История 10-11 классы






НазваниеИстория 10-11 классы
страница1/6
Дата публикации16.04.2015
Размер0.71 Mb.
ТипПояснительная записка
e.120-bal.ru > История > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6
муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №35 города Смоленска


РАССМОТРЕНО

Руководитель МО

_______________ И. П Терлецкая

Протокол №1 от 27 августа 2014г.

СОГЛАСОВАНО

Председатель МС МБОУ СОШ №35

____________________А. В. Харчук

Протокол №1 от 28 августа 2014 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ №35

________________Д. М. Иванникова

Приказ № 239-О от 29 августа 2014 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

среднего общего образования

по предмету «История» для 10-11 классов

(на базовом и профильном уровне)

Составитель: Терлецкая И. П, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории

2014
Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «История» разработана с учетом логики учебного процесса среднего общего образования, межпредметных и внутрипредметных связей в соответствии с ФК ГОС среднего общего образования на основе «Примерной программы по учебным предметам. История. 10-11 классы. - М.: Просвещение, 2012», Примерная программа среднего (полного) образования по истории. Профильный уровень // Сборник нормативных документов. История. Примерные программы по истории / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: «Дрофа», 2009 г. и авторской программы Журавлевой О.Н., Андреевской Т.П., Искровской Л.В. и др. «История 10-11 классы» издательства М.: Вентана-Граф, 2014г. В основу содержания программы положен комплексный подход. Программа предусматривает систематическое изучение истории с древности до начала XXI века, с отбором фактов и понятий, наиболее важных в познавательном и воспитательном значении.

В 10-11 классах средней школы историческое развитие стран и народов мира, России рассматривается преимущественно с позиций модернизационной теории, прочно вошедшей в мировое обществоведение и историческую науку.

В условиях уровневой и профильной дифференциации изучение предмета на базовом и углублённом уровнях имеет как общие приоритеты, так и особенности.

На базовом уровне приоритетным является совершенствование общеисторической, историко-культурной подготовки старшеклассников, упрочение их гражданских убеждений.
Изучение предмета на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

— воспитание российской гражданской идентичности, формирование у учащихся мировоззренческих убеждений на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

— подведение к осознанию исторической обусловленности явлений и процессов современного мира, развитие способности определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с различными мировоззренческими системами;

— усвоение систематизированных знаний по истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

— овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

— формирование исторического мышления — способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
На углублённом уровне названные выше приоритеты дополняются элементами профессиональной ориентации, подготовкой к продолжению образования в сфере социально-гуманитарного знания. Предполагается более основательное ознакомление с методологическими подходами и способами исторического познания, использование элементов источниковедения и историографии.

Цели изучения предмета на углублённом уровне расширяются, включая следующие положения:

— расширение социального опыта учащихся путём обсуждения и анализа различных форм человеческого взаимодействия в истории;

— овладение элементами исторического знания и ознакомление с основными методологическими подходами в исторической науке;

— овладение умениями и навыками комплексной работы с различными видами исторических источников и критического анализа содержащейся в них информации;

— формирование умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и настоящего;

— овладение умением аргументированно отстаивать своё мнение по дискуссионным историческим проблемам;

— подготовка учащихся к продолжению образования в области гуманитарных дисциплин.

Общая характеристика предмета

Важность изучения в школе предмета «История» обусловлена его познавательными и мировоззренческими свойствами. В процессе освоения предмета закладываются основы знаний об историческом пути человечества, об особенностях развития российской цивилизации, формируются представления о многообразии окружающего мира, о месте в нём нашей страны, а также толерантное сознание и поведение.

Школьный предмет «История» входит в предметную область «Общественные науки». Он состоит из двух самостоятельных курсов — «Всеобщая история» и «История России». Оба курса имеют концентрическое построение и изучаются синхронно-последовательно. Группировка учебного материала на первом концентре изучения осуществляется в курсе «Всеобщая история» по регионально-страноведческому принципу, а в курсе «История России» — по хронологическо-тематическому. При этом соблюдается единство стержневых содержательных линий (географическая среда, хозяйственная деятельность, социально-политические отношения, культурное развитие), а также преемственность в хронологии, терминологии и понятийном аппарате, что даёт возможность обобщать, сравнивать и систематизировать знания по предмету. Комплексный подход к отбору учебного материала позволяет всесторонне осветить развитие исторического процесса, выявить его общие и особенные черты в России и других странах мира и обеспечить формирование мировоззрения школьников на основе гуманитарных и демократических ценностей. В развитии у учащихся патриотических чувств и гражданских качеств особенно важную роль играет курс «История России».

В 10-11 классах изучение предмета переходит на второй концентр и продолжается либо на базовом, либо на углублённом уровне. И в том и в другом случае оно происходит главным образом на основе проблемно-хронологического подхода, при котором акцент делается на упорядочении, систематизации и достижении более высокой степени теоретического осмысления знаний, полученных на первом концентре (в 5-9 классах).

Данный принцип проектирования учебных курсов предполагает модульно-тематическое построение учебного процесса. В качестве тематического модуля берётся крупный информационный блок, включающий несколько небольших связанных структурно-логически и проблемно тем, объединённых общими понятиями, целями и временными рамками изучения.

Наряду с освещением исторических событий предусматривается ознакомление учащихся с основными методологическими подходами и существующими в историографии взглядами по наиболее важным проблемам (многоперспективность). Всё это позволяет продолжить формирование у старшеклассников личной гражданской позиции и ценностного отношения к социальному опыту и культурному наследию человечества.
При углублённом изучении особое внимание обращается на дальнейшую конкретизацию представлений о ключевых процессах и явлениях отечественной и мировой истории, усиление проблемности изложения учебного материала, а также на дополнительную отработку специальных и универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных). С этой целью в углублённый вариант программы включены дополнительные дидактические единицы и новые виды учебной деятельности школьников (в тексте они выделены курсивом). К ним относятся дискуссионные историографические проблемы, анализ документов и других исторических источников, самостоятельная оценка учащимися событий прошлого и результатов деятельности выдающихся исторических личностей и др.

Место предмета в базисном учебном плане

Программа разработана в соответствии с действующим Федеральным базисным учебным планом 2004 г. На изучение предмета «История» на базовом уровне в 10 и 11 классах отводится не менее 68 учебных часов в год (не менее 2 часов в неделю). Из них на курс «Всеобщей истории» приходится не менее 23 часов, а на курс «Истории России» — не менее 45 часов.

При изучении на углубленном уровне общее количество учебного времени по предмету составляет не менее 136 часов в год (не менее 4 часов в неделю). Распределение их в 10 классе предполагается следующим образом: на курс «Всеобщей истории» — не менее 36 часов, а на курс «Истории России» — не менее 100 часов. В 11 классе на курс «Всеобщей истории» выделяется не менее 36 часов, а на курс «Историй России» — не менее 100 часов.

Содержание курса «История России». 10 класс (45/100 часов)

Введение. Задачи курса «История России». Значение знаний об историческом прошлом России. Историческое прошлое народов России — составная часть всемирной истории.

Выпускник должен

  • знать особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

  • уметь характеризовать источники по российской истории; объяснять своеобразие геополитического положения России по исторической карте, проводить комплексный поиск информации в источниках разного типа, уметь осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности;


Выдающиеся отечественные историки. Исторические источники, их классификация. Типы источников: устные (фольклорные), вещественные, письменные, этнографические, лингвистические, кино-фото-фоно-документы. Виды письменных источников: летописи, законодательные акты, материалы делопроизводства, протоколы, договоры, дневники, мемуары, переписка и др. Источниковедческий анализ. Внешняя (определение подлинности (при наличии оригинала) и внутренняя (содержательная) критика источника, библиографическое описание. Вариативные, альтернативные источники. Специальные исторические дисциплины. Способы работы с исторической информацией. Зависимость интерпретации исторического факта от взглядов и ценностных ориентиров человека. Проблема достоверности исторического знания.

Первобытный строй и древнейшие народы на территории современной России. Древняя Русь (IX — начало XIII в.) (9/18 часа)

Выпускник должен

  • иметь представление о корнях славянства; о происхождении государственности у славян, о контактах Древнерусского государства со странами Запада, о роли монгольского завоевания в истории Руси»

  • знать особенности жизни древнего населения Северной Евразии и Восточной Европы; понятия: природно-географическая среда, хозяйственно-культурные типы, индоевропейская языковая общность, племенные союзы; названия восточнославянских племен; названия племен – соседей славян; особенности политической организации восточнославянских племен в VI-VIII вв.; предпосылки и причины образования государства у восточных славян; версии происхождения государства у восточных славян; князей Древней Руси; особенности формирования Древнерусского государства, особенности культуры Древней Руси, ее международных связей; особенности экономического, социального и политического строя Древней Руси; крещение Древней Руси; причины политической раздробленности; особенности развития Владимиро-Суздальского княжества; Новгорода Великого; Галицко-Волынского княжества: политический строй, развитие хозяйства.

  • уметь показывать на карте расселение человека на территории России, древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья; описывать условия жизни, занятия, верования земледельческих и кочевых племен, народов древних государств; приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействия; уметь характеризовать на основе исторической карты территории расселения восточных славян, природные условия в которых они жили, их занятия; описывать жизнь и быт, верования славян. давать характеристику историческим деятелям-князьям; описывать памятники древнерусского зодчества и древнерусской живописи (фрески, мозаики, иконы); рассказывать о положении отдельных групп населения Древней Руси используя информацию учебника и отрывки «Русской Правды»; осуществлять поиск информации из различных источников; систематизировать материал; высказывать суждения о значении наследия Древней Руси для современного общества; объяснять смысл понятия «политическая раздробленность»; характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития, достижения культуры отдельных княжеств и земель


Освоение человеком Евразийского континента. Первобытный строй в мировой истории. Периодизации эпохи первобытного человеческого общества. Антропогенез. Ойкумена. Трудовая деятельность первобытного человека. Эволюция первобытных орудий труда. Древнейшие стоянки на территории современной России.

Природная среда и человек. Влияние географического фактора на темпы развития народов. Индоевропейцы. Природно-климатические особенности Евразии, её освоение. Типы хозяйственной деятельности. Зарождение ремёсел. Применение металлических орудий труда. Соседская община. Племя. Разложение родового строя.

Народы и древнейшие государства на территории Восточной Европы. Греческие колонии Северного Причерноморья. Скифы. Сарматы. Готы. Гунны. Великое переселение народов. Славянская языковая группа. Праславяне. Проблема прародины славян в современной науке. Природно-климатические условия и ландшафт Восточной Европы к середине 1-го тыс. н. э. Комплексная хозяйственная деятельность славянских племён. Первые письменные свидетельства о славянах. Разделение славян на западных, южных и восточных. Особенности освоения (колонизации) восточными славянами Восточно-Европейской равнины. «Повесть временных лет» о расселении восточных славян. Угро-финские племена. Балты. Тюркоязычные народы. Значение культурного наследия народов, населявших территорию России в древности. Результаты современных археологических исследований. Норманны-викинги. Волжская Булгария. Хазарский каганат. Отношения восточных славян и Византии. Культурно-бытовые заимствования племён и народов, их значение.

Ранняя история восточных славян. Земледельческая культура восточных славян, их социальная организация. Соседская община (вервь). Роль торговли в развитии восточнославянских племён. Союзы племён. «Военная демократия». Имущественное и социальное расслоение. Выделение знати. Язычество. Отражение хозяйственной деятельности и социальных отношений в верованиях восточных славян. Мифология славян. Влияние языческих воззрений на быт и культуру восточных славян. Культурное наследие восточных славян.
Начало государственности на Руси (IX-X вв.). Теории происхождения государства. Особенности становления государственности у народов Восточной Европы. Складывание центров государственности на территории расселения восточных славян. Торговые пути. Строительство городов племенных центров. Призвание варягов: легенды и реальность. Дискуссии о значении варяжского элемента в создании Древнерусского государства. Вокняжение Олега в Киеве. Князь и дружина. Военные походы. Даннические отношения. Полюдье. Основные направления деятельности правителей Древней Руси: Ольги, Святослава, Владимира I. Складывание территории Древнерусского государства. Предпосылки принятия восточнославянским обществом православного христианства. Последствия и значение принятия христианства Русью. Завершение процесса становления восточнославянского государства Русь.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

История 10-11 классы iconДанная рабочая программа разработана на основе: Основной образовательной...
Примерной программы «Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А. А. Вигасина – А. О. Сороко-Цюпы. 5-9 классы»...

История 10-11 классы iconРабочая программа по обществознанию Для 11 классов. Профильный уровень...
Составлена на основе: История. Обществознание. 10—11 классы. – сборник программ. – М.: Просвещение, 2011 г

История 10-11 классы iconПрограмма составлена на основе примерной программы по учебным предметам....
Рабочая программа предназначена для изучения истории в основной школе (5-9 классы)

История 10-11 классы iconПрограмма составлена на основе примерной программы по учебным предметам....
Рабочая программа предназначена для изучения истории в основной школе (5-9 классы)

История 10-11 классы iconЗагладин Н. В., Козленко С. И., Загладина Х. Т. «История. История...
Муниципальное бюджетное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение «Открытая (сменная) общеобразовательная школа №35»

История 10-11 классы iconИстория России. 6-11 классы
Загладин Н. В., Загладина Х. Т. Всеобщая история. История нового времени. М.: Ооо «тид «Русское слово – рс», 2007; Агафонов С. В....

История 10-11 классы iconВолобуев О. В., Клоков В. А., Пономарев М. В., Рогожкин В. А. «Россия и мир. История XX в.»
Программа История. Академический школьный учебник\ 5-11 классы \Сборник программ по отечественной и зарубежной истории и обществознанию,...

История 10-11 классы iconТематическое планирование по истории 6,7,8,9 классы Новая история 19-начала 20 века
Поурочные методические рекомендации к учебнику А. Н. Сахарова «История России с древнейших времен до конца XVII века»

История 10-11 классы iconПрограмма предполагает использование следующих учебников по Всеобщей...
Рабочая программа предназначена для изучения курса Всеобщей истории (являющегося составной частью предмета история) в основной школе...

История 10-11 классы iconПлан-конспект урока истории в 11 классе по теме: «Начальный период Великой Отечественной войны»
Программа: Шевченко Н. И. История России. 11 класс // Программы общеобразовательных учреждений. История. «Академический школьный...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную