Урок по экономике и географии на тему «Международная торговля на примере стран Латинской Америки»






Скачать 66.47 Kb.
НазваниеУрок по экономике и географии на тему «Международная торговля на примере стран Латинской Америки»
Дата публикации20.01.2015
Размер66.47 Kb.
ТипУрок
e.120-bal.ru > География > Урок
Интегрированный урок по экономике и географии на тему «Международная торговля на примере стран Латинской Америки»
Расширить кругозор школьников, обеспечить системность обучения позволяют интегрированные уроки. Тема «мировая экономика. Мировая торговля» является благодатным материалом для сотрудничества экономиста и географа. Теоретический материал подкрепляется фактологическим – урок становится насыщенным, интересным, активизирует работу школьников.

ЦЕЛИ:

  • - сформировать представление об абсолютном и относительном преимуществе в производстве товаров и услуг, выяснить различия этих понятий;

  • - объяснить, каким образом принцип сравнительного преимущества можно применить к процессу международной специализации и торговли;

  • объяснить, почему международная торговля приносит выгоды всем странам-участницам;

  • проверить умение анализировать статистические данные, работать с картами атласа, давать устную характеристику обеспеченности стран региона природными ресурсами;

  • продолжить формирование умения работать в группе.


Время урока: 2 академических часа.
Понятия: абсолютное преимущество; сравнительное преимущество; свободная торговля.
1-й урок – работа с фактологическим материалом в группах.

2-й урок – деловая игра «Остров».
Оборудование: экономическая карта Латинской Америки; атласы по географии для Х класса; двухцветные карточки по количеству учащихся в классе.

Х О Д У Р О К А :
В начале первого урока класс разбивается на группы по 4-5 человек. Каждая группа получает задание: исходя из наличия природных ресурсов (минеральных, лесных, агроклиматических), дать наиболее полную картину экономики страны. Результатом работы с атласом, учебником, справочной литературой является групповой отчет, в котором должны быть отражены ресурсы страны и продукция (сельскохозяйственная, промышленная), а также возможные виды экспортной продукции. Каждой группе предлагается для анализа страны Аргентина или Бразилия. Это мотивировано тем, что эти страны – гиганты региона Латинской Америки, имеющие сходные природные условия и ресурсы. В общей части курса «Экономическая и социальная география мира» (в географии отраслей мирового хозяйства) они неоднократно упоминались как страны-экспортеры различных видов продукции.

Примерная форма отчета группы об экономике страны (например, Аргентины), составленная на основе анализа карт атласа, текста и картографии учебника.
Аргентина:

- площадь – 2770 тыс. кв.км,

- население – около 34 млн. человек,

- плотность – около 12 чел/кв.км.
Климатические пояса: тропический, субтропический, умеренный.
Земельные ресурсы: наибольшие площади – пастбища Пантагонии и Пампы, пашни Пампы, леса – узкая полоса вдоль Южных Анд.
Полезные ископаемые: (возможна запись – условными знаками, химическими символами): нефть, газ, полиметаллы, железные, вольфрамовые, урановые руды.
Сельское хозяйство: животноводство – крупный рогатый скот, овцеводство; зерновые культуры – кукуруза, пшеница; масличные; плантации риса, хлопчатника, сахарного тростника, табака и т.п.
Промышленность: черная, цветная металлургия, машиностроение, химическая, нефтехимическая, электроэнергетика (ТЭС, ГЭС, АЭС), рыбная, пищевая, легкая.

Экспорт: текстильное волокно, пшеница, кукуруза, продукция животноводства.

Отчет оценивается учителем географии по 5-балльной системе с учетом активности всех членов группы.
2-й урок начинается с устного обсуждения отчетов. Учащиеся должны перечислить продукцию, которая является экспортной для рассматриваемых стран.
Вопрос учителя: почему необходима международная торговля?
Отвечая на этот вопрос, учащиеся самостоятельно дают определение абсолютного преимущества. Страна обладает абсолютным преимуществом в производстве товара, если она производит его дешевле, с меньшими затратами ресурсов. Учащимся предлагается выделить те товары, в производстве которых страны обладают абсолютным преимуществом. Например, Бразилия – кофе, бананы; Аргентина – шерсть, зерно.

Наличие абсолютного преимущества объясняет причины торговли между странами, хозяйства которых различаются по природно-климатическим условиям.
Вопрос учителя: может ли товарообмен между странами быть взаимовыгодным даже в том случае, когда одна страна обладает абсолютным преимуществом в производстве всех товаров?
Ответ на этот вопрос мы получим, анализируя игру «Остров» (условия игры были адаптированы к материалу урока). Поскольку игра только моделирует реальную ситуацию, то мы ограничиваемся двумя товарами.
Итак, в Бразилии и Аргентине производят два товара: зерно и шерсть. (Выбирая товары, мы специально отошли от таких традиционных товаров, как кофе, бананы, так как ответ менее очевиден).
Производственные возможности представлены в таблице:


Производители

Производственные возможности




шерсть

(тонн)

зерно

(тонн)

Бразилии

2

3

Аргентины

6

4


Очевидно, что Аргентина имеет абсолютное преимущество в производстве и шерсти, и зерна. Участникам игры раздаются игровые карточки. Каждый учащийся получает карточку той страны, по которой он готовил отчет, т.е. получится примерно равное количество игроков-производителей Бразилии и Аргентины. Карточка производителя Аргентины с цветной стороны разделена на 6 частей, с белой – на 4 части. Карточки характеризуют производственные возможности производителей.

По условиям игры для нормального существования 9чтобы быть одетым) каждый производитель должен иметь не менее 2 т шерсти. Подсчитайте максимальные возможности производителей.

Получим: максимальное количество шерсти + 2 т х N, где N – число игроков; максимальное количество зерна + 2 2/3 х n, где n – число производителей Аргентины. Пояснение: поскольку производители Бразилии вынуждены (по условиям игры) производить только шерсть, то зерно будет производиться только в Аргентине.

Разорвите карточку Аргентины, отделив 2 т шерсти (2 части цветной стороны), и продемонстрируйте, что оставшаяся часть содержит 2/3 т зерна (белая сторона карточки).

Предложите учащимся поторговать. Цель торговли: получить как можно больше зерна, при этом каждый производитель должен иметь как минимум 2 т шерсти. На тоги отводится 5-7 минут урока.
Анализ игры


  1. Подведите итоги торгов, определите победителя.

  2. выпишите на доске количество произведенного зерна (количество частей белого цвета всех игроков). Полученный результат будет намного превышать максимальный объем производства зерна до торгов.


Вопрос учителя: где производители взяли «лишнее» зерно?
Ответ: лишнее количество зерна есть результат специализации. Дело в том, что абсолютное преимущество не играет роли при определении международной специализации и структуры торговли. В данном случае имеет значение только сравнительное преимущество. Страна обладает сравнительным преимуществом. Если альтернативная стоимость производства товара в этой стране меньше.


  1. Заполните таблицу, подставив альтернативные издержки, определите специализацию.




Страна

Альтернативные издержки производства (тонн)

Специализация

шерсти

зерна




БРАЗИЛИЯ

1 ½

2/3

зерно

АРГЕНТИНА

2/3

1 ½

шерсть


Постройте графики кривых производственных возможностей для двух производителей) до торгов и после специализации и торговли:


  1. Подсчитайте максимальные возможности стран после специализации (для двух производителей).

Производитель Бразилии: 3 т зерна.

Производитель Аргентины: 2 т шерсти (для внутреннего потребления) + 2 т шерсти (экспорт) + 1 1/3 т зерна.

Итак, максимальный выпуск: 4 1/3 т зерна. 4 т шерсти. Обозначьте точку с координатами (4 1/3, 4) на графике 3.


  1. Запишите границы обмена.


Международный обмен состоится, если цена на продукцию будет находиться в следующих границах:
2/3 шерсти цена 1 т зерна 1 ½ т шерсти;

3/3 зерна цена 1 т шерсти 1 ½ т зерна.
Сравните с ценами, установившимися в игре.


  1. Сформулируйте определение свободной торговли. Процесс международного обмена, основанный на принципе сравнительного преимущества и исключающий всякое вмешательство государства, будем называть свободной торговлей.



ВЫВОД: в результате международной специализации и свободной торговли, основанной на использовании принципа сравнительного преимущества, суммарное производство товаров увеличивается. А страны достигают такого уровня потребления, который превышает их внутренние производственные возможности.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по экономике и географии на тему «Международная торговля на примере стран Латинской Америки» iconИсследовательская работа по географии на тему: «Страны Латинской Америки»
Цель: изучить особенности стран Латинской Америки. Выявить причины высокого уровня социально – экономического развития стран Латинской...

Урок по экономике и географии на тему «Международная торговля на примере стран Латинской Америки» iconРабочая программа дисциплины история Латинской Америки в 1918 2005 гг. (32 час.)
Цели курса – сформировать у студентов представления об особенностях развития стран третьего мира (на примере Латинской Америки) на...

Урок по экономике и географии на тему «Международная торговля на примере стран Латинской Америки» iconУрок по технологии педагогическая мастерская с элементами системно...
Цель – рассмотреть национально-освободительную борьбу народов Латинской Америки против колониального гнета Испании, раскрыть итоги...

Урок по экономике и географии на тему «Международная торговля на примере стран Латинской Америки» iconПрограмма курса “ экономика и экономический анализ стран латинской...
Программа дисциплины «Экономика и экономический анализ стран Латинской Америки» разработана в соответствии с примерной программой,...

Урок по экономике и географии на тему «Международная торговля на примере стран Латинской Америки» iconТема : Особенности и развитие Латинской Америки
Образовательная: Охарактеризовать особенности экономического, социально – политического развития Латинской Америки. Рассмотреть положение...

Урок по экономике и географии на тему «Международная торговля на примере стран Латинской Америки» iconОтчет о мероприятиях, проведенных за период с 27 по 31 мая 2013 года по линии
Альварадо. С докладом «О приоритетах российско-латиноамериканского сотрудничества» перед участниками выступил директора Института...

Урок по экономике и географии на тему «Международная торговля на примере стран Латинской Америки» iconПрограмма учебной дисциплины История стран Латинской Америки федерального...
Дать студентам целостное представление об общем и особенном в историческом развитии региона Латинской Америки с древнейших времен...

Урок по экономике и географии на тему «Международная торговля на примере стран Латинской Америки» iconБразилия и другие страны Латинской Америки в мировой экономике
Латинская Америка является регионом, ярко демонстрирующим проблемы догоняющего развития. Большинство из них актуальны и для такого...

Урок по экономике и географии на тему «Международная торговля на примере стран Латинской Америки» iconE mail :; Сфера научных интересов
Сфера научных интересов: Страны Латинской Америки в системе мирохозяйственных связей, российско-латиноамериканские экономические...

Урок по экономике и географии на тему «Международная торговля на примере стран Латинской Америки» icon@заголовок = Итоги Всемирного экономического форума для Латинской Америки
Всемирный экономический форум /вэф/ для Латинской Америки. В работе конференции приняли участие президенты Колумбии, Гватемалы, Панамы,...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную