Ф. Ф. Фарисов тайны татарского народа






НазваниеФ. Ф. Фарисов тайны татарского народа
страница1/17
Дата публикации02.03.2015
Размер2.11 Mb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
Ф.Ф. Фарисов
ТАЙНЫ ТАТАРСКОГО НАРОДА
Проблема равенства конфессий: Ислам – Христианство

(исторический аспект)
Одним из главных факторов российской истории, определяющим ее наиболее важные социокультурные, национальные и конфессиальные особенности, является интенсивное взаимодействие на протяжении многих столетий мировых религиозных традиций, главным образом, ислама и христианства. Возникшие в пределах тесно связанного между собой тюркско-славянского мира и имеющие общие монотеистические корни, эти религиозно-идеологические учения прямо и опосредованно способствовали образованию из разнородного конгломерата племен и народов российского суперэтноса с особыми, выработанными ходом евразийской истории типом ментальности, поведенческими стереотипами, мозаичностью культуры и т.д.

Начиная с Х века, а именно со времени провозглашения ислама официальной религией Волжской Булгарии (922г.) и крещения Киевской Руси (988 г.), эти религии в значительной степени определяли симбиотический характер российской государственности. В результате сложились отношения, которые в разные исторические периоды носили то печать ксенофобии и открытой вражды, то развивались через проявление взаимного интереса и осознание определенной духовной общности, восходящей к единому источнику ближневосточной авраамитической традиции.

Как известно, в течение двухсотлетней истории существования Золотой Орды (сер. XIII – сер. XVвв.) и особенно во время правления хана Узбека (1312-1342) ислам имел статус государственной религии. Однако признание ислама государственной религией Золотой орды не означало проведения ханами политики тотальной исламизации других народов. В период правления Узбека и последующих ордынский правителей приверженцы христианских конфессий – православия и католицизма имели гарантированное право не только исповедовать, но и привлекать в лоно своих церквей новых членов, в том числе из ханского окружения. Например, сын Батыя Сартак был христианином. Более того, оскорбление религиозных чувств немусульман каралось смертной казнью. Что же касается христианского духовенства, то оно было освобождено от всех видов дани. О духе веротерпимости ордынских правителей говорит такой показательный факт, как открытие в столице Золотой Орды – Сарае – в 1261 г. Подчиненной киевскому митрополиту кафедральной православной епархии.

Падение Казанского ханства в 1552 г. и последовавшее за ним постепенное завоевание Московской Русью обширной, раскинувшейся от Волги до Урала, мусульманской ойкумены – Астраханского, Сибирского и Крымского ханств стало поворотным пунктом в истории тюркских народов этого региона. Процесс централизации Руси вокруг Москвы, начатый еще «собирателем земли Русской» Иваном Калитой (ум. 1340 г.), завершился ко второй половине XV в. При Василии III (1477 – 1533_ образованием Московского царства. Его официальной идеологией становится опирающаяся на антично-византийское наследие («Второго рима») православно-церковная доктрина. «Московский период» российской истории (сер. XVI – XVII вв.) проходил под знаком широкого распространения среди народных масс идеи «Москва – Третий Рим», которая была выдвинута иноком Филофеем, а затем была закреплена реформами Никона (XIII в.), направленными на создание с центром в Москве «Вселенского Православного Царства». По мере утверждения среди московской элиты претензии на византийское наследие (напомним, Константинополь под натиском турок-османов пал в 1453 г.) и усвоения греко-православных ценностей происходил процесс деисламизации, т.е. вытеснения ислама из тех сфер жизни,, где он в той или иной степени привился ранее. Крайней его формой стала ликвидация всех институтов мусульманской государственности на территории бывших ханств, кроме Касимовского царства – единственного мусульманского анклава, где на легитимной основе продолжали действовать традиции исламского общества.

С утверждения на престоле династии Романовых отношение к православной Руси к исламу официально закрепляется в царском указе от 16 мая 1682 г., в котором идеологическая нетерпимость к исламу приобретает характер государственной политической установки. В петровскую эпоху дискриминационная политика в отношении ислама, сопровождавшаяся насильственной христианизацией тюркоязычного населения, уничтожения мусульманского духовенства и мечетей, привела к тому, что ислам практически был исключен из активной социальной и культурной жизни народов, некогда его исповедавших. Заметно были ущемлены права такой почетной категории нерусских граждан Российского государства, как «служилые татары» - особого сословия татарской знати, состоявшей на службе московских царей. Петровский указ 1723 г. предлагал всем татарским мурзам пройти обряд крещения в течение полугода, в противном случае у них могли отнять имеющиеся привилегии, поместья и земли. В этих условиях единственно возможной альтернативой обращения в православие, которое чаще всего воспринималось как религия и культура русских завоевателей, становился массовый исход мусульман либо в приуральские и зауральские области, либо в центрально-азиатские мегаполисы (Бухара Самарканд, Коканд и Хива).

При императрице Елизавете тенденция открытого искоренения ислама достигает своего апогея: число насильственно крещеных в период 1730 – 1760 гг. достигает порядка 100 тыс. человек. Только за четыре года с 1740 по 1743 гг. в Поволжье было снесено 516 мечетей.

Политика насильственной духовной ассимиляции и искоренения очагов мусульманства продолжалась вплоть до реформ Екатерины II, которые во многом были вызваны пугачевским восстанием 1773 – 1775 гг. Активное участие татар и башкир в Крестьянской войне под предводительством Е.Пугачева вынудило царское правительство внести в отношении ислама и мусульманского населения определенные, вызванные новой общественно-политической ситуацией, коррективы. 22 сентября 1788 г. считается официальной датой легализации мусульманского духовенства в России. Этому событию предшествовало обнародование императорского указа об учреждении в г. Оренбурге Магометанского духовного собрания, которое в дальнейшем стало именоваться Духовным управлением. Об изменении политики в отношении российских народов, исповедующих ислам, свидетельствовали принятые Екатериной II меры, например, ликвидация миссионерской конторы для новокрещенных; разрешение строить мечети (к концу XVIII века число мечетей в России достигало 118-ти) и медресе – мусульманские школы; издание арабских текстов Корана и другой религиозной литературы.

Вплоть до издания царского манифеста о свободе вероисповеданий от 17 апреля 1905 г. ислам относился к категории «терпимых» конфессий. На деле это означало соподчиненной положение мусульман в отношении к православному населению. После обнародования манифеста между этими двумя большими группами российских верующих де-юре установилось полное равенство: в частности, переход из православия в другие конфессии (в том числе и ислам) больше не влек за собой осложнений, ущемления гражданских и иных прав.

Накануне Октябрьской революции 1917 г. в результате многовековой эволюции исламского вероучения в России, а также благодаря включению в состав империи во второй половине XIX в. Территорий Средней Азии и Северного Кавказа (коренное населения которых было исторически ориентировано на восприятие духовных ценностей религии Пророка Мухаммеда), ислам фактически стал одной из официальных религий государства. Об этом свидетельствует не только то, что несколько миллионов последователей ислама имели к 1917 г для удовлетворения своих религиозных потребностей 50 тыс. мечетей (в России – 22 тыс., в Средней Азии – 12 тыс., в Бухарском эмирате – 15 тыс. мечетей), но и формирование крупных центров мусульманской учености и культуры, как например, Казань или, в меньшей степени, Оренбург, не говоря уже о Бухаре, Самарканде и Баку.

Советский период в развитии ислама и его институтов можно разделить на два самостоятельных этапа: доперестроечный (1917 – 1985 гг.) и постперестроечный, начавшийся в конце 80-х гг. и продолжающийся в настоящее время. Для первого этапа – этапа массовой атеизации общества – характерно проявившееся в 20 – 30-е гг. целенаправленное искоренение всех форм и видов клерикального сознания среди верующих: православных и мусульман. Несмотря на то что на I-м съезде мусульман Российской Федерации, созванном в июне 1923 г. по инициативе Центрального духовного управления мусульман (ранее до июля 1917 г. – Оренбургское Магометанское духовное собрание), было принято решение всемерно способствовать утверждению среди верующих принципов законопослушания и лояльности к Советской власти, государственная политика в отношении ислама приняла, как это уже было не раз раньше, дискриминационный характер. Начиная с 1926 г., впервые в официальных документах появляются указания на «антисоветский характер» мусульманства и даже назначаются «меры борьбы с исламом» в виде ликвидации шариатских судов и отчуждения вакуфных земель – закрепленной собственности религиозных общин, которые являлись одним из главных источников материального обеспечения духовенства. К 1927 г. число мечетей сократилось до 14 825, в 1929 г. специальным постановлением было запрещено преподавание ислама на любом уровне. Уже к концу 30-х годов это привело к повсеместному закрытию большинства религиозных школ – медресе и мэкбетов, значительная часть мусульманского духовенства была репрессирована, остальная эмигрировала за границу.

Планам большевиков покончить с исламом и мусульманским духовенством к 1943 г. помешала война. Государство, понимая огромную роль религии в деле мобилизации народных масс, постепенно начало сворачивать антирелигиозную борьбу, в авангарде которой все эти годы был Союз воинствующих безбожников, возглавлявшийся Е.Ярославским (Губельманом). К концу войны в организационной структуре мусульманской общины СССР произошли значительные перемены: Центральное Духовное Управление мусульман России и Сибири в 1948 г. было переименовано в Духовное Управление мусульман Европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС). Одновременно создаются региональные управления мусульман: Средней Азии и Казахстана (в Ташкенте), Северного Кавказа и Дагестана (в Махачкале) и Закавказья (в Баку). В целом, характеризуя доперестроечный период деятельности духовных управлений мусульман СССР, можно сказать, что ислам в советскую эпоху утратил значение влиятельной социально-политической и правовой силы, трансформировавшись в средство соблюдения определенных религиозных обрядов и ритуальной практики.

Этап жесткого контроля государства над религией (что до сер. 80—х гг. было закреплено в однолинейной реализации принципа отделения церкви от государства) на рубеже 80 – 90-х гг. перешёл в стадию равноправных и партнерских отношений. Государство, чутко улавливая ход начавшегося процесса легитимизации религии и религиозного сознания в российском обществе, находит адекватные меры и решения: в августе 1989 г. в Москве, Казани, Уфе, Оренбурге и Астрахани состоялись торжества по случаю 1100-летия принятия ислама населением Татарстана и Башкортостана и 200-летия образования Магометанского духовного собрания; в 1992-1994 гг. Духовное управление мусульман СНГ и стран Балтии (правопреемник ДУМЕС), а также образованное в 1994 г. Духовное управление мусульман Центрально-Европейского региона России (Московский муфтият) получили из средств федерального бюджеты целевые дотации на восстановление и ремонт храмов; открывались новые медресе и исламские колледжи; были устранены все преграды для свободного совершения религиозных ритуалов и обрядов и, прежде всего, хаджа; по каналам телевидения и радио в дни крупных исламских праздников проводится трансляция религиозных церемоний – Ураз-байрама и Курбан-байрама.

Возвращаясь к поставленной в заглавии проблеме равенства двух основных для России вероучений и религий можно, однако, вслед за шейхом Равилем Гайнутдином – Председаталем Духовного управления мусульман Центрально-Европейского региона РФ – констатировать: «…Ислам как был, так и остается «терпимой религией», которую российское руководство старается «не замечать». Равноправие религий, которое должно существовать и юридически, и фактически, сегодня не обеспечивается». Это резкое заявление одного из наиболее авторитетных представителей мусульманского духовенства, яркого поборника истинной свободы совести и вероисповеданий, выглядит более чем оправданным и своевременным, поскольку продиктовано заботой не только о религиозных правах каждого верующего мусульманина, но и будущностью российской демократии, как советского государства. Действительность сегодняшнего дня свидетельствует, что статья 14, часть I: «Российская Федерация – советское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной» фактически имеет декларативных характер. Более того, по мнению некоторых авторитетных аналитиков, занимающихся изучением религиозной ситуации в России, существует реальная опасность возникновения некоего симбиоза Русской православной церкви (РПЦ) с государственной властью. Это легко заметить из таких фактов, как показное участие высоких государственных чиновников в различных церковных мероприятиях; явный приоритет в строительстве православных культовых объектов; официальный прием иерархов РПЦ в высших военных кругах; их присутствие (без участия представителей иных конфессий) в президиумах торжественных мероприятий; освящение официальных актов (например, подписание недавнего союзного соглашения между Россией и Белоруссией).

Между тем роль мусульман (и соответственно татар) в истории России очень существенна. Это показала, например, последняя Отечественная война, в которой сражались за СССР сотни тысяч татар. Многие из них так и не вернулись домой. Знаменательно поэтому, что отмечая на Поклонной горе 50-летие Победы над фашизмом, бок о бок встали в мемориальный комплекс православный храм, мечеть и синагога.

Многовековая дружба (хоть и имевшая некоторые «разногласия» в былые времена) Казани и Москвы сегодня нашла себе ещё одно подтверждение в образовавшемся политическом блоке «Отечество – Вся Россия», который возглавляют мэр Москвы Юрий Лужков и Президент Татарстана Минтимер Шаймиев.

В целом же, подводя промежуточный итог, можно признать, что сегодня мусульманство России переживает подъем, неизвестный со времен Ивана Грозного. Наша задача – всемирно содействовать тому, чтобы этот подъем был как можно круче и выше. Но чтобы идти вперед, надо очень хорошо знать, что осталось позади, ибо Человек, не знакомый с историей своего народа, не может считаться частью этого народа, он – без корней…

Страна городов и пастбищ

(Булгарский эмират)
«Вижу мир развалиной по существу, но он останется продолжительное время в покое».

Булгарская Эпитафия.

Три тысячи лет назад в степях Монголии и Северного Китая, на Алтае и в Прибайкалье жили тюркские племена, которые большей частью занимались скотоводством, но были среди них и оседлые группы. «Тюрк» буквально означало «сильный», «крепкий». Одно из племен (китайцы называли их гуннами) во времена правления кагана Модэ набрало особенную силу. Гуннам удалось разбить китайскую армию, численность которой превышала 320 тысяч человек. И в дальнейшем отношения между степняками и китайцами носили преимущественно агрессивный характер, так что последним пришлось отгородиться Великой Китайской стеной.

Постоянные войны с одной стороны закаляли Гуннов, но с другой - и ослабляли, потому что многие мужчины гибли прежде, чем подрастали дети. Случались и внутренние раздоры. Один из них закончился тем, что гунны разделились на две части. После этого китайцам не составило большого труда разбить их в I веке. Уцелевшие гунны, не желая признавать власть китайских правителей, стали продвигаться на запад, вливая в себя по дороге другие кочевые племена и сгоняя с обжитых мест оседлые народы. Некоторые присоединились к ним волей-неволей, другие же пошли добровольно в поисках спокойной и достаточной жизни. Среди них были булгары и сувары – одни из предков татарского народа. Переселение длилось около трех веков.

В 375 году гунны и их союзники переправились через Волгу и проникли на территорию Восточной Европы. Часть племен так и осталась здесь, гунны же пошли дальше, и в V веке их вождь Аттила достиг Франции, Италии и Испании. Но это уже другая история.

Первое свидетельство о булгарах оставил сирийский автор Маар Абас Котина. Он писал о том, что булгары сначала поселились в степях Северного Кавказа, а затем они распространились по Приазовью и в низовьях реки Кубань Это были тюркские племена, которые вели полукочевой образ жизни, оставаясь на месте лишь зимой. Основу их благосостояния составляли те занятия, к которым располагали климат и природные ресурсы: это были скотоводство, землепашество, рыболовство и ремесла. В VII веке разрозненные племена сумели организоваться в единое государство, которое получило название Великой Булгарии. Столицей ее стал древнегреческий город Фанагория, расположенный на Таманском полуострове (сейчас станица Сенная). Наибольшего расцвета и пика своей силы Великая Булгария достигла при правителе Кубрате. Известно, что они уже строили города, но пока ни один из них не найден. То есть городищ, имеющих слой этого времени, известно много, однако идентифицировать их наверняка именно с булгарами пока никому не удалось. Вероятно, в виду сходства образа жизни с окружающими племенами. Более надежным свидетельством их присутствия в данном регионе служат некрополи, расположенные в верховьях Кубани, в Приэльбрусье. Здесь на плитах раннесредневековых склепов и на стенах вырубленных скальных пещерок были обнаружены надписи, выполненные тюркским руническим письмом на протобулгарском языке1. Приведем некоторые из них:

«Эгюнбеха надмогильный знак, поминания

дом – погребение

выдолбили мы. Предстанет перед богом.»

«Поминальный дом – погребение, я, Эг-Бага…

сыном своим

(о горе!) не насладился, от родственников,

От мужественных азов отделился».
Позже середины VII века Кубрат умер, и пять его сыновей не смогли договориться, кому быть наследником. Все хотели власти для себя. Обычно такие затеи добром не кончаются, но в данном случае братская распря сошла наследникам с рук.

Один из сыновей – Аспарух – увел принадлежавшее ему племя оногуров на берега Дуная. В 679 году они разгромили византийскую армию и в 681 году создали первое Болгарское царство. Другой сын – Котраг – перешел Дон и стал кочевать со своим племенем в южнорусских степях. Еще два брата увели племена на территорию современных Венгрии и Италии. Судьба их была незавидна: там они совершенно растворились в местном населении и не сумели сохранить самобытность.

Все эти действия политически очень ослабили наследника Батбая, который остался на родине. Его слабостью не замедлили воспользоваться арабские завоеватели. В 706 году они обрушились на Дагестан и затем совершали сюда походы на протяжении тридцати лет. С другой стороны, из низовьев Волги Великий Булгарии не давал покоя Хазарский каганат. Булгары оказались зажатыми с севера и с юга и вынуждены были платить хазарам дань.

Примерно через сто лет пришла беда в юрты булгар-кутургуров, которых Кутруг увел за Док. На них напали мадьяры, пришедшие с территории Башкортостана. Задонским булгарам пришлось вернуться на земли предков. В это же время в Хазарском каганате был официально принят иудаизм, хотя в стране жило множество мусульман и христиан. От этого в стране начались бесконечные смуты. Часть булгар решила воспользоваться этим случаем и во второй половине VIII века переселилась в район Заволжья, южнее устья реки Камы. Это были племена булгаров, барсилов, савиров, беленджеров и аскелов. Тюркские племена подчинили средневолжские племена аланов и носителей так называемой рогожной керамики. Язык тюркской группы вышел победителем при столкновении с местными языками. Археологически удалось детально проследить захват первобытнообщинного городища одним из булгарских князей и устройство на его месте замка. Рядом с Елабугой на Каме расположено Чертово городище, самое северное из булгарских поселений. На месте захваченного и разрушенного городища булгарский князь поставил великолепную каменную цитадель, квадратную, с четырьмя круглыми башнями и мощными стенами – лучшее из известных нам булгарских сооружений домонгольского периода.

На левом берегу Среднего Поволжья каждое племя первоначально занимало собственную территорию. Однако господствующее положение взяли на себя булгары, как наиболее многочисленные и лучше организованные. Их кнзья занимали ведущее положение. Когда великий князь булгар принимал послов, купцов или просто устраивал пир, то князей других племен он сажал справа от себя, а любимую жену и дорогих гостей слева. Левая сторона считалась более почетной, так как она «ближе к сердцу». (Впоследствии русские переняли этот обычай, но не разобрались в нем и объявили почетным место «одесную князя»).

Великий князь булгар носил титул «эльтебера». У него была своя дружина. Дружинники носили кольчуги, были вооружены мечами и копьями (сабля появилась позже, причем археологами прослежено, как она постепенно искривлялась). И в то же время эльтеберу по-прежнему приходилось платить дань хазарам. Тогда она выражалась в одной шкурке соболя в год од каждой семьи. Самому же эльтеберу булгары платили подать «кожами», то есть юфтью, которая до сих пор слывет в Азии под их именем, называясь «булгар» или «булгари».

Лесостепная полоса, в которой оказались булгары, заставила их вести более оседлый образ жизни, чем это было в Приаральских степях, хотя скотоводство по-прежнему сохраняло решающую силу и богатство определялось числом голов скота, а не мешками с хлебом. Одновременно с этими традиционными занятиями большое развитие получили ремесла и бортничество. Но главным богатством для булгар оказалась торговля. В это время основной транспортной магистралью, соединяющей Восток и Север Европы, стала Волга. Булгары искусно воспользовались этим. Со всех проходящих торговых судов, как с севера, таки с юга, они брали пошлину в размере десятой части товара. Более того, они прилагали много сил, чтобы вся торговля происходила именно на их земле, то есть корабли с юга они старались не пропускать на север, а корабли с севера – на юг. Ради этого шли на разные меры, большей частью словесные, сводившиеся либо к уговорам, либо к пересказу «страшилок» об опасностях дальнейшего плавания и риске не вернуться. Роль булгаров в торговле была столь велика, что даже главную водную артерию этого региона назвали их именем – Волгой.

К X веку в Булгарии сложилась сложная социальная система. Страна процветала, но по-прежнему мешала зависимость от Хазарского каганата. И эта проблема скоро была решена.

В 921 году в Багдад прибыло посольство из Булгарии. Возглавлял его человек по имени Абдаллах ибн Башту. Он привез подарки и письмо от великого князя булгар Алмуша повелителю правоверных мусульман багдадскому халифу. В письме эльтебер просил прислать в Булгарию знатоков мусульманского права и оказать содействие в строительстве крепости. Халиф настолько благосклонно отнесся к этой просьбе, что немедленно выслал требуемых людей, а от себя лично добавил 4000 динаров на постройку крепости. Советником в это посольство был назначен Ахмед ибн Фадлан, благодаря которому мы и знаем все нижеследующие подробности.

Надо сказать, что к тому времени значительная часть булгар уже была мусульманами. Некоторые роды приняли ислам еще в Дагестане. В Булгарии существовали мечети и медресе. Однако требовались люди, способные следить за тем, чтобы соблюдались первоосновы веры во всех областях жизни. К тому же принятием ислама, заручительством покровительства такого великого человека, как багдадский халиф, и постройкой крепости эльтебер Алмуш недвусмысленно давал понять хазарскому кагану, что платить дань он больше не намерен.

На пути в Булгарию посольство халифа чуть не погибло, проходя через земли огузов, живших в районе плато Устюрт. Их спасло только то, что мать огузского полководца была дочерью эльтебера булгар. 11 мая 922 года посольство прибыло в район современного села Три Озера.

Дальнейший ход событий Ибн Фадлан описывает так:

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ф. Ф. Фарисов тайны татарского народа iconД. Р. Хайрутдинова История Татарстана и татарского народа с древнейших времен до начала ХХ века
Утвержден на заседании кафедры отечественной истории (Протокол №11 от 1 2 мая 2009 г.)

Ф. Ф. Фарисов тайны татарского народа iconРабочая программа по предмету История для 9
Мон рт «Об изучении истории и обществоведческих дисциплин в 2011/12 учебном году» и распределяется следующим образом: «Всеобщая история....

Ф. Ф. Фарисов тайны татарского народа iconПитер Джеймс Тайны древних цивилизаций a ch «Джеймс П., Торп Н. Тайны...
Пески веков хранят огромное количество жгучих тайн, до сих пор будоражащих воображение как ученых, так и простых людей

Ф. Ф. Фарисов тайны татарского народа iconВ 2009 году состоялся возрожденный праздник Сабантуй («Праздник будущего...
На самом деле Сабантуй это уже символ – символ татарского народа, символ надежды на изобилие, символ дружбы народов. Собрались и...

Ф. Ф. Фарисов тайны татарского народа iconПонятия и термины в сфере профилактики экстремизма
Диаспора (в переводе с греческого рассеяние), постоянное пребывание (добровольное или вынужденное) части народа на территории другого...

Ф. Ф. Фарисов тайны татарского народа iconЭтапы исторического развития табасаранского народа
Табасаранский район является одним из крупных в Республике Дагестан. В 2009г району исполняется 80 лет. Это один из важных этапов...

Ф. Ф. Фарисов тайны татарского народа iconБачманов Валерий Евгеньевич
Начальник отдела по защите государственной тайны Главного управления мчс россии по Самарской области

Ф. Ф. Фарисов тайны татарского народа iconО наличии справочной литературы (Словари, энциклопедии и т д.)
Скалдина О. В. Красная книга России. М.: Эксмо, 2012. 272с.: ил. (Тайны нашей планеты)

Ф. Ф. Фарисов тайны татарского народа iconНационально-освободительная война китайского народа Национально-освободительная...
Японией в 1931-36 Северно-Восточного Китая (Маньчжурии), части Внутренней Монголии и ряда районов Северного Китая, непротивленческой...

Ф. Ф. Фарисов тайны татарского народа iconНецеситная квантовая экономика Отрывки из книги 1
Эта книга тем, кого интригуют тайны цен и денег, их происхождение и роль в процветании и упадке людей и стран






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную