Пояснительная записка рабочая программа учебного предмета история России составлена






НазваниеПояснительная записка рабочая программа учебного предмета история России составлена
страница1/4
Дата публикации02.07.2016
Размер0.71 Mb.
ТипПояснительная записка
e.120-bal.ru > История > Пояснительная записка
  1   2   3   4
Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета история России составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень), Примерной программы среднего (полного) общего образования с учетом Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. Данная программа соответствует ООП ФК ГОС МБОУ Гимназия и учебному плану МБОУ Гимназия на 2015-2016 учебный год.

Настоящая программа представляет возможность всем учащимся получить необходимый российскому гражданину минимум исторических знаний к концу 11 класса. Изучение истории как часть процесса формирования социального опыта личности российского гражданина XXI века подразумевает единство моральных критериев, стоящих над идеологическим, политическим и культурным разнообразием современного мира. Общая цель исторического образования - приобщение школьников к национальным и мировым культурным традициям и развитие ценностно-ориентированной личности учащихся, воспитания патриотизма, формирования гражданского самосознания россиянина.

Цели и задачи курса истории России в 11 классе:

- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

- формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

История России конца XIX – начала XXI века изучается в 11 классе, курс рассчитан на 44 часа, что соответствует указанному количеству часов в Примерной программе (полного) общего образования на базовом уровне.

Курс истории России опирается на знания, полученные в ходе изучения истории на второй ступени общего образования и изучается синхронно-параллельно с курсом всеобщей истории что позволяет осуществить интеграцию отдельных тем ( первая и вторая мировые войны, международные отношения), углубить и расширить знания учащихся по истории России.

Предпочтительными формами организации учебного процесса являются лекции, школьные семинары, дискуссии, конференции, проектная деятельность. Предполагается осуществление текущего контроля в форме тестовых работ, включающих и работу с документами, и решение познавательных задач.

Учебно-тематический план



Разделы

Количество

часов

1

Кризис империи в начале ХХ века

7

2

Россия в годы великих потрясений 1914-1921 гг.


5

3

Советский Союз в 1920-1930-е гг.


7

4

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


6

5

Апогей и кризис советской системы 1945-1991 гг.


12

6

Российская Федерация в 1991-2012 гг.


7




Итого

44


Содержание учебного курса.

I. КРИЗИС ИМПЕРИИ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА (7 часов)

На пороге нового века: динамика и противоречия развития

Экономический рост. Промышленное развитие. Новая география экономики.

Урбанизация и облик городов. Отечественный и иностранный капитал, его роль в

индустриализации страны. Россия – мировой экспортер хлеба. Аграрный вопрос.

Демография, социальная стратификация. Разложение сословных структур.

Формирование новых социальных страт. Буржуазия. Рабочие: социальная

характеристика и борьба за права. Средние городские слои. Типы сельского

землевладения и хозяйства. Помещики и крестьяне. Сдвиги в крестьянском

сознании и психологии. Положение женщины в обществе. Церковь в условиях

кризиса имперской идеологии. Распространение светской этики и культуры.

Имперский центр и регионы. Национальная политика, этнические элиты и

национально-культурные движения.

Россия в системе международных отношений. Политика на Дальнем Востоке.

Русско-японская война 1904-1905 гг. Оборона Порт-Артура. Цусимское сражение.

Первая российская революция 1905-1907 гг. Начало парламентаризма

Николай II и его окружение. Деятельность В.К. Плеве на посту министра

внутренних дел. Оппозиционное либеральное движение. «Союз освобождения».

«Банкетная кампания».

Предпосылки Первой российской революции. Формы социальных протестов.

Борьба профессиональных революционеров с государством. Политический

терроризм.

«Кровавое воскресенье» 9 января 1905 г. Выступления рабочих, крестьян,

средних городских слоев, солдат и матросов. «Булыгинская конституция».

Всероссийская октябрьская политическая стачка. Манифест 17 октября 1905 г.

Формирование многопартийной системы. Политические партии, массовые

движения и их лидеры. Неонароднические партии и организации (социалисты-революционеры). Социал-демократия: большевики и меньшевики. Либеральные

партии (кадеты, октябристы). Национальные партии. Правомонархические партии в

борьбе с революцией. Советы и профсоюзы. Декабрьское 1905 г. вооруженное

восстание в Москве. Особенности революционных выступлений в 1906-1907 гг.

Избирательный закон 11 декабря 1905 г. Избирательная кампания в I

Государственную думу. Основные государственные законы 23 апреля 1906 г.

Деятельность I и II Государственной думы: итоги и уроки.

Общество и власть после революции

Уроки революции: политическая стабилизация и социальные

преобразования. П.А.Столыпин: программа системных реформ, масштаб и

результаты. Незавершенность преобразований и нарастание социальных

противоречий. III и IV Государственная дума. Идейно-политический спектр.

Общественный и социальный подъем. Национальные партии и фракции в

Государственной Думе.

Обострение международной обстановки. Блоковая система и участие в ней

России. Россия в преддверье мировой катастрофы.

«Серебряный век» российской культуры

Новые явления в художественной литературе и искусстве.

Мировоззренческие ценности и стиль жизни. Литература начала XX века. Живопись.

«Мир искусства». Архитектура. Скульптура. Драматический театр: традиции и

новаторство. Музыка. «Русские сезоны» в Париже. Зарождение российского

кинематографа.

Развитие народного просвещения: попытка преодоления разрыва между

образованным обществом и народом.

Открытия российских ученых. Достижения гуманитарных наук.

Формирование русской философской школы. Вклад России начала XX в. в мировую

культуру.

II. РОССИЯ В ГОДЫ «ВЕЛИКИХ ПОТРЯСЕНИЙ». 1914 - 1921 гг. (5 часов)

Период 1914 -1921 гг. занимает особое место в российской и мировой

истории. Он связан с чередой войн и революций, до основания потрясших основы

прежнего мироустройства. Первая мировая война не без основания считается

рубежом эпох: с ее окончанием начинается отсчет новейшего периода истории.

Начавшаяся в 1917 г. Великая российская революция, а также стартовавший в

октябре 1917 г. «советский эксперимент» по силе воздействия на общемировые

процессы признаны одними из важнейших событий ХХ века.

В результате мировой войны и революций коренным образом изменилась

геополитическая карта Европы. Почти одновременно распались четыре империи –

Российская, Австро-Венгерская, Германская и Османская. Цивилизация оказалась в

состоянии небывалого прежде глобального кризиса, сопровождавшегося массовой

гибелью солдат и мирных жителей, сменой типа экономического развития,

миграционными процессами, безработицей и резким снижением уровня жизни

населения. Голод, эпидемии, смерть и хаос становились обыденным явлением.

Одним из последствий Первой мировой войны, проявившихся в том числе в

Советской России 1920-1930-х гг., стала милитаризация экономики, усиление ее

государственного регулирования, приход к власти диктаторских режимов.

Повсеместно, а не только в России, на фоне обнищания населения, кризиса

старых властных институтов и ценностей, которым был предъявлен счет за

неспособность уберечь мир от военной катастрофы, наблюдалась резкая

радикализация общественных настроений. Популярными становились идеи

переустройства мира на коммунистических началах. В этой ситуации казалось, что

надежды большевиков на революцию в России, которая разожжет пожар мировой

революции, не были лишены оснований.

Россия оказалось в эпицентре «великих потрясений» 1914-1921 гг. Здесь

наблюдалось особенно сложное переплетение военных и революционных процессов.

В конце 1917 г. имело место наложение сразу трех ключевых факторов,

обусловивших масштаб, глубину и ожесточенность событий: первые

революционные преобразования осуществлялись в условиях продолжавшихся на

территории России сражений Первой мировой войны и уже разгоравшейся новой

войны - Гражданской. Ставшая национальной трагедией Гражданская война явилась

следствием глубокого раскола российского общества.

Катастрофическими для России оказались людские потери. Страну

захлестнула детская беспризорность. Около 2 млн. россиян, в основном из числа

«образованного сословия», покинули Россию и оказались в эмиграции.

Результатом периода войн и революций стало разорение страны, ее распад по

региональным и национальным «квартирам» и системный кризис большевистской

власти, несмотря на ее победу в Гражданской войне. На повестке дня стоял главный

вопрос - о существовании российского государства.

Россия в Первой мировой войне

Россия и мир накануне Первой мировой войны. Вступление России в войну.

Геополитические и военно-стратегические планы командования. Боевые действия

на австро-германском и Кавказском фронтах, взаимодействие с союзниками по

Антанте. Брусиловский прорыв и его значение. Массовый героизм воинов.

Национальные подразделения и женские батальоны в составе русской армии.

Людские потери. Плен. Тяготы окопной жизни и изменения в настроениях солдат.

Политизация и начало морального разложения армии.

Власть, экономика и общество в условиях войны. Милитаризация экономики.

Формирование военно-промышленных комитетов. Пропаганда патриотизма и

восприятие войны обществом. Содействие гражданского населения армии и

создание общественных организаций помощи фронту. Благотворительность.

Введение государством карточной системы снабжения в городе и разверстки в

деревне. Война и реформы: несбывшиеся ожидания. Нарастание экономического

кризиса и смена общественных настроений: от патриотического подъема к

усталости и отчаянию от войны. Кадровая чехарда в правительстве.

Взаимоотношения представительной и исполнительной ветвей власти.

«Прогрессивный блок» и его программа. Распутинщина и десакрализация власти.

Эхо войны на окраинах империи: восстание в Средней Азии и Казахстане.

Политические партии и война: оборонцы, интернационалисты и «пораженцы».

Влияние большевистской пропаганды. Возрастание роли армии в жизни общества.

Великая российская революция 1917 г.

Российская империя накануне революции. Территория и население.

Объективные и субъективные причины обострения экономического и

политического кризиса. Война как революционизирующий фактор. Национальные и

конфессиональные проблемы. Незавершенность и противоречия модернизации.

Основные социальные слои, политические партии и их лидеры накануне революции.

Основные этапы и хронология революции 1917 г. Февраль-март: восстание в

Петрограде и падение монархии. Конец российской империи. Реакция за рубежом.

Отклики внутри страны: Москва, периферия, фронт, национальные регионы.

Революционная эйфория. Формирование Временного правительства и программа

его деятельности. Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов и его

декреты. Весна–лето: «зыбкое равновесие» политических сил при росте влияния

большевиков во главе с В.И. Лениным. Июльский кризис и конец «двоевластия».

Православная Церковь. Собор и восстановление патриаршества. Выступление

Корнилова против Временного правительства. 1 сентября 1917 г.: провозглашение

России республикой. 25 октября (7 ноября по новому стилю): свержение Временного

правительства и взятие власти большевиками («октябрьская революция»).

Создание коалиционного правительства большевиков и левых эсеров. В.И.Ленин как

политический деятель.

Первые революционные преобразования большевиков

Диктатура пролетариата как главное условие социалистических

преобразований. Первые мероприятия большевиков в политической и

экономической сферах. Борьба за армию. Декрет о мире и заключение Брестского

мира. Отказ новой власти от финансовых обязательств Российской империи.

Национализация промышленности. «Декрет о земле» и принципы наделения

крестьян землей. Отделение церкви от государства и школы от церкви.

Созыв и разгон Учредительного собрания.

Слом старого и создание нового госаппарата. Советы как форма власти.

Слабость центра и формирование «многовластия» на местах. ВЦИК Советов.

Совнарком. ВЧК по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Создание Высшего

совета народного хозяйства (ВСНХ) и территориальных совнархозов. Первая

Конституция России 1918 г.

Гражданская война и ее последствия

Установление советской власти в центре и на местах осенью 1917 - весной

1918 гг.: Центр, Украина, Поволжье, Урал, Сибирь, Дальний Восток, Северный Кавказ

и Закавказье, Средняя Азия. Начало формирования основных очагов сопротивления

большевикам. Ситуация на Дону. Позиция Украинской Центральной рады. Восстание
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа учебного предмета история России составлена iconРабочая программа учебного предмета по географии (наименование учебного...
Рабочая программа учебного предмета «География» составлена в соответствии со следующими нормативными документами

Пояснительная записка рабочая программа учебного предмета история России составлена iconПояснительная записка рабочая программа учебного предмета «История Красноярского края»
Рабочая программа учебного предмета «История Красноярского края» для учащихся 9 класса составлена на основе

Пояснительная записка рабочая программа учебного предмета история России составлена iconПояснительная записка Ведение рабочая программа обществознанию для...
Чебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Обществознание»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...

Пояснительная записка рабочая программа учебного предмета история России составлена iconРабочая программа учебного предмета «История»
Оу РФ. Рабочая программа составлена на основе базисного учебного плана. Инвариантная часть базисного учебного плана обеспечивает...

Пояснительная записка рабочая программа учебного предмета история России составлена iconПояснительная записка рабочая программа учебного предмета по истории...
С использованием учебников: «История Нового времени 1800- 1913». 8 Класс под ред. А. Я. Юдовской, Л. М. Ванюшкиной; М.: «Просвещение»,...

Пояснительная записка рабочая программа учебного предмета история России составлена iconПояснительная записка; Общая характеристика учебного предмета (курса)...
Личностные, метапредметные и предметные цели( результаты),освоения учебного предмета

Пояснительная записка рабочая программа учебного предмета история России составлена iconРабочая программа учебного предмета: история России базовый уровень для 9 класса
Рабочая программа курса «История России xx-начала xxiв в.» на основе примерной программы по истории 2005г

Пояснительная записка рабочая программа учебного предмета история России составлена iconБазовый уровень пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Экономика» для X-XI классов (далее – Рабочая программа) является структурным элементом Образовательной...

Пояснительная записка рабочая программа учебного предмета история России составлена iconРабочая программа по истории для 9-х классов Пояснительная записка
История. Обществознание. 5-11 классы/ М. Просвещение, 2008 и Данилов А. А., Косулина Л. Г. «История России 20-начало 21 века». Настоящая...

Пояснительная записка рабочая программа учебного предмета история России составлена iconРабочая программа учебного предмета «История России»
Данная программа составлена на основе обязательного минимума содержания образования 1998 г.,Примерная программа основного общего...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную