Рабочая программа по курсу «История России конца XIX начала ХХ вв.» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 020700 История, утвержденного 17 марта 2000 г.






Скачать 435.54 Kb.
НазваниеРабочая программа по курсу «История России конца XIX начала ХХ вв.» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 020700 История, утвержденного 17 марта 2000 г.
страница1/4
Дата публикации28.01.2015
Размер435.54 Kb.
ТипРабочая программа
e.120-bal.ru > История > Рабочая программа
  1   2   3   4


Федеральное агентство по образованию
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Утверждаю


Декан исторического факультета

_________________ В.П. Зиновьев

«______» _______________ 2005 г.

ИСТОРИЯ РОССИИ КОНЦА

XIX – НАЧАЛА ХХ вв.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



Направление 020701 – «Отечественная история»

Специальность 020700 – «История»


Статус дисциплины:

федеральный компонент направления (ОПД)


Томск

2005 г.


Одобрено кафедрой отечественной истории


Протокол №_______ от ______ » ____________ 2005 г.


Зав. кафедрой, профессор ___________________ В.П. Зиновьев
Рекомендовано методической комиссией

исторического факультета
Председатель методической комиссии,

профессор _________________ А.Н. Жеравина

«______» __________________ 2005 г.

Рабочая программа по курсу «История России конца XIX – начала ХХ вв.» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 020700 – История, утвержденного 17 марта 2000 г.

Общий объем курса 160 часов. Из них: лекции – 48 часов, семинарские занятия - 32 часа, самостоятельная работа студентов – 80 часов. Экзамен в четвертом семестре.
СОСТАВИТЕЛЬ:

Никулин Пётр Федорович – кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории.
РЕЦЕНЗЕНТ:

Доктор исторических наук, профессор – В П. Зиновьев
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ.
Целью курса «История России конца XIX – начала ХХ вв.» является формирование у студентов-историков современной концепции исторического развития России в конце XIX – начале ХХ веков, представлений об основных особенностях, движущих социальных силах и периодах ее социального, экономического, политического и культурного развития на последнем этапе существования Российской империи, определение причин ее гибели и развитие навыков исследовательского мышления.

Задачи учебного курса:

- определить предмет, хронологические рамки, круг источников, исследовательской литературы и основные концепции истории Российской империи в последний период ее существования;

- дать представление об основных целях, задачах, направлениях, результатах модернизации и развития народного хозяйства страны в конце XIX – начале ХХ вв.;

- охарактеризовать сословно-социальную структуру российского общества, его состояние и процесс формирования в начале XX в. нового классового, индустриального общества;

- показать развитие внутренней политики русской монархии в 1895 – 1917 гг. и основные причины, движущие силы и содержание процесса эволюции российской государственности от самодержавия к конституционной, думской монархии;

- дать представления о целях, задачах и главных направлениях внешней политики Российской империи в 1892 – 1914 гг.;

- рассмотреть участие России в Первой мировой войне (июль 1914 – февраль 1917 гг.) и вызванный войной социально-политический кризис, разрешившийся февральской революцией 1917 г.;

- ознакомить студентов с развитием основных направлений русской культуры в начале ХХ в.
Место курса. Входит в блок общепрофессиональных дисциплин.
Требования к уровню освоения курса.

Студент должен знать:

-современные социально-классовую и социокультурную (цивилизационную) концепции истории России конца XIX – начала ХХ вв., основные особенности российской цивилизации, государственности, общества, экономики и духовной культуры; главные понятия и термины;

- основные направления, ход и результаты социально-экономической модернизации России: реформы С.Ю. Витте, развитие промышленности и финансово-кредитной системы; аграрные реформы П.А. Столыпина, формирование аграрного рынка и современного аграрного строя, развитие сельского хозяйства страны;

- главные стороны социально-политической модернизации России: сословно-корпоративную структуру российского общества и процесс формирования в ее недрах индустриальной, классовой структуры (буржуазия, современная интеллигенция и наемные рабочие); государственное устройство империи в период самодержавия (1895-1904 гг.); основные события революции 1905-1907 гг.; модернизацию монархии: формирование и функционирование системы учреждений Думской монархии и партийной системы; государственных и общественно-политических деятелей эпохи;

- основные события и акты внешнеполитической истории России изучаемого периода: дальневосточную политику на рубеже 1895-1903 гг. и русско-японскую войну (1904-1905 гг.); политику в 1906-1914 гг.), вступление в Антанту и участие России в Первой мировой войне (1914-1917 гг.);

- основные события февральской революции 1917 г., главные причины гибели традиционной российской государственности и цивилизации;

- главные достижения деятелей и мировое значение русской культуры конца XIX – начала ХХ вв.
Студент должен уметь:

- использовать полученные знания и практические навыки при изучении и исследовании любой темы или проблемы, входящей в раздел истории России конца XIX – начала ХХ вв.;

- правильно понимать и формулировать проблему, стоящую в центре изучаемой темы, находить верные направления ее разрешения, логически обоснованно, концептуально, с опорой на представительную источниковую базу, излагать ее решение;

- интегрировать (вписывать) полученную концепцию по частной теме в общую концепцию истории России конца XIX – начала ХХ века, при необходимости модернизируя (совершенствуя) ее;

- правильно формировать круг учебной и исследовательской литературы по избранным темам и разделам курса, грамотно давать ей концептуальную, историографическую оценку;

- создавать представительную (репрезентативную) источниковую базу исследования и давать правильную источниковедческую оценку главным видам письменных источников по истории России данного периода: законодательным актам, делопроизводственной документации, статистике, периодике, публицистике, воспоминаниям, дневникам и переписке;

- использовать полученные знания и навыки при работе над курсовыми и дипломными сочинениями по разделу истории России конца XIX – начала ХХ веков;

- применять полученные знания в общественной работе.


II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
Тема 1. Введение к курсу.

Предмет, задачи и хронологические рамки курса. Понятия «теории», «методологии», «концепции», «методики» исторической науки. Партийно-публицистический характер дореволюционной историографии русской истории конца XIX – начала ХХ вв. Марксистско-ленинский классово-формационный подход к отечественной истории. Советская, социально-классовая концепция «Истории СССР периода империализма».

Современный социокультурный (цивилизационный) подход к истории. Понятия «цивилизации» и «ментальности». Основные особенности российской, служило-государственной цивилизации и русской ментальности. Социокультурная концепция и периодизация российской истории конца XIX – начала ХХ века. Модернизация - движущая сила и стержневой процесс исторического развития России во второй половине XIX – начале ХХ вв. Современная, постсоветская историография изучаемого периода.

Краткий обзор, классификация и характеристика основных видов источников по истории России конца XIX – начала ХХ века: законодательных актов, делопроизводственной документации, статистики, периодики, политической публицистики, мемуаров, дневников, переписки и фото,-кинодокументов. Обзор учебной литературы по курсу и краткая характеристика его структуры.
Тема 2. Территория, население и социальная структура Российской империи в начале ХХ века.

Территория, численность и национально-религиозный состав населения России в начале ХХ века. Соотношение сельского и городского населения. Культурный уровень и грамотность и грамотность различных групп российского населения.

Переходная, сословно-классовая социальная структура российского общества. Главные факторы и движущие силы эволюции традиционного общества в классово-индустриальное общество. Роль государства и рыночных, капиталистических отношений. Краткая характеристика социального, правового и материального положения дворянства, крестьян, горожан, крупной буржуазии, интеллигенции и рабочего класса России в начале ХХ века.
Тема 3. Промышленное развитие России в конце XIX – начале ХХ века.

Основные условия и факторы промышленного развития России в конце XIX – начале ХХ вв. Рынок капиталов и рабочий силы. Платежеспособный спрос населения. Промышленная политика правительства. Реформы министра финансов С.Ю. Витте (1892-1903 гг.).

Налоговая реформа: введение прямых квартирного и промышленного налогов, увеличение косвенного налогообложения и введение государственной винной монополии, утверждение протекционистской, таможенной политики, денежная реформа 1897 года. Формирование финансово-кредитной системы (банки, бюджет, иностранный капитал). Роль иностранного капитала.

Образование монополистических объединений. Промышленный подъем 1893-1900 гг. Его главные причины, показатели и итоги. Специфические черты и причины промышленного кризиса и застоя 1900-1908 гг. Основные факторы, показатели и темпы развития промышленности и транспорта в годы второго промышленного подъёма (1909-1913 гг.). место и перспективы России в мировом индустриальном развитии.
Тема 4. Развитие аграрных отношений и сельского хозяйства в России в 1895-1916 гг.

Основные условия и факторы аграрного развития России в конце XIX – начале ХХ вв. Виды земельной собственности и землепользования. Системы земледелия. Формы хозяйства и агрикультуры. Аграрная политика правительства в 1895-1904 гг. «Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности». Меры правительства по улучшению социально-правового положения крестьян.

Состояние и эволюция помещичьего и крестьянского хозяйства. Обострение аграрного вопроса в начале ХХ века. Рост сельского населения и крестьянского малоземелья. Аграрное перенаселение. Развитие товарного производства в крестьянском хозяйстве. «Оскудение центра». Рост крестьянских волнений в 1900-1904 гг.

Резкий рост революционных аграрных выступлений российского крестьянства в 1905-1906 гг. Его борьба за ликвидацию помещичьего землевладения и передачу частновладельческих земель крестьянам. Переход правительства к модернизации к модернизации аграрного сектора экономики.

Столыпинская земельная реформа. Её стратегические и ближние, социально-политические цели. Основные направления реформы. Столыпинское аграрное законодательство: Указ 9 ноября 1906 г., закон 14 июня 1910 г. и закон о землеустройстве 29 мая 1911 г. разрушение общинного землевладения и общинно-передельного, чресполосного землепользования и насаждение личной крестьянской собственности и индивидуального, участкового землепользования (в виде отрубов и хуторов).

Реформа деятельности Крестьянского поземельного Банка. Новая переселенческая политика. Формирование всероссийского земельного рынка. Ход и результаты аграрной реформы. Причины её незавершенности.

Основные показатели и динамика развития сельскохозяйственного производства и агрикультуры в 1895-1913 гг. Рост валовой и товарной продукции. Увеличение производительности сельского хозяйства, развитие сбытовой и ссудно-кредитной кооперации, системы агрономической и ветеринарной помощи, технической оснащенности и капиталовооруженности крестьянского хозяйства. Утверждение его господства в производстве товарной продукции. Сохранение экстенсивных, отсталых форм хозяйствования.
Тема 5. Внутренняя политика России на рубеже XIX – ХХ вв. Массовые движения рабочих, крестьян и интеллигенции накануне революции 1905-1907 гг.

Россия 1890-х – 1904 гг. – самодержавная монархия. Основные государственные законы в редакции 1892 года. Государственное устройство Российской империи на рубеже веков. Система учреждений центральной законодательной, исполнительной и судебной властей. Учреждения местной административной власти. Роль бюрократии в государственном управлении страной. Система местного земского городского и корпоративного самоуправления.

Вступление Николая Второго на престол. Продолжение традиционного внутриполитического курса охранение основ самодержавия и порядка (1895-1899 гг.). Официальная идеология «народной монархии».

Назревание социального кризиса в стране. Новый внутриполитический курс (1900-1904 гг.). Программа социально-политических реформ В.К. Плеве. Попытки разрешения рабочего вопроса: рабочее законодательство, «зубатовщина». Социальные меры, направленные на решение крестьянского вопроса. Обострение национального вопроса. Национальная политика правительства.

Рост массовых движений рабочих, крестьян и студентов в 1895-1904 гг. Статистика стачечного движения и аграрных волнений в 1900-1904 гг. Подъем общественно-политического движения российской интеллигенции. Рост национальных движений.

Активизация радикально-социалистического направления. Неонародническое движение. Образование партии социалистов-революционеров (1902-1905 гг.). Проникновение марксизма в Россию. Возникновение социал-демократического движения. Создание РСДРП (1903 г.). Либеральное движение в 1894-1904 гг. «Союз освобождения» (1903 г.) и «Союз земцев-конституционалистов» (1904 г.). Банкетная кампания. Указ 12 декабря 1904 г. Спад массовых движений.
Тема 6. Революция 1905-1907 гг.

Советская историография проблемы. Ленинская концепция буржуазно-демократической революции. Современная концепция «народной» революции. Причины и главные движущие социальные силы революции. Руководящая и организующая роль радикально-социалистической и либеральной интеллигенции. Противоборствующие силы: правительственно-монархический лагерь и опозиционно-революционные силы. Революция 1905-1907 гг. как форма гражданской войны. Периодизация революции.

Восходящий этап (1905 год). Начало и подъём революции (январь-август 1905 г.).События 9 января 1905 г. «Кровавое воскресенье». Рескрипт Николая II на имя Булыгина. Подъем рабочего движения в января-марте 1905 г. III Съезд РСДРП и его решения. Первомайские события 1905 года. Восстание в Лодзи. Иваново-Вознесенская стачка. Восстание на броненосце «Потёмкин». Крестьянское движение в январе-августе 1905 г. Связь с рабочим движением. Формы и методы борьбы. Эсеры и выступления крестьян. Образование Всероссийского Крестьянского союза.

Выступление либеральной интеллигенции. Образование «Союза Союзов». Его состав и программа. Решение «Союза Освобождения» и «Союза земцев-конституционалистов» о создании кадетской партии. Действия царского правительства по борьбе с революцией. Насильственные формы борьбы. Проект созыва Булыгинской думы.

Высший подъём и кульминация революции (сентябрь-декабрь 1905 г.). Всероссийская октябрьская политическая стачка. Начало, ход и значение стачки. Образование Советов рабочих депутатов. Петербургский Совет рабочих депутатов. Манифест 17 октября, его содержание и роль в истории страны. Правительство С.Ю. Витте и первые шаги в его деятельности: восстановление конституции Финляндии, указ об отмене выкупных платежей. Столкновения революционеров и черносотенцев. Погромы.

Возникновение либеральных и консервативно-черносотенных партий и организаций: I Съезд партии Народной свободы (конституционно-демократической партии). Образование партии «Союз 17 октября» - партии крупной буржуазии. Образование черносотенной партии «Союз русского народа» и «Объединенного Совета дворянских уполномоченных». Апогей в развитии революции. Выступления на флоте и в армии. Севастопольское восстание. Крестьянское движение в ноябре-декабре 1905 г. Размах крестьянских выступлений. Формы борьбы. Разгром помещичьих имений. Роль решений ноябрьского съезда Всероссийского крестьянского союза. Декабрьское вооруженное восстание в Москве и других городах России. Его поражение. Аресты руководителей социалистических партий.

Нисходящий этап революции (январь 1906 – июнь 1907 гг.). Сокращение социальной базы революции: отход крупной буржуазии, горожан, право-либеральной (веховской) интеллигенции и крестьянства. Экономические и политические уступки правительства. Репрессии против революционеров. Спад рабочего движения и крестьянских волнений. Сокращение «уличного» революционного терроризма. Перемещение центра оппозиционно-революционной борьбы в стены I и II Государственных Дум. Роспуск II Думы. Издание нового избирательного закона 3 июня 1907 г. Восстановление полного правительственного контроля над страной. Завершение революции.

Социальные, правовые, политические результаты и исторические последствия первой русской революции.
Тема 7. Политическая модернизация России в начале ХХ в. Реформа российской государственности в 1905-1907 гг.

Эволюция российского государства во второй половине XIX – начале ХХ вв. Её периодизация.

Формирование, функционирование и развитие всесословной правомерной формы самодержавной монархии. Её признаки: свобода и самоуправление сословий, поддержка рыночных, товарно-денежных отношений и применение буржуазных методов управления страной (1861-1904 гг.).

Революция 1905-1907 гг. – модернизация российской государственности. Формирование системы Думской конституционной монархии (октябрь 1905 – февраль 1917 гг.). Её периодизация. Думская монархия (1905-1907 гг.). Процесс её формирования. Рескрипт 19 февраля 1905 г. на имя Булыгина. Манифест 6 августа 1905 г. – учреждение законосовещательной Государственной Думы. Создание избирательной системы: избирательные законы 6 августа и 11 декабря 1905 г. Ставка на сельские сословия крестьян и помещиков.

Манифест 17 октября 1905 г. – начало формирования Думской монархии. Указ 19 октября 1905 г. – создание объединенного Совета Министров (правительства). Формирование двухпалатного парламента (Госдума, Госсовет): Манифест и указы 20 февраля 1906 г. Правовое оформление системы Думской конституционной монархии: Основные законы 23 апреля 1906 г. Начало российского парламентаризма. I Дума. Её состав. Обсуждение аграрного вопроса в Думе. Роспуск I Думы. Выборгское воззвание. Состав и деятельность II Государственной Думы. Оппозиционность Думы правительству. Её роспуск. Оппозиционность I и II Дум – главная причина «бесплодности» Думской монархии (1905-1907 гг.).

Избирательный закон 3 июня 1907 г.: создание новой, работающей формы Думской конституционной монархии – Третьеиюньской системы. Правовая основа Третьеиюньской думской монархии. Социальная база системы - союз крупной буржуазии и помещиков.

Формирование партийной системы в России (1903-1907 гг.). Её особенности. Роль интеллигенции в процессе создания партий. Определение партии. Классификация русских политических партий. Социальная база, лидеры, программы и тактика деятельности главных российских политических партий в 1905-1907 гг. Радикально-социалистические партии: Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП), партия социалистов-революционеров (ПСР). Либерально-буржуазные партии: конституционно-демократическая партия (кадеты), партия «Союз 17 октября» (октябристы). Консервативно-монархические партии: «Союз русского народа» и «Союз Михаила Архангела» (черносотенцы).
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по курсу «История России конца XIX начала ХХ вв.» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 020700 История, утвержденного 17 марта 2000 г. iconРабочая программа по курсу «история сибири (с древнейших времен до...
Рабочая программа по курсу «история сибири (с древнейших времен до 1917 г.)» составлена на основе требований Государственного образовательного...

Рабочая программа по курсу «История России конца XIX начала ХХ вв.» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 020700 История, утвержденного 17 марта 2000 г. iconРабочая программа по курсу «новейшая история стран азии и африки...
«новейшая история стран азии и африки (1960-2005 гг.)» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта...

Рабочая программа по курсу «История России конца XIX начала ХХ вв.» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 020700 История, утвержденного 17 марта 2000 г. iconРабочая программа по курсу «новая история стран европы и америки...
«новая история стран европы и америки (1870-1918 гг.)» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта...

Рабочая программа по курсу «История России конца XIX начала ХХ вв.» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 020700 История, утвержденного 17 марта 2000 г. iconРабочая программа по курсу «История России первой половины XIX века»...
Рабочая программа по курсу «История России первой половины XIX века» составлена на основе требований Государственного образовательного...

Рабочая программа по курсу «История России конца XIX начала ХХ вв.» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 020700 История, утвержденного 17 марта 2000 г. iconРабочая программа по курсу «Управление природопользованием» составлена...
Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 022000 «Экология...

Рабочая программа по курсу «История России конца XIX начала ХХ вв.» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 020700 История, утвержденного 17 марта 2000 г. iconРабочая программа по курсу «История России с древнейших времён до конца XIX в»
Рабочая программа по курсу «История России с древнейших времён до конца XIX в», «Всеобщая история. С древнейших времён до конца xix»...

Рабочая программа по курсу «История России конца XIX начала ХХ вв.» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 020700 История, утвержденного 17 марта 2000 г. iconУчебная программа курса по специальности 020700 История. Брянск
Учебная программа по курсу «Британская колониальная система» составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного...

Рабочая программа по курсу «История России конца XIX начала ХХ вв.» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 020700 История, утвержденного 17 марта 2000 г. iconРабочая программа учебной дисциплины «Экономическая история»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Рабочая программа по курсу «История России конца XIX начала ХХ вв.» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 020700 История, утвержденного 17 марта 2000 г. icon«история татарстана»
Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...

Рабочая программа по курсу «История России конца XIX начала ХХ вв.» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 020700 История, утвержденного 17 марта 2000 г. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе требований...
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную