Урок истории России в 9 классе. Тема: Особенности тоталитарного строя СССР






НазваниеУрок истории России в 9 классе. Тема: Особенности тоталитарного строя СССР
Дата публикации02.03.2015
Размер78.4 Kb.
ТипУрок
e.120-bal.ru > История > Урок


Урок истории России в 9 классе.

Тема: Особенности тоталитарного строя СССР.
Цели урока:

  • Раскрыть причины, массовый характер, цели и задачи репрессий.

  • Обеспечить учащимися понятия “Тоталитарный режим”, “репрессии”, ГУЛАГ,

  • Продолжить формирование умений анализировать, обобщать, оценивать исторические факты, аргументировано высказывать свое мнение.

  • Формировать нравственное отношение к реалиям изучаемого периода.

Задачи урока:

  • Формирование навыков системно-научного подхода к изучению материала, умений анализа и обобщений на основе знаний о реалиях изучаемого исторического периода.

  • Раскрытие глубоко нравственного потенциала изучаемого материала и его личностной значимости.

  • Создание оптимальных условий для развития коммуникативных навыков речевого взаимодействия в аудитории класса.

Основные понятия: “Тоталитарный режим”, “репрессии”, ГУЛАГ,

Оборудование: документы изучаемого периода, учебник А.А.Данилов, Л.Г Косулина, презентация, атрибуты октябрятской, пионерской и комсомольской организаций.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Изучение новой темы.

План урока:

  1. Тоталитарный режим в СССР - сталинизм.

  2. " Большой террор".

  3. Октябрятская, пионерская и комсомольская организации.

1.Тоталитарный режим в СССР - сталинизм.

На слайде выдержки из конституции СССР, с которыми знакомятся учащиеся:

Политические и личные права советских граждан по Конституции СССР 1936 г. (извлечение)

Статья 125. в соответствии с интересами трудящихся и в целях укреплении. Социалистического строя гражданами СССР гарантируется законом: а) свобода слова; б) свобода печати; в) свобода собраний и митингов; г) свобода уличных шествий и демонстраций.

Статья 127. Гражданам СССР обеспечивает неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как по постановлению суда или с санкции прокурора.

Статья 128. Неприкосновенность жилища граждан и тайна переписки охраняются законом.
Ученики рассматривают плакаты СССР. Рассматривая, ученики видят жизнь страны глазами художников того времени, накапливают личные впечатления.

Вопросы: 1. Какой вам представляется наша страна?

2. Так ли это было на самом деле?

3. Как называется политический строй СССР в 30-е годы – тоталитаризм (определение)
Попробуем сформулировать основные черты тоталитаризма в СССР, работая с документами (учащиеся знакомятся с документами, формулируют черты тоталитарного строя).
1. Н.С.Хрущев. Воспоминания.

В 1934 году собрался XVII съезд партии – “Съезд победителей”. Никакой оппозиции уже не было ни в партии, ни на съезде. Это был первый съезд после смерти Ленина, где не было оппозиции…

Техника голосования в члены ЦК на меня произвела сильное впечатление. Были выставлены кандидаты, их занесли в список и бюллетени роздали делегатам съезда. Правда, возможностей выбора было предоставлено мало. Кандидатов занесли в список ровно столько, сколько необходимо было избрать в состав членов ЦК, ни одним больше.

Сталин демонстративно на глазах у всех получил список, подошел к урне и опустил бюллетень не глядя. Потом-то я понял, что ни одной кандидатуры без благословения Сталина не было занесено в эти списки и поэтому читать их ему не было никакой необходимости.

Черта – отсутствие оппозиции, однопартийность
2. Л.М.Каганович “От XVI к XVII съезду партии” (1934год).

ЦК партии находил время руководить вопросами не только международной политики, обороны, хозяйственного строительства, но и одновременно заниматься такими вопросами, как учебники, библиотеки, художественная литература, театры, кино, такими вопросами, как производство граммофонов, качество мыла и т.д.

Черта – 1. сращивание партийного и государственного аппаратов, 2. директивная экономика
3. Резолюция бюро Октябрьского РК ВКП(б) г.Саратова об антирелигиозной работе в районе (апрель 1929 года).

Бюро РК ВКП(б) вынуждено констатировать недостаточность повседневной массовой антирелигиозной работы. В связи с этим бюро постановляет:

Установить еженедельный день для исключительно антирелигиозной работы на предприятиях- понедельник.

Выделить кадры наиболее подготовленных партийцев для антирелигиозной пропаганды.

Черта – борьба с религией
4. Из “Открытого письма Сталину” Ф.Раскольникова (август 1939 года).

Лицемерно провозглашая интеллигенцию “солью земли”, вы лишили внутренней свободы труд писателя, ученого живописца. Вы зажали искусство в тиски, от которых оно задыхается, чахнет и вымирает. Никто не может высказать свое личное мнение, не отмеченное казенным штампом… Вслед за Гитлером вы воскресили средневековое сжигание книг. Я видел своими глазами рассылаемые советским библиотекам огромные списки книг, подлежащих немедленному уничтожению.

Черта – уничтожение литературы, не укладывающейся в идеологические рамки
5. Из обращения М.Н.Рютина “Ко всем членам ВКП(б)” (июнь 1932 года).

На всю страну надет намордник. Наука, литература, искусство низведены до уровня низких служанок и подпорок сталинского руководства. Печать стала чудовищной фабрикой лжи, надувательства и терроризирования масс.

Черта – государственный контроль над средствами массовой информации
6. Из книги “Возвращение из СССР” (1936 год).

В СССР решено однажды и навсегда, что по любому вопросу должно быть только одно мнение. Впрочем, сознание людей сформировано таким образом, что этот конформизм им не в тягость, он для них естественен, они его не ощущают. Каждое утро “Правда” им сообщает, что следует знать, о чем думать и чему верить. Получается, что, когда ты говоришь с каким-нибудь русским, ты говоришь словно со всеми сразу. Не то, чтобы он буквально следовал каждому указанию, но в силу обстоятельств отличаться от других он просто не может… Самое главное при этом – убедить людей, что они счастливы настолько, насколько можно быть счастливыми в ожидании лучшего, убедить людей, что другие повсюду менее счастливы, чем они. Этого можно достигнуть, только надежно перекрыв любую связь с внешним миром (я имею в виду с заграницей).

Черта – международная изолированность государства
Вопрос: почему граждане нашей страны терпели подобные порядки? – т.к. применялись репрессии.

2. " Большой террор".

Работа с новыми понятиями:

Репрессии – это карательные меры, наказания.

ГУЛАГ – главное управление лагерей (на слайде – карта ГУЛАГА)
Совместная работа с документом:

7. Из доклада Н.С.Хрущева на XX съезде КПСС (февраль 1956 год).

После злодейского убийства С.М.Кирова (1 декабря 1934 года) начались массовые репрессии и грубые нарушения социалистической законности. Уже вечером 1 декабря 1934 года по инициативе Сталина было подписано следующее постановление:

1. Следственным властям вести дела обвиняемых в подготовке или совершении террористических актов ускоренным порядком, в срок не более 10 дней.

2. Президиум ЦИК не считает возможным принимать ходатайства преступников о помиловании к рассмотрению.

3. Органами НКВД приводить в исполнение приговоры о высшей мере наказания немедленно по вынесении судебных приговоров.

Вопрос: какое событие стало началом массовых репрессий в СССР?

Зачем нужны репрессии в то время? (ответ на слайде)

Смысл массовых репрессий:

навести порядок в стране;

устранение врагов советской власти;

переложить ответственность за неудачи на "врагов народа";

стремление уничтожить думающую часть общества;

необходимость большого количества подневольной рабочей силы.
Руководители НКВД: Генрих Ягода, Николай Ежов, Лаврентий Берия
Методы проведения террора:
1. Работа с документами (анекдоты):
Вот как Вовочка творчески переработал известный детский стишок:

А у нас в квартире кошка
Родила троих котят.
Котята выросли немножко,
И двое в партию хотят!

— Вовочка, но почему только двое хотят?
— А один уже прозрел!
Вопрос: что мы сейчас услышали? (анекдот), а в 30-е годы? (донос).
2. Анекдот про «Евгения Онегина»...


В советской школе учитель грозно спрашивает ученика: «Кто написал  "Евгения Онегина"? Перепуганный ученик отвечает: «Не я». 
Учитель возмущён и при встрече с отцом мальчика рассказывает об этом случае. Отец подумал, подумал и говорит: «Товарищ учитель, а может, и верно не он?» 
Учитель окончательно взбешен, идёт по улице, встречает знакомого чекиста, рассказывает ему всю эту историю. Чекист спрашивает: «Как фамилия папаши и адрес?» Учитель сказал, чекист занёс в записную книжку.

Встречаются через два дня. «Нашёл папашу вашего мальчишки. Всё наладил: сознался, что сын написал "Евгения Онегина"! У меня это строго, шуток не люблю!»
Вопрос: какими методами невиновного человека можно заставить взять на себя вину? – ответы учащихся (пытки, допросы, избиения)
Работа с документом: Из воспоминаний старейшего члена партии Зинаиды Немцовой.

Вызовут человека, приведут в кабинет следователя, поставят перед столом. За столом сидят три следователя и начинают допрос. Допрашивают, допрашивают, потом устанут – уйдут, а на их место сейчас же другие садятся и опять допрашивают; эти потом тоже уходят, а их сменяют другие, а допрос все продолжается – без перерыва. И так сутки, двое, трое. А иногда и двадцать суток.

Они сменяются по конвейеру, а он стоит на этом конвейере. Упадет – поднимут, воды дадут, а то и лекарство дадут и опять допрашивают. Вот это и называется конвейер.
3. Октябрятская, пионерская, комсомольская организации.

Но не всех людей можно было подчинить при помощи репрессий. Был и другой способ заставить народ молчать и делать то, что нужно партии - всестороннее воспитание личности, начинающееся с раннего детства. В каждой школе нашей страны после гражданской войны начинают формироваться особые организации:

1. 1923 г. – создание октябрятской организации

2. 19 мая 1922 г. – создание пионерской организации

3. 29 октября 1918 г.– создание ВЛКСМ (всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи)
Рассказы приглашенных учителей об особенностях воспитания советского времени.

В заключении: на слайде – слова песни:

Песня о Родине
(стихи В. Лебедева – Кумача, музыка И.Дунаевского)

Широка страна моя родная,

Много в ней лесов, полей и рек!

Я другой такой страны не знаю,

Где так вольно дышит человек.

От Москвы до самых до окраин,

С южных гор до северных морей

Человек проходит как хозяин

Необъятной Родины своей.

Обсуждение слов песни.

Подведение итогов урока.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок истории России в 9 классе. Тема: Особенности тоталитарного строя СССР iconУрок истории в 7 классе Тема: Экономическое развитие России в первой четверти XVIII века
В. В. Сухова, А. Ю. Морозова, Э. Н. Абдулаева «Дидактические материалы по истории России», М., 2000

Урок истории России в 9 классе. Тема: Особенности тоталитарного строя СССР iconКонспект урока истории России в 7 классе Урок по истории России в...
Автор: Антоненкова Анжелика Викторовна, учитель истории моу будинской оош тверской области

Урок истории России в 9 классе. Тема: Особенности тоталитарного строя СССР iconУрок истории в 9 классе. Тема урока: "Духовная жизнь страны: "Период оттепели"
Разработан учителем истории моу сош с. Баловнево Данковского района Липецкой области Е. В. Рыжковой по учебнику А. А. Данилова, Л....

Урок истории России в 9 классе. Тема: Особенности тоталитарного строя СССР iconУрок истории в 11 классе по теме «Восстановление экономики ссср: от войны к миру»
...

Урок истории России в 9 классе. Тема: Особенности тоталитарного строя СССР iconДеятельностный подход в истории. Проблемно-диалогический урок
Тема может изучаться в курсе истории в XI классе или в рамках профильных и элективных курсов по всемирной истории. Ориентировочное...

Урок истории России в 9 классе. Тема: Особенности тоталитарного строя СССР iconУрок по истории России в 8 классе Тема «Россия во второй половине XIX века»
Гипертекст-это текст сжатый по объемам, который несет в себе огромный объем информации, включает научные понятия, сложен для самостоятельного...

Урок истории России в 9 классе. Тема: Особенности тоталитарного строя СССР iconУроки Белякова И. В. Обобщающий урок по теме: «рельеф и недра»
Интегрированный урок по истории России и литературе в 8 классе. Интегрированная контрольная работа по теме: Сравнение содержания...

Урок истории России в 9 классе. Тема: Особенности тоталитарного строя СССР iconУрок по истории России в 11 классе «Германия под властью фашизма» (слайд №1)
Яловая О. В., учитель истории, обществознания гбоу сош с. Малая Малышевка м р. Кинельский Самарской области

Урок истории России в 9 классе. Тема: Особенности тоталитарного строя СССР iconУрок истории в 5 классе. Тема: «Земледельцы Аттики теряют землю и свободу»
Учёт знаний. Фронтальный опрос по религии Древней Греции с демонстрацией рисунков уч-ся

Урок истории России в 9 классе. Тема: Особенности тоталитарного строя СССР iconУрок истории в 8 классе Тема: Экономическое и политическое развитие Англии в I половине
Учебник А. Я. Юдовской, П. А. Баранова, Л. М. Ванюшкиной «История Нового времени. 1800-1914гг.» 8 класс






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную