Методическая разработка инновационного опыта посвящена вопросу формирования познавательной мотивации обучающихся на уроках истории и обществознания






Скачать 139.64 Kb.
НазваниеМетодическая разработка инновационного опыта посвящена вопросу формирования познавательной мотивации обучающихся на уроках истории и обществознания
Дата публикации04.02.2015
Размер139.64 Kb.
ТипМетодическая разработка
e.120-bal.ru > История > Методическая разработка
Доронина Лина Анатольевна,

учитель истории и обществознания.

МОГО «Ухта», МОУ «СОШ №2»
Реализация метапредметного подхода на уроках истории и обществознания в условиях введения ФГОС нового поколения
ВВЕДЕНИЕ

Методическая разработка инновационного опыта посвящена вопросу формирования познавательной мотивации обучающихся на уроках истории и обществознания.

Установленные ФГОС новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе метапредметного подхода как условия достижения обучающимися высоких образовательных результатов. В основе реализации новых стандартов лежит системно-деятельностный подход. А любая деятельность прежде всего начинается с мотивации. Поэтому у педагогического работника должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для обеспечения реализации требований Стандарта и успешного достижения обучающимися планируемых результатов освоения образовательной программы, в том числе умения: обеспечивать условия для успешной деятельности, позитивной мотивации, а также самомотивирования обучающихся.

Практическая актуальность формирования познавательной мотивации заключается в следующем: наличие мотивации ведет к формированию у обучающихся потребности в активной самостоятельной познавательной деятельности, а информация, полученная ими в результате такой деятельности, станет для них личностно – значимой.

Средством формирования познавательной мотивации на уроках истории и обществознания является создание проблемных ситуаций (Приложение 1).

В течение последних двух лет мы целенаправленно занимаемся изучением вопроса формирования познавательной мотивации и накоплением дидактического материала, создаем «банк проблемных ситуаций». Анализируя накопленный опыт, можем отметить следующие положительные моменты:

- высокий познавательный интерес обучающихся к изучению предмета,

- развитие универсальных учебных действий,

- развитие творческого, критического мышления; расширение кругозора обучающихся.

Наравне с положительными моментами выделяем определенные трудности: создание проблемных ситуаций, направленных на самомотивацию обучающихся к активной познавательной деятельности.

Цель: представить практические материалы по созданию проблемных ситуаций на уроках истории и обществознания.

Задача: показать эффективность использования проблемных ситуаций как средства мотивации школьников к активной познавательной деятельности.

Основной идеей нашей работы является создание условий для развития познавательной мотивации и самомотивации на уроках истории и обществознания через создание проблемных ситуаций. Данная методическая разработка дополняет существующие практические рекомендации по вопросу формирования познавательной мотивации и методические разработки уроков истории и обществознания.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Как сформировать и развить универсальные учебные действия? В контексте ключевой цели образования основная задача учителя состоит в том, чтобы организовать условия, инициирующие детское действие. Но ребенок только тогда приступит к деятельности, когда он будет осознавать, зачем, для чего он ее совершает. Таким образом, первый шаг учителя - это мотивирование ребенка к самостоятельному выделению и формулированию познавательной цели.

Изучением мотивации занимались многие психологи, поэтому в современной психологической науке представлены самые разнообразные ее толкования. Так, А.К. Маркова под мотивами учения понимает направленность ученика на разные стороны учебной деятельности. Соответственно мотивы могут быть познавательными, если они связаны с содержанием учения, и социальными, если связаны с общением учеников друг с другом и учителями. По нашему мнению, наиболее полным является понимание мотивации в так называемой деятельностной теории учения (П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Н.Ф. Талызина и др.). Согласно этой теории мотив может быть либо внешним, либо внутренним в зависимости от отношения человека к процессу получения знаний.

В процессе развития УУД важными и значимыми мотивами являются именно внутренние мотивы или самомотивация. Несмотря на то, что вопрос мотивации хорошо изучен и подробно описан в научной и психологической литературе, в методике преподавания отдельных предметов с позиции ФГОС, на наш взгляд, он разработан еще недостаточно.

Сегодня одним из самых распространенных приемов формирования мотивации является создание проблемных ситуаций. Перед нами встала задача: разработать проблемные ситуации к конкретным урокам истории и обществознания в соответствии с государственными образовательными программами и требованиями ФГОС. В результате нашей работы мы собрали «банк проблемных ситуаций» (Приложение 2) . Все ситуации, используемые в урочной деятельности, мы условно разделили на две группы:

- направленные на выявление области «незнания» (направлены на достижение предметных результатов),

- направленные на самоопределение обучающегося (направлены на достижение метапредметных и личностных результатов).

К первой группе можно, например, отнести такие проблемные ситуации, как: работа с деформированным текстом, многократное повторение вопроса, выдвижение гипотез, работа с фишбоунами, формулирование темы в виде проблемного вопроса.

Ко второй группе мы относим проблемные ситуации, связанные с обсуждением цитат, афоризмов, притч; ситуации, обращенные к личному опыту обучающихся; ситуации, в основе которых – удивительный факт или реальная жизненная история.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Создание проблемных ситуаций, в которых заключается практический смысл изучения определенной темы, дает положительный эффект (Приложение 3). У обучающегося формируется познавательная мотивации и самомотивация к активной самостоятельной деятельности, что ведет к развитию личностных УУД.

Педагогом-психологом школы была проведена диагностика личностных результатов (методика Кеттелла) обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС. Полученные результаты подтвердили эффективность нашей работы.

Фактор

Полученные результаты

Фактор А «Замкнутость – общительность»

Рост показателя «общительность»

Фактор В «Интеллект»

Рост

Фактор М «Практичность – мечтательность»

Рост показателя «практичность»

Фактор О «Спокойствие – тревожность»

Снижение уровня тревожности

Фактор Q3 «Низкий самоконтроль – высокий самоконтроль»

Развито умение самоконтроля


Разработанные нами материалы могут быть использованы учителями истории и обществознания как при проведении уроков, так и во внеурочной деятельности (на занятиях элективных курсов, факультативов).

По мнению психологов, вершин достигают те, у кого хорошо развита самомотивация. Именно поэтому в условиях введения ФГОС одна из основных задач педагога – создание ребенку условий для самомотивации. Если учитель научит ученика грамотно и осознанно определять мотивы и цели своей деятельности, то наши дети сделают первый шаг к вершине своего успеха.


Приложение 1

Тема урока: Безработица.

Метапредметная тема: Постановка проблемы.
Класс: 11, базовый уровень.

Используемые технологии: ИКТ, проблемное обучение.

Оборудование: ноутбуки с доступом к ресурсам сети Интернет.

Тема «Безработица» изучается в рамках раздела «Человек и экономика» . (Учебник «Обществознание» под редакцией Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, А.И. Матвеева).

Цели урока: развитие универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению,

  • сформированность их самомотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,

  • способность ставить цели и строить жизненные планы.

Регулятивные УУД:

  • способность определять цели своей деятельности,

  • планировать работу, в случае необходимости корректировать ее и оценивать.

  • Коммуникативные УУД:

  • умение слушать и вступать в диалог,

  • участвовать в коллективном обсуждении проблем,

  • интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество.

Познавательные УУД:  

  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска,

  • структурирование знаний;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Планируемые результаты урока:

Предметные: сформировать у обучающихся представление о таком экономическом явлении как безработица.

Метапредметные: развивать способность использовать полученные на уроке знания и способы деятельности в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации сотрудничества на уроке.

Личностные: помочь обучающимся в их дальнейшем личностном и профессиональном самоопределении с учетом полученных знаний, формировать их самомотивацию к дальнейшему обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация. Целеполагание.

У: Ребята, обратите внимание на цитату.

По мнению правительства, уровень безработицы в стране сейчас беспрецедентно низкий – 5.4%. Это означает, что свободных рук у нас фактически нет. В такой ситуации инвестиции в человека, в его квалификацию, повышение производительности труда, в обновление производства становятся главнейшим источником экономического роста.

Теперь выйдите на сайт Федеральной службы государственной статистики, где размещены данные об уровне безработицы в субъектах РФ. Что вы можете сказать?

У: Обратите внимание на данные об уровне безработицы по Республике Коми.

Выйдите на сайт объявлений о трудоустройстве, посмотрите информацию в газетах. Какой можете сделать вывод?


У: О каком экономическом явлении идет речь?

У: Определите тему нашего урока.
У: Как вы думаете, почему эту тему мы обсуждаем в 11 классе?



О: Мы видим противоречие между данными на сайте и информацией, предоставленной правительством.


О: Вакансий гораздо меньше, чем свободных рабочих рук. Вероятно, официальные данные не соответствуют реальной ситуации.

О: О безработице.

О: Безработица.
В ходе обсуждения обучающиеся приходят к выводу, что после окончания школы они могут в реальной жизни столкнуться с таким явлением как безработица.

Они определяют проблему: Возможно ли избежать безработицы?

Цель урока: ответить на вопрос: Возможно ли избежать безработицы?

Деятельностный

У: Предлагаю вам самостоятельно ответить на поставленный вопрос.

Определяется время работы – 25 минут.
Учитель в случае необходимости оказывает консультативную помощь обучающимся.
У: По какому плану (алгоритму) вы анализировали такое явление как безработица?

У: Почему вы составили именно такой план?

Учитель представляет свой алгоритм изучения безработицы.

1. понятие о безработице.

2. причины безработицы и ее виды.

3. последствия безработицы.



Обучающиеся самостоятельно определяют форму работы, составляют план (алгоритм) своей работы, работают с ресурсами сети Интернет, учебником, определяют форму представления результатов своей деятельности
Обучающиеся представляют свой план работы:

1. понятие о безработице.

2. причины безработицы.

3. последствия безработицы.

О: Говоря о безработице, мы говорим о рынке труда. Виды рынков нам уже знакомы, мы характеризовали их по определенному алгоритму. В данном случае мы воспользовались этим алгоритмом.

Обучающиеся представляют результаты своей работы. Ответы обучающихся дополняются, корректируются, уточняются в ходе совместного обсуждения темы учителем и учениками.

В результате работы обучающиеся отвечают на поставленный вопрос: Безработица в условиях рыночной экономики – это нормальное макроэкономическое явление, поэтому избежать ее невозможно.

Рефлексия

Учитель обращает внимание обучающихся на цитату А. Смита «Безработица равна 100%, если безработный – это вы».

У: Как вы понимаете это выражение?

У: Узнав больше о безработице, какой вопрос каждый из вас мог бы задать себе?

У: Определите себе домашнее задание.



Обучающиеся высказывают свое мнение.

О: Как мне избежать безработицы?
О: Найти ответ на поставленный вопрос.



Приложение 2
Банк проблемных ситуаций» к разделу «Человек и экономика»

(предмет «Обществознание», 11 класс)
Тема «Экономика: наука и хозяйство»

Учитель предлагает обучающимся выполнить шуточный тест (время – 10 минут).

1. Гамбургер в Нью-Йорке стоит 1.2 доллара, а во Франкфурте – 2 евро. Курс доллара к евро, рассчитанный через гамбургер, составляет:

А) 1.8 Б) 0.6 В) 0.54.

2. После приватизации производительность труда на фабрике возросла на 50%, а продолжительность рабочего дня сократилась на 50%. Как в результате изменится объем производства?

А) уменьшится на 25% Б) не изменится В) увеличится на 25%.

3. Пропорциональное сокращение определенных статей государственного бюджета называется:

А) секвестр Б) семестр В) кадастр.

4. Банановой республике на год необходимо 1000 тонн бананов. Приехавшие собирать бананы рабочие требуют с каждой тонны бананов 50% себе. Сколько нужно собрать бананов, чтобы всем хватило на год?

А) 1500 тонн Б) 2500 тонн В) 2000 тонн.

6. В связи с кризисом правительство Бразилии вынуждено обесценить национальную валюту – реал на 9%. Это означает, что…

А) цены на бразильские товары упадут

Б) цены на американские товары в долларах ИЛА вырастут

В) цены на бразильские товары в долларах США упадут.

7. На острове Робинзона Крузо растут только кокосы и финики. Если он будет собирать одни кокосы, то соберет 800 штук в год. Если только финики – 1200 штук в год. Какое количество кокосов и фиников должен собрать Робинзон, чтобы получить максимум удовольствия, если удовольствие от потребления одного финика вдвое меньше, чем от потребления кокоса?

А) 0 фиников, 800 кокосов Б) 1200 фиников, 0 кокосов В) 350 фиников, 600 кокосов

8. Акции компании «Пузырь» приносят 20%, «Соломинка» - 15%, «Лапоть» - 10%. Какой из предложенных наборов акций принесет наибольший доход, если цена акций на начало года одинаковая?

А) 5 акций «П», 2 – «С», 3 – «Л»

Б) 5 акций «П», 1 – «С», 4 – «Л»

В) 5 акций «П», 4 – «С», 1 – «Л».

Самопроверка.

Вопросы учителя: Все ли у вас получилось? Почему возникли трудности?

Обсуждение, выход на тему, целеполагание.

Тема: Правовые основы предпринимательства.

Учитель предлагает обучающимся задание: Подумайте, с учетом ваших способностей, интересов, возможностей, какое свое дело вы могли бы открыть? (время 2-3 минуты).

Вопрос: Какие знания вам для этого необходимы?

Тема: Рыночные отношения в современной экономике.

Обучающиеся предварительно готовят презентацию (видеосюжет), в которой отражены:

- ассортимент товаров и услуг в нашем городе,

- цены на различные товары и услуги.

Урок начинается с просмотра презентации.

Вопрос: На что вы обратили внимание при просмотре презентации?

Обучающиеся отмечают широкий спектр предлагаемых товаров и услуг, однако, на одни и те же товары устанавливаются разные цены.

Вопрос: Чем вы можете объяснить такую ситуацию?

Тема: Экономический рост и развитие.

Обучающимся для анализа предложена таблица со статистическими данными.

Страна

Индекс продолжительности жизни

Индекс уровня образования

Индекс ВВП

Индекс человеческого развития

Россия

0,69

0,92

0,72

0,78

Латвия

0,75

0,93

0,69

0,79

Украина

0,72

0,92

0,59

0,74

Азербайджан

0,77

0,88

0,56

0,73

Вопрос: Какие выводы вы можете сделать на основе данных таблицы? (ответы обучающихся).

Вопрос: От чего зависят эти показатели? (ответы обучающихся).

Вопрос: Какой бы вы хотели видеть эту таблицу? (ответы обучающихся).

Вопрос: Что, на ваш взгляд, необходимо, чтобы эти показатели стали выше?

Тема: Конкуренция и монополия.

Учитель рассказывает обучающимся о компании «Майкрософт» и ее деятельности на рынке информации.

Вопрос: Как вы думаете, какое решение принял американский суд? (обучающиеся высказывают свои предположения).

Почему суд принял решение о разделе компании? (обсуждение, выход на тему, целеполагание).

Тема: Фирмы в экономике.

Учитель предлагает обучающимся задачу:

Фирма «Коврижка» решила расширить производство хлебобулочных изделий за счет увеличения ассортимента товаров. Составьте бизнес-план для реализации этой цели. (учитель определяет время работы, обучающиеся самостоятельно определяют форму работы). Затем обучающиеся представляют свои планы, происходит их обсуждение, определяются вопросы, которые необходимо изучить.

Тема: Экономика и государство.

Обучающимся предлагается для анализа текст российского ученого-экономиста А. Пороховского (размещен в учебнике).

Вопрос: Какова, на ваш взгляд, основная идея текста? (ответы обучающихся, выход на тему, целеполагание)

Нужна ли рынку помощь государства? (дебаты).

Тема: Финансы в экономике.

Обучающимся предлагается начало фразы известного австралийского экономиста Ф. Хайека: «Деньги как навоз…».

Учитель предлагает обучающимся высказать свои предположения, как можно закончить эту фразу.

Затем эта фраза появляется полностью: «Деньги как навоз: если их не разбрасывать, от них не будет толку».

Вопрос учителя: Как вы понимаете выражение Хайека?

Задание: У каждого из вас есть 100 000 рублей. Где и как вы бы разбросали эти деньги, чтобы был толк? (самостоятельная деятельность обучающихся).

Тема: Мировая экономика.

Урок начинается с показа видеоролика о вступлении нашего государства во Всемирную Торговую Организацию.

Вопрос: Нужно ли России вступление в ВТО? (дебаты, выход на тему, целеполагание)

Тема: Человек в системе экономических отношений.

Обучающиеся предварительно готовят к уроку проблемные ситуации, в которые попадали они или члены их семьи, знакомые, связанные с экономическими отношениями. На основе предварительного домашнего задания определяется тема урока, осуществляется целеполагание. Затем данные ситуации рассматриваются, анализируются, вырабатывается решение проблемы.

Тема: Экономический цикл.

Учитель показывает обучающимся слайд, на котором представлена динамика ВВП России за последние десять лет.

Вопрос: Какой вывод о развитии российской экономики вы можете сделать? (ответы обучающихся).

Тема: Слагаемые успеха в бизнесе.

Урок начинается с демонстрации фотогалереи известных предпринимателей, бизнесменов, миллионеров: М. Прохоров, Г. Форд, Р. Абрамович, Джобс, Б. Гейтс.

Задание: Составьте вопросы для пятиминутного интервью с этими людьми. (обучающиеся составляют вопросы).

Учитель: А теперь обменяйтесь составленными вопросами и попробуйте найти на них ответы. (обучающимся определяется время для работы, затем происходит обсуждение вопросов и ответов, выход на тему).


Приложение 3
Диагностика метапредметных умений





По итогам первого полугодия 2011-2012 уч.года

На начало 2012-2013 учебного года

По итогам первого полугодия 2012-2013 уч.года

Умение самостоятельно планировать и осуществлять свою деятельность

68%

78%

81%

Умение корректировать деятельность

65%

74%

78%

Умение организовывать учебное сотрудничество

61%

69%

76%

Владение навыками проектной и исследовательской деятельности

48%

62%

79%

Умение обобщать, анализировать и интерпретировать различные информационные источники

49%

58%

81%

Умение оценивать свою деятельность, деятельность сверстников

59%

69%

79%

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка инновационного опыта посвящена вопросу формирования познавательной мотивации обучающихся на уроках истории и обществознания iconМетодическая разработка по дисциплине «Институциональная экономика»
Методическая разработка предназначена для студентов, обучающихся по направлению 080100. 62 «Экономика» исостоит из двух частей: первая...

Методическая разработка инновационного опыта посвящена вопросу формирования познавательной мотивации обучающихся на уроках истории и обществознания iconПрограмма воспитания и социализации обучающихся на ступени основного...
Организационно-педагогические условия формирования социального опыта учащимися на уроках биологии

Методическая разработка инновационного опыта посвящена вопросу формирования познавательной мотивации обучающихся на уроках истории и обществознания iconРеализация деятельностного подхода на уроках истории и обществознания
Комаровских Элла Евгеньевна, Почетный работник общего образования рф, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории,...

Методическая разработка инновационного опыта посвящена вопросу формирования познавательной мотивации обучающихся на уроках истории и обществознания iconТема опыта: «Метод проектов как средство формирования познавательной...
Автор опыта: Хозяинова Людмила Юрьевна, учитель начальных классов гбоу нао «сш с. Оксино»

Методическая разработка инновационного опыта посвящена вопросу формирования познавательной мотивации обучающихся на уроках истории и обществознания iconМетодическая разработка открытого занятия по дисциплине «История»...
Методическая разработка предназначена для преподавателей истории средних специальных учебных заведений, реализующих государственный...

Методическая разработка инновационного опыта посвящена вопросу формирования познавательной мотивации обучающихся на уроках истории и обществознания iconОтчет реализации антикоррупционной программы на уроках истории и...
Отчет реализации антикоррупционной программы на уроках истории и обществознания в январе 2015 учебного года

Методическая разработка инновационного опыта посвящена вопросу формирования познавательной мотивации обучающихся на уроках истории и обществознания iconТема: «Дидактическая игра на повторительно обобщающих уроках истории»
Дидактическая игра как приём активизации познавательной деятельности старшеклассников

Методическая разработка инновационного опыта посвящена вопросу формирования познавательной мотивации обучающихся на уроках истории и обществознания iconИкт в социализации личности на уроках истории и обществознания –...
В курсе учебного предмета «экономика» учитель направляет своих учеников на познание экономической сферы жизни общества, способам...

Методическая разработка инновационного опыта посвящена вопросу формирования познавательной мотивации обучающихся на уроках истории и обществознания iconРазработка урока обществознания в 11 классе по теме "Безработица:...
Автор: Печеницына Вера Ивановна, высшая квалификационная категория, учитель истории и обществознания

Методическая разработка инновационного опыта посвящена вопросу формирования познавательной мотивации обучающихся на уроках истории и обществознания iconРеализация антикоррупционной политики в моу выровской средней общеобразовательной...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную