Отчет о научно-исследовательской работе по теме: «Разработка научно обоснованных предложений по совершенствованию законодательного регулирования в сфере культуры»






НазваниеОтчет о научно-исследовательской работе по теме: «Разработка научно обоснованных предложений по совершенствованию законодательного регулирования в сфере культуры»
страница1/11
Дата публикации29.05.2015
Размер1.63 Mb.
ТипОтчет
e.120-bal.ru > Культура > Отчет
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное научно-исследовательское учреждение

«Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации» (ИЗиСП)

прямая соединительная линия 1



УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора ИЗиСП

________________ В.И. Лафитский

«­­­­13» декабря 2012 г.

м.п.
УДК 342.7

Рег. №

Инв. №


ОТЧЕТ

О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ

по теме: «Разработка научно обоснованных предложений по совершенствованию законодательного регулирования в сфере культуры»
Государственный контракт от 07 ноября 2012 г. № 3267-01-41/06-12


Руководитель работ:
Заведующий отделом социального

законодательства

кандидат юридических наук Н.В. Путило

Москва 2012

СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ
Руководители работ:

Заведующий отделом

социального законодательства Института

законодательства и сравнительного

правоведения при Правительстве

РФ кандидат юридических наук ____________Н.В. Путило


Исполнители работ:

Старший научный сотрудник отдела

социального законодательства Института

законодательства и сравнительного

правоведения при Правительстве РФ

______________Т.Е. Мельник

Научный сотрудник

отдела социального законодательства Института

законодательства и сравнительного

правоведения при Правительстве РФ ____________Ф.В. Цомартова

Реферат 4

Введение 6

I. Аналитическая записка «Формирование и

развитие законодательного регулирования отношений

в сфере культуры в Российской Федерации» 15

1. История становления российского законодательства о культуре 15

2. Конституционные основы законодательного регулирования

отношений в сфере культуры 25

3. Основы законодательства Российской Федерации о культуре

и развитие законодательства о культуре 47

4. Законодательство о культуре как отрасль законодательства 60

5. Процессы систематизации законодательства

и дифференциации законодательного регулирования в сфере культуры 119

II. Предложения по совершенствованию законодательного

регулирования отношений в сфере культуры,

позволяющие обеспечить гарантии культурных

прав и единство государственной политики в сфере культуры 119

Заключение 136

Источники и литература 138

Отчет 146с., источников 138.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О КУЛЬТУРЕ, КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА, СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ, КОМПЛЕКСНАЯ ОТРАСЛЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.

Реферат

Объектом исследования являются международные акты, нормативные правовые акты зарубежных государств, нормативные правовые акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие отношения в сфере культуры.

Цель работы - формирование современной правовой основы в сфере культуры.

В процессе работы проводился сравнительный анализ международных актов, нормативных правовых актов зарубежных государств и нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в сфере культуры. Исследовалось становление современного российского законодательства о культуре, динамика законодательного регулирования отношений в сфере культуры, структура российского законодательства о культуре. Выявлены и проанализированы тенденции развития российского законодательства о культуре.

В результате исследования были выявлены предпосылки формирования законодательства о культуре, особенности современного этапа развития законодательства о культуре, системные связи в рамках законодательства о культуре, а также законодательства о культуре и иных отраслей системы законодательства, проанализированы процессы систематизации законодательства о культуре, дифференциации законодательного регулирования в сфере культуры.

Результаты работы могут быть использованы в нормотворческой деятельности, правоприменительной деятельности федерального органа исполнительной власти, осуществляющего выработку государственной политики в сфере культуры и нормативно-правовое регулирование в указанной сфере.

Введение

Вопросам развития культуры в современном обществе уделяется пристальное внимание. Культурная сферу уже давно не рассматривается как часть надстройки, определяемой экономическим базисом. Напротив, постмодернистский переворот в методологии научных исследований привел к тому, что культура, зачастую, стала восприниматься как один из главнейших факторов общественного развития. Успехи и неудачи в экономике, политике, социальной сфере объясняются господствующим типом культуры, культурных связей1.

Оставляя в стороне философские и методологические споры, следует признать, что сфера культуры уже давно является объектом целенаправленного воздействия со стороны государства. Государство пытается оказывать воздействие на культурное развитие граждан, государство создает механизмы охраны и воспроизводства культурных ценностей, при этом, зачастую, селективно подходя к выбору оптимальных культурных ценностей и т. д. Одним из действенных средств государственной культурной политики является право, что находит выражение в формировании и развитии такого юридического явления как законодательство о культуре. В разных странах используются различные варианты законодательного воздействия на культурную сферу. Где то культурное законодательство специально не вычленяется в правовой системе, а нормы, объектом которых выступают определенные культурные ценности, включаются в иные отраслевые нормативные акты (гражданское законодательство, налоговое законодательство и т. п.). Во многих странах на конституционном уровне закрепляются принципы государственной культурной политики. В Российской Федерации отношения в сфере культуры также являются предметом конституционного регулирования. Но, кроме того, соответствующие конституционные положения о культурных правах человека, их гарантиях, государственных обязанностях в деле развития и сохранения культуры находят подкрепление и в развитом специальном законодательстве. Законодательство о культуре прочно заняло место в системе российского законодательство, действуют законодательные акты, закрепляющие как общие начала правового регулирования в сфере культуры, так и регламентирующие отдельные направления культурной деятельности (библиотечное и музейное дело, охрана памятников истории и культуры, государственная поддержка кинематографии и т. д.). С оформлением законодательства Российской Федерации о культуре в отрасль законодательства начинается новый этап в развитии правового регулирования отношений в сфере культуры. Этап, который отличается, прежде всего, расширением действия права на культурную сферу. Правовое регулирование в этой сфере приобретает системный и комплексный характер, повышается значение внешнего упорядочивающего воздействия на нее. На новом этапе укрепляется роль закона как правового регулятора.

Во многом содержательно и структурно законодательство Российской Федерации о культуре несет в себе отпечаток того времени, в которое были приняты большинство законодательных актов, составляющих основу данной отрасли законодательства. Демократизация, деэтатизация общественно-политической жизни способствовали повышению значения принципа свободы творчества как основы культурной деятельности. Само законодательство о культуре должно было служить надежной юридической гарантией указанного принципа.

Таким образом, при оценке действующего законодательства Российской Федерации о культуре необходимо учитывать особенности исторического момента, которые существенным образом повлияли на содержание и структуру данной отрасли законодательства. Но было бы неверным сводить все только к ним. В противном случае данная отрасль законодательства выглядела бы все лишь как некое временное явления, отражающие специфику конкретного периода в истории отечественного права.

Активное формирование законодательства о культуре отражает и глубинные процессы общественного и государственного развития. Без их учета невозможен анализ системы нормативных правовых актов в сфере культуры.

Во-первых, закрепление специального правового механизма воздействия на культуру совпадает с зарождением наций и национальных государств. Общность истории, общность культурных установок это то, что во многом отличает одну нацию от другой. Не удивительно, что одними из первых в сфере культуры появляются нормативные правовые акты, направленные на сохранение исторического наследия. Так, например, к середине XIX века акты об охране памятников истории были приняты в Дании, Франции, Бельгии, Пруссии, Саксонии.2 Даже в странах англо-саксонской правовой системы вопрос об охране памятников старины решался на уровне статутного права3. В России история законодательства о культуре также ведет начало с разработки механизмов охраны объектов истории4. Данная задача сохраняется и на современном этапе.

Кроме того, в условиях глобализации, при формировании универсальных наднациональных ценностей, культурных установок нациообразующая задача законодательства о культуре наполняется новым смыслом - не раствориться в этих глобальных ценностях, остаться уникальной частью мировой культуры, сохранить свое культурное и историческое наследие5. В этом отношении уже хрестоматийным стал пример французского опыта квотирования при показе кинематографических произведений, имеющего целью сократить демонстрацию произведений американских кинематографистов. Предложения о необходимости на законодательном уровне закрепить цель противодействия иностранному культурному влиянию высказывается в отечественной литературе6.

Во-вторых, законодательство о культуре выступает как средство государственной политики в сфере культуры. Укрепление государства как общественного института неизбежно приводит к расширению функций государства. Общемировой тенденцией является активизация государственной политики в сфере культуры. Свое выражение государственная культурная политика находит в том числе и в системе специально принимаемых нормативных правовых актов.

Проникновение права в сферу культуры отражает тенденцию к расширению государственного участия в общественной жизни. Если обратиться к российскому законодательству о культуре, то нетрудно заметить, что во многих его институтах в той или иной степени присутствует государство (принципы государственной политики, распределение предметов ведения в сфере культуры между уровнями власти, органы государственной власти, государственные организации, государственные услуги, государственная поддержка и т. д.). В системе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти многих субъектов Российской Федерации присутствуют отраслевые органы управления – Министерство культуры Российской Федерации, Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства об объектах культурного наследия, министерства культуры в республиках, управления, департаменты культуры в областях, краях. Само признание культуры как общественной ценности теперь зависит во многом от позиции государства, выраженной в законах. Принятие в 1992 г. Основ законодательства Российской Федерации о культуре, воспринималось и воспринимается как позитивный шаг, так как тем самым культура получила положительную государственную оценку.

Что касается государственной политики в сфере культуры, то она может иметь разные направления и основу. Например, она может диктоваться стремлением воспитать определенный тип гражданина и работника7. Так, в первые годы советской власти, стремясь совершить мировую революцию, разрушить государственные границы, правительство практически не уделяло внимания вопросу сохранения исторического и культурного наследия, ведь это было наследие классово чуждое. С укреплением советского государства, отказом от идеи быстрой мировой революции, выходом на первый план идеи государственности меняется и государственная политика в этом направлении. Одно из приоритетных значений в воспитании населения приобретает идея патриотизма, любви к Родине и ее истории. В итоге, принимается ряд нормативных правовых актов по формированию системы государственной охраны памятников истории и культуры.

В условиях приоритета прав и свобод человека государственная политика в сфере культуры направлена на их обеспечение, создание условий реализации данных прав.

Новое направление государственной политики в сфере культуры связано с поиском правовых средств развития интеллектуальных ресурсов страны в условиях формирования инновационной экономики. Данный подход предполагает рассмотрение права в целом и правового регулирования в сфере культуры в частности, в том числе и законодательства о культуре, в контексте цикла развития интеллектуальных ресурсов, предполагающем «такие индикативные компоненты как культура, образование, наука и освоение» 8.

Во многом потребности государственной политики, государственного управления диктуют необходимость выделения в системе права такой отрасли законодательства как законодательство о культуре. В литературе отмечается, что данный фактор играет большую роль при выделении комплексных отраслей законодательства, к которым относится и законодательство о культуре. При этом данный фактор в основном трактует как субъективный. Хотя такая позиция в его оценке вызывает сомнения. Все же не следует сбрасывать со счетов отмеченные выше объективные процессы расширения государственных функций.

В-третьих, появление законодательства о культуре отражает тенденцию к профессионализации деятельности по созданию, сохранению и распространению культурных ценностей. В данном случае не идет речь о выделении каких-то особых правил регулирования труда работников культуры. Эта задача могла бы быть решена другим, более экономным с точки зрения размера нормативного материала, способом, например, закреплением в трудовом законодательстве особенностей регулирования труда данной категории работников.

Одно из многочисленных определений культуры гласит, что она есть ничто иное как вторая, то есть сфера искусственного, созданного человеком бытия. В таком понимании каждый человек творец культуры. Но культурная деятельность может рассматриваться и как особая, специфическая деятельность, наряду с деятельностью в экономике, политике и т. д. В этом последнем случае законодательство о культуре юридическими средствами обособляет поле такой профессиональной деятельности. Оформляется институциональная структура, а именно, закрепляются особенности статуса организаций культуры, различных профессиональных ассоциаций и объединений, полномочия уровней публичной власти, определяются права и обязанности творческих работников, работников организаций культуры, закрепляются механизмы поддержки такого профессионального сегмента. Подобное выделение свидетельствует о повышении общественного значения деятельности, специально направленной на создание, сохранение и распространение культурных ценностей.

Таким образом, законодательство о культуре становится одной из важнейших частей системы законодательство и одним из важнейших инструментов государственной культурной политики. Вместе с тем, следует признать, что имеются определенные проблемы как в части самого законодательства о культуре, воспринимаемого как единого целого, так и в части правового регулирования отдельных направлений культурной деятельности. Без преувеличения можно сказать, что законодательство о культуре испытывает мощнейший пресс как со стороны иных отраслей законодательства, сформированных по признаку принадлежности к отрасли права (гражданского права, конституционного права, налогового права), так и других отраслей законодательства, относящихся к социальному законодательству (например, образовательного законодательства). В итоге правовое регулирование отношений в сфере культуры теряет ориентиры, отражающие специфику культуры как своеобразного объекта правового воздействия, а логика регламентации начинает подчиняться иными принципам. В качестве наглядного примера можно привести регулирования отношений по поводу получения художественного образования. Известно, что при оценке эффективности высших учебных заведений Министерство образования и науки Российской Федерации не посчитало возможным учитывать специфику художественных вузов, что привело к признанию их неэффективными.

Повышения значения законодательства о культуре как отрасли законодательства в современных условиях приобретает особую актуальность. В связи с сем необходим поиск оптимальных и выверенных решений по совершенствованию правового регулирования в сфере культуры.

Цель настоящей работы заключается в выработке предложений по формированию современной правовой основы в сфере культуры, для чего должны быть решены следующие задачи: определение предмета законодательного регулирования отношений в сфере культуры; определение места законодательства о культуре в системе российского законодательства; анализ динамики законодательного регулирования отношений в сфере культуры с учетом тенденций развития российского законодательства; разработка научно обоснованных предложений по развитию системы законодательного регулирования отношений в сфере культуры; формирование научно обоснованных предложений по законодательному регулированию отношений в сфере культуры с учетом систематизации законодательства о культуре; выявление возможности применения в Российской Федерации опыта законодательного регулирования отношений в сфере культуры во всех странах СНГ (с учетом формирования единого культурного пространства).

Структура работы строится в соответствии с поставленными целью и задачи строится. Она включает в себя Аналитическую записку «Формирование и развитие законодательного регулирования отношений в сфере культуры в Российской Федерации» и Предложения по совершенствованию законодательного регулирования отношений в сфере культуры, позволяющие обеспечить гарантии культурных прав и единство государственной политики в сфере культуры.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Отчет о научно-исследовательской работе по теме: «Разработка научно обоснованных предложений по совершенствованию законодательного регулирования в сфере культуры» iconОтчет по научно-исследовательской работе «Разработка комплексной...
«Разработка комплексной модели экономической эффективности регионального учреждения культуры»

Отчет о научно-исследовательской работе по теме: «Разработка научно обоснованных предложений по совершенствованию законодательного регулирования в сфере культуры» iconОтчет по научно-исследовательской работе «Разработка комплексной...
Выполнена компанией «мис-информ» по результатам победы в открытом конкурсе в соответствии с техническим заданием на нир в период...

Отчет о научно-исследовательской работе по теме: «Разработка научно обоснованных предложений по совершенствованию законодательного регулирования в сфере культуры» iconОтчет о научно-исследовательской работе студентов кафедры «Экономика и финансы»
Основные направления развития научно-исследовательской деятельности студентов кафедры

Отчет о научно-исследовательской работе по теме: «Разработка научно обоснованных предложений по совершенствованию законодательного регулирования в сфере культуры» iconОтчет о научно-исследовательской работе за 2013 год
Проведение научно – исследовательских работ в области фундаментальных, прикладных исследований и разработок на основании контрактов,...

Отчет о научно-исследовательской работе по теме: «Разработка научно обоснованных предложений по совершенствованию законодательного регулирования в сфере культуры» iconОтчет о научно-исследовательской работе по теме: «Информационно-аналитическая...
Заказчик: фгбоу впо «Белгородская государственная сельскохозяйственная академия имени В. Я. Горина»

Отчет о научно-исследовательской работе по теме: «Разработка научно обоснованных предложений по совершенствованию законодательного регулирования в сфере культуры» iconИсследования. Применение компьютерных технологий открывает новые...
Информационные технологии в научно-исследовательской работе студентов технических факультетов

Отчет о научно-исследовательской работе по теме: «Разработка научно обоснованных предложений по совершенствованию законодательного регулирования в сфере культуры» iconОтчет о ходе научно-исследовательской работе отдела «теория и методология...
В соответствии с планом научной работы за 2009 год проведены научные исследования по теме «Регионы юфо в международной экономической...

Отчет о научно-исследовательской работе по теме: «Разработка научно обоснованных предложений по совершенствованию законодательного регулирования в сфере культуры» iconОтчет о научно-исследовательской работе по теме «Эффективность использования...
Отчет по теме № са-12-39 «Эффективность использования отраслевых информационных систем» Минкультуры России

Отчет о научно-исследовательской работе по теме: «Разработка научно обоснованных предложений по совершенствованию законодательного регулирования в сфере культуры» iconОтчет о научно-исследовательской работе по теме: «программный продукт...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «волгоградский государственный...

Отчет о научно-исследовательской работе по теме: «Разработка научно обоснованных предложений по совершенствованию законодательного регулирования в сфере культуры» iconЗадачи научно-исследовательской работы 4 Формы проведения научно-исследовательской...
Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые для организации и проведения нир 11






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную