Внешнеэкономическая политика азербайджанской республики в






Скачать 278.23 Kb.
НазваниеВнешнеэкономическая политика азербайджанской республики в
страница1/2
Дата публикации18.01.2015
Размер278.23 Kb.
ТипАвтореферат
e.120-bal.ru > История > Автореферат
  1   2


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ










На правах рукописи







КОЛЕСНИЧЕНКО Мария Анатольевна







ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В 1991-2011 гг.










Специальность 07.00.15 – История международных отношений и внешней политики




Автореферат


диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук








Санкт-Петербург

2012

Работа выполнена на кафедре теории и истории факультета международных

отношений Санкт-Петербургского государственного университета

Научный руководитель: Костюк Руслан Васильевич

доктор исторических наук, профессор

Официальные оппоненты: Калашников Владимир Валерьянович

доктор исторических наук, профессор

Санкт-Петербургского государственного

электротехнического университета

«ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова-Ленина

Уколова Инна Петровна

кандидат исторических наук, доцент

Национального государственного Университета

физической культуры, спорта и здоровья

им. П.Ф. Лесгафта

Ведущая организация: Российская академия народного хозяйства

и государственной службы при

Президенте Российской Федерации

Северо-Западный институт управления

Защита состоится «25» января 2013 г. в 16 часов на заседании диссертационного совета Д 212.232.65 по адресу: 191060, Санкт-Петербург, ул. Смольного 1/3, подъезд 8, ауд. 124.




С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке им. А.М. Горького Санкт-Петербургского государственного университета (199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7/9)

Автореферат разослан «___» _________________ 2012 г.




Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат исторических наук, доцент Д.И. Портнягин


Общая характеристика работы
Актуальность темы исследования. После распада Советского Союза новые независимые государства попали в ситуацию, когда их старые торгово-экономические связи оказались разрушенными, новые же только предстояло создать. Бывшие советские республики подошли к решению данной проблемы по-разному, имея для этого в своем распоряжении различную экономическую и политическую базу.

В настоящее время все они достигли различного уровня политического и экономического развития, но, при этом, в равной степени заинтересованы во взаимном укреплении сотрудничества. Так, в последнее время, российское политическое руководство предпринимает попытки усилить реинтеграционные процессы на постсоветском пространстве и упрочить связи с независимыми государствами, в том числе, для достижения экономических выгод и обеспечения безопасности своих границ и граждан.

Одной из стран, с которой Россия имеет тесные связи, является Азербайджанская Республика. Несмотря на то, что одни оценивают Азербайджан как союзника, другие – как конкурента России, взаимодействие двух стран оправдано историческими предпосылками, а на сегодняшний день даже необходимо и, следовательно, крайне актуально. В том числе и для решения иранской проблемы, волнующей российскую сторону.

Что касается Азербайджанской Республики, ее положение в период распада Советского Союза объективно было несколько хуже большинства других республик в связи с уже фактически переросшим в полномасштабную войну к 1991 г. конфликтом вокруг Нагорного Карабаха.

Данный конфликт существенно осложнял процесс реформирования социально-экономической системы государства, вынуждая его руководство в первую очередь уделять внимание внутриполитическому строительству и попыткам разрешения военного противостояния с Арменией.

Первые президенты независимого Азербайджана А. Муталибов и А. Эльчибей были неспособны справиться со сложным положением, в котором находилась страна в 1991-1993 гг., в результате чего Азербайджан оказался фактически в бедственном положении – в состоянии войны, политической и экономической нестабильности. Лишь приход к власти Г. Алиева в 1993 г. и осуществление им продуманной и последовательной политики привели к исправлению ситуации к лучшему – было достигнуто перемирие в военном противостоянии с Арменией, и начался стабильный экономический рост.

Успешно проведенное реформирование экономики Азербайджана Г. Алиевым и последующее поддержание и укрепление достигнутых ранее результатов И. Алиевым выразились в том, что на сегодняшний день страна является наиболее экономически развитым государством Южного Кавказа и одной из быстрорастущих экономик мира, принимающей непосредственное участие во всех значимых региональных проектах и тесно взаимодействующей с максимально широким кругом акторов международных экономических отношений.

Таким образом, нам представляется крайне актуальным рассмотрение политики Азербайджана в области экономики, процесса становлении Азербайджана на путь уверенного экономического развития, а также обстоятельств, позволивших стране не остановиться на достигнутом, а продолжить и еще более улучшить результаты социально-экономического положения и модернизации, превратившие ее в государство, успешно реализующее свой экономический потенциал при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Кроме того, указанные действия привели к тому, что на постсоветском пространстве у России появился достойный и надежный партнер, экономическое взаимодействие с которым принесет только выгоды обеим сторонам.

Вместе с тем, проследить обстоятельства, способствующие экономическому росту и успешному использованию Азербайджаном своего геоэкономического, ресурсного потенциала, может быть полезным его соседям по Большому Каспийскому региону при продумывании собственной внешнеэкономической политики в сферах соприкосновения взаимных интересов.

Объектом научного исследования явилась внешнеэкономическая политика Азербайджанской Республики.

Предмет исследования – механизм формирования и реализации внешнеэкономической стратегии Азербайджана за период его независимого существования.

Целью данного диссертационного исследования является выявление особенностей внешнеэкономической политики Азербайджанской Республики в 1991-2011 гг., позволившей ей стать не только лидером регионального экономического развития, но и существенно увеличить свой политический вес на международной арене.

Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи исследования:

  • выявить исторические и политические факторы, способствовавшие становлению внутри- и внешнеэкономической политики Азербайджанской Республики в 1991-2011 гг.;

  • изучить особенности нефтяной политики Г. Алиева и ее роль в достижении Азербайджаном экономической стабильности, а затем и роста;

  • выявить основные направления и особенности экономической политики Азербайджана в первые годы президентства И. Алиева;

  • исследовать особенности реализации новых проектов в Азербайджане в сфере экономики, не связанных с нефтяным сектором;

  • рассмотреть взаимоотношения Азербайджана с зарубежными государствами и международными финансовыми институтами и экономическими организациями.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1991 по 2011 гг. В конце 1991 г. на волне суверенизации, имевшей место в Советском Союзе, Азербайджан стал независимым государством. Перед страной стала необходимость фактически заново создавать механизмы политического и экономического управления, поскольку существовавшие ранее оказались разрушенными и непригодными к использованию в новых исторических условиях. Кроме того, внутриполитическая ситуация в Азербайджане на момент обретения независимости была крайне осложнена военным противостоянием с Арменией из-за Нагорного Карабаха.

В течение двадцати лет страной была проделана значительная и весьма успешная работа по выравниванию социально-экономической, политической ситуации, в результате чего ей удалось добиться высокого уровня, в том числе и экономического развития.

Так, в 2011 гг. было подтверждено залегание газа в крупных размерах на месторождениях Бабек, Абшерон, что определило Азербайджан в качестве главного поставщика газа для проектов «Южного газового коридора». Более того, в ноябре 2011 г. в Ашхабаде было окончательно утверждено строительство Транскаспийского газопровода, который предполагает прокладку трубопровода протяженностью 300 км по дну Каспийского моря из Туркменистана в Азербайджан, где он будет соединен с проектами «Южного газового коридора».

В этой связи нам кажется обоснованным считать 2011 г. крайней точкой хронологических рамок исследования.

Территориальные рамки исследования охватывают не только Азербайджан, но весь регион Южного Кавказа, а также страны Большого каспийского региона. Кроме того, при исследовании региональных проектов, осуществляющихся при участии Азербайджана, а также его взаимоотношений с зарубежными государствами и другими акторами международных отношений, территориальные рамки намного расширяются, охватывая практически весь евразийский континент и Америку.

Установление таких географических рамок исследования связано с тем, что страна занимает выгодное географическое положение, являющееся основой для реализации крупных региональных и глобальных транспортных и коммуникационных проектов, осуществление которых не возможно без ее участия.

Методологическая основа исследования опирается на системно-структурный подход к изучению исторических процессов и связанный с ним принцип историзма. Именно он помогает составить объективное видение процесса становления и развития азербайджанской внешнеэкономической политики вне влияния политизированных подходов к рассмотрению внешней политики постсоветских государств.

Для достижения поставленной нами цели и исследовательских задач были использованы исторические (хронологический, метод периодизации) и логические (стравнительно-исторический, метод исторической реконструкции, актуализации) общенаучные методы.

Источниковую базу исследования составил комплекс разнообразных источников. При этом отметим, что в силу хронологических рамок изучаемой темы автор не имел возможности пользоваться архивными источниками соответствующих ведомств и структур.

Источники, использовавшиеся нами для диссертационного исследования, можно разделить на следующие группы:

  • актовые документы и резолюции, решения руководящих органов таких международных организаций, как СНГ, ЕС, МВФ, ВБ и др.;

  • законодательные акты Азербайджанской Республики и государств, внешняя экономическая политика которых соприкасается с экономической политикой Азербайджана, в области экономики среди которых Законы «О защите иностранных инвестиций», «О банках и банковской деятельности», «О национальном банке», «О приватизации» и др.;

  • международные экономические договоры и соглашения, заключенные между Азербайджанской Республикой и широким кругом стран, в частности типовые Соглашения об экономическом и торгово-экономическом, техническом сотрудничестве, о дружбе и добрососедстве, между Азербайджаном и постсоветскими странами, большинством стран Европы, Америкой, азиатскими странами. Среди них имеются как договора, заключенные главами государств, так и межправительственные соглашения;

  • отчеты заседаний правительства Азербайджанской Республики;

  • выступления и доклады высоких должностных лиц Азербайджанской Республики и других государств, таких как

А. Муталибов, Г. Алиев, И. Алиев, Э. Мамедъяров, Д. Медведев,

М. Саакашвили, Н. Назарбаев и др.;

  • статистические материалы Государственного статистического комитета Азербайджанской Республики, международных и региональных экономических организаций, Министерства экономического развития Азербайджанской Республики, Министерства связи и информационных технологий Азербайджанской Республики и др.;

  • информационные материалы периодических изданий, среди которых наибольшую пользу автору принесли материалы азербайджанской газеты «Бакинский рабочий» за 1991-1992 гг.;

  • материалы и публикации, размещенные на сайтах азербайджанских и российских информагентств, справочных сайтах, на официальных сайтах органов государственной власти Азербайджана, России, Турции, Грузии, США и других стран, государственных и частных компаний Азербайджана, России.

Степень изученности темы. Существует большое количество работ, посвященных различным аспектам новейшей истории Азербайджана. Существенное большинство таких трудов посвящено армяно-азербайджанскому военному противостоянию из-за Нагорного Карабаха. Кроме того, большой массив составляют работы, исследующие становление и развитие нефтяного сектора Азербайджана, реализацию Нефтяной стратегии Г. Алиева, пути транспортировки энергоресурсов на мировые рынки.

При этом комплексных исследований современной внешнеэкономической политики Азербайджана не так много. Хотя, следует отметить, что большинство авторов, писавших про новейшую историю Азербайджана, в той или иной мере касались вопросов его политики в сфере экономики. Однако общим недостатком таких исследований является то, что в них нет последних, новейших данных о состоянии внешней экономики Азербайджана. Вместе с тем, ряд моментов, имеющих отношение к теме диссертационного исследования, нашли отражение в работах российских и зарубежных авторов.

Одной из работ, освещающих внешнеэкономическую политику Азербайджана, является монография Э.И. Эмир-Ильясовой «Регулирование внешнеэкономических связей Азербайджанской Республики в условиях интеграции в мировую экономику»1. В ней автор дает характеристику состояния экономики Азербайджанской ССР, подробно описывает особенности внешнеэкономических связей Азербайджана с зарубежными странами, рассматривает организационно-правовые основы азербайджанской внешнеэкономической деятельности. Среди достоинств данной работы отметим наличие разнообразного статистического материала, который автор представила в сводных таблицах, однако исследование ограничивается лишь 2003 г., что не дает представления о современном состоянии изучаемых явлений.

Большой объем статистических данных об экономике Азербайджана, состоянии его внешней торговли также содержит работа сотрудника кафедры международных экономических отношений Российского университета дружбы народов Андроновой И.В. в части, посвященной рассмотрению экономических отношений России со странами Кавказа2.

Еще одной работой, где частично рассматривается внешнеэкономическая политика Азербайджана, является монография Н. Мамед-Заде3. В своей работе автор среди всего комплекса взаимоотношений Азербайджана со странами СНГ и Восточной Европы уделяет внимание и экономическим аспектам двусторонних отношений. Однако данная работа содержит ряд спорных моментов, в частности, автор, при исследовании экономических аспектов азербайджано-российских отношений в 1999-2003 гг., отмечает рост товарооборота во взаимной торговле двух стран, но при этом заявляет, что имело место ослабление российско-азербайджанских торговых отношений4.

Среди исследований, посвященных Нефтяной стратегии Г. Алиева и развитию нефтяного сектора, как основной составляющей азербайджанской экономики, отметим работу В. Андриянова и Г. Мираламова5. Авторы приводят воспоминания руководителя Азербайджана Г. Алиева о его жизненном и политическом пути, в том числе и о заключении Контракта века в 1994 г. Также отметим книгу нынешнего президента Азербайджанской Республики И. Алиева «Каспийская нефть Азербайджана»6 и монографию Алиева Н. «Нефть и нефтяной фактор в экономике Азербайджана в XXI веке»7. В обоих изданиях авторы подробно рассматривают обстоятельства, связанные с заключением Контракта века, реализацией Нефтяной стратегии. Кроме того, в работе «Нефть и нефтяной фактор в экономике Азербайджана в XXI веке» сдержится обстоятельное описание нефтегазовых месторождений Азербайджана и соглашений, заключенных для их эксплуатации.

Среди исследователей энергоресурсов Каспийского моря, путей их транспортировки, и политических процессов в странах региона отметим С.С. Жильцова, И.С. Зонна, публикующих как самостоятельные монографии, так и работающих коллективно8, и А.И. Шумилина9. В своих работах авторы, по большей части, освящают политику США или России в отношении прикаспийских государств, при этом наибольшее внимание уделяют именно энергетической политике. Основная мысль данных исследований сводится к тому, что США заинтересованы в осуществлении энергетической политики прикаспийскими странами таким образом, чтобы снизить влияние России в регионе, Россия же заинтересована в противоположном. К сожалению, авторы не рассматривают внешнеполитические и внешнеэкономические действия Азербайджана с точки зрения проведения самостоятельной политики, направленной на получение наиболее выгодного результата в первую очередь для него самого.

К этой же группе работ отнесем сборник статей Национального бюро США Азиатских исследований «Энергетика и конфликт в Центральной Азии и на Кавказе» (Energy and conflict in Central Asia and the Caucasus)10. В данном издании отметим работы Д. Хоффмана11, М. Мандельбаума12, П. Рутленда13. Однако данные исследования также несколько политизированы. Так, Д. Хоффман определяет азербайджанскую нефть как возможно единственный инструмент осуществления страной внешней политики и сближения с зарубежными странами14.

Рассмотрению взаимоотношений Азербайджана с международными экономическими организациями частично посвящена работа Зенковича Н.А.15 В ней приведены комментарии И. Алиева по поводу членства Азербайджана в СНГ и ГУАМ. Итоги деятельности ГУАМ за 15-летний период также рассмотрены в монографии Григорьева Л.М. и Салихова М.Р.16

В работе «Денежная система и международный банк Азербайджана» (The monetary system and the international bank of Azerbaijan)17 Дж. Хаджиев упоминает о финансовых аспектах сотрудничества Азербайджана с Европейским Союзом, Всемирным Банком, Международным Валютным Фондом. Кроме того отметим работу сотрудников Института стратегических исследований Кавказа В. Исмаилова и В. Папавы «Центральный Кавказ: история, политика, экономика»18. В ней авторы рассматривают широкий комплекс вопросов, связанный с азербайджанской экономикой, в том числе и сотрудничеству с международными экономическими структурами. Отметим, что Исмаилов и Папава являются авторами большого количества статей и монографий об экономике Кавказа, интеграционных и глобализационных процессов в регионе.

Под научной редакцией Э. Исмаилова выполнен труд Н. Музаффарли (Иманова) «Рейтинг Азербайджана в международных исследованиях»19. Автор дает характеристику политических и экономических показателей Азербайджана, уровень их развития, а также занимаемые Азербайджаном позиции в различных международных рейтингах в сравнении с другими странами.

Внимание вопросам, связанным со становлением и развитием экономики Азербайджана, роли политики Г. Алиева в этих процессах уделено в работах известного исследователя С.И. Чернявского20.

Кроме того, необходимо упомянуть российского историка Н.С. Ниязова, специализирующегося на исследовании военно-промышленного комплекса Азербайджана. В его работах, в частности, в издании «Основные векторы политики военной безопасности Азербайджанской Республики в 1994-2010 годы»21 подробно рассматривается становление и развитие ВПК Азербайджана, его военно-техническое сотрудничество с зарубежными странами, в том числе, и на коммерческой основе.

Таким образом, некоторые аспекты внешнеэкономической политики Азербайджана освещены в работах российских и азербайджанских исследователей. В этой связи отметим, что большинство монографий азербайджанских авторов, издаваемых в Азербайджане, опубликовано на русском или английском языке, что существенно облегчало нашу работу.

Научная новизна работы заключается в том, что она освящает не только нефтяную и газовую политику страны, но и дает описание другим отраслям экономики Азербайджана, влияющих на модернизацию как самой республики, так и всего южнокавказского региона, в частности в области инновационных, высокотехнологичных и транспортно-коммуникационных проектов. Представленная диссертация является первой попыткой комплексного исследования внешнеэкономической политики Азербайджанской Республики с 1991 г. до наших дней.

К тому же, для более полного представления о некоторых рассматриваемых вопросах сравниваются данные различных временных периодов, в том числе за последние годы.

Теоретическая значимость диссертации заключается в выработке нового видения особенностей экономической политики государств постсоветского пространства (а именно Азербайджана), которое заключается в том, что данную политику необходимо расценивать не с точки зрения подчинения интересам России, а, в первую очередь, с точки зрения преследования собственных интересов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что заинтересованные государственные органы и частные структуры азербайджанских партнеров могут использовать его результаты при выработке экономического политики в отношении Азербайджана. Более того, некоторые аспекты реализации внешнеэкономической стратегии Азербайджана могут применяться другими странами для модернизации собственной экономики. Ряд данных могут быть также использованы исследователями при написании научных работ об истории экономического развития Азербайджанской Республики, энергетической и коммуникационной систем Южного Кавказа.

Апробация результатов исследования. Некоторые положения и выводы диссертационного исследования были опубликованы в российских журналах, входящих в список ВАК, таких как Каспийский регион: экономика, политика, культура, Клио, Вестник Санкт-Петербургского Университета. Кроме того, автор принимал участие в международном Симпозиуме исследователей международных отношений, проходившем в Баку в октябре 2010 г.
Основные положения, выносимые на защиту.

1. В конце 1980-х гг. Азербайджан демонстрировал положительные макро- и микроэкономические показатели, торговля и производство развивалось успешно. Развитие большинства сфер экономики, особенно нефтяной промышленности, имело положительную тенденцию роста. Однако в процессе рассада СССР все достигнутые ранее результаты свелись к нулю.

2. Первым руководителям независимого Азербайджана А. Муталибову и А. Эльчибею не удавалось в полной мере заняться становлением экономики государства, поскольку все политические и экономические ресурсы уходили на борьбу с сепаратистами в Нагорном Карабахе.

2. Приход к власти в 1993 г. Г. Алиева, сделавшего ставку именно на энергоносители, явился переломным моментом в экономической развитии Азербайджанской Республики. Именно при его активном участии был подписан Контракт века, разработана и внедрена Нефтяная стратегия, что позволило Азербайджану заявить о себе в мире, как о важном участнике энергетического рынка.

3. Достигнутые Азербайджаном при Г. Алиеве высокие результаты развития были успешно продолжены при президентстве И. Алиева, который неизменно преследует курс экономического развития Азербайджана, некогда установленный предыдущим президентом.

4. И. Алиевым огромное внимание уделено развитию газового сектора республики, что свидетельствуют о формировании в стране Газовой стратегии, призванной обозначить Азербайджан в качестве альтернативного источника газа для европейских стран и, соответственно, расширить собственно азербайджанские внешнеторговые горизонты.

5. Характерными чертами современной азербайджанской экономической, в том числе и внешней, политики являются стремление повысить роль ненефтяного сектора в общей структуре экономики, внедрить и развивать высокотехнологичные и инновационные отрасли экономики, а также превратить Азербайджан в благоприятное место для комфортного ведения бизнеса как можно большего числа иностранных предприятий.

6. За время своего независимого развития Азербайджан стал активные участником различных транспортно-коммуникационных проектов, призванных упрочить торгово-экономические взаимоотношения затрагивающих их стран.

6. Учитывая широкую деятельность Азербайджана в реализации множества масштабных финансово-экономических проектов, очевидно, что для его современной внешнеэкономической деятельности характерно установление и налаживание контактов с иностранными партнерами не только на государственном уровне, но и на уровне предпринимательском, конечно, не умаляя значение и роль договоренностей и соглашений, заключаемых на самом высоком уровне.

7. Вместе с тем, сотрудничество Азербайджанской Республики с иностранными государствами и международными финансово-экономическими структурами носит устойчивый характер. Международные глобальные и региональные организации оказывают Азербайджану как финансовую помощь, выступаю кредиторами или инвесторами в реализуемые страной проекты, так и информационную и техническую поддержку, направленную на реформирование законодательной базы страны, развитие социально-экономического положения граждан и улучшение демократии.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка сокращений, списка литературы и источников и приложений, в которых представлены материалы, дающие дополнительную информацию по изучаемой проблеме.
Основное содержание диссертационного исследования.

Во Введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, определяется объект и предмет исследования, обозначается цель работы, ставятся исследовательские задачи, обозначаются хронологические и территориальные рамки работы. Кроме того, описывается методологическая основа исследования, дается краткое описание степени изученности темы и ее источниковой базы. Вместе с тем, определяется научная новизна диссертационного исследования, дается объяснение теоретической и практической значимости научного сочинения. Также во Введении показаны формы апробации диссертационного исследования.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Внешнеэкономическая политика азербайджанской республики в iconЗакон Азербайджанской Республики о национальном Банке Азербайджанской Республики
Конституцией Азербайджанской Республики и настоящим Законом. В случаях, не предусмотренных настоящим Законом, Национальный банк руководствуется...

Внешнеэкономическая политика азербайджанской республики в iconОб упразднении Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской Республики
Азербайджанской Республики в нагорной части Карабаха, разоружения незаконно созданных вооруженных формирований, защиты прав, свобод...

Внешнеэкономическая политика азербайджанской республики в iconВнешнеэкономическая политика азербайджанской республики в
Охватывают не только Азербайджан, но весь регион Южного Кавказа, а также страны Большого каспийского региона. Кроме того, при исследовании...

Внешнеэкономическая политика азербайджанской республики в iconЦентр Стратегических Исследований при Президенте Азербайджанской Республики
Институт Востоковедения им акад. З. М. Буниятова нана, Совет молодых ученых ив ран, Министерство Молодежи и Спорта Азербайджанской...

Внешнеэкономическая политика азербайджанской республики в icon3. Закон Азербайджанской Республики №88-iiqd от 20 февраля 2001 года
Постановление Конституционного суда Азербайджанской Республики от 23 февраля 2000 года

Внешнеэкономическая политика азербайджанской республики в iconСовместное заявление российской федерации и азербайджанской республики...
Президент Российской Федерации В. В. Путин и Президент Азербайджанской Республики Г. А. Алиев

Внешнеэкономическая политика азербайджанской республики в iconАналитическая справка о состоянии выполнения национальных программ...
Азербайджанской Республике «Годом информационно-коммуникационных технологий» утвержден «План мероприятий в связи с объявлением 2013...

Внешнеэкономическая политика азербайджанской республики в iconЗакон Азербайджанской республики "О государственном языке в Азербайджанской Республике"
Анского языка как государственного одним из важнейших признаков своей независимой государственности, проявляет заботу о его применении,...

Внешнеэкономическая политика азербайджанской республики в iconЭкономическое измерение внешней политики
Более то­го, интегральной частью её является внешнеэкономическая политика. Учитывая все это, внешняя политика фактически в определенных...

Внешнеэкономическая политика азербайджанской республики в iconАли ильгар оглы роль политического лидерства в формировании внешней...
Охватывают период с 1991 года. Такие рамки объясняются началом проведения полномасштабной внешнеполитической деятельности лишь после...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную