Развитие и взаимовлияние путей сообщения и торговли в условиях хозяйственного и экономического освоения Горного Алтая в






НазваниеРазвитие и взаимовлияние путей сообщения и торговли в условиях хозяйственного и экономического освоения Горного Алтая в
страница1/4
Дата публикации21.02.2015
Размер0.63 Mb.
ТипАвтореферат
e.120-bal.ru > История > Автореферат
  1   2   3   4


На правах рукописи





ПУСТОГАЧЕВА

Татьяна Станиславовна

Развитие и взаимовлияние

путей сообщения и торговли

в условиях хозяйственного и экономического освоения Горного Алтая в 1861–1941 гг.

Специальность 07.00.02 – отечественная история

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора исторических наук

Кемерово 2012

Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Горно-Алтайский государственный университет»

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

Гончарова Ольга Александровна – доктор исторических наук, профессор, Горно-Алтайский государственный университет, профессор кафедры истории России
ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОППОНЕНТЫ:

Волчек Владимир Алексеевич – доктор исторических наук, профессор,

Администрация Кемеровской области, заместитель губернатора по вопросам образования, культуры и спорта
Катионов Олег Николаевич – доктор исторических наук, профессор,

Новосибирский государственный педагогический университет, директор Института истории, гуманитарного и социального образования
Колоткин Михаил Николаевич – доктор исторических наук, профессор,

Сибирская государственная геодезическая академия, заведующий кафедрой гуманитарных наук
ВЕДУЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ:

Алтайская государственная педагогическая академия

Защита состоится «_____» ____________ г. в ____ часов на заседании диссертационного совета Д 212.088.08, созданного на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» (650043, Кемерово, ул. Красная, 6).
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Кемеровского государственного университета.

Автореферат разослан «____»______________2012 г.


У

ченый секретарь

диссертационного совета Ермоленко Л. Н.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. Изучение истории развития и взаимовлияния путей сообщения и торговли приобретает в настоящее время особое практическое значение и актуальность. Транспорт и пути сообщения России выполняют важные народнохозяйственные функции, объединяя регионы и отрасли экономики в единый комплекс. От состояния дорожного сообщения, разветвленности сети дорог и дорожных условий в значительной степени зависят темпы, характер, перспективы и возможности социально-экономического развития территорий.

В истории развития любого региона одно из важных мест занимает проблема изучения путей сообщения и торговли, особенно если регион приграничный. В прошлом выгодное географическое расположение Горного Алтая, близость к монгольской границе открывали короткий и менее затратный путь из царской России в Монголию и далее в Китай, которые были важными рынками сбыта российской продукции и выгодными поставщиками дешевых изделий. Кроме того, регион был богат пушниной, полезными ископаемыми и другими видами природных ресурсов, а значит, мог приносить доход Российской казне. Все эти причины предопределили значимость Горного Алтая для России и стимулировали дальнейшее хозяйственное и экономическое освоение региона.

В настоящее время, как и во второй половине XIX – начале XX в. в связи с намечавшейся постройкой Чуйского тракта, обсуждается вопрос о создании транспортного коридора с Китаем и перспективах строительства дорожного сообщения для стимулирования развития экономики, прежде всего торговли.

Актуальность избранной темы обусловлена также необходимостью дальнейшей разработки проблем социально-экономической истории России. В изучаемый период одной из актуальных, но малоисследованных тем является история путей сообщения и торговли на региональном уровне. Феномен взаимовлияния путей сообщения и торговли связан как с проникновением капиталистических отношений в Сибирь, в том числе и в Горный Алтай, так и с модернизацией конца XIX – начала XX в. Обращение к данной проблематике, обусловленное необходимостью критического переосмысления и выработки подходов к ее изучению, значительно расширяет круг вопросов, исследуемых отечественной историей.

Степень разработанности проблемы. Изучение комплекса научных проблем, связанных с развитием и взаимовлиянием путей сообщения и торговли в России в 1861–1941 гг., занимает важное место в отечественной историографии. В диссертации выделены три основных этапа развития историографии –

дореволюционный, советский и современный (постсоветский). Каждый из них характеризовался своими особенностями, которые проявились в различных методологических подходах к изучаемым проблемам, методике сбора и обработки информации, обоснованности выводов. Часть работ, особенно советского периода, несет на себе идеологический отпечаток, сказывающийся на ограниченности научных выводов и объективности оценки исторической действительности.

В дореволюционной историографии история путей сообщения и торговли редко становились объектом специального изучения. Однако в работах общего плана, направленных на изучение экономического развития страны, имеются некоторые сведения о состоянии дорог и характере торговли в изучаемом регионе. В публикациях выявлены различные по достоверности и полноте, но, тем не менее, отражающие историческую реальность сведения, характеризующие предмет нашего исследования. Российская досоветская историография обозначила проблемы, связанные с необходимостью строительства путей сообщения, их влиянием на дальнейшее развитие торговых отношений не только в Горном Алтае, но и в Сибири, а также, выявила прямую взаимосвязь характера освоения и развития региона с особенностями становления торговых отношений и путей сообщения.

Советские историки освещали вопросы развития путей сообщения и торговли с иных методологических позиций. Исследования отвечали концептуальным установкам партии. Появилось немало работ, в которых непосредственно или косвенно рассматривались отдельные вопросы исследуемой темы. В рамках коммунистической парадигмы вырабатывались подходы и оценки особенностей взаимосвязи торговли и путей сообщения, частично характеризовалась территориальная специфика. Однако региональный аспект обозначенной проблемы оставался недостаточно разработанным. Хотя вопросы развития и взаимовлияния путей сообщения и торговли не получили специального исследования на материалах Горного Алтая, тем не менее, в ряде работ имеются сведения, оценки и подходы, характеризующие процесс строительства Чуйского тракта и формирования торговых отношений в Горном Алтае в исследуемый период.

В современной исторической науке в новых условиях и в рамках более широких возможностей, появившихся перед исследователями, изучаются не только локальные, но и более комплексные процессы – особенности становления, развития и взаимовлияния путей сообщения и торговли. Это приводит к тому, что на современном этапе подходы к изучению избранной темы становятся многоаспектными, системными.

Подробный анализ историографии исследуемой проблемы содержится в первой главе диссертации. Он позволяет сделать вывод о том, что при достаточно большом многообразии рассматриваемых вопросов темы исследователями не ставилась задача изучения взаимовлияния путей сообщения и торговли в Горном Алтае в 1861–1941 гг. как единого процесса, недостаточно внимания уделялось анализу торговых отношений в рамках развития путей сообщения как отдельной научной проблеме.

Объектом исследования являются пути сообщения и торговля Горного Алтая в 1861–1941 гг., игравшие важную роль в хозяйственном освоении и экономическом развитии региона.

Предметом исследования стал процесс взаимовлияния путей сообщения и торговли; состояние, тенденции и особенности развития путей сообщения и торговли в Горном Алтае в исследуемый период. Особое внимание уделено направлениям деятельности торговых организаций в советский период, а также социально-экономическим процессам, происходившим под воздействием расширения сети путей сообщения и улучшения качества имевшихся дорог.

Хронологические рамки охватывают период с 1861 по 1941 гг. Нижняя граница исследования совпадает с окончанием периода феодализма в России, отменой крепостного права и началом проведения буржуазных реформ. Именно начало 60-х гг. XIX в. является важным рубежом в истории Горного Алтая. В регион начинается массовое переселение, что приводит к разрушению традиционного социально-экономического уклада коренного населения. Как и в ряде других регионов, крестьянская реформа 1861 г. послужила толчком для развития земледелия, животноводства, промыслов, расширила рынок свободной рабочей силы, улучшила условия накопления капиталов. Последнее явилось существенным стимулом развития торговли, путей сообщения, стало толчком к широким модернизационным процессам.

Верхняя граница связана с началом Великой Отечественной войны, которая внесла существенные коррективы в политику Советского государства, повлияв на развитие транспортной и торговой сфер. На войну были призваны трудящиеся всех отраслей экономики, в том числе дорожные рабочие и торговые работники. На нужды фронта был мобилизован весь ходовой автопарк Управления дороги Чуйского тракта. Работа транспортных и торговых организаций была перестроена на военный лад.

Территориальные рамки исследования ограничены обширной частью Южно-Сибирского региона – Горным Алтаем. В 1861–1917 гг. Горный Алтай входил в состав Бийского уезда (до 1898 г. Бийский округ) Томской губернии. С июня 1917 г. находился в составе Алтайской губернии, выделившейся из Томской губернии. С 1 июня 1922 г. в связи с образованием Ойротской автономной области стал самостоятельной административной единицей. С 1925 по 1930 г. Ойротская автономная область входила в состав Сибирского края. С образованием Западно-Сибирского края в 1930 г. Ойротия была включена в его состав. С сентября 1937 г. Западно-Сибирский край был разделен на Новосибирскую область и Алтайский край. Ойротская автономная область была включена в состав Алтайского края.

Цель исследования состоит в выявлении тенденций и закономерностей развития и взаимовлияния путей сообщения и торговли в рамках национального региона.

Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

– выявить основные этапы возникновения и развития путей сообщения и торговли;

– охарактеризовать состояние и особенности развития путей сообщения и степень их влияния на торговые отношения в пореформенный период;

– выявить пути воздействия транспортных артерий на развитие торговли и хозяйственное освоение региона в конце 90-х гг. XIX – начале XX вв.;

– раскрыть особенности дорожного строительства в системе государственной политики советской власти, связанные с развитием возможностей и совершенствованием торговли;

– определить основные направления деятельности торговых организаций в советский период.

Методология и методы исследования. В российском обществоведении в последние десятилетия произошла смена парадигмы мышления. Марксизм, признаваемый на протяжении длительного исторического периода в качестве основополагающей теории познания, потерял прежнюю универсальность. Появились новые методологические подходы и способы исследования.

Наиболее приемлемой научно-теоретической основой изучения периода отечественной истории 1861–1941 гг. применительно к нашей теме является концепция модернизации, активное освоение которой в России началось относительно недавно1. Сторонники модернизационного подхода рассматривают процесс модернизации как сложную, многомерную трансформацию, которая охватывает различные уровни общества – от экономики и политики до культуры. По мнению И.В. Побережникова2, интерес к модернизационной парадигме во многом объясняется надеждами на ее познавательную эффективность при изучении той коренной политической, экономической и социокультурной трансформации, которая началась в стране с конца 1980-х гг.

Под модернизацией в исторической литературе понимается переход от традиционного общества к современному (индустриальному). Одним из существенных признаков модернизации является индустриальный образ жизни. В соответствии с этой теорией формирование транспортной сети, обеспечивающей нормальное функционирование всей народнохозяйственной системы, в том числе и торговли, является, на наш взгляд, одним из существенных признаков модернизации. Применительно к нашей теме концепция модернизации позволила учесть объективные и субъективные факторы, проследить влияние индустриального центра на развитие изучаемого региона. Строительство Чуйского тракта, развитие торговых отношений в Горном Алтае совпали с периодами модернизационных процессов в России, проходивших на протяжении исследуемого периода. В условиях интенсивного хозяйственного развития страны Чуйский тракт испытывал влияние со стороны центра и модернизировался в зависимости от региональных условий и возможностей. Модернизация путей сообщения, торговли рассматривается нами как многосторонний и взаимозависимый процесс, в котором происходит развитие различных компонентов (экономических, политических, правовых) – расширяются пути сообщения, совершенствуются существующие дороги, появляются новые формы и возможности торговли.

Использование теории модернизации позволило отойти от упрощенного представления об историческом движении одного типа формации к другому на основе эволюции развития средств производства, включив в исторический анализ исследование особенностей национальных традиций, образа жизни и т.д.

Избранный подход предопределил методы исследования. В современной историографии сложилась система принципов и методов познания. При написании работы автор придерживался таких основополагающих методологических принципов осмысления истории, как принципы историзма и целостности. На основе принципа историзма при изучении истории развития путей сообщения и торговли в Горном Алтае строилось рассмотрение функционирования объекта исследования с учетом времени, последовательной смены одних исторических событий и явлений другими. Принцип целостности позволил дать всестороннюю оценку изучаемым событиям, способствовал освещению всего комплекса модернизационных процессов по изучаемой проблеме.

В ходе исследования применялись такие методы познания как историко-генетический, проблемно-хронологический, историко-типологический, сравнительно-исторический, метод исторического моделирования (ретроспективный), метод актуализации, статистический метод.

Анализ процесса взаимовлияния путей сообщения и торговли строился с использованием историко-генетического метода. С его помощью последовательно раскрыты свойства, функции, изменения изучаемой исторической реальности Горного Алтая. Генетический метод позволил раскрыть причинно-следственные связи, закономерности исторического развития, приблизиться к отображению истории объекта данного исследования.

Проблемно-хронологический метод обусловил расчленение широких тем на ряд узких проблем, каждая из которых рассматривается в хронологической последовательности. В соответствии с данным методом исследования выстроена структура диссертационной работы. Вторая глава раскрывает влияние Чуйского тракта на становление торговых отношений в Горном Алтае в пореформенный период. Третья глава отражает влияние путей сообщения на развитие торговли в Горном Алтае в конце 90-х гг. XIX – начале XX в.; четвертая глава освещает развитие путей сообщения и становление торговли в Горном Алтае в первое десятилетие советской власти; пятая раскрывает особенности дорожного строительства и их влияние на развитие торговли в годы довоенных пятилеток.

Анализируя отношение местной власти к строительству Чуйского тракта, несмотря на различные, а порой противоречивые мнения, мы установили, что типичным для деятельности руководства было стремление решить вопрос строительства, а затем и улучшения путей сообщения в регионе. Усовершенствование последних способствовало освоению Горного Алтая и дальнейшему развитию всех отраслей хозяйства, в том числе и торговли. Эта позиция выработалась через применение историко-типологического метода, исходящего из того, что в общественно-историческом процессе, с одной стороны, различаются, с другой – тесно взаимосвязаны единичное (особенное) и общее (всеобщее). Поэтому для раскрытия сущности исторических явлений необходимо решить важную задачу – выявить то единое, которое было свойственно многообразию тех или иных сочетаний индивидуального (единичного).

Сравнительно-исторический метод основан на том, что выявленные исторические факты полнее раскрывают свое значение при сравнении, сопоставлении их с другими, сходными фактами. Конкретные явления и процессы изучаются с помощью синхронного и диахронного сравнения. Синхронный метод познания исторической действительности позволил исследовать особенности развития путей сообщения и торговли в каждом историческом периоде. Изучая сложившуюся ситуацию в торговой сфере, мы рассматривали экономическое положение в изучаемом регионе в сравнении с общероссийскими показателями. Проведенный анализ способствовал пониманию смысла государственных преобразований в области дорожного строительства и торговли.

Диахронный метод применяется для сопоставления одного или нескольких явлений на разных временных этапах развития. Использование данного метода дало возможность проанализировать хозяйственное, в том числе транспортное и торговое освоение Горного Алтая, выявить особенности развития данных отраслей и охарактеризовать их на каждом этапе.

Метод исторического моделирования (ретроспективный) позволил на основе изучения широкого круга источников, сопоставления фактов реконструировать картину становления и развития путей сообщения и торговли в Горном Алтае в исследуемый период.

С помощью метода актуализации при проведении данного исследования изучены те стороны деятельности работников дорожной сферы, которые не потеряли актуальности и в наши дни (опыт принятия важных решений, темпы и масштабы дорожного строительства, организация торговли, переход к рыночным отношениям и т.д.).

Статистический метод использовался при обработке сведений, извлеченных из различного рода статистических источников при составлении обобщающих таблиц. На их основе удалось проанализировать количественные и качественные показатели движения грузов, данные о ввозе и вывозе товаров и т.д. Сделанные выводы позволили судить об изменениях, произошедших в развитии транспорта и торговой сфере в 1861–1941 гг.

Научно-теоретическая основа, взятая в качестве основополагающей, а также совокупность использовавшихся методологических принципов и методов исследования позволили объективно воссоздать историю развития и взаимовлияния путей сообщения и торговли в Горном Алтае в исследуемый период.

Источниковая база исследования. Подробный анализ источниковой базы исследования содержится во втором параграфе первой главы диссертации. Характеризуя ее в общем, следует указать, что исследование проблем, поставленных в диссертации, потребовало изучения обширного комплекса опубликованных и неопубликованных источников разных видов. К их числу относятся законодательные акты, статистические источники, делопроизводственная документация, периодическая печать, нарративные источники.

Особый интерес представляют документы и материалы, выявленные в 3 центральных и 5 местных архивах. В целом при подготовке диссертационного исследования были использованы в той или иной степени материалы 31 фонда (обработано более 3000 дел).

Таким образом, нами применялись разнообразные по происхождению и видам источники, которые отражают различные аспекты исследуемой проблемы, имеют разную степень достоверности и полноты. При проведении работы по возможности был привлечен весь массив доступных источников. Сопоставляя и анализируя имеющиеся в них сведения, формируя систему данных по изучаемой проблеме, автор восполнял недостатки одних источников за счет других, что позволило воссоздать целостную картину развития и взаимовлияния путей сообщения и торговли в Горном Алтае в 1861–1941 гг.

Новизна исследования

1. Исследовано состояние и развитие путей сообщения в Горном Алтае в 1861–1941 гг. на примере Чуйского тракта. Проанализирована история строительства Чуйского тракта – от вьючной тропы до колесной дороги, приспособленной для движения автомобильного транспорта.

2. Показаны изменения в развитии торговли, связанные со строительством и совершенствованием путей сообщения в Горном Алтае в разные хронологические периоды.

3. Доказано, что более интенсивные темпы экономического развития наблюдались в тех аймаках, через которые проходил Чуйский тракт.

4. Обобщены и введены в научный оборот сведения о развитии торговли в условиях советского времени с учетом изменений, происходивших в дорожной сфере Горного Алтая.

Положения, выносимые на защиту:

1. В развитии путей сообщения и торговли Горного Алтая в период 1861–1941 гг. выделены четыре этапа. В рамках каждого этапа определены особенности строительства и функционирования Чуйского тракта. На первом этапе – 1861– середина 90-х гг. XIX в. шло освоение и развитие Чуйского тракта, как торгового пути. На втором этапе – конец 90-х гг. XIX – начало XX в. осуществлялась реконструкция дороги, на третьем – 1917 – конец 20-х гг. XX в. – Чуйскому тракту присвоили статус дороги государственного значения, и был определен вариант его строительства. На четвертом этапе – 1930-е – 1941 гг. – завершилось строительство Чуйского тракта. В результате к концу исследуемого периода Чуйский тракт был сдан в эксплуатацию, и появилась возможность беспрепятственного передвижения транспорта на всем его протяжении.

2. Охарактеризовано состояние и особенности развития путей сообщения и степень их влияния на торговые отношения в пореформенный период. После 1861 г. на территории Горного Алтая происходит расширение торговли и товарно-денежных отношений. На их развитие воздействовал ряд факторов, главным из которых являлось состояние путей сообщения. Отсутствие удобных путей для передвижения сдерживало процесс развития торговых отношений.

3. Выявлены пути воздействия транспортных артерий на развитие торговли и хозяйственное освоение региона в конце 90-х гг. XIX – начале XX в. Преобразование Чуйской тропы в колесную дорогу позволило осуществлять беспрепятственное передвижение на всем протяжении Чуйского тракта до монгольской границы. Это активизировало как внутреннюю, так и внешнюю торговлю: изменились условия и возможности ведения торговых операций, появились новые формы и методы торговли.

4. Раскрыты особенности дорожного строительства в системе государственной политики Советской власти, связанные с развитием возможностей и совершенствованием торговли. В условиях советского времени дорожное строительство страны находилось под контролем государства и партии. Государство проводило целенаправленную политику восстановления транспортного обеспечения не только в Центральных районах России, но и на периферии. Являясь национальным регионом, граничащим с Северо-Западной Монголией и Китаем, Горный Алтай представлял особый политический интерес для государства. В связи с этим особенностью развития путей сообщения в советский период стало исключение частных финансовых вливаний в строительство Чуйского тракта. Строительством дороги занимались не физические лица, а государственные организации.

5. Определены основные направления деятельности торговых организаций Горного Алтая в советский период. В развитии торговли произошли существенные изменения. Параллельно с укреплением государственной и кооперативной торговли с рынка была окончательно вытеснена частная. Государство перешло к плановому ведению всего хозяйства, в том числе и торговли. Недостаточно интенсивное развитие путей сообщения сказывалось на возможностях торговли, ассортименте товаров, имевшихся в продаже. Значительная часть товаров народного потребления оставалась недоступной, спрос был ограничен.

Научно-практическая значимость диссертации состоит в том, что результаты данного исследования могут быть применены при разработке перспективного планирования строительства дороги для налаживания торгово-экономических отношений между двумя странами (Россией и Китаем) на современном этапе с учетом исторического опыта, накопленного в Горном Алтае в исследуемый период.

Результаты исследования могут представлять интерес для органов государственного управления при решении современных проблем, связанных с вопросами социально-экономического развития Республики Алтай и России в целом.

Материалы диссертации возможно использовать при подготовке обобщающих трудов по истории Горного Алтая и России, а также в учебном процессе для студентов вузов, техникумов при разработке учебных занятий по истории Сибири.

Апробация работы. Результаты диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры истории России Горно-Алтайского государственного университета. По теме диссертации автор выступал с докладами и сообщениями на 18 международных, региональных и межвузовских научных конференциях в Новосибирске, Барнауле, Бийске, Горно-Алтайске. Содержание диссертации отражено в пяти монографиях (включая коллективные), 49 статьях, тезисах докладов и сообщений (объемом 42,9 п.л.), в том числе в 11 статьях, опубликованных в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендуемых ВАК. Материалы диссертации были использованы автором при подготовке учебника1, учебного пособия2, сборника документов1, а также в разработке и чтении вузовских курсов по истории Горного Алтая. Третий параграф второй главы был подготовлен в рамках гранта РГНФ 07-01-61102 а/Т «Влияние торговых отношений на развитие экономики Горного Алтая во второй половине XIX – начале XX в.». Вторые параграфы в третьей, четвертой и пятой главах выполнены при поддержке РГНФ 05-01-61102 а/Т «Роль транспортных артерий Горного Алтая в экономическом и культурном развитии региона в конце XIX – первой половине XX в.».

Структура диссертации подчинена цели и задачам исследования. Работа состоит из введения, пяти глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность темы, охарактеризована степень разработанности проблемы и источниковая база, определены объект, предмет, хронологические и территориальные рамки, цель и задачи исследования, раскрыта научная новизна и научно-практическая значимость диссертации, приведены сведения об апробации результатов исследования.

Первая глава «Историография и источники по истории развития путей сообщения и торговли» посвящена анализу отечественной историографии и характеристике источниковой базы.

В первом параграфе «Историография проблемы» анализируется историографическая база по заявленной научной проблеме. Историческая литература классифицируется автором с учетом времени ее опубликования, содержания изучаемых проблем. Такой подход позволил выделить три хронологических периода: дореволюционный, советский и современный (постсоветский).

В дореволюционной историографии авторы (И.И. Биль, М.И. Боголепов, В.В. Радлов, М. Певцов, Г.Н. Потанин и др.)2 рассматривали исследуемую тему в ходе комплексного изучения и не всегда исторического. Несмотря на интерес путешественников, ученых к проблемам истории путей сообщения и торговли они изучались недостаточно активно. В рамках панорамных описаний Горного Алтая исследователи показали состояние торговли, охарактеризовали дорожное сообщение между населенными пунктами. Отдельно, хотя и во многом фрагментарно, рассмотрели сюжеты складывания торговых отношений и сделали злободневные для того времени выводы о необходимости обустройства путей сообщения для стимулирования торговли и роста товарооборота, как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Иные подходы в изучении истории Горного Алтая наметились после Октябрьской революции. Исследования отражали характер государственной политики, отвечая концептуальным установкам правящей партии. Историческая наука в условиях советской системы развивалась противоречиво. С одной стороны, мы встречаем серьезные фундаментальные труды, стремление выявить глубинные закономерности исторического развития стран и отдельных регионов, определить общее и особенное. В исторических исследованиях особенно второй половины XX в. происходило накопление конкретного материала и его осмысление. С другой стороны, наблюдалась тенденция к превращению исторической науки, как и других гуманитарных наук, в политизированную систему знаний. Это приводило к тому, что методологический принцип объективности зачастую превращался в декларацию, поскольку он находился в противоречии с практикой. Для обоснования тех или иных доктринальных построений конкретно-исторические факты подменяли серьезный исторический анализ иллюстративностью, порой и фальсификацией исторических событий.

В рамках выделенных периодов мы определяем три группы исследований: 1) труды, посвященные развитию путей сообщения и торговли в России в целом; 2) работы, характеризующие дорожную сеть и торговлю в Сибири; 3) публикации, связанные с изучением путей сообщения и торговли в Горном Алтае.

К первой относятся работы, созданные на общесоюзном материале. Историю развития путей сообщения изучали А.С. Кудрявцев, А.А Павличинский1. Вопросами торговли занимались Г.М. Громова, С. Дукельский, Г. Збержковский, Е.Г. Ломоватский, Г.Л. Рубинштейн и др. 2.

Изучению транспортной системы государства в 20-е гг. XX в. посвящено исследование А.А. Павличинского. Автор констатирует, что хозяйственное развитие страны, в том числе и торговля, находилось в прямой зависимости от работы всех видов транспорта. По смежной тематике в 50-е гг. XX в. вышли две монографии А.С. Кудрявцева, в которых автор характеризует развитие путей и средств сообщения в разные исторические периоды. Отдельно в работах проанализирована система управления дорогами и названы причины отставания развития дорожной отрасли от других сфер экономики.

Зависимость роста товарооборота от деятельности транспорта в середине 1930-х гг. рассмотрена в публикации Г. Збержковского.

Исследование товарно-денежных отношений и торговли в ходе развития социалистической экономики в стране было предпринято Г.Л. Рубинштейном. Автор анализирует показатели оптовой торговли обобществленного сектора, динамику развития государственной и кооперативной розничной торговли, а также причины возникновения новых форм товарооборота между городом и деревней.

Как правило, в работах общероссийского масштаба охватываются значительные исторические периоды, панорамно раскрываются достижения, основные закономерности, этапы, взаимосвязи развития путей сообщения и торговли в стране.

Вторую группу исследований составляют публикации, в которых содержится характеристика состояния региональных путей сообщения и торговли, их взаимовлияние и воздействие на социально-экономическое развитие Сибири и сопредельных регионов. Вопросами такого рода занимались В. Злобин, А.В. Старцев и др.1.

Первой работой послеоктябрьского периода, посвященной истории Чуйского тракта стала публикация В. Злобина2. Раскрывая особенности движения грузового транспорта по тракту в начале XX в., автор анализирует причины, препятствовавшие складыванию торговых отношений бийских купцов за границей. Сходные сюжеты нашли отражение в работах А.В. Старцева.

Третья группа исследований посвящена комплексному изучению темы на материалах Горного Алтая. П.Я. Гордиенко, В.А. Демидов, Н.В. Екеев, Л.П. Мамет, Н.С. Модоров, Л.П. Потапов, Д.И. Табаев, В.Н. Третьяков и др.3 занимались изучением хозяйственного и экономического развития Горного Алтая, проблемами формирования торговых отношений и вопросом получения торговой прибыли, исследовали условия и ход дорожного строительства.

Проблема неэквивалентной торговли русских купцов в стойбищах алтайцев нашла отражение в работе Л.П. Потапова. Анализируя методы и формы ведения торговых операций русскими купцами с коренными жителями Горного Алтая, автор указал на применение «грабительских приемов» торговли. По мнению Л.П. Потапова, торговый капитал в Горном Алтае базировался на неразвитом способе производства, проникая через торговлю, административный капитал, колонизацию, а необходимость обустройства Чуйского тракта была продиктована развитием торговых отношений, поскольку увеличение торговых оборотов и развитие сети путей сообщения находились в прямой зависимости друг от друга.

Попытку осветить историю строительства Чуйского тракта предпринял Д.И. Табаев. По сути, исследование Д.И. Табаева стало первой работой, посвященной непосредственно истории строительства главной транспортной артерии Горного Алтая – Чуйского тракта. В аспекте нашего исследования наибольший интерес представляют данные о ходе изыскательских работ на Чуйском тракте, выборе варианта строительства пути.

Вопросы дорожного строительства изучались авторами во взаимосвязи с развитием торговых отношений. Исследованию русско-монгольской торговли по Чуйскому тракту в разное время посвящены научные работы В.Н. Третьякова, Н.С. Модорова. И тот, и другой отмечают, что русско-монгольская торговля неразрывно связана с историей Чуйского тракта. Торговля по тракту способствовала развитию товарно-денежных отношений в Горном Алтае и активизировала местные органы власти для строительства путей сообщения.

Итак, в советской исторической науке предпринимались попытки изучения, анализа и обобщения сведений по истории путей сообщения и торговли, как в масштабе всей страны, так и в Горном Алтае. Появилось немало работ, в которых непосредственно или косвенно рассматривались вопросы торговли и путей сообщения исследуемой темы. В 1920–1930-е гг. в основном шло изучение событий дореволюционного или современного авторам периода. Часть работ была написана не историками, а экономистами, специалистами в сфере транспорта и торговли. В 1940–1950-е гг. вопросы истории путей сообщения и торговли в Горном Алтае затрагивались в работах общего характера. Они в основном касались хозяйственного или политического развития региона. Деятельность исследователей активизируется в 1960–1980-е гг., в период, когда многие виды документов стали более доступными для изучения. Появилась возможность на основе архивных документов описать строительство Чуйского тракта с указанием категорий его строителей. Несмотря на то, что произошло некоторое расширение источниковой базы, тем не менее, доминирование партийного аспекта предопределило спектр научных исследований.

Всплеск внимания к теме произошел в 1990-е гг. На состояние современной исторической науки оказывали влияние изменения, которые произошли в государственном и общественном строе страны. В этот период появились новые подходы в изучении исторических событий в общероссийской и региональной историографии. На современном этапе исследования становятся комплексными. Изучаются процессы, протекавшие в рамках длительных исторических периодов. При этом анализируются взаимовлияние, особенности становления и развития путей сообщения и торговли.

На общероссийском материале проблемами истории развития путей сообщения, анализом причин, препятствовавших увеличению показателей строительства дорог, их обустройства и обслуживания занимался А.А. Надежко1.

Вопросы торговли изучали Е.А. Осокина, Е.Д. Твердюкова и др.2. Е.А. Осокина, рассматривая политику государственного регулирования в торговой сфере, характеризует формы организации торговли в стране и утверждает, что государственная торговля второй половины 1930-х годов оставалась централизованным распределением и по-прежнему сопровождалась бюрократической процедурой планирования.

Анализу управленческих решений, норм законодательства, их реализации на практике, а также государственным мерам пресечения преступлений в сфере торгового оборота в конце 1920-х – середине 1950-х гг. посвящено диссертационное исследование Е.Д. Твердюковой1.

В сибирской историографии накоплен значительный материал по изучению истории путей сообщения и торговли, но он в большей степени затрагивает дореволюционный период истории. Отдельными сторонами исследования данной темы занимались В.К. Андрющенко, Ю.М. Гончаров, О.Н. Катионов, А.В. Старцев, В. Шипилов, Т.К. Щеглова и др.2

Проблемы торгово-промышленного законодательства и его эволюции в XVIII – начале XX в., участие предпринимателей Алтая в заграничной торговле с Монголией и Китаем по Чуйскому тракту исследовал А.В. Старцев.

Процесс образования и деятельность ярмарок на территории Сибири нашел отражение в научных публикациях Т.К. Щегловой. Отдельно в работах освещены правовые аспекты ярмарочной торговли, их изменения в общегосударственной и кабинетской политике.

Истории Московско-Сибирского тракта посвящены исследования О.Н. Катионова. Несмотря на то, что тракт не проходил через территорию Горного Алтая, в изучении истории Московско-Сибирского и Чуйского трактов много общего. Тракты обслуживали интересы государства, торгово-промышленного капитала и местного населения.

Изучение истории строительства Чуйского тракта было предпринято историком-краеведом В. Шипиловым. Он в числе немногих авторов описал тяжелую жизнь заключенных, участвовавших в строительстве дороги, и попытался выяснить «цену» строительства Чуйского тракта, утверждая, что тракт построен «на костях». Но отсутствие открытого доступа к архивным материалам, их скудность не позволяют в должной мере развить данное предположение.

На региональном уровне изучение истории путей сообщения и торговли Горного Алтая связано с исследованиями Т.В. Анкудиновой, Н.В. Екеева, Н.С. Модорова и др.1

Вторая половина XIX в., по мнению Н.С. Модорова, внесла свои коррективы в развитие торговых отношений, что в известной мере проявилось в ежегодном увеличении в Горном Алтае числа ярмарок. Некоторые из них были названы в работах Н.В. Екеева и Н.С. Модорова, правда, принципы и характер их деятельности остались вне поля зрения данных историков.

Таким образом, анализ современной историографии, связанной с развитием путей сообщения и торговли Горном Алтае в 1861–1941 гг. позволяет сделать вывод о том, что в изучении отдельных сторон хозяйственной жизни населения Горного Алтая наметилось определенное повышение активности. Благодаря этому удалось изучить политику государственного регулирования в торговой сфере, определить факторы, влиявшие на формирование местной политики в отношении развития торговли и строительства путей сообщения. Рассмотрена деятельность торговых организаций в Горном Алтае, а также взаимозависимость существовавших форм товарооборота. Проанализированы преобразования, имевшие место в дорожной отрасли. Охарактеризованы этапы строительства Чуйского тракта и роль торговли в стимулировании данного процесса. Тем не менее, комплексного освещения в исторической литературе проблема развития и взаимовлияния путей сообщения и торговли в Горном Алтае не получила.

Завершая историографический обзор по исследуемой теме, можно констатировать, что на первом и втором этапах развития исторических исследований шло накопление знаний и создание общей картины исторических событий, связанных с изучением правительственной политики в транспортной сфере, истории строительства Чуйского тракта и активизации торговых отношений. На современном этапе появляется возможность ставить и решать новые задачи, связанные с изучением взаимовлияния путей сообщения и торговли в целом и воздействия каждой отрасли на развитие экономики Горного Алтая в отдельности.

Отечественные историографы заложили необходимые предпосылки, позволившие углубленно исследовать основные направления истории развития путей сообщения и торговли. Авторы предшествующих работ, так или иначе, касались отдельных аспектов поставленной проблемы, собрали определенный материал. Однако специальных исторических исследований, посвященных истории путей сообщения и торговли, степени их взаимовлияния нет, а потому заявленная научная проблема нуждается в системном изучении.

Второй параграф «Обзор источников» посвящен анализу использованных при написании диссертации источников. Источниковую базу исследования составляет обширный комплекс материалов, многие из которых вводятся в научный оборот впервые. В соответствии с общепринятой классификацией по признаку происхождения можно выделить следующие виды источников: законодательные акты, статистические материалы, делопроизводственная документация, периодическая печать, нарративные источники.

Первую группу составили законодательные акты (в дореволюционный период опубликованные в Полном собрании законов Российской империи и Своде законов Российской империи). Основной формой законодательства в первые годы после Октябрьской революции стали декреты Советской власти. После образования СССР законодательные акты стали публиковаться в «Собрании Законов и Постановлений Рабоче-крестьянского Правительства СССР» (СЗ). Собрания законов вобрали в себя нормативную базу, которая регламентировала и регулировала работу торговли и транспорта.

Значительную ценность для настоящего исследования представляют статистические источники. К опубликованным статистическим источникам дореволюционного периода относятся историко-географические описания1 и официальные справочно-статистические материалы2.

После установления Советской власти основными статистическими изданиями являлись труды ЦСУ, статистические ежегодники. Большой интерес для изучения темы представляют материалы Всесоюзной переписи населения3, поскольку опубликованные сведения позволяют судить о важнейших демографических и социально-экономических аспектах в жизни населения Горного Алтая. При изучении развития и взаимовлияния путей сообщения и торговли в советский период нами были использованы региональные статистические сборники4.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Развитие и взаимовлияние путей сообщения и торговли в условиях хозяйственного и экономического освоения Горного Алтая в iconПрограмма по истории горного алтая пояснительная записка
Рабочая программа по истории Горного Алтая составлена на основе Концепции национально-регионального исторического образования Республики...

Развитие и взаимовлияние путей сообщения и торговли в условиях хозяйственного и экономического освоения Горного Алтая в iconПрограмма по истории горного алтая пояснительная записка
Рабочая программа по истории Горного Алтая составлена на основе Концепции национально-регионального исторического образования Республики...

Развитие и взаимовлияние путей сообщения и торговли в условиях хозяйственного и экономического освоения Горного Алтая в iconПрограмма по истории горного алтая пояснительная записка
Рабочая программа по истории Горного Алтая составлена на основе Концепции национально-регионального исторического образования Республики...

Развитие и взаимовлияние путей сообщения и торговли в условиях хозяйственного и экономического освоения Горного Алтая в iconОткрытый Технический Университет Путей Сообщения Министерства Путей...
Применяя современный экономический язык, определим "как классические теории и подходы акцентируются на могучих самокритичных силах...

Развитие и взаимовлияние путей сообщения и торговли в условиях хозяйственного и экономического освоения Горного Алтая в iconАналитический отчет фвпо оренбургского института путей сообщения...
Аналитический отчет фвпо оренбургского института путей сообщения – филиала самгупс за 2013 Г.(По результатам самообследования)

Развитие и взаимовлияние путей сообщения и торговли в условиях хозяйственного и экономического освоения Горного Алтая в iconПринципы и методы градостроительного формирования рекреационной среды, на примере горного алтая
...

Развитие и взаимовлияние путей сообщения и торговли в условиях хозяйственного и экономического освоения Горного Алтая в iconКонтрольная работа Московский Государственный Университет Путей Сообщения, Нижегородский филиал
...

Развитие и взаимовлияние путей сообщения и торговли в условиях хозяйственного и экономического освоения Горного Алтая в iconО федеральной целевой программе
Утвердить прилагаемую Федеральную целевую программу "Развитие транспортной системы России (2010 2020 годы)" (далее именуется Программа),...

Развитие и взаимовлияние путей сообщения и торговли в условиях хозяйственного и экономического освоения Горного Алтая в iconЕ. А. Съёмщиков
В течение почти столетней колонизации население Горного Алтая увеличилось в 17 раз и достигло 73,2 тыс человек, из которых русские...

Развитие и взаимовлияние путей сообщения и торговли в условиях хозяйственного и экономического освоения Горного Алтая в iconРазвитие торговли в башкирии в период новой экономической политики (1921
Охватывают Большую Башкирию, что имеет особое значение, так как переход к новой экономической политике начинался в условиях существования...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную