История России в XVIII первой половине ХIX в. Учебно-методическое пособие






Скачать 332.06 Kb.
НазваниеИстория России в XVIII первой половине ХIX в. Учебно-методическое пособие
страница1/3
Дата публикации04.07.2015
Размер332.06 Kb.
ТипУчебно-методическое пособие
e.120-bal.ru > История > Учебно-методическое пособие
  1   2   3
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ


Кафедра преподавания истории

для естественных и гуманитарных факультетов

Дятлова М. М., Буркова Т. В., Тот Ю. В.


История России в XVIII – первой половине ХIX в.


Учебно-методическое пособие



Санкт-Петербург

2005
Раздел I. Эпоха Петра Великого. Рождение империи (1682–1725)


  1. Петр I. Начало царствования (1682-1696)

Эпохе Петра Великого и личности самого преобразователя посвящена большая научная, аналитическая, мемуарная и художественная литература, соз­данная его современниками и потомками. Одни из них, как Федор Поликарпов, разрабатывали историю России по приказу Петра I. С восторгом говорит о Петре — императоре, полководце и реформаторе — глава его «ученой дружины», публицист, церковный и государственный деятель Феофан Прокопович. Анализу Петровской эпохи уделил большое внимание убежденный сторонник преобразова­тельной деятельности Петра историк и современник тех событий, один из круп­нейших политических деятелей XVIII в. Василий Никитович Татищев. Позднее, по приказу Екатерины II, историю Российской империи времени Петра написал Франсуа Вольтер. На русском языке его труд появился в начале XIX в.

В XIX столетии были созданы основательные многотомные труды выдаю­щихся российских историков Н. М. Карамзина, М. П. Погодина, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского и др. Новой страницей в изучении деятельности первого рус­ского императора стал XX век. Среди авторов крупных трудов П. Н. Милюков, В. В. Мавродин, С. Ф. Платонов и некоторые другие. Одним из самых крупных со­временных исследователей петровской эпохи является Н. И. Павленко, который подготовил и опубликовал научную биографию самого Петра, а также биографии его ближайших сподвижников. В последние годы были созданы и стали достоянием общественности научные труды Е. В. Анисимова, В. И. Буганова и многих других исследователей.

Будущий великий реформатор и первый импера­тор России родился в день Исаакия Далматского, 30 мая 1672 г., от брака второго царя из династии Романовых, Алексея Михайловича, с Натальей Кирилловной Нарышкиной. 1 сентября 1674 г. Алексей Михайлович объявил народу своего сы­на Федора от первого брака с Марией Милославской наследником престола, а в ночь с 29 на 30 января 1676 г. умер в 47-летнем возрасте.

Царь Федор Алексеевич (30.05.1661 – 27.04.1682) был воспитанником запад­норусского монаха и просветителя Симеона Полоцкого, знал польский и латинский языки. Основное направление воспитания было церковным. 14-летний Федор был болезненным подростком. Усилия медиков оказывались тщетными: даже во время провозглашения царем бояре вынесли его к Боярской Думе в кресле и тут же присягнули. Слабый, безвольный юный царь легко поддавался влияниям, чем воспользовались родственники его матери Милославские и се­стра Софья, отличавшаяся сильной волей и энергией.

Царица Наталья Кириллов­на с четырехлетним Петром оказалась в селе Преображенском под Москвой. Правящий кружок при царевне Софье возглавил умный и талантливый князь В. В. Голицын. Был продолжен определившийся еще при Иване Грозном курс на укре­пление и возвышение дворянства, на слияние дворянства и боярства в единое со­словие. В 1682 г. было отменено местничество, что явилось сильным ударом по аристократии и ослабило ее влияние. Теперь при служебных назначениях на пер­вый план выдвигался принцип личных заслуг вместо отживающего принципа «породы». Правительством Федора Алексеевича были проведены некоторые дру­гие реформы: в 1678 г. состоялась общая перепись населения; в 1679 г. введено подворное обложение, что усилило податной гнет. С целью централизации отрас­левого управления некоторые смежные приказы были объединены под главенством одного руководителя.

Во внешней политике на первом месте стояла проблема украинских земель. В ходе русско-турецкой войны 1677–1681 гг. состоялись Чигиринские походы (1677 и 1678 гг.) русской армии и украинских казаков, которые сорвали планы Турции по захвату Украины. В 1681 г. война закончилась заключением перемирия между Москвой, Турцией и Крымом сроком на 20 лет. К Турции отошло опустошенное в ходе войны Заднепровье. Годом раньше, в 1680 г., был заключен мир с Польшей на 13 лет: Россия уступила Невель, Себеж, Велиж и заплатила 200 000 рублей.

После Чигиринских походов было решено изменить организацию рус­ского войска. По поручению царя этот вопрос решали князь Голицын и выборные из военных чинов. В результате было принято решение ус­тановить следующую структуру войска: полки делить не на сотни, а на роты, по 60 человек в каждой; вместо сотенных голов выбирать ротмистров и поручиков, которым местничество запрещалось.

Правление Федора Алексеевича было непродолжительным — всего шесть лет. 27 апреля 1682 г., не дожив и до 21 года и не оставив прямых наследников, царь скончался. Его преемником мог стать либо Иван из дома Милославских, либо Петр из дома Нарышкиных. Формально преимущественное право на престол принадлежало болезненному 16-летнему Ивану Алексеевичу как старшему из наследников. Од­нако его кандидатуру сначала отклонили Освященный собор и Боярская дума, а затем и случайное скопление людей, собравшихся перед Передней палатой по случаю смерти царя Федора. «Приверженцев Петра, видимо, оказалось больше, — пишет в своем труде Н. И. Павленко, — и кричали они громче. Но дело в конце концов решилось не прочностью голосовых связок, а тем, что симпатии патриарха Иоакима, по обычаю являвшегося после смерти царя первым лицом в государст­ве, оказались на стороне Петра».

Правительницей Руси при малолетнем Петре становилась царица Наталья Ки­рилловна. Воцарение Петра вызвало раздоры между царевной Софьей и Натальей Нарышкиной. Ко времени смерти Федора Софье было 25 лет. Это была умная, способная, волевая, жаждущая власти женщина, представляющая интересы пар­тии Милославских.

Началась борьба за реальную власть. Софья и ее сторонники решили ис­пользовать в своей борьбе стрелецкие полки. Милославские распространили слух о том, что Нарышкины якобы задушили царевича Ивана. 15 мая 1682 г. начался стрелецкий бунт. Мятежные стрельцы ворвались в Кремль и потребовали выдать им Нарышкиных. Наталья Кирилловна вышла на Красное крыльцо с царе­вичами Иваном и Петром, но весть о том, что Иван жив, уже не могла остановить стрельцов — они начали громить сторонников Нарышки­ных. Политический кризис удалось разрешить компромиссом: Иван и Петр были провозглашены царями вместе; причем Иван — первым, а Петр — вторым, что принизило роль и положение вдовствующей царицы Натальи. Софья была провозглашена правительницей. Для венчания на царство была изготовлена, вдобавок к уже имеющейся, вторая Шапка Мономаха, а также двойной трон. Он имел два сиденья, разделенные поручнем посередине, а третье, тайное, место рас­полагалось за спинкой. Оно предназначалось для Софьи, но им пользовался и воспитатель Петра Никита Зотов, и те, кто помогал юным царям в проведении сложных переговоров.

После усмирения стрелецкого бунта началось семилетнее правление Софьи (1682–1689). Главой правительства стал князь Василий Васильевич Голицын, фаворит Софьи, выделявшийся начитанностью и знанием иностранных языков. 19 октября 1683 г. он получил пышный титул, который в прошлом носили только два человека — Афанасий Лаврентьевич Нащокин и Артамон Сергеевич Матвеев: «Царственные большие печати и государственных посольских дел сберегатель».

Будучи канцлером и руководителем внешней политики России, Голицын в 1686 г. заключил «Вечный мир» с Речью Посполитой. Договор подтвердил присоединение к России Киева. Взамен Россия обещала союзникам по возникшему в 1684 г. Священному союзу (Ав­стрия, Речь Посполитая и Венеция) организовать походы против Крыма: русские войска должны были отвлечь татарскую конницу от опустошительных набегов на польские и австрийские земли. Два похода 1687 и 1689 гг., возглавлявшиеся В. В. Голицыным, закончились неудачей. Во внутренней жиз­ни страны стоит отметить основание в Москве учеными греками братьями Лихудами в 1687 г. Слявяно-греко-латинской академии, где преподавались как светские, так и духовные дисципли­ны.

9 января 1684 г. Иван Алексеевич женился на боярышне Прасковье Федоровне Салтыковой. В этом браке родились 5 дочерей, в том числе Екатерина (впоследствии ее внук станет в 2-месячном возрасте императором Иоанном VI Анто­новичем) и Анна (будущая императрица Анна Иоанновна).

27 января 1689 г. Петр женился на Евдокии Лопухиной — дочери окольни­чего. Это событие стало роковым для правительницы Софьи, так как по русским понятиям женатый человек считался совершеннолетним и регентство Софьи теряло основание. Софья понимала, что возмужавший к 17-ти годам Петр недолго будет оставаться в стороне от государственных дел. Он уже проявлял самостоятельность, отказавшись, к примеру, от участия в церемонии крестного хода в Казанском соборе, когда Софья, вопреки обычаю, шла в царском одеянии.

Правительница решилась на крайние меры, подготовила дворцовый перево­рот, опираясь на своих испытанных приверженцев — стрельцов. В ночь на 8 авгу­ста 1689 г. несколько стрельцов-сторонников Петра приехали из Москвы в Преображенское и сообщили ему о замыслах Софьи. В памяти Петра свежи были майские события 1682 г., когда лилась кровь его родственников, и в ту же ночь он ускакал в Троице-Сергиеву обитель под защиту ее крепких стен. Патриарх Иоаким, выехавший для переговоров к Троице, больше в Москву не вернулся. Вслед за ним к Петру ушли многие знатные бояре, строем, с развернутыми знаменами, кон­ные и пешие полки, верный Петру стрелецкий Сухарев полк. Софья не нашла поддержки ни среди москвичей, ни среди стрельцов.

Дворцовый переворот не состоялся. Покинутая всеми правительница должна была смириться. Начались допросы и пытки. Василий Голицын и другие ее при­ближенные были сосланы. Большое количество сторонников Софьи, в том числе начальник Стрелецкого приказа Федор Шакловитый, казнены. Царевна Софья лишилась власти; ей было приказано удалиться в Новодевичий монастырь.

Заключенная в монастырь после неудачного дворцового пере­ворота Софья не сдалась, и, пользуясь не особенно строгой изоляцией, поддерживала связь со стрельцами, ко­торые были недовольны своей службой, материальным содержанием и готовы бунтовать по любому поводу. В последний раз уже сорокалетняя Софья Алексеевна предприняла попыт­ку утвердиться во власти в 1698 г. Воспользовавшись отъездом Петра за границу в составе Великого посольства (1697–1698), стрельцы вновь подняли восстание. Сторонники бывшей правительницы хотели «выкликнуть» ее на царство, но потерпели поражение: верные Петру воинские подразделения разбили стрельцов под Москвой. По возвращении из Европы Петр лично провел следствие. Было казнено 1182 стрельца. Стрелецкое войско было расформировано. Бывшая правительница была пострижена в монахини Новодевичьего мона­стыря, а 3 июля 1704 г. она умерла и была похоронена в том же монастыре.

С устранением Софьи Россией по-прежнему управляли два государя: Петр и Иван. Но Иван лишь формально зани­мал царское место. В 27 лет он был тяжело разбит параличом, плохо видел; он добровольно отказался от власти в пользу брата Петра. 29 января 1696 г. Иван V скончался и был погребен в Архангельском соборе Кремля. С его смертью завершается правление двух царей и начинается единоличное царствование Петра Алексеевича.

2. Петр Iпреобразователь России

Известный исследователь Петровской эпохи Евгений Анисимов выделяет несколько важных событий последнего десятилетия XVII в., которые повлияли на становление царя-реформатора. Среди них поездка в Архангельск в 1693–1694 гг., когда молодой царь увидел «настоящее море, настоящие корабли, совершил первое пла­вание в неспокойной и опасной стихии», «появилась мечта о море для России, возник подлинный культ корабля, морской стихии».

Вторым важным событием тех лет стали Азовские походы 1695 и 1696 гг. — война с Турцией за выход к Азовскому морю. Названные годы включают первую неудачу со взятием Азова, строительство флота в Воронеже, затем военную победу над серьезным противником, возведение на берегу Азовского моря нового города — Таганрога, прототипа того, что со временем появится на берегах Невы. Н. И. Павленко считает, что под стенами Азова в сознание Петра вошло представление о своем месте, «должности» и роли в жизни России. Именно с Азовских походов, а не с момента официального венчания на царство Петр впоследствии начнет отсчет своей «службе» на троне.

Повлияла на формирование личности преобразователя России и его длительная поездка за границу в составе Великого посольства в 1697–1698 гг. под именем Петра Михайлова. Молодой Петр познакомился со многими сторонами жизни Голландии, Англии и других стран. Он вывез из Европы не только впечатление о западной цивилизации, трудовые навыки и корабельное мастерство, но и все необходимое для ориентации на европейскую модель как условие выхода России из Средневековья.

Петр понимал службу не просто как добросовестное исполнение обязанностей и подчинение вышестоящему, а как служение государству. Именно в этом он видел смысл и главную цель своей жизни и жизни своих подданных. Но при этом с государством он отождествлял себя. Оценивая личность Петра, Н. И. Павленко замечает, что идея служения государству, в которую уверовал царь, придавала монолитность его образу, «проявлялась ли она в форме необузданной деспотичности или безграничной самоотверженности, происходила ли она в сфере военно-дипломатической или гражданской». Служение Отечеству, России — важнейший элемент политической культуры петровского времени, ставший результатом исторически формировавшихся традиций борьбы за независимость.

Всю жизнь Петр учился: войны, реформы в экономике, по­литическом устройстве государства, социальной сфере, права рассматривались государем как постоянная учеба, школа, при этом место Учителя он отводил себе. Он проявлял интерес ко всем отраслям знаний, но явное предпочтение отдавал точным наукам, вообще знаниям, имевшим прикладное значение. Петр был очень хорошо знаком не только с математикой, механикой, кораблестроени­ем, но и прекрасно знал фортификацию, архитектуру, баллистику, черчение. Он изучал ремесла, прекрасно работал на станках. Петр I понимал значение медицины, особенно хирургии. Известна история о том, как молодой царь овладел искусством хирурга-стоматолога. В Амстердаме Петр по­знакомился с «зубодером», который столь искусно орудовал щипцами в разинутых ртах пациентов, что восхищенный Петр тотчас нанял его на службу и за несколько уроков в совершенстве овладел профессией. Он выкупил у наставника футляр с хирургическими инструментами (которые сегодня экспони­руются в Государственном Эрмитаже) и с удовольствием занимался стоматологи­ческой хирургией, вернувшись в Петербург, а в Кунсткамере скоро появится мешок собственноручно вырванных им зубов.

В подходе царя-преобразователя к жизни, людям многие историки видят черты, полу­чившие развитие в то время: ярко выраженный западноевропейский рацио­нализм, практицизм, стремление быть технократом. Образцом рационалистического подхода Е. Анисимов считает, к примеру, исправленный царской рукой алфавит, из которого выброшено все, что казалось Петру затрудняющим письмо, устаревшим или несовершенным.

С позиции технократа оценивал Петр и искусство. Произведения искусства должны были, по мысли царя, служить либо украшением, либо символом, нагляд­ным пособием, дающим людям знания или назидательные примеры для их мо­рального совершенствования. Петр коллекционировал произведения искусства, сам привез несколько живописных полотен, особенно любил маринистику. Кроме того, настоящей эстетической страстью царя были фейерверки и всевозможные «огненные потехи», модные в то время в Западной Европе.

При всем этом Петр I был глубоко русским человеком со всеми его достоин­ствами и недостатками, и от национальной почвы его отрывать нельзя. Петру присущи многие черты харизматического лидера: он пренебре­гает своим материальным благополучием, окружен сподвижниками, которых мы до сих пор называем «птенцами гнезда Петрова». Во многом эта личность была порождением предшествующего развития России, когда постепенно формиро­валась идеология патернализма в лице князя, царя и, наконец, импе­ратора. Идея патернализма — это убеждение в том, что только он, Отец Отечества, Отец нации, знает достоверно, что нужно его народу.

С точки зрения характера, личных качеств, Петр был суровым и даже жесто­ким человеком. Он мог по ложному доносу А. Меншикова, не разобравшись что к чему, оскорбить на словах и ударить палкой приглашенного в Россию знаменитого французского архитектора и инженера Леблона. Когда все прояснилось и невин­ность Леблона стала очевидной, царь «тотчас послал извиниться и уверить его в своей милости». Видимо, не были рафиниро­ванными и обостренными и родственные чувства Петра, иначе он вступился бы в решение судьбы его сына и не отдал бы его на суд Сената, что оказалось роковым для царевича Алексея.

Что касается внешности Петра, то мы отчетливо представляем ее по портретам Белли и Амикони, Ивана Никитина, по скульптурным изображениям Карло Растрелли, Фальконе и А.-М. Колло. Характеристику Петру давали многие его современники, в том числе и дат­ский посланник Юст Юль: «Царь очень высок ростом, носит собственные корот­кие вьющиеся волосы и довольно большие усы, прост в одеянии и наружных приемах, но весьма проницателен и умен».

Вот такому человеку принадлежат пятьдесят три года в истории нашего государства. Эти годы, особенно последние три с половиной десятилетия, были мощными по направленности, диапазону решаемых проблем, их роли для России. Поскольку общепризнанным является тот факт, что «двигателем» реформ Петра стала Северная война, попытаемся вначале представить внешнюю политику России первой четверти XVIII столетия.


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

История России в XVIII первой половине ХIX в. Учебно-методическое пособие iconКонтрольная работа по теме: «Россия в первой половине XIX века»
Какой орган власти, задуманный М. М. Сперанским, так и не был открыт в России в первой половине XIX века?

История России в XVIII первой половине ХIX в. Учебно-методическое пособие iconИнституциональная экономика-1 учебно-методическое пособие
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, аспирантов, преподавателей вузов по экономическим направлениям

История России в XVIII первой половине ХIX в. Учебно-методическое пособие iconО. С. Мозговая История России
Учебно-методическое пособие предназначено для бакалавров экономического факультета по направлению подготовки 38. 03. 02 (080200)...

История России в XVIII первой половине ХIX в. Учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие
...

История России в XVIII первой половине ХIX в. Учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «Мировые информационные ресурсы» Шахт
Свч операционные усилители оа-1 – оа-3 на основе техпроцесса sg25H2 и их практическое применение в системах связи и телекоммуникаций...

История России в XVIII первой половине ХIX в. Учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие Мероприятие 2
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов ннгу, обучающихся в магистратуре по направлению «Экономика» и«Менеджмент»,...

История России в XVIII первой половине ХIX в. Учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие Мероприятие 2
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов ннгу, обучающихся в магистратуре по направлению «Экономика» и«Менеджмент»,...

История России в XVIII первой половине ХIX в. Учебно-методическое пособие iconО чем мечтает фермер Сабиров
Татарстана скажет, что село Тявгельдино находится на берегу реки Черемшан в Апастовском районе. А историк добавит, что основано оно...

История России в XVIII первой половине ХIX в. Учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации»
Т 19 Тараненко О. Н. Инвестиционные менеджмент: Учебно-методическое пособие.: – Пятигорск: рио кмвис, 2011 — 86с

История России в XVIII первой половине ХIX в. Учебно-методическое пособие iconРоссийские железные дороги в условиях Первой мировой войны
Первой мировой войны представляется актуальным и востребованным. Злободневность изучения железнодорожной сети в годы Первой мировой...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную