Пояснительная записка. Данная рабочая программа разработана на основе: Основной образовательной программы мбоу сош №5 г. Пушкино






Скачать 212.16 Kb.
НазваниеПояснительная записка. Данная рабочая программа разработана на основе: Основной образовательной программы мбоу сош №5 г. Пушкино
Дата публикации10.06.2015
Размер212.16 Kb.
ТипПояснительная записка
e.120-bal.ru > История > Пояснительная записка
1. Пояснительная записка.

Данная рабочая программа разработана на основе:

1. Основной образовательной программы МБОУ СОШ №5 г. Пушкино

2. Рабочей программы История России. Предметная линия Данилов А.А., Косулина Л.Г. 6-9 класс. –М: Просвещение, 2014

4) Рабочей программы Всеобщая история. Предметная линия учебников А.А.Вигасина-О.С.Сороко-Цюпы. 5-9 класс. –М: Просвещение, 2014

5) Авторской программы к учебнику «Новая история 1800 – 1913» А.Я. Юдовской, Л.М.Ванюшкиной и авторской программы к учебнику «История России. XIX век. 8 класс». А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной.

Программа ориентирована на УМК: Данилов А. А., Косулина Л. Г. «История России. XIX век». Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2014 г.; Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010 г.

Рабочая программа нацелена на выполнение федерального компонента государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Минобразования России № 1089 от 5 марта 2004 г.).

Реализация рабочей программы рассчитана на 68 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю). На изучение истории Нового времени 1800-1913 гг. отводится 23 учебных часа. На изучение истории России. XIX век отводится 45 учебных часов. Предполагается последовательное изучение двух курсов.

Цель изучения учебного предмета «История» в 8 классе основной школы - формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в XIX веке, содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации, познанию окружающей действительности, самопознанию и самореализации.

Задачи курса:

1) Овладение исторической картиной мира: умение объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную картину.

2) Формирование открытого исторического мышления: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).

3) Гражданско-патриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.

Общая характеристика учебного курса «История»

Курс «История» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально - гуманитарного цикла. В основу данного учебного курса положен комплексный подход к изложению событий мировой и отечественной истории XIX века, не выделяется в качестве приоритетной какая-либо из сторон общественной жизни, а предлагается рассматривать их в совокупности и взаимосвязи.

Этот курс интегрирует события всемирной истории и истории России XIX века в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о важном этапе в истории человечества, когда рождается и получает свое развитие индустриальное общество. Учащиеся знакомятся с процессом модернизации (перерастания традиционного общества в общество индустриальное), которая охватывает все сферы жизни общества: демографические процессы, экономику, политику, духовную жизнь.
2. Основное содержание курса

2.1. НОВАЯ ИСТОРИЯ. XIX в.8 класс (23 ч)

РАЗДЕЛ I. СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА ( 11 ч)

Тема 1. Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху. (6 ч)

Переход от аграрного общества к обществу индустриальному в Европе. Модернизация — процесс разрушения традиционного общества. Основные черты индустриального общества (классического капитализма): свобода, господство товарного производства и рыночных отношений, конкуренция, быстрая техническая модернизация. Завершение промышленного переворота.

Технический прогресс в Новое время. Успехи машиностроения. Переворот в средствах транспорта. Дорожное строительство. Военная техника. Новые источники энергии.

Капитализм свободной конкуренции. Экономические кризисы перепроизводства. Неравномерность развития капитализма. Усиление процесса концентрации производства и капиталов. Возрастание роли банков. Формы слияния предприятий. Корпорации и монополии. Монополистический капитализм, или империализм, его черты.

Промышленный переворот и его социальные последствия. Рост городов. Изменения в структуре населения индустриального общества. Миграция и эмиграция населения. Аристократия старая и новая. Новая буржуазия. Средний класс. Рабочий класс. Женский и детский труд. Женское движение за уравнение в правах.

Материальная культура и изменения в повседневной жизни общества. Новые условия быта. Изменения моды. Новые развлечения.

Развитие науки в XIX в. Возникновение научной картины мира. Открытия в области математики, физики, химии, биологии, медицины. Наука на службе у человека. Изменение взгляда человека на общество и природу.

Художественная культура XIX столетия. Основные художественные течения. Романтизм и критический реализм в литературе (Джордж Байрон, Виктор Гюго, Генрих Гейне, Чарлз Диккенс, Оноре де Бальзак). Натурализм. Эмиль Золя*. Джозеф Редьярд Киплинг*. Воплощение эпохи в литературе.

Изобразительное искусство. Романтизм:: Эжен Делакруа. Реализм в живописи: Оноре Домье. Импрессионизм: Клод Моне, Камиль Писсарро, Огюст Ренуар. Скульптура: Огюст Роден. Постимпрессионизм*: Поль Сезанн, Поль Гоген*, Винсент Ван Гог*. Музыка: Фридерик Шопен, Джузеппе Верди, Жорж Бизе, Клод Дебюсси*. Архитектура. Рождение кино.

Формирование идеологии либерализма, социализма, консерватизма. Либерализм и консерватизм. Социалистические учения первой половины XIX в. Утопический социализм о путях переустройства общества. Революционный социализм — марксизм. Карл Маркс и Фридрих Энгельс об устройстве и развитии общества. Рождение ревизионизма. Эдуард Бернштейн. Первый интернационал.

Тема 2. Строительство Новой Европы (5 ч)

Франция в период консульства Первая империя во Франции. Наполеон Бонапарт.. Наполеоновская империя. Внутренняя политика консульства и империи. Французский гражданский кодекс. Завоевательные войны консульства и империи. Причины ослабления империи Наполеона Бонапарта. Поход в Россию. Крушение наполеоновской империи. Венский конгресс. Священный союз и европейский порядок. Решение Венского конгресса как основа новой системы международных отношений.

Англия в первой половине XIX в. Политическая борьба. Парламентская реформа 1832 г. Установление законченного парламентского режима. Чартистское движение. Англия — «мастерская мира». Внешняя политика Англии.

Европейские революции XIX в. Франция: экономическая жизнь и политическое устройство после реставрации Бурбонов. Революции 1830 г. Кризис Июльской монархии. Выступления лионских ткачей. Революция 1848 г.

Национальные идеи и образование единых государств в Германии и Италии. О. фон Бисмарк. Борьба за объединение Германии. Вильгельм I. Соперничество Пруссии с Австрией за лидерство среди немецких государств. Война с Австрией и победа при Садове. Образование Северогерманского союза.

Борьба за независимость и национальное объединение Италии. Камилло Кавур. Революционная деятельность Джузеппе Гарибальди. Джузеппе Мадзини*. Национальное объединение Италии.

Франко-прусская война и Парижская коммуна. Третья республика во Франции. Завершение объединения Германии и провозглашение Германской империи. Парижская коммуна. Попытка реформ. Поражение коммуны.

РАЗДЕЛ II. МИР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. (12 ч)

Тема 1. Страны Западной Европы на рубеже XIX—XX вв. Пути модернизации и социальных реформ (4 ч)

Германская империя. Политическое устройство. Причины гегемонии Пруссии в составе империи. Быстрое экономическое развитие. Юнкерство и крестьянство. Борьба Бисмарка с внутренней оппозицией. «Исключительный закон против социалистов». Политика «нового курса» — социальные реформы. Вильгельм II. От «нового курса» к «мировой политике». Борьба за «место под солнцем». Подготовка к войне.

Социальный реформизм во второй половине XIX – начале ХХ вв. Создание Британской империи. Английский парламент. Черты гражданского общества. Бенджамин Дизраэли и вторая избирательная реформа 1867 г. Пора реформ. Особенности экономического развития Великобритании. Ирландский вопрос. Рождение лейбористской партии. Джеймс Рамсей Макдональд. Реформы во имя классового мира. Дэвид Ллойд Джордж. Внешняя политика. Создание колониальных империй и начало борьбы за передел мира.

Третья республика во Франции. Особенности экономического развития. Монополистический капитализм. От свободной конкуренции к монополистическому капитализму. Усиленный вывоз капитала. Особенности политического развития. Демократические реформы. Франция — первое светское государство среди европейских государств. Коррупция государственного аппарата. «Дело Дрейфуса». Движения протеста. Создание колониальной империи. Реваншизм и подготовка к войне.

Италия: время реформ и колониальных захватов. Конституционная монархия. Причины медленного развития капитализма. Эмиграция — плата за отсталость страны. Движения протеста. Эра либерализма. Переход к реформам. Джованни Джолитти. Внешняя политика.

Австро-Венгрия. «Лоскутная империя». Развитие национальных культур и самосознания народа. «Национальное возрождение» славянских народов Австрийской империи. «Весна народов» в империи Габсбургов. Политическое устройство Австро-Венгрии. Национальный вопрос. Начало промышленной революции. Внешняя политика.

Народы Юго-Восточной Европы в XIX в.

Тема 2. Две Америки (З ч)

США в XIX в. Увеличение территории США. «Земельная лихорадка». Особенности промышленного переворота и экономическое развитие в первой половине XIX в. Идеал американского общества — фермер, «человек, у которого нет хозяина». Плантационное хозяйство на Юге. Положение негров-рабов. Движения протеста. Аболиционизм. Восстание Джона Брауна.

Гражданская война в США. Нарастание конфликта между Севером и Югом. Авраам Линкольн — президент, сохранивший целостность государства. Мятеж Юга. Отмена рабства. Закон о гомстедах. Победа северян.

Монополистический капитализм. США в период монополистического капитализма. Экономическое развитие после гражданской войны. «Фермер чувствует себя покинутым». Господство трестов. Президентская республика. Структура американского общества. Нерешенные социальные проблемы. Американская федерация труда. «Прогрессивная эра». Теодор Рузвельт и политика реформ. «Доктрина Монро». Агрессивная внешняя политика США.

Провозглашение независимых государств в Латинской Америке в XIX в.Основные колониальные владения. Национально-освободительная борьба народов Латинской Америки. Симон Боливар. «Век каудильо». Экономическое развитие. «Латиноамериканский плавильный котел».

Тема 3. Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма (2 ч)

Кризис традиционного общества в странах Азии на рубеже XIX-XX вв. Начало модернизации в Японии. Насильственное «открытие» Японии европейскими державами. Революция Мэйдзи. Эпоха модернизации. Первые реформы. Новые черты экономического развития. Политическое устройство. Изменения в образе жизни общества. Поворот к национализму. Колониальная политика.

Китай. Насильственное «открытие» Китая. Движение тайпинов — попытка воплотить утопию в жизнь. Раздел Китая на сферы влияния. Курс на модернизацию страны не состоялся. Восстание 1899—1900 гг. Превращение Китая в полуколонию индустриальных держав.

Индия. Особенности колониального режима в Индии. Насильственное разрушение традиционного общества. Восстание 1857—1859 гг. Аграрное перенаселение страны, голод и эпидемии. Индийский национальный конгресс: «умеренные» и «крайние». Балгангадхар Тилак.

Африка. Традиционное общество на Африканском континенте. Занятия населения. Культы и религии. Раздел Африки европейскими державами. Независимые государства Либерия и Эфиопия. Борьба Эфиопии за независимость. Особенность колонизации Южной Африки. Создание ЮАС. Европейская колонизация Африки. Восстания гереро и готтентотов.

Тема 4. Международные отношения в Новое время (2 ч)

Создание колониальных империй и начало борьбы за передел мира. Обострение противоречий в развитии индустриального общества. Политические партии и главные идеологические направления партийной борьбы: консерватизм, либерализм, социализм, марксизм. Рабочее движение. Отсутствие системы европейского равновесия в XIX в. Начало распада Османской империи.

Политическая карта мира к началу XX в. Нарастание противоречий между великими державами и основные узлы противоречий. Тройственный союз. Франко-русский союз. Англо-германское соперничество. Антанта. Первые империалистические войны. Балканские войны. Образование Болгарского государства. Независимость Сербии, Черногории и Румынии. Балканские войны — пролог Первой мировой войны.

Пацифистское движение. Второй интернационал против войн и политики гонки вооружений.

Тема 5. Культурное наследие Нового времени.(1 час)

Технический прогресс в Новое время. Возникновение научной картины мира. Изменение взгляда человека на общество и природу. Духовный кризис индустриального общества на рубеже XIX-XX вв. Культурное наследие Нового времени. Демократизация образования. Изменения в быту. Градостроительство. Развитие транспорта и связи. Основные течения в художественной культуре XIX - начала XX вв. Духовный кризис индустриального общества. Декаданс
РОССИЯ В XIX в. 8 класс (45 ч)

РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. (20 ч)

Тема 1. Введение. Россия на рубеже веков. Территория. Население. Сословия. Экономический строй. Политический строй. (1 ч)

Тема 2. Внутренняя и внешняя политика в первой половине XIX в. (5 часов)

Внутренняя политика в 18011811 гг. Переворот 11 марта 1801 г. и первые преобразования. Александр 1. Проект Ф. Лагарпа. «Негласный комитет». Указ о «вольных хлебопашцах». Реформа народного просвещения. Аграрная реформа в Прибалтике. Реформы М. М. Сперанского. М.М. Сперанский. «Введение к уложению государственных законов». Учреждение Государственного совета. Экономические реформы. Отставка Сперанского: причины и последствия.

Внешняя политика в 18011812 гг. Международное положение России в начале века. Основные пели и направления внешней политики. Россия в третьей и четвертой антифранцузских коалициях. Войны России с Турцией и Ираном. Расширение российского присутствия на Кавказе. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Присоединение к России Финляндии. Разрыв русско-французского союза.

Отечественная война 1812 г. Начало войны. Планы и силы сторон. Смоленское сражение. Назначение М. И. Кутузова главнокомандующим. Бородинское сражение и его значение. Тарутинский маневр. Партизанское движение. Гибель «великой армии» Наполеона. Освобождение России от захватчиков.

Заграничный поход русской армии. Внешняя политика России в 18131825 гг. Начало заграничного похода, его цели. «Битва народов» под Лейпцигом. Разгром Наполеона. Россия на Венском конгрессе. Россия и образование Священного Союза. Восточный вопрос во внешней политике Александра I. Россия и Америка. Россия — мировая держава.

Внутренняя политика в 18141825 гг. Причины изменения внутриполитического курса Александра I. Польская конституция. «Уставная грамота Российской империи» Н. Н. Новосильцева. Усиление политической реакции в начале 20-х гг. Основные итоги внутренней политики Александра I.

Социально-экономическое развитие. Экономический кризис 1812—1815 гг. Аграрный проект А.А.Аракчеева. Развитие промышленности и торговли.

Тема 2. Общественные движения начала XIX в. Движение декабристов. (3часа)

Общественные движения. Предпосылки возникновения и идейные основы общественных движений. Тайные масонские организации. Движение декабристов. Союз спасения. Союз благоденствия. Южное и Северное общества. Программные проекты П. И. Пестеля и Н. М. Муравьева. Власть и общественные движения.

Династический кризис 1825 г. Восстание декабристов. Смерть Александра I и династический кризис. Восстание 14 декабря 1825 г. и его значение. Восстание Черниговского полка на Украине. Историческое значение и последствия восстания декабристов.

Тема 3. Внутренняя политика Николая 1. (2 часа)

Внутренняя политика Николая 1. Укрепление роли государственного аппарата. Усиление социальной базы самодержавия. Попытки решения крестьянского вопроса. Ужесточение контроля над обществом (полицейский надзор, цензура). Централизация, бюрократизация государственного управления. Свод законов Российской империи. Русская православная церковь и государство. Усиление борьбы с революционными настроениями. III отделение царской канцелярии.

Социально-экономическое развитие. Крепостнический характер экономики и зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Первые железные дороги. Новые явления в промышленности, сельском хозяйстве и торговле. Финансовая реформа Е. Ф. Канкрина. Реформа управления государственными крестьянами П.Д.Киселева. Рост городов.

Тема 4. Общественная мысль во второй четверти XIX в (2 часа)

Особенности общественного движения 30—50-х гг. Консервативное движение. Официальная государственная идеология: Теория «официальной народности» С. С. Уварова. Либеральное движение. Западники (Т. Н. Грановский. С. М. Соловьев) и славянофилы (И. С. и К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские). Революционное движение. А. И. Герцен и Н. П. Огарев. Петрашевцы. Утопический социализм: теория «общинного социализма».

Тема 5. Внешняя политика Николая 1. (3 часа)

Внешняя политика в 18261849 гг. Участие России в подавлении революционных движений в европейских странах. Русско-иранская война 1826—1828 гг. Русско-турецкая война 1828 —1829 гг. Обострение русско-английских противоречий. Россия и Центральная Азия. Восточный вопрос во внешней политике России.

Народы России. Национальная политика самодержавия. Польский вопрос. Присоединение Кавказа. Кавказская война. Мюридизм. Имамат. Движение Шамиля.

Крымская война 1853—1856 гг. Обострение восточного вопроса. Цели, силы и планы сторон. Основные этапы войны. Оборона Севастополя. П. С. Нахимов, В. А. Корнилов. Кавказский фронт. Парижский мир 1856 г. Итоги войны.

Тема 6. Российская культура первой половины XIX в. (3 часа)

Развитие образования в первой половине XIX в., его сословный характер.

Научные открытия. Открытия в биологии И. А. Двитубского, И. Е. Дядьковского, К. М. Бэра. Н. И. Пирогов и развитие военно-полевой хирургии. Пулковская обсерватория. Математические открытия М. В. Остроградского. Н.И.Лобачевский. Вклад в развитие физики Б. С. Якоби и Э. X. Ленца. А. А. Воскресенский, Н. Н. Зимин и развитие органической химии.

Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского, Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева. Открытие Антарктиды. Дальневосточные экспедиции Г. И. Невельского и Е. В. Путятина. Русское географическое общество.

Особенности и основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм). Литература. В. А. Жуковский. К. Ф. Рылеев. А. И. Одоевский. Золотой век русской поэзии. А. С. Пушкин. М. Ю. Лермонтов. Критический реализм. Н. В. Гоголь. И. С. Тургенев. Д. В. Григорович. Драматургические произведения А. Н. Островского.

Театр. П. С. Мочалов. М. С. Щепкин. А. Е. Мартынов.

Музыка. Становление русской национальной музыкальной школы. А. Е. Варламов. А. А. Алябьев. М. И. Глинка. А. С. Даргомыжский. Живопись. К. П. Брюллов. О. А. Кипренский. В. А. Тропинин. А. А. Иванов. П. А. Федотов. А. Г. Венецианов. Архитектура. Русский ампир. Ансамблевая застройка городов. А.Д.Захаров (здание Адмиралтейства). А. Н. Воронихин (Казанский собор). К. И. Росси (Русский музей, ансамбль Дворцовой площади). О. И. Бове (Триумфальные ворота в Москве, реконструкция Театральной и Красной площадей). Русско-византийский стиль. К. А. Тон (храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата).

Демократические тенденции в культурной жизни на рубеже XIX-XX вв. Культура народов Российской империи. Взаимное обогащение культур.

Основные понятия раздела

Негласный комитет, Конституция, вольные хлебопашцы, министерства, реформы, разделение властей, масоны, декабристы, военные поселения, промышленный подъем, рынок рабочей силы, крепостные предприниматели, расслоение крестьянства, охранительная политика, теория официальной народности, обязанные крестьяне, кодификация законов, майорат, славянофильство, западничество, крестьянский социализм, крестьянская община, революционная демократия. Романтизм, классицизм, реализм. Русско-византийский стиль.

ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ (1 ч) Россия на пороге перемен.

РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в (24 ч)

Тема 1. Великие реформы 1860-70 г.г.. (5 ч)

Социально-экономическое развитие страны к началу 60-х гг. XIX в. Настроения в обществе. Александр II . Начало правления Александра II. Смягчение политического режима. Предпосылки и причины отмены крепостного права. Подготовка крестьянской реформы. Великий князь Константин Николаевич. Отмена крепостного права. Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права.

Либеральные реформы 6070-х гг. Земская и городская реформы. Создание местного самоуправления. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в области просвещения. Цензурные правила. Значение реформ. Незавершенность реформ. Борьба консервативной и либеральной группировок в правительстве на рубеже 70—80-х гг. «Конституция» М.Т. Лорис-Меликова.

Тема 2. Общественные движения второй половины XIX в. (3 часа)

Общественное движение. Особенности российского либерализма середины 50-х—начала 60-х гг. Тверской адрес 1862 г. Разногласия в либеральном движении. Земский конституционализм. Консерваторы и реформы. М. Н. Катков.

Рост революционного движения в пореформенный период. Н. Г. Чернышевский. Революционное народничество (М. А. Бакунин, П.Л.Лавров, П. Н.Ткачев). Народнические организации второй половины 1860-х—начала 1870-х гг. С. Г. Нечаев и «нечаевщина». «Хождение в народ», «Земля и воля». Первые рабочие организации. Раскол «Земли и воли». «Народная воля». Убийство Александра II.

Тема 3. Внешняя политика Александра II. (2 часа)

Внешняя политика Александра II. Основные направления внешней политики России в 1860—1870-х гг. А. М. Горчаков. Европейская политика России. Завершение кавказской войны. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика. Продажа Аляски.

Русско-турецкая война 1877—1878 гг.: причины, ход военных действий, итоги. М. Д. Скобелев. И. В. Гурко. Роль России в освобождении балканских народов от османского ига.

Тема 4. Социально-экономическое и политическое развитие России в правление Александра III (5 часов)

Внутренняя политика Александра III. Личность Александра III.. Начало нового царствования. К. П. Победоносцев. Контрреформы 1880-х гг. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Усиление репрессивной политики. Политика в области просвещения и печати. Укрепление позиций дворянства. Наступление на местное самоуправление. Национальная и религиозная политика Александра III.

Экономическое развитие страны в 8090-е гг. Социально-экономическое развитие страны после отмены крепостного права. Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Реорганизация финансово-кредитной системы. «Железнодорожная горячка». Завершение промышленного переворота, его последствия. Начало индустриализации. Формирование классов индустриального общества Формирование буржуазии. Рост пролетариата.

Промышленный подъем на рубеже XIX-XX вв. Государственный капитализм. Формирование монополий. Иностранный капитал в России. Деятельность Н. X. Бунге и И. А. Вышнеградского. Начало государственной деятельности С. Ю. Витте. Золотое десятилетие русской промышленности. Состояние сельского хозяйства.

Положение основных слоев российского общества. Обострение социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Размывание дворянского сословия. Дворянское предпринимательство. Социальный облик российской буржуазии. Меценатство и благотворительность. Положение и роль духовенства. Разночинная интеллигенция. Крестьянская община. Усиление процесса расслоения русского крестьянства. Изменения в образе жизни пореформенного крестьянства. Казачество. Особенности российского пролетариата.

Внешняя политика Александра ///. Приоритеты и основные направления внешней политики Александра III. Россия в военно-политических блоках. Сближение России и Франции. Азиатская политика России.

Тема 5. Общественное движение в 8090-х гг. (1 час)

Общественное движение в 8090-х гг. Кризис революционного народничества. Изменения в либеральном движении. Усиление позиций консерваторов. Распространение марксизма в России.

Тема 6. Российская культура второй половины XIX в. (3 часа)

Развитие образования и науки во второй половине XIX в. Подъем российской демократической культуры. Просвещение во второй половине XIX в. Школьная реформа. Развитие естественных и общественных наук. Д.И.Менделеев. Успехи физико-математических, прикладных и химических наук. Географы и путешественники. Сельскохозяйственная наука. Историческая наука.

Литература и журналистика. Критический реализм в литературе. Развитие российской журналистики. Революционно-демократическая литература.

Искусство. Общественно-политическое значение деятельности передвижников. «Могучая кучка» и П. И. Чайковский, их значение для развития русской и зарубежной музыки. Русская опера. Мировое значение русской музыки. Успехи музыкального образования. Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни.

Развитие и взаимовлияние культур народов России. Роль русской культуры в развитии мировой культуры.

Быт: новые черты в жизни города и деревни. Рост населения. Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и городского транспорта. Жизнь и быт городских «верхов». Жизнь и быт городских окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни.

Тема 7. Российская империя на рубеже веков и ее место в мире (4 часа)

Российская империя на рубеже веков и ее место в мире. Территориальная структура Российской империи, ее геостратегическое положение. Количественная и качественная (этническая) характеристика населения Российской империи. Особенности процесса модернизации в России начала XX в.

Внешняя политика Николая II. Внешнеполитические приоритеты России в начале царствования Николая II. Миротворческая инициатива русского императора. Международная конференция в Гааге. «Большая азиатская программа» русского правительства. Втягивание России в дальневосточный конфликт. Военно-политические блоки.

Основные понятия раздела

Промышленный переворот, экономический кризис, индустриализация, монополизация, монополистический капитализм, полицейское государство, социальная структура, общественное движение, либерализм, консерватизм, революционно-демократическое движение, анархизм, народничество, марксизм, террор, бюрократическая система, земство, суд присяжных, народное представительство, буржуазия, пролетариат, интеллигенция, рабочее законодательство, антисемитизм, черта оседлости, русификация, меценатство, урбанизация, критический реализм, «Могучая кучка», передвижники. Тройственный союз, Антанта.

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ (1 ч) Россия и мир на пороге XX в.

Итоговое повторение по курсу Всеобщей истории и истории России 8 класса (1 ч)
3. Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 8 класса

В результате изучения курса учащиеся должны

Знать/понимать:

- Основные даты и ключевые события истории России и мира с начала XIX века до 1914 года (годы царствований; «великих реформ»; политической и социальной истории (1825 г., 1861 г.), важнейших военных кампаний (1812 г., 1813-1814гг., 1853-1856 гг., 1877-1878 гг.)

- Факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие целостность исторического процесса;

- Взаимосвязь и особенности истории России и мира;

Уметь:

- Рассказывать о важнейших исторических событиях, их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов, давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников, использовать приобретенные знания при написании творческих работ, рефератов.

- Показывать на исторической карте: территории, присоединенные к Российской империи в XIX веке; центры промышленности и торговли; места военных действий и походов.

- Составлять описание памятников: зданий и технических сооружений; машин; предметов быта; произведений художественной культуры.

- Соотносить и общие исторические процессы и отдельные факты и явления, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, группировать исторические события по заданному признаку, объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.

- Называть характерные, существенные черты: социально-экономического развития и политического строя России XIX – начала XX века; положения различных слоев населения; внутренней и внешней политики самодержавия; идеологии и практики общественных движений (консервативных, либеральных, радикальных).

- Объяснять значение понятий: Российская империя, самодержавие, крепостное право, феодальные пережитки, модернизация, индустриализация, капиталистические отношения, реформа/контрреформа, декабристы, славянофилы, западники, утопический социализм, народничество, социал-демократия, православие, национализм, революция.

- Сравнивать: развитие России до и после реформ 60-х гг.; развитие капитализма в России и других странах; позиции, программные положения общественных движений, групп, партий.

- Излагать суждения о причинах и последствиях: возникновения общественных движений XIX – начала XX века; отмены крепостного права; войн 1912г., 1853-1856 гг, 1877-1878 гг.; присоединения к империи в XIX веке новых территорий и народов.

- Объяснять, в чем состояли цели и результаты деятельности государственных и общественных деятелей, представителей социальных и политических движений, науки и культуры.

- Приводить изложенные в учебной литературе оценки исторических деятелей, характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий и войн, революций. Высказывать и аргументировать свою оценку событий и личностей.

- Давать нравственную оценку (и объяснять ее с позиции гуманистических духовных ценностей) использованию власти, поступкам различных общественных деятелей во времена реформ, революций, войн XIX – начала XX века.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

- предоставления результатов изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, доклада, других творческих работ;

- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России;

- определения своего собственного отношения к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи Нового времени. Чтобы находить или предлагать варианты терпимого, уважительного отношения к иным позициям как в прошлом, так и в современности;

- участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

- ведения дискуссии с теми, кто придерживается иных взглядов и оценок прошлого, отстаивая свою позицию, выдвигая контраргументы и перефразируя мысль; возможности взглянуть на ситуацию с другой позиции, договариваться с людьми.

5. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения.

  1. Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. «История России. XIX век». Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М., «Просвещение», 2014 г.;

  2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь по истории России. XIX век. М.: «Просвещение», 2013 г.

  3. История России: 8 класс: Поурочные разработки. /М.: «Просвещение», 2012 г.

  4. История России. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной 6-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение» 2014 г.

  5. Настенные исторические карты.

  6. Атласы по истории России XIX века.

7. Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение. 2010 г.

8. А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина. Рабочая тетрадь по новой истории (1800—1913). – М: Просвещение, 2012

9. А. Я. Юдовская История Нового времени. Тесты и тренировочные задания. 7 класс. - Экзамен. - 2011

10. Всемирная история в лицах: Новое время: Энциклопедия для школьника. – М. «детская литература», 2000

11. Всеобщая история. Справочник школьника: История древнего мира, средних веков, новое и новейшее время. М.: АСТ, Слово, 1996. - 544 с
В качестве цифровых образовательных ресурсов предполагается использование:

  1. Электронный учебник: История России с древнейших времен до начала XX века.

  2. Энциклопедия Истории России 862-1917 гг.

  3. Презентации по курсу истории России с конца XVI века до конца XVIII века.

4. Медиаресурсы «Мир знаний»: http://www.mirznaniy.com

5. Серия видеохрестоматий «Ожившая история»: Новое время. 1492 – 1799 гг.» (ООО «Мир знаний», Самара, 2010)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка. Данная рабочая программа разработана на основе: Основной образовательной программы мбоу сош №5 г. Пушкино iconПояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе:...
Рабочей программы История России. Предметная линия Данилов А. А., Косулина Л. Г. 6-9 класс. –М: Просвещение, 2014

Пояснительная записка. Данная рабочая программа разработана на основе: Основной образовательной программы мбоу сош №5 г. Пушкино iconПояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе:...
Рабочей программы История России. Предметная линия Данилов А. А., Косулина Л. Г. 6-9 класс. –М: Просвещение, 2014

Пояснительная записка. Данная рабочая программа разработана на основе: Основной образовательной программы мбоу сош №5 г. Пушкино iconПояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе:...
...

Пояснительная записка. Данная рабочая программа разработана на основе: Основной образовательной программы мбоу сош №5 г. Пушкино iconДанная рабочая программа разработана на основе: Основной образовательной...
Примерной программы «Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А. А. Вигасина – А. О. Сороко-Цюпы. 5-9 классы»...

Пояснительная записка. Данная рабочая программа разработана на основе: Основной образовательной программы мбоу сош №5 г. Пушкино iconПояснительная записка рабочая программа по обществознанию для учащихся...
Основной образовательной программы основного общего образования моу сош с. Песчаноозёрка

Пояснительная записка. Данная рабочая программа разработана на основе: Основной образовательной программы мбоу сош №5 г. Пушкино iconПояснительная записка рабочая программа по обществознанию для 7 класса...
Основной образовательной программы основного общего образования мбоу «Заволенская оош»

Пояснительная записка. Данная рабочая программа разработана на основе: Основной образовательной программы мбоу сош №5 г. Пушкино iconПояснительная записка. Данная рабочая программа разработана на основе:...
Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011. – 342с. (Стандарты...

Пояснительная записка. Данная рабочая программа разработана на основе: Основной образовательной программы мбоу сош №5 г. Пушкино iconПояснительная записка рабочая программа по окружающему миру для 3...
Основной образовательной программы начального общего образования (утверждена приказом директора №72/26 от 31. 08. 2013)

Пояснительная записка. Данная рабочая программа разработана на основе: Основной образовательной программы мбоу сош №5 г. Пушкино iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основе Федерального...
Данная программа отражают содержание обществоведческого курса, ядром которого является обязательный минимум содержания обществоведческого...

Пояснительная записка. Данная рабочая программа разработана на основе: Основной образовательной программы мбоу сош №5 г. Пушкино iconРабочая программа по французскому языку на 2013/2014 учебный год...
Данная программа разработана на основе Примерной программы среднего (полного) образования по иностранному языку, которая составлена...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную