Пояснительная записка к рабочей программе по истории для 5-х классов рабочая программа составлена на основании таких документов






Скачать 311.2 Kb.
НазваниеПояснительная записка к рабочей программе по истории для 5-х классов рабочая программа составлена на основании таких документов
страница1/3
Дата публикации03.11.2016
Размер311.2 Kb.
ТипПояснительная записка
e.120-bal.ru > История > Пояснительная записка
  1   2   3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к рабочей программе по истории для 5-х классов.

Рабочая программа составлена на основании таких документов:

  1. Примерной программы основного общего образования Министерства науки и образования РФ по истории.

  2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования от 5.03.2004 №189.

  3. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Чувашской Республики с русским (неродным) языком обучения, утвержденный приказом Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики № 473 от 10.06.2005 года.

  4. Учебный план школы.

По учебному плану на изучение истории в 5 классе предусмотрено 68 часов (в неделю 2 часа).

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важную роль в развитии личности и социализации учащихся, приобщения их к культурным традициям, развитии в исторически сложившееся сообщество. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.

В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом    социально-экономического, политического и культурного  развития общества и его граждан. Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает    новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях учащихся ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде.

Программа по истории Древнего мира составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования (раздел «История») и задает перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе.
В курсе «История Древнего мира» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств и др., прослеживаются линии     взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур.

Основу курса составляют следующие содержательные линии:
1. Историческое время — хронология и периодизация событий и процессов.

2. Историческое пространство — историческая карта России и мира, ее динамика.

3.Историческое движение:

- эволюция трудовой деятельности людей, развитие техники; изменение характера экономических отношений;
- формирование и развитие человеческих общностей;

- образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти;
- история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных учений и мировоззренческих систем; научного знания, духовной и художественной культуры; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;
- развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории.

В курсе происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. При этом вводится понятие «цивилизация», противопоставленное первобытности. Цель курса - дать школьникам знания о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности.

В данной программе при отборе фактов и явлений, основным критерием явилась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры. Исходя из задачи курса – формировать историческое мышление – дается представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а так же представление о том, чем Древний мир отличается от современного. Изучая историю на ступени основного общего образования учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.

Отличительной особенностью рабочей программы является ее интегративность, объединение курсов всеобщей и отечественной истории при сохранении их самостоятельности и самоценности. Цель изучения всеобщей истории – это формирование общей картины исторического развития человечества, получение учениками представлений об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях. При этом, учитывая небольшой объем времени, выделяемый на всеобщую историю, необходимо опускать многие второстепенные детали и делать акцент на определяющих явлениях, помогающих, в первую очередь понять и объяснять современный мир.

Другой отличительной особенностью рабочей программы является использование учебно-методологической системы понятий, с помощью которой происходит осмысление исторического процесса. В основу этой системы понятий положено сочетание разных подходов к изучению истории (цивилизационно-локального, цивилизационно-стадиального, модернизационного, формационного). Основой системы понятий в 5–6-м классах являются: «первобытное общество» и «цивилизация» (в двух значениях – «ступень развития» и «культурная общность»).

Курс истории рассматривается в динамике, что позволяет выделить все стадии, этапы всемирно- исторического процесса. Программа хронологически и тематически охватывает весь период всеобщей истории: от первобытности до современности. При этом новый цивилизационный подход обеспечивает ряд очень важных преимуществ:

- уделяя внимание системообразующим чертам цивилизаций происходит их исследование в их взаимосвязи с другими цивилизациями, что создаёт полную картину развития мировой истории;

- усилен акцент на показ и раскрытие культурно-исторических факторов, что означает повышенное внимание к духовному наследию и проникновению во внутренний мир человека.
Изучение истории в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

-развивать умения по применению исторических знаний в жизни;
-объяснять разнообразие современного мира, связывая в целостную картину различные факты и понятия первобытной и древней истории: происхождение человеческого общества, народов и государств; разделение обществ на первобытные и цивилизованные, на западные и восточные;
- рассматривать в развитии процессы перехода первобытных обществ на ступень цивилизации, выделять истоки современных общественных явлений, ценностей, которые зародились в Первобытном и Древнем мире;

- видеть истоки современных нравственных ценностей в традициях и религиях древних обществ;
- отмечать вклад каждой древней цивилизации в общечеловеческую культуру.

Основное содержание курса «История Древнего мира».
Первобытное общество

Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, края. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения.

Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства.
Древний Восток

Древний Египет: природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия древних египтян. Мифы о богах. Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте.

Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население. Сказания о героях и богах. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава. Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования. Возвышение Персидской державы и ее завоевания.

Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания. Будда.

Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая китайская стена.

Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока.
Древняя Греция и эллинистический мир

Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит, Микены). Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Полис – город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Афины. Афинская демократия. Демос и знать. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Пелопонесские войны.

Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и его держава. Греция и государства Востока под властью преемников Александра.

Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира. Развитие научных и философских знаний. Архимед.Платон. Аристотель. Школа и образование. Литература и театральное искусство. Архитектура и скульптура. Олимпийские игры.
Древний Рим

Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны. Войны с Карфагеном. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Восстания рабов. Спартак. Гражданские войны.

Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. Римское право. Империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан. Христианские святые мученики. Признание христианства государственной религией Римской империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Западной Римской империи.

Культурное наследие Древнего Рима. Архитектура и скульптура. Римская литература и театр, «золотой век» поэзии. Ораторское искусство.

№ раздела

Название раздела

Количество часов

1

Жизнь первобытных людей

6

2

Древний Восток

36

3

Древний Рим

20

4

Контрольная работа

6

Итого

68
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка к рабочей программе по истории для 5-х классов рабочая программа составлена на основании таких документов iconПояснительная записка к рабочей программе по обж
...

Пояснительная записка к рабочей программе по истории для 5-х классов рабочая программа составлена на основании таких документов iconПояснительная записка Данная рабочая программа по истории 6 класса...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Реченская основная общеобразовательная школа

Пояснительная записка к рабочей программе по истории для 5-х классов рабочая программа составлена на основании таких документов iconРабочая программа по истории для 5-9 классов (фгос ооо)
Рабочая программа по физической культуре для 5 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов

Пояснительная записка к рабочей программе по истории для 5-х классов рабочая программа составлена на основании таких документов iconПояснительная записка к программе курса истории в 11 классе рабочая...
Программа История. Академический школьный учебник\ 5-11 классы \Сборник программ по отечественной и зарубежной истории и обществознанию,...

Пояснительная записка к рабочей программе по истории для 5-х классов рабочая программа составлена на основании таких документов iconПояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основании
Сборника нормативных документов Федерального компонента государственного стандарта и примерных программ по географии. Москва. Дрофа....

Пояснительная записка к рабочей программе по истории для 5-х классов рабочая программа составлена на основании таких документов iconРабочая программа по истории предназначена для 9-х классов общеобразовательных...
России (А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. М., «Просвещение, 2011 г.), и рабочие программы по Всеобщей истории (А. А. Вигасин, О. С....

Пояснительная записка к рабочей программе по истории для 5-х классов рабочая программа составлена на основании таких документов iconПояснительная записка к рабочей программе по изучению географии в...
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 11 класса предусматривает обучение географии в объеме 34 часа...

Пояснительная записка к рабочей программе по истории для 5-х классов рабочая программа составлена на основании таких документов iconПояснительная записка к программе по географии 11 класс рабочая программа...
Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по географии, утвержденного Приказом Минобразования РФ

Пояснительная записка к рабочей программе по истории для 5-х классов рабочая программа составлена на основании таких документов iconПчелов Е. В. Программа курса История России с древнейших времен до...
...

Пояснительная записка к рабочей программе по истории для 5-х классов рабочая программа составлена на основании таких документов iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих...
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по обществознанию (приказ министерства образования...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную