Конспект урока географии в 10 классе по теме: «Многообразие стран на политической карте мира»






Скачать 86.33 Kb.
НазваниеКонспект урока географии в 10 классе по теме: «Многообразие стран на политической карте мира»
Дата публикации04.02.2015
Размер86.33 Kb.
ТипУрок
e.120-bal.ru > География > Урок
Конспект урока географии

в 10 классе по теме:

«Многообразие стран на политической карте мира»
Класс: 10 «А»

Учитель: Родомакина Н.А.

Дата проведения: 13.09.12г.

Количество учащихся: 25

Место урока в системе уроков: первый урок по изучению политической карты

Тип урока: медиаурок

Образовательная технология: технология групповой работы с элементами исследования, интеграционные технологии

Учебная стратегия (метод обучения): частично-поисковый, работа в группах, работа с картами атласа, работа с дополнительными информационными медиаресурсами, опережающие задания.

Цель урока:

Изучить многообразие современной политической карты мира, ознакомить с типологией стран мира, показать место России в мире.

Задачи урока:

1. Образовательная: сформировать представление о разнообразии современного мира; познакомить с основными классификациями (типология) стран.

2. Развивающая: развивать навыки и умения работы с картами (интерактивными, атласа), схемами и рисунками учебника, дополнительными информационными ресурсами, ресурсами интернета.

3. *Воспитательная: воспитывать у учащихся нравственное, эстетическое и экологическое отношение к другим народам и странам, населяющим нашу планету (жизненные ценности отношение к Родине, к природе, к людям, к традициям).

Оборудование: 1. Оформление доски:

- эпиграф к уроку: Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Н. Заболоцкий

2. Раздаточный материал: карточки с заданиями для каждой группы (2-3 человека за одним компьютером).

3. СD-ROM диск «Уроки географии» из серии Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, атлас для 10 класса с картами («Политическая карта мира»), учебник «Экономическая и социальная география мира».

4. компьютерный класс (12 компьютеров).

Ход занятия:

  1. Организационный момент. (1 минута)

Учащиеся рассаживаются по группам (2-3 человека за один компьютер).

2. Мотивационная установка урока. (2 минуты)

Слово учителя: Сегодня мы приступаем к изучению современной политической карты мира. Познакомимся с многообразием стран современного мира, основными классификациями, а также проследим, как исторически происходило формирование политической карты. Каждая группа получает карточку с заданиями, все вопросы обсуждаются в группе совместно, а затем будут разбираться вместе с классом.

Каждая группа в течение 3-х минут изучает материал слайда и обсуждает предложенные вопросы, готовится к выступлению.

2. Изучение нового материала. (31 минута)

Группа №1 «Слайд стр.1», политическая карта мира СD-ROM диск - первоначальное знакомство с политической картой. Информация «добытая» учащимися представляется всему классу:

– политическая карта (что она изображает, какие объекты на ней находятся, цветовая гамма), является объектом изучения политической географии (определение) и как ветви социально-экономической географии. Сколько на карте расположено стран (230) из них 194 – суверенные государства (определение). При этом демонстрируется слайд с интерактивной картой.

Группа №2 «Слайд стр.2», политическая карта мира СD-ROM диск - Информация «добытая» учащимися представляется всему классу: Об изменениях на политических картах, которые бывают:

Количественные

Качественные

Пример: изменение площади страны, присоединение государств, распад

Пример: приобретение страной политического суверенитета, введение новых форм правления и государственного устройства (они происходят чаще, чем количественные)

Демонстрируется интерактивная карта со слайда с примерами по объединению стран (ФРГ + ГДР=Германия) и др., учащиеся комментируют.

Слово учителя: Современная карта прошла длительный исторический путь развития. Выделяют несколько этапов ее формирования:

  1. Древний период; 4. Новейший;

  2. Средневековый; 5. Современный.

  3. Новый;

Группа №3 «Слайд стр.4», политическая карта мира СD-ROM диск - учащиеся демонстрируют интерактивную карту Древнего периода, с комментариями (какие государства на тот период времени были, какой у них был уровень развития), при этом используются знания, полученные на уроках истории.

Группа №4 «Слайд стр.6», политическая карта мира СD-ROM диск - учащиеся демонстрируют интерактивную карту Средневекового периода, с комментариями (эпоха феодализма, формирование международного рынка, колонизация, эпоха Великих географических открытий – это событие сильно изменило политическую карту). Появились колониальные державы: Испания и Португалия.

Группа №5 «Слайд стр.7», политическая карта мира СD-ROM диск - учащиеся демонстрируют интерактивную карту Нового периода, с комментариями (эпоха капитализма, колониальные державы: Испания и Португалия с развитием промышленного производства «уходят с арены» политических действий, а их заменяют новые страны – Великобритания, Франция, Голландия, Греция, США).

Группа №6 «Слайд стр.8», политическая карта мира СD-ROM диск - учащиеся рассказывают о Новейшем периоде, который включает передел политической карты в период II Мировой войны. В результате возникли 2 политические системы: капиталистическая и социалистическая. В этот период появляются независимые государства, освободившиеся от колониального гнета. Пример: «Слайд стр.10» -провозглашение независимости Алжира.

Группа №7 «Слайд стр.11», политическая карта мира СD-ROM диск - учащиеся демонстрируют интерактивную карту Современного периода, с комментариями (этот период длится с начала 90-х годов и до настоящего времени). Яркие события: примеры – падение Берлинской стены, распад СССР, образование стран СНГ.

Слово учителя: По ходу обсуждения и представления каждого этапа развития политической карты учащиеся кратко составляют опорный план-конспект. Можно подвести некоторые итоги 1 части урока по политической карте:

- политическая карта – отражает главные политико-географические изменения;

- в результате изменений образуются суверенные государства, какие-то объединяются, или наоборот распадаются;

- политическая карта является неиссякаемым источником изучения политической географии.

Познакомившись с политической картой, мы убедились, что существует огромное количество стран в современном мире. Поэтому все страны можно объединить или сгруппировать по типам:

1. По площади или занимаемой территории – учащиеся Группы №8 демонстрируют «Слайд стр.1», типология стран СD-ROM диск - интерактивная карта, страны-гиганты (Россия, Китай, Канада, Бразилия), карликовые государства (Монако, Ватикан, Сан-Марино, Люксембур);

2. По численности населения - учащиеся Группы №9 демонстрируют «Слайд стр.1», типология стран СD-ROM диск - интерактивная карта, страны-рекордсмены (Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Россия).

3. Типология стран по географическому положению: учащиеся Группы №9 демонстрируют «Слайд стр.3», типология стран СD-ROM диск - интерактивная карта (страны, имеющие - выход к морю – примеры называют, используя, интерактивную карту и карты атласа (Португалия, Перу, Мексика, Россия);

полуостровные – учащиеся называют примеры, используя интерактивную карту и карты атласа (Индия, Италия, Испания);

островные - учащиеся называют примеры, используя интерактивную карту и карты атласа (Мадагаскар, Шри-Ланка);

внутриконтинентальные - учащиеся называют примеры, используя интерактивную карту и карты атласа (Монголия, Австрия, Чехия);

страны-архипелаги - учащиеся называют примеры, используя интерактивную карту и карты атласа (Япония, Индонезия, Филиппины).

Слово учителя: Типологию стран можно провести по уровню социально-экономического развития. Вопрос учащимся: Какие типы стран по этому показателю вы знаете из уроков истории (развитые, развивающиеся, отсталые).

Группа №10 «Слайд стр.5», типология стран СD-ROM диск - учащиеся комментируют содержание слайда и те знания, которые уже накоплены (уроки истории) – демонстрация интерактивной карты, экономически развитые страны: где расположены (Европа, Северная Америка и Азия), высокий уровень социально-экономического развития, высокий ВВП на душу населения. Внутри этой группировки идет подразделение на 3 подгруппы:

- «большая семерка» - США, Канада, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия – свыше 50% ВВП на душу населения;

- малые высокоразвитые страны – страны Европы – Австрия, Швейцария и др.;

- страны переселенческого капитализма – Австралия, ЮАР и др.

Группа №11 «Слайд стр.6», типология стран СD-ROM диск - учащиеся представляют материал по развивающимся странам: в каких регионах они находятся (Азия, Латинская Америка, Африка), низкий уровень ВВП (особенно душевой показатель), низкий уровень социально-экономического развития. Внутри этой группировки идет подразделение на 6 подгрупп (параллельно идет показ интерактивной карты):

- «ключевые» - Бразилия;

- динамично-рзвивающиеся – Египет и др.;

- новые индустриальные страны (НИС) – Сингапур, Таиланд и др.;

- страны-экспортеры нефти – Саудовская Аравия, Катар и др.;

- страны, отстающие в развитии – Чили;

- наименее развитые – Чад, Афганистан.

Группа №12 «Слайд стр.7», типология стран СD-ROM диск - учащиеся знакомят с группой стран с переходной экономикой: новая группировка стран, включающая страны Восточной Европы и бывшие республики СССР. Некоторые страны из этой группировки имеют высокий ВВП, но душевой показатель ВВП низок, поэтому такие страны относятся к этой группе (Китай, Россия, Румыния).

Слово учителя: По ходу обсуждения и представления каждой группы стран на политической карте совместно с учащимися можно подвести некоторые итоги 2 части урока по типологии стран мира:

- большинство стран – это независимые государства;

- типологию стран можно провести – по территории, по численности населения, по географическому положению, по уровню социально-экономического развития.

3. Закрепление изученного материала. (4 минуты)

Слово учителя: В процессе изучения нового материала, мы уже кратко останавливались на подведении итогов по разделу «Политическая карта» и «Типология стран мира», потому предлагается следующий вид работы: Составить таблицу «Типология стран мира» (используя интерактивные карты)

Регионы мира

По площади

По численности населения

по географическому положению

по уровню социально-экономического развития

Европа













Азия













Латинская Америка













Африка













Северная Америка
















  1. Домашнее задание. (2 минуты)

Учебник стр.9-13; опережающее задание – подготовить на следующий урок информацию к «Политминутке» и интересные факты по государственному устройству (монархии, республики).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока географии в 10 классе по теме: «Многообразие стран на политической карте мира» iconКонспект урока географии в 11 классе по теме «Хозяйство стран Африки»
Цель урока: выявить особенности хозяйства стран Африки, положение региона в мгрт; рассмотреть причины, повлиявшие на экономическую...

Конспект урока географии в 10 классе по теме: «Многообразие стран на политической карте мира» iconБилет 19 вопрос 1 Многообразие стран современного мира, их основные типы
...

Конспект урока географии в 10 классе по теме: «Многообразие стран на политической карте мира» iconКонспект урока географии в 11 классе
Дидактическая цель урока: используя компетентностный подход, обеспечить формирование знаний по теме

Конспект урока географии в 10 классе по теме: «Многообразие стран на политической карте мира» iconПлан-конспект урока географии в 10 классе Тема: «Отдых и туризм в Зарубежной Европе»
Цель: закрепить и обобщить знания учащихся по теме «Зарубежная Европа» по изученной теме

Конспект урока географии в 10 классе по теме: «Многообразие стран на политической карте мира» iconУрок в 10-м классе. Учитель: Цымбалюк М. А. «Многообразие стран современного мира»
Сформировать у обучающихся систему знаний о многообразии стран современного мира

Конспект урока географии в 10 классе по теме: «Многообразие стран на политической карте мира» iconРеферат по теме Политическая карта мира
Ссср, Югославии, Чехословакии. Вот почему в конце ХХ века общее число стран и территорий на политической карте мира достигает уже...

Конспект урока географии в 10 классе по теме: «Многообразие стран на политической карте мира» iconЭкзаменационные билеты по географии (переводной экзамен) 10 экономический класс
Этапы формирования политической карты мира. Характеристика современного этапа, новейшие изменения на политической карте

Конспект урока географии в 10 классе по теме: «Многообразие стран на политической карте мира» iconКонспект урока-лекции с использованием икт по теме «Советский тыл...
Данный материал представляет собой конспект урока-лекции с использованием икт по теме «Советский тыл в годы Великой отечественной...

Конспект урока географии в 10 классе по теме: «Многообразие стран на политической карте мира» iconКонспект урока-лекции с использованием икт по теме «Советский тыл...
Данный материал представляет собой конспект урока-лекции с использованием икт по теме «Советский тыл в годы Великой отечественной...

Конспект урока географии в 10 классе по теме: «Многообразие стран на политической карте мира» iconКонспект урока в 10 классе по теме «Изучение Австралии»
Цель урока: сформировать целостное представление об Австралии, создать образ страны






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную