11 класс примерный перечень вариантов третьего вопроса к экзаменационным билетам






Скачать 359.09 Kb.
Название11 класс примерный перечень вариантов третьего вопроса к экзаменационным билетам
страница1/4
Дата публикации11.04.2015
Размер359.09 Kb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > История > Документы
  1   2   3   4
МАТЕРИАЛЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ИСТОРИИ БЕЛАРУСИ

11 КЛАСС
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВАРИАНТОВ ТРЕТЬЕГО ВОПРОСА

К ЭКЗАМЕНАЦИОННЫМ БИЛЕТАМ
Вопросы составлены на основе «Методических рекомендаций по организации и проведению обязательного выпускного экзамена по учебному предмету “История Беларуси” по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования”.

Список литературы, использованной при составлении вопросов:

  1. «Методических рекомендаций по организации и проведению обязательного выпускного экзамена по учебному предмету “История Беларуси” по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования”.

  2. История Беларуси, 1917–1945 гг.: учебное пособие для 10 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / Е.К. Новик, методическое обеспечение В.В. Гинчук. — Минск: Народная асвета, 2012.

  3. История Беларуси, вторая половина 1940-х гг. — начало ХХІ в.: учебное пособие для 11 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / под ред. В.М. Фомина. — Минск: НИО, 2013.

  4. Гінчук В.В. Гісторыя Беларусі ў 10 класе. Вучэбна-метадычны дапаможнік. – Мінск: ВЦ БДУ, 2014.

  5. Гісторыя Беларусі, 1917–1945 гг. 10 клас. Хрэстаматыя / пад рэд. А.А. Кавалені. – Мінск: Пачатковая школа, 2009.

  6. Панов, С.В. Факультативные занятия “ От БССР к Республике Беларусь: выбор путей развития” 11 класс / С.В.Панов. – Минск, 2010.

  7. Сидорцов, В.Н. Пособие для учащихся общеобразовательных школ / В.Н.Сидорцов. - Минск, 2004.

  8. Эканамічная гісторыя Беларусі. Вучэб. дап. / В.І. Галубовіч, Р.І. Ермашкевіч, Г.П. Бушчык і інш. Пад рэд. В.І. Галубовіча – Мн.: Экаперспектыва, 1993.


Ссылки на указанную литературу даются в соответствии с приведенной выше нумерацией.
Также варианты заданий представлены в следующих изданиях:

Панов, С.В. История Беларуси. 11 класс: билеты. / С.В.Панов. – Минск: Аверсэв, 2015.

Панов, С.В. Материалы для подготовки к обязательному экзамену по истории беларуси. 11 класс/ С.В.Панов. – Минск: Аверсэв, 2015.




Для самостоятельного составления заданий можно воспользоваться следующими изданиями:

История (Всемирная история, история Беларуси). 10 класс. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся / М.А. Краснова, Г.А. Космач, В.С. Кошелев, С.В. Панов. — Минск: Аверсэв, 2013, 2014.

История (Всемирная история, история Беларуси). 11 класс. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся / М.А. Краснова, Г.А. Космач, В.С. Кошелев, С.В. Панов, Н.Н. Ганущенко. — Минск: Аверсэв, 2014.

Характеристика творчества деятеля культуры. (1,21)
1. Определите роль А. Дударева в отображении культурно-исторического наследия в белорусском театральном искусстве. [3, с.204]

Ответ: [3, с.189-190]

2. Определите роль В.Быкова в освещении характера человека на войне. [3,с.115]

Ответ: [3, с.100-101]

3. Определите роль М. Савицкого в художественном отражении подвига советских людей и партизанского движения на территории БССР в годы Великой Отечественной войны. [3, с.116]

Ответ: [3, с.106-107]

4. Охарактеризуйте роль В.С. Короткевича в развитии исторического жанра в белорусской советской литературе и особенности его творчества. [1]

Ответ: [3, с.101-102]

Анализ содержания исторического документа. (2,12,17)
1. Охарактеризуйте положение рабочих Западной Беларуси в период 1921 – 1939 гг., используя сообщение о демонстрации безработных в Пинске 31 января 1930 г.:

[5, документ № 19, раздел III. стр. 150]

« У Пінску ў цяперашні час маецца звыш 1 тыс. беспрацоўных. Гэта пераважна рабочыя, нядаўна зволеныя з тартакоў, запалкавай фабрыкі,фанернай і выкінутыя з некаторых іншых прадпрыемств. На чарзе дня – новыя звальненні.

Дапамогу апрымоўвалі да гэтага часу толькі 70 чалавек, а што больш цікава, астатніх да апошняга часу нават не хацелі рэгістраваць і толькі зрабілі гэта ў самыя апошнія дні.

Пінск – свайго роду”ўдзельнае княства”, дзе мясцовы стараста з падпарадкаванай паліцыяй робіць, што хоча.

Нягледзячы, аднак, на шалёны тэрор, у Пінску 31 студзеня г.г. адбылася дэманстрацыя беспрацоўных, у якой прыняло ўдзел да 800 чалавек . Раніцай гэтага дня беспрацоўныя ў ліку прыблізна да 150 чалавек з’явіліся ў магістрат з патрабаваннем выдачы дапамогі.

Дзеля барацьбы з дэманстрантамі з’явілілася конная і пешая паліцыя на чале з выхаленым старастам і шэфам паліцыі…”
Ответ: [2, с.96-97]
2. Охарактеризуйте отношение фашистских оккупационных властей к еврейскому населению на белорусских территориях, используя выдержку из распоряжения полевого коменданта 19 июля 1941г.:

[5, документ № 36, раздел IV, стр. 230]

1. С момента издания настоящего распоряжения в Минске создаётся еврейский район, где будут проживать исключительно, евреи.

2. В течение пяти суток со времени опубликования настоящего распоряжения всё еврейское население гор. Минска обязано переселиться в отведённый ему район для жительства…

3. Разрешается взять с собой домашнее имущество. Присвоение чужого имущества карается смертной казнью.

5. После завершения процесса переселения весь квартал, отведённый для жительства евреям, подлежит изоляции от остальной части города путём возведения стены из сухой кладки…

6. … Евреи могут покидать свой район лишь в составе трудовой колонны... Неподчинение этому приказу карается смертной казнью…”
Ответ: [2, с.129-130]
3. Охарактеризуйте стратегическую внешнеполитическую позицию советского правительства, в том числе по отношению к БССР, используя выдержку из ноты посла СССР в США А.А. Громыко 25 марта 1941 г.:

...Советское правительство … считает уместным напомнить о заявлении г-на Черчилля на заседании в Крыму о том, что нелогично приглашать на конференцию в Сан-Франциско все малые страны, которые почти ничего не сделали для победы и только теперь, в последний момент, объявили войну, и в то же время откладывать приглашение двух советских республик, принесших столь большие жертвы в борьбе с Германией”. [1]
Ответ: [2, с.164-166]
4. Охарактеризуйте внутриполитическую атмосферу в БССР в послевоенный период и объясните отношение местного населения к репатриантам, используя выдержку из информации Председателя СНК БССР П.К. Пономаренко 20 октября 1945 г.

“…В Белоруссию возвратилось около 100 тысяч человек населения, насильно угнанного на работу в Германию.

Вместе с угнанными советскими гражданами возвращаются на родину и бывшие полицейские … и другие немецкие приспешники, бежавшие в Германию при отступлении немецкой армии.

Местное население – рабочие, колхозники и служащие – встречает репатриированных граждан с чувством теплоты и заботы, оказывает помощь в устройстве и налаживании жизни. Возвращающиеся немецкие прихвостни сталкиваются с ненавистью белорусского народа, не забывшего ужасов немецкой оккупации …”.[1]
Ответ: [3, с.18-19]
5.Охарактеризуйте Республику Беларусь как государство, используя текст Конституции Республики Беларусь.

Статья 1. Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство.

Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику.

Республика Беларусь защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок”.
Ответ: [3, с.126-127]

Соотнесение событий (процессов) истории Беларуси и всемирной истории.(3,15)


  1. Сравните процесс осуществления политики индустриализации в СССР и в БССР и определите общее и различное. [1]

Примерный ответ:

Достаточно низкий уровень развития производительных сил в середине 1920-х годов потребовал создания крупного машинного производства и перестройки всего народного хозяйства на основе высокопроизводительной техники. Этот процесс в СССР и БССР получил название социалистической индустриализации.

Курс на проведение социалистической индустриализации в СССР принял в 1925 году ХІV съезде ВКП(б). В СССР и БССР индустриализацию необходимо было осуществить за 10-15 лет, и начиналась она с тяжёлой промышленности, что требовало больших капитальных вложений.

Поскольку страны Запада отказались давать ссуды и кредиты СССР, финансовые средства приходилось искать внутри страны. Это прибыль от национализированных фабрик, заводов, предприятий средств связи, других отраслей хозяйства; продажи зерна, леса и нефтепродуктов за границу, а также картин, скульптур и других художественных ценностей; сокращение средств на содержание управленческого аппарата; установление жёсткого режима экономии. Были использованы золото и серебро, проданные за границу колокола, иконы и другие церковные ценности. Введена валютная монополия, в результате которой червонец лишился конвертирования и стал внутренней валютой.

Формами перекачивания средств населения на нужды индустриализации были недоплаты за работу рабочим и служащим, сверхналог для крестьян, прямые и косвенные налоги, эмиссия денег, подписка на государственные займы, конфискация имущества и сбережений у зажиточных крестьян.

Осуществление политики индустриализации происходило в условиях планового руководства государственной экономикой. Планы довоенных советских пятилеток предусматривали высокие темпы развития всех отраслей тяжёлой индустрии с тем, чтобы как можно быстрее поднять экономическую мощь и обороноспособность СССР, укрепить независимость страны от капиталистического мира, содействовать социалистическим преобразованиям в сельском хозяйстве.

Индустриализация в БССР являлась частью единого процесса индустриализации в СССР. Вместе с тем она имела и свои особенности. Во-первых, с учётом запасов местного сырья, нужды товаров народного потребления, удобных путей сообщения и производственных традиций основное внимание в БССР уделялось топливной, деревообрабатывающей, бумажной, кожевенной, швейной, обувной и пищевой промышленности. В республике построены торфопредприятие «Осинторф» возле Орши, Бобруйский и Гомельский деревообрабатывающие комбинаты, Оршанский льнокомбинат, фабрика искусственного волокна в Могилёве, швейная фабрика «Знамя индустриализации» и чулочно-трикотажная фабрика имени Коммунистического Интернационала Молодёжи (КИМ) в Витебске.

Во-вторых, приграничное положение БССР, неразведанность её природных богатств, недостаток сырья, инженерно-технических и рабочих кадров не позволяли развернуть крупномасштабное строительство объектов тяжёлой промышленности, как это делалось в других регионах СССР.

В-третьих, из-за недостатка в республике собственных финансовых ресурсов часть средств на нужды индустриализации выделяло правительство СССР. За годы первой пятилетки, около 1/3 средств поступило в БССР из союзного бюджета. В Беларусь ввозилось промышленное оборудование, чёрные и цветные металлы, каменный уголь, нефтепродукты. На новостройках республики трудились специалисты и рабочие из Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова промышленных центров Урала. В то же время техническое оборудование, станки, сделанные в БССР, поступали на фабрики и заводы Москвы, Украины, Урала.

В-четвёртых, в БССР были созданы новые отрасли промышленности – топливная, машиностроительная, радиотехническая, химическая, наладилось производство искусственного волокна и трикотажа. Сформировались инженерно-технические кадры, выросли кадры рабочего класса. Множество специалистов и квалифицированных рабочих было подготовлено в профессионально-технических учебных заведениях. А также на фабриках и заводах.

В результате осуществления индустриализации СССР стал одной из пяти стран мира, способных производить любой вид промышленной продукции, доступной тогда человечеству. Белорусская ССР из аграрной страны превратилась в республику с развитой промышленностью.


  1. Сравните процесс развития сельского хозяйства в СССР и БССР во второй половине 1960-х – первой половине 1890-х гг. и определите общее и различное. [1]

Примерный ответ:

В Советском Союзе и Белорусской ССР социально-экономические преобразования в деревне в конце 1920-х – 1930-е гг. известны как коллективизация сельского хозяйства. Под коллективизацией сельского хозяйства необходимо понимать политику Коммунистической партии и Советского государства, направленную на производственное кооперирование крестьянских хозяйств, их массовый перевод с индивидуальной системы хозяйствования на коллективную. Объективно она была необходима для более полного обеспечения промышленности качественным сырьём, а население продуктами питания.

Создание коллективных хозяйств началось с первых лет установления советской власти. До 1927 г. в БССР было более 400 артелей, коммун и товариществ по совместной обработке земли, а также 213 совхозов.

Курс на проведение политики коллективизации разработал ХV съезд ВКП(б) в 1927 г.

Основной формой производственного кооперирования крестьянских хозяйств были признаны колхозы, в которых, по мнению организаторов, наиболее полно сочетались общественные и личные интересы крестьян. Колхозы должны были создаваться на базе коллективного хозяйствования и добровольного обобществления средств производства, имеющихся в индивидуальных хозяйствах крестьян.

В БССР созданию колхозов, как правило, предшествовала организационная и агитационно-пропагандистская работа, в процессе которой старались убедить крестьян в преимуществах коллективного хозяйства перед индивидуальным и необходимости добровольного вступления в колхозы. Проводились экскурсии крестьян в ближайшие от деревни коммуны, совхозы, артели, товарищества. Отношение крестьянства к колхозному строительству было неодинаковым. Наибеднейшее и часть среднего крестьянства положительно относились к коллективизации и связывали с ней своё будущее. Большая часть середняков проявляла политическую неустойчивость, колебания, сдержанность. Враждебно относилась к колхозам только часть зажиточного крестьянства, сельская буржуазия, которую в то время называли кулаками.

При организации колхозов подлежали обобществлению сеялки, жатки, молотилки, веялки, плуги, культиваторы, бороны, повозки, другая сельскохозяйственная техника, а также лошади и постройки сельскохозяйственного назначения – гумна, клети, амбары. Категорически запрещалось обобществлять жилые постройки крестьян и предметы их домашнего обихода, коров, свиней, овец и др.

Без необходимых материально-технических и морально-психологических условий во второй половине 1929 – начале 1930 г. началась сплошная коллективизация и форсирование её темпов. На это ориентировало постановление ЦК ВКП(б) от 5 января 1930 г. «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству» Оно обусловило использование административно-силовых методов в проведении коллективизации. Крестьян принуждали записываться в колхозы. К 1 марта 1930 г. в колхозы было объединено 58% от общего количества крестьянских хозяйств Беларуси. Это был самый высокий показатель в первой пятилетке. Реакцией крестьян на форсирование темпов коллективизации и обобществление рабочего, а нередко домашнего скота и птицы стали массовый забой и продажа животных. К маю 1930 г. поголовье лошадей и крупного рогатого скота сократилось более чем на четверть. Сельское хозяйство несло большие потери.

При проведении коллективизации репрессивные меры применялись к кулакам, которые вели антисоветскую пропаганду, осуществляли террористические акты, занимались вредительской деятельностью. С января по апрель 1930 г. в БССР было зафиксировано 519 антисоветских кулацких выступлений, поэтому кулачество было уничтожено как класс на основе сплошной коллективизации. Кулак был фактически поставлен вне закона. 14 марта 1930 г. появилось постановление ЦК ВКП(б) «О борьбе с искажениями в колхозном движении». Искусственно созданные колхозы начали распадаться. К августу 1930 г. в БССР большинство крестьянских хозяйств вышли из колхозов.

Массированная политико-идеологическая и организационная работа, жёсткая налоговая политика и другие меры способствовали расширению коллективизации. В 1935 г. в БССР в колхозах насчитывалось 85.6% крестьянских хозяйств, в 1939 г. – более 90%. На всей территории республики действовали машинно-тракторные станции. В конце 1930-х годов на территории республики работало более 9 тыс. тракторов, сотни комбайнов и др. техники. Коллективизация обеспечила перекачивание части средств сельского хозяйства в промышленность и высокие темпы индустриализации страны. Проведение коллективизации в СССР И БССР было очень схожим и отражало тенденции развития мирового сельскохозяйственного производства.


  1. Сравните процесс установления советской власти в России и в Беларуси. Определите особенности этого процесса в Беларуси.

Примерный ответ:

В ночь на 25 октября (7 ноября) 1917 года в Петрограде под руководством большевиков началось вооружённое восстание. Отряды красногвардейцев, солдат и матросов заняли важнейшие объекты столицы (вокзалы, телеграф, банк, мосты), а вечером 25 октября 1917 года – Зимний дворец. Временное правительство было арестовано, а его министры отправлены в Петропавловскую крепость. Вся власть перешла к Военно-революционному комитету (ВРК) – органу Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов.

Вечером 25 октября 1917 года начал работу ІІ Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Беларусь на нём представлял 51 делегат. Съезд принял Декреты о мире и земле, чем продемонстрировал свою решительность и способность решать те проблемы, которые волновали народ. Съезд создал новое правительство – Совет Народных Комиссаров (СНК) во главе с Владимиром Ильичём Лениным – и выбрал законодательный орган страны – Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК).

25 октября 1917 года о победе вооружённого восстания в Петрограде стало известно в Минске. В тот же день исполком Минского Совета издал указ № 1, в котором провозгласил о переходе власти в Минске в руки Совета рабочих и солдатских депутатов. 27 октября 1917 года при Минском Совете был создан Военно-революционный комитет (ВРК) Западного фронта. Руководителем комитета стал К.Ландер.

Меньшевики, эсеры и бундовцы выступили против установления советской власти. 27 октября 1917 года в Минске ими был создан Комитет спасения революции. Этот комитет предъявил Минскому Совету ультиматум, в котором потребовал передачи власти в Беларуси и на Западном фронте в его руки.

Учитывая соотношение сил и временный перевес контрреволюции, Минский Совет в тактических целях согласился на передачу власти в Беларуси Комитету спасения революции при условии, что в Петроград и Москву не будут отправлены контрреволюционные войска. Условия большевиков эсеро-меньшевистским руководством Комитета были приняты.

В то же время большевики приняли дополнительные меры по мобилизации революционных сил Западного фронта в помощь Минскому Совету. 1 ноября 1917 года в Минск из района Барановичей прибыли отряды революционных солдат и бронепоезд под командованием большевика В.Пролыгина. Скоро к Минску с фронта подошли и другие воинские части. Их прибытие изменило соотношение политических и военных сил в пользу большевиков. Комитет спасения революции был распущен. Вся власть перешла в руки Военно-революционного комитета Западного фронта. Советская власть победила.

На протяжении октября-ноября 1917 года советская власть была установлена на всей неоккупированной территории Беларуси.

Установление советской власти в Беларуси имело некоторые особенности. Во-первых, советская власть устанавливалась только на неоккупированной германскими войсками территории Беларуси.

Во-вторых, большую роль в установлении советской власти в Беларуси сыграли солдаты Западного фронта.

В-третьих, борьба за установление советской власти в Беларуси усложнялась действиями Ставки Верховного Главнокомандующего, которая находилась в Могилёве.

В-четвёртых, на власть в крае претендовали также белорусские национальные организации. Они признавали советскую власть в России, но не признавали её на территории Беларуси, выступая за создание демократической краевой власти.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

11 класс примерный перечень вариантов третьего вопроса к экзаменационным билетам iconВ чем значение изучения истории?
Вопросы к экзаменационным билетам по истории оод для специальности «Гостиничный сервис» 2015 г

11 класс примерный перечень вариантов третьего вопроса к экзаменационным билетам iconВопросы к экзаменационным билетам по курсу «Общественная география»...
Современная политическая карта мира. Типология стран мира: критерии классификации, типы государств

11 класс примерный перечень вариантов третьего вопроса к экзаменационным билетам iconТематика курсовых работ по: Примерный перечень курсовых работ по...
Примерный перечень курсовых работ по основам коммерческой деятельности (для специалистов коммерции) 8

11 класс примерный перечень вариантов третьего вопроса к экзаменационным билетам iconТематика курсовых работ по: Примерный перечень курсовых работ по...
Примерный перечень курсовых работ по основам менеджмента (для направления «Менеджмент» по теории менеджмента) 6

11 класс примерный перечень вариантов третьего вопроса к экзаменационным билетам iconТематика курсовых работ по: Примерный перечень курсовых работ по...
Примерный перечень курсовых работ по основам менеджмента (для направления «Менеджмент» по теории менеджмента) 6

11 класс примерный перечень вариантов третьего вопроса к экзаменационным билетам iconПримерный перечень курсовых работ
Экономическая сущность внешнеэкономических связей и международного разделения труда

11 класс примерный перечень вариантов третьего вопроса к экзаменационным билетам iconПримерный перечень экзаменационных вопросов
Назовите основные инструменты регулирования международных экономических отношений

11 класс примерный перечень вариантов третьего вопроса к экзаменационным билетам iconПримерный перечень вопросов к экзамену (зачету)
Принцип максимизации и экономический выбор. Граница производственных возможностей

11 класс примерный перечень вариантов третьего вопроса к экзаменационным билетам iconИсследование внешней среды предприятия
Примерный перечень тем курсовых проектов по «Экономике (организаций) предприятий»

11 класс примерный перечень вариантов третьего вопроса к экзаменационным билетам iconПримерный перечень вопросов к зачету
Социально экономическое развитие Руси в 14 веке. Преодоление последствий монгольского нашествия






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную