Рабочая программа учебного предмета «История» 5 класс






Скачать 453.6 Kb.
НазваниеРабочая программа учебного предмета «История» 5 класс
страница1/3
Дата публикации08.02.2015
Размер453.6 Kb.
ТипРабочая программа
e.120-bal.ru > История > Рабочая программа
  1   2   3
Муниципальное автономное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 им.А.М.Денисова

р.п.Хвойная Новгородской области

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«История»

5 класс

на 2014/2015 учебный год

Составитель:

Рыженкова Е. В.
учитель истории

МАОУСОШ №1

им. А.М.Денисова

р.п.Хвойная

Новгородской области
2014 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе программ: Колпаков С.В., Селунская Н.А. Всеобщая история. История Древнего мира, к учебнику - Е.В.Саплина, Б.С.Ляпустин, А.И.Саплин История Древнего мира.

Для учащихся с УВЗ на уроках предусматривается: упрощение заданий, сокращение объема заданий, иная (чем у всего класса) форма заданий, индивидуальные домашние задания (сокращение объема задания, снижение нормы оценки).

Рабочая программа содержит пояснительную записку, общую характеристику учебного курса, описание места учебного курса в учебном плане, описание целей и задач курса, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса, основное содержание курса, тематическое планирование, материально-техническое оснащение.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.

В современной России историческое образование служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Динамизм социальных процессов в стране и мире в XXI в., широкие информационные контакты, глобализация в различных сферах жизни, взаимодействие представителей различных этнических и социальных групп и многое другое порождают новые требования к изучению истории.

Уровень подготовки учащихся 5—9 классов в значительной мере определяется тем, насколько изучение истории помогает им ответить на вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Учебный предмет «История» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов;

  • осмысление исторического опыта своей страны и человечества в целом;

  • активное и творческое применение исторических знаний в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

  • Формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

  • овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

-воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества; развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе.

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В основной школе история изучается в 5—9 классах в качестве обязательного предмета. Базисный учебный план в целом выделяет 196 часов на изучение всеобщей истории: в 5 классе — 68 часов, в 6 классе — 34 часа, в 7—9 классах — не менее 28 часов (1 ч в неделю). Курсы «История России» и «Всеобщая история», изложенные в программе раздельно, на практике изучаются синхронно-параллельно. Преподаватель при планировании учебного процесса может сам определять последовательность рассмотрения отдельных тем, привлечение регионального материала. В некоторых случаях целесообразно объединенное изучение сюжетов отечественной и всеобщей истории, например при рассмотрении истории международных отношений и внешней политики России.

В соответствии с учебным планом курсу истории предшествует курс «Окружающий мир», который включает некоторые знания по истории. В свою очередь, содержание курса истории основной школы, являясь базовым звеном в системе непрерывного естественно-научного образования, служит основой для последующих уровней и профильной дифференциации.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Предметные результаты обучения истории в основной школе:

  • воспитание патриотизма, гуманизма, уважения к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

  • ознакомление учащихся с важнейшими событиями всемирной истории, фактами, биографиями исторических деятелей прошлого и современности, основными процессами развития человеческого общества в их взаимосвязях и хронологической последовательности;

  • создание у учащихся представлений об исторических источниках, их особенностях, формирование основ их анализа;

  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

  • развитие способностей к самостоятельному анализу событий прошлого и настоящего, раскрытию причинно-следственных связей, обобщению фактов, использованию знаний, полученных в ходе изучения курса истории, при анализе и оценке современного состояния общества;

формирование системы ценностей и убеждений, основанной на нравственных и культурных достижениях человечества
Личностные результаты обучения истории в основной школе:

-осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

  • формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох; складывание представлении о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого, знания об историческом опыте человечества важны для понимания школьниками современных общественных процессов;

  • закрепление умения разделять процессы на этапы и звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять и классифицировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;

  • формирование умения находить адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов деятельности, комбинировать их в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

Метапредметные результаты обучения истории в основной школе:

интегративное взаимодействие курсов истории и обществознания позволит учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном сообществе;

  • использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширит знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепит умение оперировать статистическим и картографическим материалом;

  • формирование системы интегративных связей истории и предметов образовательной области «Филология» значительно повысит коммуникативный потенциал процесса обучения, позволит учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков;

  • знание учащимися исторических основ процесса духовного творчества расширит их возможности при изучении курсов литературы, музыки и мировой художественной культуры, а также духовно-нравственной культуры.




СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. КЛАСС. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА (68 ч)

Введение (1 ч)

Что такое история и предмет ее изучения. Всемирная

история. История Древнего мира как часть всемирной истории. Почему необходимо изучать прошлое человечества. Исторические источники. Археология. Вещественные исторические источники. Устные исторические источники. Письменные источники.

Как жили люди в древности (5 ч)

Счет лет в истории. Хронология. Современный отсчет времени. Различные точки отсчета времени в древности.

Рождество Христово — точка современного отсчета времени



мени. Календарь. Лента времени. Наша (новая) эра. Счет лет до новой эры.

Теории происхождения человека: божественная и эволюционная. Мнение ученых о месте и времени появления древних людей. Как выглядели древние люди. Биологическая эволюция человека (по останкам древних людей). Среда обитания древних людей. Первые орудия труда. Умение изготавливать орудия труда — главное отличие древних людей от животных. Изобретение новых орудий труда. Занятия и образ жизни древних людей. Человеческое стадо. Собирательство, охота и рыболовство. Овладение огнем. Овладение речью. Жилище первобытного человека. Изобретение одежды. Расселение древних людей. Появление человека разумного. Отличие человека разумного от его древнего предка. Совершенствование человеком разумным орудий труда. Переход от человеческого стада к родовой общине. Признаки родовой общины.

Зарождение искусства. Первобытная наскальная живопись и скульптура. Зарождение веры в сверхъестественные силы. Религиозные представления первобытных людей. Связь между занятиями древних людей и их верованиями. Боги и духи. Жертвоприношения. Обожествление природы. Появление веры в загробную жизнь. Погребальный обряд. Возникновение религии.

Переход от собирательства к земледелию. Мотыжное земледелие. Изобретение плуга. Передняя Азия — родина первых растений, которые люди научились выращивать. Переход от охоты к скотоводству. Первые одомашненные животные. Оседлый образ жизни. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Возникновение ремесла. Гончарное дело. Ткачество. Начало обработки металлов. Медные орудия труда. Зарождение первых цивилизаций.

Древний Египет (7 ч)

Географическое положение и природа Египта. Долина и дельта Нила. Египет — «дар Нила». Значение Нила для развития земледелия в Древнем Египте. Образование номов во главе с номархами. Нижний Египет и Верхний Египет. Подчинение Нижнего Египта царю Верхнего Египта. Причины образования государства. Складывание единого Древнеегипетского государства. Устройство Древнеегипетского государства: фараон, вельможи, чиновники-писцы, земледельцы, рабы.







Фараон — божество среди древних египтян. Причины обожествления египтянами правителя государства. Символы власти фараонов. Система управления Древнеегипетским государством. Египетские вельможи — помощники фараонов в управлении государством. Обязанности вельмож и их образ жизни. Земледелие в Древнем Египте. Труд земледельцев, их образ жизни. Дамба. Шадуф. Орудия труда египетских земледельцев. Ремесленники Древнего Египта. Ремесла египтян. Метеоритное железо. Торговый обмен в Древнем Египте. Налоги и повинности. Бесправное положение египетских рабов («живых убитых»). Работы, которые выполняли рабы в древнеегипетском обществе.

Расцвет Древнеегипетского государства. Получение египтянами бронзы. Бронзовые орудия труда. Подъем сельского хозяйства, ремесла и строительства. Структура и вооружение древнеегипетской армии. Праща и бумеранг. Боевые колесницы. Тактика ведения боя у древних египтян. Преимущества бронзового оружия. Военные походы фараона Тутмуса III и расцвет государства. Расширение границ Древнего Египта.

Религиозные представления древних египтян. Боги Древнего Египта. Жрецы — служители богов. Религиозные обряды. Храмы Древнего Египта. Рельеф. Подземное царство Осириса. Погребальные обряды древних египтян. Мумия. Саркофаг. Гробница. Пирамида. Пирамида фараона Хеопса — величайшее чудо света, сохранившееся до наших дней.

Письменность в Древнем Египте. Иероглифы. Папирус. Научные знания египтян. Храмы — центры науки и образования. Достижения египтян в астрономии, математике, географии, медицине. Обучение в египетских школах. Древнеегипетское искусство. Особенность живописи Древнего Египта. Изображения людей. Скульптура Древнего Египта. Большой сфинкс.

Древнейшие государства Передней Азии (5 ч)

Природа Междуречья. Реки Тигр и Евфрат. Освоение людьми долины Междуречья. Первые государства Междуречья. Возникновение городов-государств. Южное Междуречье — страна Шумер. Страна Аккад. Шумерская армия. Изобретение письменности. Клинопись. Легенда о царе Гильгамеше. Боги и храмы Междуречья. Научные открытия шумеров. Достижения в астрономии. Система счета.

Вавилон — крупнейший город и главный торговый центр Междуречья. Изобретение денег. Образование Вавилон ского царства. Законы царя Хаммурапи. Вавилонское общество. Обязанности людей и обязанности государства. Боги и храмы Вавилона. Шамаш. Мардук. Религиозные ритуалы вавилонян. Легенда о строительстве Вавилонской башни. Быт вавилонян. Вавилонская семья. Жилой дом. Одежда мужчин и женщин. Туника. Рабство в Вавилонии. Источники рабства и положение рабов.

Финикия — страна мореплавателей. Местоположение Финикии и влияние природных условий на занятия ее жителей. Города-государства Финикии: Тир, Библ, Сидон. Производство посуды из прозрачного и разноцветного стекла, изобретение пурпурной краски. Финикийские корабли. Морские путешествия финикийцев. Основание колоний. Купцы и пираты. Плавание вокруг Африки. Алфавит — величайшее открытие финикийцев.

Возникновение Ассирийского царства. Его местоположение и климат. Основные занятия населения. Начало железного века и перемены в хозяйстве. Значение использования железа. Железный лемех. Реформы царя Тиглатпалассара. Ассирийское войско. Появление постоянной армии. Конница. Осадные машины: таран, осадная башня. Завоевания ассирийцев и образование Ассирийской военной державы. Ассирийцы и покоренные народы. Государство Израиль. Царь Давид. Царь Соломон. Расцвет Ассирийского царства. Падение Ниневии.

Новое возвышение Вавилона. Его территория и система управления. Вавилон в период наивысшего расцвета. Ворота богини Иштар. Дорога процессий. Висячие сады Семирамиды — одно из семи чудес света. Террасы. Керамика. Персидское царство: территория и занятия жителей. Кир Великий. Персидская армия. Покорение Вавилона. Завоевание Передней Азии и Египта. Персия при царе Дарии I. Устройство Персидской державы. Провинции и методы управления ими. Сатрапы и «уши царя». Царская дорога.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебного предмета «История» 5 класс iconРабочая программа учебного предмета по географии (наименование учебного...
Рабочая программа учебного предмета «География» составлена в соответствии со следующими нормативными документами

Рабочая программа учебного предмета «История» 5 класс iconПояснительная записка рабочая программа учебного предмета «История Красноярского края»
Рабочая программа учебного предмета «История Красноярского края» для учащихся 9 класса составлена на основе

Рабочая программа учебного предмета «История» 5 класс iconРабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство»
Данная рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 7 класса полностью составлена на основе авторской программы...

Рабочая программа учебного предмета «История» 5 класс iconРабочая программа учебного предмета «История»
Оу РФ. Рабочая программа составлена на основе базисного учебного плана. Инвариантная часть базисного учебного плана обеспечивает...

Рабочая программа учебного предмета «История» 5 класс iconРабочая программа учебного курса «История»
Рабочая программа учебного курса «История» для 5 класса разработана на основе авторской программы А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И....

Рабочая программа учебного предмета «История» 5 класс iconРабочая программа учебного предмета «История России»
Данная программа составлена на основе обязательного минимума содержания образования 1998 г.,Примерная программа основного общего...

Рабочая программа учебного предмета «История» 5 класс iconПояснительная записка Ведение рабочая программа обществознанию для...
Чебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Обществознание»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...

Рабочая программа учебного предмета «История» 5 класс iconПояснительная записка рабочая программа учебного предмета по истории...
С использованием учебников: «История Нового времени 1800- 1913». 8 Класс под ред. А. Я. Юдовской, Л. М. Ванюшкиной; М.: «Просвещение»,...

Рабочая программа учебного предмета «История» 5 класс iconРабочая программа учебного предмета: история России базовый уровень для 9 класса
Рабочая программа курса «История России xx-начала xxiв в.» на основе примерной программы по истории 2005г

Рабочая программа учебного предмета «История» 5 класс iconРабочая программа учебного предмета «Региональная экономика»
Цель учебного предмета : формирование у школьников основ экономической культуры и системных знаний об экономике региона






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную