Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования






НазваниеФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
страница1/13
Дата публикации12.02.2015
Размер2.13 Mb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
“САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ”
(СПбГУ)


Институт истории

Руководитель магистерской программы

(«История Нового и новейшего времени»)

______________________Ф.И.О.

Председатель ГАК,

профессор
____________/____________/


«ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ ТУРЦИИ В ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ: ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ»


  Д и с с е р т а ц и я

на соискание степени Магистра по направлению 030600 – История (Всеобщая история)        магистерская программа – История Нового и новейшего времени


1-ый рецензент:

Член-корреспондент РАН, главный научный сотрудник Санкт-Петербургского Института истории РАН Ганелин Р. Ш.

_____________ (подпись)

Исполнитель:

студент Бекмурзина Ж.Т.

___________________ (подпись)



2-ой рецензент:

д. и. н., профессор Смолин А. В.

_____________ (подпись)


Научный руководитель:

д.и.н., профессор Возгрин В.Е.

___________________ (подпись)




Работа представлена в комиссию

«____» ___________ 2014 г.

Секретарь комиссии:

                                                       Санкт-Петербург

                                                                 2014

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Европейский Союз как форма наивысшей региональной экономической, политической интеграции………………………………………………………………………………………..8

    1. История создания Европейского Союза: этапы, причины и предпосылки. Идея паневропеизма……………………………………………………………………………………8

1.2 Расширение границ Европейского союза: предпосылки, проблемы и перспективы.....23


II. Характеристика начальных этапов европеизации Турции как фактор потенциального членства в ЕС......................................................................................................................42

2.1 События в Османской империи в начале XVI – конца XIX вв. как причины и предпосылки модернизации……………………………………………………………………...

2. 2 Создание Турецкой Республики и трансформации курса на европеизацию: идеологические особенности и исторические условия............................................................63

III. Продвижение ЕС на восток и турецкая проблема: препятствия осложняющие сближение Турции с Европейским Союзом ........................................................................82

3.1 Проблема соответствия Турции Копенгагенским критериям. .........................................82

3.2 Турция и проблема неразделенного Кипра.......................................................................105

3.4 Курдский вопрос. …………………………………………………………………………122

Список использованной литературы………………………………………………………131

Заключение...............................................................................................................................135

Введение

Проблема отношений Турции с Европейским Союзом – одна из наиболее актуальных и острых для современного турецкого и европейского общества. Это объяснимо, поскольку попытки Турции добиться статуса полноправного члена Евросоюза отражают стратегический выбор в пользу европеизации как магистрального пути развития страны.

Вступление Турции в ЕС является ключевым моментом для Турецкой республики и определяет ее будущее политическое и экономическое развитие.

Вопрос о полноправном членстве Турции в ЕС начал ставиться очень давно, но его решение передается от одного поколения политиков к другому. Сам выбор прозападного пути развития, отделение религии от государства является весомым аргументом в пользу решения вопроса об интеграции Турции в Европу.

Турция впервые постучалась в двери объединенной Европы еще в 1959 году. Спустя полвека она все еще стоит на пороге европейского дома. Движение этой страны к членству в ЕС оказалось мало похожим путь, пройденный другими кандидатами. Помимо стандартных требований Евросоюза, здесь поднимаются цивилизационные вопросы, связанные с принадлежностью Турции к миру ислама, звучат сомнения в правомерности её отнесения к «европейской семье» народов.

Вопрос о вступлении в ЕС является важнейшей социально-политической, экономической и даже мировоззренческой проблемой для Турции. Принять решение по данному вопросу - значит определить дальнейшее направление развития Турецкой Республики. Антизападные и прозападные силы ориентируют Турцию в противоположные стороны. Для Турции наиважнейшей задачей является проблема выбора, проблема самоопределения. Если этого не произойдет, то оппозиционно настроенные друг к другу силы прозападной и антизападной ориентации в состоянии идеологически расчленить страну.

Основой для определения актуальности темы явилось теоретическое решение актуального вопроса современности - возможности интеграции Турции в ЕС и изучение вопросов противодействия данному процессу. Турция - страна с особым цивилизационным путем развития, которая даже географически находится на перекрестке Европы и Азии. Борьба «за» или «против» Европы это лишь отражение глубокого процесса самоидентификации турецкого общества.

Объектом исследования работы являются ретроспектива и актуальные вопросы отношений ЕС и Турции. Поскольку взаимоотношения сторон непосредственно замыкаются на характер и динамику политико-экономической трансформации Турции, в работе последовательно рассматривается эволюция внутриполитической и социально-экономической ситуации в стране в связи с проблемой ее вступления в ЕС.

Предметом исследования является анализ проблем взаимовлияния Евросоюза и Турции как в общеполитическом аспекте, так и по отдельным направлениям с учетом того, что каждая из сторон преследует собственные выгоды и цели.

Целью исследования является анализ взаимодействия Турции как наследницы Османской империи и Европы, исторически оформившейся в Европейский Союз. На этой основе исследуются современные процессы региональной интеграции. Понимание международных тенденций глобального уровня, в свою очередь, дает возможность выйти на четкое представление о политике расширения ЕС как системообразующего фактора в стратегическом контексте регионального развития. Для достижения этой цели в работе были поставлены следующие задачи:

1). Рассмотреть процесс генезиса европейских государств в политическое и экономическое объединение Европейский Союз;

2). Показать тесное взаимодействие Турции (до начала ХХ века) и Европы как во внутри – так и внешнеполитическом векторе развития. В этой многогранной проблеме вычленяются ряд аспектов. Имеет смысл проследить историю зарождения западнического, вестернизационного вектора в истории Турции нового времени.

3). Рассмотреть наиболее сложные причины отказа Турции в членстве ЕС. Показать явное и скрытое в данных аспектах.

Диссертация написана по проблемно-хронологическому принципу и охватывает период с начала ХVI века до сегодняшних дней. Отправным событием исследования является период начала активных контактов Османской империи и европейских государств – XVI веку.

В числе общих работ по европейской интеграции автор опирался на фундаментальные исследования проблем ЕС, которым посвящены труды ведущих российских, зарубежных ученых, как политологов и международников, так и социологов, правоведов и экономистов. Среди российской научной литературы по проблемам европейской интеграции следует отметить работы таких авторов как Ю. Борко, О. Ю. Потемкина, А. Г. Браницкий, Н. Ю. Кавешников, С. А. Трыканова и т.д. В их исследованиях представлен глубокий анализ предыстории и современной деятельности ЕС в различных областях, включая ее международные аспекты, приведены полезные справочно-статистические данные, а также проанализирована история европейской интеграции. Сформировать концепцию диссертации помогли общие работы по европейской интеграции таких зарубежных авторов как Д.Сиджански, М.Фуше, Т.К.Хартли, К.Хиллион, Э.Штадтмюллер, Р.Шуман и другие.

В отечественной исторической науке данная проблема в комплексной постановке не разрабатывалась. Имеется ряд статей по проблеме интеграции Турции в Европейский Союз, но все они в основном касаются желания официальной Анкары быть полноправным членом Европейского сообщества, и преодоления проблем, препятствующих данному процессу. На тему отношений Турции и Евросоюза имеется множество статей, несколько монографий: В.В.Кунакова «Турция и ЕС: проблемы экономической интеграции». Но данная работа рассматривает лишь экономический аспект взаимоотношений формата «Турция-ЕС», тогда как политическая составляющая взаимоотношений была рассмотрена в работе Ю. С. Кудряшовой «Турция и Европейский союз: история, проблемы и перспективы взаимодействия». В данной работе сделан акцент на новые явления и тенденции в сфере внутриполитических и экономических преобразований в Турции с целью вступить в ЕС.

Труды отечественных ученых по вестернизации Османского периода представлены гораздо шире, чем по интеграции современной Турции в ЕС.

В решении многих вопросов касающихся развития политической системы Турецкой республики в XX в. важную роль сыграли работы Б.М. Поцхверии - члена-корреспондента Турецкого исторического общества, сотрудника Института востоковедения РАН. Работа «Эволюция исламизма в республиканской Турции» Б.М. Поцхверии дает обстоятельный анализ причин трансформации взглядов исламистов. Крайне полезной в нашей работе была монография Б.М. Поцхверии «Внешняя политика Турции в 60-х-начале 80-х годов XX в.»,9в которой имеется параграф посвященный углублению экономических связей Турции с Западом и отношениям формата Турция-«Общий рынок».

В нашей работе были проанализированы материалы монографии «Турция между Европой и Азией. Итоги европеизации на исходе XX века». Данная работа написана коллективом авторов под редакцией доктора экономических наук Н.Г.Киреева. Работа освещает важнейшие, фундаментальные изменения в экономике, политике, идеологии турецкого государства на исходе XX века, как итоги европеизации, провозглашенной кемалистской властью после победы в национально-освободительной борьбе. Особое внимание уделено идеологическим, политическим и экономическим аспектам отношений Турции с Россией и другими странами СНГ.

Кроме того, Киреев Н. Г. является также автором монографии «История Турции ХХ век», данная работа также была использована при написании магистерской диссертации. В ней описаны главные исторические события эпохи.

Французский исследователь Ментер Шахинлер в своей работе «Кемализм: зарождение, влияние, актуальность» сделал попытка показать зарождение, эволюцию и принципы кемалистского движения, отразить его значение и действенность его принципов в современной Турции.

Говоря о турецких авторах, нужно отметить, что основным источником мнений турецких ученых-историков для данной диссертации является фундаментальный труд «История османского государства, общества и цивилизации» в 2 томах. Данный двухтомник отражает шестивековой период истории Османской империи, начиная от образования Османского бейлика в 1299 г. и кончая провозглашением Турецкой Республики в 1923 г. этот проект является результатом сотрудничества турецких ученых, специализирующихся в различных областях османской истории.

Ведущий турецкий историк-османист крымско-татарского происхождения Халил Иналджик в своей работе «Turkey and Europe in history» описывает взаимоотношения Османской империи и Европы начиная с XVI века.

Для исследования темы диссертации и сбора необходимого фактологического материала автором были привлечены статьи как российских, так и зарубежных специалистов из периодических изданий. Из российских журналов были, в основном, использованы такие научные издания, как Азия и Африка сегодня, Дипломат, Европейский Союз: факты и комментарии, Журнал Европейского Союза, Компас, Международная жизнь, Мировые дискуссии, Национальные интересы, Новая Политика, Обозреватель, Полярная Звезда, Россия в глобальной политике, Свободная мысль. Отдельные материалы были найдены в газетах Вестник Кипра, Версия, Время новостей, Завтра, Известия, Коммерсантъ, Красная звезда, Московские новости, Независимая газета, Новые известия, Российская газета. Из зарубежных: Today Zaman, The International Journal of Kurdish Studies и другие.

Научная значимость исследования состоит в том, что в диссертации впервые предпринята попытка проследить взаимосвязь событий Османского периода истории Турции в области вестернизации с вопросами вступления страны в ЕС.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что ее основные положения могут быть использованы при создании научных работ по истории Турции и Европейского Союза, также при написании учебников, учебных пособий, сводных трудов. Результаты исследования могут найти практическое применение при совершенствовании учебных программ по истории Турции и Европейского Союза, подготовке к чтению специальных курсов в вузах.

Структура диссертации: Диссертация состоит из введения, 3 глав, объединяющих семь параграфов, заключения, списка источников и литературы.

Глава 1. Европейский Союз как форма наивысшей региональной экономической, политической интеграции.

    1. История создания Европейского Союза: этапы, причины и предпосылки.

Идея паневропеизма.

На территории Европы едиными государственными образованиями, сравнимыми по размерам с Евросоюзом, были Западная Римская империя, Франкское государство, Священная Римская империя германской нации. В течение последнего тысячелетия Европа была разобщена. Европейские политики старались найти способ объединить Европу.1
У истоков учреждения Европейского Союза, который формирует европейские сообщества, находятся европеистские общественные движения. Именно это отличает это объединение от межгосударственных образований в других частях мира, которые своим появлением обязаны инициативе правительств и других официальных организаций. Конечно, все это частично имеет место и в Западной Европе, но путь к открытому союзу через создание сначала Совета Европы, а затем Европейского сообщества был начат данными движениями.

Истоки проектов и великих европейских чаяний об объединении европейских народов восходят к средневековью, к «Монархии» Данте, в которой он призывал наднациональную власть уважать разнообразие народов и обычаев, или к Христианской республике Пьера Дюбуа. С того времени, проекты сменяли друг друга, а их авторы предлагали создать конфедерации с общими учреждениями, парламентами, а то и армиями. Но эти призывы не нашли понимания у первых лиц государства, к которым они были обращены, и соответственно, не были реализованы. Однако их значение неоспоримо: они способствовали внедрению в сознание людей мысли о единой Европе.

Как политическая концепция, отражающая одновременно проблемы своего времени, природу политической власти и тягу к гармонии и миру, мысль о единении европейских народов продолжала развиваться, совершенствуясь в борьбе за права человека и демократизацию общества. Она обогатилась «Вечным миром» Эммануила Канта, утверждавшего необходимость республиканских режимов стран-участниц будущей конфедерации, а затем воплотилась в идею европейской федерации или Соединенных Штатов Европы у мыслителей, поэтов и некоторых деятелей: Гюго, Прудона, Ламартина, Мадзини. В основе этих проектов – права человека и всех участников, объединившихся добровольно. С тех пор авторы данных концепций противостоят объединению Европы силой, как это пытались сделать Наполеон и Гитлер, и признают добровольный союз1.

К федералистскому и политическому измерению французский философ Анри Сен-Симон добавил экономические и технические аспекты, которые отражали индустриализацию XIX в. Его план имел экономическую основу, в нем предусматривалась и организация европейского сообщества в целом. Сен-Симон перенес европейскую идею в сферу универсальных интересов и твердых обязательств будущих стран-участниц Европейского Союза. Так, он констатировал, что к общим для европейского общества интересам может быть отнесено все, что связано с науками, искусством, законодательством, торговлей, административным аппаратом и промышленностью. В центр своей эвентуальной организации он поставил европейский парламент, полагая, что все нации, управляемые каждая своим законодательным институтом, должны будут признавать главенство общего органа власти, возвышающегося над всеми национальными правительствами и обладающего соответствующими полномочиями. От каждого миллиона человек, умеющих писать и читать, делегируется в палату общин главного парламента негоциант, ученый, администратор и судья. Выборы каждого депутата должны проводиться той корпорацией, которую он представляет. Даже если данная процедура внесет путаницу в процедуру проведения мероприятий такого рода из-за того, что предусматривает выборы европейских депутатов одновременно избирательным участком в миллион человек и профессиональными корпорациями, тем не менее, ясно, что двойная цель – учет как народных, так и профессиональных интересов – достигается именно в европейском парламенте, находящемся над национальными правительствами.

Переход от идеи к её воплощению отмечен публикацией книги «Pan-Europe», автор которой граф Рихард Куденхове-Калерги. опубликовав в Вене, и обратился с призывом создать паневропейское движение. Годом позже был опубликован «Паневропейский манифест», который призывал все «демократические государства» Европы объединиться, создать механизм обязательного арбитража для предотвращения угрозы войн, устранить таможенные границы и ввести свободное движение товаров. Куденхове-Калерги подразумевал под пан-Европой континентальную Европу, которой угрожают три могущественных соперника – США, Британская империя и Россия. Мирные соглашения с ними, а также с Дальним Востоком, удовлетворяющие интересы Европы, по его мнению, стали бы возможными лишь при условии ее объединения1.

В течение ряда лет это паневропейское движение набрало силу. В 1927 г. в Вене состоялся впервые Паневропейский конгресс, вызвавший заметный международный резонанс. Его почетным председателем был избран известный политический деятель, в ту пору министр иностранных дел Франции, Аристид Бриан, ставший горячим сторонником паневропеизма. В сентябре 1930 г. он представил Лиге Наций «Меморандум об организации европейского федерального союза». Таким образом, в многовековой истории «европейской идеи» произошло знаменательное событие: впервые она воплотилась в официальный документ, принятый на правительственном уровне. Однако это не сделало его судьбу более удачной, чем участь всех предшествующих проектов. В Лиге Наций он был принят равнодушно. Ни одно из европейских государств, входивших в эту организацию, не было готово отказаться от концепции «абсолютного суверенитета». В это же время появились некоторые идеи, получившие распространение в европейских кругах: «федеративный наднациональный орган» (впервые выражение было использовано в предисловии к официальному документу); «общий рынок», «таможенный союз», «перемещение товаров, капиталов и граждан», «забота об экономически менее развитых регионах», «фактическая солидарность», «сообщество европейских народов», «непрерывный процесс созидания» и другие понятия2.

Обреченность проекта была предопределена ситуацией, сложившейся в Европе и во всем мире к началу 1930-х гг. Разразившийся экономический кризис потряс в большинстве европейских стран общественные структуры, еще не совсем оправившиеся после событий 1917-1923 гг. Стремительно набирал силу идейный и политический экстремизм. В том же сентябре 1930 г., когда А. Бриан представил свой меморандум, национал-социалисты добились первого крупного успеха на выборах в парламент, чему в немалой степени способствовало отсутствие единства между немецкими коммунистами и социал-демократами. В январе 1933 г. Гитлер пришел к власти, а вскоре пламя над рейхстагом возвестило миру об установлении нацистского тоталитарного режима. Образно говоря, в этом пламени сгорел французский проект пан-Европы3.

Национал-социализм имел свои представления о «единой Европе», идейной основой которых стал фашизм. Согласно «Майн кампф» Адольфа Гитлера, арийская раса, проявившаяся в немецкой нации, была призвана господствовать в Европе. После того, как нацистская Германия оккупировала или подчинила себе большинство европейских стран, эта идея воплотилась в политику установления «нового порядка» в Европе: гитлеровская программа предусматривала перекройку политической карты Европы, ликвидацию одних независимых государств, расчленение других, частичное физическое уничтожение или переселение ряда народов. Остальным государствам надлежало послушно быть в фарватере «Третьего рейха». В экономическом плане предусматривалось «разумное» разделение труда: таможенный и валютный союз наиболее развитых европейских стран при безусловном доминировании германского капитала; превращение остальных стран (Восточной, Юго-Восточной и Южной Европы) в аграрный придаток Германии, частично колонизируемый арийцами1.

В годы Второй мировой войны стало окончательно ясно, что Европе необходимо свободное объединение демократических народов, а Соединенные Штаты Гитлера или Римская империя Муссолини. Французский социалист Леон Блюм заявил в 1939 г., в самом начале войны: «Наши решения предусматривают переход от интеграции Германии к такой организации Европы, которая сама служила бы надежной гарантией против агрессий. Мы возвращаемся снова к тем же формулам, к одному и тому же заключению: независимость наций в рамках федеральной и разоруженной Европы»2. Движение Сопротивления нарастало, причем одновременно выдвигались все новые проекты федеральной Европы, освобожденной от национал-социализма и фашизма. В странах «оси» множились свои диссиденты. Альтьеро Спинелли и Эрнесто Росси, депортированные итальянским фашистским режимом на остров Вентотен в июне 1941 г., сочинили знаменитый «Вентотенский манифест» и основали Европейское федералистское движение. На заседании ЕФД в Милане в августе 1943 г. была выработана четкая программа действий организации. Целью было объявлено создание «европейской федерации, которая взяла бы на себя суверенные полномочия, касающиеся общих интересов всех европейцев». Далее говорилось, что «жители различных государств должны иметь европейское гражданство, то есть обладать правом избирать и контролировать федеральные власти и непосредственно подчиняться федеральным законам»3.

Первый номер журнала «Политические тетради», вышедший в апреле 1943 г. в оккупированной Франции, был посвящен не только положению в стране, но и европейской идее. А в январском номере 1944 г. было заявлено следующее: « … политика не должна ограничиваться узкими рамками отдельных государств… Одним из первых действий должно стать создание Соединенных Штатов Европы. Речь идет не об утопии: Соединенные Штаты Европы уже в пути»1. Эти призывы нашли отклики в различных статьях и выступлениях в Бельгии, Голландии, Польше и даже в Германии. Европейское сопротивление, действительно, становилось надеждой Европы и «цементом завтрашнего объединения» (по меткому выражению сотрудника газеты «Комба» и члена Общего комитета исследований Анри Френэ). 31 марта 1944 г. в Женеве состоялось первое заседание участников Движения Сопротивления девяти государств с участием группы антинацистских немецких активистов. Затем прошли еще четыре подобные встречи, результатом которых стало принятие проекта декларации европейских движений Сопротивления и создание постоянного бюро для координации действий по освобождению стран-участниц (а также, в перспективе, для организации Федерального союза европейских народов)2.

Европейское федералистское движение – не единственное течение в Сопротивлении, но в отличие от коммунистического и националист кого направлений оно оказало решающее влияние на новую ориентацию европейской политики. Действительно, многие руководители и участники Сопротивления, занимавшие правительственные посты, смогли использовать систему контактов и взаимосвязей на европейском уровне. Выйдя из подполья, участники европейских движений сыграли главную роль в инициировании процесса объединения3. События и процессы, развернувшиеся после 9 мая 1945 г., очень быстро доказали то, что можно было предположить заранее: мирное устройство Европы как единого целого невозможно из-за несовместимости двух общественных систем. Собственно говоря, это подразумевалось уже в Ялтинских соглашениях трех держав, лидеры которых – Иосиф Сталин, Франклин Рузвельт и Уинстон Черчилль – фактически санкционировали раздел Европы, оставивший в зоне интересов и господства СССР почти все страны и территории, освобожденные от гитлеровской оккупации советскими войсками. В советской историографии начало «холодной войны» обычно ассоциируется с речью У. Черчилля, произнесенной им в марте 1946 г. в Фултоне (США). В сущности, эта речь, как и выступление министра иностранных дел СССР Вячеслава Михайловича Молотова, месяцем раньше заклеймившего «подстрекателей войны», лишь удостоверили факт «холодной войны», начавшейся сразу после капитуляции нацистской Германии1.

В этих условиях идея «единой Европы» трансформировалась в проекты объединения западноевропейских государств, приверженных ценностям западного общества, рыночной экономике и политической демократии. Из ведущих государственных деятелей в Западной Европе первым призвал к такому объединению У. Черчилль. В короткой речи, произнесенной в сентябре 1946 г. в Цюрихе по случаю присвоения ему степени доктора наук, он напомнил о «серии страшных националистических ссор», которые привели Европу к трагедии, и призвал «воссоздать европейскую семью». По словам Черчилля, следовало создать «федеральную систему» в духе давней идеи Соединенных Штатов Европы, и первым шагом в этом направлении должно было стать франко-германское партнерство2.

Цюрихское выступление Черчилля вызвало широкий международный резонанс и стимулировало развитие федералистского движения в Западной Европе. Свидетельством высокой оценки этой речи служит, в частности, тот факт, что в официальных изданиях Европейского сообщества, опубликованных уже в 1980-е гг., летопись истории европейской интеграции начинается именно с этого события3.

Подготовительный период интеграции занял пять лет - 1945-1950 гг. Это было время мобилизации общественного мнения, создания и консолидации множества организаций в поддержку объединения Западной Европы, разработки конкретных идей на общественном и государственном уровнях, уточнения позиций заинтересованных стран и поисков взаимоприемлемых вариантов. Центральным событием этого периода стал конгресс сторонников объединения Западной Европы, состоявшийся в Гааге в 1948 г. Он собрал более 700 делегатов из 16 стран, в том числе государственных деятелей, политических лидеров, ученых, деятелей культуры и т. д., а также сотни наблюдателей, журналистов и гостей. После Гаагского форума подготовка к объединению вступила в практическую фазу4.

В ходе дискуссий выяснилось, что между двумя ведущими западноевропейскими государствами того времени – Францией и Великобританией существуют непреодолимые разногласия относительно целей и формы будущего союза, объема его компетенций и их соотношения с принципом национально-государственного суверенитета. Великобритания и ряд других государств не соглашались идти так далеко, как предлагала Франция, которую поддержали ФРГ, Италия, а также Нидерланды, Бельгия и Люксембург, уже создавшие свой тройственный союз – Бенилюкс.

Решающий шаг был сделан Францией. 9 мая 1950 г., ровно через пять лет после окончания войны в Европе, французский министр иностранных дел Роберт Шуман выступил с официальной Декларацией, обращенной в первую очередь к правительству ФРГ. В ней предлагалось положить конец длительному франко-германскому антагонизму и начать с чистого листа новую главу в отношениях между двумя государствами на принципах мира, дружбы и сотрудничества. В качестве первого шага предусматривалось создание франко-германского объединения угля и стали. 1

Однако значение Декларации Шумана выходило далеко за рамки двухсторонних отношений между государствами. Франция обратилась ко всем западноевропейским странам с призывом принять участие в предполагаемом сообществе, чтобы вместе начать осуществление давней идеи – строительства единой Европы мира, демократии, экономического и социального прогресса. Сам по себе этот призыв не был чем-то новым и оригинальным, но, в отличие от множества других предложений и проектов, Декларация Шумана предлагала цельную концепцию европейского строительства, разработанную при самом активном участии другого французского политического деятеля – Жана Моне.2

Именно эта концепция (разумеется, со всеми более поздними уточнениями и дополнениями) легла в основу всего последующего развития европейской интеграции. Ее основные положения могут быть сформулированы следующим образом.

  1. Вместо Европы, раздираемой националистическими распрями, социальными конфликтами и тоталитарными идеологиями, должна быть создана единая демократическая и миролюбивая Европа. Иной альтернативы у европейских народов нет.

  2. Европа не будет создана сразу или по единому плану. Она будет строиться на основе конкретных достижений, благодаря которым возникает сначала фактическая солидарность.

  3. Строительство единой Европы должно быть начато в сфере экономики. Не будучи самоцелью, экономическое сотрудничество в наибольшей степени отвечает повседневным практическим потребностям участников, способствует росту благосостояния народов, меньше затрагивает такие чувствительные – особенно на первых порах – сферы государственного суверенитета, как национальная безопасность, оборона, внешняя политика и т.п.

  4. Движение к единой Европе не может не быть поэтапным – от первоначальных и ограниченных форм региональной интеграции к более сложным и широкомасштабным. Объединение угля и стали – это начало продвижения к «экономическому сообществу», «первый этап европейской федерации». Позже этот общий принцип был конкретизирован в виде следующей схемы: от таможенного союза и общего рынка товаров – к единому внутреннему рынку со свободным движением товаров, услуг, капиталов и лиц – затем к экономическому и валютному союзу – и наконец, к политическому союзу.

  5. Важнейшим условием успешного продвижения к единой Европе является формирование правовой базы интеграции и системы общих институтов, имеющих отчасти межгосударственный, отчасти наднациональный характер, т. е. наделенных правом принятия обязательных решений и правом контроля за их исполнением государствами и всеми другими участниками интеграционного процесса. Иными словами, этим институтам делегируются некоторые полномочия, составляющие часть суверенных прав государств – членов объединения. Именно эта уникальная особенность в наибольшей мере отличает Европейское сообщество от всех других объединений интеграционного типа, созданных в различных регионах современного мира1.

Поддержанная Западной Германией, странами Бенилюкса и Италией, Декларация Шумана положила начало практической подготовке объединения, завершившейся подписанием в Париже Договора об учреждении Европейского объединения угля и стали - ЕОУС(официально он именуется Европейским сообществом угля и стали). Дата подписания – 18 апреля 1951 г. – стала официальным днем рождения европейской интеграции. Многовековая идея «единой Европы» наконец, из области утопий перешла в реальную жизнь.

В марте 1957 г. создавшая ЕОУС «шестерка» закрепила первый успех подписанием в Риме еще двух основополагающих договоров, учредивших Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом).

Далеко не все страны Западной Европы приняли стратегию, предложенную Шуманом. Разделяя ее основополагающие цели и принципы, они придерживались иных взглядов на конкретные формы и методы «европейского строительства». Спустя десять лет, в 1960 г., Великобритания вместе с шестью другими государствами – Австрией, Данией, Норвегией, Португалией, Швейцарией и Швецией – создали Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ), поставившую перед собой гораздо более скромную задачу, обозначенную в самом названии этого объединения (позже к нему присоединилась Исландия и Финляндия). Понадобилось более 40 лет, чтобы два направления западноевропейской интеграции окончательно слились в рамках Европейского Союза, возникшего на базе трех Европейских сообществ, начало которым было положено в 1951 г. 1

Российский ученый Андрей Геннадьевич Браницкий, давая суммарную характеристику истории развития паневропеизма, претерпевшего за семь столетий множество метаморфоз, выделяет пять основных тенденций2.

Во-первых, от века к веку «европейская идея» становилась все более содержательной. Весьма простая мысль, что христианская Европа должна объединиться, чтобы противостоять «иноверцам», превратилась в развернутое идеологическое обоснование уникальности и целостности европейской цивилизации, сохранение и развитие которой требует единства народов, разделяющих ее ценности. «Европейская идея» впитала в себя многовековой исторический опыт Европы, духовное наследие эпох Возрождения, Реформации, Просвещения, достижения общественной мысли XIX и XX столетий. В итоге она обрела силу духовной традиции, что и сказалось после Второй мировой войны.

Во-вторых, при наличии отмеченной выше общей основы «Европейская идея» принимала различные формы и толкования – клерикальное, гуманистическое, пацифистское, реакционно-реставраторское, консервативное, либеральное, утопическое, социал-демократическое, европоцентристское, националистическое. И все же к середине ХХ века возобладала либерально-демократическая и интеграционистская интерпретация «европейской идеи», учитывавшая трагический опыт, предшествующий истории Европы.

В-третьих, в «европейской идее» почти всегда присутствовало два начала – оборонительное и наступательное. Соотношение между ними многократно изменялось, но в общем можно выделить три больших исторических периода, для каждого из которых было характерно преобладание одного из этих начал. В течение в XIV-XVI вв. ведущей была защитная функция европеизма, причем в качестве противников, угрожающих европейской цивилизации, воспринимались арабы, турки-османы, а иногда «московиты». В XVII в. оба начала более или менее уравновешивали друг друга.

Второй период охватывал XVIII, XIX и начало XX столетий. Именно в этот период сложилась европоцентристская концепция, связанная с развитием промышленного капитализма, растущей мощью сложившихся в Европе национальных государств и их колониальной экспансией. Ключевой пункт этой концепции – представление об изначальном и неодолимом превосходстве европейской цивилизации над другими цивилизациями и культурами.

После Первой мировой войны в «европейской идее» вновь на первый план вышла защитная функция, что, однако, было ответом не только на вызовы, исходившие из-за пределов Европы (соперничество с Соединенными Штатами и империалистической Японией), но и на ситуацию в самой Европе (установление коммунистической диктатуры в России, преобразованной в СССР; приход к власти фашизма в Италии и особенно нацизма в Германии). После Второй мировой войны защитный характер европеизма обусловлен опять-таки коммунистическим экспансионизмом СССР и соперничеством с Соединенными Штатами, а также новыми вызовами со стороны национально-освободительного движения в колониях и полуколониях, выросшей в экономического гиганта Японии и некоторых группировок развивающихся государств – арабских стран Ближнего Востока и новых индустриальных государств в Юго-Восточной Азии.

В-четвертых, вся история «европейской идеи» распадается на два резко различных по продолжительности периода – шесть с половиной столетий утопий и каких-то полвека после Второй мировой войны, когда утопия стала становится практикой. Суть дела не в утопизме самой идеи, а в огромном разрыве между всей совокупностью нравственных и социальных идеалов, которыми руководствовались выдающиеся деятели европейской культуры, и реальной жизнью. Понадобились столетия, чтобы европейская цивилизация достигла той ступени развития, когда стало возможным осуществление этих идеалов. Такова была одна предпосылка реализации «европейской идеи». Другой предпосылкой стало осознание западноевропейскими политиками неотвратимости выбора: либо единство и мир, либо полная утрата всех позиций в мире, превращение в придаток одной из двух «сверхдержав». Жесткая альтернатива заставила принять радикальное решение энергично действовать1.

В-пятых, возможно, и этого было бы недостаточно, если бы не проявилась с необычной силой еще одна тенденция, а именно: превращение «европейской идеи» из достояния одиночек-утопистов, пусть даже выдающихся, в лозунг широкого общественного движения. Эта эволюция началась сравнительно поздно. Ее первые признаки проявились в середине XVIII в. Но только после 1945 г. идея «единой Европы» стала одной из основных политических идей большинства наиболее влиятельных партий и массовых общественных организаций в целой группе западноевропейских государств. Это обеспечило ей успех. 1

Конечно, история Европейского союза на этом не заканчивается. И на сегодняшний день ученые-историки выделяют несколько этапов развития данной организации. После создания ЕОУС завершается первый этап строительства данной организации.

В следующем, то есть во втором, этапе происходило немало важных исторических событий. В январе 1960 года Великобритания и ряд других стран, не вошедших в ЕЭС, сформировали альтернативную организацию — Европейскую ассоциацию свободной торговли. Великобритания, однако, вскоре поняла, что ЕЭС — гораздо более эффективное объединение, и приняла решение о вступлении в ЕЭС. Её примеру последовали Ирландия и Дания, чья экономика существенно зависела от торговли с Великобританией. Аналогичное решение приняла и Норвегия.

Первая попытка в 1961196
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМетодические указания Новокузнецк 2012 Министерство образования и...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconШаблон программы производственной практики министерство образования...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную