1. 2 медицинская демография. Медико-социальные аспекты демографических процессов






Скачать 205.9 Kb.
Название1. 2 медицинская демография. Медико-социальные аспекты демографических процессов
Дата публикации09.02.2015
Размер205.9 Kb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Информатика > Документы



1.1 ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ФАКТОРЫ, ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ

Особенности изучения здоровья населения.

1.2 МЕДИЦИНСКАЯ ДЕМОГРАФИЯ. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Цели:

Студент должен:

Знать:

-определение медицинской демографии, ее основные разделы и показатели:

-источники медико-демографической информации и роль врачей в ее сборе и анализе; основные тенденции медико-демографических процессов и факторы, их определяющие.

Уметь:

-рассчитывать, оценивать и интерпретировать медико-демографические показатели;

-использовать полученную медико-демографическую информацию при анализе других показателей общественного здоровья, оценке деятельности учреждений здравоохранения, планировании медицинской помощи и при обучении на профильных кафедрах.

Демография и ее медико-социальные аспекты.

Определение медицинской демографии, основные разделы. Значение демографических данных для характеристики здоровья населения, анализа и планирования деятельности органов и учреждений здравоохранения.

Статика населения: важнейшие показатели (численность, плотность населения, возрастно-половой состав и др.). Переписи населения как источник информации статике населения, история, методика проведения, результаты. Характеристика изменений численности населения, возрастно-полового состава в последнее десятилетие». Типы возрастно-половой структуры населения. Постарение населения как современная демографическая тенденция развитых стран. Медико-социальное значение этой проблемы.

Динамика населения, ее виды. Миграция населения: внешняя, внутренняя (урбанизация, сезонная, маятниковая). Факторы, ее определяющие; основные тенденции. Влияние миграции на здоровье населения; задачи органов и учреждений здравоохранения.

Воспроизводство населения (естественное движение) Общие и специальные показатели, методы расчета, анализ и оценка. Роль медицинского работника в регистрации рождения и смерти. Порядок записи актов гражданского состояния. Современное состояние и основные тенденции демографических процессов в РФ и зарубежных странах за последнее десятилетие, факторы, определяющие особенности и динамику современных демографических процессов. Региональные особенности воспроизводства населения в различных странах в связи с уровнем их социально-экономического развития.

Рождаемость и фертильность (плодовитость), методика изучения, общие и специальные показатели. Влияние медико-социальных факторов на юс уровень и тенденции: условия и образ жизни, возрастно-половая структура населения, состояние его здоровья, уровень образования и культуры, организация медицинской помощи, законодательство по вопросам брака и семьи и др.

Смертность населения, методика изучения, общие и повозрастные показатели. Младенческая и перинатальная смертность, их основные причины. Факторы, влияющие на уровень и тенденции общих и специальных показателей смертности.

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении и средняя продолжительность предстоящей жизни. Сущность и значение этих показателей. Динамика показателей ожидаемой продолжительности жизни всего населения, мужчин и женщин в различных странах. Факторы, влияющие на ожидаемую продолжительность жизни при рождении. Влияние отдельных причин смерти на продолжительность жизни населения.

Младенческая смертность и ожидаемая продолжительность жизни при рождении как интегрирующие показатели здоровья населения и социально-экономического благополучия общества. экономического благополучия общества.

Естественный прирост населения, факторы на него влияющие. Противоестественная убыль населения.

Семья как объект демографической политики. Роль семьи в формировании здоровья. Медико-социальные исследования семей. Критерии оценки здоровья семьи.

Анализ теоретических концепций народонаселения. Демографические прогнозы. Демографическая политика, понятие, основные направления в различных странах.

Использование демографических показателей в практической деятельности врача, их значение для оценки деятельности органов и учреждений здравоохранения.
1.3 ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ

Цели:

Студент должен:

Знать:

-определение понятия заболеваемости как показателя здоровья населения;

-основные методы и виды изучения заболеваемости;

-учетно-отчетную документацию для сбора и анализа информации;

-основные закономерности заболеваемости населения и факторы, их определяющие,

-необходимость и особенности применения МКБ в практической деятельности врача.

Уметь:

-рассчитывать, оценивать и интерпретировать основные показатели заболе­ваемости населения;

-использовать полученную информацию о заболеваемости при анализе других показателей общественного здоровья, оценке деятельности учреждений здравоохранения, планировании медицинской помощи и при обучении на профильных кафедрах.

Определение понятия заболеваемости. Роль государственной статистики заболеваемости в изучении состояния здоровья населения.

Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ-Х), принципы и особенности ее построения.

Роль медицинских работников в обеспечении полноты и качества информации о

заболеваемости.

Методы изучения заболеваемости и их сравнительная

характеристика.

Эпидемиологические методы изучения заболеваемости.

Виды заболеваемости. Учетно-отчетная документация, используемая для сбора и анализа информации о заболеваемости. Специальные виды изучения заболеваемости по обращаемости, их особенности: общая заболеваемость по данным поликлиник и амбулаторий, госпитализированная, инфекционная (эпидемическая), неэпидемическая, профессиональная, производственный травматизм, заболеваемость с временной утратой трудоспособности.

Общая заболеваемость по обращаемости в поликлиники и амбулатории. Методика изучения: единица наблюдения, учетные и отчетные документы и их содержание. Показатели заболеваемости: первичная, общая (распространенность), накопленная.

Госпитализированная заболеваемость. Методика изучения: единица наблюдения, учетно-отчетная документация, анализ показателей (уровень, структура заболеваемости и др.).

Инфекционная заболеваемость: единица наблюдения, учетная и отчетная документация, основные показатели (распространенность, структура, возрастно-половые особенности и др.).

Заболеваемость важнейшими неэпидемическими болезнями: единица наблюдения, учетные и отчетные документы, основные показатели.

Профессиональная заболеваемость. Производственный травматизм. Методики их изучения: единицы наблюдения, учетно-отчетная документация, показатели (уровень, структура и др.).

Заболеваемость с временной утратой трудоспособности. Особенности изучения ЗВУТ в медико-санитарных частях и в открытой сети. Единица наблюдения, первичные учетные документы. Анализ заболеваемости с ВУТ по данным отчетов по формам 16-ВН и по данным полицевого (персонального) учета. Основные показатели (число случаев и дней утраты трудоспособности на 100 работающих, структура случаев и дней не­трудоспособности, средняя длительность одного случая нетрудоспособности, процент больных лиц, кратность заболеваний, частота ДЧБ на 100 круглогодовых работающих и др.).

Заболеваемость населения по данным медицинских осмотров. Виды медицинских осмотров (предварительные, периодические, целевые). Методика изучения, учетные документы, показатели.

Заболеваемость населения по данным о причинах смерти, методика изучения, показатели. Единственные и множественные причины смерти, значение их анализа.

Современное состояние, тенденции и особенности заболеваемости населения в Российской Федерации (региональные, возрастно-половые, профессиональные и др.); факторы, их определяющие.

Значение заболеваемости как основного критерия здоровья населения и отдельных его групп для анализа и планирования деятельности врачей, органов и учреждений здравоохранения, для оценки качества и эффективности медицинской помощи.
1.4 ИНВАЛИДНОСТЬ

Цели:

Студент должен:

Знать:

  • определение понятия инвалидности;

  • основные источники информации;

  • основные закономерности инвалидности населения при важнейших заболеваниях и факторы, их определяющие.

Уметь: профилактических мер в области охраны здоровья; доступность медико-социальной помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и управления за соблюдение прав человека в области охраны здоровья, Программы государственных гарантий населению.

Структура (основные элементы) системы охраны здоровья населения: общественное (государственное и муниципальное) и частное здравоохранение: служба государственного санитарно-эпидемиологического надзора, система санаторно-курортного лечения и реабилитации; система медицинского страхования; система лекарственного обеспечения и

др.
1.5 ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Акселерация, децелерация; их медико-социальное значение.

1.6 ВАЖНЕЙШИЕ НЕИНФЕКЦИОННЫЕ И ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ КАК МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА: ЭПИДИМИОЛОГИЯ, ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ, ПРОФИЛАКТИКА

Цели:

Студент должен:

Знать:

-определение и основные критерии медико-социальной значимости проблемы;

-особенности организации медицинской помощи при важнейших инфекционных и неин­фекционных заболеваниях.

Уметь:

-обосновать актуальность важнейших неинфекционных и инфекционных заболеваний как медико-социальной проблемы;

-применять знания по эпидемиологии, организации медицинской помощи и профилактики при обучении на профильных кафедрах.

Медико-социальная проблема: определение, критерии значимости (первичная заболеваемость, распространенность, инвалидность, смертность, экономический ущерб; организация специализированной медицинской помощи и др.).

Болезни системы кровообращения как медико-социальная проблема в РФ и за рубежом. Первичная и общая заболеваемость, смертность, возрастно-половые и региональные особенности: уровень, динамика, структура. Временная нетрудоспособность, инвалидность. Факторы риска, популяционная Болезни системы кровообращения как медико-социальная проблема в РФ и за рубежом. Первичная и общая заболеваемость, смертность, возрастно-половые и региональные особенности: уровень, динамика, структура. Временная нетрудоспособность, инвалидность. Факторы риска, популяционная стратегия профилактики и стратегия высокого риска при болезнях системы кровообращения. Карантинные заболевания. ВИЧ-инфекция. Значение социальных, биологических и природных факторов в распространении инфекционных заболеваний. Медицинская и социальная профилактика инфекционных заболеваний. Федеральная программа "Вакцино-профилактика". Учреждения, осуществляющие деятельность по снижению и профилактике инфекционных заболеваний: инфекционные кабинеты (отделения) амбулаторно-поликлинических учреждений, инфекционные больницы, преемственность и взаимосвязь в их работе.

Заболевания, передаваемые половым путем (ЗППП), как медико-социальная проблема. Распространенность, структура и динамика ЗППП. Факторы, влияющие на их частоту в различных группах населения. Возрастно-половые и региональные особенности.

Эпидемиологические исследования ЗППП, их значение для развития специализированной медицинской помощи. Учреждения, осуществляющие деятельность по снижению и профилактике ЗППП. Мероприятия по снижению ЗППП, роль гигиенического обучения и воспитания населения в профилактике этой группы заболеваний.
1.7 УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ

Цели:

Студент должен:

Знать:

-определение, основные задачи, виды профилактики и показатели оценки ее эффективности;

-определение: факторов риска, групп риска, скрининга, здорового образа жизни;

- эпидемиологические подходы к определению факторов риска;

-классификацию факторов риска и основные методы их оценки при важнейших неинфекционных заболеваниях;

-основные принципы, формы, методы и средства гигиенического обучения и воспитания населения;

-роль врача в формировании здорового образа жизни.

Уметь:

-обосновать актуальность профилактики на современном этапе;

-определять факторы риска в своей практической деятельности при прохождении производственной практики;

-применять методики определения и оценки факторов риска при обучении на профильных кафедрах;

-выбрать методы и средства гигиенического обучения и воспитания в зависимости от конкретной ситуации.

Роль врачей-гигиенистов и эпидемиологов в проведении первичной, вторичной и третичной профилактики.

Роль врачей-гигиенистов и эпидемиологов в гигиеническом обучении и воспитании населения.

Блок 2. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКОЙ СТАТИСТИКИ И ОРГАНИЗАЦИЯ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Цели:

Студент должен:

Знать:

-основные определения и понятия медицинской статистики;

-значение статистического метода при изучении общественного здоровья и орга­низации здравоохранения;

-основные методы, применяемые при анализе статистических данных о здоровье населения и организации медицинской помощи;

- основные этапы организации статистического исследования.

Уметь:

-правильно применять в научно-практической работе статистический метод исследования при оценке состояния здоровья населения и организации медицинской помощи:

-провести научно-практическое исследование по изучению состояния здоровья населения, организации медицинской помощи, анализу деятельности ЛПУ;

-использовать полученные знания при обучении на профильных кафедрах.

-определение статистики, ее теоретические основы теория вероятности, закон больших чисел. Применение статистики в медико-биологических и медико-социальных исследованиях.
Регрессионный анализ, его применение в научно-практической деятельности врача – гигиениста, эпидемиолога.

Критерий соответствия (ХИ - квадрат): значение, методика вычисления, применение.

Блок 3. ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ. А НАЛ ИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
Участие Роспотребнадзора в лицензировании и аккредитации медицинских учреждений в целях обеспечения качества медицинской помощи населению и эффективности мероприятий.

ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ САНИТАРНО-

ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

Организационные принципы Роспотребнадзора.

Единая федеральная централизованная система органов и учреждений, осуществляющих Федеральную службу по надзору…

уровни управления, основные функции, учреждения и их структура.

Современные подходы к платно-кадровому обеспечению деятельности Роспотребнадзора.

Методика планирования деятельности Роспотребнадзора (программно-целевое и функционально-отраслевое планирование).

Социально-гигиенический мониторинг как основа обеспечения сани-тарно-эпидемиологического благополучия.

Порядок привлечения к ответственности (дисциплинарной, административной, уголовной) за нарушение санитарного законодательства.

Обжалование действий должностных лиц Роспотребнадзора.

Права и обязанности граждан в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.

Новые формы и методы взаимодействия специалистов внутри Роспотребннадзора.

Особенности работы Роспотребнадзора в новых экономических условиях.
Блок 4. ВРАЧЕБНО-ТРУДОВАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Цели:

Студент должен:

Знать:

-основные понятия экспертизы временной нетрудоспособности;

-особенности организации экспертизы временной нетрудоспособности в лечебно-профилактических учреждениях;

-виды временной нетрудоспособности, правила выдачи и оформления документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность;

-формы преемственности и взаимосвязи между медицинскими учреждениями и органами социальной защиты населения;

-структуру и задачи органов медико-социальной экспертизы;

-причины инвалидности, критерии установления инвалидности.

Уметь:

-решать ситуационные задачи по выдаче и оформлению.

Блок 5. СОЦИАЛЬНОЕ И МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ

Цели:

Студент должен:

Знать:

-основные термины и понятия по социальному страхованию и социальной защите населения;

-виды социальной защиты населения;

-цели введения медицинского страхования и взаимосвязь медицинского и социального страхования:

-основные положения законодательных документов о медицинском страховании;

-структуру системы медицинского страхования, функции субъектов медицинского страхования.

Уметь:

-представить и объяснить схему взаимодействия между участниками системы медицинского страхования;

  • применять полученные знания при обучении на профильных кафедрах и во время производственной практики.

Роспотребнадзор как участники системы медицинского страхования.

Блок 7. ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ, МАРКЕТИНГА, УПРАВЛЕНИЯ, ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Студент должен:

Знать:

-основные методы планирования и источники финансирования мероприятий по охранездоровья населения;

-основные проблемы управления, экономики и финансирования здравоохранения;

- основы теории менеджмента и маркетинга здравоохранении;

-правовые основы предпринимательства в здравоохранении.

Уметь:

-применять полученные знания при обучении на профильных кафедрах и при прохождении производственной практики

Источники финансирования деятельности Роспотребнадзора.
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ДЛЯ ВКЛЮЧЕНИЯ В ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИН

Цель: Уметь решать профессиональные задачи и проблемы врача с учетом приоритетов в общественном здоровье, современных медико-организационных технологий, основных направлений реформы в управлении здравоохранением.

Блок 3.1. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И ЭПИДЕМИОЛОГИЯ

Анализ и оценка общественного здоровья как основа планирования про­филактических мероприятий по предупреждению неблагоприятного воздействия факторов окружающей среды на человека.

Применение .методов статистического исследования при анализе конкретных проблем гигиенических дисциплин и эпидемиологии.

Анализ деятельности центров Роспотребнадзора, оценка качества и эф­фективности профилактической и противоэпидемической работы.

Взаимодействие учреждений Роспотребнадзора с лечебно-профилактическими учреждениями, органами местного самоуправления и здравоохранения, предприятиями, учреждениями, организациями и общественными объединениями в вопросах укрепления здоровья населения, в проведении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Роль врачей-гигиенистов и эпидемиологов в обеспечении социально-гигиенического мониторинга, проведении первичной, вторичной и третичной

профилактики, в формировании здорового образа жизни, гигиеническом вос­питании населения.

Участие специалистов службы Роспотребнадзора в лицензировании и ак­кредитации медицинских учреждений.

Особенности работы и финансирования центров Роспотребнадзора в новых экономических условиях.

Блок 3.2. КЛИНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Анализ и оценка общественного здоровья с целью определения приоритетов в организации медицинской помощи населению.

Применение методов статистического исследования при анализе деятельности учреждений здравоохранения, отделений, врача.

Основные направления реформы первичной медико-социальной, скорой и неотложной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, специализированной медицинской помощи взрослым и детям.

Организация лечебно-диагностического процесса. Медицинские технологии.

Роль врача в обеспечении качества медицинской помощи и рациональном использовании ресурсов здравоохранения (больничных коек, дневных стационаров, оборудования, лекарственных препаратов и т.д.).

Стандартизация в медицине и здравоохранении на примере конкретных служб и специализированных видов медицинской помощи.

Особенности организации экспертизы временной и стойкой утраты трудоспособности по специальностям

Преемственность и взаимодействие врача-клинициста с коллегами по работе, с лечебно-профилактическими, диагностическими и вспомогательными подразделениями учреждения здравоохранения, с другими лечебно-профилактическими учреждениями всех этапов и уровней организации медицинской помощи населению, с центрами Роспотребнадзора

По завершении курса «Общественное здоровье и здравоохранение» студенты должны:

А. Знать:

  1. Методику исследования здоровья населения с целью его сохранения, укрепления и восстановления:

  2. Методики сбора, статистической обработки и анализа информации о здоровье населения или отдельных его групп;

  3. Методики, позволяющие выявлять влияние факторов окружающей среды на здоровье населения или отдельных его групп;

  1. Вопросы организации медицинской и медико-профилактической помощи населению:




  1. системы охраны, укрепления и восстановления здоровья населения (национальную систему здравоохранения, медицинское страхование и др.);

  2. методики анализа деятельности (организации, качества и эффективности) лечебно-профилактических учреждений;

  3. вопросы организации медицинской экспертизы (экспертизы временной и стойкой утраты трудоспособности);

  4. системы охраны, укрепления и восстановления здоровья в зарубежных странах.

  1. Основы экономики, маркетинга, планирования и финансирования

  2. Здравоохранения, менеджмента, инновационных процессов в

  3. Здравоохранение, правовых и этических аспектов медицинской деятельности.

Б. Уметь:

-применять методики анализа деятельности (организации, качества и эффективности) лечебно-профилактических учреждений, использовать гигиеническое обучение и воспитание населения в интересах формирования здорового образа жизни, сохранения, укрепления здоровья и профилактики заболевании;

- использовать информацию о здоровье населения и деятельности лечебно-профилактических учреждений для предложения мероприятий по повышению качества и эффективности медицинской и медико-профилактической помощи. В соответствии с утвержденными Министерством образования РФ.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА


1. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник.-2-изд.-М.:ГЭОТАР-Медиа,2010.-512 с.: ил.
2. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник для студентов/под ред. В.А. Миняева, Н.И. Вишнякова.-5.е изд., перераб. и доп.-М.:МЕДпресс-информ,2009.-656 с.
3. Общественное здоровье и здравоохранение:учеб. для студентов/По ред.В. А. Миняева, Н.И. Вишнякова.-3-е изд.,испр.

2002.

2004.

2006.

4. В.К. Юрьев, Г.И. Куценко. Общественное здоровье и здравоохранение, 2005г.
5. Бутова В.Г.Система организации стоматологической помощи населению России: Учеб.пос.,2005.
6. Применение методов статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения: учеб. пособие для вузов/Под ред. В.З.Кучеренко.-2006.
7. В.Я. Гельман Медицинская информатика, 2001г.
8. В.П. Омельченко, А.А. Демидова Практикум по мед. информатике, 2001г.
9. Колин К..К.Социальная информатика:Учеб.пособие для вузов.-
М.:Академический Проект, 2003.-432 с.

Дополнительная литература:
1.Медицинская демография: Учебно-методическое пособие/ А.А.Гильманов,В.Г.Шерпутовский,А.Н.Хисамутдинов и др.-Казань, 2010.-59 с.
2.Вопросы организации лечебно-профилактической помощи сельскому населению: Учебно-методическое пособие/ А.В.Шулаев,А.В.Спиридонов,Ф.И.Нагимова и др.- Казань: КГМУ,2010.-41 с.
3.Организация профилактики внутрибольничной инфекции в лечебно-профилактических учреждениях: Учебно-методическое пособие /А.А.Гильманов,Ф.И.Нагимова,А.В.Шулаев.-Казань: ГОУ ВПО КГМУ,2010.-55 с.
4.Подготовка медицинских кадров в Республике Татарстан: Учебно-методическое пособие/ А.А.Гильманов,Д.И. Марапов,Г.З. Ахметзянова и др.-Казань: ГОУ ВПО КГМУ, 2010. – 54 с.
5.Организация экспертизы временной нетрудоспособности в лечебно-профилактических учреждениях: Учебно-методическое пособие А.А.Гильманов,Г.З. Ахметзянова,Ф.И.Нагимова и др..-Казань: ГОУ ВПО КГМУ, 2010. – 104 с.
6.Статистика здоровья населения и здравоохранения (по материалам Республики Татарстан за 2005-2009): Учебно-методическое пособие/ А.З.Фаррахов,А.А.Гильманов,В.Г.Шерпутовский и др.-Казань,2010.- 267 с.
7.Внутрибольничная инфекция. Организация профилактики внутрибольничной инфекции в лечебно-профилактическом учреждении/ А.А.Гильманов,Ф.И.Нагимова,Н.И.Галиуллин и др.-Казань: ГОУ ВПО КГМУ,2010.-40 с.
8.Сертификация и аттестация медицинских работников: учебно-методическое пособие/ А.А.Гильманов,Д.И. Марапов,Г.З. Ахметзянова и др..-Казань: ГОУ ВПО КГМУ,2010.- 33с.
9.Статистика здоровья населения и здравоохранения (по материалам Республики Татарстан за 2004-2008): Учебно-методическое пособие/ А.З.Фаррахов,А.А.Гильманов,В.Г.Шерпутовский и др..-Казань,2009.- 261 с.
10.Доклад о состоянии муниципального здравоохранения г. Казани, 2008 год: Учебно-методическое пособие/ Р.У.Ахметов,А.В.Шулаев,А.А.Малова и др./Управление здравоохранения Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани/УЗ Казань, 2009.- 86 с.
11.Основы медицинской демографии: Учебно-методическое пособие. А.В.Шулаев,Ф.И.Нагимова,Р.Г.Мансурова и др.-Казань,2009.- 49 с.
12.Состояние профессиональной заболеваемости и качество периодических медицинских осмотров в г. Казани: информационно-методическое письмо/ А.В.Шулаев,З.М.Берхеева,Л.В.Шакирова.- Казань: УЗ ИКМО г. Казани, 2009.-19с.
13.Статистика здоровья населения и здравоохранения (по материалам Республики Татарстан за 2003-2007): Учебно-методическое пособие/ А.З.Фаррахов,А.А.Гильманов,В.Г.Шерпутовский и др. - Казань,2008.- 263 с.
14.Журнал «Здравоохранение Российской Федерации».

15.Журнал «Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины».

16.Журнал «Экономика здравоохранения».

17.Кучеренко В.З., Семенов В.Ю., Сырцова Л.Е. и др. Основы медицинского маркетинга (учебное пособие). - М., 1998.

18.Кучеренко В.З., Гришин В.В., Семенов В.Ю., и др. Финансирование

здравоохранения в условиях медицинского страхования (учебное пособие). - М., 1998.

19. Плавинский С.Л.. Биостатистика: планирование, обработка и представление результатов биомедицинских исследований при помощи системы SAS. – С-Петербург,2005 .

20. Кучеренко В.З Применение методов статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения. Учебное пособие. – Геотар Медицина, 2005.

21. Дорошенко Г.В., Литвинова Р.И. Менеджмент в здравоохранении. –

Изд-во: Форум, 2005.-96с.

22.Платные медицинские услуги. Сборник нормативных документов. М., 2001- 304 с.

23. Стародубов В.И., Луговкина Т.К. Клиническое управление. Теория и практика. М., «Медицина», 2003.

24. Михайлова Л.А., Какорина Е.П., Хальфин Р.А. Статистический учет и отчетность учреждений здравоохранения. – МЦФЭР, 2005.-368с.

25. Галиуллин А.Н., Ахметзянова Г.З. и др. Обязательное и добровольное медицинское страхование. Учебное пособие. – К., 2006.

26. Галиуллин А.Н., Хузиханов Ф.В., Шулаев А.В., Латыпов А.И., Спиридонов А.В., Сысоев М.И. Методология управления качеством медицинской помощи. Учебно-методическое пособие. – К., 2006.

27. Галиуллин А.Н., Ахметзянова Г.З., Хузиханов Ф.В., Романенко А.Г. и др.

Медицинское страхование. Учебное пособие. – К., 2006.

28. Шейман И.М.Теория и практика рыночных отношений в здравоохранении.-2-е изд. – М.: Изд.дом ГУ ВШЭ, 2008.-318 с.

29. Частная медицина/Под ред. акад. РАЕН, проф. А.С.Бронштейна.-Т.1.-М.:ИД МЕДПРАКТИКА-М., 2004.-120 с.
30. Гильманов А.А. Медико-социальные, экономические и организационн0-управленческие аспекты продолжительности заболевания взрослого населения.-Казань:Медицина,2003.-255 с.
31. Медицинская статистика понятным языком/Перевод с англ.,Под ред.В.Л.Леонова.-М.:Практическая медицина,2007.-287 с.
32. Семенов В.Ю. Экономика здравоохранения. - М.:Мед.информ.ангентство,2006.- 470 с.
33. Общественное здоровье и экономика : монография / РАН, Ин-т народнохозяйст­венного прогнозирования ; [Б. Б. Прохоров, И. В. Горшкова, Д. И. Шмаков, Е. В. Тара­сова] ; отв. ред. Б. Б. Прохоров. - М. : МАКС Пресс, 2007. - 291, [1] с. : рис., табл. ; 22см.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. 2 медицинская демография. Медико-социальные аспекты демографических процессов iconМедико-социальные аспекты заболеваемости, эпидемиологии и раннего...
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Челябинская государственная...

1. 2 медицинская демография. Медико-социальные аспекты демографических процессов iconРоссийской Федерации Российский государственный университет нефти...
Полнота и качество решения данных задач определяют уровень профессиональной подготовки современного экономического социолога, способного...

1. 2 медицинская демография. Медико-социальные аспекты демографических процессов iconДемография как отрасль знаний о населении
Демография является отраслью знаний о населении, в которой изучаются теоретические аспекты народонаселения, разрабатывается методология...

1. 2 медицинская демография. Медико-социальные аспекты демографических процессов iconНаправления развития демографических процессов в Азербайджане за годы независимости (1991-2009)
Тема: Направления развития демографических процессов в Азербайджане за годы независимости (1991-2009)

1. 2 медицинская демография. Медико-социальные аспекты демографических процессов iconПрограмма вступительных испытаний по специальной дисциплине «Экономическая...
Экономическая социология как отрасль социологической науки. Социальные институты и организации в сфере экономической деятельности....

1. 2 медицинская демография. Медико-социальные аспекты демографических процессов iconДинамика смертности населения России
Одной из самых болевых медико-демографических проблем социального развития современной России остается высокий уровень смертности...

1. 2 медицинская демография. Медико-социальные аспекты демографических процессов iconИсследование медико-профилактических, организационно-технологических...
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении Высшего профессионального образования «Дагестанская государственная...

1. 2 медицинская демография. Медико-социальные аспекты демографических процессов iconСоциальные аспекты работы с подростками и молодежью в библиотеках...
Социальные аспекты работы с подростками и молодежью в библиотеках: сборник материалов Межрегиональной научно-практической конференции...

1. 2 медицинская демография. Медико-социальные аспекты демографических процессов iconУважаемые коллеги!!! Межотраслевой научно-информационный центр
Социально-экономические, правовые, медико-санитарные аспекты взаимодействия окружающей среды, общества и техносферы

1. 2 медицинская демография. Медико-социальные аспекты демографических процессов iconБедность и социальные неравенства в современной россии
Кроме того, Указ предполагал, что набор товаров и услуг минимальных потребительских бюджетов должен определяться для различных социально-демографических...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную