Гуманистическая общественно-экономическая формация! Альтернативы? Нет! Нет! И Нет!






Скачать 364.48 Kb.
НазваниеГуманистическая общественно-экономическая формация! Альтернативы? Нет! Нет! И Нет!
страница1/3
Дата публикации04.07.2015
Размер364.48 Kb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > История > Документы
  1   2   3
Василенко В.И.,МВА,

Кретов С.И. д.э.н., руководитель НИЦ, Российская академия предпринимательства, Федоров М.В. к.ю.н., Российский университет дружбы народов.
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ! Альтернативы? НЕТ! НЕТ! И НЕТ!

Аннотация. Человеческая цивилизация уже много лет находится в постоянно углубляющемся кризисе. Понимание того, что из него уже не удастся выйти традиционными методами овладевает умами наиболее глубоко мыслящих ученых и практиков. Глубина современного кризиса и историческая ретроспектива свидетельствуют о наступлении в нашей истории новой поворотной точки - кризисе цивилизации покорителей Природы в рамках рыночной парадигмы. Что нас может ждать впереди? Этот вопрос интересует всех без исключения людей на Земле.

Ключевые слова. Гуманистическая общественно-экономическая формация, производительные силы, производственные отношения, надстройка, бумажные законы, мотивы человеческой деятельности.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ! Альтернативы? НЕТ! НЕТ! И НЕТ!

Человеческая цивилизация уже много лет находится в постоянно углубляющемся кризисе. Понимание того, что из него уже не удастся выйти традиционными методами овладевает умами наиболее глубоко мыслящих ученых и практиков. Глубина современного кризиса и историческая ретроспектива свидетельствуют о наступлении в нашей истории новой поворотной точки - кризисе цивилизации покорителей Природы в рамках рыночной парадигмы. Что нас может ждать впереди? Этот вопрос интересует всех без исключения людей на Земле.

Если во времена Советского Союза ученый доказывал бы, что между капитализмом и социализмом нет фундаментальной разницы, то его либо посадили бы в тюрьму, либо в психушку. Но давайте порассуждаем без эмоций и апологетики. Начнем с предыстории этих непримиримых соперников.

Если говорить о сущности биологической жизни на Земле, то она характеризуется тремя компонентами1.

Во-первых, это материя, вещество и способы различных естественных преобразований энергии по пути к тепловому равновесию – хаосу, согласно законам термодинамики. Эта компонента исследуется всеми естественными науками об «искусственном», включая физику, химию, математику и другие.

Во-вторых, это клетка, как сложная микрокомпонента, способная самоорганизовываться и саморазвиваться в противоход второму закону термодинамики. Клетка, удаляясь от состояния теплового равновесия, повышает степень своей упорядоченности, то есть уменьшает энтропию2.

В-третьих, это макропроцесс эволюции видов, который представляет собой ключ к целостному пониманию сущности организации и развития биологической жизни на Земле в ее нынешнем виде.

Биологический вид - Homo Sapience стал обладателем, по меньшей мере, четырех уникальных свойств: независимая воля, самосознание, предметное воображение и совесть. Эти качества и, как оценивают эксперты, 120 уникальных генов3, которые не встречаются ни у одного другого вида живых существ на Земле, отличают Человека от прочих представителей фауны Планеты.

Перечисленные бесспорные преимущества создали возможность общения людей посредством языка. Язык животных - это язык отношений. Он направлен на демонстрацию взаимоотношений особей и он не позволяет лгать. Язык человека - это оцифрованный язык символов. Его внутренняя конструкция и многозначность позволяет недоговаривать, говорить полуправду или вообще откровенно врать. Не распространяясь на эту тему, просто представьте: как бы был устроен наш мир, если бы никто не мог обманывать других? Никто и никогда! Дух захватывает....

Квинтэссенцией этой вакханалии всеобщего вранья являются наши, так называемые, законы. Великие юристы всех времен и народов произвели на свет более 30 миллионов различных законов, чтобы всего-навсего исполнить десять библейских заповедей. Ни один из рукотворных законов не принес счастья человечеству4. Все они поспешно заменялись и заменяются вновь пришедшими к власти руководящими подсистемами на свои, которые, в свою очередь, также бесславно выбрасываются на свалку истории. Кроме этих законов существует бесчисленное множество подзаконных актов, правил, рекомендаций, методик и т.д. и т.п. С высоты теоретического, философского осмысления, этот продукт человеческой лжи во благо узкого круга руководящей подсистемы общества, можно было бы интегрально назвать бумажным законодательством. Именно выдумываемые в интересах руководящей подсистемы законы отличают человеческий социум от всего живого на Земле, которое преуспевает без обмана по естественным законам, установленным матушкой Природой уже более трех миллиардов лет. На сущностном уровне бумажные законы создаются для подчинения руководящей подсистемой общества управляемой подсистемы и выкачивание из последней большую часть создаваемого общественного продукта в свою пользу.

Другой стороной являются инновации. В наиболее общем виде - это усилители когтей и зубов человека в его стремлении покорить Природу.

Инновации и бумажные законы являются материализацией объективного и аутопоэтического процесса эволюции сознания.

Иными словами, научное, сущностное определение социально-экономического и общественно-политического устройства нашей жизни характеризуется уже четырьмя компонентами. Первые три: неживая материя и энергия, клетка и эволюция свойственны всем живым существам на Планете. Четвертая - эволюция сознания в виде инноваций и бумажных законов присуща лишь нам, самонадеянным насильникам Природы и патологическим обманщикам друг друга и самих себя. Суть этого процесса состоит в сознательном формировании комплекса искусственно созданных и возведенных в исторический абсолют «удобных» для самих создателей бумажных законов социально-экономического и политического развития, которые позволяют фетишизировать процессы нарушения законов Природы в интересах руководящей подсистемы в рамках исторически коротких пространственных и временных периодов.

Все новые и новые бумажные законы придумываются под лозунгами создания блага обществу, но реально они защищают лишь интересы руководящей подсистемы, "обожествляя" ее права на перераспределение ресурсов, создаваемых управляемой подсистемой, в свою пользу. Такое изощренное "правовое вранье" развивалось на протяжении всей истории - и в древних рабовладельческих обществах, и в средние века. Мало что изменилось и сейчас. Форма обоснованного бумажными законами перераспределения ресурсов от управляемой подсистемы к руководящей подсистеме, например в ходе приватизации, изменяется. Но сам отъем собственности и прочих благ был, есть и, быстрее всего, останется стержнем всего бумажного законотворчества, генерируемого людьми, научившимися врать с целью сохранения и защиты интересов руководящей подсистемы.

"Большевистская интеллигенция", начитавшись книг К. Маркса и Ф. Энгельса, смогла в 1917 году произвести переворот системы производственных отношений в стране. У всех на слуху ленинские слова: верхи не могут управлять по-старому, а низы не хотят жить по-старому. Гениальная фраза, если ее рассматривать не как политический лозунг, а как научную парадигму тех дней.

Сущность любого строя, именуемого по-научному общественно-экономической формацией, по аналогии с жизнью на Земле можно выразить тремя неразрывными компонентами. Это производительные силы, производственные отношения и надстройка5. На каждом историческом этапе человеческого развития эти три всеобщие компоненты материализовывались в конкретную теоретическую модель, начиная от первобытно-общинного строя и, заканчивая капиталитаризмом, включающим в себя две допустимые модели: капитализм и социализм. Глобальный исторический процесс носит объективный характер всеобщего и универсального закона Природы. Эволюция сознания Человека приводит к изобретению все более эффективных средств "покорения Природы", именуемых в общем производительными силами. Руководящая подсистема посредством бумажных законов перераспределяет блага, создаваемые совместно, в свою пользу, что с очевидностью материализуется в громадном разрыве в качестве и уровне их жизни и жизни управляемой подсистемы. Когда материальные и общественные диспропорции накапливаются в определенном объеме, возникает кризис верхов и низов по В.И.Ленину. Руководящая подсистема преобразуется под давлением объективных процессов. Она генерирует новые правила - бумажные законы под себя, вуалируя свои истинные интересы: потреблять больше, чем производишь за счет несправедливого перераспределения по новым законам. После периода волнений и турбуленций, характерных для точек бифуркации, руководящая подсистема предстает в новом обличии. Каждая из сменяющих друг друга в истории руководящих подсистем, под давлением объективных исторических процессов, вынуждены расширять права трудящихся, повышать их статус по исторической цепочке: рабы-крепостные крестьяне-наемные рабочие-....

Исторический опыт и его философское осмысление свидетельствуют, что в рамках старого соотношения руководящей и управляемой подсистем общества невозможно сформировать новую общественно-экономическую формацию. Так пара рабовладельцы-рабы была заменена новой парой - феодалы - крепостные крестьяне, которых в свою очередь вытеснили капиталисты и наемные рабочие.

Были, конечно, исторические зигзаги, когда рабы захватывали власть, уничтожали ненавистных рабовладельцев, но... Под непреодолимым "магнитным полем" исторически предопределенного взаимодействия производительных сил, производственных отношений и надстройки рабы не становились прогрессивными феодалами . Они сами быстро превращались в "новых рабовладельцев". Никогда старый социум, разделенный на две части: руководящую и управляемую подсистемы общества, не создавал и не сможет создать новую общественно-экономическую формацию иначе как по мере объективного развития производительных сил и совершенствования производственных отношений.

Рассмотрим под этим углом новейшие события. В 1917 году производительные силы оставались прежними, для которых рыночные принципы производственных отношений являлись естественными и эффективными. Производственные отношения исторически преходящими законами советского периода идеологически деформировались. Конкуренция превратилась в соцсоревнование, рыночный порядок ведения хозяйства в хозрасчет и т.д. Следует особо подчеркнуть, что хваленая планомерность при социализме была значительно менее результативнее, чем рыночное планирование макро и микроэкономики. По сути в системе производственных отношений после революции ничего не изменилось, кроме одного. В капитализме управляющая каста - буржуазия, а при социализме - номенклатурные трудящиеся6. Произошла "смена караула" в руководящей подсистеме, но захватившие власть "номенклатурные трудящиеся" постоянно чувствовали угрозу со стороны подавленной буржуазии, поэтому они ее просто уничтожали, как рабы в древности перебили своих эксплуататоров. Иными словами капитализм и социализм - это не две последовательные общественно-экономические формации, а разные теоретические модели одной и той же объективной экономической парадигмы, определенной не бумажными законами двух систем, а объективным уровнем развития производительных сил и производственных отношений.

Причем капитализм - это аутопоэтическая7 (аутопоэзная) теоретическая модель. Поэтому он обладает естественной живучестью и пережил социализм. Социализм же закончился уже с введения НЭПа. Лишь стойкий большевик Сталин, выруливая ситуацию в ручном режиме, сумел продлить агонию этого эксперимента на 70 лет. Цена этого подавления естественного деления общества на капиталистов и рабочих в соответствии с историческим уровнем развития производительных сил и производственных отношений оказалась весьма высокой. Приходилось на корню ликвидировать всех буржуазных перерожденцев. То есть воля одного человека противостояла естественным законам Природы, а это, пусть и ужасно, но характеризует его как выдающуюся личность, остановившую на мгновение ход мировой истории.

Внимательно читая классиков, можно было бы избежать этого эксперимента. Ф.Энгельс еще 12 апреля 1853 года написал Иосифу Вендемейеру в Нью Йорк: «Мне думается, что в одно прекрасное утро наша партия вследствие беспомощности и вялости всех остальных партий вынуждена будет стать у власти, чтобы, в конце концов, проводить все же такие вещи, которые отвечают непосредственно не нашим интересам, а интересам общереволюционным и специфически мелкобуржуазным, в таком случае под давлением пролетарских масс, связанные своими собственными, в известной мере ложно истолкованными и выдвинутыми в порыве партийной борьбы печатными заявлениями и планами, мы будем вынуждены производить коммунистические опыты и делать скачки, о которых мы сами отлично знаем, насколько они несвоевременны. При этом мы потеряем головы, - надо надеяться, только в физическом смысле, - наступит реакция и, прежде чем мир будет в состоянии дать историческую оценку подобным событиям, нас станут считать не только чудовищами, на что нам было бы наплевать, но и дураками, что уже гораздо хуже. Трудно представить себе другую перспективу. ... при первом же серьезном конфликте, как только будет угрожать действительная опасность, наступит черед для этой передовой партии действовать, а это было бы, во всяком случае, преждевременным. Однако, все это неважно, и самое лучшее, что можно сделать, - это уже заранее подготовить в нашей партийной литературе историческое оправдание нашей партии на тот случай, если это действительно произойдет» 8. Лучшее предупреждение представить трудно.

Переходим к нашим дням. Современные ученые, политики, простые люди не перестают удивлять. Идет непримиримая война неолибералов и неомарксистов, замаскировавшихся под государственников. Как изощренно и красочно они борются друг с другом. Но их непримиримость имеет какое-то значение лишь на уровне процессов функционирования рыночных отношений. Они свято верят в то, что все предыдущие формации жили и умерли, а их любимый капиталитаризм жил, живет и будет жить! Иными словами их спор ограничивается лишь рамками того, какие бумажные законы надо принять, чтобы финансовые олигархи и дальше продолжали свою гламурную жизнь за счет прочих людей, которые должны больше и эффективнее трудиться за все меньшее вознаграждение.

Все, что было написано выше - это доступный пересказ фундаментальных трудов великих мыслителей прошлого. Из него следует, что любая общественно-экономическая формация - теоретическая модель человеческого бытия, как и все прочее во Вселенной, имеет дату рождения, срок жизни и дату смерти. Эти временные параметры можно затягивать или ускорять на уровне процессов функционирования, выпуская исторически преходящие бумажные законы, но отменить их Человечеству невозможно!

В основе прогресса человечества лежит объективное и бесконечное инновационное развитие производительных сил. Их количественные изменения накапливаются и обусловливают появления все новых руководящих подсистем принципиально нового типа, каждая из которых утверждая под себя новые бумажные законы, формирует более прогрессивную систему производственных отношений и надстройку.

Если посмотреть на современный глобальный кризис не через апологетические очки: "Надо добиться экономического роста любой ценой", а под углом зрения предыдущей логики, то становится очевидным, что эпоха капиталитаризма, рыночных отношений, буржуазии и пролетариата закончена. Капиталисты, даже объединившись в двадцатку уже не могут управлять по-старому, а 99% трудящихся, среди которых ряды пролетариата редеют с ошеломительной скоростью, не хотят их больше кормить.

Необходимо с такой же непредвзятостью и научной тщательностью посмотреть на происходящие процессы. Производительные силы являются производной от эволюции сознания людей, генерирующих инновации. Однако, инновационной может быть признана лишь та продукция, которая имеет одновременно инновационную потребительную стоимость и инновационную стоимость. Инновационность потребительной стоимости проявляется в ее неизвестных ранее потребительных свойствах. Инновационность стоимости выражается в снижении совокупных затрат общественного труда на единицу аналогичного полезного эффекта.

При этом следует особо оговориться, что даже при выполнении описанных выше условий не вся продукция этих субъектов может быть признана инновационной. Инновационная деятельность позволяет удовлетворять потребности людей более эффективным способом. Однако надо иметь ввиду, что базовые потребности человека в исторической перспективе изменились весьма незначительно. Витальные нужды не имеют тенденцию к неограниченному росту, поэтому и производство предметов их удовлетворяющих не может привести к экологическому кризису. Основная же часть роста затрат вещества и энергии в индустриально развитых обществах приходится на потребление ритуально-престижного характера. Здесь продукты чаще всего изнашиваются не материально, а морально, а рост потребления теоретически неограничен. Этот рост и есть один из двигателей современного экологического кризиса. Для характеристики снобистского потребления еще в прошлом веке был введен термин «вейстинг» (waisting) - накопление вещей сверх витальных нужд, перевод зерна в алкоголь с последующим ритуальным пропиванием, помпезно-монументальное строительство, гонка вооружений, война и т.д. Снобистское потребление нацелено лишь на одно - на демонстрацию своего превосходства над другими людьми через потребительский разврат, научно именуемый товарным фетишизмом. Удовлетворение базовых потребностей людей более эффективным способом должно лежать в основе целеполагания в системе производительных сил и производственных отношений.

Снобистское потребление современного общества и связанная с ним индустрия избыточного производства «товаров для престижа» априори не может относиться к "разумному" поведению цивилизованных людей. Это сфера воспроизводства разрушительного для Природы вейстинга, который необходимо остановить для выживания человека, как биологического вида. Эту угрозу выживания человечества создала система бумажных законов рыночной, капиталитарной экономики.

Эволюция человека, как биологического вида протекала тысячелетия. Инновации, как форма эволюции сознания в виде генерации новых способов взаимодействия человека и Природы, ускорились лишь в последнее столетие. Технические, технологические инновации, формирование глобальных систем, на основе искусственных бумажных законов, явились тем решающим звеном, которое создало у человечества иллюзию возможности покорения Природы. Проблемы современного кризиса невозможно рассматривать в отрыве от приближающегося шестого технологического уклада. Его принято называть NBIC (Нано, Био, Инфо, Когно) – конвергенция технологий. Компонента «нано» характеризует будущее углубление представлений о молекулярной и субатомной природе вещества. Компонента «био» - предполагает принципиальные открытия в исследовании природы жизни. Компонента «когно» отвечает за познание природы разума, как феномена, определяющего жизнь на Планете. Компонента «инфо» характеризует переход от передачи сигналов в двоичном коде к принципиально новым способам информационного обмена, немыслимым даже в футурологических прогнозах на современном этапе развития производительных сил.

Однако, данная характеристика компонент сущности организации шестого технологического уклада, по нашему мнению является неполной. Наиболее значительные изменения человеческого бытия будут обеспечены благодаря открытию новых свойств времени и гравитации. Эти компоненты, по-видимому, являются наиболее влиятельными и определяющими для шестого технологического уклада. По этому поводу необходимо привести некоторую аргументацию.

Сейчас категория «время» рассматривается в лучшем случае, как вектор времени, имеющий одно направление. Если же исходить из самых общих научных представлений о росте энтропии, как всеобщем и универсальном свойстве Природы, то такое направление развития можно условно признать положительным значением времени. Однако, клетка увеличивает упорядоченность, то есть уменьшает энтропию. Поэтому внутриклеточное время можно рассматривать, как время с отрицательным знаком. Пока это лишь гипотеза, требующая серьезного научного исследования. Это с одной стороны.

С другой стороны, учитывая появление и аутопозное развитие в ноосфере Земли человеческого сознания, способного инновационно преобразовывать Природу наряду с естественной эволюцией, следует сказать и о другом свойстве времени. Для биологических существ, не наделенных человеческим сознанием и способностью к созданию несправедливых порядков на основе так называемых законов, время представляется как циклический феномен. Растения и животные подчиняются циклам смены дня и ночи, времен года. Их ощущение времени, в нашем понимании, не распространяются на периоды до их появления и после их смерти. Сознание человека позволило «замкнутые циклы времени» представить в виде разомкнутой циклической функции. Дальнейшее развитие науки и сознания должны привести к новому пониманию времени, которое, по всей видимости, окажет наиболее значимое влияние на технологии шестого технологического уклада и будущие производительные силы.

Еще более ошеломительные результаты будут получены с пониманием гравитации, как определяющего фактора существования Вселенной.

Шестой технологический уклад, который более правильно именовать Chr-Grav-NBIC - конвергенция, скорее всего, будет гуманитарным, что в корне изменит характер взаимодействия Человека и Природы. Его развитие в рамках рыночной парадигмы, нацеливающей на максимизацию прибыли любой ценой невозможно априори, так как прибыльные стратегии линейны, а развитие жизни возможно описать лишь рекурсивными функциями. При этом надо также учитывать, что инновационное развитие может породить явления технологической сингулярности9, когда инновационное совершенствование техники приведет к появлению биотехнических систем, интеллект которых будет превышать человеческий не только по скорости обработки информации, но и по эвристическим способностям генерации новых знаний. Компьютеры вопреки желаниям разработчиков на основе неконтролируемого роста своей сложности обретут свою форму "сознания". Возникший таким образом сверхчеловеческий интеллект создаст на Земле ситуацию, аналогичную появлению человека разумного. Но тогда вид Homo Sapience превратится из «властелина Природы» в новых рабов искусственного интеллекта, или, по крайней мере, предстоит некое юридическое оформление отношений этих двух типов интеллектов. Это пока футурологические фантазии, но они выглядят даже менее фантастически, нежели исторические интерпретации Циолковского о межпланетных полетах в свое время. Иными словами, будущее развитие производительных сил не только опасно негативными экологическими последствиями, но и угрожает самому статусу человека, как "царя Природы".

А что лежит в основе развития производственных отношений? Краткий объем статьи не позволяет многогранно мотивировать неизбежность аннигиляции рыночных производственных отношений под воздействием аутопоэтических процессов эволюции сознания. Остановимся на этом определяющем факторе, который лежит в основе выводов настоящей статьи - на объективном и неизбежном процессе эволюции сознания Человека. Для обоснования этих выводов снова обратимся к классикам. Дж.К. Гэлбрейт в 1967 году в своей работе «Новое индустриальное общество» выделил четыре последовательных варианта двигателя прогресса человечества10. Свое гениальное открытие он представил в наглядной форме мотивов людей, копающих канаву в различные периоды своей истории.

Первый мотив - это, когда одни (рабы, крепостные) копают канаву, а другие (более равные рабовладельцы или феодалы) бьют их дубиной каждый раз, когда подневольные работники перестают эту канаву копать.

Второй мотив - это, когда люди, лишенные средств производства в процессе так называемого первоначального накопления капитала (в России в процессе бумажнозаконной приватизации и залоговых аукционов), копают канаву, так как в конце работы им будут выданы деньги на выпивку и закуску, а может быть еще и кредит на какое-либо потребительское удовольствие.

Это и есть капитализм с его линейными, однофакторыми рыночно-потребительскими стимулами максимизации прибыли, частным присвоением руководящей подсистемой результатов общественного производства согласно бумажным законам, принятым против управляемой подсистемы и тотальным, неконтролируемым разрушением ноосферы Земли рыночными апологетами в рамках неолиберальной парадигмы безграничного роста снобистского потребления.

Однако на этом Дж.К. Гэлбрейт не остановился. Он, как великий ученый, видел будущую перспективу развития человечества, которая ускользает от гайдаров, чубайсов, кузьминовых, мау и многих других сторонников «невидимой руки рынка».

Дж.К. Гэлбрейт уже тогда считал, что в ближайшем будущем люди будут копать канаву, так как она поможет осушить болото, исчезнут комары и другие люди перестанут мучительно болеть малярией. При этом никто этих канавокопателей будущего не будет подгонять дубиной и предлагать материальные стимулы. Иными словами канавокопатели идентифицировали себя с неким более общим социумом и работают ради его блага без внешних физических или материальных стимулов. Это и есть мотив будущей руководящей подсистемы новой гуманистической общественно-экономической формации. Применяя философские понятия «потребности», «интересы» и «ценности», можно констатировать, что общественные потребности и личные ценности преодолевают звериные инстинкты безграничного обогащения, и возвращают существо Человека, как часть Природы к законам ее естественного развития на принципах коллективизма и сотрудничества. Однако, это еще не все.

Четвертый мотив по Дж.К. Гэлбрейту – это когда человек копает канаву, так как только он знает какой глубины, ширины и пространственной ориентации она должна быть, чтобы реализовать инновационные чувства канавокопателя и его идеальное представление о данной канаве, как квинтэссенции стремления человека к познанию окружающего мира, а не выколачиванию из оболваненных потребителей долларов любыми средствами. Этот творческий двигатель прогресса – стремление к непознанному или предпринимательство в его естественном, природном понимании. Он уже существует в обществе, но исключительно как тень «бизнеса». Уже сейчас понятно, что бизнес – это процесс безграничного накопления денег у отдельных индивидуумов и долгов у целых государств и евросоюзов, а предпринимательство несопоставимо более широкое понятие, характеризующее естественную тягу человека к познанию окружающего мира.

Переход от второго типа двигателя человечества к третьему – это и есть ключ к пониманию сущности происходящих процессов современного глобального структурного кризиса капиталитарного общества товарного фетишизма, закрепленного в рыночной парадигме. В результате вся мозаика предыдущего логического движения с помощью методологии теории сложности11 складывается в стройную картину будущей
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Гуманистическая общественно-экономическая формация! Альтернативы? Нет! Нет! И Нет! iconКак писать резюме, если не о чем писать?
Проблема, с которой сталкиваются очень многие выпускники — что писать в резюме, когда писать нечего, текста нет. Нет опыта работы,...

Гуманистическая общественно-экономическая формация! Альтернативы? Нет! Нет! И Нет! iconГражданское общество и политические перемены. Общественно-политические...
Для того чтобы проложить верный курс, нужно понять что изменилось в российском обществе. Общество изменилось по существу, а не только...

Гуманистическая общественно-экономическая формация! Альтернативы? Нет! Нет! И Нет! iconЗадания первого тура заключительного этапа Всероссийской олимпиады...
«Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны — «нет». Внесите свои ответы в таблицу

Гуманистическая общественно-экономическая формация! Альтернативы? Нет! Нет! И Нет! iconЗадания первого тура заключительного этапа Всероссийской олимпиады...
«Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны — «нет». Внесите свои ответы в таблицу

Гуманистическая общественно-экономическая формация! Альтернативы? Нет! Нет! И Нет! iconЗадания первого тура заключительного этапа Всероссийской олимпиады...
«Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны — «нет». Внесите свои ответы в таблицу

Гуманистическая общественно-экономическая формация! Альтернативы? Нет! Нет! И Нет! iconЗадания первого тура заключительного этапа Всероссийской олимпиады...
«Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны — «нет». Внесите свои ответы в таблицу

Гуманистическая общественно-экономическая формация! Альтернативы? Нет! Нет! И Нет! iconЗадания первого тура заключительного этапа Всероссийской олимпиады...
«Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны — «нет». Внесите свои ответы в таблицу

Гуманистическая общественно-экономическая формация! Альтернативы? Нет! Нет! И Нет! iconОтветы на задания муниципального этапа школьной Олимпиады по обществоведению
«Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны — «Нет». Внесите свои ответы в таблицу. (12 баллов,...

Гуманистическая общественно-экономическая формация! Альтернативы? Нет! Нет! И Нет! iconЮринский район они защищали родину назовем поименно
«Нет границ величию подвига советского солдата во имя Родины, как нет границ и величию его трудового подвига после войны»

Гуманистическая общественно-экономическая формация! Альтернативы? Нет! Нет! И Нет! iconКнига Николая Старикова автора бестселлеров «Национализация рубля»
Нет политика, которому бы приписывали столько не сказанных им слов и фраз. Нет государственного деятеля, которого бы обвиняли в стольких...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную