Загладина Х. Т. «История России с древнейших времён до конца XIX века.» : для 10 класса общеобразовательных учреждений. 4-е изд






НазваниеЗагладина Х. Т. «История России с древнейших времён до конца XIX века.» : для 10 класса общеобразовательных учреждений. 4-е изд
страница1/8
Дата публикации03.04.2015
Размер0.91 Mb.
ТипПояснительная записка
e.120-bal.ru > История > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8

Пояснительная записка

Рабочая (учебная) программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне по истории, ФБУПа (2004 г.)»и авторских программ:

«Всеобщая история.10 класс» для 10 класса общеобразовательных учреждений .- 2-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2010. Автор – Загладин Н.В., Загладина Х.Т.

«История России с древнейших времён до конца XIX века.» : для 10 класса общеобразовательных учреждений .- 4-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2008. Авторы – Сахаров А.Н., Боханов А.Н., Козленко С.И.

«Всеобщая история. Конец XIX- начало XXI века.11 класс» .- 2-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2010. Автор – Загладин Н.В., Загладина Х.Т.

«История России. XX – начало XXI века». Для 11 класса общеобразовательных учреждений .- 6-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2010. Авторы – Козленко С.И., Загладин Н.В., Загладина Х.Т.

Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часа в год (2 час в неделю) в каждом классе, вместо 70 часов в год. Содержание обучения, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме соответствуют примерной программе по предмету. Тематическое планирование рассчитано на базовый уровень изучения истории в каждом классе по 68 часов(2 час в неделю), содержание тематического планирования и его структура соответствуют содержанию и структуре УМК .

Общая характеристика учебного предмета

Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизованных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Тем самым, историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Обеспечивается возможность критического восприятия учащимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях.

Развивающий потенциал системы исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе – к развитию исторического мышления учащихся. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории. Таким образом, критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не с усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием их коммуникативной культуры учащихся.

Особенностью курса истории, изучаемого на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне, является его общеобязательный статус, независимость от задач профилизации образования и организации довузовской подготовки учащихся. Изучение истории на базовом уровне направлено на более глубокое ознакомление учащихся с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися мировоззренческими системами, ролью России во всемирно-историческом процессе, формирование у учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира. Тем самым, базовый уровень можно рассматривать как инвариантный компонент исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования, связанный с приоритетными воспитательными задачами учебного процесса.

Основные содержательные линии примерной программы базового уровня исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Изучение каждого из этих курсов основывается на проблемно-хронологическом подходе с приоритетом учебного материала, связанного с воспитательными и развивающими задачами, важного с точки зрения социализации школьника, приобретения им общественно значимых знаний, умений, навыков.

С учетом социальной значимости и актуальности содержания курса истории программа устанавливает следующую систему распределения учебного материала и учебного времени для X-XI классов:



Классы

Объем учебного времени (федеральный

Разделы программы

Резерв учебного времени




компонент)

История России

Всеобщая история




X класс

70 ч

История России

(с древнейших времен до середины XIX в.) – не менее 36 ч

Всеобщая история

(с древнейших времен до середины XIX в.) – не менее 24 ч

10 ч

XI класс

70 ч

История России

(вторая половина XIX в. – начало XXI вв.) – не менее 36 ч

Всеобщая история

(вторая половина XIX в. – начало XXI вв.) – не менее 24 ч

10 ч

Реализация программы исторического образования базового уровня на ступени среднего (полного) общего образования предполагает определенную специфику межпредметных связей. «История» входит в состав предметов, определенных базисным учебным планом как обязательные. Тем самым, предполагается изучение курса истории учащимися, получающими углубленную подготовку в рамках самых различных профилей. С этой точки зрения, важно использовать резерв свободного учебного времени, установленный примерной программой, для привлечения дополнительного материала, сопряженного с тематикой того или иного конкретного профиля. Так, например, в рамках социально-экономического профиля в базовом курсе истории может быть акцентирована особая содержательная линия «История экономики», в рамках естественнонаучных профилей – особая содержательная линия «История науки и техники» и т.д. Кроме того, с учетом небольшого объема учебного времени, отведенного на изучение истории на базовом уровне, принципиально важны межпредметные связи с курсом обществоведения. Предполагается не только использование учащимися понятийного аппарата, усвоенного в рамках обществоведческого курса, но и тесная взаимосвязь обоих предметов в формировании и развитии умений и навыков, важных для познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности учащихся.

Цели

Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

  • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

  • освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

  • формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне, в том числе: в X и XI классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.

Программа рассчитана на 140 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 20 учебных часов (или 14,3 %) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

В соответствии с базисным учебным планом, «История» входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступени среднего (полного) общего образования.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Для исторического образования приоритетным можно считать развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

Большую значимость на этой ступени исторического образования приобретает информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

С учетом специфики целей и содержания предвузовской подготовки существенно возрастают требования к рефлексивной деятельности учащихся, в том числе к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности. Историческое образование играет важную роль в формировании умения формулировать свои мировоззренческие взгляды, осознанно определять свою национальную, социальную, конфессиональную принадлежность, собственное отношение к явлениям современной жизни, свою гражданскую позицию.

В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;

  • периодизацию всемирной и отечественной истории;

  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

  • историческую обусловленность современных общественных процессов;

  • особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

уметь

  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

  • критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

  • участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

  • использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

  • соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

В рабочую программу внесены авторские замены и дополнения.

По темам и разделам составлены презентации, таблицы и приготовлен раздаточный материал: схемы, таблицы, обучающие тексты, тесты.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

10 класс

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (28 часов)

Раздел 1. ИСТОРИЯ КАК НАУКА

В разделе рассматриваются этапы развития исторического знания и основные проблемы изучения истории, освещаются различные подходы к ее изучению, подчеркивается важность познания прошлого для осмысления человеком своего бытия и познания общества, в котором он живет.

Тема 1. Возникновение и развитие исторической науки

Значение изучения истории. История в системе гуманитарных наук. Предмет исторической науки и этапы ее развития. Зарождение исторической науки, ее особенности в Древнем мире, Средневековье, Новом и Новейшем времени.

Тема 2. Основы философии и методологии истории

Становление современной системы летосчисления. Исторические источники. Вспомогательные исторические дисциплины. Проблема истинности исторических знаний. Принципы научности в изучении прошлого: конкретно-исторический подход, принцип объективности, проверки подлинности и достоверности исторических источников. Единство и многообразие исторического процесса. Закономерности и случайности в жизни народов. Движущие силы исторического развития в религиозно-мистических концепциях. Становление и развитие материалистических воззрений на мир. Взгляды мыслителей эпохи Просвещения, марксизм и формационная теория. Особенности цивилизационного подхода к истории. Воззрения современных ученых. Ведущие школы в исторической науке. «Рост», «развитие» и «прогресс» в истории человечества. Историческое время. Принципы и критерии периодизации всемирной истории. Текущий этап всемирной истории и его особенности.

Раздел 2 ЧЕЛОВЕЧЕСТВО НА ЗАРЕ СВОЕЙ ИСТОРИИ

Раздел знакомит учащихся с современными взглядами на происхождение человека, основными этапами развития первобытного общества.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Загладина Х. Т. «История России с древнейших времён до конца XIX века.» : для 10 класса общеобразовательных учреждений. 4-е изд iconРабочая программа по курсу «История России с древнейших времён до конца XIX в»
Рабочая программа по курсу «История России с древнейших времён до конца XIX в», «Всеобщая история. С древнейших времён до конца xix»...

Загладина Х. Т. «История России с древнейших времён до конца XIX века.» : для 10 класса общеобразовательных учреждений. 4-е изд iconРабочая программа учебного курса «История России с древнейших времён до конца XVI века»
Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования мо РФ 2004 г и авторской программы курсов Пчелова...

Загладина Х. Т. «История России с древнейших времён до конца XIX века.» : для 10 класса общеобразовательных учреждений. 4-е изд iconРабочая программа по курсам «Всеобщая история с древнейших времен...
Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по истории мо РФ 2004 г и следующих...

Загладина Х. Т. «История России с древнейших времён до конца XIX века.» : для 10 класса общеобразовательных учреждений. 4-е изд iconВсеобщая история и история россии с древнейших времен до конца XIX...
Министерства образования РФ от 05. 03. 2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов...

Загладина Х. Т. «История России с древнейших времён до конца XIX века.» : для 10 класса общеобразовательных учреждений. 4-е изд iconРабочая программа по истории России для 11 класса Учитель: Чугреева Т. П
России. М., 2004 и авторской программы под редакцией Н. С. Борисова и А. А. Левандовского «История России с древнейших времен до...

Загладина Х. Т. «История России с древнейших времён до конца XIX века.» : для 10 класса общеобразовательных учреждений. 4-е изд iconТематическое планирование по истории 6,7,8,9 классы Новая история 19-начала 20 века
Поурочные методические рекомендации к учебнику А. Н. Сахарова «История России с древнейших времен до конца XVII века»

Загладина Х. Т. «История России с древнейших времён до конца XIX века.» : для 10 класса общеобразовательных учреждений. 4-е изд iconПчелов Е. В. Программа курса История России с древнейших времен до...
...

Загладина Х. Т. «История России с древнейших времён до конца XIX века.» : для 10 класса общеобразовательных учреждений. 4-е изд icon«Брюсовская гимназия»
«Всеобщая история и история России с древнейших времен до конца 16 века» 6 класс

Загладина Х. Т. «История России с древнейших времён до конца XIX века.» : для 10 класса общеобразовательных учреждений. 4-е изд iconУчебник для 9 класса общеобразовательных учреждений
Д18 История России, XX — начало XXI века : Учеб для 9 кл общеобразоват учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, А. В. Пыжиков....

Загладина Х. Т. «История России с древнейших времён до конца XIX века.» : для 10 класса общеобразовательных учреждений. 4-е изд iconРоссия с древнейших времен до конца XIX века
Литературным памятником XII в., содержащим призыв к прекращению княжеских усобиц, является






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную