Роль восточно-сибирского региона в осуществлении авиационного ленд-лиза в годы великой отечественной войны






Скачать 265.57 Kb.
НазваниеРоль восточно-сибирского региона в осуществлении авиационного ленд-лиза в годы великой отечественной войны
страница1/3
Дата публикации26.02.2015
Размер265.57 Kb.
ТипАвтореферат
e.120-bal.ru > История > Автореферат
  1   2   3

На правах рукописи



БРОВЦЫНА Марина Александровна




РОЛЬ ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО РЕГИОНА В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ АВИАЦИОННОГО ЛЕНД-ЛИЗА В ГОДЫ

ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1942-1945 гг.

Специальность 07.00.02 – Отечественная история


Автореферат



диссертации на соискание ученой степени

кандидата иторических наук


Красноярск 2006
Работа выполнена на кафедре отечественной истории

ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогичсекий университет

имени В.П. Астафьева»
Научные руководители: доктор исторических наук,

профессор

С.Н. Михалев

доктор исторических наук,
профессор Н.И. Дроздов

Официальные оппоненты: доктор исторических наук,
профессор М.Д. Северьянов

кандидат исторических наук,

доцент В.Ф. Губкин

Ведущая организация: Хакасский государственный
университет им. Н.Ф. Катанова
Защита состоится 13 октября 2006 г. в 10 часов на заседании диссертационного совета Д. 212. 097. 01. по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора исторических наук при Красноярском государственном педагогическом университете имени В.П. Астафьева по адресу: 660077, Красноярск, ул. Взлетная, 20, КГПУ им. В.П. Астафьева, исторический факультет, ауд. 2-13.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале научной библиотеки КГПУ им. В.П. Астафьева.

Автореферат разослан «_____» ____________ 2006 г.
Ученый секретарь кандидат исторических наук диссертационного совета доцент Л.Э. Мезит

  1. Общая характеристика работы


Актуальность темы. Великая Отечественная война СССР 1941-1945 гг. потребовала мобилизации всех ресурсов советского государства: человеческих, военных, экономических для победы над противником. Каждый регион страны внес свой вклад в достижение этой цели. Значение Восточной Сибири на фоне других регионов выглядит достаточно весомо. На эту территорию были эвакуированы сотни предприятий и учреждений. Отсюда отправляли все самое необходимое для фронта, для Победы и, прежде всего – людей. Только
из Красноярского края в ряды Красной Армии встали 462 тысячи человек. Но
в истории Великой Отечественной войны есть еще малоизученные страницы. Одна из них связана с ранее засекреченной трассой Аляска - Сибирь.

Создание и деятельность авиационной трассы Аляска (США) - Сибирь (СССР) – яркий пример успешного сотрудничества великих держав с различным государственным и общественным строем. Сегодня, когда мир столкнулся с новыми вызовами времени, проблема коалиционного взаимодействия стран и народов с разными геополитическими устремлениями и цивилизационными ценностями остается актуальной. Возможность успешного решения подобных проблем показывает опыт Второй мировой войны. Взаимопомощь в достижении общих целей раскрывает методы, которыми обеспечивался успех в борьбе с общим врагом и позволяет в новой обстановке прокладывать пути к добрососедству и взаимопониманию.

Историография проблемы Ленд-лиз - система передачи Соединенными Штатами Америки взаймы, или в аренду вооружения, боеприпасов, стратегического сырья странам - союзницам. Историографию проблемы авиационного ленд-лиза можно разделить на два периода: 1940-е –1980-е гг.
и с начала 1990-х гг. до настоящего времени.

Первая оценка роли и значения ленд-лиза для нашей страны в советской научной литературе была предпринята в 1948г. Н.А. Вознесенским в его фундаментальном труде «Военная экономика СССР в период Великой Отечественной войны». В нем приводятся данные о том, что объем поставок продовольствия и сырья союзников составил 4%. Эта цифра, несмотря на последующую печальную участь автора книги, была объявлена официальной и не подвергалась пересмотру несколько десятилетий.

В отличие от российских историков американские исследователи всесторонне изучали проблему ленд-лиза. В 1951г. американский исследователь В. Моттер издал монографию «Персидский коридор и помощь России», которая долгое время была запрещена в России. В работе подробно рассмотрены вопросы сотрудничества Советского Союза и США в Иране, даны подробные сведения о количестве американской авиационной техники поставленной через эту страну. По данным, приведенным автором, удельный вес Южного маршрута от всего авиационного ленд-лиза составил 33%.

Весомый вклад в изучение проблемы внесла монография американского исследователя Роберта Х. Джоунса «Дороги в Россию» (1969г.). На наш взгляд,
в ней подробно освещена военно-экономическая роль американской помощи.
По оценке автора, Советский Союз получил по ленд-лизу в процентах от своего собственного производства стали - 91, меди 75 и т.д. Всего Россия получила помощь на $11 млрд., но это была только цена поставленной продукции. Сюда не вошли $11 млн. израсходованных на обустройство южного и более $53 млн. - северо-восточного коридоров. Расходы по ленд-лизу по разным подсчетам составили от 12 до 17% от всех военных расходов США. Приблизительно одна четвертая часть этой доли пришлась на Советский Союз.

В монографии Е.Я. Алтунина «Крылья Севера. Из истории гражданской авиации Северо-восточной части СССР» (1976 г.), впервые в советской научной литературе можно было узнать о факте существования воздушной магистрали Аляска – Сибирь. В разделе «Воздушная трасса Красноярск-Уэлькаль» автор уделил большое внимание работе местных властей, особенно на территории Якутии и Чукотки, в деле строительства трассы.

В 1980-е гг. роль ленд-лиза частично была признана, но все-таки принижалась советскими историками. В труде «Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945: Краткая история» (М., 1984 г.) отмечается, что СССР действительно получил во время войны по ленд-лизу некоторые виды вооружения, а также важные для народного хозяйства машины, оборудование, различные материалы и химикаты.

Последующие полтора десятилетия новых сведений, идей и фактов в отечественной историографии, на наш взгляд не было. Таким образом, особенностями первого периода историографии проблемы ленд-лиза является: во-первых, впервые в мире эту проблему поднял отечественный автор (правда, это был не историк, а экономист); во-вторых, 1950-60-е гг. исследовательскую эстафету подхватили американские ученые и первенство в этот период было безусловно за ними; в третьих, в середине 1970-х гг. в условиях разрядки и улучшения советско-американских отношений в советской историографии появились публикации, более или менее объективно освещающие историю ленд-лиза; в-четвертых, в научной литературе получила освещение проблема северо-восточного маршрута.

На рубеже 1980-1990-х гг. в российской историографии начинается новый период в истории изучения ленд-лиза. В это время для исследователей стали доступны многие архивные факты и книги иностранных авторов. Это сразу же сказалось на полноте и качестве научной продукции.

Во многих исследованиях последних лет не обходилось без напоминаний о том, что ленд-лиз вовсе не бескорыстная помощь, так как американское правительство предоставляло ленд-лиз как альтернативу непосредственно собственному участию в войне. Например, П.С. Петров в своей статье «Фактическая сторона помощи по ленд-лизу» (1990) соглашается с высказыванием американского историка Р. Доусона о том, что в конгрессе США и стране в конце октября сложилось твердое убеждение, что «доллары, даже переданные Советской России, являлись гораздо более благоприятным вкладом, чем посылка американской армии».

Первая фундаментальная монография, посвященная авиационному ленд-лизу вышла в 1992 г. В книге И.П. Лебедева «Кобры летят к фронту» приведена статистика поставок самолетов по ленд-лизу в СССР в 1941 – 1945 гг. Автор базируется на данных Главного штаба ВВС РФ. По его подсчетам, поставки достигали 16% истребителей от производства в СССР и 20% бомбардировщиков от советского производства.

Через семнадцать лет после работы Е.А. Алтунина, увидела свет статья известного красноярского публициста В. Ярославцева «Малоизвестные страницы АлСиба» («Сегодняшняя газета», 1993). В середине 1990-х гг. в красноярских газетах был опубликован цикл работ по этой тематике. Его составили статьи: «Неизвестный ленд-лиз на фоне АлСиба» (1995), «Трасса оставила след» (1995), «Воздушный мост Аляска-Сибирь» (1996), «АЛСИБ соединял континенты» (1996). На основе воспоминаний участников и архивных данных автор раскрыл трудности, с которыми сталкивались летчики при перегонке самолетов по трассе, попытался оценить значение воздушной магистрали в общем контексте ленд-лиза.

Качественный анализ техники, поставляемой по ленд-лизу приведен в статье В. Р. Котельников «Авиационный ленд-лиз» (1993). Автор пишет о том, что некоторые модели самолетов, например, «Томагаук» и «Харрикейн» были устаревшими и впоследствии их переориентировали на выполнение второстепенных задач. Автор дал серьезную техническую оценку американских самолетов. По его подсчетам, доля импортной авиатехники колебалась в пределах 10 - 17% от производства в СССР. Несмотря на то, что американские истребители имели хорошие характеристики на высотах 6000-8000м и значительно превосходили советские самолеты в оснащении, нередко приходилось устранять неполадки, так как проектировались машины для других климатических условий.

В 1995 г. в Красноярске была издана коллективная монография «Небо без границ» под редакцией Н.И. Дроздова. В главе «Красноярская секретная трасса» авторы дали характеристику трассы, показали работу воздушной магистрали. Раздел главы «Без вести пропавших ждут всегда» посвящен летчикам, которые погибли во время перегонки самолетов. Автор главы - Н.Ф. Шкарев лично занимался поисковой работой и розыском родственников погибшего летчика В. Машкея, могила которого находится недалеко от Красноярска - в г. Железногорске. Очерк о праздновании 50-летия с начала работы трассы помог полнее раскрыть историческое значение создания этой воздушной магистрали.

Нередко современные исследователи явно преувеличивают значение американских поставок. Один из сторонников такого мнения - Б.В.Соколов. В своей книге «Правда и ложь о Второй мировой войне» (1998) он заявляет: «В целом можно сделать вывод, что без западных поставок Советский Союз не смог бы противостоять германскому вторжению, не будучи в состоянии произвести достаточное количество вооружений и боевой техники и обеспечить ее горючим и боеприпасами».

Докторская диссертация М.Н.Супруна «Ленд-лиз и Северные конвои»
(1998 г.) дала читателям представление о функционировании Северного маршрута поставок. Но, тем не менее, авиатехники по этому направлению было доставлено всего 8%, что в 4 раза меньше, чем по южному маршруту.

В этом же году в свет вышла книга А. Х. Паперно «Ленд-лиз. Тихий океан». Она впервые привлекла внимание к забытым страницам войны – ленд-лизу на Тихом океане. Монография представляет собой первое и относительно более полное исследование, посвященное юго-восточному направлению поставок. Их общий объем, по подсчетам автора, составил 47% от общего количества грузов, пришедших в Советский Союз на условиях ленд-лиза, а поставкам авиатехники - лишь 6,4%.

Впервые в фундаментальном труде «История Великой Отечественной войны» (1999 г.) появились данные о том, что поставки отдельных видов товаров в СССР за годы войны составили 10-12% от собственного производства. В 4-м томе издания помещен специальный раздел «Ленд-лиз и его роль в Великой Отечественной войне» составленный А.С. Орловым. В нем раскрыта суть поставок материалов по основным направлениям. Отмечается в частности, что наращивание собственного производства оружия и военной техники с использованием сырья и материалов, станков и оборудования, поступавших по ленд-лизу, сыграло не меньшую роль, чем готовая импортная продукция. Был отмечен такой аспект сотрудничества как обмен военно-технической информацией.

В 2000 г. в Якутске вышла публицистическая работа И.Е. Негенбля «Аляска – Сибирь. Трасса мужества», в которой сделана попытка раскрыть процесс строительства и работы трассы. Многие бытовые моменты из жизни строителей и перегонщиков трассы рассказаны ветеранами. Глава «Они не пропали без вести» посвящена катастрофам во время перегонки самолетов. Большое внимание уделено личному составу трассы. К недостаткам книги следует отнести то обстоятельство, что автор ссылается в основном на научные труды других исследователей и практически не использует архивные источники.

Тему качества поставляемой союзниками техники продолжает
А. Морозов в своей книге «Антигитлеровская коалиция в годы Второй мировой войны. Роль ленд-лиза в победе над общим врагом» (2002) пишет, что англичане и американцы избавлялись от «ненужного хлама». Приходили самолеты либо после ремонта, либо те, которые не пригодились на своем театре военных действий.

Г. А. Куманёв и Л. М. Чузавков в книге «Война и общество» (2004 г.) сделали анализ поставок ленд-лиза в сравнении с собственным производством товаров в Советском Союзе. Здесь освещена и политическая борьба за помощь СССР и даны статистические данные, позволяющие оценить действительную поддержку Красной Армии союзническими материалами. Нам долю импортных самолетов по их данным приходится 13,6%.

В 2004 г. в сборнике «Красноярский край: история в документах» вышла статья Т.И. Мирошниковой «Воздушная магистраль Москва - Уэлькаль». Безусловным достоинством статьи является то, что автор использовал источники из Государственного архива Красноярского края. Однако в статье раскрыты только основные моменты создания и функционирования трассы Красноярск – Уэлькаль, упущены многие важные факты, не хватает анализа.

Второй период историографии ленд-лиза, безусловно, богат на разного рода исследования как отдельных маршрутов, так и исследования поставок различных видов товаров. Изобилие источников, противоречивость фактов и изменение политической ситуации привели к тому, что у историков пока не сложилось однозначной оценки американской помощи в годы Великой отечественной войны. Таким образом, литература дает важную информацию об авиационном ленд-лизе и, в частности, о трассе Аляска – Сибирь, но, тем не менее, нет обобщающих исследований, посвященных работе АлСиба, тем более - ее значения в общем контексте авиационного ленд-лиза. Кроме того, ранее не предпринималось попыток оценить значение трассы Аляска – Сибирь в сравнении с другими маршрутами поставок товаров в СССР в годы Второй мировой войны (Персидский коридор, Северный маршрут, Тихоокеанский маршрут).

Цель исследования - определить роль и значение трассы Аляска – Сибирь для поставок авиационной техники из США на территорию СССР в 1942 – 1945 гг.

Задачи исследования: 1) Проанализировать состояние авиационного парка СССР накануне войны и определить целесообразность поставок американской военной техники. 2) Осветить организацию работы маршрутов ленд-лиза и поставок по ним авиационной техники. 3) Выявить специфику создания и функционирования авиационной трассы Аляска - Сибирь. 4) Изучить инфраструктуру, формирование и работу летного состава трассы. 5) Оценить значение поставок самолетов по трассе для советско-германского фронта.

Объектом исследования является взаимоотношение двух стран союзниц по антигитлеровской коалиции с целью разгрома общего противника; предметом строительство и функционирование авиационной трассы Аляска – Сибирь
в 1942-1945 гг.

Хронологические рамки исследования ограничены 1942-1945 гг. Нижняя граница определяется открытием трассы Аляска–Сибирь. Верхняя граница обусловлена окончанием работы трассы. В 1945 г. окончилась Великая Отечественная война, а с ней прекратилась перегонка самолетов по маршруту от Фербенкса до Красноярска. В 1946 г. трасса была передана в ведение Управления Гражданской авиации Красноярского края и структура воздушной магистрали Красноярск-Уэлькаль перестала существовать.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Роль восточно-сибирского региона в осуществлении авиационного ленд-лиза в годы великой отечественной войны iconОборонная промышленность восточной сибири в годы великой отечественной войны
Охватывают период с июня 1941 г по май 1945 г. Нижняя граница датируется 1941 г., началом Великой Отечественной войны, которая способствовала...

Роль восточно-сибирского региона в осуществлении авиационного ленд-лиза в годы великой отечественной войны iconПлан-конспект урока
«Советский тыл в годы Великой Отечественной войны»,пятый урок в главе III «ссср в Великой Отечественной войне»

Роль восточно-сибирского региона в осуществлении авиационного ленд-лиза в годы великой отечественной войны iconРазработка урока истории по теме: Власть и общество в годы Великой Отечественной войны
Цель урока: Сформировать у учащихся представление о неоднозначном отношении представителей разных слоев советского общества к политике...

Роль восточно-сибирского региона в осуществлении авиационного ленд-лиза в годы великой отечественной войны icon«По страницам Великой Отечественной войны». (Устный журнал)
Цели : воспитание у школьников патриотических чувств к своей Родины, гордости за её героическое прошлое, уважения к участникам Великой...

Роль восточно-сибирского региона в осуществлении авиационного ленд-лиза в годы великой отечественной войны iconВпервые был сорван гитлеровский план «молниеносной войны» Начался...
А какое событие произошло во время Великой Отечественной войны в ходе операции «Уран»?

Роль восточно-сибирского региона в осуществлении авиационного ленд-лиза в годы великой отечественной войны iconКонспект урока-лекции с использованием икт по теме «Советский тыл...
Данный материал представляет собой конспект урока-лекции с использованием икт по теме «Советский тыл в годы Великой отечественной...

Роль восточно-сибирского региона в осуществлении авиационного ленд-лиза в годы великой отечественной войны iconКонспект урока-лекции с использованием икт по теме «Советский тыл...
Данный материал представляет собой конспект урока-лекции с использованием икт по теме «Советский тыл в годы Великой отечественной...

Роль восточно-сибирского региона в осуществлении авиационного ленд-лиза в годы великой отечественной войны iconЭкономический фактор в начале Великой Отечественной войны
Германский военно-промышленный потенциал накануне и в начале Великой Отечественной войны

Роль восточно-сибирского региона в осуществлении авиационного ленд-лиза в годы великой отечественной войны iconСсср в период Второй мировой и Великой Отечественной войне
Основные этапы Великой Отечественной войны. Вклад советского народа в разгром фашизма

Роль восточно-сибирского региона в осуществлении авиационного ленд-лиза в годы великой отечественной войны iconРодная земля волгоградская
В представленных изданиях, авторами которых являются ведущие волгоградские учёные, рассказывается об экономическом, социальном, политическом...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную