Учебное пособие по курсу " История журналистики зарубежных стран "






НазваниеУчебное пособие по курсу " История журналистики зарубежных стран "
страница1/14
Дата публикации09.09.2017
Размер1.23 Mb.
ТипУчебное пособие
e.120-bal.ru > Журналистика > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

по курсу "История журналистики зарубежных стран"

для бакалавров специальности "Связи с общественностью" Козлова М.М.

Ульяновск 1998

ОГЛАВЛЕНИЕ:
Тема 1. ЖУРНАЛИСТИКА И АНТИЧНОСТЬ .................. 4

Тема 2. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЕВРОПА И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ

ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ ................... 20

Тема 3. КНИГОПЕЧАТАНИЕ КАК ТЕХНИЧЕСКИЙ ФАКТОР

РАЗВИТИЯ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИИ ................ 28

Тема 4. РАЗВИТИЕ СМИ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ

В ХVП-ХVШ ВВ. .............................. 35

Тема 5. ЗАРУБЕЖНАЯ МАССОВАЯ ПЕЧАТЬ

Х1Х В. ..................................... 41

Тема 6. ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ СМИ ЗАПАДА

В ХХ В. ................................... 43

Тема 7. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ СМИ

ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ .......... ................. 47

Тема 8. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ СМИ

СТРАН СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ ................... 107

Тема 9. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ СМИ

АЗИАТСКИХ СТРАН ..........................

Тема 10. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ СМИ

СТРАН ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ ..................

Тема 11. ИСТОРИЯ СМИ СТРАН АФРИКИ ..................

Тема 12. ИСТОРИЯ СМИ АВСТРАЛИИ ................... Тема 13. ЖУРНАЛИСТИКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ ...........

 


Тема 1. ЖУРНАЛИСТИКА И АНТИЧНОСТЬ (4 часа)

Занятие первое

1. Журналистика как особая форма информационной деятельности.

2. Информационные связи Античности. Их формы, методы и особенности.

3. История становления и развития информационного общения.

4. Пражурналистские явления Античности.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Большая советская энциклопедия. М., 1980. Статьи: Журналистика, Газета, Рим Древний, Греция Древняя, Риторика, Массовая коммуникация.

Федорова Е.В. Люди императорского Рима. М., 1990. С. 13-37.

Воскобойников Я.С., Юрьев В.К. Журналист и информация. Профессиональный опыт западной прессы. М., 1993.

Михайличенко Н.А. Риторика. М., 1994.

Корнилова Е.Н. Риторика - искусство убеждать. Своеобра-

зие публицистики античной эпохи. М., 1998. Прохоров Е.П. Введение в журналистику. М., 1995, 1998. Анпеткова-Шарова Г.Г., Чекалова Е.И. Античная литерату-

ра. Л., 1989.

Средства массовой информации в современном обществе. Тенденция развития кадров. М., 1995.

В ходе первого занятия следует рассмотреть ИСТОКИ ЖУРНАЛИСТИКИ В АНТИЧНОМ МИРЕ.

Но сначала надо понять, что такое журналистика. Журналистика Журналистика - это исторически сложившаяся сложная специфическая форма

- форма коммуникационной и информационной деятельности - массовой коммуникации и информационной деятельности. Коммуникация - буквально общение. Всякого рода передача сведений от одной группы людей другим, от человека к человеку - это коммуникация. Массовая же коммуникация - это когда адресованы сведения большой группе людей. Это и публичное выступление, и лекция, и показ кинофильма или спектакля в театре, и художественная выставка. Короче говоря, исторически сложившимися формами массовой коммуникации помимо журналистики являются литература, искусство, кино, компьютерная сеть Интернет и др. Все они на своем специфическом языке - словами или образами - несут человеку информацию, которая помогает ему ориентироваться в окружающем мире, в политических, экономических и других процессах, происходящих в мире, государстве, городе. Она формируют его мировоззрение, влияют на него. Журналистика здесь выступает своеобразным посредником, проводником этой общественно значимой информации. Она является своеобразной нервной системой общества, пронизывает его, регулирует его функционирование.

Журналистские произведения - информационные. Они должны обладать определенными свойствами:

1. значимость;

2. небанальность (новость);

3. доступность.

Важнейшие черты журналистской информации: актуальность, массовость, тиражность. Информация отвечает на 6 вопросов: что, когда, где, как, кто и почему?

Информация должна восприниматься аудиторией как:

Достоверная,

Значимая,

Понятная (доходчивая).

Средства достижения доходчивости:

Язык и его совершенствование,

Построение текста,

Эмоциональность и позиция автора,

Драматургия текста.

В ходе занятия студентам предстоит проследить историческую динамику зарождения и развития журналистики как социально-практического явления, свойственных ей подходов к сбору, обработке и передаче информации. Что же выполняло коммуникационные функции в то время, когда не было журналистики? Это прежде всего так называемые пражурналистские способы массовой коммуникации. К ним в первую очередь можно отнести росписи, настенные изображения, рукописи, рукописные книги и другие формы передачи информации.

Важнейшие истоки журналистики, прежде всего европейской, надо искать в культуре Древней Греции и Рима, в их многообразных и ярко проявившихся формах массовых коммуникаций, определявших как массовое сознание, так и общественное мировоззрение. Это мифология, поэтика, театр, историческая проза, риторика, философия, наука.

Пражурналистские явления можно разделить на: устные, письменные.

Устные - это межличностное и групповое общение, культовое общение (ритуалы), ораторское искусство (риторика), информирование через глашатаев, гонцов, посланцев).

Письменные - культовое общение (ритуалы погребения, эпитафии), рукописные книги, рукописные "газеты" древности ("анналы", Actа Senatus и Acta diurna populi Romani), эпистолярное искусство, хроники.

Истоки журналистики следует искать в:

мифологии, религии, риторике, литературе,

истории, философии, театре древности. Особенности культуры Древней Греции: красота, мера, гармония. Античная культура космологична. Ей был свойственен антропоцентризм, мифотворческая поэтика. Ею были созданы не только великие творения искусства, но и новые формы коммуникационных процессов, в частности, массовый театр, историческая проза, литература, ораторское искусство (риторика).

Римское искусство внесло трезвое миропонимание. Точность и историзм мышления, суровая проза жизни - в основе художественной культуры. Интересы римлян подчинялись интересам государства. Великие дела были совершены римлянами, но среди них не было великих художников, архитекторов, скульпторов, равных греческим по значимости. Главная мощь - в строительстве.

Античная культура - тип и прообраз европейской рациональной культуры, в том числе литературы, истории, журналистики.

Основные этапы развития культуры Античности:

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (3-2 тыс.лет до н.э. - 3-1 в. до н.э.) Периодизация Эгейский (3-2 тыс. до н.э.);

"Гомеровский" (9-8 вв. до н.э.); Эпос, керамика.

Архаичный (7-6 вв. до н.э.); города-

государства, развитие искусства; вазопись;

Классический (5-4 вв. до н.э.):

ранняя классика празднества, театр, поэзия, история,

высокая философия, скульптура, архитектура.

поздняя классика;

После завоевания Греции Македонией

Эпоха эллинизма (3-1 вв. до н.э.) - широкое распространение среди народов Средиземноморья греческой культуры;

Закат эллинизма - с развитием искусства античного Рима (1 в.до н.э. - 4 в. н.э.).

Древний Рим (1 в.до н.э. - 4 в. н.э.).

Развитие Первобытные люди, наверное, отмечали памятные форм события сооружением мегалических построек – это общения было монументальное, но трудоемкое письмо. Египтяне высекали свои "газеты" на обелисках и стенах храмов.

Пражурналистских явлений было немало. Они постепенно развивались. Информационное общение возникло вместе с развитием трудовой деятельности и языка и было связано с трудом и необходимостью планировать общую трудовую деятельность.

Следующий этап - формирование общественного мнения. С появлением государственности усложняются формы общественной жизни, идет процесс разделения труда, сформировали политические институты и профессиональные политики. В распространении общественной информации важную роль играют ораторы. Политическая деятельность великих ораторов древности Демосфена (Греция) и Цицерона (Рим) является ярким проявлением целенаправленного распространения в массе людей сведений, оказывающих на них идейно-психологическое воздействие, формирующее их представления, мнения, стремление, побуждающее их к тем или иным действиям. Это с полным основанием можно считать пражурналистской деятельностью. С древних времен до наших дней ораторские выступления являются важной формой массово-информационной деятельности. Представители государственной власти рассылали с наказами гонцов: глашатаев, дьяков, герольдов. С устными формами распространения информации связаны сохранившиеся в журналистике и широко употребляемые слова: форум - площадь собраний; трибуна - выборная должность, места произнесения речи; дума - собрание советников. В названиях газет и журналов: вестник курьер, герольд, трибуна. Слово гонорар - тоже из древности. Почетное вознаграждение. Ведь оплачиваемый труд - удел рабов. Свободные люди работали бесплатно. Так что и коммунистические веяния тоже оттуда. Каждый не имеющий собственности гражданин Рима состоял на иждивении государства - получал в день 1,5 кг хлеба, мясо и оливковое масло. Потому имел время для творчества и интеллектуального труда.

Истоки журналистики

Мифология Древние мифы не иронизировали над "службой известий". Напротив, всеведение, всезнание, полная информированность считались во всех мифологических, а в последствии религиозных версиях неотъемлемой чертой божественного могущества. Бог Саваоф в "Божественной комедии" И.Штока, которая идет в театре кукол С.Образцова, только тем и занимается, что запрашивает новости то у архангела, то у сатаны. Поистине неосмотрительно доверять единственному источнику - мудрость в том, чтобы их сопоставлять, а затем принимать "божественные" решения.

Покровителем "службы новостей" в греко-римской мифологии считался Меркурий-Гермес. Он сам занимал в штатном расписании Олимпа должность вестника, не расставаясь с крылатыми сандалиями. Вот, оказывается, откуда тянутся истоки журналистской профессии.

Эпитафии и настенные Реализация информационной потребности как общения человека с Богом, так и между собой внутри надписи социально однородных и разнородных групп происходило с помощью эпитафий и настенных надписей. Это пример первых информационный материалов, которые были обращены к Богам (и частично к людям) и, порой, содержали целую биографию умершего. Это было распространено не только в Египте, но и в Древнем Риме. Погребение - важнейший жизненный акт. Самое страшное для римлянина или египтянина - остаться непогребенным. Боги не примут. Для подготовки и высекания на надгробных камнях эпитафий работали специальные погребальные коллегии в Риме. Более подробные примеры можно взять в книге Федоровой Е.Ф. "Люди императорского Рима".

Свод найденных в новое время латинских надписей на стенах, надгробиях, памятниках насчитывает несколько десятков тысяч. Только со стен Помпеи списано около полутора тысяч. Нередко это похвалы тому или иному кандидату на выборную должность. Вроде такой:"Прошу, чтобы вы сделали эдилом Модеста". А рядом иное: "20 пар гладиаторов Децима Лукреция Сатрия Валента, бессменного фламина Нерона Цезаря, сына Августа, и 10 пар гладиаторов Децима Лукреция, сына Валента, будут сражаться в Помпеях за 6,5,4,3 дня и накануне апрельских ид (8,9,10,11,12 апреля ), а также будет представлена охота по всем правилам и будет натянут навес. Написал Эмилий Целер один при лунном свете". Это дословная копия надписи времен Нерона, 1 век н.э. Анналы Их можно считать первыми периодическими изданиями-ежегодниками. В переводе -это "белые доски", которые выставляли в Древнем Риме около дома верховного понтифика (жреца) с информацией для граждан. Сначала сведения касались изменений в календаре, поэтому они и были названы "ежегодники" (от латинского слова год - annus). Позднее тематика информации стала шире и анналы превратились в хроники:

сведения о войнах,

стихийных бедствиях,

внутриполитических событиях,

деятельности сената,

итогах выборов,

погоде.

В 130 г. до н.э. были изданы "Большие анналы" - это 80 книг со сводками погоды. Таким образом, "анналы" можно считать прообразами современных газет.

Acta С 1 века до н.э. в римском государстве по указанию Юлия Цезаря почти пять веков "издавались" сводки различных известий - "Acta Senatus" (сокращенные протоколы заседаний сената - верховного правительственного органа Римской рабовладельческой республики) и "Acta diurna populi Romani"("повседневные известия для римских граждан"). Сообщения писались на покрытых гипсом белых досках и вывешивались на видных местах. Рукописные копии "Acta" рассылались по городам и провинциям Рима, чтобы информировать чиновников, военачальников, сборщиков податей, местных управителей, сообщать решения центральной власти. Периодичность появления "актов" была нерегулярной.

Ораторы, Риторика - важнейший элемент массово-информационных процессов Древней Греции и Рима.

Это форма управления социальными процессами в демократическом обществе, когда необходимо убедить большую группу сограждан в чем-либо. Риторика - важнейшая составная часть государственной и политической жизни Античности. Умение говорить - основа политической деятельности. Для нас риторика интересна как наука работы с текстами, как набор логических и словесных приемов их составления, правил общения с материалом.

Со времен Аристотеля публичные выступления на самые разные темы обычно состояли согласно "классической" схеме из трех частей: вступления, собственно самой речи и заключения.

Такая структура подачи информации и поныне сохраняется во многих газетных и журнальных статьях. Следует особо выделить Марка Фабия Квинтилиана - римского ритора и учителя красноречия, жившего в первом веке нашей эры, автора 12-томного труда "Наставление в ораторском искусстве". Основными достоинствами оратора он считал простоту и искренность речи. В одной из своих рекомендаций Квинтилиан отмечал, что о любом событии или поступке можно составить достоверное представление лишь в том случае, если известны ответы на такие вопросы: КТО и ЧТО сделал, КОГДА и ГДЕ это было, КАК и ПОЧЕМУ это произошло? В наше время эти шесть "классических вопросов" составляют основу основ подготовки новостной информации.

Риторика сформировалась в V в. до н.э. в Древней Греции. "Наука о произнесении публичной речи" приобрела тогда особое значение для того, чтобы политик, адвокат мог сделать карьеру. Это обусловил расцвет афинской рабовладельческой демократии, где важнейшую роль играли народное собрание, совет пятисот и народный суд. От умения произносить речи зависел успех той или иной политики.

Софисты (V в. до н.э,) - мастера красноречия и странствующие учителя убедительно говорить за плату. Основывались на двух правилах: язык должен быть ясный и приятный для слуха; доводы, для всех понятные и близкие. Аргументы оратора должны основываться на доводах пользы и выгоды, рассчитанные на сочувствие широкой публики. Создали новый стиль прозаической речи (полупоэзия) - особую звуковую музыку речи - располагали слова с одинаковыми окончаниями в особой последовательности. Упорядочили язык, употребление синонимов, родовых окончаний, наклонений. Изобрели особый способ аргументации, ведения спора, умения всегда выйти в нем победителем.

В теорию красноречия внесли вклад Платон (427-347 гг. до н.э.), Аристотель (384-322 гг.до н.э.). Последний - автор трактата "Риторика", где подчеркивает всеобщее значение риторики, которая пригодна к любому предмету. Выделил три части риторики, отвечающие на вопросы: как принудить к чему-либо слушателей? Какие личные качества оратора помогают вызвать доверие слушателей и достигнуть цели? Как технически построить речь? В речи 4 части - предисловие, рассказ, доказательство, заключение.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебное пособие по курсу \" История журналистики зарубежных стран \" iconПояснительная записка данная программа соответствует федеральному...
М. Просвещение. 2011 г.; Улунян Ар. А., Сергеев Е. Ю., Коваль Т. В., Хромова И. С. Поурочные разработки к курсу «Новейшая история...

Учебное пособие по курсу \" История журналистики зарубежных стран \" iconРабочая программа по курсу «Новейшая история зарубежных стран. XX век»
О. Сороко-Цюпа, О. Ю. Стрелова «Всеобщая история. Новейшая история зарубежных стран» М.: «Просвещение», 2011 Курс для основной школы...

Учебное пособие по курсу \" История журналистики зарубежных стран \" iconРабочая программа по курсу «Новейшая история зарубежных стран. XX век»
Н. В. Загладина «Новейшая история зарубежных стран. XX век» М.: Русское слово, 2006, с учетом Учебного плана моу «Цыбинская сош»,с...

Учебное пособие по курсу \" История журналистики зарубежных стран \" iconУчебное пособие по курсу «Русский язык и культура речи» для студентов...
И. М. Волчкова, канд филол н., доцент кафедры русского языка и стилистики факультета журналистики УрГУ

Учебное пособие по курсу \" История журналистики зарубежных стран \" iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Конституционное право зарубежных стран»
Учебное пособие предназначено для преподавателей юриспруденции и студентов, обучающихся на юридическом факультете

Учебное пособие по курсу \" История журналистики зарубежных стран \" iconСергеев Е. Ю. Новейшая история зарубежных стран: учебник для 9 класс
Рабочая программа курса «Новейшая история зарубежных стран» разработана на основе Примерной программы основного общего образования...

Учебное пособие по курсу \" История журналистики зарубежных стран \" iconЗагладин Н. В. Программа курса «Новейшая история зарубежных стран ХХ века»,9 класс
Новейшая история зарубежных стран ХХ века для 9 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории,...

Учебное пособие по курсу \" История журналистики зарубежных стран \" iconМ. Г. Абрамова история государства и права зарубежных стран
История государства и права зарубежных стран. Рабочая программа дисциплины для студентов, обучающихся по направлению 030900. 62 «Юриспруденция»...

Учебное пособие по курсу \" История журналистики зарубежных стран \" iconРабочая программа учебной дисциплины «история государства и права...
Программа курса «История государства и права зарубежных стран». – Новороссийск: нф мгэи. – 2013. – 41 с

Учебное пособие по курсу \" История журналистики зарубежных стран \" iconРабочая программа по курсу всеобщей истории в 9 классе, составлена...
Рабочая программа по курсу всеобщей истории в 9 классе, составлена на основе авторской программы А. О. Сороко-Цюпа, О. Ю. Стрелова...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную