Урока : урок обобщения и систематизации знаний






Скачать 101.49 Kb.
НазваниеУрока : урок обобщения и систематизации знаний
Дата публикации09.07.2016
Размер101.49 Kb.
ТипУрок
e.120-bal.ru > История > Урок
Методическая разработка итогового урока по истории "СССР в 1953-1964 гг."

11 класс
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цели урока:

образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся указанному периоду времени, проверить качество знаний;

развивающая: продолжить формирование умений анализировать, сопоставлять, сравнивать и обобщать информацию, делать выводы;

воспитательная: способствовать развитию навыка самоанализа своей деятельности, а также повышению мотивации на учебную деятельность.

Этапы урока:

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя (раскрытие целей урока, иллюстрация важности данного урока для понимания истории России)

3. Индивидуальная работа учащихся по карточкам

4. Работа в группах

5. Подведение итогов урока

6. Формулировка и объяснение задания на дом

Содержательные элементы, проверяемые на уроке, и их соответствие кодификатору

Код контролируемого элемента раздела, темы

Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ

Элементы содержания, проверяемые на уроке

3.2.12

XX съезд КПСС и осуждение культа личности Сталина

Экономические реформы 1950-х - 1960-х, причины их неудач

Замедление экономического роста

Борьба за власть после смерти Сталина. Деятельность Л.П. Берии, Г.М. Маленкова и Н.С. Хрущева. Начало реабилитации репрессированных

Экономические и административные реформы и их итоги

3.2.16

Особенности развития советской культуры в 1950-х гг.

"Оттепель" в духовной жизни общества

3.2.15

СССР в мировых и региональных кризисах и конфликтах после Второй мировой войны.

Политика мирного сосуществования. Углубление противостояния двух военно-политических блоков. Отношения СССР и стран Восточной Европы.

Умения и навыки, закрепляемые на уроке и необходимые на ЕГЭ

1. Соотносить общие и исторические процессы и отдельные факты

2. Проводить поиск исторической информации в источниках разного типа, анализировать её

3. Группировать исторические явления и события по заданному признаку

4. Формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам

5. Выявлять существенные черты исторических процессов, событий и явлений

6. Представлять результаты историко-познавательной деятельности в форме исторического сочинения

Характеризующие данный период документы, использованные на уроке

1. Из доклада Н.С.Хрущёва «О культе личности и его последствиях» (февраль 1956 г.)

2. Отрывок из воспоминаний Н.С. Хрущева.

3. Отрывок из записки Комиссии по разработке единого порядка пенсионного обеспечения колхозников:
ХОД УРОКА

1. Организационный момент (раздача заданий, проверка готовности учащихся к работе)

2. Вступительное слово учителя

Сегодня на уроке мы должны вспомнить основные события и тенденции хрущевского времени, а также его характерные черты. Эти знания и умения пригодятся вам при сдаче ЕГЭ по истории. Вы будете работать и самостоятельно, и в группах. В конце урока мы подведем общий итог развития СССР в 1953-1964 гг.

3. Индивидуальная работа учащихся по карточкам. Для выполнения заданий на карточках учащимся потребуется знание основных дат и последовательности событий. Каждая карточка содержит 4 задания с выбором вариантов ответа.



Вариант I

1. Установите соответствие события и даты.

1) Карибский кризис

А) 1958 г.

2) Н.С. Хрущев стал председателем Совета министров

Б) 1961 г.

3) XX съезд КПСС

В) 1953 г.

4) первый полет человека в космос

Г) 1962 г.

5) создание совнархозов

Д) 1954 г.

6) смерть И.В. Сталина

Е) 1957 г.

7) начало освоения целины

Ж) 1956 г.

2. Какое из названных событий произошло раньше других?

1) Суэцкий кризис, 2) создание ОВД, 3) расстрел Л.П.Берии, 4) XX съезд КПСС

3. Прочтите отрывок из документа и укажите год, когда происходило это событие.

«После смерти Сталина Центральный Комитет партии стал строго и последовательно проводить курс на разъяснение недопустимости чуждого духу марксизма – ленинизма возвеличивания одной личности, превращение её в какого-то сверхчеловека, обладающего сверхъестественными качествами, наподобие Бога. Этот человек будто бы всё знает, всё видит, за всех думает, всё может сделать; он непогрешим в своих поступках»

1) в 1953 г., 2) в 1951 г., 3) в 1956 г., 4) в 1961 г.

4. Расположите события в хронологическом порядке

1) Создание ОВД, 2) визит Н.С. Хрущева в Америку, 3) выступление рабочих в Новочеркасске, 4) декларация о прекращении войны с Японией.
Вариант II

1. Установите соответствие события и даты

1) восстание в Венгрии

А) 1957 г.

2) Берлинский кризис

Б) 1956 г.

3) Н.С. Хрущев стал руководителем КПСС

В) 1961 г.

4) запуск первого искусственного спутника Земли

Г) 1954 г.

5) публикация статьи И. Эренбурга "Оттепель"

Д) 1964 г.

6) отставка Н.С. Хрущева

Е) 1953 г.

7) визит Н.С. Хрущева в США

Ж) 1959 г.

2. Прочтите отрывок из воспоминаний бывшего посла СССР в Республике Куба А.И. Алексеева и укажите, в каком году происходили описываемые события. «…Никто из советских руководителей не возражал против планов Хрущева, а маршал Малиновский довольно активно их поддерживал. Его можно было понять: ведь в тот период соотношение ядерных сил СССР и США было 1:17. Появление же наших ракет на Кубе практически уравновешивало степень ядерного риска для обеих стран».

  1. 1954 г., 2) 1962 г., 3) 1975 г., 4) 1985 г.

3. Какое событие произошло позже других?

1) выступление рабочих в Новочеркасске, 2) Суэцкий кризис, 3) отставка Г.М. Маленкова с поста председателя Совета министров СССР, 4) создание в СССР ядерного оружия

4. Расставьте события в хронологическом порядке.

1) заключение перемирия в Корее, 2) Венгерское восстание, 3) Карибский кризис, 4) Второй Берлинский кризис


После завершения задания учащиеся проводят взаимопроверку работ и корректируют свои ответы.

4. Работа в группах. Работа в группах предусматривает выполнение учащимися заданий, построенных по образцу заданий типа В и С в ЕГЭ, на время. После работы над заданиями группы сообщают результаты своей работы классу, который имеет возможность их подкорректировать.

Задание 1 (на систематизацию фактов)

Группа 1. Какие три события из перечисленных ниже относятся к эпохе Н.С.Хрущёва?

1) семилетний план развития народного хозяйства, 2) межнациональный конфликт в Фергане, 3) проведение в Москве VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов, 4) XXII съезд КПСС. Принятие новой программы партии.

Группа 2. Какие три имени из нижеперечисленных относятся к эпохе борьбы за власть после смерти Сталина?

1) Г.М. Маленков, 2) Л.П. Берия, 3) В.М. Молотов, 4) Л.И. Брежнев

Группа 1. Кто является лишним в данном ряду?

1) А. А. Ахматова, 2) М. М. Зощенко, 3) Д. Д. Шостакович, 4) М.А. Шолохов

Группа 2. Что является лишним в данном ряду?

1) снижение пенсионного возраста, 2) сокращение продолжительности рабочей недели, 3) массовое строительство жилья, 4) информационная революция

Задание 2 (анализ исторической ситуации)

Группа 1. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

Март 1953 г. стал судьбоносным моментом в истории страны. Смерть Сталина привела к возникновению проблемы выбора пути дальнейшего развития. Часть верхушки партии выступала за демократизацию режима, часть - за сохранение тоталитарного режима уже без Сталина.

Какие шаги в реализации этих двух направлений развития были предприняты? (Назовите не менее трех в различных сферах общества). Какое направление победило в результате? (Укажите не менее двух причин его победы).

Группа 2. XX съезд КПСС в феврале 1956 года имел эффект разорвавшейся бомбы. "Гвоздем" программы съезда был закрытый доклад Н.С. Хрущева "О культе личности и его последствиях". Какие последствия для внутренней жизни страны имел этот доклад? (Назовите не менее трех). Каковы последствия доклада в сфере международных отношений? (Приведите не менее двух).

Задание 3 (анализ исторических версий и оценок)

Группа 1. Ниже приведены две точки зрения на внешнюю политику СССР в 1953-1964 гг.

1. Политика мирного сосуществования двух политических систем была большим шагом на пути примирения СССР и стран Запада

2. Политика мирного сосуществования была мирной лишь по названию, а не по сути.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

Группа 2. Ниже приведены две точки зрения на выступление Н.С. Хрущева на ХХ съезде КПСС:

1. Доклад Н.С. Хрущева с разоблачением культа личности И.В. Сталина был предательским шагом по отношению к истории страны, к человеку, который имел много заслуг перед народом.

2.Доклад Н.С. Хрущева имел большое значение для жизни страны, оказал огромное влияние на общественное сознание, привел к некоторым демократическим преобразованиям в СССР.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

Задание 4.

Группа 1. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний из истории соответствующего периода.

Из доклада Н.С.Хрущёва «О культе личности и его последствиях» (февраль 1956 г.)

Сталин ввёл понятие «враг народа». Этот термин сразу освобождал от необходимости всяких доказательств идейной неправоты человека или людей, с которыми ты ведёшь полемику; он давал возможность всякого, кто в чём-то не согласен со Сталиным, кто был только заподозрен во враждебных намерениях, всякого, кто был просто оклеветан, подвергнуть самым жестоким репрессиям, с нарушением всяких норм революционной законности. Это понятие «враг народа» по существу уже снимало, исключало возможность какой-либо идейной борьбы или выражения своего мнения по тем или иным вопросам даже практического значения. Основным и, по сути дела, единственным доказательством вины делалось, вопреки всем нормам современной юридической науки, «признание» самого обвиняемого, причём это «признание», как затем показала проверка, получалось путём физических мер воздействия на обвиняемого.

Это привело к вопиющим нарушениям революционной законности, к тому, что пострадали многие совершенно ни в чём не виновные люди, которые в прошлом выступали за линию партии.

Следует сказать, что и в отношении людей, которые в своё время выступали против линии партии, часто не было достаточно серьёзных оснований, чтобы их физически уничтожить…

Произвол одного лица поощрял и допускал произвол других лиц. Массовые аресты и ссылки тысяч и тысяч людей вызывали страх и даже озлобление.

Это, конечно, не способствовало сплочению рядов партии, всех слоёв трудового народа, а, наоборот, приводило к уничтожению, отсечению от партии честных, но не угодных Сталину работников.

1. Как Хрущёв объясняет понятие «враг народа»? В чём видит причины его появления? Как это понятие использовалось в борьбе с политическими противниками?

2. В чем Н.С.Хрущёв видит последствия культа личности? Какие из них, по Вашему мнению, докладчик не назвал? Почему?

3. Какое влияние на общественное сознание оказало осуждение культа личности?

4. Сравните внешнеполитический курс СССР в период руководства Н.С.Хрущёва и Л.И. Брежнева

Группа 2. Прочтите отрывки из исторических источников и кратко ответьте на вопросы 1-3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний из истории соответствующего периода.

Отрывок из записки Комиссии по разработке единого порядка пенсионного обеспечения колхозников:

«В настоящее время, в соответствии с Уставами сельскохозяйственной и рыболовецкой артелей, колхозы сами определяют порядок и размеры пенсионного обеспечения престарелых и инвалидов колхозник в зависимости от уровня экономики колхозов и ряда других условий. При этом примерно половина колхозов не предоставляет никакого обеспечения членам сельскохозяйственной артели по старости и инвалидности. На 1 января 1959 года в сельскохозяйственных артелях насчитывалось 12,1 млн. человек престарелых и нетрудоспособных колхозников. Из этого числа 2,6 млн. человек обеспечиваются различными государственными пенсиями, 1,3 млн. человек получают небольшие пенсии и единовременные пособия от колхозов, а 8,2 млн. человек пенсиями не обеспечены.

Теперь, когда колхозы экономически окрепли и у них созданы необходимые условия для дальнейшего развития общественного производства, имеется возможность улучшить социальное обеспечение колхозников и приступить к установлению пенсий престарелым и нетрудоспособным членам всех сельскохозяйственных артелей.

Необходимость пенсионного обеспечения особенно вызывается тем, что наиболее активная часть колхозников, являвшихся организаторами и учредителями колхозов, достигла престарелого возраста, а так: и тем, что с передачей колхозам техники на работу в них перешло большое количество механизаторов в специалистов, которые, работая в машинно-тракторных станциях, имели право на государственное пенсионное обеспечение».

1. Какой экономический план действовал в период подготовки данного документа? Какая проблема в нем поднимается?

2. Как, судя по документу, обстояло дело в колхозах? Какие меры были намечены?

3. Чем принципиально отличалась социальная политика в период правления Н.С. Хрущева от предшествующего времени? Какие конкретные меры предпринимались?

5. Подведение итогов урока. Работа с классом. Мы оживили в памяти основные события хрущевского правления. Давайте вместе подумаем, в чем же заслуги Хрущева, а в чем явные просчеты. На доске заполняется таблица "Успехи и просчеты хрущевской политики".

Политика Н.С. Хрущева

Успехи

Просчеты

Выводы учителя: Сегодня на уроке мы ещё раз убедились в том, что эпоха правления Н.С, Хрущева, "оттепель", - время крайне противоречивое. Вместе с "оттаиванием" режима" и внешней демократизацией реформы Хрущева не были направлены на коренное изменение существующей системы. Были в хрущевском времени как положительные, так и отрицательные моменты, которые и делают его изучение неповторимым и очень увлекательным.

6. Домашнее задание:

Составить синквейн, посвященный эпохе Н.С. Хрущева.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока : урок обобщения и систематизации знаний iconУрок (экономика + история) «Возникновение международной торговли»
Тип урока комбинированный, с этапами изучения нового материала, систематизации и контроля знаний

Урока : урок обобщения и систематизации знаний iconУрок систематизации знаний изученного материала. Оборудование урока:...
Цель урока: актуализировать знания учащихся о понятии, целях и признаках индустриализации

Урока : урок обобщения и систематизации знаний iconРазработка урока для 7 класса по предмету: «Технология» Тема : «Технология...
Нестандартная форма обучения. Урок–соревнование, урок–презентация, урок–закрепления, повторения и проверки полученных знаний

Урока : урок обобщения и систематизации знаний iconУчитель: Лукашкин С. С. Учреждение: гбоу сош №86 Петроградского района Санкт-Петербурга Курс
Тема урока: «История решения крестьянского вопроса в первой половине XIX века» (урок повторения и обобщения)

Урока : урок обобщения и систематизации знаний iconУрока: Урок обобщение по обществознанию по теме «Экономическая сфера...
Тема урока: Урок – обобщение по обществознанию по теме Экономическая сфера общества, 8-й класс

Урока : урок обобщения и систематизации знаний iconУрока: урок-семинар. Ход урока Зачёт по теме «Африка»
Цели: закрепить и обобщить знания учащихся по теме «Африка». Осуществить контроль знаний

Урока : урок обобщения и систематизации знаний iconУрок по теме «Новые индустриальные страны Азии»
Цель урока: Формирование у учащихся умения критического анализа учебного материала, способности ее систематизации, оценки о важнейших...

Урока : урок обобщения и систематизации знаний iconУрока – урок-конференция. Цели урока
Тема урока – «География и технологические особенности народных промыслов Уральского экономического района»

Урока : урок обобщения и систематизации знаний iconУрока: урок-групповая работа Цель урока
Методическая разработка урока по истории России по теме "Внутренняя политика РФ в 2000-2008 г г."

Урока : урок обобщения и систематизации знаний iconУрока: Обобщение и систематизация знаний
Интегрированный урок-конференция по географии обществознанию «Экологические проблемы – кризис или катастрофа?»






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную