Высшая школа в период трансформации российского общества во второй половине 80-х 90-е годы ХХ века (на материалах Иркутской области)






Скачать 345.16 Kb.
НазваниеВысшая школа в период трансформации российского общества во второй половине 80-х 90-е годы ХХ века (на материалах Иркутской области)
страница1/4
Дата публикации02.02.2015
Размер345.16 Kb.
ТипАвтореферат
e.120-bal.ru > История > Автореферат
  1   2   3   4


На правах рукописи
Алехина Любовь Сергеевна

Высшая школа в период трансформации российского общества во второй половине

80-х - 90-е годы ХХ века

(на материалах Иркутской области)
Специальность 07.00.02 – Отечественная история


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук

Иркутск – 2009

Работа выполнена на кафедре истории России

Восточно-Сибирской государственной академии образования



Научный руководитель:

доктор исторических наук, профессор, заслуженный работник культуры РФ

Рабецкая Зинаида Ивановна

Официальные оппоненты:

доктор исторических наук, профессор,

Казарин Виктор Николаевич
кандидат исторических наук, доцент Мирошникова Нина Филипповна


Ведущая организация:

Иркутский государственный

лингвистический университет


Защита состоится 11 декабря 2009 г. в 10.00 на заседании диссертационного совета Д. 212.074.05 при Иркутском государственном университете (664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1).
С диссертацией можно ознакомиться в зональной научной библиотеке Иркутского государственного университета (г. Иркутск, б-р Гагарина, 24).
Автореферат разослан

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат исторических наук, доцент Логунова Г.В.

Введение
Актуальность темы определяется той ролью, которую играет высшая школа в современном мире. XXI век рассматривается всеми ведущими учеными общественных и естественных наук как век знаний, век информации, век стремительного развития информационных технологий. Подготовкой специалистов – создателей этих ценностей занимается высшая школа, поэтому роль высшего образования не просто возрастает, но само это образование приобретает новое содержание, новые формы, новые структуры.

Современная Россия находится в числе стран с развитым высшим образованием. В 2006 г. в стране действовало 1090 вузов, в которых обучалось 7310 тысяч студентов1. По числу студентов на 1000 жителей Россия опережает США, Японию, Францию, Великобританию, Италию. Совершенно очевидно, что от состояния дел в такой масштабной вузовской системе во многом зависит развитие всего российского общества.

В условиях перехода к постиндустриальному, информационному обществу реформы высшей школы охватили многие страны мира. В России мировые процессы постиндустриального развития совпали с трансформацией социально-экономического и политического развития страны, сменой планово-административной экономики и монополии КПСС на ценности рынка, демократии и политический плюрализм. В этих условиях преобразования в системе российского высшего образования не могли не быть более радикальными и более сложными, чем в странах Запада.

В связи с отмеченными факторами проблема изучения и осмысления опыта реформирования системы высшего образования в 1985-2000 гг. не только в масштабах России в целом, но и в отдельных регионах, представляется чрезвычайно важной и имеет не только познавательное, но и большое практическое значение.

Степень изученности темы исследования. Научная литература, посвященная проблемам высшей школы исследуемого периода, включает работы ученых различных отраслей науки: социолого-философской, экономической, педагогической, исторической.

Изданные в России в 90-е гг. прошлого века на русском языке работы Д.Белла1, М.Пората2, Т.Шульца2 позволили российским ученым исследовать проблемы высшей школы страны с позиций теорий: постиндустриального, информационного общества, человеческого капитала. В трудах В.Л.Иноземцева, С.А.Дятлова, С.А.Курганского российская экономика, российское образование конца XX века анализировались с позиций данных теорий3.

Значительный вклад в разработку философского осмысления современных проблем образования, его роли в решении социальных задач внесли Б.С.Гершунский4 и И.М.Ильинский5. В книге Б.С.Гершунского важное место отводится технологизации и практической ориентации образовательных доктрин для решения актуальных проблем и стратегии развития образования. Высокой оценки заслуживают выводы автора по философским и мировоззренческим проблемам образования в XXI веке.

В экономической литературе теоретические и практические проблемы экономики образования и финансового обеспечения высшей школы анализируются в работах В.И.Жукова6, А.А.Воронина7, сборниках статей «Вуз и рынок»8. Особое внимание в этих трудах уделено изменениям во взаимоотношениях между вузами и предприятиями различных форм собственности в вопросах подготовки специалистов в обстановке, когда прекратилась система государственного распределения выпускников вузов.

Существенное развитие получила социология образования. Вопросы образования рассматриваются в социологических работах, авторами которых являются А.Л.Арефьев, И.С.Болотин, В.Ю.Вишневский, Н.М.Дмитриев, Н.А.Лоншакова, В.Ф.Пугач, Л.Я.Рубина, М.Н.Руткевич, В.В.Сериков, Ф.Р.Филиппов, В.Г.Харчева, Ф.Э.Шереги1. В этих работах проблемы высшей школы анализируются в широком контексте взаимодействия различных социальных сред: семейной, школьной, вузовской, профессиональной, информационной, социально-психологической. Исследования по этой проблематике важны и в плане теоретического осмысления трансформации социальной структуры российского общества, в частности изменения социального состава студенчества, квалификационно-возрастного состава преподавательского корпуса вузов.

Реформы высшей школы России происходили на фоне активно развивавшихся глобализационных процессов в области образования во всем мире. Авторы публикаций о развитии высшей школы за рубежом в 1980-1990-е гг. освещают вопросы финансирования и управления вузами, организации научных исследований, роли государства в обеспечении доступности и качества образования в высшей школе. Л.В.Зарецкая считает, что одним из центральных в дискуссии по проблемам высшего образования в Европе был вопрос о том, каким должно быть соотношение государственного и частного финансирования. При этом в основе аргументов у «правых» были доводы за эффективность образования, у «левых» - за равенство2.

Процессы реформирования высшего образования в 1980-1990-е гг. были предметом исследования сотрудников научно-исследовательского института высшего образования в России. Результаты их работы находили отражение в ежегодных докладах о развитии высшего образования в стране3.

Целый ряд публикаций посвящен исследованию государственной политики в области образования. При этом надо заметить, что ряд ученых политику в области образования не выделяют в качестве самостоятельного ее направления, а включают в структуру социальной политики. Между тем, в российском законодательстве 1990-х гг. политика в области образования выделена в качестве самостоятельного направления государственной политики1.

Можно согласиться с мнением доктора наук, депутата Госдумы РФ О.Н.Смолина, о том, что политика в области образования «охватывает комплекс предпринимаемых либо программируемых государством, его органами, политическими партиями и другими субъектами политического действия в отношении образования, а образовательная политика, помимо указанного выше, включает в себя образовательные компоненты и образовательное воздействие других направлений внутренней политики (экономической, социальной, информационной и т.п.)»2. В этом ключе заслуживает внимания монография Л.Шпаковской. посвященная проблемам политики в этой сфере социальной жизни в Европе и России3.

Конкретные проблемы реформирования высшей школы, те тенденции, которые получали развитие в вузовском образовании под влиянием рыночных отношений, анализировались во многих научных статьях журнала «Высшее образование в России». Так, в статье С.И.Ерковича и С.В.Суворова поднята проблема многоуровневого образования4.

В меньшей степени рассматриваются интеграционные процессы в российской высшей школе. С.С.Запрягаев считает, что непрекращающаяся «утечка» специалистов в области фундаментального естествознания и высоких технологий в страны Запада и США убедительно доказывает, что высшее профессиональное образование в России является востребованным работодателем на мировом рынке труда, поэтому вполне обоснованы усилия вузов России выйти на мировой рынок образовательных услуг и быть узнаваемыми на нем1.

Проблемы воспитательной деятельности в вузах и связанные с ними процессы гуманизации и гуманитаризации образования рассматриваются в статьях Т.Айриева и Н.Клушиной2, О.Мельничук и А.Яковлевой3. В полемической статье А.Любимова сделана попытка подвести итог «намерениям, обретениям, потерям» в реформах высшего образования4. Среди итогов реформирования автор поднимает вопрос об академических свободах, вузовской автономии, выборности ректоров.

При анализе литературы по высшей школе надо иметь в виду, что от событий, происходивших в 1985-2000 гг., нас отделяет небольшой исторический период. Процессы, которые начинали развиваться в высшей школе в те годы, и были предметом горячей полемики в обществе, продолжаются и сегодня и по-прежнему актуальны и политически злободневны. Историография темы исследования только начинает складываться.

В историографии по высшей школе в указанный период можно выделить два направления. Первое представлено работами руководителей высших государственных органов, разрабатывавших и проводивших в жизнь политику перестройки и рыночных реформ, а также сторонников их взглядов4.

Второе направление в историографии представлено во многом работами руководителей и преподавателей вузов. В этом ряду следует назвать прежде всего коллективную работу ученых, одним из авторов которой был В.А.Садовничий – председатель Совета ректоров российских вузов, ректор МГУ им. Ломоносова5.Взгляды В.А.Садовничего в отношении политики и практики реформирования высшей школы излагались им в выступлениях на съездах ректоров России, в статьях и интервью в периодической печати1. Эти взгляды находили поддержку значительного числа ректоров и профессорско-преподавательского состава вузов. Наиболее четко эта позиция изложена в монографии В.Жукова2.

Автор утверждает, что расхождения между политикой Госкомвуза России и вузовской общественностью «находятся в области идеологии развития высшей школы, что отечественная система образования – одна из сильнейших в мире и не нуждается в копировании западной модели, что многоуровневая подготовка не является ни оптимальной, ни общепризнанной. Аналогичную позицию занимает Д.А.Федосов: в советской высшей школе все было хорошо; либералы-реформаторы развалили СССР и экономику; развалить высшую школу не дали ректоры и, прежде всего, «выдающийся борец за все лучшее, что в ней есть, академик РАН Виктор Антонович Садовничий»3.

В свою очередь, авторы аналитического доклада «Высшее образование в России» под редакцией проф. В.Л.Глазычева о противостоянии власти и ректоров пишут так: «Союз ректоров занимает жесткую позицию сопротивления, взывая как к реальным, так и иллюзорным достоинствам системы, унаследованной от советской эпохи. Прошлое описывается в розовых тонах, как если бы до перестройки не было разрушающихся зданий, убогих общежитий, миллионов недоучек, получавших дипломы только потому, что процент разрешенного отчисления неуспевающих был ничтожно мал»4.

Итак, в сложной ситуации, в которой находилась высшая школа в связи с кризисным состоянием общества, в литературе отчетливо проявляется, с одной стороны, неоправданная идеализация высшего образования в советские годы и стремление сохранить его в неизменном виде; с другой – стремление быстрыми темпами внедрять неапробированные западные модели высшего образования, слабо подкрепляя реформы финансовыми вливаниями. Вместе с тем надо отметить, что в большинстве работ необходимость модернизации не подвергалась сомнению, а предметом острых дискуссий являлось содержание и направление реформ.

В отношении историографии истории вузовского образования Иркутской области заметим, что обобщающих трудов по истории высшей школы Приангарья пока нет. Вместе с тем проблема развития высшей школы в Иркутской области в советский период нашла освещение в монографиях В.Н.Казарина1, В.П.Яговкина2, Ю.А.Ведерникова3.

В работе В.Н.Казарина впервые комплексно и глубоко исследована тема истории образования, науки и интеллигенции Восточной Сибири второй половины 1940-х – середины 1960-х гг. Монографии всех трех авторов отличает новизна подходов, привлечение источников, ранее недоступных исследователям, критический анализ процессов и явлений в области образования. Указанные исследования посвящены предыдущим этапам в развитии образования и науки в Восточной Сибири и поэтому помогают понять, как формировалась в этом регионе высшая школа, вузовская наука, династии вузовских ученых, что имеет важное значение при изучении проблем вузовского образования изучаемого нами периода.

В книге Ю.М.Краковского и В.К.Карнауховой «Высшая школа Иркутской области», имеющей подзаголовок «История, анализ, развитие», основное содержание посвящено экономическим проблемам высшего образования, исторический аспект представлен весьма кратко4.

Отдельные проблемы реформирования высшей школы: гуманизация, гуманитаризация, фундаментальность образования, дистанционное обучение, непрерывная подготовка, международное сотрудничество и др. были предметом анализа и обсуждения на проходивших в Иркутске практических и теоретических конференциях – международных, российских, региональных, вузовских. Материалы конференций дают возможность познакомиться с опытом работы иркутских вузов, поисками научной и научно-практической мысли преподавателей в обеспечении учебного процесса, применении новых образовательных технологий и инновационных процессов в вузах, адаптации вузов в условиях перехода к рынку1.

Историографию вузовского образования Иркутской области невозможно представить сегодня без изданных за последние 15 лет работ по истории практически всех крупных вузов Приангарья2. Эти книги раскрывают историю их становления, создания и развития в них профессорско-преподавательских коллективов и научных школ, подготовки специалистов в соответствии с потребностями страны и региона, многогранную жизнь вузовских коллективов. Подготовка и выпуск книг по истории вузов был приурочен к юбилейным датам и в силу этого нерешенные проблемы, недостатки в деятельности этих учебных заведений не находили освещения на страницах таких изданий.

Итак, историографический обзор позволяет сделать следующие выводы.

1. Предметом изучения подавляющего большинства исследователей высшего образования России является период рыночных реформ 1990-х гг. Годы перестройки (1985-1991) по существу выпали из внимания, как историков, так и представителей других наук.

2. В литературе о высшей школе последнего десятилетия XX в. основное внимание посвящено вопросам коммерциализации образования. Проблемы регионализации, интеграции, многоуровневого образования рассматриваются через призму рыночных отношений, но проблемы эти многоаспектны. Слабо освещены вопросы содержания образования, международного сотрудничества вузов, вузовской науки.

3. История вузовского образования в Приангарье в исследуемые годы представлена либо соответствующими разделами юбилейных изданий отдельных вузов, либо научными статьями по проблемам коммерциализации высшего образования в области.

Таким образом, при всей значимости проблемы недостаточная ее научная освещенность в общероссийских масштабах и, особенно по Иркутской области обусловили выбор данной темы исследования и ее содержание.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Высшая школа в период трансформации российского общества во второй половине 80-х 90-е годы ХХ века (на материалах Иркутской области) iconЛитература в России во второй половине XIX века
Во второй половине XIX в разночинцы вытесняют передовых дворян в революционном движении. На пореформенные годы приходится разночинский...

Высшая школа в период трансформации российского общества во второй половине 80-х 90-е годы ХХ века (на материалах Иркутской области) iconПроверка знаний по теме «Экономическое развитие России во второй половине 18 века»
Отметьте черты развития русской промышленности в середине – второй половине 18 века

Высшая школа в период трансформации российского общества во второй половине 80-х 90-е годы ХХ века (на материалах Иркутской области) iconПрограмма семинарского занятия Тема Реформы в условиях институционального...
Перестройка и экономические и политические реформы второй половины 1980 гг. Конфликт двух политических курсов как основное содержание...

Высшая школа в период трансформации российского общества во второй половине 80-х 90-е годы ХХ века (на материалах Иркутской области) iconПлан мероприятий по реализации государственной политики в области...
Разработка и принятие Закона Иркутской области «Об отходах производства и потребления на территории Иркутской области»

Высшая школа в период трансформации российского общества во второй половине 80-х 90-е годы ХХ века (на материалах Иркутской области) iconОб утверждении государственной программы иркутской области
Иркутской области и их формирования и реализации, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 26 июля 2013 года...

Высшая школа в период трансформации российского общества во второй половине 80-х 90-е годы ХХ века (на материалах Иркутской области) iconЗакон и право. 2000. N 10. С. 16-18
...

Высшая школа в период трансформации российского общества во второй половине 80-х 90-е годы ХХ века (на материалах Иркутской области) iconПояснительная записка по основным параметрам прогноза социально-экономического...
Ской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов (далее – Прогноз) разработан с учетом норм Бюджетного кодекса Российской...

Высшая школа в период трансформации российского общества во второй половине 80-х 90-е годы ХХ века (на материалах Иркутской области) iconИнформация
Дня молодого избирателя на территории Иркутской области в период с 4 февраля по 24 февраля 2013 года, утвержденной постановлением...

Высшая школа в период трансформации российского общества во второй половине 80-х 90-е годы ХХ века (на материалах Иркутской области) icon«Проблемы трансформации социально-институциональной структуры современного...
Чуланов В. А., Дементьева В. Ю. Профессиональное нищенство как социальное явление современного российского общества // Вестник юргту(нпи)....

Высшая школа в период трансформации российского общества во второй половине 80-х 90-е годы ХХ века (на материалах Иркутской области) icon«Мировая экономическая система и глобальные проблемы современности»
Но все же это была далекая предыстория, своего рода “инкубационный период” современных глобальных проблем. В полной мере эти проблемы...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную