Внешняя политика туркменистана в






Скачать 325.43 Kb.
НазваниеВнешняя политика туркменистана в
страница1/3
Дата публикации06.02.2015
Размер325.43 Kb.
ТипАвтореферат
e.120-bal.ru > История > Автореферат
  1   2   3


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
На правах рукописи

ДЖУМАЕВ Тячмурад Атаевич


ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ТУРКМЕНИСТАНА В 1991 – 2006 гг.

Специальность 07.00.15 – история международных отношений

и внешней политики


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук
Санкт-Петербург

2013

Работа выполнена на кафедре мировой политики Санкт-Петербургского государственного университета
Научный руководитель: ЯГЬЯ Ватаняр Саидович

доктор исторических наук, профессор

Официальные оппоненты: ДЬЯКОВ Николай Николаевич

доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории стран Ближнего Востока

Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета.


ТОРОПЫГИН Андрей Владимирович

доктор политических наук, начальник Управления межпарламентского сотрудничества Секретариата Межпарламентской ассамблеи ЕврАзЭС.


Ведущая организация: Институт стран Азии и Африки МГУ им. М.В.

Ломоносова

Защита состоится « 26 » апреля 2013 г. в « 16 » часов на заседании диссертационного совета Д. 212.232.65 по защите докторских и кандидатских диссертации по адресу: 191060, Санкт-Петербург, ул. Смольного 1/3, подъезд 8, ауд. 124.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке им. М. Горького Санкт-Петербургского государственного университета по адресу: 199034, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7/9.


Ученый секретарь диссертационного совета

Кандидат исторических наук, доцент Д. И. Портнягин

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертации определяется возрастающей ролью Туркменистана в международных отношениях на глобальном и особенно региональном уровне, а также в мировой экономике – как поставщика, прежде всего, газа для набирающего силу в экономическом отношении Китая, а в перспективе Индии и стран Евросоюза. Высокий научный и практический интерес к Туркменистану, ставшему самостоятельным государством в результате распада Советского Союза в 1991 г., обуславливается также своеобразием отношений с Россией, играющей ключевую роль на постсоветском пространстве.

Для понимания того, что происходит в Туркменистане в настоящее время и его роли в Центральноазиатском регионе и в целом в мировой политике, очень важно выяснить, как шло становление суверенного туркменского государства, в том числе как формировалась его внешняя политика. Обстоятельное исследование внешней политики Туркменистана позволяет правильно расставить акценты в познании истории международных отношений на постсоветском пространстве.

Без комплексного и основательного анализа внешней политики Туркменистана в годы правления первого президента страны С. А. Ниязова (1991-2006 гг.), невозможно оценить современное позиционирование Туркменистана на мировой арене и в Центральной Азии. В этой связи целесообразно подтвердить или опровергнуть, что изменения в международной деятельности Ашхабада со второй половины первого десятилетия XXI в. не затрагивают основные, фундаментальные, стержневые параметры, заданные в предыдущие 15 лет. В 1991–2006 гг. сложились базовые ориентиры и сущностные подходы туркменского государства к мировым политическим процессам и межгосударственным отношениям. Конечно, начиная с 2007 г. наблюдаются определенные изменения во внешней политике, отражающие меняющиеся условия развития мирового сообщества, структурные сдвиги в мировой политике и экономике.

Глобализация и регионализация мировой политики все активнее вовлекают Туркменистан в деятельность межгосударственных институтов (ООН, СНГ, ОЭС, ОБСЕ, и др.). Расширились контакты Туркменистана с другими государствами на двухсторонней и многосторонней основе. Вместе с тем для Туркменистана характерны собственное видение мирозначимых событий, самостоятельность и оригинальность их оценок, нетривиальность предпринимаемых шагов, а также неизменность курса на достижение международной и региональной безопасности.

Когда ни одна другая постсоветская республика не избрала нейтральный путь своего развития, а наоборот, стала стремиться вступить в НАТО или ОДКБ, Туркменистан добился статуса постоянного позитивного нейтралитета. Этот статус после его признания ООН в 1995 г. определяет всю последующую его внешнюю политику Туркменистана.

В формировании внешнеполитической стратегии Ашхабада значительную роль сыграли также географическое положение и богатство природными ресурсами, позволившими Туркменистану в новых постсоветских условиях изменить свой геополитический и геоэкономический облик.

Внимание мирового сообщества привлечено к Туркменистану еще и в связи с отсутствием договора о принципах государственно-территориального размежевания в Каспийском море. Здесь сходятся интересы пяти прикаспийских стран, а с учетом интересов США, ЕС, Турции, Украины и ряда неевросоюзовских государств в Каспийском регионе сосредотачиваются внешние и местные (прикаспийские) силы, стремящиеся добиться выгодных для себя или всего мирового сообщества решений. Вот почему формирование и содержание каспийской стратегии Туркменистана неотъемлемая часть истории внешней политики этой страны.

Таким образом, все вышеперечисленные обстоятельства изучения истории внешнеполитической деятельности Туркменистана подтверждают актуальность избранной темы данной диссертации.

Объектом диссертационного исследования является история внешней политики Туркменистана в 1991–2006 гг.

Предмет настоящего исследования – концептуальные основы внешнеполитического курса Туркменистана, процессы и механизмы формирования внешней политики Туркменистана в 1991–2006 гг., динамика развития основных направлений, взаимодействия с государствами мира и региона, а также с международными организациями.

Целью диссертационной работы является выявление особенностей становления, развития и концептуальных положений внешней политики Туркменистана в 1991–2006 гг.

Исходя из намеченной цели, были определены следующие задачи:

1. изучить динамику становления и институализацию внешней политики Туркменистана, определив её содержание и основные направления;

2. выявить особенности внешнеполитической стратегии Туркменистана на постсоветском пространстве в контексте глобализации и регионализации мировой политики;

3. проанализировать политику постоянного позитивного нейтралитета Туркменистана, его конкретную роль в урегулировании региональных конфликтов;

4. выяснить позицию Ашхабада по наиболее актуальным проблемам международных отношений и мировой политики;

  1. исследовать каспийскую парадигму внешней политики Туркменистана;

6. определить конкретные внешнеполитические шаги страны в области сотрудничества с Россией, с ведущими центральноазиатскими и ближневосточными странами, а также с США, ЕС и Китаем.

Хронологические рамки исследования охватывают период президентства С. А. Ниязова, с 27 октября 1991 г., когда была провозглашена Декларация независимости Туркменистана до 21 декабря 2006 г., когда он скончался.

Это достаточно большой срок в истории современного Туркменистана, что позволяет исследовать весь цикл создания внешнеполитического механизма страны, становления и развития основных направлений в ее международной деятельности, когда наметились главные черты туркменской дипломатии, а также сделать обоснованные выводы при оценке результативности внешнеполитической деятельности Туркменистана.

Решающее значение при выработке и претворению в жизнь внешнеполитических программ и действий играла личность С. А. Ниязова, многое в международной деятельности Туркменистана в те годы было окрашено в его личные тона. Вот почему в диссертации нередко упоминается его имя, хотя автор и признает, что тема о роли С. А. Ниязова в истории Туркменистана, будучи предметом специального исследования, нуждается в тщательном критическом анализе.

Методологическую основу исследования составляет принцип, включающий в себя научную объективность и системность. История внешней политики Туркменистана изучалась во взаимосвязи с политическими процессами, происходившими как в самой стране, так и вокруг нее. При написании работы автор стремился дать объективные оценки событий и проблем международной деятельности Туркменистана в контексте времени.

Аналитический подход дал возможность выявить концептуальные установки формирования внешней политики Туркменистана в 1991–2006 гг. Применяя метод синтеза, удалось выяснить основы определения внешнеполитических ориентиров. Также использовались сравнительно-исторический и конкретно-исторический методы. Применяя все эти методы, удалось создать комплексное исследование общих и особенных черт внешней политики Туркменистана.

Критический анализ широкого круга российской, туркменской и западной научной литературы и источников позволили избежать конъюнктурных оценок внешнеполитических шагов Туркменистана в указанные годы.

Научная новизна исследования определяется практическим отсутствием в российской науке серьезных исследовательских работ, в которых проводилось бы комплексное изучение внешнеполитической деятельности Туркменистана в период правления первого президента в 1991–2006 гг.

В диссертации подробно рассмотрен процесс установления взаимоотношений Туркменистана с зарубежными государствами и международными организациями, роль Ашхабада в мировых и региональных конфликтах и событиях. Заметное место занимает анализ эволюции туркменской политики нейтралитета. В работе выявлены личные инициативы туркменского президента С. А. Ниязова во внешнеполитической области и дана их оценка. Введение в научный оборот новых источников, документов и материалов, углубляющих фундированность диссертации и усиливающих достоверность ее выводов – еще один пример научной новизны. В совокупности комплексный анализ фактологического материала позволил выявить реальную картину формирования и развития внешней политики Туркменистана в 1991–2006 гг.

Степень разработанности темы. В отечественной и зарубежной науке еще нет ни одной специальной работы, где бы комплексно, обстоятельно и объективно исследовалась внешняя политика Туркменистана в 1991–2006 гг., когда закладывались базовые принципы международной деятельности Туркменистана.

В российской историографии есть диссертационные работы, в которых освещаются внешнеэкономическая деятельность, различные аспекты внутриполитического и социального развития Туркменистана1, и публикации, преимущественно лишь обзорно, односторонне затрагивающие внешнюю политику тех лет. В монографиях, посвященных СНГ, Центральной Азии и Каспийскому региону, Туркменистан упоминается лишь для констатации его внешнеполитических или экономических позиций в контексте изучаемых вопросов.

Определенный вклад в изучение международной деятельности Туркменистана, но прежде всего внешнеэкономической, внес ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН С. Н. Каменев, который был тесно связан с этой темой в период его работы в 1999–2001 гг. в качестве первого секретаря посольства Российской Федерации в Ашхабаде. Не обошел вниманием он и политику Туркменистана в отношении СНГ, нейтральный внешнеполитический курс Туркменистана, взаимоотношения Туркменистана с некоторыми региональными и нерегиональными государствами мира2. Но опять-таки с экономической точки зрения.

Отдельные вопросы, относящиеся к проблематике представленной диссертации, хотя и без акцента на задачи настоящего исследования, нашли отражение в книге С. М. Демидова, жившего и работавшего в Туркменистане с 1959 до конца 1997 г.3 В свою очередь А. М. Бутаев и Р. Мамедов проанализировали позицию Туркменистана в отношении правового статуса Каспийского моря4, а также разногласия прибрежных стран.

Существуют работы общего характера, по этому вопросу и касающиеся политики России в Центральной Азии5, в большинстве которых Туркменистан рассматривается фрагментарно. В рамках проекта «Центральная Азия», основанного экспертом по Центральной Азии В. Парамоновым, опубликовано несколько информационно-аналитических докладов, где затрагиваются экономические, военные и институциональные аспекты сотрудничества России и других участников мировой политики с республиками Центральной Азии, в том числе Туркменистаном6. Военное сотрудничество Туркменистана изучено в совместной работе Рустама Бурнашева и Ирины Черных7.

В работах западных ученых не учитываются, как правило, особенности туркменского общества, и прежде всего в вопросах социально – политических и морально – этнических взаимоотношений в дихотомии «народ – вождь». Одной из таких работ является монография Луки Анчески8, где предпринята попытка на основе западных теорий оценить внешнюю политику С. А. Ниязова, но без учета исторической специфики Туркменистана.

Информативный характер носят работы Стефена Бланка, Хуумэна Пеймани, Мухаммада Тахира, Марал Мади, Роберта Катлера, Джеймса Пурсела Смита, Ариела Коэна и др.9 В них приводится немало ценных сведений по двусторонним отношениям Туркменистана с зарубежными государствами в вопросах транспортировки энергоресурсов и Каспийского моря.

Интересную группу исследований представляет турецкие ученые10, но они не рассматривают, к сожалению, взаимосвязи турецко-туркменских отношений в контексте общемировых тенденций.

В монографии С. Пейроуза11 детализируется внутренняя политика Туркменистана, а внешняя политика освещается схематично, неполно, местами конъюнктурно. Такой же подход свойственен и С. Саболю12. Р. Помфрет13 пытается доказать, что многовекторность внешней политики Туркменистана в 1991 – 2006 гг. исключительно зависима от экспорта энергоресурсов. Г. Глисон в своих работах14, рассматривает роль Туркменистана в Каспийском регионе, ограничиваясь лишь опять-таки анализом значения энергоресурсного фактора. А. Репкин15, исследуя вопросы становления экономики Туркменистана, обосновывает внешнеэкономические преимущества Туркменистана среди стран Центральной Азии.

В работах общего характера, рассматривающих взаимодействие Туркменистана с государствами региона16, основное внимание уделяется влиянию авторитарного режима постсоветских южных республик на их внешнюю политику, развитие их экономических взаимоотношений и социальные реформы.

Оценивая в целом труды зарубежных ученых, следует сказать, что они сосредоточивают основное внимание на отрицательных с их точки зрения сторонах политики туркменского государства. Работ, содержащих объективно обоснованную критику деятельности руководства страны, немного. В ряде статей и книг содержатся неуместные выпады в адрес политического руководства Туркменистана17.

При написании данной диссертации автор обращался также к публикациям и материалам зарубежных исследовательских центров, изучающих постсоветское пространство, внешнюю политику Российской Федерации и непосредственно республик Центральной Азии. Среди них особого внимания заслуживают материалы Института Центральной Азии и Кавказа Университета Джона Хопкинса (CACI), «Общества исследования Центральной Евразии» (CESS) Института изучения Малой Азии Университета Индианы. Кроме того, в диссертации были использованы статьи журналов, специализирующихся на изучении развития Центральной Азии, «Central Asian Survey» и «Центральная Азия и Кавказ».

Изучению внешней политики Туркменистана туркменские специалисты уделяли мало внимания. Исключением можно назвать немногочисленные статьи и публикации научных сотрудников и культурных деятелей Туркменистана, затрагивающие внешнюю политику Туркменистана, опубликованных в журналах «Демократия и право», «Туркменистан», интернет-газете turkmenistan.ru, сборнике «Halk Watan Turkmenbasy» и многих других национальных изданиях. В них часто встречаются панегирики представителям страны.

Источниковую базу исследования составляет значительное количество опубликованных материалов и документов. Из-за специфической внутренней обстановки в стране автор не имел возможности исследовать источники, хранящиеся в государственном архиве Туркменистана, но удалось использовать лишь опубликованные ведомственные архивные материалы18. Диссертант использовал и собственный опыт работы в Посольстве Туркменистана в Москве в 2002 – 2004 гг.

Большую ценность предоставляют официально опубликованные материалы и документы, среди которых Конституция Туркменистана (все редакции), законы и нормативно-правовые акты национального законодательства Туркменистана и других стран, затронутых в исследовании, в области государственного устройства, внешней политики, дипломатии, экономики.

Автор использовал в работе такие документы, как резолюции Генеральной ассамблеи ООН, международные соглашения и документы международных универсальных и региональных организаций (СНГ, ООН, ОЭС, ОБСЕ, ОИК, НАТО, Европарламента и других).

Важным источником стали официальные выступления руководителей Туркменистана, Российской Федерации и постсоветских республик, касающиеся деятельности Туркменистана на международной арене и двусторонних отношений. При разработке темы автор использовал интернет-ресурсы правительства, министерств, парламента и других государственных ведомств Туркменистана, России и других стран, а также статистических служб международных организаций.

В числе значимых источников необходимо выделить сборники речей, выступлений и интервью первого президента Туркменистана «Внешняя политика нейтрального Туркменистана»; аналитические материалы и описания хода встреч дипломатов и высшего руководства разных стран с официальными лицами и президентом Туркменистана, опубликованные в сборнике «Архив внешней политики» Министерства иностранных дел Туркменистана. Также использовались бюллетени международных договоров МИД РФ и статистические ежегодники СНГ.

Большой интерес представили три уникальных сборника под общей редакцией помощника президента Туркменистана19 В. М. Храмова, где встречи, визиты, переговоры и все значимые события перечисляется в хронологическом порядке.

Особо важным источником в изучении темы стала государственная газета «Туркменская искра» с 1990 по 1995 г., впоследствии переименованной в «Нейтральный Туркменистан» в которых освещались внешнеполитические факты. Использовались также материалы СМИ России, связанные с внешней политикой Туркменистана. Среди них материалы выпуска новостей телеканалов НТВ, ОРТ, ВГТРК «Россия» и газет «КоммерсантЪ», «Независимая газета».

Теоретическая значимость состоит в том, что в результате комплексного исследования истории внешней политики Туркменистана в 1991 – 2006 гг. восполнены существенные пробелы в научном познании международной деятельности туркменского государства. Оригинальные выводы и обстоятельное изложение событийной канвы внешнеполитических действий и решений вносят немало нового в историческую науку и конкретно в историю международных отношений и внешней политики, в том числе в её теоретическую базу, расширяет возможности дальнейшего изучения международных отношений на постсоветском пространстве, а также позволяет создать объективную картину становления независимости туркменского государства.

Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности использования выводов и обобщений диссертации при разработке современных подходов внешней политики Туркменистана, в том числе и по вопросам энергоресурсов Центральной Азии и региона Каспийского бассейна. Эти выводы также могут быть использованы при подготовке общих и специализированных курсов новейшей истории и внешней политики стран постсоветского юга, СНГ в высших учебных заведениях России, Туркменистана, других стран СНГ, европейских, азиатских и американских университетах.

Основные положения, выносимые на защиту

1. Внешняя политика Туркменистана в первые 15 лет независимости прошла сложный, противоречивый, динамичный путь развития от нулевой отметки в самом начале становления до формирования главных направлений, многовекторности и содержательных основ, многие из которых стали фундаментальными, стержневыми, базисными и для международной деятельности в последующие годы.

2. Внешняя политика Туркменистана в 1991 – 2006 гг. строилась преимущественно на двусторонних отношениях. К многосторонним отношениям Ашхабад подключался преимущественно тогда, когда необходимо было добиться решения мирозначимых задач, но и в этом случае туркменистанская дипломатия предварительно использовала двусторонний формат. Однако глобализация и регионализация мировой политики все активнее вовлекает Туркменистан в деятельность международных организаций.

3. В 1995 г. Туркменистан добился в ООН статуса нейтрального государства. Это, с одной стороны, привело к выходу из СНГ на полноправной основе и превращению Туркменистана в ассоциированного члена: тем самым заметно уменьшались возможности Ашхабада использовать мощный потенциал СНГ в экономической и внешнеполитической областях. С другой стороны, нейтральный статус упрочил доверие к Туркменистану на международной арене, и прежде всего со стороны соседей.

4. Сотрудничество с Российской Федерацией охватывает широкий спектр отношений в 1991 – 2006 гг., в ряде случаев они играют ключевую роль: например, в вопросах энергоресурсной политики, ставшей для Туркменистана составной и очень важной частью внешней политики. Однако в рассматриваемые годы сохранились и противоречивые тенденции в российско – туркменских отношениях.

5. Вопросы государственно – территориального размежевания в Каспийском море заняли одно из центральных мест во внешней политике Туркменистана из-за спорных нефтяных месторождений морского дна и проекта ТКГ. Подходы Ашхабада к их решению далеко не всегда принимались другими прикаспийскими государствами.

6. В первые пятнадцать лет независимости политическому руководству Туркменистана удалось решить принципиально значимые вопросы управления и развития, что предопределило основы её внешней политики, учитывающей национальные интересы в рамках принципов постоянного политического нейтралитета и широкого двустороннего сотрудничества, а также мирополитический контекст.

7. Большое значение в Ашхабаде придавали внешнеполитическим связям с некоторыми странами ЕС, США, Турцией, Китаем и Ираном. Стране удалось переломить насторожённость и недоверие этих государств в лучшую для себя сторону.

Апробация результатов диссертационной работы. Отдельные аспекты исследования изложены в ряде публикаций автора. Основные выводы, полученные в результате проведенного исследования, были представлены на XIII-ой ежегодной конференции «Общества исследования Центральной Евразии» (CESS), прошедшей с 18 по 21 октября 2012 года в Университете Индианы (США). Во время дискуссии представленные автором положения привлекли пристальное внимание участников и были положительно оценены ведущими американскими и европейскими учеными. С изложением достигнутых результатов исследования диссертант не раз выступал на научных семинарах на факультете международных отношений СПбГУ.

Структура диссертационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка сокращений, словаря терминов и библиографического перечня использованных источников и литературы, а также приложения с хронологией установления дипломатических отношений со странами мира. Общий объем работы составляет 214 страниц.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность темы, рассматриваются объект и предмет исследования, хронологические рамки работы, цель и задачи, методологическая база исследования, научная новизна, степень изученности, представлен обзор использованных источников и литературы, теоритическая и практическая значимость диссертации, сформулированы положения, выносимые на защиту, а также степень достоверности результатов работы.

Первая глава «Становление независимости Туркменистана» посвящена исследованию становления независимого туркменского государства, изучаются основы и механизмы управления страной, а также рассматриваются особенности экономического развития Туркменистана до и после обретения государственного суверенитета, повлиявшие на формирование внешней политики.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Внешняя политика туркменистана в iconСписок руководителей органов государственной власти (министерств,...
Бердымухамедов Гурбангулы Мяликгулыевич – Президент Туркменистана, Председатель Кабинета Министров Туркменистана

Внешняя политика туркменистана в iconСписок руководителей органов государственной власти (министерств,...
Бердымухамедов Гурбангулы Мяликгулыевич – Президент Туркменистана, Председатель Кабинета Министров Туркменистана

Внешняя политика туркменистана в iconСписок руководителей органов государственной власти (министерств,...
Бердымухамедов Гурбангулы Мяликгулыевич – Президент Туркменистана, Председатель Кабинета Министров Туркменистана

Внешняя политика туркменистана в iconМеждународный инвестиционный форум туркменистана
Выезд делегатов из отелей в Выставочный дворец «серги кошги» для участия в торжественной церемонии открытия Выставки экономических...

Внешняя политика туркменистана в iconИгумнова Л. О. Внешняя политика Европейского Союза между Европеизмом и Атлантизмом
Трансатлантические отношения, также как и внутриевропейские политические процессы развивались с учетом этих двух стратегических ориентаций....

Внешняя политика туркменистана в iconЗаместитель Председателя Кабинета постановлением правления м инистров...
О туркмено российском деловом совете при торгово-промышленной палате туркменистана

Внешняя политика туркменистана в iconМероприятия
Министерство нефтегазовой промышленности и минеральных ресурсов Туркменистана, Торгово-промышленная палата Туркменистана

Внешняя политика туркменистана в iconЭкономическое измерение внешней политики
Более то­го, интегральной частью её является внешнеэкономическая политика. Учитывая все это, внешняя политика фактически в определенных...

Внешняя политика туркменистана в iconЗакон туркменистана
Настоящий Закон определяет правовые, организационные, экономические основы деятельности Союза промышленников и предпринимателей Туркменистана...

Внешняя политика туркменистана в iconРеспублики татарстан в туркменистане
Туркменистана. Данная реформа направлена на более эффективное управление электроэнергетической отраслью страны в связи с задачами...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную