Учебно-методических материалов по курсу "Экономика природных ресурсов и условий" в соответствии с программой курса в комплект учебно-методических материалов включены: задачи и упражнения для домашних заданий






Скачать 394.52 Kb.
НазваниеУчебно-методических материалов по курсу "Экономика природных ресурсов и условий" в соответствии с программой курса в комплект учебно-методических материалов включены: задачи и упражнения для домашних заданий
страница1/3
Дата публикации11.02.2015
Размер394.52 Kb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > География > Документы
  1   2   3


Приложение 4.

Комплект учебно-методических материалов по курсу

"Экономика природных ресурсов и условий"

В соответствии с программой курса в комплект учебно-методических материалов включены:

  1. задачи и упражнения для домашних заданий;

  2. тесты (вопросы) промежуточных экзаменов и вопросы контрольных работ;

  3. перечень тем для написания рефератов, курсовых работ;

  4. программы экзаменов;

  5. экзаменационные вопросы, задания;

  6. шкала оценки знаний студентов;

  7. методические пособия для студентов.

4.1. Задачи и упражнения для домашних заданий.

Тема 1. Теоретические основы определения ценности природных ресурсов.


  1. Дайте определение понятия «природные ресурсы» в системе расширенного воспроизводства, приведете классификацию природных ресурсов.

  2. Дайте характеристику окружающей среды как экономической категории.

  3. В чем суть концепции устойчивого экономического развития?

  4. Каковы критерии устойчивого развития?

  5. В чем заключаются различия между слабой и сильной устойчивостью?

  6. Что такое внешние эффекты (экстерналии), каковы их виды и проявления?

  7. Проанализируйте современные модели экономического развития с учетом экологических факторов.

  8. Приведите примеры, характеризующие степень обеспеченности народного хозяйства природными ресурсами и запасы основных видов природных ресурсов.

  9. Что представляют собой экологические затраты?

  10. Что такое экологические издержки общественного производства? Дайте понятие, содержание и покажите сущность ущерба от загрязнения окружающей среды.

  11. Назовите методы определения ущерба от загрязнения окружающей среды и нерационального использования природных ресурсов, а также направления использования этого показателя в хозяйственной практике.

  12. Приведите данные, примеры, характеризующие влияние загрязнения окружающей среды на различные социально-экономические процессы, в том числе — на здоровье населения.

  13. В чем суть рентного подхода при оценке природных ресурсов?

  14. Как можно экономически оценить экосистемные услуги Земли?

  15. Что понимается под экономической ценностью природы и как ее можно определить?

  16. Меняется ли зависимость общества от природных условий по мере развития науки и техники? Если да, то как и в чем это выражается? В чем проявляются закономерности такого рода изменений? Продемонстрируйте это на примере отдельных стран и регионов мира.

  17. Влияют ли природные условия на темпы экономического развития и на производственную специализацию территорий? Если да, то приведите характерные примеры.

  18. Возможно ли в принципе управление природными условиями со стороны человеческого общества как механизм снижения его зависимости от внешних факторов развития? Если нет, то почему? Если да, то в чем именно оно проявляется (может проявляться) и до каких пределов (границ) оно распространяется?

  19. Каким образом (какими средствами) общество снижает свою зависимость от природных условий? Приведите наиболее характерные примеры наибольшей и наименьшей зависимости социумов (этносов, наций, стран и т.п.) от внешних природных факторов в исторической ретроспективе.

  20. Существуют ли закономерные взаимосвязи между уровнем экономического развития отдельных стран (народов, регионов) и особенностями природных условий? Как эволюционировали взгляды ученых и политиков на эту проблему в человеческой истории?

  21. Справедливо ли утверждение о том, что по мере развития производительных сил общество становится все более независимым от природных условий и что экономически наиболее развитые страны практически не зависят от них?

  22. Какие именно природные условия (природные особенности) в наибольшей мере ограничивают возможности экономического развития стран и народов?

  23. Как связаны между собой понятия "природно-ресурсный потенциал территории" и "экономическое развитие"? Являются ли природные ресурсы фактором экономического развития? Если да, то каковы закономерности его проявления?

  24. В чем состоит управление природными ресурсами? Существуют ли принципиальные различия в управлении стратегическими и всеми прочими видами природных ресурсов? Обоснуйте вашу позицию.

  25. Каковы основные механизмы управления природными ресурсами, какое место в них принадлежит экономическим методам? Что такое экономическая оценка природных ресурсов и какое место она занимает в теории и практике государственного управления и в бизнесе?

  26. Как осуществляется управление природными ресурсами в России, каковы его современные проблемы и, по вашему мнению, основные направления совершенствования?

  27. Что такое учет природных ресурсов? Дайте понятие и характеристику кадастрам природных ресурсов.

  28. Назовите методические подходы по экономической оценке природных ресурсов. Дайте им характеристику и проиллюстрируйте примерами.

  29. Расскажите об особенностях определения социально-экономической оценки для отдельных видов природных ресурсов.

  30. Раскройте систему платежей за пользование природными ресурсами.



Тема 2. Экономика использования и охрана земельных ресурсов.


  1. Перечислите основные виды плодородия почвы.

  2. Перечислите типы воспроизводства естественного плодородия.

  3. Какое основное условие устойчивого развития сельского хозяйства?

  4. Охарактеризуйте структуру земельного фонда России.

  5. Назовите факторы деградации земельных ресурсов.

  6. Охарактеризуйте основные направления экологизации АПК.

  7. Какие мероприятия необходимы для экологизации сельского хозяйства?

  8. Какова взаимосвязь экологизации АПК и развития производственно-сбытовой сферы?

  9. Перечислите основные виды особо охраняемых природных территорий.

  10. Каковы функции заповедников?

  11. Каковы функции заказников?

  12. Каковы функции национальных парков?

  13. Каковы возможности сокращения использования природных ресурсов в сельском хозяйстве?

  14. Охарактеризуйте структуру земельных ресурсов планеты в целом и основные закономерности ее динамики. Попробуйте сделать прогноз изменений соотношения основных категорий земельных ресурсов мира на обозримое будущее.

  15. Охарактеризуйте различия в обеспеченности (общей и удельной, на душу населения) земельными ресурсами стран мира. Оказывает ли влияние потенциал земельных ресурсов на экономику стран мира и благосостояние их граждан? Если да, то обоснуйте вашу точку зрения и приведите соответствующие примеры.

  16. В чем специфика земельных ресурсов России в сравнении с другими странами мира? Как эта специфика отражается на развитии и размещении народного хозяйства страны?

  17. Назовите основные причины деградации земель в мире и охарактеризуйте их экологические и социально-экономические последствия. Какие из них наиболее типичны для России? В чем состоят различия в проявлении процессов деградации земель по отдельным регионам нашей страны?

  18. В каких формах проявляется конкуренция в землепользовании? Каковы причины возникновения конфликтов из-за земельных ресурсов (локальных, региональных, межэтнических и т.д.) и механизмы их урегулирования? Приведите примеры.

  19. Что такое "рациональное использование земельных ресурсов"? В чем его экологический и социально-экономический смысл? Приведите характерные примеры рационального использования земель в России и в зарубежных странах.

  20. Как осуществляется управление земельными ресурсами на глобальном уровне и в различных странах мира? Назовите известные вам органы управления земельными ресурсами в России и охарактеризуйте их основные функции.

  21. Какое место занимает (может занимать, должна занимать) экономическая оценка в управлении земельными ресурсами?

  22. Существует ли взаимосвязь между формой собственности на землю (государственная, муниципальная, частная, общинная и др.) и эффективностью использования земельных ресурсов?

  23. Раскройте и прокомментируйте схему расчета нормативов платы за пользование земельными ресурсами.


Тема 3. Экономика использования и охрана водных ресурсов.


  1. В каких странах мира вода является фактором, объективно лимитирующим развитие производительных сил? Какие из экономических районов России и субъектов Федерации относятся к числу наименее обеспеченных водными ресурсами?

  2. Какой из основных секторов народного хозяйства мира в целом — промышленность, сельское хозяйство, муниципальное пользование (население и городское хозяйство) — является ведущим потребителем водных ресурсов?

  3. Какое население — городское или сельское — лучше обеспечено водными ресурсами питьевого качества и почему? В каких странах и регионах мира наиболее ощутим контраст в обеспеченности названными ресурсами городского и сельского населения?

  4. Во многих странах мира водное хозяйство оформилось в особую отрасль народного хозяйства. Каковы его структура и функции? Каковы его специфические особенности в различных странах мира и в России в частности?

  5. Каковы тенденции и перспективы водообеспеченности отдельных стран и мира в целом?

  6. Каковы основные пути преодоления дефицита водных ресурсов в странах мира? Что нового привносит прогресс науки и техники в этот процесс?

  7. Могут ли водные ресурсы быть объектом международной торговли? Поясните свою точку зрения. Представляет ли экспорт воды практический интерес для России?

  8. В чем сходство и различие поверхностных и подземных вод как источников водоснабжения населения и хозяйства? Каково их соотношение в во-дообеспечении стран мира и России в частности?

  9. Какова роль экономических методов в управлении водными ресурсами? В чем смысл экономической оценки водных ресурсов и существует ли таковая в практике водного хозяйства России?

  10. Укажите особенности водного налога.

  11. Кто является основным потребителем воды? Как меняется распределение водных ресурсов между секторами экономики?

  12. Что означают неоправданные потери воды и каковы их масштабы?

  13. Каковы основные направления экономии воды на производстве?

  14. Каковы основные направления экономии воды в быту?


Тема 4. Экономика использования и охрана минерально-сырьевых ресурсов.


  1. Какова обеспеченность основными видами минерально-сырьевых ресурсов (топливные, рудные и пр.) России, зарубежных стран и мира в целом? Каковы прогнозы обеспеченности полезными ископаемыми населения планеты в обозримом будущем?

  2. Как ТЭК влияет на структуру экономики?

  3. Как структура экономики влияет на ТЭК?

  4. Какова в настоящее время структура топливно-энергетического баланса; какие его изменения возможны в перспективе?

  5. В чем причины высокой энергоемкости продукции в России?

  6. Какие меры можно противопоставить расширению добычи энергоресурсов? В чем состоит их экологический и экономический смысл?

  7. В чем заключаются причины технологического отставания металлургического комплекса? К каким последствиям они приводят?

  8. Что делать с отходами в металлургии? Почему они возникают и как их использовать?

  9. Почему растет металлоемкость продукции?

  10. В чем проявляется воздействие металлургического комплекса на окружающую среду?

  11. Почему в выплавке стали недостаточно используется металлолом?

  12. Укажите особенности платежей за недропользование.

  13. Раскройте назначение акцизного сбора в недропользовании.


Глава 5. Экономика использования и охрана лесных ресурсов.


  1. Перечислите экологические функции леса. Как экономически оценить каждую из них?

  2. Как распределены леса по территории России? Какова их структура? Какие экономические проблемы возникают в связи с этим?

  3. В чем состоят причины потерь древесной продукции на различных стадиях ее переработки?

  4. В чем, на Ваш взгляд, кроются причины недостаточного использования макулатуры при производстве бумаги в различных странах?

  5. Экспортная политика в лесном комплексе: почему нужно менять ее направления?

  6. Охарактеризуйте основные тенденции динамики состояния лесных ресурсов в мире и в России. Каковы основные причины обезлесивания и деградации лесного покрова планеты?

  7. В какой форме осуществляются платежи за лесопользование?

  8. Какие платные виды лесопользования предусмотрены законодательством?

4.2. Тесты (вопросы) промежуточных экзаменов и вопросы контрольных работ
1. Экономическое плодородие почвы — это:

а) плодородие, определяемое искусственно созданными средствами производства;

б) плодородие, определяемое природными факторами;

в) плодородие, рассчитываемое на единицу площади;

г) плодородие, являющееся совокупностью естественного и искусственного плодородия;

д) потенциальное плодородие почвы.

2. В лесах I группы допускается:

а) лесоэксплуатация без ограничений;

б) лесоэксплуатация в небольших объемах, не подрывающих возможности лесов к воспроизводству;

в) рекреационная деятельность;

г) санитарные рубки и отстрел излишней численности животных;

д) лесоэксплуатация по особым разрешениям.

3. Основным (по объему) водопотребителем является

а) орошение;

б) сельское хозяйство;

в) промышленность;

г) жилищно-коммунальное хозяйство;

д) водный транспорт.

4. Основные запасы пресной воды сосредоточены

а) в озерах;

б) в речном стоке и озерах;

в) в подземных источниках;

г) в ледниках;

д) в речном стоке.

5. Каковы в последние годы тенденции в добыче топливно-энергетических ресурсов?

а) добыча газа незначительно растет, всех остальных ресурсов падает;

б) добыча всех ресурсов падает, но не одинаковыми темпами;

в) добыча всех ресурсов растет, но незначительно;

г) добыча ресурсов падает, кроме нефти и газа;

д) добыча стабилизировалась по всем ресурсам кроме угля.

6. Какова доля АЭС в выработке электроэнергии?

а) меньше 10%;

б) 10-15%;

в) 15-20%;

г) 20-25%;

д) больше 25%.

7. Функционирование металлургического комплекса сопряжено с ущербом окружающей среде. В наибольшей степени этот ущерб проявляется при воздействии на

а) водные объекты;

б) атмосферу;

в) леса и другой растительный мир;

г) почву в связи с размещением отходов;

д) животный мир.

8. Платежи за загрязнение атмосферы в пределах установленные лимитов выплачиваются

а) из прибыли предприятия;

б) за счет себестоимости;

в) из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия;

г) из совокупного дохода;

д) в зависимости от конкретной ситуации могут использовать различные источники.

9. Платежи за размещение отходов поступают

а) в бюджеты местных органов;

б) в местные экологические фонды;

в) в федеральный бюджет;

г) частично в федеральный, частично в местные экологически фонды;

д) в федеральный экологический фонд.

Деловая игра "Территориальное управление ресурсопользованием"

В данном разделе рассматривается вариант территориальной деловой игры, в которой учащимся предлагается в активной познавательной форме закрепить знание материала по природным ресурсам и природным условиям России. Игровой комплекс предполагает ознакомление участников с понятиями "природные ресурсы" и "природные условия", основными параметрами их количественной и качественной оценки, основными принципами рационального природопользования, то есть имеется в виду, что студенты изучили соответствующий раздел «Экономии природных ресурсов и условий». Считается, что они имеют общее представление о биосфере, закономерностях образования полезных ископаемых, выделении природных зон и поясов Земли, крупных природных регионов.

Игровой комплекс представляет собой разновидность широко известной игры "У озера", адаптированной для учебных целей. В процессе игры имитируются два варианта ресурсопользования: стихийный процесс и в русле некой технологии повышения продуктивности этого процесса. Смысл игры заключается в поиске коллективного решения в условиях полной определенности имитируемой хозяйственной ситуации. Удобна игра и тем, что позволяет работать преимущественно с количественными показателями, позволяющими взвесить успехи игроков и обеспечить сравнимость результатов.

Подготовка деловой игры

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методических материалов по курсу \"Экономика природных ресурсов и условий\" в соответствии с программой курса в комплект учебно-методических материалов включены: задачи и упражнения для домашних заданий iconУчебно-методических материалов по курсу "Оценка земли" в соответствии...
В соответствии с программой курса в комплект учебно-методических материалов включены

Учебно-методических материалов по курсу \"Экономика природных ресурсов и условий\" в соответствии с программой курса в комплект учебно-методических материалов включены: задачи и упражнения для домашних заданий iconУчебно-методических материалов по курсу "Экономика общественного...
В соответствии с программой курса в комплект учебно-методических материалов включены

Учебно-методических материалов по курсу \"Экономика природных ресурсов и условий\" в соответствии с программой курса в комплект учебно-методических материалов включены: задачи и упражнения для домашних заданий iconУчебно-методических материалов по курсу "Экономика предприятия" в...
В соответствии с программой курса в комплект учебно-методических материалов включены

Учебно-методических материалов по курсу \"Экономика природных ресурсов и условий\" в соответствии с программой курса в комплект учебно-методических материалов включены: задачи и упражнения для домашних заданий iconУчебно-методических материалов по курсу "Экономика предприятия" в...
В соответствии с программой курса в комплект учебно-методических материалов включены

Учебно-методических материалов по курсу \"Экономика природных ресурсов и условий\" в соответствии с программой курса в комплект учебно-методических материалов включены: задачи и упражнения для домашних заданий iconУчебно-методических материалов курса «Эколого-экономический мониторинг...
Комплект учебно-методических материалов курса «Эколого-экономический мониторинг окружающей среды»

Учебно-методических материалов по курсу \"Экономика природных ресурсов и условий\" в соответствии с программой курса в комплект учебно-методических материалов включены: задачи и упражнения для домашних заданий iconПеречень раздаточных материалов на Международную
Сборник учебно-методических материалов по реализации основных образовательных программ впо по направлениям подготовки 080100 Экономика...

Учебно-методических материалов по курсу \"Экономика природных ресурсов и условий\" в соответствии с программой курса в комплект учебно-методических материалов включены: задачи и упражнения для домашних заданий iconМетодическая разработка представляет собой совокупность учебно-методических...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Учебно-методических материалов по курсу \"Экономика природных ресурсов и условий\" в соответствии с программой курса в комплект учебно-методических материалов включены: задачи и упражнения для домашних заданий iconУтверждаю Директор М. В. Упит План работы Экономического лицея мби...
Тема года: Создание и использование электронных учебных комплексов, учебно-методических материалов, фосов

Учебно-методических материалов по курсу \"Экономика природных ресурсов и условий\" в соответствии с программой курса в комплект учебно-методических материалов включены: задачи и упражнения для домашних заданий iconПояснительная записка к рабочей программе по экономике Данное планирование...
Сборник программно-методических материалов по экономике, М.: Вита-Пресс, 2006 г которая соответствует учебнику: Липсиц А. И. Экономика....

Учебно-методических материалов по курсу \"Экономика природных ресурсов и условий\" в соответствии с программой курса в комплект учебно-методических материалов включены: задачи и упражнения для домашних заданий iconПояснительная записка: цели и задачи курса; основное содержание с...
Рабочая учебная программа по элективному курсу составлена на основании следующих нормативных документов






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную