Цель урока: подчеркнуть нарастающую необходимость современности «жить в мире с окружающим миром»; помочь учащимся понять какое значение имеет экология в






Скачать 158.96 Kb.
НазваниеЦель урока: подчеркнуть нарастающую необходимость современности «жить в мире с окружающим миром»; помочь учащимся понять какое значение имеет экология в
Дата публикации14.03.2015
Размер158.96 Kb.
ТипУрок
e.120-bal.ru > Культура > Урок
Экология и культура будущее России.
Цель урока:

  • подчеркнуть нарастающую необходимость современности - «жить в мире с окружающим миром»;

  • помочь учащимся понять какое значение имеет экология в современном обществе и какую роль играет в жизни каждого, в жизни нашей страны и мира;

  • заинтересовать в продвижении экологических и культурных знаний, содействовать формированию у школьников представлений об экологической культуре и связанной с ней активной жизненной позиции.

Задачи:

Обратить внимание учащихся на:

  • проблемы взаимодействия человека с окружающей средой (загрязнение воздуха, воды, почвы, проблемы отходов, энергетические и сельскохозяйственные проблемы) — проблемы современной России;

  • то, что «природа — идеальный мир» (гармония природы, сбалансированность природных процессов «так было, есть и должно быть всегда!»);

  • необходимость уделять особое внимание воспитанию экологической культуры нашего общества, воспринимать культуру как способ взаимодействия человека с природой — как сценарий будущего России.

Ход урока:

Введение.

Актуализация проблемы. Этот год – год охраны окружающей среды (Указ Президента Российской Федерации от 10 августа 2012 г. № 1157)

Сегодня нам надо решать многие насущные проблемы, их нельзя отложить на потом. Надо думать о том, как жить лучше, как помочь тем, кому плохо, кто не может помочь себе сам. Но при этом нельзя забывать о том, что все это надо делать не в ущерб для нашей планеты. Те, кто считает себя в ответе за то, чтобы мы этого не забыли и знали, как это сделать, называют себя экологами.

Что же такое экология сегодня? Экология сегодня – это не только наука, это мировоззрение, отношение к себе, позиционирование себя в этом мире, это и политика, и экономика, и культура.

Экология – от слова «дом», это – наука о жизни в окружающем мире, об искусстве жить красиво в гармонии с природой. Экологи вместе с работниками культуры – наверное, самые дальновидные люди. Они всегда хорошо понимают друг друга. Их забота – сохранение и приумножение культурного и природного богатства. А это и есть основа нашего развития. По тому, как высоко люди ценят свою жизнь и здоровье, природу и культуру и определяется уровень развития любого общества. Поэтому неслучайно этот год – год экологии, а следующий год будет годом культуры.

Экология и культура – будущее России.

Проблемы человека с окружающей средой.

Сегодня нас более 7 миллиардов человек, по прогнозу, составленным институтом демографии Организации Объединенных Наций, к 2050 году население Земли достигнет 9,4 миллиарда человек. Понятно, что мы не можем развиваться без вмешательства в природные процессы. Нам необходимы природные ресурсы как никогда, ведь с каждым годом потребности человечества только растут.

За последние 40 лет было использовано столько минерального сырья, сколько за всю предыдущую историю человечества. За последние 100 лет из земных недр было извлечено 137 млрд. тонн угля, 47 млрд. тонн нефти, 20 трлн. куб. метров газа. За этот период человечество увеличило свои энергетические ресурсы в 1000 раз.

С 1950 – 1955г. потребление всех энергоресурсов в мире увеличилось в 3 раза, нефтепродуктов – в 6 раз, электроэнергии – в 8 раз. Если человечество сделает ставку только на экономический рост, то уже к 2032 году рост потребления органического топлива приведет к тому, что объем выброса углекислого газа в атмосферу достигнет 16 млрд. тонн в год, если же приоритетом станет обеспечение устойчивого развития, то активные шаги по внедрению энергосберегающих технологий позволят к 2032 году снизить этот показатель вдвое, до 8 млрд. тонн.


Что мы знаем о проблемах человека с окружающей средой?

Учитель спрашивает у класса о том, какие проблемы человека с окружающей средой они знают. (Примерные ответы:

  • изменяет ландшафт местности, вырубая леса и осушая болота – тем нарушая экосистему;

  • не экономично использует запасы пресной воды;

  • неограниченно увеличивает вылов рыбы и безвозвратно истребляет многих представителей животного мира, уменьшая биоразнообразие;

  • неправильно утилизирует бытовые отходы и отходы производства.)

«Если воздухом нельзя дышать, воду нельзя пить, а пищу нельзя есть, — то все социальные проблемы теряют свой смысл».. А. В. Яблоков

Загрязнение окружающей среды на территории России продолжает оставаться высоким.

Одним из крупнейших загрязнителей атмосферного воздуха городов и населенных пунктов является автомобильный транспорт, который выбрасывает в атмосферу примерно 12 млн. т загрязняющих веществ. Под воздействием промышленных выбросов за последнее десятилетие в России погибло более 200 тыс. га леса, из них 98% — хвойного. Особенно сильно были поражены леса в районах Братска, Красноярска, Екатеринбурга, Забайкальского края и Мурманской области.

В настоящее время на территории страны накоплено в отвалах, полигонах, хранилищах и неорганизованных свалках около 80 млрд. т твердых отходов. По оценкам, если эти отходы разместить в стандартные контейнеры вдоль линии экватора, то они опояшут его более 400 раз. Объем накопленных токсичных и опасных отходов в отвалах и свалках оценивается в 1, 7 млрд. т. Для их перевозки потребовалось бы три железнодорожных состава протяженностью от Москвы до Хабаровска.

Одним из существенных факторов негативного влияния на среду обитания человека становится сфера услуг и потребления, обусловленного, дополнительно, существенным износом объектов жилищно-коммунальной сферы. Ежегодно службами ЖКХ вывозится более 130 млн. м³ твердых бытовых отходов, из которых только 3% перерабатываются промышленными методами.

Человечество может и должно развиваться, но может ли оно развиваться, не обращая внимания на окружающий мир? Если мы (человечество) увеличиваем свои потребности не в соответствии с законами природы, то природа поставит свои ограничения.

Сегодня скорость развития «не вписывается» в природные процессы, возникают проблемы человека с окружающей средой

Это приводит к:

  • росту преждевременной смертности (особенно среди трудоспособного населения);

  • росту заболеваемости;

  • изменению климата.

Общая экологическая ситуация в Российской Федерации.

Что касается Российской Федерации, то она относится к странам мира с наихудшей экологической ситуацией. Загрязнение природной среды достигло невиданных за последние годы масштабов. Только убытки экономического характера, не принимая во внимание вред экологического характера здоровью людей, по подсчетам специалистов, ежегодно составляют в России сумму, равную половине национального дохода страны. Более 24 тыс. предприятий на сегодня являются мощными загрязнителями окружающей среды – воздуха, недр и сточных вод. С позиций действующего уголовного законодательства их деятельность преступна. Но в этой сфере человеческой деятельности вопреки всем декларациям о праве человека на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду перед другими интересами в иерархии социальных ценностей, по-прежнему экономические интересы преобладают над экологическими.

Существенно ухудшается здоровье россиян, страдают все жизненно-важные функции организма, включая репродуктивную. Средний возраст мужчин в Россиийской Федерации за последние годы составил 58 лет. Для сравнения в США – 69 лет, Японии –71 лет. Каждый десятый ребенок в Российской Федерации рождается умственно или физически неполноценным вследствие генетических изменений и хромосомных абераций. По отдельным промышленно-развитым российским регионам этот показатель выше в 3-6 раз. В большинстве промышленных районов страны одна треть жителей имеет различные формы иммунологической недостаточности.

По стандартам Всемирной организации здравоохранения при ООН, российский народ приближается к грани вырождения. При этом примерно 15% территории страны занимают зоны экологического бедствия и чрезвычайных экологических ситуаций. И лишь 15-20% жителей городов и поселков дышат воздухом, отвечающим установленным нормативам качества. Около 50% потребляемой российским населением питьевой воды не отвечает гигиеническим и санитарно-эпидемологическим нормам.

Природно-экологическая ситуация Балашихинского района Московской области.

 Причиной плохой экологической ситуации в том или ином районе Подмосковья является, как правило, наличие крупных производственных предприятий, а вот для Москвы главный источник загрязнения – автотранспорт (~92% всех выбросов). Причинами плохой экологии на юго-востоке области также являются: роза ветров в Москве и области и рельеф местности. Самые высокие точки столицы расположены в юго-западной ее части, а самые низкие участки городского рельефа находятся на востоке и юго-востоке.

 При оценке современного состояния окружающей среды в Балашихинской районе, помимо природных особенностей, следует учитывать значительное техногенное воздействие, обусловленное различными факторами, а также близостью к городу Москве и Московской кольцевой автомобильной дороге.

По экологической оценке, Балашихинский район относится к неблагополучным районам Подмосковья. Процессам деградации природных комплексов, загрязнению земель и водных источников подвержены, прежде всего, придорожные территории и участки, прилегающие к техногенным объектам, имеющим значительные выбросы вредных веществ в атмосферный воздух и сбросы в водные объекты. На состояние окружающей среды района в значительной степени оказывают влияние промышленные объекты города Москвы, особенно при частых восточных составляющих направления ветра.

Как показывает динамика интенсивности усыхания лесов в лесхозах Подмосковья, величина гибели насаждений достигает здесь высоких показателей (8,1 - 14,0 га/1000га лесопокрытой площади). При этом доля гибели лесов от антропогенных факторов незначительна. В основном преобладающим фактором гибели насаждений за последние несколько лет являются болезни и погодные условия.

Загрязнение почв сверх ПДК различными веществами (медь, свинец, марганец и др.) характерно для придорожных земель и территорий крупных промышленных объектов. Изъятие новых территорий под дачные и усадебные застройки, приобретающее в последние годы широкие масштабы, приводит к одному из значимых видов физической деградации почв - переуплотнению, что приводит к ухудшению физических свойств почвенного покрова.

Степень геохимического загрязнения почвенного покрова рассматриваемого района неоднородна. Вблизи автомагистралей почвенный покров здесь характеризуется сильными, очень сильными и максимальными уровнями накопления тяжелых металлов (СПК > 32). На остальной территории уровень загрязнения почвенного покрова соответствует средней и слабой степени концентрации элементов (СПК = 8 - 32).

Загрязнение подземных вод, природа которого имеет техногенное происхождение, наблюдается во многих районах Московского региона. Превышение ПДК по металлам наиболее часто фиксируется по марганцу.

Качество воды водоемов довольно часто не отвечает санитарным требованиям. По индексу загрязнения поверхностные водоемы в районе отнесены к 4-му классу (очень грязные). На состояние рек в значительной мере оказывают влияние сточные воды ряда промышленных предприятий и агропромышленных хозяйств.

Уровень загрязнения воздушной среды основными вредными веществами (диоксид азота и серы, взвешенные вещества, оксид углерода), по среднестатистическим данным, в Балашихинском районе может достигать 2 ПДК.

Для более полной картины экологической обстановки приведем несколько экологических карт Подмосковья, отражающих то или иное состояние различных параметров - общую Экологическую обстановку районов Московской области и Выброс вредных веществ в атмосферу.

Парниковый эффект.

С середины 1800 - ого года средняя мировая температура повысилась примерно на 0,74 градуса по Цельсию, что неминуемо сказалось на всей планете. Так, например, в течение ХХ века:

средний уровень Мирового океана повысился на 10-20 см;

общий объем ледников в Швейцарии сократился на 2/3;

толщина арктических льдов в конце лета и в начале осени сокращалась примерно на 40%, и гора Кения (Африка) потеряла 92% ледяной массы, а гора Килиманджаро (Африка) 82%.

Другие значительные наблюдаемые изменения включают:
сокращение на 40-60% общего объема имеющихся водных ресурсов в крупных бассейнах рек Нигер, Сенегал и озера Чад;

отступление на 70% песчаной береговой линии и перемещение бореальных лесов (хвойные леса) Аляски к северу примерно на 100 км.

Появились уже и первые жертвы изменения климата: жители деревни Латеу на одном из островов Вануату вынуждены покинуть родные места из-за затопления острова водами океана.

Учащимся предлагается для просмотра фильм: «Парниковый эффект», где рассказывается о механизме возникновения данного эффекта и частично касаются проблем, связанным с его возникновением и рассматриваются пути решения данной экологической проблемы.
Каково будущее России? — дискуссия

Учитель предлагает вопросы для обсуждения:

- Есть ли смысл России изменять свой путь развития? - Ведь наша страна первая по площади, мы лидеры по запасам многих природных ресурсов. Их может хватить еще на многие десятилетия.

- И почему наша страна должна отвечать за все страны мира и тратить средства на решение экологических проблем?

Вывод: Как вы поняли из дискуссии, как бы мы не хотели жить беспечно и не думать о вреде, наносимом от деятельности человека природе, необходимо помнить законы природы. Ведь вам известны основные законы, их необходимо знать, чтобы человек мог «вписать» свою деятельность в природные процессы.

Чтобы «вписать» свою деятельность в природные процессы, необходимы не только знания, но и культура.

В настоящее время существует множество определений культуры. Культуру можно рассматривать как различные достижения человечества (живопись, музыка, архитектура и др.); способ взаимодействия с окружающей средой (различные типы хозяйствования в историческом процессе); необходимое условие выживания и развития человечества на современном этапе, нов самом общем значении культура — это характеристика человеческой жизнедеятельности.

Для нормального функционирования общества необходима эффективная научно обоснованная государственная экологическая политика, потребность в которой в результате нарастания кризисных явлений в области экологии усиливается. Развитие общества не может рассматриваться в рамках традиционной «двухкоординатной» системы социально-экономических проблем. Экологический фактор развития общества настойчиво заявляет о своей приоритетности.

Оказывается, что решать экологические проблемы в отрыве от решения важных экономических и социальных задач не получается, поэтому надо сделать так, чтобы все эти задачи решались одновременно и чтобы в ходе нашего развития природе не становилось хуже. И это нужно не только ей, но и нам. От нашего неверного поведения социальные и природные аномалии становятся «нормой» жизни. Когда природе cтановится плохо и нам нелегко. Нельзя быть здоровым в «больной» среде. Поэтому надо жить в мире с окружающим миром. Неслучайно это слово означает и то, и другое.

Такой путь развития сегодня называется устойчивым развитием.

Принятие Россией основных положений концепции устойчивого развития можно считать в значительной степени свершившимся фактом. Это закреплено Указом Президента РФ от 4 февраля 1994 г. «О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», разработанной Правительством РФ Концепцией перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, которая утверждена Указом Президента РФ от 1 апреля 1996 г.

Тем не менее концепция государственной экологической политики неизбежно требует уточнений по мере углубления научных знаний и в соответствии с экологической обстановкой в стране. Новые возможности для страны дает начавшийся в мире процесс «Рио+20» к Всемирной конференции ООН по устойчивому развитию, то есть такое, которое не противоречит дальнейшему существованию человечества и развитию его в прежнем направлении.

В 1992 году в Рио-де-Жанейро (Бразилия) по инициативе Организации Объединенных Наций представители большинства стран (193 из 210) мира приняли «Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию».

Общие правила верного поведения записаны в «Хартии Земли», принятой 16 октября 2003 года ЮНЕСКО.

В 2012 году, через 20 лет после Конференции ООН 1992 года, на которой была принята концепция устойчивого развития, был представлен Обобщающий доклад Программы ООН по окружающей среде: «Навстречу «зеленой» экономике. Пути к устойчивому развитию и искоренению бедности», где ООН подтвердила приверженность курсу на устойчивое развитие и на обеспечение построения экономически, социально и экологически устойчивого будущего для нашей планеты и для нынешнего и будущих поколений, где главы большинства государств, включая Россию, договорились, что надо жить по программе, которая называется «Будущее, которого мы хотим».

Как же туда попасть, в это будущее, которого мы так хотим? Что для этого надо делать?

Главное, стараться все меньше тратить природные ресурсы и наносить вред природе и все больше использовать свои изобретения. Этот завет экологов и есть основа модернизации и инновационного пути развития, который выбрала наша страна. Сегодня такой путь развития и такую экономику называют «зелеными», то есть дружелюбными по отношению к природе, а значит и к нам с вами. Надо бережно относиться к природе. Использовать лучшие технологии, чтобы не навредить природе и исправить то, что уже нарушено.

Россия сегодня среди стран, для которых это особенно актуально. На то есть ряд оснований. Это и экономический рост, и богатые природные ресурсы. Приоритеты страны в инновационной политике, в энергоэффективности, в модернизации экономики в соответствии с современными требованиями естественным образом определяют движение в направлении устойчивого развития.

Переход к устойчивому развитию Российской Федерации в целом возможен только в том случае, если будет обеспечено устойчивое развитие всех ее регионов.

Проблема улучшения состояния окружающей среды, сохранения природных богатств по своей значимости и актуальности в городском округе Балашиха, и в частности в городе Реутов, относится к числу самых приоритетных. В городе Реутов на протяжении последних 10 лет реализуется Программа природоохранных мероприятий, направленных на улучшение  экологической обстановки.

Экологическая стратегия Реутова:

В 2007 году Реутову было присвоено звание «Самый благоустроенный город Российской Федерации» среди городов с населением меньше 100 тысяч человек. С тех пор Реутов уверенно сохраняет этот статус. Совсем недавно представитель Министерства природных ресурсов и экологии России вручил секретарю местного отделения партии «Единая Россия», Главе Реутова Александру Ходыреву федеральную награду - почётную грамоту за добросовестный труд и по итогам работы в 2012 году.

«В Реутове за каждое срубленное дерево мы высаживаем, как минимум, пять новых. Вместо не подходящих для аллергиков и астматиков тополей, выращиваем липы», - начал рассказ об экологической обстановке в городе и проводимых природоохранных мероприятиях Александр Ходырев. Кстати, всего в 2012 году в Реутове высадили 588 деревьев и 1227 кустарников. Безусловно, работы по озеленению города будут продолжены и в 2013 году. Активное участие в них принимают и учащиеся «Лицея» города Реутов.

При строительстве жилых домов и социальных объектов в Реутове используются только современные экологичные материалы, а для решения проблемы утилизации отходов создана специализированная организация "Кусор". Четкая схема размещения контейнеров и мусоросборников, налаженная работа мусоровозов, сортировка и первоначальная переработка бытовых отходов - вот алгоритм решения данной проблемы в городе. Весь отсортированный мусор сдается в пункты приема сырья.

Глава Реутова Александр Ходырев активно поддерживает областной партийный проект «Единой России» «Парки культуры и отдыха граждан»: «Мы, конечно, будем продолжать благоустраивать уже существующий в Реутове городской парк. Наша задача – сделать всё возможное, чтобы в нём реутовские семьи и дальше могли с удовольствием проводить своё свободное время. Также для отдыха горожан планируется благоустроить парковую зону в районе ДК «Мир».

Городской парк Реутова – главная рекреационная зона и одно из самых любимых мест жителей нашего города. Конечно, в 2013 году он станет ещё лучше. Будем заниматься его озеленением, высадим новые деревья. Будут приниматься меры по повышению безопасности парка. Например, на детских площадках заменим песок на современные покрытия, которые значительно снизят риск получения травм», - рассказывает член партии «Единая Россия», Заместитель Руководителя Администрации Реутова по строительству Владимир Покамин.

В 2013 году Министерство природных ресурсов и экологии России вручило Главе г. Реутова Александру Ходыреву федеральную награду - почётную грамоту за добросовестный труд по итогам работы в 2012 году

Отметим, что по итогам 2012 года только два города Подмосковья были удостоены столь почётной федеральной награды – Можайск и Реутов.

«Основанием для вручения такой награды является проводимая министерством работа по анализу деятельности в городах и районах, направленной на охрану окружающей среды, озеленение, на все принимаемые решения в области охраны природы», - объяснил замдиректора Департамента госполитики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации Рустам Рабаданов.

Учащимся предлагается для просмотра фильм: «Экология и культура – будущее России».


Итак. Мы не можем решить проблемы экологии по одиночке. Они решаются только сообща, но хотя бы маленький шаг на пути к решению экологических проблем должен сделать каждый из нас.

Что может делать каждый из нас в отдельности, и что мы можем сделать вместе?

Если хотим сделать природе и себе добро, то должны использовать её ресурсы (воду, топливо) разумно, экономно, без излишеств.

Экономят ресурсы не только жадные люди, а все, кому это небезразлично.

Экономим воду:

1. Закрывайте краны, когда вода вам не нужна.

2. Если увидите сломанный кран или прорванную трубу с текущей водой, идите к взрослым, расскажите им об этом, просите починить.

3. Когда есть возможность, собирайте и используйте дождевую воду (для полива и бытовых нужд, но не питья!).

4. В душе расходуется меньше воды, чем для заполнения ванны, - лучше принимайте душ!

Во многих странах, где питьевой воды меньше, или она стоит дороже, чем в России, воду научились экономить очень хорошо. Например, в Лондоне 20 лет назад расходовали 350 литров, а теперь всего 160! Это не потому, что лондонцы стали меньше мыться или хуже мыть посуду. Они научились делать это более экономно. Мы тоже можем этому научиться!

Экономим электричество, тепло (и топливо!):

1. Дома и в школе на холодное время года заклейте оконные рамы.

2. На дверях, ведущих на улицу, должны быть пружины, чтобы двери сами закрывались и не выпускали тепло.

3. Если из-под земли пошёл пар и бьют струи горячей воды - это не гейзер, а авария. Скорее всего, прорвались трубы: бегите и сообщите взрослым.

4. Выключайте свет, телевизор, электрические приборы, если ими никто не пользуется.

5. Чем меньше вещей мы потребляем и мусора производим, тем больше энергии экономим - на производство и перевозку товаров, их упаковку, уборку мусора. Не выбрасывайте стеклянные бутылки, банки и использованную бумагу - отдайте их на переработку.

Подумайте, посмотрите вокруг, может быть, вам в голову придут другие «экономные» идеи!

Общие выводы:

  • Существующие проблемы взаимоотношения человека и окружающей среды могут представлять серьезные трудности для дальнейшего развития человечества, как в России, так и во всем мире.

  • Эти проблемы не решаются сами собой, а требуют срочного решения от человека.

  • Чтобы решить экологические проблемы необходимо хозяйственную деятельность человека «вписать» в природные процессы. А для этого нужны не только экологические знания, но и экологическая культура. Но, если специальными глубокими экологическими знаниями должны обладать только специалисты-экологи, то высокий уровень культуры (экологической) необходим всем гражданам нашей страны для ее дальнейшего развития и процветания.

  • Многие проблемы можно решить уже сейчас, но надо это делать сообща. И начать надо с себя. Наши дела всегда важнее наших слов.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Цель урока: подчеркнуть нарастающую необходимость современности «жить в мире с окружающим миром»; помочь учащимся понять какое значение имеет экология в iconУрок обществознания в 11 классе Тема: «Глобальные проблемы современности»
Цель урока: объяснить учащимся сущность понятия и содержание глобальных проблем современности, а также пути и возможности решения...

Цель урока: подчеркнуть нарастающую необходимость современности «жить в мире с окружающим миром»; помочь учащимся понять какое значение имеет экология в iconПлан урока СНГ
Цель: Показать учащимся значение сотрудничества стран, входящих в состав Содружества Независимых Государств, в духовной, экономической,...

Цель урока: подчеркнуть нарастающую необходимость современности «жить в мире с окружающим миром»; помочь учащимся понять какое значение имеет экология в iconКонспект урока по теме: «Политика перестройки: первые шаги»
Цель урока: Дать представление учащимся сущности экономической реформы второй половины 1980-х гг и ее результатов

Цель урока: подчеркнуть нарастающую необходимость современности «жить в мире с окружающим миром»; помочь учащимся понять какое значение имеет экология в iconПлан Два восприятия мира в истории человечества. Техногенез в истории...
...

Цель урока: подчеркнуть нарастающую необходимость современности «жить в мире с окружающим миром»; помочь учащимся понять какое значение имеет экология в iconПланы семинарских занятий по социологии религии составитель
Семинарские занятия имеют существенное значение для усвоения и закрепления изучаемого теоретического материала. Они предназначены...

Цель урока: подчеркнуть нарастающую необходимость современности «жить в мире с окружающим миром»; помочь учащимся понять какое значение имеет экология в iconРабочая программа по внеурочной деятельности для 1-4 классов «Жить чтобы жить»
Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного...

Цель урока: подчеркнуть нарастающую необходимость современности «жить в мире с окружающим миром»; помочь учащимся понять какое значение имеет экология в iconПавлова Л. Н. Знакомим малыша с окружающим миром. М., 1987 Винникова...
Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. Спб.: Детство-пресс, 2011

Цель урока: подчеркнуть нарастающую необходимость современности «жить в мире с окружающим миром»; помочь учащимся понять какое значение имеет экология в iconУрока: Товар и деньги. Цель урока
...

Цель урока: подчеркнуть нарастающую необходимость современности «жить в мире с окружающим миром»; помочь учащимся понять какое значение имеет экология в iconУрок по теме «новая экономическая политика. Россия нэповская»
Цель и задачи урока: Дать представление учащимся об одном из самых сложных периодов истории России, раскрыть суть нэпа

Цель урока: подчеркнуть нарастающую необходимость современности «жить в мире с окружающим миром»; помочь учащимся понять какое значение имеет экология в iconФг боу впо «Уфимский государственный авиационный технический университет»
И не менее важное: какое значение оно имеет, с одной стороны, для государства, с другой для нас, потребителей? Рассмотрим эту проблему...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную