Рабочая учебная программа по истории 5 класс 2012-2013 учебный год






Скачать 420.81 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа по истории 5 класс 2012-2013 учебный год
страница1/3
Дата публикации15.03.2015
Размер420.81 Kb.
ТипРабочая учебная программа
e.120-bal.ru > История > Рабочая учебная программа
  1   2   3
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по истории 5 класс

2012-2013 учебный год
Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом по предмету «История», на основе авторской программы развивающей Образовательной системы «Школа – 2100».

Используется следующий УМК: Учебник «Всеобщая история. История Древнего мира», авторы Д.Д. Данилов, А.В.Кузнецов, С.С. Кузнецова, Е.В. Сизова, А.А. Николаева, Москва, Баласс, 2008. Рабочая программа предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную деятельность учащихся. На каждом уроке используются  презентации, мультимедийные учебники и другие  ресурсы. Преподавание основано на  проблемно-диалогической технологии, разработанной коллективом авторов под руководством Данилова Д.Д., изложенной в программе «Всеобщая история. 5 класс. Методические рекомендации для учителя» М.Е.Турчина, Д.Д.Данилов, Л.Н.Монченко, Москва, Баласс, 2009.

Особенности обучения в данном классе

Курс «Истории» продолжает курс «Окружающего мира» (А. В. Вахрушев, Д. Д. Данилов, А. С. Раутиан, С. В. Тырин) разделы программы «Мое отечество», «Человек и человечество» Образовательной системы «школа 2100» . Классы с углубленным изучением литературы, углубленным изучением биологии, классы общеобразовательные и имеют разный уровень подготовки.

Цели и задачи курса:

  1. Формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;

  2. Овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;

  3. Формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;

  4. Формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;

  5. Развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать свое отношение к ней;

  6. Воспитание уважения к историческому наследию народов России, восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном Российском государстве.


В УМК «Школа 2100» основным считается развитие личности ученика, выделяется 5 линий развития.
1-я линия развития личности. Картина мира в фактах.

Сформировать общие представления об эпохах (периодах) всемирной истории и дать детальную картину первых эпох – Первобытный мир и Древний мир: раскрыть основные факты (события, явления) истории первобытных коллективов, цивилизаций Древнего Востока, Древней Европы и показать их взаимодействие; обозначить вклад каждой древней цивилизации в общемировую культуру.

2-я линия развития личности. Картина мира в понятиях.

Для данной линии развития курс Древнего мира является основополагающим. Во-первых, необходимо сформировать базовые понятия, нужные для теоретического осмысления истории (первобытное общество, цивилизация, раб и т.п.). Во-вторых, требуется заложить понимание общей культуры обществоведческих понятий, представленной в виде четырех сфер: хозяйство (экономика), социальная сфера (общество), политика (управление), культура. В рамках каждой сферы необходимо сформировать базовые понятия («государство», «народ», «собственность», «религия» и т.п.) и постепенно подкреплять фактами систему взаимосвязи этих понятий с более частными.

3-я линия развития личности. Историчность мышления.

Постепенно добиться осмысления учениками многообразия фактов истории Первобытного и Древнего мира как разновариантного движения человеческих коллективов от первобытного общества к цивилизации. При этом возможно по-разному выстраивать причинно-следственные цепочки фактов, которые объясняли бы развитие и взаимодействие разных обществ, их сходство и различия. Недостаток или отсутствие материала об отдельных личностях заставляет при изучении тем по Первобытному миру и Древнему Востоку сделать упор на восприятии фактов как результатов действий безымянных «рядовых» личностей. Материал тем по истории Древней Европы позволяет правильно поставить акценты и уделить внимание фактам, связанным с конкретными персоналиями.

4-я линия развития личности. Нравственное самоопределение.

Создать условия для выбора самостоятельной личной нравственной оценки событий и явлений Первобытного мира и Древнего мира, соотносимых с современностью (проблема личного достоинства и общественной необходимости и т.д.). При сохранении самостоятельности в выборе ученика необходимо стремиться к тому, чтобы основанием для нравственной оценки служили гуманистические ценности. Следование принципу историзма требует, чтобы там, где это необходимо, оценка с позиций сегодняшнего дня была представлена обособленно позициям современников событий.

5-я линия развития личности. Культурное, гражданское и патриотическое самоопределение.

Создать условия для восприятия различных несхожих культур, существовавших в первобытной и древней истории, как истоков многогранной общечеловеческой культуры, показать, что каждая из этих культур сыграла свою роль в развитии общества; использовать различные эпизоды первобытной и древней истории для моделирования ситуаций, требующих от учеников самостоятельной гражданской оценки, определения своей гражданской позиции, выбора между разными мировоззренческими позициями, понимания иной позиции.

Общая характеристика учебного предмета

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям. В процессе обучения у обучающихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого, знания об историческом опыте человечества. В курсе  происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества с внешними цивилизациями Древнего мира. Курс ставит целью  дать школьникам знания о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности. В данной программе при отборе фактов и явлений основным критерием явилась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры.

Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса  используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация учебного процесса  учащихся направлена на:

- создание оптимальных условий обучения;

 -исключение психотравмирующих факторов;

- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;

- развитие положительной мотивации к освоению  программы по истории;

- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.

Осуществление целей рабочей образовательной программы обусловлено использованием в образовательном процессе следующих технологий: информационной (классно – урочная система), игровой (дидактические игры, работа в малых группах, работа в парах сменного состава), технология учебно-поисковой деятельности учащихся, проблемное обучение, личностно-ориентированное обучение.

 Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются учебно-познавательные компетенции (умение самостоятельно учиться, способность к самоанализу и самооценке), информационные (умение ученика использовать информационные технологии для поиска, анализа необходимой информации), коммуникативные (способы взаимодействия с окружающими) и другие.
Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом МАОУ «СОШ № 36»на изучение курса истории Древнего мира в 5 классе отводится 70 часов, 2 часа в неделю.    
Содержание курса

МОДУЛЬ 1. Первая историческая эпоха.

Вводная тема. Что изучает и история  (2 урока).

Что изучает история. Источники знаний о прошлом. Счёт лет в истории. Счет и периодизация событий и процессов развития коми народа. Деление всемирной истории на периоды. История Отечества как часть всемирной теории.История Коми края как часть истории России и Всемирной истории.

Обучающийся должен знать основные понятия:

Предмет и хронология истории древнего мира. Исторические источники: археологические, мифологические, письменные, этнографические.

Обучающийся должен уметь:

Применять счет лет в истории.

Тема 1. Первобытный мир. (6 часов + 2 часа на повторение и контроль)

Происхождение человека. Появление вида человек умелый. Расселение древнейшего человека. Историческая карта как источник исторических сведений.Знакомство с исторической картой Коми края и Республики Коми. Приспособление людей к изменению климата. Родоплеменные отношения. Значение религиозных верований. Развитиерелигиозных и светских идей народа коми.Развитие орудий труда. Переход от первобытности к цивилизации.

Обобщение и контроль.

Обучающийся должен знать основные понятия:

Древнейшие люди.  Орудия труда. Расселение первобытных людей. Собирательство и охота. Изобретение лука и стрел. Пещерная живопись. Мотыжное земледелие. Приручение животных. Развитие ремесла. Появление неравенств. Род. Племя. Этнические общности в Коми крае (племя, народность, нация).Понятие «Человек разумный», «родовая община».

Обучающийся должен уметь:

- пересказать текст учебника и рассказ учителя.

Модуль 2. Цивилизации Древнего Востока.

Тема 2. Древний Египет. (5 часов + 2 урока повторения).

Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Египта. Образование Древнеегипетского государства. Власть и положение фараона. Древнеегипетское общество. Культурное наследие Древнего Египта. Расцвет египетского государства.

Повторение и обобщение.

Обучающийся должен знать основные понятия:

Фараон,  вельможа, налог, писец. Неограниченная власть фараонов. Держава Тутмоса II. Храм, жрец, миф, мумия, гробница, саркофаг, скульптура, статуя, рельеф, иероглиф, папирус, свиток.

Обучающийся должен уметь:

1. Пересказать текст.

2.Показать по карте Египет, Нил.

     3. Проанализировать документ.

Тема 3. Древние цивилизации Азии. (9 часов + 2 часа обобщение и контроль)

Переход на ступень цивилизации жителей Древнего междуречья. Отличительные особенности Междуречья. Законы Хаммурапи. Образование государств в Передней Азии. Начало железного века. Завоевания Ассирии. Значение персидской державы. Культурное наследие. Библия и религиозные верования евреев.

Переход на ступень цивилизации жителей Древней Индии. Особенности цивилизации Индии. Культурное наследие Древней индии. Буддизм.

Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Китая. Особенности цивилизации. Культурное наследие древнего Китая. Великая Китайская стена. Иероглифы. Общие черты цивилизаций Древнего Востока.

Обобщение и контроль.

Обучающийся должен знать:

 «Законы Хаммурапи», Закон, ростовщик, клинопись. Ассирийская держава. Боги Брахма (Индия). Буддизм. Учение Конфуция (Китай). Великая Китайская стена. Деспотизм.

Обучающийся должен уметь:

1. Пересказать текст.

2.Показать по карте Ассирию, Двуречье. Индию, Китай. Реки этих стран.

3. Анализировать документ «Законы Хаммурапи», « Так говорил Конфуций».

Модуль 3. Первая цивилизация Запада.

Тема 4. Зарождение цивилизации в Древней Греции (8 часов)

Переход на ступень цивилизации жителей Древней Греции.

Возникновение полисов. Отличие Афин и Спарты. Формирование народа греков-эллинов. Греческие колонии.

Культурное наследие Древней Греции. Значение олимпийских игр.

Тема 5. Расцвет древнегреческой цивилизации. (5 часов + 2 урока обобщения и контроля).

Греко – персидские войны. Граждане и рабы. Расцвет демократии при Перикле. Культурное наследие Древней Греции. Отличия цивилизации Древних греков от цивилизаций Древнего востока.

Обобщение и контроль.

Обучающийся должен знать основные понятия:

Полис – город-государство. Свободные и рабы. Афины. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Эллинистический мир. Культурные наследия Древней Греции.

Обучающийся должен уметь:

1. Воспроизводить текст учебника и рассказ учителя, раскрывать содержание иллюстраций.

2. Сравнивать происходящие события в разных странах.

3. Работать с исторической картой.

4.  Анализировать исторический источник.

5. Оперировать историческими датами.

Модуль 4. Империя эллинов и римлян.

Тема 6. Эллинизм – встреча Запада и Востока. (4 часа).

Подчинение Греции Македонии. Александр Македонский и его завоевательные походы. Распад империи Александра Македонского и создание эллинистической цивилизации.

Тема 7. Цивилизация Древнего Рима. (8 часов).

Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Рима. Патриции и плебеи. Республика. Культурное наследие Рима. Кризис Римской республики. Восстание рабов. Г.Ю.Цезарь. Падение республики.

Тема 8. Античная Греко-римская цивилизация. (9 часов +2 часа обобщение и контроля).

Октавиан Август. Римская империя. Соседи Рима. Возникновение христианства. Кризис империи. Распространение христианства. Разделение империи на Западную и Восточную. Великое переселение народов и падение Западной Римской империи. Обобщение и контроль.

Планируемые результаты обучения
В конце 5 класса учащиеся должны
-Уметь определять и объяснять временные границы первобытной и древней истории человечества, делить на простые этапы историю древних государств и цивилизаций.

-Определять и доказывать,  какое человеческое общество находится на ступени первобытности, а какое  - взошло на ступень цивилизации.

-Различать в общемировой культуре черты цивилизации Востока и Запада, сложившиеся в эпоху Древнего мира.

-Свободно использовать в письменной и устной речи понятия и явления, развивавшиеся в эпоху Древнего мира.

-Определять основные причины и следствия перехода различных древних народов со ступени первобытности на ступень цивилизации.

-Предлагать варианты мотивов поступков исторических личностей.

-Выделять вклад в общечеловеческие нравственные ценности религиозных учений, возникших в эпоху древнего мира.

-При оценке порядков древних обществ, завоеваний, набегов, гражданских войн, учений Будды и Христа, выявлять гуманистические и нравственные ценности.

-Давать и объяснять собственные оценки действиям исторических деятелей по защите Родины, установлению порядков.

-Определять своё собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи первобытного и Древнего мира.
Обучающийся должен знать основные понятия: 

  1. Империя Александра Македонского.

  2. Древний Рим.

  3. Легенды и верования римлян.

  4. Патриции и плебеи.

  5. Республика.

  6. Войны Рима. Г.Ю. Цезарь.

  7. Римская империя и соседние народы.

  8. Возникновение и распространение христианство.

  9. Раздел Римской империи на Западную и Восточную.

  10. Падение Римской империи.

  11. Культурное наследие Древнего Рима.

Обучающийся должен уметь:

1. Воспроизводить текст учебника и рассказ учителя, раскрывать содержание иллюстраций.

2. Сравнивать происходящие события в разных странах.

3. Работать с исторической картой.

4.  Анализировать исторический источник.

5. Оперировать историческими датами.

Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории

Предполагается, что результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.


Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:
· способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.


Предметные результаты изучения истории учащимися 5—9 классов включают:

· овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

· способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности

 - умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
· расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

· готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.


Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5—9 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

· указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
· соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
· характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
· группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

3. Работа с историческими источниками:
· читать историческую карту с опорой на легенду;
· проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
· сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

4. Описание (реконструкция):
· рассказывать (устно или письменно) об исторических  событиях, их участниках;
· характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
· на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

5. Анализ, объяснение:
· различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
· соотносить единичные исторические факты и общие   явления;
· называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
· раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
· сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
· излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Работа с версиями, оценками:
· приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
· определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
· применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
· использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
· способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая учебная программа по истории 5 класс 2012-2013 учебный год iconРабочая программа по истории России 9 класс на 2012-2013 уч год. Учитель Игнатюк И. А
Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по истории,2007

Рабочая учебная программа по истории 5 класс 2012-2013 учебный год iconРабочая программа по всеобщей истории для 8 класса на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной...

Рабочая учебная программа по истории 5 класс 2012-2013 учебный год iconРабочая программа по всеобщей истории для 6 класса на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной...

Рабочая учебная программа по истории 5 класс 2012-2013 учебный год icon1 Учебная группа 1891с 4 курс 2012-2013 учебный год
Перечень учебных дисциплин для проведения Рубежного контроля по общепрофессиональным и специальным дисциплинам теоретического обучения...

Рабочая учебная программа по истории 5 класс 2012-2013 учебный год iconПлан работы на 2013 2014 учебный год новониколаевский 2013 г
Анализ работы Комитета и подведомственных ему оу за 2012 – 2013 учебный год и основные направления деятельности на 2013 – 2014 учебный...

Рабочая учебная программа по истории 5 класс 2012-2013 учебный год iconАнализ вечерней школы На 2012-2013 учебный год
...

Рабочая учебная программа по истории 5 класс 2012-2013 учебный год iconРабочая программа Обществознание 10 класс. (гуманитарный профиль)...
Примерной программы курса «Обществознание» для общеобразовательных учреждений (М.: Просвещение, 2006), допущенной Департаментом общего...

Рабочая учебная программа по истории 5 класс 2012-2013 учебный год iconОбразовательная программа подготовки бакалавра насчитывает (в соответствии...
Срок освоения образовательной программы в 2012/2013 учебном году – 41 учебная неделя (на основании графика учебного процесса на 2012/2013...

Рабочая учебная программа по истории 5 класс 2012-2013 учебный год iconРабочая программа предмета «История» для 10 класса на 2014-2015 учебный год
...

Рабочая учебная программа по истории 5 класс 2012-2013 учебный год iconМетодические рекомендации по реализации примерного базисного учебного...
Данная рабочая программа разработана с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта первого поколения






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную