Рабочая программа учебной дисциплины






Скачать 248.13 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины
Дата публикации24.03.2015
Размер248.13 Kb.
ТипРабочая программа
e.120-bal.ru > История > Рабочая программа
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Борисоглебский государственный педагогический институт»
Кафедра истории и социально-гуманитарных наук


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ИСТОРИЯ СНГ И СТРАН БАЛТИИ
Уровень основной образовательной программы: бакалавриат

Направление подготовки 050100.62 Педагогическое образование

Профиль подготовки: Историческое образование

Форма обучения очная, заочная

Срок освоения ООП 4 года, 5 лет

Борисоглебск 2013

Рабочая программа учебной дисциплины (аннотация) составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (профиль Историческое образование)

Составитель рабочей программы учебной дисциплины:

к.и.н., доцент кафедры истории и социально-гуманитарных наук

Пащенко Надежда Васильевна
Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры истории и социально-гуманитарных наук

«31» августа 2013 г., протокол № 1


Заведующий кафедрой ____________________ (Комбарова Л.А.)

1. Цель и задачи дисциплины

Целью дисциплины История СНГ и стран Балтии является изучение современной истории развития постсоветского пространства и входящих в него стран, прежде всего Содружества Независимых Государств; международного положения и внутриполитического развития стран региона в 1990-е -2000-е гг.

Задачи дисциплины:

– расширение знаний студентов в области истории важнейшей из проблем новейшей истории зарубежных стран;

– формирование более чётких представлений о проблемах и противоречиях в развитии стран СНГ и Балтии в 1985-2012 гг.

– детализация информации о процессах экономического, общественно-политического и культурного развития стран СНГ и Балтии в 1985-2012 гг.

– углубление знаний об основных историографических подходах к оценке причин исторического выбора пути развития, практики социалистического строительства, демократических преобразований и перспектив развития стран СНГ и Балтии.

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина История СНГ и стран Балтии относится к профессиональному циклу дисциплин и входит в состав курсов по выбору студентов.

Для освоения дисциплины История СНГ и стран Балтии студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Новая и новейшая история зарубежных стран», «История России».

Изучение данной дисциплины может являться существенным дополнением к общему курсу по Новой и новейшей истории зарубежных стран.

3. Требования к результатам освоения дисциплины

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15);

способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).

Выпускник должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:

осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

Выпускник должен обладать следующими специальными компетенциями:

способен определять пространственно-временные рамки исторических событий, явлений и процессов на локальном, национальном и глобальном уровнях (СК-5).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать

– основные тенденции развития стран СНГ и Балтии в 1985-2012 гг., смысл и значение проводимых в рассматриваемый период реформ;

− об усилиях российского руководства в налаживании со странами ближнего зарубежья добрососедских отношений, развитии сотрудничества в сфере экономических, культурных связей и безопасности границ;

− проблемы современного развития стран СНГ и Балтии, их место и роль в системе международных отношений.

Уметь

– анализировать исторические источники по вопросу обретения суверенитета странами СНГ и Балтии;

− работать с учебно-методической и научной литературой по проблематике курса;

− самостоятельно осуществлять поиск, обрабатывать и использовать различные типы информации;

− комплексно проанализировать причинно-следственные связи исторических событий и процессов, происходивших в регионе в рассматриваемый период;

− выявить ключевые тенденции общественного развития, определить их региональную специфику;

− прокомментировать исторические процессы с точки зрения основных научных теорий и методологических подходов.

Владеть:

− современным понятийным и категориальным аппаратом исторической науки;

− современными подходами к изучению зарубежной истории.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

8

Аудиторные занятия (всего)

54

54

В том числе:







Лекции (Л)

14

14

Практические занятия (ПЗ)

40

40

Самостоятельная работа (всего)

54

54

Виды промежуточной аттестации:

Зачет

Зачет

Общая трудоемкость часы

зачетные единицы

108

108

3

3


5. Тематический план

Дисциплина История СНГ и стран Балтии

форма обучения очная

направление подготовки 050100 Педагогическое образование

профиль Историческое образование

срок обучения 4 года

Всего зачётных единиц 3

Всего часов по учебному плану 108

Ауд. (ЛК - 14, ПК - 40)

Самост. 54


Трудоемкость

Аудиторные занятия

Самост.

Форма промежуточн.контроля

ЛК

ПК

ЛР

№ пп

Наименование разделов и тем



















1

2

3

4

5

6

7

8

1

Введение: предмет и задачи курса Истории СНГ и стран Балтии

4

1

1




2




2

Особенности национально-государственного устройства, трансформация, причины и последствия распада СССР

4

1

1




2




3

Содружество Независимых Государств: общая характеристика, структура и эволюция

4

1

1




2




4

Экономические аспекты интеграции стран СНГ и Балтии

4

1

1




2




5

Проблемы интеграции стран СНГ и Балтии в военно-политической сфере

4

1

1




2




6

Гуманитарные вопросы интеграции стран СНГ и Балтии

4

1

1




2




7

Государство и общество, экономика Украины в 1990-е −2000-е гг.

4




2




2




8

Международное положение и внешняя политика Украины в 1990-е − 2000-е гг.

4




2




2




9

Государство и общество, экономика Белоруссии в 1990-е −2000-е гг.

4




2




2




10

Международное положение и внешняя политика Белоруссии в 1990-е − 2000-е гг.

4




2




2




11

Внутриполитическое развитие Молдовы в 1990-е −2000-е гг.

4




2




2




12

Международное положение и внешняя политика Молдовы в 1990-е −2000-е гг.-

4




2




2




13

Государства Закавказского региона: сходства и различия в развитии.

4

2







2




14

Внутриполитическое развитие и внешняя политика Грузии в 1990-е −2000-е гг.

4




2




2




15

Внутриполитическое развитие и внешняя политика Армении в 1990-е −2000-е гг.

4




2




2




16

Внутриполитическое развитие и внешняя политика Азербайджана в 1990-е −2000-е гг.

4




2




2




17

Государства Центрально-Азиатского региона: сходства и различия в развитии.

4

2







2




18

Внутриполитическое развитие и внешняя политика Казахстана в 1990-е −2000-е гг.

4




2




2




19

Внутриполитическое развитие и внешняя политика Узбекистана в 1990-е −2000-е гг.

4




2




2




20

Внутриполитическое развитие и внешняя политика Туркмении в 1990-е −2000-е гг.

4




2




2




21

Внутриполитическое развитие и внешняя политика Таджикистана в 1990-е −2000-е гг.

4




2




2




22

Внутриполитическое развитие и внешняя политика Киргизии в 1990-е −2000-е гг.

4




2




2




23

Страны Балтии в составе СССР и особенности их развития в постсоветский период

4

2







2




24

Внутриполитическое развитие и внешняя политика Эстонии в 1990-е −2000-е гг.

4




2




2




25

Внутриполитическое развитие и внешняя политика Латвии в 1990-е −2000-е гг.

4




2




2




26

Внутриполитическое развитие и внешняя политика Литвы в 1990-е −2000-е гг.

4




2




2




27

Итоги и перспективы развития стран СНГ и Балтии на современном этапе

4

2







2







Итого в VIII семестре

108

14

40




54

Зачет


Тематический план

Дисциплина История СНГ и стран Балтии

форма обучения заочная

направление подготовки 050100 Педагогическое образование

профиль Историческое образование

срок обучения 5 лет

Всего зачётных единиц 3

Всего часов по учебному плану 108

Ауд. (ЛК - 2, ПК - 8)

Самост. 94

Контроль 4


Трудоемкость

Аудиторные занятия

Самост.

Форма промежуточн.контроля

ЛК

ПК

ЛР

№ пп

Наименование разделов и тем



















1

2

3

4

5

6

7

8

1

Введение: предмет и задачи курса Истории СНГ и стран Балтии

3

0,5







2,5




2

Особенности национально-государственного устройства, трансформация, причины и последствия распада СССР

3

0,5







2,5




3

Содружество Независимых Государств: общая характеристика, структура и эволюция

3




1




2




4

Экономические аспекты интеграции стран СНГ и Балтии

3




1




2




5

Проблемы интеграции стран СНГ и Балтии в военно-политической сфере

4




1




3




6

Гуманитарные вопросы интеграции стран СНГ и Балтии

4




1




3




7

Государство и общество, экономика Украины в 1990-е −2000-е гг.

4










4




8

Международное положение и внешняя политика Украины в 1990-е − 2000-е гг.

4










4




9

Государство и общество, экономика Белоруссии в 1990-е −2000-е гг.

4










4




10

Международное положение и внешняя политика Белоруссии в 1990-е − 2000-е гг.

4










4




11

Внутриполитическое развитие Молдовы в 1990-е −2000-е гг.

4










4




12

Международное положение и внешняя политика Молдовы в 1990-е −2000-е гг.-

4










4




13

Государства Закавказского региона: сходства и различия в развитии.

4




2




2




14

Внутриполитическое развитие и внешняя политика Грузии в 1990-е −2000-е гг.

4










4




15

Внутриполитическое развитие и внешняя политика Армении в 1990-е −2000-е гг.

4










4




16

Внутриполитическое развитие и внешняя политика Азербайджана в 1990-е −2000-е гг.

4










4




17

Государства Центрально-Азиатского региона: сходства и различия в развитии.

4










4




18

Внутриполитическое развитие и внешняя политика Казахстана в 1990-е −2000-е гг.

4










4




19

Внутриполитическое развитие и внешняя политика Узбекистана в 1990-е −2000-е гг.

4










4




20

Внутриполитическое развитие и внешняя политика Туркмении в 1990-е −2000-е гг.

4










4




21

Внутриполитическое развитие и внешняя политика Таджикистана в 1990-е −2000-е гг.

4










4




22

Внутриполитическое развитие и внешняя политика Киргизии в 1990-е −2000-е гг.

4










4




23

Страны Балтии в составе СССР и особенности их развития в постсоветский период

4




2




2




24

Внутриполитическое развитие и внешняя политика Эстонии в 1990-е −2000-е гг.

4










4




25

Внутриполитическое развитие и внешняя политика Латвии в 1990-е −2000-е гг.

4










4




26

Внутриполитическое развитие и внешняя политика Литвы в 1990-е −2000-е гг.

4










4




27

Итоги и перспективы развития стран СНГ и Балтии на современном этапе

4

1







3







Зачет

4













4




Итого в VIII семестре

108

2

8




94

4


6. Образовательные технологии

В ходе освоения дисциплины при проведении аудиторных занятий используются следующие образовательные технологии: обучения в сотрудничестве, организации групповых проблемных дискуссий, развития критического мышления, неимитационные технологии.

При организации самостоятельной работы студентов используются следующие образовательные технологии: обучения методом кейсов, метод проектного обучения.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература

Хандоркин В.Г. Страны СНГ и Балтии. Курс лекций для студентов специальности 032301– «Регионоведение». – Томск: Изд-во.ТПУ, 2008.

б) дополнительная литература

учебная литература

Внешняя политика России. Сборник документов. 1990–1992 гг. – М., 1996.

Зиновьев В.П. Страны СНГ и Балтии. – Томск: изд-во ТГУ, 2004.

Конституции стран СНГ и Балтии. – М.: Юрист, 1999.

Коржихина Т.П., Сенин А.С. История российской государственности. – М., 1995. – С. 313–332.

Устав Содружества Независимых Государств // Дипломатический вестник. – 1993. – № 9–10. – С. 31–38.

научная литература

Арбатова Н. Станут ли страны СНГ «яблоком раздора» в отношениях России и ЕС? // Мировая экономика и международные отношения. – 2006. – № 6. – С. 15–20.

Годин Ю. Квазиинтеграция в СНГ и национальная безопасность России // Мировая экономика и международные отношения. – 2004. – № 12

Дахин А. Свежее дыхание имперской идеи // Полит. исследования. – 2004. – № 1.

Исингарин Н. 10 лет в СНГ. Проблемы, поиски, решения. – СПб., 2001.

Кертман Г. СНГ: между прошлым и настоящим // Полит. исследования. – 2005. – № 6. – С. 110–125.

Крылов А. Новые перспективы России на международной арене // Мировая экономика и международные отношения. – 2006. – № 7. – С. 91–96.

Резникова О. Модернизация России и взаимодействие в СНГ // Мировая экономика и международные отношения. – 2000. – № 3. – С. 58–66.

Сытин А.Н. Проблемы истории стран Балтии и их взаимоотношений с Россией конец 80-х – начало 90-х годов ХХ века. – М.: Изд-во МГОУ, 2009.

Сытин А.Н.Очерки истории стран Балтии конца ХХ – начала XXI вв. − М.: Изд-во МГОУ, 2010.

Сытин А.Н. Страны Балтии в НАТО. // Дипломатическая служба. − № 5, 2010.

Торомырзаев Э., Дорошенко В. Проблемы активизации интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств // Общество и экономика. – 2005. – № 7–8.

Устав Содружества Независимых Государств // Дипломатический вестник. – 1993. – № 9–10. – С. 31–38.

Федулова Н. Россия и СНГ: время собирать камни // Мировая экономика и международные отношения. – 2006. – № 1. – С. 104–111.

Ципко В. «Территория», или Попытка разобраться в причинах краха Советской империи // Родина. – 1992. – № 8, № 9.
периодика

Дипломатическая служба

Дипломатический вестник.

Мировая экономика и международные отношения.

Общество и экономика.

Политические исследования.

Родина.

справочная литература

Восток и Россия на рубеже XXI века. – М.: Ин-т востоковедения, 1998.

Европейский союз и европейские страны СНГ. – М., 2002.

Леонтьев А.А. Культуры и языки народов России, стран СНГ и Балтии. – М.: Мос. психолого-соц. ин-т Флинта, 1998.

Содружество Независимых Государств 10 лет спустя. – Минск, 2001.
в) электронно-цифровые ресурсы (в формате таблицы):


№ п/п

Ссылка на информационный ресурс

Наименование разработки в электронной форме

Доступность (открытый или локальный доступ)

1.

http://www. krugosvet.ru/articles

Энциклопедия «Кругосвет» .

Открытый

2.

http://www.materik.ru.


Информационно-аналитический бюллетень «Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье»


Открытый

3.

CD-диск

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.

Локальный


8. Тематика курсовых работ учебным планом не предусмотрена
9. Лист внесения изменений в рабочую программу учебной дисциплины





п/п

Наименование раздела программы, в который внесены изменения

Подпись

преподавателя

Дата утверждения изменений

и № протокола

Подпись

зав. кафедрой





























































Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа дисциплины экономика (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики

Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа дисциплины информатика (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика» подготовлена Темниковой И. С., ст пр кафедры общественных дисциплин

Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины основная образовательная программа...
Рабочая программа учебной дисциплины «Теория Государства и Права» составлена в соответствии с требованиями гос впо направления подготовки...

Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа дисциплины административное право (наименование...
Рабочая программа учебной дисциплины «Административное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики

Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа дисциплины муниципальное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Муниципальное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики

Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа дисциплины экологическое право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Экологическое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики

Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа
Рабочая программа учебной дисциплины «Комплексный анализ хозяйственной деятельности» составлена в соответствии с требованиями гос...

Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа дисциплины философия степень выпускника бакалавр...
...

Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа...
Рабочая программа учебной дисциплины «Оплата труда персонала» составлена в соответствии с требованиями ооп 080400. 62 «Управление...

Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную