Исхак Факир Мохамед племя дуру султаната оман (историко-этнографическое исследование)






Скачать 307.53 Kb.
НазваниеИсхак Факир Мохамед племя дуру султаната оман (историко-этнографическое исследование)
страница1/3
Дата публикации06.03.2015
Размер307.53 Kb.
ТипАвтореферат
e.120-bal.ru > История > Автореферат
  1   2   3



На правах рукописи
Мохамед Исхак Факир Мохамед

ПЛЕМЯ ДУРУ СУЛТАНАТА ОМАН
(ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)



Специальность: 07.00.07. – Этнография, этнология и
антропология



Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук


Казань – 2009

Работа выполнена на кафедре этнографии и археологии
Государственного образовательного учреждения высшего
профессионального образования «Казанский государственный
университет им.В.И.Ульянова-Ленина»



Научный руководитель:

доктор исторических наук, профессор

Столярова Гузель Рафаиловна


Официальные оппоненты:

кандидат исторических наук

Ситнянский Георгий Юрьевич





доктор исторических наук

Исхаков Дамир Мавлявеевич


Ведущая организация:

Государственный университет
культуры и искусств (г.Казань)


Защита состоится «16» октября 2009 года в 10 часов на заседании диссертационного совета Д 022.002.01 при Институте истории им.Марджани Академии наук Республики Татарстан по адресу: 420014, г.Казань, Кремль, подъезд 5.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Института истории им.Марджани Академии наук Республики Татарстан.
Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте Института истории имени Ш.Марджани АН РТ http://www.tataroved.ru.
Автореферат разослан «15» сентября 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат исторических наук Р.Р. Хайрутдинов

Ι. Общая характеристика работы
Актуальность темы. Вторая половина ХХ в. ознаменовалась массовыми процессами урбанизации и глобализации, затронувши­ми практически все сферы общественной жизни. В настоящее вре­мя в условиях перехода от биполярного к многополярному миру особенно важным и актуальным является определение стратегии развития каждой страны, которая хочет занять достойное место в мире.

Связь «примитивных» и традиционных народов с западными культурами и их выход из относительной изоляции, а также осуще­ствление во многих обществах проектов по экономическому и со­циальному развитию является следствием колоссальных перемен в их культурных системах и социальной структуре1. Оман на протя­жении многих столетий был одним из самых закрытых государств мира и вполне справедливо получил название «Тибет Ближнего Востока».

На протяжении последних трех десятилетий в оманском общест­ве произошли коренные изменения. Оман обеспечен таким надеж­ным ресурсом как нефть, которая являлась и до сих пор является «кровью национальной экономики». Неотъемлемой частью совре­менных процессов в Омане становятся этнокультурные трансфор­мации общества, что обуславливает все возрастающий интерес к нему, в том числе, и в научных исследованиях.

Оманское общество считается переходным обществом. Оно является классическим примером перехода от бедуинского, полукочевого образа жизни к цивилизованному, от сельского производства – к промышленному, от охоты и скотоводства – к добыче нефти и других полезных ископаемых. Результатом последнего является производственная революция в экономической деятельности, кото­рая привела к целому потоку следующих друг за другом резких пе­ремен в обществе, кардинально перестроила производственные от­ношения, традиции, нормы и общественные ценности2. Актуаль­ность и своевременность данного исследования очевидны также в связи с тем, что сегодня Оман представляет уникальное исследова­тельское поле, дающее возможность, с одной стороны, зафиксиро­вать остатки «уходящей натуры» – цельного в недавнем прошлом комплекса традиционной культуры, а, с другой стороны, – просле­дить пути ее трансформации.

Объект данного исследования – бедуинское племя Дуру – клас­сический пример бедуинской общины, которая испокон веков ха­рактеризовалась традиционным образом жизни. Предмет исследо­вания – современные этнокультурные процессы у данного народа, обусловленные новыми социально-экономическими реалиями.

Территория. Область проживания племени Дуру расположена в точке пересечения трех государств – Султаната Омана, Объединенных Арабских Эмиратов и Королевства Саудовской Аравии. Племя Дуру проживает в западной части Султаната Оман в регионе аз-Захира области ‘Ибри и ее пустынях. Площадь региона составляет около 45 тысяч квадратных километров, население – 93 475 чело­век. В окрестностях г.‘Ибри находится оазис Танау’ум, который является традиционной столицей для членов племени Дуру. Чис­ленность членов Дуру в официальных учетных документах не фик­сируется; по различным оценкам, их численность колеблется от 6 до 15 тысяч человек

Хронологические рамки исследования определены периодом правления султана Кабуса (с 1970 года до настоящего времени), оз­наменовавшимся для страны фундаментальными социально-эконо­мическими преобразованиями, с необходимыми экскурсами в предшествующие исторические периоды.

Племя Дуру представляют собой общину пастухов, живущую на окраине полупустынной равнины ‘Ибри и ведущую пастушеский образ жизни. Осенью, зимой и весной они пасут коз, овец и верблюдов, а когда усиливается жара и поспевают финики, то покидают пустыню и уходят в города или оазисы. Поиски нефти в традици­онном районе обитания племени Дуру на окраине области ‘Ибри начались в 1953 г. Обнаружение нефти в пустыне привело к суще­ственным изменениям, результатом которых стала связь с право­вой, экономической и бюрократической системами Запада3.

Кроме обнаружения нефти, проекты по развитию и натурализа­ции, которыми занимается государство с 1970 г., считаются одним из последних факторов коренных перемен в районах пустыни, ко­торые привели ко многим изменениям в традиционной пастуше­ской жизни. Обнаружение нефти как экономического ресурса и технологического феномена сыграло для общества бедуинов роль «цивилизованного будильника» и стало важным во всех отношени­ях событием для жизни всей области. Это привело к изменениям в традиционной жизни. Стало меняться понимание бедуинами труда, времени, богатств и общественного положения4.

После произведенных поисков и обнаружения нефти члены беду­инского племени Дуру стали переселяться из пустынных районов в центры раскопок и бурения или в города, соответственно, оставляя свои традиционные занятия, которые были связаны с выпасом овец, производством древесного угля, караванной торговлей, добычей соли из рудников. Появились новые виды экономической деятель­ности, такие, как транспортировка товаров, пассажирские перевоз­ки из Омана в ОАЭ, строительные работы, ландшафтный дизайн, работа в нефтяных компаниях, государственная служба, приобре­тение огромных вагонов, специальных гигантских тракторов для перевозки, вождение грузовых машин, работа помощниками пова­ров, прислугой, поварами, караульными или ночными сторожами, нефтепроводов. Более того, произошли изменения в традиционных родственных отношениях и во власти старейшин племени. Изменились также традиционные общественные ценности. Все эти изме­нения происходят на глазах современников, но не становились до настоящего времени предметом специального научного анализа.

Цель исследования. В соответствии с уровнем разработанности проблемы, ее теоретической и практической значимостью целью настоящей работы является выявление и анализ условий, направле­ний и результатов перехода бедуинского племени Дуру от общест­ва традиционной пастушеской культуры к современному индустри­альному развитию. Данное исследование представляет собой серь­езную попытку выявить и проанализировать перемены образа жиз­ни членов племени Дуру во всех социальных, культурных и эколо­гических аспектах, связанных с обнаружением нефти и выполнени­ем проектов по социальному и экономическому развитию Омана, и объяснить их размеры и влияние.

Для достижения вышеизложенной цели были поставлены сле­дующие задачи:

– дать общую характеристику географического положения, исто­рии, политического устройства и населения Султаната Оман и оп­ределить в них место племени Дуру;

– рассмотреть традиционную экономику пастушеского общества Дуру, проанализировать изменения в области материальной куль­туры и дать им соответствующую оценку;

– исследовать трансформационные процессы в социальной и ду­ховной жизни племени Дуру;

– проследить, насколько стабильны отдельные элементы культу­ры и как сочетаются в современной жизни традиции и новации;

– выявить факторы разрушения традиционного уклада жизни и культурной модернизации.

Степень изученности проблемы. Оманское общество оказалось в поле зрения исследователей лишь во второй половине ХХ века. Одной из первых работ, посвященной описанию географической среды Омана и населяющих его людях, стала работа английского исследователя В.Филипса «Неизвестный Оман (1966 г.)5. В 1960-е годы появляется труд Р.Ландена «Оман: подрывная модернизация в традиционном обществе»6. Автор в своем исследовании концен­трирует внимание на истории государства и на новых социально-экономических реалиях. Большой научный интерес вызывает рабо­та бывшего советника султана Кабуса по экономическим вопросам Д.Таунсенда «Оман: создание современного государства»7. Особую ценность представляют личные наблюдения чиновника о становле­нии государственности в Омане, небезуспешные попытки разно­стороннего освещения актуальнейших проблем страны и общества. Этнографический ракурс научным изысканиям придает книга аме­риканского антрополога С.Майлза «Страны и племена в Персид­ском заливе» (1966 г.)8. Богатый эмпирический материал и разно­образные методологические подходы являются несомненными дос­тоинствами данного исследования. Знаковыми работами 1970-х гг. стали научные работы арабских антропологов Н.Хины9, М.Абду­махджуба10, посвященные изучению новых явлений в обществен­ной жизни стран арабского Востока. Н.Хина сделала это на приме­ре местных бедуинских общин Иордании; М.Абдумахджуб рас­смотрел переход к новому типу общественного развития Кувейта после открытия нефти, исследовал структурные изменения в ку­вейтском обществе, отношения между коренными жителями и им­мигрантами-гастарбайтерами.

В советской историографии этого периода (весьма немно­го­численной) выделим труды А.В.Швакова11, И.А.Мели­хова12, О.Г.Ге­расимова13.

В 1980-е годы значительно расширяется спектр научных иссле­дований арабистов. Выходит целый ряд работ, посвященных исто­рии и политической системе Омана (Г.Барсук «История одного из оманских имамов»14, Р.Хайнц «Об историческом и государственно-правовом развитии современного Султаната»15, П.Риссо «Оман и Мускат: ранняя современная история»16), географической и соци­альной среде (Х.Калвин «Оман: модернизация Султаната»17, А.Франк «Оман: возрождение на земле»18, Э.Хилл «Султанат Оман: наследие»19), новым экономическим условиям (Е.Алам «Сельское хозяйство, животноводство, водные ресурсы и рыболовство Ома­на»20, М.Хофман «Потенциал и стратегии развития южноарабских государств: Йеменская Арабская Республика, Демократическая На­родная Республика Йемен, Султанат Оман»21, Ф.Шульз «Султанат Оман. Введение в географию»22), развитию и переменам в стране (К.Айкельман «Женщина и общество в Омане»23, Д.Картер «Пле­мена в Омане»24, У.Викан «За завесу в Аравии: женщины в Ома­не»25). Продолжились исследования в арабских странах Африки и Аравийского полуострова – в Египте26, Саудовской Аравии27, Су­дане28, Иордании29, Объединенных Арабских Эмиратах30. Все эти работы объединяет антропологический подход в исследовании схожих проблем: переход бедуинских обществ от традиционности к новой цивилизации, перемены и адаптации в традиционных об­ществах в связи с экономическими изменениями, перемены в структуре сельского населения в новых условиях рыночной эконо­мики, трансформации родственных общин и изменения в системе ценностей в новых экономических условиях и т.п.

Крупнейшей работой последнего десятилетия ХХ века, внесшей весомый научный вклад в изучение жизни бедуинов Омана являет­ся книга Д.Чати «Развитие планирования и социальные изменения в Омане, мобильность пастушеских племен в Омане»31, в которой подробно рассмотрен быт бедуинов, их обряды и традиции, показа­но влияние экономических условий на традиционный уклад жизни, прослежены взаимоотношения мужчин и женщин, развитие обще­ства в целом.

Познавательна работа Барфилда Дж.Томаса «Кочевая альтерна­тива»32, в которой дается не только описание жизни бедуинов, но также история заселения их нынешних земель, общественное по­ложение в современном мире, приводятся сопоставления с народа­ми Азии и Африки. Политическая ситуация в Омане наиболее убе­дительно представлена в труде американского ученого Д.Петерсона «Оман в двадцатом столетии»33, в которой дается глубокий анализ политической эволюции событий на оманской территории на про­тяжении самых динамичных последних десятилетий ХХ века. В со­временной российской историографии необходимо особо выделить работу С.Н.Плеханова «Реформатор на троне. Султан Омана Кабус бин Саид»34. Личности султана Кабуса, прошлому и настоящему Омана посвящена статья Л.Раванди – Фадаи «Путешествие в Оман»35, содержащая ценные с этнографической точки зрения на­блюдения. Ценный статистический анализ дается в статье А.Байбакова «Будут ли арабы жить лучше?», где приведены пока­затели образовательного уровня и здоровья арабского населения региона и даны соответствующие оценки36.

Весомый вклад в изучение трансформирующегося общества вне­сли государственные научные проекты, осуществленные как в Омане, так и в ряде других государств. При поддержке Министер­ства национальных традиций и культуры страны осуществлен про­ект «Оманские села и их система»37, Министерством региональных муниципалитетов и экологии – «Защита оманской экологии»38, Ми­нистерством национальной экономики проведены социально-экономические исследования39. Накопленный богатый фактический материал создает большие перспективы дальнейшей научно-исследовательской работы.

Источниковая база исследования.

1. Основными источниками для написания работы послужили материалы, собранные автором в ходе этнографических экспедиций в Омане. Экспедиции проводились в несколько этапов. На первом этапе с марта по июль 2005 г. маршрутным методом было проведе­но пилотажное обследование, для чего автор посетил районы Та­нау’ум, Фухуд (где находятся нефтеносные земли, на которых ра­ботают бедуины, нанимаемые исследовательскими и разведыва­тельными компаниями), город ‘Ибри и отдаленные регионы пусты­ни. Автор также собирал материал среди бедуинов, проживающих в таких районах, как Туюн, Кибара, в долинах аль-Асвад, Кебшат, Хиран, Бавида и области Бахля. С бедуинами он отправлялся из Танау’ум в долину аль-Асвад сбывать древесный уголь («сухам»); присутствовал на рынке ‘Ибри ранним утром, когда на площади шла купля-продажа животных, фиников и овощей; неоднократно заходил в лагерь султана понаблюдать, как бедуины продают овец; участвовал в поиске заблудившихся в долинах, ущельях и дюнах животных.

На следующих этапах (июль-сентябрь 2006, 2007 и 2008 гг.) этно­графические экспедиции на территориях, населяемых Дуру, прово­дились кустовым методом, во время которых был собран обшир­ный полевой материал путем включенного наблюдения, глубинных интервью, фото- и видеосъемки. В качестве основного инструмен­тария для глубинных интервью использовался «Справочник поле­вого исследования», составленный доктором Ахмедом Абузейдом для изучения пустынных обществ Египта и изданный Националь­ным центром социальных и уголовных исследований, отделом ис­следований сельских пустынных обществ в 1993 году (см. Прило­жение 2). Справочник представляет собой широкую программу ис­следования, сформированную по блокам: а) общее описание регио­на; б) виды экономической деятельности и социально-экономи­ческие отношения; в) социально-экономическое планирование и развитие; г) семейно-брачные отношения и система родства;
д) жизненный цикл и этапы социализации индивидов; е) политико-административная система и обычное право.

Автором было проведено более 300 интервью, групповых и ин­дивидуальных. Более того, долгое проживание в изучаемой среде и возможность повторного исследования одной темы с тем же ин­формантом в разное время, а также изучение этой темы с большим количеством информантов из данного общества, без сомнения, по­зволило получить больше достоверной информации.

2. При освещении вопросов демографического и экономического развития Омана были использованы различные статистические ис­точники: издания Министерства национальной экономики, Мини­стерства информации, Министерства национального наследия и культуры, данные Оманского информационного центра (публику­ются на сайте www.omaninfo.com), другая справочная литература.

3. В качестве самостоятельного источника широко использова­лась литература арабоязычных и англоязычных авторов по теме, а также материалы, опубликованные в средствах массовой информа­ции и Интернет-порталах, такие как периодические издания цен­тральной оманской печати – «Джарида расмия», «Аль Хайят», «Ап-Нахда», «Оман», «Ат-Туджаря», «Аль-Ватан», «Аль-Акида» (на арабском языке); региональные издания, которые изучались авто­ром в местных публичных библиотеках.

Методология работы сложилась на основе методик, разрабо­танных арабскими и зарубежными исследователями этнографии, социальной антропологии, социологии, культурологи, демографии, истории (А. Ибн Хальдуном40, Эванс-Причардом41, К.Леви-Строс­сом42, Б.Малиновским43 и др.).

К важнейшим методам анализа материала, использованным в данном исследовании, относятся: сравнительно-исторический ме­тод, структурно-функциональный подход, генеалогический метод.

В процессе исследования также широко были использованы об­щенаучные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция и др.

Сбор основного эмпирического материала осуществлялся при помощи методов наблюдения-участия, или включенного наблюде­ния; опроса населения с помощью глубинных интервью; фото- и видеосъемки.

Новизна и научно-практическая значимость представленного исследования обусловлена тем, что бедуинское общество (племя Дуру) в Султанате Оман впервые становится объектом научного изучения. Для Омана, который находится в переходном периоде от традиционного к индустриальному обществу, подобное исследова­ние может представлять значительный интерес, поскольку впервые на конкретном полевом материале показываются причины, основ­ные направления и результаты превращения бедуинской полукоче­вой общины в составную часть полиэтничного урбанизированного общества. Кроме этого, научно-практическая значимость настояще­го исследования заключается в расширении информационного про­странства в области изучения культуры и быта народов, выработки грамотной национальной политики, ориентированной на поддер­жание этнической самобытности, возможности использования по­лученных результатов при разработке и реализации различных на­учно-исследовательских и практических программ, затрагивающих проблемы социального и этнического развития. Полагаем также, что данное исследование будет способствовать распространению идей толерантности и мультикультурализма.

Апробация работы. Отдельные положения диссертации излага­лись в докладах на итоговых конференциях Казанского государст­венного университета, заочных докладах на международной кон­ференции аспирантов и студентов «Дни науки» (Киевский государ­ственный университет, 2009 г.) и II Всероссийского симпозиума по исторической демографии (Сыктывкар, 2009). Диссертация обсуж­дена на заседании кафедры этнографии и археологии Казанского государственного университета и была рекомендована к защите.

Структура работы. Поставленные задачи определили структу­ру диссертационной работы, которая состоит из введения, трех глав, 8 разделов, 4 подразделов, заключения, списка использован­ных источников и литературы, приложений.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исхак Факир Мохамед племя дуру султаната оман (историко-этнографическое исследование) iconСписок
Савченко М. С., Рассказов Л. П., Ратушняк В. Н. Кубанское казачество: историко-правовое исследование (конец XVIII- началоxxi века)...

Исхак Факир Мохамед племя дуру султаната оман (историко-этнографическое исследование) iconЗолотарев Д. Этнографические наблюдения в деревне рсфср (1919 1925...
Золотарев Д. Этнографические наблюдения в деревне рсфср (1919 – 1925 гг.) // Материалы по этнографии (Этнографическое отделение Русского...

Исхак Факир Мохамед племя дуру султаната оман (историко-этнографическое исследование) iconАли мохамед махмуд ислам и исламские традиции в духовной и материальной...
...

Исхак Факир Мохамед племя дуру султаната оман (историко-этнографическое исследование) iconРаботу Студестка 2 курса Географического факультета Козлитина Анастасия...
Фракийские черты в традиционной культуре болгар в большой мере прослеживаются к югу от Балканского хребта; в северной и западной...

Исхак Факир Мохамед племя дуру султаната оман (историко-этнографическое исследование) iconЭкономическая интеграция стран Персидского залива
Объединенные Арабские Эмираты (оаэ) Абу-Даби, дубаем, Шарджой, Рас-эль-Хаймой, Эль-Фуджайрой, Умм-эль-Кайвайном и Аджманом. Вследствие...

Исхак Факир Мохамед племя дуру султаната оман (историко-этнографическое исследование) icon1. Исследование вах биполярных транзисторов
В данной работе рассматривается исследование комплементарного биполярного pnp транзистора с помощью сапр tcad, изготовленного по...

Исхак Факир Мохамед племя дуру султаната оман (историко-этнографическое исследование) iconВозникновение и развитие понятия геноцид
Геноцид (от греческого genos – род, племя и латинского caedo – убиваю) – это термин, нашего времени, термин, имеющий широкое международное...

Исхак Факир Мохамед племя дуру султаната оман (историко-этнографическое исследование) iconИсследование, экспериментальная разработка/ фундаментальное научное исследование
Тема нир разработка стратегии развития профессорско-преподавательских ресурсов в условиях знаниевой экономики

Исхак Факир Мохамед племя дуру султаната оман (историко-этнографическое исследование) iconИсторико-этнографический и архитектурный музей-заповедник «Старая Сарепта»
Музей-заповедник «Старая Сарепта» был создан в 1989 году на базе сохранившегося историко-архитектурного комплекса колонии религиозного...

Исхак Факир Мохамед племя дуру султаната оман (историко-этнографическое исследование) iconИсследование и изучение Земли Тема Вклад в исследование и изучение Африки Васко да Гама
Краткий обзор по теме «Современные российские колумбы»- об ученых- географах нашего времени






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную