Н. Ярошенко – М.: МГУКИ, 2008.

  31. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная анимация: Учебное пособие.- М.: МГУКИ, 2000.

  32. Яцемирская Р.С., Бельская И.Г. Социальная геронтология: Учебное пособие/ Мос. гос. соц. университет – М.: ВЛАДОС, 1999.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Форма проведения и программа вступительного испытания, проводимого угуэс самостоятельно, по дисциплине «история и теория социально-культурной деятельности» при приеме для обучения по программе магистратуры iconФорма проведения и программа вступительного испытания, проводимого...
...

Форма проведения и программа вступительного испытания, проводимого угуэс самостоятельно, по дисциплине «история и теория социально-культурной деятельности» при приеме для обучения по программе магистратуры iconФорма проведения и программа вступительного испытания, проводимого...
Вступительное испытание по дисциплине «Промышленная экология» проводится в форме тестирования, задание включает в себя 50 вопросов....

Форма проведения и программа вступительного испытания, проводимого угуэс самостоятельно, по дисциплине «история и теория социально-культурной деятельности» при приеме для обучения по программе магистратуры iconПрограмма вступительного испытания для поступающих для обучения по...
Предмет и метод «Теория государства и права» как науки и учебной дисциплины. Становление, развитие и современное состояние теории...

Форма проведения и программа вступительного испытания, проводимого угуэс самостоятельно, по дисциплине «история и теория социально-культурной деятельности» при приеме для обучения по программе магистратуры iconРоссийская академия народного
Программа вступительного испытания, проводимого Оренбургским филиалом ранхигс самостоятельно

Форма проведения и программа вступительного испытания, проводимого угуэс самостоятельно, по дисциплине «история и теория социально-культурной деятельности» при приеме для обучения по программе магистратуры iconПояснительная записка Программа вступительного испытания по дисциплине «Экономическая теория»
Программа вступительного испытания по дисциплине «Экономическая теория» предназначена для абитуриентов, желающих получить образование...

Форма проведения и программа вступительного испытания, проводимого угуэс самостоятельно, по дисциплине «история и теория социально-культурной деятельности» при приеме для обучения по программе магистратуры iconПрограмма вступительного испытания, проводимого вузом самостоятельно...
Программа предназначена для методического обеспечения дисциплины основной образовательной программы вступительных испытаний (для...

Форма проведения и программа вступительного испытания, проводимого угуэс самостоятельно, по дисциплине «история и теория социально-культурной деятельности» при приеме для обучения по программе магистратуры iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Теория, методика и организация социально-культурной деятельности» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры социально-культурной...

Форма проведения и программа вступительного испытания, проводимого угуэс самостоятельно, по дисциплине «история и теория социально-культурной деятельности» при приеме для обучения по программе магистратуры iconПрограмма вступительного испытания по специальной дисциплине при...
Возникновение и основные этапы развития экономической науки. Классическая и неоклассическая экономическая теория. Современные научные...

Форма проведения и программа вступительного испытания, проводимого угуэс самостоятельно, по дисциплине «история и теория социально-культурной деятельности» при приеме для обучения по программе магистратуры iconПрограмма и правила проведения вступительного испытания (комплексного...
Вступительное испытание представляет собой обязательный комплексный экзамен, который проводится в письменной форме

Форма проведения и программа вступительного испытания, проводимого угуэс самостоятельно, по дисциплине «история и теория социально-культурной деятельности» при приеме для обучения по программе магистратуры iconПрограмма вступительных испытаний по обществознанию соответствует...
Форма проведения вступительного испытания для поступающих на программы высшего профессионального образования (бакалавриат) – экзамен...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную