Тема: Начало промышленного переворота в России Цели урока






Скачать 47.23 Kb.
НазваниеТема: Начало промышленного переворота в России Цели урока
Дата публикации10.06.2015
Размер47.23 Kb.
ТипУрок
e.120-bal.ru > История > Урок
Конспект урока по истории для учащихся 8-х классов в системе развивающего обучения «ШКОЛА 2100». Учитель истории и обществознания Урунова Насфия Миндиураловна. г.Лангепас ХМАО МОУ СОШ №3.

Тема: Начало промышленного переворота в России

Цели урока: на основании фактов истории сформировать представление о начале промышленного переворота в России; Определить причины замедления процессов модернизации во всех сферах экономики; Дать возможность осознать негативное значение крепостного права на развитие российского общества.

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Проверка знаний:

Устный опрос:

  • В чем заключался план восстания декабристов?

  • Вывести на Сенатскую площадь 6 гвардейских полков

  • Назначить диктатора- человека с неограниченными полномочиями

  • Взять Зимний дворец, арестовать царскую семью

  • Захватить банк и почтамт

  • Сенат должен утвердить «Манифест к русскому народу» введение гражданских прав и свобод, отмена неограниченной власти императора. Отмена крепостного права




  • Какие пункты плана осуществились, а какие – нет? Почему восстание потерпело поражение?

  • Докажите, что к арестованным декабристам Николай I отнесся как к закоренелым преступникам?

  • Как мы можем ответить на проблему урока: декабристы – преступники или герои?




  1. Изучение нового материала:

Создание проблемной ситуации

  • Как быстро в наше время совершенствуется техника? Почему?

В Европе, в 1820-1850-е гг., в годы реформ и революций, постоянно строились новые фабрики, росли города. Для перевозки сырья и готовой продукции необходим был транспорт. Так появился железнодорожный транспорт. Протяженность железных дорог росла очень быстро. В короткий срок ж/д соединили вес крупные города Англии, Франции, Германии..

  • Обратимся к историческим документам на стр.102

Проанализируйте данные 1 таблицы:

  • Сколько лет прошло с момента открытия первой железной дороги в Англии до создания ж\д сети? (30 лет)

Проанализируйте данные 2 таблицы:

  • Насколько отличались темпы и результаты железнодорожного строительства в России от показателей Англии? (темпы и результаты отставали значительно, протяженность дорог меньше в 10 раз)


Итак, В Англии изобретения внедрялись очень быстро, в России- медленно

  • Какой возникает вопрос из выявленных фактов?

Проблемный вопрос: Почему в России в I половине XIX века технические изобретения внедрялись очень медленно?
Актуализация знаний

  • Из каких отраслей состоит экономика? (торговля, промышленность, с\х)

  • Что нам известно о российской экономике начала XIX в.?

  • Модернизация проходила в стране (промышленный переворот)?


Знаем: экономика в начале 19в. – сочетание феодальных порядков (крепостное право, сословный строй) и капиталистических (рынок, конкуренция, вольный наем). Промышленный переворот шел медленно, модернизация только начиналась.

С тех пор прошло 39-50 лет.

Нам нужно узнать:

Как изменилась экономика:

  1. Изменения в сельском хозяйстве

  2. Изменения в торговле (городах, транспорте)

  3. Изменения в промышленности.


Открытие нового знания
Исследовательскую работу будем проводить в группах. Каждая группа исследует отдельную отрасль экономики. На выполнение работ дается 5-6 минут. Результат работы в группах записывается в тетрадях
Группа 1. «Сельское хозяйство»

  1. Составьте список порядков, существовавших в России в сельском хозяйстве и мешавших внедрению новой техники и технологии.

  2. Приведите 3-4 доказательства кризиса крепостничества в сельском хозяйстве России.

  3. Сделайте вывод, используя термины: модернизация, сельское хозяйство, крепостное право.

  • Крестьянская община сковывала предприимчивость и инициативу сельчан. Нищета большинства крестьянских хозяйств. Часть помещиков не хотела вкладывать деньги в дорогую технику. Другая часть не умела вести хозяйство по-новому.

  • Труд подневольных крестьян становился все менее производительным. Крестьяне не умели и не хотели работать с новой техникой. Помещики увеличивали время на барщину или вводили денежный оброк. Помещичьи хозяйства приходили в упадок.

Развитие модернизации в сельском хозяйстве сдерживалось крепостным правом.
Группа 2. «Промышленность»

  1. С помощью фактов докажите, что в России начался промышленный переворот.

  2. Составьте список порядков, мешавших промышленному перевороту в России.

  3. Сделайте вывод, используя термины: капиталистические отношения, промышленный переворот, крепостное право.




  • Появляются первые фабрики, внедряются технические изобретения. Выставки изобретений в области техники.

  • Промышленность России 1830-1850-х годов была нескольких видов: мелкая кустарная и ремесленная, крупная крепостная, крупная капиталистическая. Крепостное право. Низкий уровень образования рабочих, большая часть из которых  была крестьянами.

  • Развитие капиталистических отношений шло медленно. Начавшийся промышленный переворот сдерживался крепостным правом.


Группа 3. «Торговля»

  1. С помощью фактов докажите, что в России укрепились рыночные связи.

  2. Определите 2-3 фактора, сдерживающие развитие торговли.

  3. Сделайте вывод, используя термины: промышленный переворот, рыночные отношения, крепостное право.

  • Происходит складывание Всероссийского рынка в 1830-1850-х годах: ярмарки, биржи, магазины, банки, каналы, шоссе, железные дороги.

  • Низкая платежеспособность населения, ограниченность рынка, крепостное право.

Промышленный переворот привел к развитию торговли и установлению рыночных отношений. Но крепостное право сдерживало этот процесс.

  • Выделите фактор, который во всех группах признан как сдерживающий развитие экономик

  • Какой можно сделать вывод? (выделяют фактор крепостного права.)

Итог урока (вывод по проблеме)

  • Какой ответ на проблемный вопрос мы можем дать?

  • Почему в России в I половине XIX века технические изобретения внедрялись очень медленно?


Вывод: Крепостное право сдерживало развитие всех отраслей экономики России.
Применение нового знания

Являлась ли Россия в первой половине XIX века обществом аграрным, индустриальным или обществом модернизации? (Российское общество было обществом этапа модернизации. Промышленный переворот привел к развитию торговли и установлению рыночных отношений)

Домашнее задание: §8, ответить на вопросы перед текстом параграфа.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: Начало промышленного переворота в России Цели урока iconУрок по истории России для 8 класса Выполнила Гордеева С. В
Цели урока: образовательная – создать условия для овладения учащимися знаниями о неэффективности крепостнической системы хозяйства...

Тема: Начало промышленного переворота в России Цели урока iconУрока: комбинированный урок. Цели
Тема: Зарождение капиталистических отношений. Начало процесса модернизации в Европе XVI-XVII вв

Тема: Начало промышленного переворота в России Цели урока iconУрока – урок-конференция. Цели урока
Тема урока – «География и технологические особенности народных промыслов Уральского экономического района»

Тема: Начало промышленного переворота в России Цели урока iconПрограмма курса История мировых цивилизаций для студентов специальности «туризм»
Общая характеристика сельскохозяйственного производства. Крепостное право Восточной Европы. Формирование капиталистических отношений...

Тема: Начало промышленного переворота в России Цели урока iconТема урока Часы
Территория и население России в первой половине xixвека. Император Александр I негласный комитет. Начало преобразований. Указ «О...

Тема: Начало промышленного переворота в России Цели урока iconУрока Тема урока Кол-во ч
Россия в первой мировой войне военоо-политические союзы начало 1-й мировой войны военные действия на фронтах

Тема: Начало промышленного переворота в России Цели урока iconПетр I, его реформы и их последствия. Цели урока
Цели урока: помочь ученикам в осмыслении знания петровских преобразований для истории России, обобщить знания учащихся о Петре I...

Тема: Начало промышленного переворота в России Цели урока iconТема урока: «Нарушение рыночного механизма в России в перестроечный период». Вид урока
Вид урока: усвоение нового материала по экономике и повторение материала по географии России

Тема: Начало промышленного переворота в России Цели урока iconРазработка урока по Истории древнего мира 5 класс Тема урока: Зарождение демократии в Афинах
Цели: ознакомить учащихся с понятием «демократия» и ее основоположником Солоном; формулировать несложные выводы, работать с текстом...

Тема: Начало промышленного переворота в России Цели урока iconТема урока: Бюджет семьи. Доходная и расходная части бюджета. Цели урока
Обучающая ознакомить учащихся со структурой потребительского бюджета семьи, составлением баланса доходов и расходов






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную