Урок в 6 классе Тема урока: «Великое княжество Литовское в XIII начале XV в»






Скачать 82.83 Kb.
НазваниеУрок в 6 классе Тема урока: «Великое княжество Литовское в XIII начале XV в»
Дата публикации18.04.2015
Размер82.83 Kb.
ТипУрок
e.120-bal.ru > История > Урок
Урок в 6 классе

Тема урока: «Великое княжество Литовское в XIII – начале XV в»

Колпакова Ольга Николаевна, учитель истории МОУ «Городской лицей № 27 имени Героя Советского Союза И.Е. Кустова» г. Брянска
Тип урока: интегрированный урок с элементами научно-практического исследования краеведческого материала.

Дидактическая цель урока: исследование этапов становления Литовского государства; характеристика экономического и политического развития Великого княжества Литовского, изучение признаков государства.

Развивающая цель урока:

  1. Конструирование причинно-следственных связей зарождения государственности на примере трёх центров объединения русских земель

  2. Анализ внутренней и внешней политики литовских князей в формате ЕГЭ (работа с документами учебника и рабочей тетради)

  3. Анализ научных краеведческих очерков с элементами летописных сводов, проведение мини-исследования династии Ольгердовичей


Воспитательная цель урока: формирование уважения к событиям отечественной истории, чувства толерантности к этнокультурным феноменам
Основные понятия и термины: государство, суверенитет, власть, налоги, Кревская уния, магдебургское право, Тевтонский орден
Исторические персоналии: Миндовг, Гедемин, Ольгерд, Ягайло, Витовт, Ярослав Всеволодович, Михаил Всеволодович,

Роман Михайлович Брянский, Андрей Ольгердович, Дмитрий Ольгердович, Дмитрий Иванович Донской.
Межпредметные связи: история России, история Брянского края, обществознание
Межпредметные умения: соотносить объекты познания со своим жизненным опытом; определять основания и способы своих и чужих действий; объяснять свой выбор.
Средства наглядности: комплект карт; научные очерки В. Крашенинникова; стендовая композиция «Исторические персоналии»
ХОД УРОКА
Актуализация и коррекция опорных знаний


  1. Докажите, что в конце XIII – начале XIV в. в русских княжествах начало возрождаться хозяйство?

  2. Назовите центры объединения русских земель


(на доске выводится сравнительная таблица)


Галицко-Волынское княжество

Великое княжество Литовское

Тверь - Москва

1. Доминирование в политической жизни страны (наравне с Владимиро-Суздальским)

2. Мало пострадало от монголо-татарского нашествия

3. Наличие аристократической оппозиции.

4. Непрочность союза с Венгрией, Польшей, Литвой

1. Объединение русских, литовских, жмудских земель.

2. Государственный язык – русский

3. Союз Литвы с Тверью и Новгородом

1. Право старшинства – тверские князья

2. Политическое соперничество Москвы и Твери

3. Коварство, хитрость, прозорливость московских князей.

4. Княжение Ивана Калиты – «тишина великая»

(опорные вопросы по определению признаков государства при изучении нового материала соотносятся с данными фактами сравнения).


  1. Чем различается политика Литвы, Твери, Москвы в вопросе объединения русских земель в начале XIV в ?

  2. Как вы оцениваете силы Москвы и Твери?


Мотивация учебной деятельности
Великое княжество Литовское является феноменом в истории Восточной Европы. Сформировавшись в XIII –XIV в., это государство достигло своего могущества уже в XVв. Для изучения истории Великого княжества Литовского необходимо ввести термин государство.
Государство – особая политическая организация, обладающая суверенитетом, располагающая аппаратом управления и подавления и придающая своим велениям обязательную силу для населения всей страны.
Задача урока – дать характеристику экономическому и политическому развитию Литвы, проанализировать сущность взаимодействия литовских князей и населения русских городов, определить признаки государства.
Работа с атласом для 6 кл. (издательство «Дрофа») стр. 28-29 «Западная и Южная Русь в составе Великого княжества Литовского в XIII –XV вв.»
Задание: определите основную территорию княжества в начале XIII в. и территории, присоединённые до 1263г., с именем какого князя связан данный этап образования государства? (Миндовг)
Задание: соотнесите имена князей и новые границы литовского государства? (Витен, Гедимин, Ольгерд – работа с текстом атласа, акцент на композицию литографий князей)
Таким образом, Западная и Южная Русь вошли в состав Литвы, включая Брянск, Стародуб, Трубчевск. Признаком государства является территориальное объединение населения страны. (Административно-территориальное объединение – этот признак выводится на доске в виде ключевых записей, в формате диалога учащиеся сами определяют данный фактор становления государства).
Изучение нового материала.
План изложения нового материала

1. Личность Романа Старого. Поход Миндовга на Брянск.

2. Национальная, религиозная политика литовских князей.

3. Кревская уния.

4. Московское и золотоордынское направление во внешенй политике литовских князей.

5. Обобщение.
1. Личность Романа Старого. Поход Миндовга на Брянск.
Задание: работа с научным очерком «Взгляд через столетия» В.В. Крашенинникова, стр. 56-57

«Отец Романа великий князь черниговский Михаил Всеволодович был в 1246г. замучен в Золотой Орде за нежелание выполнить чуждые религиозные обряды. После его гибели в Чернигове начал княжить его брат Андрей Всеволодович, а сыновья Михаила стали князьями в других городах черниговской земли: Роман – в Брянске, Мстислав – в Карачеве, Симеон – в Глухове, Юрий – в Тарусе.

Начал княжить Роман Михайлович в Брянске, вероятнее всего, вскоре после гибели отца. Во всяком случае в 1263-64 гг., когда его имя впервые упоминается в летописях, князь был уже в зрелом возрасте, имел довольно большую семью (жену Анну, четырёх дочерей, трёх сыновей) и чувствовал себя в Брянске вполне прочно.

В 1263г. «послал… Миндовг всю свою силу за Днепр на Романа на Брянского князя»… В конце 40-х гг. XIII в. Миндовг, пользуясь уменьшением активности немецких рыцарей и одновременно ослаблением русских княжеств, попытался сделать территориальные приобретения за счёт Руси. Это привело к конфликту с Галицким князем Даниилом Романовичем. Война закончилась победой Даниила Галицкого, который принудил Миндовга подписать мир в 1252г.

Несколько лет между Литвой и ближними к ней русскими княжествами были дружественные отношения. Однако когда в 1258г. монгольский полководец Бурундай «со множеством полков» двинулся против западно-русских и литовских земель, он потребовал от Даниила Галицкого, как «мирника» Золотой Орды, участия в этом походе. Миндовг ответил новыми походами на соседние русские земли. К их числу относится и поход войск Миндовга против Брянска, союзного Волынскому княжеству, где правил брат Даниила Галицкого Василий Романович.

Близкие связи Брянского княжества с Галицко-Волынской Русью подтверждаются летописным известием о том, что во время нападения войс Миндовга «бысть свадба у Романа князя у Бряньского и поча отдавати свою дочерь именем Олгу за Володимера князя сына Василкова внука великого князя Романа Галицкого».

Узнав, что «рать приде Литовьская», Роман Михайлович был вынужден прервать свадебное торжество и выступить против неприятеля. Сражение произошло, по-видимому, где-то северо-западнее Брянска. В битве с литовцами Роман Михайлович «показа мужество своё», был ранен, но всё-таки добился успеха и «приеха во Бряньск с победою и честью великою». Невзирая на рану князя, свадебные торжества были продолжены. Затем молодая княгиня направилась в Волынское княжество, куда её провожали старший сын Романа Михаил и «бояр много».

Что касается Миндовга, то год похода на Брянск стал годом его гибели: воспользовавшись отсутствием основных воинских сил князя, его противники подняли мятеж и убили Миндовга».
Вопросы к документу:

1. Что объединяет судьбы Ярослава Всеволодовича и Михаила Всеволодовича?

2. Почему столкнулись интересы князей Литовского и Галицкого княжества?

3. Каковы отношения между князьями Брянским и .Галицким?
В диалоге с учащимися выводится второй признак государства – суверенитет.
2. Национальная, религиозная политика литовских князей.

Работа с учебником «История России. 6 класс» авторов Киселёва А.Ф., Попова В.П. стр. 164-165

Гедимин и Ольгерд – краткая характеристика (союз с Тверью, суд по «Русской правде», государственная переписка на русском языке, отношения с Золотой Ордой, династические браки).
Выводится третий признак государства – наличие публичной власти.
Работа с источниками «История России. 6 класс» авторов Киселёва А.Ф., Попова В.П. стр. 168:

«Из записок о московитых делах» австрийского барона Сигизмунда фон Герберштейна

Вопросы:

1. Чем, по вашему мнению, положение литовских крестьян отличалось от положения крестьян на Руси;

2. Найдите в тексте параграфа доказательства более лояльного отношения к населению русских земель («Мы старины не рухаем, а новин не вводим»).
Таким образом, в пределах Литвы русское население не испытывало национального и религиозного гнёта.
3. Кревская уния.
Работа с текстом учебника: постоянная опасность тевтонской агрессии заставила Литву и Польшу объединить силы. Определите последствия данного союза (понятия католичества, раскол среди литовских князей, магдебургское право).

4. Московское и золотоордынское направление во внешенй политике литовских князей.
М.К. Любавский «…в 70-х годах XIV столетия из среды этих правителей (монгольских эмиров) выдвинулся крымский эмир Мамай, захватил в свои руки власть в Орде и достиг значительного могущества. Но в 60-х годах не было в Орде ханов или князей, которые могли бы дать действительное значение ханскому суверенитету в южнорусских областях. Ольгерд и воспользовался благоприятным моментом для освобождения Киевщины от татарской зависимости и окончательного присоединения её к Великому княжеству Литовскому. Последнее ему удалось; но эмансипировать Киевщину от татар Ольгерд оказался не в состоянии. Впоследствии, когда восстановилась в Орде сильная ханская власть и прекратились усобицы, князь Владимир Ольгердович должен был по прежнему обычаю выплачивать им дань. Вот почему и на монетах мы встречаем татарскую тамгу, которая служила обычным выражением подданичества по отношению к татарскому хану… Литовское владычество утверждалось в южнорусских областях при сочуствии населения, которое искало у Литвы защиты и покровительства от татар».
Вопрос дискуссии и работа с картой:

1. Дайте характеристику внешнеполитическому курсу Ольгерда

2. Как объяснить факт смены политического курса у Ягайло Ольгердовича (стремление утвердится в южнорусских землях любым путём, борьба за власть).
Вопросы по изученному материалу:

- Назовите имена брянских князей, принимавших участие в Куликовской битве

- Какую роль сыграли полки брянских князей в оде битвы?

Работа с документами. В.В. Крашенинников «Взгляд через столетия»: стр. 70-71

«Налицо явный исторический феномен: хотя Брянск был в составе враждебного Москве и союзного Мамаю Великого Литовского княжества, три брянских князя, представители трёх соперничавших за Брянск династий, на Куликовом поле оказались не соперниками, а боевыми соратниками в борьбе против татаро-монгольского нашествия. Более того, Дмитрий Ольгердович, Глеб Иванович и Роман Михайлович Брянские были среди вождей русского воинства, внесших особо значимый вклад в победу над врагом.

Князь Дмитрий Ольгердович в 1388 г. вернулся в Литву и дал запись на верность князю Ягайло, снова получив во владение Брянск, Трубчевск и окрестные территории. Здесь он прокняжил до 1399г., когда погиб вместе с братом Андреем Ольгердовичем 12 августа во время битвы с татарскими войсками Тимур-Кутлука и Едигея на реке Ворскле. В этой битве погибло «многое множество бесчисленное» русских, литовских и иных ратников, входивших в войско великого литовского князя Витовта, и «мало остася их».
Вопросы к документу:

1. Почему литовские князья так часто меняют своих союзников?
В 1659г. самостоятельное существование государства литовского закончилось, появилось новое государственное образование – Речь Посполитая.
Обобщение

Таким образом, подводя итоги урока, необходимо указать четвёртый признак государства – сбор налогов, акцентировать внимание на определении государства.

Домашнее задание: п. 24, вопросы и задания, контурная карта, составить таблицу «Политика литовских князей»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок в 6 классе Тема урока: «Великое княжество Литовское в XIII начале XV в» iconВопросы по отечественной истории для студентов очного отделения
Причины и характер раздробленности Древнерусского государства. Галицко-Волынское княжество, Hoвгородская республика, Владимиро-Суздальское...

Урок в 6 классе Тема урока: «Великое княжество Литовское в XIII начале XV в» iconВопросы к зачету по отечественной истории для студентов заочного...
Причины и характер раздробленности Древнерусского государства. Галицко-Волынское княжество, Hoвгородская республика, Владимиро-Суздальское...

Урок в 6 классе Тема урока: «Великое княжество Литовское в XIII начале XV в» iconКонкурс «Урок года» Тема урока: «Путешествие в Бразилию»
Урок «Путешествие в Бразилию» проводился 15 апреля в 11 классе, где обучаются 16 замечательных учеников, выпускников нашей школы

Урок в 6 классе Тема урока: «Великое княжество Литовское в XIII начале XV в» iconУрок обществознания в 10 классе. Тема урока: «Рыночные отношения...

Урок в 6 классе Тема урока: «Великое княжество Литовское в XIII начале XV в» iconТема урока: Роль экономики в жизни общества
Открытый урок по обществознанию в 10 классе, посвящённый Дню государственности Республики Саха (Я)

Урок в 6 классе Тема урока: «Великое княжество Литовское в XIII начале XV в» iconУрока по теме «Я и бизнес»
Урок обществознания проходит в 11 классе в рамках раздела «Экономика». Проведение урока по теме «Я и бизнес» актуальна, т к неблагоприятная...

Урок в 6 классе Тема урока: «Великое княжество Литовское в XIII начале XV в» iconУрока – урок-конференция. Цели урока
Тема урока – «География и технологические особенности народных промыслов Уральского экономического района»

Урок в 6 классе Тема урока: «Великое княжество Литовское в XIII начале XV в» iconРазработка урока для 7 класса по предмету: «Технология» Тема : «Технология...
Нестандартная форма обучения. Урок–соревнование, урок–презентация, урок–закрепления, повторения и проверки полученных знаний

Урок в 6 классе Тема урока: «Великое княжество Литовское в XIII начале XV в» iconУрок по обществознанию в 8 классе. Учитель Пашкина Г. А. Тема : Безработица,...
Цель урока: рассмотреть понятие безработицы, как одного из элементов рыночной экономики, её причины и последствия; меры государства...

Урок в 6 классе Тема урока: «Великое княжество Литовское в XIII начале XV в» iconУрок истории в 9 классе. Тема урока: "Духовная жизнь страны: "Период оттепели"
Разработан учителем истории моу сош с. Баловнево Данковского района Липецкой области Е. В. Рыжковой по учебнику А. А. Данилова, Л....






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную