Ответственный редактор серии академик А. Л. Нарочницкий Академия наук






Скачать 10.46 Mb.
НазваниеОтветственный редактор серии академик А. Л. Нарочницкий Академия наук
страница1/59
Дата публикации12.02.2015
Размер10.46 Mb.
ТипКнига
e.120-bal.ru > История > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   59



Академия наук СССР


история народов

северного

КАВКАЗА

Ответственный редактор серии

академик А. Л. Нарочницкий

Академия наук СССР

ИСТОРИЯ НАРОДОВ

СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

с древнейших времен

до конца XVIII в.

Ответственный редактор книги академик

В. Б. Пиотровский

Москва «Наука» 1988

РЕДКОЛЛЕГИЯ СЕРИИ:

А. Л. Нарочницкий — ответственный редактор, Ю. А. Жданов — заместитель ответственного редактора,

Н. Ф. Бугай — ответственный секретарь,

Ю. В. Бромлей, В. Г. Гаджиев, М. П. Ким. И. И. Минц,

Б. Б. Пиотровский, Б. А. Рыбаков, Ю. А. Поляков, А. П. Новосельцев,

Г. Г, Гамзатов, С. С. Хромов, А. П. Пронштейн, В. И. Буеанов,

В. П. Шерстобитов, X. II. Хутуев

РЕДКОЛЛЕГИЯ КНИГИ:

Б. Б. Пиотровский — ответственный редактор, А. Л. Нарочницкий,

А. П. Новосельцев — заместитель ответственного редактора, В. Г. Гаджиев — первый заместитель ответственного редактора,

Р. М. Мунчаев — заместитель ответственного редактора,

А. П. Пронштейн — заместитель ответственного редактора,

3. В. Анчабадзе , Я. В. Анфимов, В. И. Буганов, В. Б. Виноградов,

В. А. Кузнецов, Л. И. Лавров , Р. М. Магомедов,

Р. Г. Маршаев — ответственный секретарь

Рецензенты:

Член-корреспондепт АН СССР Я. Н. Щапов, доктор исторических наук Р. Г, Скрынников

И90 История народов Северного Кавказа с древнейших времен до-конца XVIII в.- М.: Наука, 1988.- 54 с. ISBN 5-02-009486-2

Книга представляет собой первую в советской исторической науке попытку обобщающего освещения истории северокавказских народов с древнейших времен до конца XVIII в. Труд написан крупнейшими учеными-кавказоведами Москвы, Ленинграда, северокавказских республик, краев и областей РСФСР, Грузинской ССР, опирается на марксистско-ленинскую методологию. Широкое использование многоязычных письменных источников и археологического материала позволили представить наглядную панораму сложнейших событий многовековой истории народов Северного Кавказа и очертить основные тенденции их социально-экономического, политического и культурного развития. Важное место в книге занимает изложение причин процесса сближения северокавказских народов с русским народом, приведшего к их вхождению в состав России.


ПРЕДИСЛОВИЕ К СЕРИИ

За последние десятилетня изучение истории народов Северного Кавказа ушло далеко вперед. Разработка актуальных проблем исторического процесса у этих народов стала одним из важных и успешно развивающихся направлений советской исторической науки. Появилось много новых документальных публикаций и специальных трудов по истории Северного Кавказа с древнейших времен до наших дней. Были выявлены и изданы многие ранее неизвестные письменные источники и сделаны важные археологические открытия. Исследования охватилп все эпохи в жизни северокавказских народов--от древнейшей стадии каменного века до вступления на стадию социализма. Былп созданы п опубликованы сводные труды по истории отдельных областей, автономных республик и народов Северного Кавказа. В трудах советских ученых освещаются их трудовые, патриотические, освободительные традиции, прослеживается развитие их экономики, социальных отношений, общественно-политической жизни и культуры. Особенно много было сделано для освещения положения основных масс трудящегося населения в разные исторические эпохи. Изучались частые в прошлом нашествия на Кавказ соседних государств, многовековая борьба его народов против арабских и монголо-татарских завоевателей, шахского Ирана, Османской империи и Крымского ханства. Подробно исследовалась борьба угнетенных слоев народа против местных эксплуататоров-рабовладельцев и феодалов, князей и ханов. Широко освещались истоки и развитие орпептацип народов Северного Кавказа на Россию для защиты от внешней агрессии. Глубоко раскрывались объективно прогрессивные последствия их вхождения в состав России и дальнейшего слияния их судеб с революционной борьбой российского рабочего класса и передового крестьянства против царизма, помещиков и буржуазии за социалистическую революцию. Научное познание судеб ранее угнетенных народов Северного Кавказа все глубже и шире раскрывает значение Великой Октябрьской социалистической революции и передовой России.

В ходе развернувшихся исследований подверглись критике многие ошибочные положения и концепции феодально-клерикальной и поме-щичье-буржуазной националистической историографии, ложные версии зарубежной «советологии», измышления эмигрантских контрреволюционных авторов, взгляды антисоветской буржуазной историографии и публицистики, преодолеваются разные проявления местной национальной ограниченности.

На основе достигнутых успехов, являющихся составной частью поступательного развития всей советской исторической науки, назрело и стало возможным решение такой сложной, а ранее даже невыполнимой задачи, как создание обобщающей «Истории народов Северного Кавказа с древнейших времен до наших дней». Издание это, выпускаемое в свет в виде 4-томной серпн трудов, призвано дать целостное освещение истории народов Северного Кавказа в пх взаимосвязи между собою, а также с русским и другими народами Советского Союза, подвести итоги отмеченным достижениям науки, раскрыть особенности истории северокав-казскпх народов как проявления общих закономерностей исторического процесса в условиях менявшейся в течение веков исторической обстановки жизни этих народов.

При подготовке обобщающей истории народов Северного Кавказа авторы и редколлегия следовалп методологии марксизма-ленинизма, требующей классового анализа исторических явлений, преодоления буржуазного национализма, более глубокого освещения роли народа в ходе истории, отказа от ложной идеализации и приукрашивания деятельности местных феодально-клерикальных верхов и политики царского правительства, имевпшх место в дореволюционной историографии в России, и теперь присущих зарубежной буржуазно-националистической литературе. Глубокое и объективное понимание прошлого и его связи с настоящим невозможно, если допускается «отход от четкой классовой оценки отдельных исторических событий и фигур»

Как известно, идеологи антисоветизма п антикоммунизма изливают потоки клеветы п лживых вымыслов на Советский Союз и ленинскую национальную политику, приписывают народам Северного Кавказа черты особой исключительности п обособленности. Публикуемый труд содержит обширные фактические данные и выводы, показывающие полную несостоятельность феодально-клерикальных и буржуазно-националистических концепций об исключительности, обособленности и прирожденной замкнутости горских народов Северного Кавказа, ложных версий об их якобы полной невоспрпимчпвостп к социализму, встречающихся за рубежом утверждений, будто некоторые пз этих народов якобы органично по самой своей природе всегда были связаны с исламом и предписываемым им образом жизни. В действительности ислам распространился на всем Северном Кавказе сравнительно недавно, гораздо позднее, чем во многих других странах мира, я, например, в Чечено-Ингушетии утвердился лишь в XVIII в.

Огромный материал данного издания на примере народов Северного Кавказа подтверждает единство мирового исторического процесса, говорит о том, что в своей многовековой истории народы Северного Кавказа по-своему проходили те же ступени социально-экономического, политического п культурного развития, что и другие народы мира, показывает модификации этих ступеней, зависящие от конкретной исторической эпохи, связанные с взаимодействием народов в ходз исторического процесса. Вхождение в состав России стало предпосылкой того, что Великая Октябрьская социалистическая революция позволила ряду ранее отсталых народов Северного Кавказа перейти к социализму, минуя капитализм. За этим последовал расцвет экономической, политической и культурной жизни всех народов Северного Кавказа. В условиях социализма сложилась новая историческая общность — советский народ, неразрывной составной частью которого стали п народы Северного Кавказа.

В истории этих народов, как и всех народов мира, общие закономерности истории человечества проявлялись в национальном своеобразии, но никогда народы Северного Кавказа не былп чем-то исключительным, изолированным.

Как показывают накопленные факты, уже начиная с глубокой древности, исторические судьбы народов Северного Кавказа и ряда других народов нашей страны соприкасались и переплетались между собою, происходило взаимодействие культур и традиций, скрещивались сложные этнические процессы, в ходе истории сдвигались племенные и территориальные границы. Новейшие археологические открытия позволяют утверждать, что Северный Кавказ, как и Закавказье, является одним из древних очагов жизни первобытного человека, прошел общераспространенные ступени первобытнообщинного строя в условиях каменного, бронзового и раннежелезного веков.

Предпринимаемый обобщающий труд насколько позволяют источники и современное состояние науки раскрывает этнические процессы, происходящие на территории Северного Кавказа. В нем показано, что как и у других народов мира здесь имела место преемственность древнейших культур с культурами последующих времен, отмечались этнические связи между создателями разновременных культурных памятников. Археологические материалы с бесспорностью это доказывают. По письменным источникам можно теперь уже локализовать расселение северокавказских племен, выявить, какие народности складывались здесь в разные исторические эпохи, показать возникновение этнических общностей на основе как старого местного, так и пришлого населения.

Предлагаемый труд показывает несостоятельность идеализации эксплуататорского общественного строя, «местных» и «чужих» царей, ханов, князей и других феодалов, затушевывания возникавших, а во многих случаях и уже вполне сложившихся классовых противоречий в горских обществах.

Авторы уделили большое внимание связям населения Северного Кавказа с обществами и государствами Закавказья, Передней Азии, Крыма, Придонья, Приволжья, Восточной Европы, Византией, освещают глубокие исторические связи народов Северного Кавказа со славянским миром, и прежде всего с Древней Русью.

Изучение средневековой истории народов Северного Кавказа свидетельствует, что иноземные нашествия вынуждали нх сосредоточиваться в горных ущельях для обороны и самосохранения. Хозяйственная жизнь в труднодоступных горных местах в условиях взаимной разобщенности и постоянной обороны от нападения извне вела к относительной замкнутости и обособленности местных горских обществ, что способствовало длительной многовековой устойчивости и даже своего рода окостенению общинной структуры, традиций, обрядов и обычаев, замедлению исторического процесса. Классообразование протекало своеобразно, в замедленном темпе, происходила как бы консервация, нередко узколокальная, общественной жизни и материального быта, нравов и обычаев. Лишь после вхождения в состав России, а главным образом уже после Великой Октябрьской социалистической революции, смогло совершиться массовое перемещение горского населения на плоскогорье, что коренным образом меняло образ жизни.

Исследование генезиса и развития феодальных отношений у народов Северного Кавказа заставило отказаться от какого бы то ни было упрощенного подведения этого неравномерного и пестрого процесса под один какой-то шаблон. Научный метод типологического и стадиального анализа предполагает учет тех модификаций отдельных стадий и форм исторического процесса, которые возникают под влиянием конкретной обстановки.

Пришлось преодолеть п немалые трудности при выявлении пестрого уровня феодализации горских обществ п роли рабства на Северном Кавказе на разных этапах средневековья. Ход развития науки показал, что недооценка возникновения феодальной эксплуатации, образования феодальной собственности па землю и скот может приводить к принижению роли классовой борьбы и крестьянских восстаний, неправильному представлению о роли разных слоев населения в межплепменных распрях, к отходу от классового подхода к анализу феодальных междоусобиц, грэ бительских набегов, освободительной борьбы.

В условиях постоянной агрессии иранских шахов и султанской Турции (начиная с XV-XVI вв.) ориентация северокавказских народов на Россию, а затем и вхождение в ее состав имели важное значение для упрочения безопасности народов Северного Кавказа. Владычество Османской империи в Северном Причерноморье, постоянные нашествия монголо-татар, османских войск и крымских отрядов, сопровождаемые захватом и угоном людей в рабство, истреблением местных жителей, насилием и про пзволом, отсутствие элементарных возможностей для ооеспечения жизни и сохранения имущества поселенцев, нарушали хозяйственную жизнь и быт, делали невозможными заселение огромных степных пространств, удобных для земледелия, появление сел и деревень, развитие торговли и промышленности. В этом - одна из важнейших причин того, что, вопреки агрессивным и реакционным целям царизма, присоединение Северного Причерноморья к России, объективно имевшее огромное прогрессивное значение, было жизненно важно и для народов Северного Кавказа.

Северное Причерноморье и Северо-Западный Кавказ в условиях татаро-монгольского, а потом и османского господства были огромной зоной захвата людей и продажи их в рабство на чужбину. Местные северокав-казскпе феодалы и родовая верхушка сами широко использовали захват и продажу людей в рабство на невольничьих рынках Османской империи как источник обогащения. Важное значение для раскрытия эксплуататорской деятельности местных феодалов имеют еще очень мало исследованные материалы о работорговле и хищнической добыче рабов, жертвами которой нередко становились жители соседних селений и девочки даже своего илеменп или аула. Горская феодальная и родовая верхушка возглавляла и использовала набеги на соседние земледельческие и другие общины, захватывала множество людей для продажи их в рабство, что замедляло развитие производительных сил, мешало развитию оседлой земледельческой жизни, заселенпю огромных низинных пространств, богатых плодородными почвами, пригодных для расширения собственного производящего хозяйства: росту своего сельскохозяйственного и ремесленного производства.

Важное место в предлагаемой серпи трудов занимает освещение того, как в ответ на агрессию шахского Ирана, Османской империи и Крымского ханства на Северном Кавказе, чинившиеся ими опустошения и уничтожения местных жителей, происходили всенародные подъемы освободительной борьбы местного населения. Завоевательная политика и гнет шахского Ирана и Османской империи, агрессия этих государств, находившихся, как писал Ф. Энгельс, на весьма низкой и варварской ступени феодализма 1, велись в ходе упорного сопротивления народов Грузии Армении, Азербайджана, Средней Азии и других стран. С учетом событий в Закавказье освещаются сложные и противоречивые взаимоотношения между феодальными владетелями Северного Кавказа, в отношении которых агрессоры проводили двойственную политику, стремились привлечь знать на свою сторону. Часто местная знать вела предательскую политику сделок с угнетателями.

Надо также учитывать слабое развитие феодальных отношений в некоторых районах.

Предлагаемый труд на основе исследований, проведенных за последние десятилетня, преодолевшпх имевшую ранее место недооценку факта добровольного присоединения народов Северного Кавказа к России, показал, что это было не результатом произвольных п случайных «захватнических» актов царей, а объективным, закономерным п весьма прогрессивным процессом, чему способствовал выход России в Южное Поволжье, на Каспийское море и восточные территории Северного Кавказа по р. Терек, а позднее складывание сословия донского казачества, что содействовало дальнейшему продвижению России на Северный Кавказ с запада.

В 1557 г. Кабарда, Одыгея и Черкеспя добровольно присоединились к России. В это время они еще не образовали единой территории с Россией, были отделены от нее неосвоенными пространствами, но уже включились в орбиту внешней полптикп Русского государства. В 1774 году добровольно присоединилась к России Северная Осетия, в 1779—1781 гг. завершилось вхождение Чечено-Ингушетии в состав России.

Добровольное вхождение народов Северного Кавказа в состав России, начавшееся со второй половины XVI столетия, в основном было оформлено многими договорными актами п присягами XVI—XVIII вв. Юбилейные даты добровольного вхождения в состав России Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии, Чечено-Ингушетии торжественно отмечаются в Советском Союзе, что является ярким показателем единства советского многонационального народа.

В ходе истории имели место различные стадии, формы и пути установления зависимости и вхождения в состав России или присоединения к ней местных обществ и государственных образований (ханств и т. д.).

Добровольное вхождение северокавказскнх народов в состав России в XVI—XVIII вв. еще не означало немедленного распространения на Северный Кавказ военно-административной власти. На первых порах народы Кавказа оставались еще феодально-раздробленными и находились под управлением своих князей, ханов, феодально-родовой верхушки. Разные местные горские владетели и общества Северного Кавказа, включая Дагестан, позднее, в конце XVIII — начале XIX в., обращались к российским властям с просьбами о принятии пх в подданство России. Процесс добровольного вхождения народов Северного Кавказа был длительным, он завершился в первые два десятилетия XIX в. На северо-западном побережье Черного моря до 1829 г. сохранялось османское владычество.

Процесс распространения военно-административной власти России на Северный Кавказ развернулся уже с начала XIX в. и растянулся на длительный перпод. Значительная часть местных феодалов и феодально-родовой верхушки оказывала сопротивление царизму, стремилась сохранить независимость от российских военно-административных властей, остаться самостоятельными, оставить в прежнем положении возможности для междоусобий и работорговли.

В предлагаемом труде с учетом достижений советской исторической науки проблема эта рассматривается во всей своей сложности, без всяких упрощений. В нем показана несостоятельность мнения, что народы Северного Кавказа были присоединены к России лишь по завершении Кавказской войны в 1859 и 1864 гг., когда военно-административная власть России полностью распространилась на Чечню и Адыгею2. В действительности в это время лишь завершился процесс военно-административного подчинения этих областей, уже после ранее совершившегося их добровольного вхождения в состав России при сохранении своих внутренних порядков. Таким образом, нет никакого противоречия между констатацией добровольного вхождения народов Северного Кавказа в состав России в период с XVI до начала XIX в. и изложением последующих событий, когда развернулась освободительная борьба горцев против царизма и местных феодалов и последовала так называемая Кавказская война.

Немалые сложности возникали при анализе подвижности этнических границ народов Северного Кавказа в пору раннего и позднего средневековья. При анализе этих проблем пришлось преодолевать известные местнические тенденции и предубеждения, решать эти вопросы в строго научном историческом плане, памятуя о том, что этнические, политические границы менялись, а задача исторической науки — установление объективной истины.

Одной из важнейших научных задач серии является освещение взаимоотношений русского населения с народностями Северного Кавказа. История этих отношений грубо искажается в буржуазно-националистической и клерикальной исторической литературе и публицистике, стремящихся подорвать дружбу между народами Советского Союза.

В XVII-XVIII вв. связи России с народами Северного Кавказа постепенно расширялись, особенно с возрастанием роли донского казачества.

Важно учитывать существенную особенность продвижения России на Кавказ: она выступала там не в роли заморской державы-завоевательницы, как западные капиталистические государства, которые во многих своих заокеанских колониях были представлены только миссионерами, отдельными купцами, офицерами, чиновниками, крупными землевладельцами. С Россией было иначе — от Северного Кавказа ее не отделяло море; ее территории со временем соединились в одно целое с землями вошедших в ее состав северокавказских народов. Из внутренних и окраинных районов России и Украины в Предкавказье и на Терек уходило много угнетенного люда: крестьяне, бедные казаки, ремесленники. Там они обрабатывали земли, разводили скот, сажали виноградники, ловили рыбу, т. е. становились частью производительного населения Северного Кавказа, вступая в хозяйственные, культурно-бытовые, семейные и другие связи с местными жителями (хотя этому и мешали религиозная рознь и военные столкновения). Низовые казаки подвергались гнету со стороны казачьих верхов. Это создавало предпосылки для сближения в будущем интересов трудовых русских людей с горским населением. Русские на Северном Кавказе стали органической частью многонационального населения. Народные массы Северного Кавказа страдали от гнета царизма и от угнетения местными феодалами, духовенством, появлявшимися уже капиталистами. Большой интерес представляет участие северокавказских народов в крестьянских войнах России.

Царское правительство привлекало для осуществления своей политики местных феодалов, ханов, беков, князей, духовенство и всячески поощряло их, раздавая им чины и жалования. Сохранение прежних феодально-сословных поземельных прав вместе с введением военно-административного управления особенно отрицательно сказывалось на положении трудящихся. Недовольство горских народов вызывало изъятие земли для основания казачьих станиц и постройки крепостей.

Освободительное движение народов Северного Кавказа за небольшими исключениями - это движение, направленное как против царизма так и против местных ханов, князей и духовенства. Местные феодалы широко использовали в своих классовых целях нормы адата, шариата и тариката, изложения суфизма, реакционную идеологию мюридизма. В главах о движении горцев под предводительством Шамиля раскрыты социальные аспекты этого движения, как его освободительные тенденции, так и его реакционные аспекты, там разоблачена политика горской феодальной верхушки, реакционность идеологии мюридизма, вызвавшей переход к газавату («священной войне») На несколько десятилетий растянулась вооруженная борьба горцев против прямого подчинения их российской военной и административной власти, завершившаяся лишь в 1859 г. Однако объективно продвижение России на Кавказ и в это время имело важные прогрессивные последствия.

Было бы серьезной ошибкой сводить прогрессивное влияние России только к вовлечению народов Северного Кавказа в сферу российского капитализма. Надо видеть более широкую историческую перспективу.

В предлагаемом обобщающем труде освещаются сложные п многообразные аспекты прогрессивной роли России в судьбах народов Северного Кавказа — защита их от истребительных войн п агрессии со стороны шахского Ирана, Османской Турции, Крымского ханства, прекращение феодальных и родоплеменных междоусобиц, ликвидация работорговли. Велико значение экономических связей с Россией, особенно вовлечение народов Северного Кавказа в сферу общероссийского рынка и капиталистического развития. Воздействие передовой русской культуры п революционного движения, слияние судеб народов Северного Кавказа с судьбами российского рабочего движения в ходе борьбы за освобождение от социального и национального гнета, подготовки и проведения Великой Октябрьской социалистической революции предопределили их последующие успехи в построении и защите социализма в составе Советского Союза.

«Диалектика истории такова, что, вопреки реакционным целям и методам царизма, присоединение народов к России, объединение их сил с силами русского народа в борьбе против национального и социального гнета подготовили общий фронт всеросспйского революционного движения, которое во главе с пролетариатом п его ленинской партией привело в конце концов к освобождению всех народов бывшей царской империи п к созданпю невиданного в истории социалистического содружества национальностей, населяющих нашу Родину. Для некоторых пародов присоединение к России было в свое время единственным путем к спасению от прямого физического истребления» 3. Включение в состав России содействовало распространению на Северном Кавказе передовой русской культуры.

Авторы стремились осветить огромный материал о распространении на Северный Кавказ передовой русской общественной мысли, литературы и просвещения. В специальных главах обобщен большой материал о развитии культуры самих народов Северного Кавказа, соприкосновение с которой много дало и самому русскому и другим народам: России,

Авторы раскрывают не только воздействие передовой общественной мысли и революционного движения России на Кавказе, но и подчеркивают культурные взаимовлияния — освещают процесс обогащения культуры России в ходе общения с народами Кавказа. Познание Кавказа внесло новую струю в освободительные стремления русских писателей, сосланных декабристов, произвело пеизгладимое впечатление на А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, многих других русских передовых людей. Среди величественных гор и прекрасной природы Кавказа, общаясь с вольнолюбивыми горцами, они еще сильнее ощущали духоту официального Петербурга и реакционность самодержавия. Представители передовой российской общественности осуждали жестокость по отношению к местным жителям, совершаемую царскими войсками во время военных действий. Их гнев и протест вызывали произвол феодальных властителей Кавказа и соседних стран, варварский деспотизм шахского Ирана и Османской империи, кровавые распри и насилия местных ханов, губительность феодальных и родоплеменных междоусобий, работорговли, религиозного фанатизма и «газавата», жестокие обычаи кровомщения, тяжкое положение женщин-горянок.

Но на Кавказе передовые русские люди узнали и другое - гордый и вольный дух горских народов, их смелость, воинственные нравы, презрение к смерти на поле боя, верность дружбе, гостеприимство, народные обычаи, пляски, песни и предания горцев. Мятежные образы Кавказа усиливали, обогащали освободительные порывы русской общественной мысли, литературы. Кавказские мотивы находили отражение в живописи и музыке. Через Кавказ в Россию проникали художественные изделия, поэзия, сказочная фантазия и напевы Востока. Все это обусловило важное место общения с народами Кавказа в передовой культуре России. Эти проблемы во многом еще ждут своих исследователей. Важно подчеркнуть, что свободолюбие горцев вызывало ответные чувства передовых русских людей, порождало мятежные поэтические образы, содействовало нарастанию кипучих освободительных стремлений в передовых кругах русского общества.

Как справедливо пишет Ю. А. Жданов, «для передовой русской культуры встреча с народами Кавказа отнюдь не исчерпалась впечатлениями этнографического, экзотического или романтического характера. Напротив, эта встреча оказала глубокое, неизгладимое и плодотворное влияние на передовую общественную мысль России, содействовала постановке крупных теоретических проблем, стимулировала освободительное движение, обогащала интернациональные связи»4. История русско-кавказских взаимных культурных влияний полностью подтверждает мысль К, Маркса: «Всякая нация может и должна учиться у других»5. Недаром В. Г. Белинский отмечал, что «Кавказу как будто суждено быть колыбелью наших поэтических талантов, вдохновителем и пестуном их музы, поэтической их родиной» в.

Ссыльные декабристы и другие русские передовые люди осуждали военно-феодальные методы политики самодержавия на Кавказе. А. С. Грибоедов выдвигал проекты мирного подъема хозяйственной жизни и просвещения в Закавказье, сплочения таким путем народов Кавказа и укрепления их связей с Россией, Великие писатели - А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой - мечтали не о военном «покорении» Кавказа, а о будущих мирных отношениях, дружбе русского и кавказских народов, чего, разумеется, не могло быть в ту пору, когда в России господствовало самодержавие, а на Кавказе — феодальные распри и набеги. В романтических поэмах о «кавказском пленнике» А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов выдвигали гуманистическую идею — победы любви ж милосердия над враждой племен и ненавистью. Носительницей той же идеи в повести Л. Н. Толстого является маленькая девочка-горянка.

В известной повести «Казаки» Л. Н. Толстой дал замечательные образы русских гребенских казаков, расселившихся на Тереке, их жизни, нарушаемой ненужными и трагическими по своим последствиям Нападениями чеченцев и вылазкамп против них. Простых казаков автор противопоставляет испорченному светскому обществу, осуждает вооруженные столкновения с черкесами. Мысль о тщете и ненужности вражды и сражений между русскими и горцами владела и М. Ю. Лермонтовым, когда он писал стихотворение о кровавом бое с горцами у р. Валерик.

Огромной силы обличение политики самодержавия и феодальных порядков на Кавказе достигает в повести Л. Н. Толстого «Хаджи Мурат» о трагической судьбе одного из аварских ханов, истребляемых Шамилем. Автор создал отталкивающий образ Николая I, жестокого врага революций и освободительных стремлений, ограниченного и самоуверенного, распутного и безжалостного деспота, посылавшего русских солдат на гибель и бессмысленные авантюры на Кавказе. В повести отражено и разложение имамата Шамиля в последние годы его власти, когда на закате горского движения уже иссякали его освободительные тенденции.

В публикуемой серии обобщающих трудов освещено сочувствие освободительным стремлениям горцев как декабристов, так и выдающихся русских писателей, великих русских революционных демократов, украинского поэта революционера и демократа Т. Г. Шевченко и др. Проблемы эти еще требуют дальнейшего исследования.

От великих русских революционных демократов идейная линия ведет дальше — к пролетарским революционерам, в период революционного движения в России, наступивший с середины 90-х годов XIX в., к национальной программе большевистской партии, разработанной В. И. Лениным, к союзу передовых сил России во главе с рабочим классом и его партией с народами окраин, с их национально-освободительным движением.

Этот союз мощно пробивал себе путь вперед, вопреки гнету самодержавия, помещиков и буржуазии в ходе буржуазно-демократических и социалистических революций.

В конце XIX — начале XX в. Северный Кавказ с его национальными, экономическими и другими особенностями включается в общее экономическое, общественно-политическое и культурное развитие России периода империализма. Освещение общественно-политического развития народов Северного Кавказа в рамках общероссийского революционного процесса приобретает особую актуальность в связи с продолжающимися попытками реакционных зарубежных авторов рассматривать революционные события на Северном Кавказе в отрыве от общего хода российских революций, от всего хода их исторической подготовки в экономическом, социальном и политическом отношениях. Буржуазная реакционная литература пытается ложно представить социалистические революции на Северном Кавказе как чисто русское явление, необоснованно приписывает народам Северного Кавказа природную якобы невосприимчивость к социализму, приверженность к закостенелым старым предрассудкам и феодальным пережиткам. Предлагаемый труд всем своим содержанием показывает ложность подобных концепций.

В действительности и на Северном Кавказе сложилась почва для распространения марксизма, свою великую роль сыграла ленинская «Искра» - буревестник народной революции, звавшая к созданию большевистских организаций Северного Кавказа, подготовке их к борьбе против самодержавия за демократию и социализм. В этой связи в публикуемом труде освещается деятельность большевистских организаций таких революционных центров Северного Кавказа, как Ставрополь, Ростов, Екате-ринодар (Краснодар), Грозный, Владикавказ (Орджоникидзе), и раскрывается роль русского рабочего класса и его партии как объединяющей революционизирующей силы.

За последние годы вышло немало ценных работ по периоду гражданской войны, которые значительно расширили наши представления о формах и масштабах революционного союза трудящихся края с русским рабочим классом и его партией, раскрыли местные условия подпольной деятельности местных социал-демократических организаций большевиков по укреплению дружбы народов, сплочению революционных сил зокруг рабочего класса России.

Большое место в публикуемом труде занимает освещение процесса слияния на Северном Кавказе рабочего п национально-освободительного движения в борьбе за завершение буржуазно-демократической и проведение социалистической революции.

Вместе с тем показано и то, что на Северном Кавказе базировались крупные силы российской контрреволюции. Не случайно Северный Кавказ называли в те годы «Русской Вандеей». В этих вопросах авторы стремились избежать односторонности, показать как революционные силы, так и сильную опору контрреволюции в крае, подчеркнуть роль помощи передовых сил России делу революции на Северном Кавказе. Авторы стремились раскрывать связь революционного движения и борьбы за социалистическую революцию на Северном Кавказе со всем революционным процессом в России.

Труд направлен против попыток буржуазной эмигрантской литературы изображать Великий Октябрь на Кавказе как нечто привнесенное извне, рассматривать процессы, происходящие в этом регионе, в отрыве-от общероссийского революционного движения.

В процессе вовлечения трудящегося горского крестьянства на сторону Советской власти выдающееся значение имели национализация земли и: проведение первых аграрных преобразований на основе ленинского Декрета о земле. Эти события найдут широкое отражение в III книге.

На протяжении всей истории революционной борьбы трудящихся соратники В. И. Ленина на Кавказе боролись против раздробленности я обособленности революционных сил, за их сплочение с общим руководящим центром. Русский рабочий класс возглавил эту борьбу в масштабе-всей страны. Российская Советская Федеративная Республика выступила организующим центром, вокруг которого добровольно объединились трудящиеся массы всех других народов России в борьбе за свое освобождение, за Советскую власть. Они выступили под руководством своих революционных организаций «Кермен», «Гуммет», дагестанской социалистической группы «Карахалк», и др. В публикуемом исследовании освещается роль ЦК партии, В. И. Ленина, Кавказского краевого комитета, местных партийных организаций, выдающихся деятелей большевистской партии С. М. Кирова, Г. К. Орджоникидзе, Н. Г. Буачидзе,. Б. Э. Калмыкова, А. Д. Шерипова, Н. А. Анисимова, У. Д. Буйнакского! М. Дахадаева, Г. А. Цаголова, К. Кесаева, С. Г. Мамсурова, Г. Ахрие-ва, М. Орахелашвили и многих других в победе власти Советов в крае.

В труде разоблачена реакционная деятельность буржуазных националистических партий, «левых эсеров» и т. д. Показано дальнейшее объединение революционно-демократических партийных организаций Северного Кавказа в составе Российской коммунистической партии (большевиков), что содействовало революционному содружеству народов нашей страны. В связи с этим много внимания уделено обобщению опыта работы Кавказского бюро ЦК РКП (б) по руководству национальным строительством па Северном Кавказе в период укрепления Советской власти и по осуществлению ленинской национальной политики. Примечательным событием в истории социалистического содружества народов Советского Союза явилось образование в 1920 г. Горской Автономной Советской Республики. Она объединяла многочисленные родственные народы, содействовала их интернациональному сближению. Образование автономных областей и республик в процессе их самоопределения в рамках РСФСР создало благоприятные условия для перехода ряда народов Северного Кавказа к социализму, минуя капитализм. Важное значение приобрели национально-государственное строительство, меры по коренпзации государственного аппарата.

Величайшим событием явилось образование в 1922 г. Советского Союза, в состав которого вошли РСФСР и другие союзные республики. Образование РСФСР и Советского Союза при руководящей роли тогда в основном русского рабочего класса нашей страны запечатлены в словах советского государственного гимна: «Союз нерушимый республик свободных сплотила навеки великая Русь».

Размах революционного сплочения народов Северного Кавказа под руководством рабочего класса и его партии отражен в многочисленных письмах, телеграммах, которые шли из северокавказских республик и областей в центральные органы власти, в решениях местных партийных организаций, съездов Советов и т. д. Борьба за воплощение в жизнь идей социализма нашла яркое выражение в деятельности В. И. Ленина и его соратников — С. М. Кирова, Г, К. Орджоникидзе, В. В. Куйбышева и .других партийных руководителей.

В серии найдет отражение деятельность революционных комитетов Северного Кавказа в годы гражданской войны по поддержанию революционного порядка в масштабе всего северокавказского региона. Партийный и нацпональный состав этих комитетов отражает классовый характер борьбы трудящихся масс за упрочение Советской власти и процесс укрепления дружбы народов.

История народов Северного Кавказа в советскую эпоху — это неуклонное укрепление и развитие их общности на социалистической основе. Важной вехой на этом пути было преодоление фактического, экономического н культурного неравенства народов. Значительное выравнивание уровней развития народов в экономической и культурной жизни, достигнутое уже в предвоенные годы, означало в ряде случаев скачок от докапиталистической стадии развития к социалистическому прогрессу, минуя капитализм.

В III—IV книгах серии большое внимание уделяется мероприятиям Советской власти по переустройству социально-экономических отношении в национальных районах Северного Кавказа, деятельности бедняцко-се-редняцкпх союзов, проведению пндустриализации, коллективизации сельского хозяйства п культурной революции, формированию национальных отрядов рабочего класса, интеллигенции, преобразованию социальной природы крестьянства, таким социалистическим мерам Советской власти, как организация аульских Советов, раскрепощение горянок, борьба с реакционными сторонами деятельности мусульманского и другого духовенства, с такими патриархальными и феодальными пережитками, как кровная месть, калым, умыкание девушек, круговая порука, пережитки мюридизма и пмаматства, тейповой системы, основанной на кровнородственной и земляческой общности. Будут освещены изменения в социальном составе сельского населения, ведущие к ликвидации пережитков былой замкнутости горского крестьянства, расширению его политического кругозора, ускорению культурного сближения города п деревни и преодолению различии между ними.

В освещении истории советского народа на Северном Кавказе особо, внимание уделено ленинской национальной политике но, развиnb. языков Северного Кавказа, где наряду с народами, обладавшими письменностыо, существуют и народы, впервые получившие письменность только при Советской власти.

При освещении расцвета и сближения советских северокавказских наций и народностей с русским и другими народами СССР важное место занимает роль Советского государства в сплочении народов во всех областях жизни-в ходе общесоюзного планирования, рационального распределения материальных ресурсов, общественного разделения труда в общесоюзном масштабе, интернациональной взаимопомощи народов СССР, показывается становление и развитие единого народнохозяйственного комплекса страны, неразрывной составной частью которого является Северный Кавказ.

Суровой проверкой прочности Советского государства явилась Великая Отечественная война Советского Союза. Она показала, что на основе завоеваний социализма советский народ внес решающий вклад в разгром фашизма и освобождение ряда стран от фашистских захватчиков. Особое внимание уделяется немеркнущим подвигам в борьбе с самым страшным врагом, которого знала история, освещено участие в ней воинов Северного Кавказа в первых сражениях, в битвах под Москвой, в обороне городов-героев, в сражениях за Сталинград, в битве за Кавказ и др. Разгром фашистов под Москвой и Сталинградом служили вдохновляющим примером для защитников Кавказа.

Важной задачей обобщающего труда является раскрытие процесса становления советского народа как новой исторической общности на материале истории народов Северного Кавказа, роли рабочего класса как ведущей социальной силы советского народа, удельного веса рабочего класса, формирования социальной однородности наций и народностей, общесоветских черт в духовном облике, психологии и поведении советских людей на Северном Кавказе.

Расцвет народов Северного Кавказа в составе Советского Союза показывает, что советский народ «выступает как качественно новая социальная и интернациональная общность, спаянная единством экономических интересов, идеологии и политических целей»7. Ставится задача показать развитие экономического и культурного сотрудничества народов Северного Кавказа с другими народами Советской страны на современном этапе. опыт экономической специализации и кооперирования республик и областей, городского и сельского населения, показать выравнивание удельного веса квалифицированных работников, уровня образования населения, развития и закрепления интернациональных черт советского народа, которые складываются в ходе интенсивного взаимообмена между советскими социалистическими нациями в различных сферах экономической, политической и культурной жизни. При этом имеется в виду раскрыть помощь РСФСР и других союзных республик Северному Кавказу в развитии его по социалистическому пути, вклад народов Северного Кавказа в создание и совершенствование социалистического общества в СССР

На местном материале представлены последовательность и важные последствия экономической политики КПСС, успехи подъема материального и культурного уровня жизни народа, комплексного совершенствования социалистического образа жизни, воспитания советского патриотизма п социалистического интернационализма

Большое внимание уделяется освещению межреспубликанских и межобластных связей северокавказскпх народов между собой и связей их со всем советским народом, межнациональных миграций как прогрессивного процесса, обусловленного закономерностями развития социалистической экономики, способствующих дальнейшему сближению народов страны. обмену материальными и духовными ценностями, взаимообогащению национальных культур, этнических процессов. Необходим анализ сближения наций в различных сферах их жизни — экономике, культуре, языке и т. д.

Освещаются процессы преодоления религиозно-бытовых пережитков прошлого, сказывающихся еще на отиошении к женщине, проявлений местничества, родовых и земляческих связей, когда отношение к человеку определяется не деловыми и политическими качествами, а принадлежностью к той или иной этнической, родовой или тейповой общности.

В обобщающем труде находят освещение проблемы межнациональных отношений, влияния экономики на языковые процессы, выдающейся роли русского языка как средства межнационального общения в интернациональном сплочении советских трудящихся, влияния двуязычия и многоязычия на социальную мобильность населения и др.

К важнейшим задачам труда относится анализ совершенствования социалистической демократии, деятельности Советов, выявления возможностей, заложенных в национальной государственности народов Северного Кавказа и связи ее с общим развитием политической системы СССР,, определенной в новой Советской Конституции.

Подробно освещается созидательная деятельность народов Северного Кавказа и их борьба за успешное претворение в жизнь социальной и экономической программы, выдвинутой XXVII съездом КПСС, вклад их в борьбу всего советского народа за мир, за разоружение, против угрозы ядерной войны.

Большое внимание уделено роли советской науки, высшей и средней школы в развитии экономики и культуры Северного Кавказа.

Труд «История народов Северного Кавказа с древнейших времен до наших дней» представляет собой результат творческого научного сотрудничества историков всех краев, областей и автономных республик Северного Кавказа и ученых Академии наук СССР. В его написании участвовали научно-исследовательские институты истории, языка и литературы автономных республик Северного Кавказа, северокавказских университетов и педагогических институтов. Руководство трудом осуществлялось Институтом истории СССР АН СССР п Северо-Кавказским научным центром высшей школы. В работе участвуют институты археологии и этнографии АН СССР.

В 1974—1975 гг. был разработан подробный проспект этого труда в четырех книгах, а затем развернулась авторская и редакционная работа, продолжавшаяся почти 10 лет. Основные положения труда не раз обсуждались и были предметом дискуссий на совещаниях историков Северного Кавказа с участием ученых из академических институтов Москвы и Ленинграда. Таким образом, предлагаемый труд является результатом длительной подготовки и как бы итогом коллективной мысли большинства советских историков, занимающихся проблемами Северного Кавказа.

Имеется в виду выпустить в свет следующие кнпги серии:

«История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в.» (книга I);

«История народов Северного Кавказа (Конец XVIII в.- 1917 г.)»

(книга II);

«История народов Северного Кавказа от Великой Октяорьскоп социалистической революции до 1945 г.» (книга III);

«История народов Северного Кавказа в 1945-1985 гг.» (книга IV)

***

Разумеется,
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   59

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ответственный редактор серии академик А. Л. Нарочницкий Академия наук iconКавказа
А. Л. Нарочницкий — ответственный редактор, Ю. А. Жданов — заместитель ответственного редактора

Ответственный редактор серии академик А. Л. Нарочницкий Академия наук iconСерия аналитических изданий «Саммит» Ответственный редактор серии
З. В. Ивановский (руководитель проекта, конституционное право, внутренняя политика, культура)

Ответственный редактор серии академик А. Л. Нарочницкий Академия наук iconНаучная конференция
Ответственный редактор доктор психологических наук, проректор по научной работе Н. И. Леонов

Ответственный редактор серии академик А. Л. Нарочницкий Академия наук iconИзвестия высших учебных заведений
Ответственный редактор Л. Н. Морокова Редактор, оператор электронной верстки Н. В. Шуваева Адрес редакции: 625000, Россия, г. Тюмень,...

Ответственный редактор серии академик А. Л. Нарочницкий Академия наук iconРоссийской Федерации Дальневосточный государственный университет...
Л. П. Бондаренко, канд филол наук, профессор; Л. Е. Корнилова, старший преподаватель; Н. С. Морева, канд филол наук, профессор, М....

Ответственный редактор серии академик А. Л. Нарочницкий Академия наук iconПрограмма и методические указания по комплексному государственному...
Ответственный редактор – кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления А. М. Акчурина (Стерлитамакский филиал...

Ответственный редактор серии академик А. Л. Нарочницкий Академия наук iconГринберг руслан семенович
Ран, академик Международной академии менеджмента, директор Института экономики ран, главный редактор журнала «Мир перемен». Лауреат...

Ответственный редактор серии академик А. Л. Нарочницкий Академия наук iconОбеспечение продовольственной безопасности страны на основе повышения...
Национальной академии наук Республики Казахстан, академик Российской академии сельскохозяйственных наук, академик Украинской академии...

Ответственный редактор серии академик А. Л. Нарочницкий Академия наук iconМеждународная академия наук экологии, безопасности человека и природы
Главный редактор Горшков Лев Капитонович, доктор технических наук, профессор, Заслуженный деятель науки рф, главный научный сотрудник...

Ответственный редактор серии академик А. Л. Нарочницкий Академия наук iconПрограмма Санкт-Петербург
Максимцев И. А., д э н., проф., ректор спбгэу, Академик Российской Академии Естественных наук, Академик Международной Академии наук...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную