Али мохамед махмуд ислам и исламские традиции в духовной и материальной культуре населения средневекового дербента (сер. VII сер. XIII вв.)






Скачать 393.18 Kb.
НазваниеАли мохамед махмуд ислам и исламские традиции в духовной и материальной культуре населения средневекового дербента (сер. VII сер. XIII вв.)
страница1/4
Дата публикации12.02.2015
Размер393.18 Kb.
ТипАвтореферат
e.120-bal.ru > История > Автореферат
  1   2   3   4



На правах рукописи



ВАЛИД АЛИ МОХАМЕД МАХМУД

ИСЛАМ И ИСЛАМСКИЕ ТРАДИЦИИ В ДУХОВНОЙ

И МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ НАСЕЛЕНИЯ

СРЕДНЕВЕКОВОГО ДЕРБЕНТА

(сер.VII – сер.XIII вв.)
07.00.02. – «Отечественная история»

07.00.06. – «Археология»

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук


Ростов-на-Дону  2009
Работа выполнена на кафедре археологии, истории древнего мира и средних веков исторического факультета Южного Федерального Университета


Научный руководитель:

доктор исторических наук, профессор

Максименко Владимир Евгеньевич


Официальные оппоненты:

доктор исторических наук, профессор

Кудрявцев Александр Абакарович
кандидат исторических наук ,

Ильюков Леонид Сергеевич





Ведущая организация:

Армавирский Государственный

Педагогический Университет



Защита состоится «22» января 2010 года в 14 часов, на заседании Диссертационного совета Д.212.208.08 по историческим наукам при Южном Федеральном Университете по адресу: 344006, Ростов-на-Дону, Б.Садовая, 105, ауд. 420.
С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке ФГОУ ВПО «Южного Федерального Университета» (г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148)
Автореферат разослан «21» декабря 2009 г.


Ученый секретарь диссертационного совета, доктор исторических наук, профессор




Cущенко В.А.





Общая характеристика работы
Дербент вошел в историческую науку как один из крупнейших памятников сасанидского оборонительного строительства на Кавказе и главный оплот наиболее значимых раннесредневековых и средневековых империй Ближнего и Среднего Востока в их борьбе с могущественными объединениями кочевников евразийских степей.

Однако широкомасштабные археологические раскопки, проводившиеся здесь более четверти века (1970-1995) под руководством А. А, Кудрявцева, не только открыли совершенно новые неизвестные этапы древней истории города и отодвинули истоки его возникновения более, чем на 3500 лет, к рубежу эпох энеолита и ранней бронзы, но и позволили показать Дербент как важнейший торгово-экономический, идеологический и культурный центр средневекового Кавказа.

Актуальность темы исследования. Актуальность избранной темы определяется, прежде всего, сегодняшней ситуацией на Северо-Восточном Кавказе, где представители радикальных исламских течений, избравших террор как одно из главных средств в достижении своих целей, пытаются аппелировать в идеологическом обосновании методов и форм этой борьбы, к основным принципам и догмам раннего ислама, искажая его содержание и вклад в историческое и социо-культурное развитие народов региона.

В советской историографии арабское завоевание Северного Кавказа, как и других регионов страны, рассматривалось только с позиций, где абсолютно преобладали негативные оценки. В значительной мере это соответствовало действительности и завоевание Кавказа, как и любое завоевание вообще, принесло народам региона многочисленные разрушения, разграбления и налоговые тяготы. Однако включение этих территорий в состав Арабского халифата, в сферу его торгово-экономических и социо-культурных отношений, оказало большое влияние на развитие народов Восточного и Северо-Восточного Кавказа и других областей региона, особенно на формирование духовной и материальной культуры населения его средневековых городов, крупнейшим из которых являлся Дербент.

«Вторжение арабов, принесших с собой новую религию и государственный язык, включение мелких феодальных княжеств в систему единого государства, установление новых культурных и экономических связей привело к существенному изменению всего облика духовной и материальной культуры».1

Ислам в этот период находился в стадии формирования правовых и этических норм, художественно-эстетических представлений и культурных традиций - это оказало огромное влияние на формирование монументального и декоративно-прикладного искусства, художественного ремесла и идеологических представлений населения средневекового Дербента.

Для обитателей Северо-Восточного Кавказа, как и многих других регионов, ислам постепенно превращался из религии завоевателей, принятой завоеванными «ради живота своего», в верование по убеждению, в собственную религию,2 хотя исламизация многих районов Горного Дагестана растянулась на столетия.

Именно проблеме исламизации населения средневекового Дербента и изучению существенных изменений в облике его духовной и материальной культуры в период VII – XIII вв. посвящено данное диссертационное исследование.

Степень научной разработанности темы. Средневековые города Кавказа, особенно Восточного и Северо-Восточного, имеющие много общего в своем развитии с городами мусульманского Востока, изучены по целому ряду аспектов, в том числе социокультурного характера, пока еще недостаточно, что делает весьма актуальной избранную мной тему диссертации.

Во второй половине XX века в западной и российской историографии стало уделяться значительно больше внимания средневековому городу, в том числе и восточному, именуемому обычно «мусульманским». Это было связано с расширением археологических раскопок подобных памятников, без обширных материалов которых изучение средневековых городов мало перспективно. Одним из таких объектов, где проводились широкие археологические исследования, стал средневековый Дербент.

Хорошая сохранность средневековой планировки и топонимики в некоторых из мусульманских городов и наличие определенного количества сообщений о них в письменных источниках, дополняемых материалами раскопок, позволяют успешно решать целый ряд вопросов формирования исторической топографии подобных городов, их культурного, административного и социально-экономического развития. Значительное внимание западными специалистами уделялось и уделяется, при этом, проблемам изучения исламского монументально-декоративного искусства, в том числе художественного ремесла, гражданской (в основном дворцовой) и культовой архитектуры (мечетей), роли религиозных братств и дервишей в жизни средневековых исламских центров, изучению кварталов и квартальных общин мусульманских городов, являющихся основной ячейкой их социальной структуры. В связи с изучением средневекового мусульманского города российскими специалистами справедливо отмечалось, что «к сожалению, вопрос о городе на Востоке, особенно о городе средневековой эпохи, не разрабатывался в советской историографии с должной полнотой, будучи несправедливо заслоняемым проблематикой аграрных отношений».3 Эти проблемы актуальны и при исследовании закономерностей развития мусульманских городов Восточного и Северо-Восточного Кавказа, в том числе социокультурного развития мусульманского Дербента. Формирование исламских художественных традиций в культуре населения является одним из важных аспектов данного исследования.

В соответствии с проблемно-хронологическим принципом можно выделить пять основных периодов истории изучения Дербента мусульманского времени:

  1. первая половина XVIII века, точнее 1722 – середина XVIIIв.;

  2. 20-е годы XIX – середина XIX вв.;

  3. конец XIX – начало XX вв.;

  4. середина 20-х – середина 30-х гг. XXвека

  5. вторая половина XX в.

В первый период сопровождавшие в персидском походе в Дербент Петра I ученые описывают и делают чертежи оборонительных сооружений города и Горной стены, но наряду с этим Д. К. Кантемир срисовывает 3 арабских и 3 пехлевийских надписи, а также описывает арабские (куфические) надписи на гробницах арабского поселения Пир Дамешки («Пиридимиски»). Описание арабских надписей и их рисунки, а так же упоминание отдельных памятников приводят И. Г. Гербер, И. Я, Лерх, Дж. Ханвей, С. Г. Гмелин и др.

Во втором периоде проявляется большой интерес к местной исторической хронике «Тарих и Дербенд-наме», которую переводят на русский и европейские языки. К переводу скопированных за 100 лет арабских надписей Дербента Ю. Клапрот дает первый квалифицированный перевод на французский язык, а М. А. Казем-Бек – на английский.

Третий период ознаменовался возросшим интересом к военно-патриотической истории Дербента и к его отдельным памятникам, в том числе мусульманским. Перевод «Дербенд-наме» на русский язык М. Алихановым-Аварским, ряд статей о Дербенте академика В. В. Бартольда, первая монография о городе Е. И. Козубского.

Четвертый период ознаменовался рядом историко-археологических экспедиций и архитектурных обследований города (А. С. Башкиров, И. А. Орбели, Е. А. Пахомов, П. Спасский, Б. Н. Засыпкин, н. Б. Бакланов и др.), однако раскопки здесь так и не начались.

Пятый период характеризуется интересом дагестанских историков и архитекторов к истории Дербента и его историко-архитектурным объектам в связи с написанием первых обобщающих трудов по истории Дагестана (Очерки истории Дагестана, История Дагестана) и начавшимися здесь первыми в истории города археологическими раскопками в 1970 году (А. А. Кудрявцев).

Интерес к мусульманским памятникам Дербента и его многовековой истории возник у исследователей давно, значительно раньше, чем к другим известным городам Кавказа. Изучение древностей города началось со времени персидского похода Петра I в 1722 г., когда по приказу императора, сопровождавшие его ученые сделали описание и чертежи фортификационных сооружений Дербента и первые зарисовки арабских надписей на его памятниках.

Среди наиболее ранних работ о Дербенте можно отметить труды Д.К. Кантемира, Ф.З. Байера, И.Г. Гербера, И. Я. Лерха, С.Г. Гмелина, Дж. Каппеля, П.Г. Буткова, Е. Коцебу, Э. Эйхвальда, Э. Эркерта, А.В. Комарова и др.

Большой вклад в изучение нарративных источников и эпиграфических памятников города в дореволюционный период внесли известные востоковеды Х.Д. Фрэн, Н.В. Ханыков, К.К. Фезе, П.С. Савельев, И. Бартоломей, Ю. Клапрот, М. Казем-Бек, Н.А. Караулов, И. д'Оссон, а отдельных вопросов его средневековой истории касались такие крупные специалисты, как Б.А. Дорн, И. Маркварт, В. В. Бартольд и др.

Первый экземпляр знаменитой исторической хроники «Тарихи Дербенд-наме» был преподнесен еще Петру I во время его пребывания в Дербенте и на многие годы стал предметом изучения крупнейших российских и западных специалистов. Переводы и попытки изучения «Дербенд-наме» предпринимались неоднократно в России и за рубежом начиная с 1789 г., но первый квалифицированный перевод хроники на французский язык сделал известный русский востоковед Ю. Клапрот в 1829 г., а в 1851 г. на английский язык этот труд перевел профессор М.А. Казем-Бек, получивший за эту работу звание члена-корреспондента Российской Академии наук и Демидовскую премию. Сам М.А. Казем-Бек был уроженцем Дербента и принадлежал к знатному роду, занимавшему высокие посты в XVIII веке при правителях города.

Первая попытка написать историю Дербента на основании данных ряда письменных источников и местных легенд была предпринята Е.И. Козубским (История города Дербента, 1906),4 но оказалась неудачной и вызвала резкую критику В.В. Бартольда, считавшего, что «задача оказалась не по силам автору».

Сам В.В. Бартольд уделял большое внимание средневековой истории Дербента и на базе доступных ему арабоязычных источников написал ряд ценных статей (Дербент, 1908; К истории Дербента, 1910; Новое известие о стенах Дербента, 1913; О месте Прикаспийских областей в истории мусульманского мира),5 посвященных истории города в мусульманский период и его политическому развитию, арабскому завоеванию и этапам исламизации, конструктивным особенностям городских стен и приемам их возведения, культовым памятникам (Джума-мечеть), морской торговле и порту Дербента IX – XI вв.

Новый этап в изучении Дербента начался в советское время, когда в обследованиях памятников города приняли участие такие крупные ученые, как А.С. Башкиров, Н.Я. Марр, И.А. Орбели, К.В. Тревер, Е.А. Пахомов, М.И. Артамонов и др.

Большой вклад в изучение культовых памятников Дербента, в частности Джума-мечети, в установление времени её возведения и первоначального назначения, внесли работы М.И. Артамонова, уделившего также внимание истории дербентских укреплений и их роли в борьбе с раннесредневековыми кочевниками (Древний Дербент, СА, 1946; История хазар, 1962)6 и К.В. Тревера (Очерки по истории и культуре Кавказской Албании, 1959.).7

Уникальным источником и важным исследованием по истории Дербента и его социокультурному развитию в VIII – XI в. является опубликованная профессором Кембриджского университета В.Ф. Минорским работа «История Ширвана и Дербенда»,8 где даны фрагменты политической истории средневекового города, его социальной структуры и стратификации, описано мусульманское духовенство и его роль в жизни средневекового города, показаны острые противоречия в местном феодальном обществе.

Особенно значительный вклад в изучение средневековой эпиграфики города внесли работы Л.И. Лаврова, который систематизировал и издал большую часть арабоязычных надписей Дербента (Эпиграфические памятники Северного Кавказа),9 являющихся важным источником по погребальным мусульманским памятникам Дербента VII–XIII вв. и социальной стратификации исламского общества средневекового города.

Ряд важных вопросов социокультурного и военно-политического развития Дербента, роли духовенства в его социальной структуре и интерпретации погребальных мусульманских памятников города затронуты в работах Р.М. Магомедова (История Дагестана и Дагестан. Исторические этюды. Махачкала, 1969).10 Большой вклад в изучение арабских надписей, высеченных на стенах сооружений и мусульманских надгробиях средневекового Дербента внес А.Р. Шихсаидов (Ислам в средневековом Дагестане; Дагестан в X- XIV вв.; Эпиграфические памятники Дагестана).11 Определенный интерес представляет библиографическое исследование А.К. Рзаева (Мухаммед Али М. Казем-Бек),12посвященное известному востоковеду М. Казем-Беку, переведшему «Дербенд-наме». Наряду с иностранными историками, археологами, востоковедами, значительный вклад в изучение средневекового Дербента и, в частности, в исследование некоторых памятников исламской архитектуры города внесли архитекторы, в числе которых называют Н. Б. Бакланова (Архитектурные памятники Дагестана),13 Л. С. Бретаницкого (Зодчество Азербайджана XII – XVвв. и его место в архитектуре Переднего Востока.)14 и особенно С. О. Хан-Магомедова, обследовавшего и описавшего ряд сохранившихся средневековых сооружений VI –XVIII вв.

Описанию и изучению башен и стен крепости, мечетей и ворот Дербента, сооружений Горной стены, посвящен ряд ценных работ С.О. Хан- Магомедова (Дербент; Ворота Дербента; Джума-мечеть в Дербенте; Дербент. Горная стена. Аулы Табасарана),15 который провел квалификационное обследование сохранившихся здесь средневековых сооружений, но высказал не совсем верное, по моему мнению, предположение о времени основания и первоначальном назначении Джума-мечети.

Ряд ценных сведений о мусульманской архитектуре и роли ислама в повседневной жизни населения позднесредневекового Дербента содержится в диссертационном исследовании и публикациях Е.А. Кудрявцева (Позднесредневековый город Северо-Восточного Кавказа в XV-XVIII вв.; Периодизация развития отраслей ремесленного производства средневекового города; Развитие исторической топографии цитадели Нарын-кала в период Дербентского эмирата). 16

Некоторые аспекты исторического развития Дербента подведены в обобщающих трудах дагестанских исследователей (Очерки истории Дагестана; История Дагестана; История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII века).17

Отдельных аспектов средневекового развития города касались в своих работах известные специалисты: Н.В. Пигулевская, Б.Н. Заходер, З.М. Буниятова, С.Б. Ашурбейли, Я.А. Манандян, П.И. Спасский, Л.Н. Гумилев, М.И. Исаков, А.В. Саламзаде, Ш.М. Ахмедов, М.С. Гаджиев, Н.А. Магомедов и др.

Работы дореволюционных, советских и современных историков, востоковедов, и архитекторов внесли весомый вклад в изучение ряда вопросов истории средневекового Дербента, но решить узловые проблемы его развития, выявить динамику роста и основные этапы становления, пути и закономерности формирования, причины упадка и расцвета социальных противоречий и культурных достижений крупнейшего феодального города Кавказа, позволили лишь многолетние комплексные исследования Дербентской археологической экспедиции, материалы и выводы которых нашли отражение в монографиях и статьях ее руководителя и участников (М.Г. Гаджиева, Г.Г. Гамзатова, С.В. Гусева, Е.А. Кудрявцева, Г.Д. Дибирова, Н.А. Магомедова, Н.К. Касумова и др.). Наиболее ценными для моего исследования являются монографии: Древний Дербент; Великий город на Каспии; Феодальный Дербент; Пути развития северокавказского города,18 а также статьи А. А. Кудрявцева (Раскопки средневековых ханских дворцов в Дербенте; Художественная поливная керамика Дербента второй пол. VIII –Xвв.; О новой хронологии Дербента; Интерпретация сведений «Тарих Баб ал-абваб» по исторической топографии средневекового Дербента; О месте духовенства в социальной структуре феодального Дербента; Дербентский могильник; Средневековый Дербент как религиозный центр Восточного Кавказа; К изучению архитектуры средневекового Дербента (VIII – XIII вв.); пути развития художественных ремесел Дербента; Derbend; и др.).19
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Али мохамед махмуд ислам и исламские традиции в духовной и материальной культуре населения средневекового дербента (сер. VII сер. XIII вв.) iconТеории изучения
Государство Золотая Орда (сер. XIII сер. XV вв.) и государство Литовско-русское (сер. XIII сер. XVI вв.)

Али мохамед махмуд ислам и исламские традиции в духовной и материальной культуре населения средневекового дербента (сер. VII сер. XIII вв.) iconСер. XIII сер. XV вв. Автор Терентьев Р. А. 10класс Руководитель Терентьева Г. Г. 2006г
Руси, нельзя полностью оценить течение событий европейской политики в XIII--XV вв

Али мохамед махмуд ислам и исламские традиции в духовной и материальной культуре населения средневекового дербента (сер. VII сер. XIII вв.) iconВопросы для подготовки к зачету/экзамену по «Истории экономики»
Экономическое развитие Русского централизованного государства в сер. XV сер. XVII вв

Али мохамед махмуд ислам и исламские традиции в духовной и материальной культуре населения средневекового дербента (сер. VII сер. XIII вв.) iconФонд оценочных средств по дисциплине история
Древняя Русь и социально-политические изменения в русских землях в XIII сер. XV вв

Али мохамед махмуд ислам и исламские традиции в духовной и материальной культуре населения средневекового дербента (сер. VII сер. XIII вв.) iconФонд оценочных средств по дисциплине история
Древняя Русь и социально-политические изменения в русских землях в XIII сер. XV вв

Али мохамед махмуд ислам и исламские традиции в духовной и материальной культуре населения средневекового дербента (сер. VII сер. XIII вв.) iconДревняя Русь и социально-политические изменения в русских землях в XIII -сер. XV вв
Теория истории рассматривает соотношение теории исторического знания и теорий исторического процесса в их историческом развитии

Али мохамед махмуд ислам и исламские традиции в духовной и материальной культуре населения средневекового дербента (сер. VII сер. XIII вв.) iconУченые записки Петрозаводского государственного университета. Сер.:...
Бауэр Т. В. Воровство как тотальное зло: реальность и миф // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Сер.:...

Али мохамед махмуд ислам и исламские традиции в духовной и материальной культуре населения средневекового дербента (сер. VII сер. XIII вв.) iconСодержание
Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: Учебник. — М.: Юристъ, 2001. — 366 с.: табл.,граф. — (Сер.: Homo faber)

Али мохамед махмуд ислам и исламские традиции в духовной и материальной культуре населения средневекового дербента (сер. VII сер. XIII вв.) iconСодержание
Иохин В. Я. Экономическая теория: Учеб. /Москов гос ун-т коммерции. — М.: Юристъ, 2001. — 861 с. — (Сер.: Homo faber)

Али мохамед махмуд ислам и исламские традиции в духовной и материальной культуре населения средневекового дербента (сер. VII сер. XIII вв.) iconБюллетень Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ
Вестник Московского университета. Сер. 19, Лингвистика и межкультур коммуникация






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную