Учебное пособие для вузов. Рецензенты






Скачать 87.75 Kb.
НазваниеУчебное пособие для вузов. Рецензенты
Дата публикации01.02.2015
Размер87.75 Kb.
ТипУчебное пособие
e.120-bal.ru > История > Учебное пособие
Г.И.Герасимов
История современной России: поиск и обретение свободы

1985 – 2007
Учебное пособие для вузов.

Рецензенты:

доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки В.Семин,

доктор исторических наук, профессор, И.Шеин.

Герасимов Г.И. История современной России: поиск и обретение свободы. 1985 – 2007: Учебное пособие для вузов.
Учебное пособие предназначено для изучения курса истории современной России. Главная цель настоящего пособия состоит в выявлении смысла исторического развития современной России, который, по мнению автора, заключается в поиске и обретении свободы российским народом.

Учебное пособие отличается от ранее выпущенных учебных изданий аналогичного характера особенностями авторской концепции анализа исторических событий, новизной, полнотой охвата и глубиной разработки учебного материала. Пособие насыщено иллюстративным материалом, позволяющим полнее раскрыть историческую эпоху и почувствовать ее особенности.

Для студентов, аспирантов, преподавателей высшей и средней школы и всех желающих больше узнать о недавнем прошлом нашей страны.



Предисловие 2

Введение 4


Предисловие



Учебное пособие предназначено для изучения курса истории современной России.

Проведение реформ и выход на этой основе из глубокого системного кризиса в начале XXI века привели к объективной потребности в новом ос­мыслении событий современной российской истории. Главная цель — выявить смысл исторического развития современной России. Автор в качестве методологической основы взял либеральные идеи выдающихся российских историков С.Соловьева, Б.Чичерина, В.Ключевского, лежащие в основе их теоретических подходов к историческому процессу, а также взгляды Н.Бердяева на роль свободы как первоосновы бытия и существования человека.

Подготовленное на новой концептуальной основе пособие предлагает авторскую трактовку многих известных проблем. Поиск и обретение свободы предстали как основа для консенсуса в обществе по поводу оценок главных событий новейшей истории России. Придание высокого смысла российской истории дало возможность прекратить рассматривать ее как непрерывную череду ошибок, преступлений и предательства национальных интересов. Позволило представить исторические события как диалектическое единство процессов разрушения старого, возникновения и становления нового.

На такой истории можно воспитывать в гражданах страны чувство гордости за российское государство и его прошлое.

В настоящем пособии — самом полном на сегодняшний день изло­жении истории современной России — раскрывается смысл великих и трагических событий конца ХХ века. Прослежена связь между советским и постсоветским пе­риодами истории России. Показаны условия возникновения и становление Российской Феде­рации, особенности развития современного российского государства и общества. Получили освещение основные проблемы социально-экономи­ческого развития, внутренней и внешней политики, культуры, духовной жизни и социальной сферы.

Автор изложил собственное понимание проблем истории Отечества. Руководствуясь требованиями Госстандарта, под заголовком «палитра мнений» приводит альтернативные точки зрения на происходившие процессы, отношение к тем или иным событиям, политическим и общественным деятелям.

Методический аппарат учебного пособия, его иллюстративное оформление нацелены на более глубокое пони­мание сущности исторических процессов, событий и фактов. Пособие построено в соответствии с хронологическо-проблемным принципом, предусматривающим изучение истории России по периодам, а внутри них — по проблемам. Оно состоит из предисловия, введения и четырех глав, которые разделены на соот­ветствующие параграфы, приведена библиогра­фия использованной и рекомендуемой литературы. Разумеется, даже при самом тщательном отборе, включая проверку отобранного, в материал могли вкрасться неточности и ошибки — автор заранее просит за них прощения у читателя, ибо хорошо понимает, что несет ответственность и за чужие ошибки, если они воспроизведены в его работе.

В конце глав поме­щаются вопросы для самоконтроля. Параграфы завершаются формулировкой основных выводов. Издание содержит обширный иллюстративный и документальный мате­риал, который способствует более глубокому усвоению курса. Толкование основных исторических, политических и экономических терминов и понятий можно найти в словаре, помещенном в конце книги.

В заключение автор хотел бы выразить искреннюю признательность директору Института общественного проектирования (ИнОП) В.Фадееву, по чьей инициативе он два года назад взялся за работу над курсом истории современной России, без заинтересованного и деятельного участия которого выход книги был бы невозможен. Ответственному редактору издания — М.Рогожникову, соавтору основных идей, положенных в основу концепции истории современной России, а также сотрудникам ИнОП, своим советом и участием оказавшим неоценимую помощь в подготовке учебного пособия: А.Механику, М.Тарусину и Л.Череховской.

Словарь исторических, политических и экономических терминов (глоссарий) составлен О.Родионовым.

Пособие предназначено для студентов, аспирантов, преподавателей высшей и средней школы и всех же­лающих больше узнать о недавнем прошлом нашей страны.

Автор — Герасимов Григорий Иванович, доктор исторических наук.


Человек раб потому, что свобода трудна, рабство же легко.

Николай Бердяев1

Введение


Смысл отечественной истории XX — начала XXI века заключается в поиске и обретении свободы российским народом.

В середине 1980-х годов Союз Советских Социалистических Республик, а затем и возникшая на его обломках Россия вступили в период великих событий, коренным образом изменивших мир, нашу страну и общество. Они будут во многом определять вектор развития человечества в XXI веке.

Величие прошедшего двадцатилетия, прежде всего, в глубине и масштабе произошедших преобразований. На очень большой территории, включающей СССР и страны Восточной Европы, полностью изменились политические системы, государственные границы и положение людей. Государства, входившие до 1991 года в Советский Союз, включая Российскую Федерацию и еще 14 республик, воспользовались своим правом на выход из состава Союза. В результате возникла свободная, демократическая и суверенная Россия

Конец XX века — это и весьма драматические события. Распад Советского Союз оставил за пределами отечества 25 миллионов русских и людей других национальностей. Резкое ослабление государства болезненно отразилось на судьбах и жизни большинства населения современной России.

Содержание процессов, которые привели к образованию Российской Федерации, невозможно без понимания смысла истории России и СССР.

Ликвидация крепостного права в 1861 году оказалась неравна свободе. Народ продолжал оставаться несвободным. Вследствие ошибок царского правительства и поражений в первой мировой войне в стране сложилась революционная ситуация. Революция 1917 года — это трагический порыв к свободе, закончившийся величайшей тиранией. Революция была попыткой реализовать идеалы свободы и демократии в российских условиях, но прорыв в «царство свободы» оказался невозможен.

В результате огромного напряжения сил народа, вдохновленного утопичной коммунистической идеей, а также массового применения идеологического и физического насилия, вплоть до уничтожения сограждан, в СССР в первой половине ХХ века была создана мощная экономика. По своим масштабам она была второй экономикой мира, что позволило добиться главного достижения советского периода – победить в Великой Отечественной войне, отстояв свободу и независимость страны и ее народа.

После Великой Победы над фашистской Германией, СССР превратился в сверхдержаву, контролировавшую треть населения и территории земли. Шли годы, на оборону от многочисленных врагов тратились огромные средства, не намного меньшие шли на поддержку друзей и союзников и только собственный народ жил хуже большинства тех и других. Но, главное, народ так и не получил той свободы, ради которой было пролито столько своей и чужой крови.

Обещанное построение коммунистического общества откладывалось, проходили назначенные сроки, а рай на одной шестой части суши все не наступал. Люди разочаровывались в коммунистических идеалах, начинали понимать, что они недостижимы в принципе. Вместе с этим приходило горькое осознание того, что многие жертвы и лишения были напрасны.

Несмотря на некоторое снижение темпов экономического развития, народное хозяйство продолжало наращивать объемы выпуска продукции. Советский человек первым покорил космос и приспособил атом для мирных нужд. Для достижения этих высот была создана прекрасная, одна из лучших в мире, система аобразования. Однако экономика советского государства, державшаяся в последние годы во многом за счет доходов от продажи нефти, оказалась неспособной удовлетворить растущие потребности населения. Миллионы людей продолжали жить в бараках, толпились в бесконечных очередях, порожденных недостатком товаров. Вторая по мощи экономика мира не смогла обеспечить нормальную мирную жизнь общества.

В основе административно-командной системы лежало идеологическое и физическое насилие. Постепенный отказ от него привел к тому, что экономический механизм стал давать сбои на самых сложных, самых ответственных участках, связанных, прежде всего, с научно-техническим прогрессом.

При Сталине не было создано действенного механизма обновления партийного и государственного руководства. Со временем власть оккупировали серые приспособленцы, готовые выполнить любое указание очередного партийного властителя. Это привело к кризису управляющей системы в годы застоя.

Самый передовой на словах строй на деле оказался и несправедливым и несвободным, способным удовлетворить лишь минимальные потребности людей. Особенно сильно разрыв между словом и делом был виден на фоне западных стран, жители которых не только лучше жили, чем граждане СССР, но зачастую были и лучше социально защищены. Это заставляло власти ограничивать контакты с остальным миром, сводить их к минимально необходимым, скрывать информацию, вводить цензуру, преследовать инакомыслие.

Коренной недостаток советской социалистической системы был в отсутствии свободы. Хотя именно ради нее советский народ сделал революцию, проливал кровь в гражданской и Великой Отечественной войнах. Существовавший в стране коммунистический режим оказался несовместим со свободой.

В советском народе продолжала жить неутоленная жажда вольной жизни. К 80-м годам ХХ столетия сложился классический революционный кризис верхов и низов. Перестройка социально-экономических и политических отношений, начатая под руководством генерального секретаря ЦК КПСС М.Горбачева, стала попыткой проведения революции сверху. Разбуженные реформаторами мощные социальные силы вышли из-под контроля руководившей всей жизнью страны партии и привели к крушению не только КПСС и существовавшего строя, но и к развалу государства, распаду СССР. Выход из глубочайшего кризиса российский народ нашел на путях сохранения и укрепления завоеванной свободы и создания российской суверенной государственности.

Российская Федерация, образованная на обломках советской империи, прошла нелегкий исторический путь становления демократических и рыночных отношений. За отказ от прежней общественной системы и обретение свободы народ заплатил огромную цену — страна прошла через глубочайший экономический кризис, социальные потрясения, период олигархического правления2.

Свобода — это возможность действовать на основе личного выбора, а не под давлением внешних обстоятельств. Свобода челове­ка ограничивается интересами и права­ми других людей. Это понятие многогранное. В российской политической сфере она была непосредственно связана с расширением политических прав и соблюдением демократических процедур. В экономике современной России ее олицетворением стал рынок. В социальной области ее развитие выражалось в расширении прав, развитии гражданского общества и установлении социальной справедливости как равенства возможностей граждан. В российской культурной и духовной сфере раскрепощение проявлялось в свободе творчества.

Сегодня, когда мы становимся свидетелями ренессанса России, выхода страны из кризисного состояния, мы отчетливо понимаем, какой тяжелый путь позади и как много еще предстоит сделать. Несмотря на трудности, страна поднимается, и пусть основные контуры будущего пока неясно прорисованы, но понятно, что это будет держава, которой мы будем гордиться, и жизнь в которой будет свободной и достойной для ее граждан.


1 Бердяев Николай Александрович — русский философ и публицист. В 1922 году был выслан за границу, где и проработал до конца жизни.

2 Олигархия — форма правления, при которой государственный аппарат явно или скрытно подчинен небольшой группе людей, обладающих господствующим влиянием, основанным на владении средствами производства, финансами и т.д.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебное пособие для вузов. Рецензенты iconУчебное пособие разработано в соответствие с программой дисциплины...
Учебное пособие предназначено для студентов вузов, обучающихся по направлению «Прикладная информатика». Учебное пособие также может...

Учебное пособие для вузов. Рецензенты iconУчебное пособие для вузов
Экономика градостроительства: Учебное пособие для вузов / Под ред. Ю. Ф. Симионова. – М.: Икц «МарТ», Ростов-н/Д: Издательский центр...

Учебное пособие для вузов. Рецензенты iconЛитература Введение
Учебное пособие предназначено для магистров дневного и заочного отделений экономических специальностей. Данное учебное пособие может...

Учебное пособие для вузов. Рецензенты iconА. В. Непомнящий Рынок ценных бумаг Учебное пособие Москва 2008
Учебное пособие предназначено для студентов вузов специальностей «Менеджмент организаций», «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» и«Финансы...

Учебное пособие для вузов. Рецензенты iconУчебное пособие Курс лекций Для студентов высших учебных заведений...
Учебное пособие предназначено для студентов вузов, но может быть полезно и тем, кто самостоятельно изучает экономическую теорию

Учебное пособие для вузов. Рецензенты iconСборник задач по физике : учебное пособие для студентов вузов / под...
Курс физики : учебное пособие для студентов вузов / Р. И. Грабовский. 12-е изд., стер. Санкт-Петербург; Москва; Краснодар : Лань,...

Учебное пособие для вузов. Рецензенты iconУчебное пособие для студентов экономических вузов Волгоград «информресурс»
Учебное пособие предназначено для студентов экономических специальностей, а также лиц, совершенствующих письменную и устную речь...

Учебное пособие для вузов. Рецензенты iconУчебное пособие содержит упражнения, задания, образцы документов...
Учебное пособие предназначено для студентов неязыковых факультетов педагогических вузов и может быть использовано для аудиторной...

Учебное пособие для вузов. Рецензенты iconУчебное пособие дает представление о теории и практике функционирования...
Учебное пособие предназначено для студентов, аспирантов и преподавателей экономических вузов, слушателей школ бизнеса, экономистов,...

Учебное пособие для вузов. Рецензенты iconУчебное пособие Нижний Новгород 2012 удк ббк м-15 Мизиковский И....
М-15 Мизиковский И. Е., Милосердова А. Н., Ясенев В. Н.: Бухгалтерский управленческий учет. Учебное пособие., 2012, 6,1п л






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную