Урок географии (9 класс) Тема урока. Демография и хозяйство Тверской области: проблемы и пути решения






Скачать 82.15 Kb.
НазваниеУрок географии (9 класс) Тема урока. Демография и хозяйство Тверской области: проблемы и пути решения
Дата публикации12.02.2015
Размер82.15 Kb.
ТипУрок
e.120-bal.ru > География > Урок
Учитель географии,

высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ д. Мокшино

Конаковского района, Тверской области

Адышева Галина Евгеньевна
Урок географии (9 класс)

Тема урока. Демография и хозяйство Тверской области: проблемы и пути решения.
Пояснительная записка.
Данный урок входит в систему регионального курса экономической и социальной географии России, составной частью центрального федерального округа. Краеведческий элемент экономической географии состоит из трех уроков, центральным (вторым по счету) является этот урок.
Тип урока: усвоение новых знаний;
Вид урока: урок-конференция.
Цели урока.

Изучить особенности демографических и экономических проблем нашего государства на примере своей области, своего региона.
Задачи.

Систематизировать знания учащихся по регионам страны, составить целостную картину демографических и экономических проблем области. Изучить процессы спада численности населения и их причины «экономическое лицо» Тверской области в хозяйстве страны.

Развивать у учащихся поискового метода сбора информации из разных источников, умений обобщать, систематизировать и анализировать материал в графиках, таблицах, схемах и диаграммах.

Развивать коммуникативных навыков работы в группе, умений слушать и слышать друг друга.

Воспитывать экологическую культуру, чувства патриотизма за Мою малую Родину, коллективизм в классе при создании одного учебного проекта.

Тип урока: изучение и освоение новых знаний.

Вид урока: урок-конференция с показыванием ИКТ- технологий и поисковых методов.

Методы обучения: исследовательский, частично-поисковый, наглядный, информационно-рецептивный.

Оборудование: настенная карта России, карта Тверской области, схемы, графики, диаграммы, компьютер, три пачки баранок завода "Волжский пекарь".

Форма урока: беседа, работа в группах, фронтальный опрос.

Оформление доски:



Карта Тверской области
Герб
Флаг


График



Диаграмма



Брачность и разводы



План урока

Компьютер

Миграция населения

Динамика естественного прироста



Оформление, "бейджики" у учеников:

1) "Статистик"

2)"Специолист отдела ЗАГСа"

3)"Демографы"

4)"Чиновник местный сельской администрации"

5)"Специалист АПК области"

6)"Ведущий специалист промышленности области"

7)"Начальник планового отдела , аналитик"

+презентации на темы выступлений

Ход урока:

  1. 1-2 мин. организационный момент (приветствие, настроение)

  2. 3-4 мин. Актуализация опорных знаний , проверка Д/З

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Вводная часть урока

- Сегодняшний урок необычный. Форма урока конференция, на которой присутствуют ученики, в качестве: статистиков, демографов, работника ЗАГСа, специалистов в области промышленности и АПК, плановые аналитики (представление учащихся).

Мы продолжаем уроки по изучению нашего Тверского края. Сегодняшняя тема занятия на доске: «Демография и экономика Тверской области». Мы поговорим о проблемах и путях решений этих проблем, используя исследовательские методы работы.

Слово «исследование» - от слова «след». Идти по следу – значит дойти до причины, побудившей те или иных действия.

Любое расследование предполагает гипотезу. Каковы ваши гипотезы, что мы будем изучать на уроке? Какие «следы» и «причины» нас интересуют?






- Ответы учащихся:

1) Демография – наука о народонаселении , следовательно, будем изучать народ, его количество, миграции, рождаемость, смертность.

2) Изучая эту проблему, мы узнаем, отличается ли она в целом от проблемы России или похожа.

3) Ещё мы узнаем, почему и зачем развита в области та или иная отрасль промышленности и АПК.

4) Будет интересно узнать, а что же дальше, по времени, произойдет с экономикой? Где будут нужны рабочие руки, какие профессии пригодятся после окончания школы.

Действительно, всё верно. Вы правильно сформулировали цели и задачи нашего урока.

- Вспомним, когда образовалась Тверская область, как субъект Российской Федерации.

- К какому экономическому району она относится?

- Что означает « соседи I порядка?»

- В 1935 году.

- К центральному экономическому району, центральному федеральному округу, к соседям I порядка.

-Это субъекты, граничащие с Москвой или Московской областью.

Изучение нового материала

демография;

  1. хозяйство;

  2. перспективы развития;

  3. « экономическое лицо » область.

- Урок проводится в форме конференции, на которой мы прослушаем выступления, примем коллективные решения.

Итак, первые выступят демографы.

- выступление « демографов »,

+ презентация по теме.

Кратко суть: 1) Численность населения напрямую зависит от многих социальных и природных условий территории. В нашей области в 2014 году проживало 1,3 млн человек, а в 1960 году – 1,8 млн человек. За 50 лет снизилось на 0,5 млн человек это – целый город!

2) Городское население – 74%;

3) – рождаемость – 11 чел на 1 тыс населения;

- смертность – 18 чел на 1 тыс;

Средняя продолжительность жизни – 68 лет; в 2000 году была – 61 год!

4) Большая часть населения – русские (92%), есть карелы, украинцы, белорусы.

5) Крупные города области:

Г. Тверь (403 тыс чел) , Ржев (60), Вышний Волочёк (52), Кимры (49).

6) Причины смертности:

- сердечно-сосудистые заболевания;

- онкология;

- вредные привычки, алкоголизм;

- ДТП, аварийность.

7) Миграции населения, увеличение числа

«гастербайтеров».

- выступление статистов


- Теперь тему продолжит работник ЗАГСа.

- Прослушав большие и серьезные выступления, какой вывод можно сделать?

- Это повысит или понизит значение области в стране?

- Грустная, однако, перспектива. Давайте перейдем дальше, по плану нашей конференции, поговорим о хозяйстве, а в частности : о промышленности, АПК и транспорте.( выступление учащихся + презентация)

- Очень интересное выступление, красочные презентации.

- Что можно сказать об экономике области?

- Почему наша область специализируется на выпуске вагонов?

Теперь послушаем работников АПК и плановых отделов.

С использованием графиков, диаграмм изменений численности населения в г. Конаково в сельской местности с 1980 по 2010 годы.

- выступление ученика о процессах и причинах снижения брачности, а так же о «гражданских» отношениях между молодыми людьми (с использованием графика и диаграммы, таблицы на доске)

- Ответ учащегося:

- Рождаемость снижается, смертность растет, следовательно, естественный прирост идет со знаком «-».

Это влияет на экономику.

- Работать будет не кому на предприятиях.

- Конечно, понизит. Да и всей страны этот процесс одинаковый.

- А «пустующие» места вскоре будут заселять китайцы (на Дальнем Востоке) или земля зарастает лесом.

- Выступление «специалиста промышленности области», «работника АПК», «начальников планового отдела аналитики».

Кратко суть:

1. главные отрасли промышленности:

а) Машиностроение :

Тверской вагон завод (пассажирские магистральные вагоны).

Торжокский вагон завод

Тверской экскаваторный завод

Нелидовский завод гидропрессов

Савеловский (Кимрский) станкозавод

б) Электроэнергетика:

Калининская атомная эл/ст.

Конаковская ГРЭС (тепловая)

в) Пищевая: хлебокомбинаты , в т.ч. «Волжский пекарь»

г) Легкая промышленность:

швейные фабрики «Торжокские золотошвеи»

д) Лесная и деревообрабатывающая промышленность:

Нелидовский ДОК (фанера, двери)

Вышневалоцкий комбинат (мебель)

е) Химическая (на сырье газа и нефти)

Тверской полиэфир (обивочные хим. ткани)

Тверь стеклопластик (стекловата)

Нелидовский завод пластмасс

- Она хорошо развивается, особенно машиностроение.

- Есть потребители, город расположен на на ж/д дороге между Питером Москвой

- Выступление учащихся.

Кратко суть:

1. Сельское хозяйство входит составной частью в АПК

2. S с/х угодий примерно 2,5 млн. га(площади Албании или Бельгии)

3. Развито животноводство (свиноводство, скотоводство и птицеводство).

4. Развито растениеводство (картофель, овощи, фрукты, лен, рожь, овес)

НО: с каждым годом уменьшается финансирование меньше продукции.

Интересно послушать информацию начальника планового отдела и аналитиков, изучающих отрасли специализации области в экономике всей страны.

Выступление учащихся презентации.
Кратко суть:
1. Экологическая проблема
2. Мусорные свалки, нет утилизации бытовых отходов
3. Безработица в регионе
4. Повышение уровня жизни поселения
5. Развитие новых, конкурентно способных производств.

-Каковы же выводы, в чем заключается специализация области, ее «экономическое лицо?»

-Ответы учащихся с места.
Фронтальный опрос.
*машиностроение
*энергетика
*химическая промышленость
*легкая и пищевая промышленость
*отрасли АПК
______________________________________
Выводы учащиеся делают сами, записывая их в тетради.

Рефлексия, первичное закрепление знаний.

-Что мы узнали на уроке сегодня?
-Оказались ли эти знания для тебя лично интересными? Почему?
-А вам что было интересно узнать?
____________________________________
«личностные» ответы учащихся с места, фронтальная беседа.

-Имеются перспективы получения работы в нашей местности? Какие? Почему?


-Молодому поколению сегодня надо быть очень подвижными, мобильными для получения не одной профессии, а многих, возможности обучаться и переучиваться, возможно всю жизнь.

-развитие индустрии туризма, гольф-поле, гостиница «Редиссон», яхт-клуб, строительство жилых домов, расширение сети питания и обслуживания типа «Макдоналдс» и другие.

Подведение итогов урока. Д/З.

-Как вы думаете, достигли ли мы цели урока, ее гипотезы?
-Понравилась эта конференция?
-Узнали ли мы больше о своей малой Родине?
-Откуда мы брали всю начальную информацию?

-Спасибо всем выступающим!
Сегодня вы меня порадовали тем, что не смогли быть равнодушными к проблемам всей страны. Ведь наша область - всего начинка в огромном море всего народного хозяйства огромно России. От ее работы зависит многое.



-достигли

-да

-да

из средств СМИ, газет, интернета, справочников.

(объявление оценок, поощрение «активистов»)




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок географии (9 класс) Тема урока. Демография и хозяйство Тверской области: проблемы и пути решения iconУрок обществознания в 11 классе Тема: «Глобальные проблемы современности»
Цель урока: объяснить учащимся сущность понятия и содержание глобальных проблем современности, а также пути и возможности решения...

Урок географии (9 класс) Тема урока. Демография и хозяйство Тверской области: проблемы и пути решения iconУрок по географии (10 класс) Тема урока: Численность и воспроизводство населения мира
Дидактическая: активизация познавательного интереса учащегося к теме посредством развития навыков самостоятельной работы

Урок географии (9 класс) Тема урока. Демография и хозяйство Тверской области: проблемы и пути решения icon«Экономика и экология»
Данный урок окружающего мира включен в раздел учебника «Чему учит экономика». В процессе урока учащиеся познакомятся и обсудят отрицательное...

Урок географии (9 класс) Тема урока. Демография и хозяйство Тверской области: проблемы и пути решения icon«Экономика и экология»
Данный урок окружающего мира включен в раздел учебника «Чему учит экономика». В процессе урока учащиеся познакомятся и обсудят отрицательное...

Урок географии (9 класс) Тема урока. Демография и хозяйство Тверской области: проблемы и пути решения iconУрока: Урок обобщение по обществознанию по теме «Экономическая сфера...
Тема урока: Урок – обобщение по обществознанию по теме Экономическая сфера общества, 8-й класс

Урок географии (9 класс) Тема урока. Демография и хозяйство Тверской области: проблемы и пути решения iconПостановление от 18 октября 2010 г. N 531-па об утверждении долгосрочной...
В соответствии с Постановлением Администрации Тверской области от 04. 03. 2008 n 49-па "о порядке разработки, формирования и реализации...

Урок географии (9 класс) Тема урока. Демография и хозяйство Тверской области: проблемы и пути решения iconПостановление от 14 июня 2011 г n 283-па об утверждении региональных...
В соответствии со статьей 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Законом Тверской области от 24. 07. 2012 n 77-зо "О...

Урок географии (9 класс) Тема урока. Демография и хозяйство Тверской области: проблемы и пути решения iconУрока: Обобщение и систематизация знаний
Интегрированный урок-конференция по географии обществознанию «Экологические проблемы – кризис или катастрофа?»

Урок географии (9 класс) Тема урока. Демография и хозяйство Тверской области: проблемы и пути решения iconУрок на тему: «Развитие экономики Тверской губернии на рубеже XIX-XX веков»
Материал урока может быть использован как при изучении курса краеведения, так и изучаться в рамках курса истории России XX века....

Урок географии (9 класс) Тема урока. Демография и хозяйство Тверской области: проблемы и пути решения iconЭкзаменационные билеты по географии 9 класс. Билет №1
На территории азиатской части России находятся крупнейшие угольные бассейны мира. Но при этом многие регионы Дальнего Востока нашей...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную