Пояснительная записка Программа предусматривает изучение курса экономической и социальной географии мира 3 час в неделю в 10 классах и 3 часа в неделю в 11 классах.






Скачать 112.07 Kb.
НазваниеПояснительная записка Программа предусматривает изучение курса экономической и социальной географии мира 3 час в неделю в 10 классах и 3 часа в неделю в 11 классах.
Дата публикации06.02.2015
Размер112.07 Kb.
ТипПояснительная записка
e.120-bal.ru > География > Пояснительная записка
«Утверждаю»

Руководитель ШМО учителей истории и географии

Горовая К.М.

(Подпись) (Фамилия И. О.)

Протокол № 1 от 28.08.09 заседания школьного методического объединения

Общая география

10-11 классы (210 часов)

Модернизированная программа на основе государственного стандарта 2004 года и примерной программы Министерства образования и науки РФ для среднего (полного) общего образования для классов социально-экономического профиля.

Профильный уровень.

О.Ф. Паринова, МОУ СОШ № 71

Пояснительная записка

Программа предусматривает изучение курса экономической и социальной географии мира 3 час в неделю в 10 классах и 3 часа в неделю в 11 классах. Суть данной модернизации заключается в изложении собственных взглядов к структуированию учебного материала, определению последовательности его изучения. При этом количество разделов и их основное содержание, предусмотренное примерной программой Министерства образования и науки РФ для среднего (полного) общего образования (профильный уровень), не изменяется.

1. Особое внимание уделяется комплексному подходу при изучении предмета (человек-природа-экономика-культура-окружающая среда). Это связано со спецификой географии - её естественно-общественной функцией. Основным является раздел «Введение в экономическую и социальную географию», в структурные единицы которого добавлен учебный материал разделов «Введение в общую географию» и «Введение в физическую географию».

2. Сохраняется алгоритм изучения учебного материала, который выработан у учащихся в курсе основного общего образования и нет необходимости менять его логическую последовательность. Необходимо сохранять преемственность.

3. Для более глубокого изучения соответствующих специализации курсов учебное время перераспределено в пользу блока социально-экономической географии зарубежных стран, где сочетается географическое страноведение с теоретическими вопросами экономической и социальной географии. В программе увеличено число изучаемых стран, международных организаций, количество практических работ. Данный подход объясняется следующим:

а) вопросы, связанные с изучением физической географии, геологии, структурой географической науки, природопользования и геоэкологии были в полном объёме рассмотрены в рамках курса основного общего образовании. Хотя, уважая требования программы профильного уровня, они рассматриваются в комплексе с разделом «Введение в экономическую и социальную географию»;

б) такое количество часов необходимо для успешной подготовки к ЕГЭ, так как 43 % заданий связаны с экономической и социальной географией мира и страноведением. Этот материал традиционно изучается в 10—11 классах.
4. Уменьшение количества часов в разделах «География как наука» и «Природопользование и геоэкология» восполняется во время работы научного общества учащихся, при выполнении творческих работ.

Содержание курса требует интеллектуальной активности, разных форм самостоятельных действий учащихся, расширяет их кругозор.

Данный курс является комплексным, включает в себя новые тенденции в изучении географии и классическую теорию.

Раздел «География как наука» (3 часа).

Что изучает экономическая и социальная география мира. Структура науки. Отраслевые социально-экономические географические науки. География в системе классификации наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Методы: описательный, полевой, сравнительно-географический, математический, аэрокосмический. Основные законы и закономерности географии Статистический метод – один из основных в географии.

Практическая часть. Использование традиционных и новых методов географической науки для поиска, обработки и представления географической информации.
Раздел:«Введение в экономическуюи социальную географию» +

«Введение в общую географию» и «Введение в физическую географию» (185 часов).

Из них:

Современная политическая карта мира (15 часов).

Понятие о политической карте и основных этапах её формирования. Многообразие стран современного мира. Типы стран современного мира по уровню социально-экономического развития. Экономически развитые страны. Страны с переходной экономикой. Развивающиеся страны. Модель формирования колониальной структуры экономики. Государственный строй: формы правления независимых государств. Государственный строй: административно-территориальное деление и устройство независимых государств. Классификация несамоуправляющихся территорий. Политическая география и традиционные геополитические теории. Современные школы геополитики. Политико-географическое (геополитическое) положение. Очаги напряжённости в современном мире.

Практическая часть. Обозначение на контурной карте группировок стран

Составление таблицы «Государственный строй стран мира»

Характеристика геополитического положения страны Обозначение на контурной карте группировок стран

Составление таблицы «Государственный строй стран мира»

Характеристика геополитического положения страны

География мировых природных ресурсов (12 часов).

Эколого-географическое и ресурсно-географическое изучение природы. Общая характеристика мировых природных ресурсов. Мировые ресурсы минерального топлива.

Минеральные ресурсы: рудное и химическое сырьё. Земельные ресурсы. Мировые водные ресурсы. Мировые лесные ресурсы. Ресурсы Мирового океана. Мировые климатические и космические ресурсы. Рекреационные ресурсы. Антропогенное воздействие на географическую оболочку. Международный характер проблемы «Общество и окружающая среда».

Практическая часть. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов мира

Составление картосхемы размещения крупнейших месторождений полезных ископаемых.

География населения и культуры (21 час)

Динамика численности населения мира. Воспроизводство населения: исторические типы. Демографическая ситуация в развитых и развивающихся странах. Демографическая политика. Половая структура населения мира. Возрастная структура населения мира. Мировые трудовые ресурсы. Качество населения. Теория этногенеза Л.Н.Гумилёва. Этнический и этнолингвистический состав населения. География религий народов мира. Историко-культурные (цивилизационные ) регионы мира. Неравномерность размещения населения мира. Международные миграции населения. Поляризация пространства. Функции места.

Основные черты географии миграций. Глобальная урбанизация и «городской взрыв». География современного мирового процесса урбанизации. Модели оптимального размещения городов. Проблемы большого города.

Особенности сельского расселения.

Практическая часть.

Анализ половозрастных пирамид

«Научно-техническая революция (НТР), её составные части и характерные черты. Мировое хозяйство» (8 часов).

Стадии и циклы развития. Отраслевая структура мировой экономики. Международное географическое разделение труда (МГРТ) и международная экономическая интеграция. Территориальная структура хозяйства и научно-техническая революция. Изменение значимости факторов размещения производства в эпоху НТР.

Практическая часть. Сравнительная оценка ведущих факторов размещения производительных сил.

География отраслей мирового хозяйства (34 часа)

География промышленности. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК).Нефтяная промышленность мира Газовая промышленность мира. Угольная промышленность мира.

Мировая электроэнергетика. Горнодобывающая промышленность мира. Мировая чёрная металлургия. Мировая цветная металлургия. Медная промышленность. Мировая алюминиевая промышленность-ведущая отрасль цветной металлургии Машиностроение мира. Химическая промышленность мира. Лесная промышленность мира. Текстильная промышленность мира.

Мировое сельское хозяйство. «Зелёная революция» и биотехнологическая революция в сельском хозяйство. Растениеводство. Продовольственные культуры. Непродовольственные культуры. Животноводство мира. Мировое рыболовство. Мировая транспортная система. Мировой автомобильный транспорт. Мировой трубопроводный транспорт. Мировой воздушный ранспорт.

Морской транспорт мира. Внутренний водный транспорт. Транспорт и окружающая среда. Международные экономические отношения (МЭО). Свободные экономические зоны (СЭЗ).

География распределения мировой торговли. Мировой рынок услуг.Мировой финансовый рынок. Международное производственное и научно-техническое сотрудничество. Развитие международного туризма. Всемирное наследие человечества. Глобальные проблемы человечества. Проблема сохранения мира. Экологические проблемы. Демографическая проблема. Продовольственная проблема. Энергетическая и сырьевая проблемы. Глобальная проблема освоения Мирового океана.

Общие и специфические глобальные проблемы разных регионов Земли.

Практическая часть. Обозначение на контурной карте размещения основных промышленных районов мира.Выявление преобладающих видов транспорта в разных регионах, степень развития, прогноз.

Характеристика одной из отраслей промышленности

Зарубежная Европа (28 часов)

Место и роль зарубежной Европы в современном мире. Субрегионы Европы. Формирование политической карты Европы в 20 веке. Изменения на политической карте Европы в результате Первой мировой войны, в ходе Второй мировой войны, после Второй мировой войны. Формы государственного устройства и правления в зарубежной Европе. Формы правления: конституционные монархии и республики. Природные условия и ресурсы зарубежной Европы. Территориальные комплексы, ландшафты.

Проблемы воспроизводства населения. Этнический, этнолингвистический и религиозный состав населения зарубежной Европы. Миграции населения: главные причины и основные потоки. Особенности урбанизации в зарубежной Европе.

Топливно-энергетический комплекс зарубежной Европы. Сдвиги в географии энергопотребления. Топливно-энергетический баланс. Районы и центры чёрной и цветной металлургии в зарубежной Европе. Машиностроение. Другие отрасли промышленности зарубежной Европы. Размещение предприятий химической промышленности.

Специализация сельского хозяйства зарубежной Европы. Транспорт. Технопарки и технополисы.

Туристско-рекреационные районы. Охраняемые природные территории в зарубежной Европе. Культурный ландшафт, его свойства.

Охрана окружающей среды и экологические проблемы.

«Центральная ось развития» Западной Европы. Северная Европа. Общий обзор. Финляндия. Средняя Европа. Общий обзор. Великобритания. Франция. Германия. Южная Европа. Общий обзор. Италия. Экономико-географическая характеристика страны. Восточная Европа. Общий обзор. Польша. Микрогосударства Европы. Единство Европы и самобытность отдельных регионов.

Практическая часть. Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов

Составление комплексной географической характеристики стран разных типов.

Характеристика территориальных диспропорций в размещении производства на примере Италии.

Зарубежная Азия (21 час).

Место и роль региона Зарубежная Азия в современном мире. Формирование политической карты Зарубежной Азии в 20 веке. Формы государственного устройства и правления в странах зарубежной Азии. «Горячие точки» Зарубежной Азии. Природные условия и ресурсы. Территориальные комплексы, ландшафты.

Зарубежной Азии. Особенности воспроизводства населения в Зарубежной Азии. Этнолингвистический состав населения Зарубежной Азии. Зарубежная Азия – родина мировых религий. Трудовые миграции в Зарубежной Азии. Хозяйство. Возрастающая роль в мировом хозяйстве: пять центров экономического развития. Новые индустриальные страны.

Нефтеэкспортирующие страны Персидского залива. Основные типы сельского хозяйства.

Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Юго-Западная Азия. Образ территории. Иран. Южная Азия. Образ территории. Индия. Юго-Восточная Азия. Образ территории. Индонезия.

Центральная и Восточная Азия. Образ территории. Китай. Япония. Объекты всемирного культурного и природного наследия Зарубежной Азии. Культурный ландшафт, его свойства.

Зарубежная Азия – регион контрастов Оценка природных предпосылок для развития промышленности и сельского хозяйства Индии.

Практическая часть.

Сравнительная характеристика экономических зон Китая

Оценка природных предпосылок для развития промышленности и сельского хозяйства Индии.

Африка (16 часов)

Место и роль региона в современном мире. Этапы формирования политической карты Африки в 20 веке.

Природные условия и природные ресурсы Африки.

Демографический взрыв в Африке и его последствия. Африка – континент конфликтов. Кипящий континент. Африка – регион «городского взрыва». Хозяйство - отраслевая и территориальная структура. Сельское хозяйство Африки. Трансконтинентальные магистрали в Африке. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Особо охраняемые природные территории и объекты всемирного наследия в Африке. Субрегионы Африки. Северная Африка: образ территории. Египет. Тропическая Африка. Образ территории. Южно-африканская республика.Пути преодоления отсталости африканских стран. Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах

Практическая часть. Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями территории.

Северная Америка (11 часов).

Место и роль региона в современном мире. Соединённые штаты Америки. Население США. Хозяйство США. Природные предпосылки для развития хозяйства. Топливно-энергетический комплекс США. Отрасли обрабатывающей промышленности США. Природные предпосылки для развития сельского хозяйства США. Транспортная система США. География отдыха и туризма в США. Загрязнение окружающей среды в США и меры по её охране. Макрорайоны США. Канада.

Практическая часть. Учебное моделирование и проектирование техногенных изменений окружающей среды и их возможных последствий.

Латинская Америка (10 часов).

Место и роль региона Латинская Америка в современном мире. Политическая карта Латинской Америки. Природные условия и природные ресурсы Латинской Америки. Население Латинской Америки. Главные промышленные районы Латинской Америки. Главные сельскохозяйственные районы Латинской Америки. Бразилия – тропический гигант. Объекты всемирного наследия в Латинской Америке.

Практическая часть. Сравнительная характеристика стран горного Запада и равнинногоВостока. Составление комплексных географических характеристик разных

территорий.

«Австралия» (3 часа).

Географическая специфика региона Австралия и Океания. Австралийский Союз.

Океания – отдельная часть света?

«Россия в современном мире» (6 часов).

Геополитическое и геоэкономическое положение страны. Россия в мировом хозяйстве и

международном географическом разделении труда. Характеристика современного этапа

перехода к открытой экономике.

Особенности географии и структура международной торговли России.

Основные формы внешних экономических связей. Участие России в международных

отраслевых и региональных организациях.

Демографические проблемы России.

Практическая часть. Определение роли России в мировом производстве важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции.

Раздел «Природопользование и геоэкология» (10 часов).

Этапы развития геоэкологических знаний. Понятие «воздушная среда» «водная среда». «биопочвенная среда». «геологическая среда». Связи человека с биосферой. Окружающая среда и её слагаемые. Техногенные нарушения и загрязнение воздушной, водной среды, почв, литосферы. Окружающая среда – природно-техногенное целое. Процессы в окружающей среде.

Практическая часть. Выявление взаимосвязанных цепных реакций в окружающей среде.

Раздел «Введение в геологию» (7 часов).

Предмет и задачи геологии. Происхождение Земли, этапы её развития. Минералы, горные породы. Геологическая история. Геологические процессы и их результат. Развитие земной коры во времени. Свойства литосферы.

Практическая часть. Изучение изменения геологической среды в результате деятельности человека

Резерв – 5 часов.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Программа предусматривает изучение курса экономической и социальной географии мира 3 час в неделю в 10 классах и 3 часа в неделю в 11 классах. iconРабочая программа факультатива «Экономика: первые шаги» для 1-4 классов (автор Корнеева О. С.)
Моу сош №13 г. Белгорода, реализующем фгос ноо, в рамках внеурочной деятельности по социальному направлению в 1–4 классах вводится...

Пояснительная записка Программа предусматривает изучение курса экономической и социальной географии мира 3 час в неделю в 10 классах и 3 часа в неделю в 11 классах. iconРабочая программа факультатива «Экономика: первые шаги» для 1-4 классов (автор Корнеева О. С.)
Моу сош №13 г. Белгорода, реализующем фгос ноо, в рамках внеурочной деятельности по социальному направлению в 1–4 классах вводится...

Пояснительная записка Программа предусматривает изучение курса экономической и социальной географии мира 3 час в неделю в 10 классах и 3 часа в неделю в 11 классах. iconГородецкая Н. И., Иванова Л. Ф., Матвеев А. И. Сборник программ по...
Боголюбова Л. Н. М.: Просвещение, 2011г и в соответствии с учебным планом мбоу «Великодворская сош». Рабочая программа предусматривает...

Пояснительная записка Программа предусматривает изучение курса экономической и социальной географии мира 3 час в неделю в 10 классах и 3 часа в неделю в 11 классах. iconПояснительная записка рабочая программа курса составлена на основании:...
Сборник нормативных документов География М., сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев,«Дрофа», 2006 г., а также в соответствии с учебным...

Пояснительная записка Программа предусматривает изучение курса экономической и социальной географии мира 3 час в неделю в 10 классах и 3 часа в неделю в 11 классах. iconРабочая учебная программа курса «Экономическая и социальная география мира»
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам...

Пояснительная записка Программа предусматривает изучение курса экономической и социальной географии мира 3 час в неделю в 10 классах и 3 часа в неделю в 11 классах. iconПояснительная записка к рабочей программе по изучению географии в...
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 11 класса предусматривает обучение географии в объеме 34 часа...

Пояснительная записка Программа предусматривает изучение курса экономической и социальной географии мира 3 час в неделю в 10 классах и 3 часа в неделю в 11 классах. iconЭкономика пояснительная записка
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа по экономике для 10-11 классов предусматривает обучение экономики...

Пояснительная записка Программа предусматривает изучение курса экономической и социальной географии мира 3 час в неделю в 10 классах и 3 часа в неделю в 11 классах. iconПояснительная записка используемые программы: В. П. Максаковский....
Используемые программы: В. П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира

Пояснительная записка Программа предусматривает изучение курса экономической и социальной географии мира 3 час в неделю в 10 классах и 3 часа в неделю в 11 классах. iconД. Головково Наро-Фоминского муниципального района Московской области
Курс «Экономическая и социальная география мира» завершает географическое образование школьников. На изучение курса отводиться 68...

Пояснительная записка Программа предусматривает изучение курса экономической и социальной географии мира 3 час в неделю в 10 классах и 3 часа в неделю в 11 классах. iconПрограмма рассмотрена «Утверждаю»
«Экономическая и социальная география мира». Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную