Законодательство






Скачать 180.91 Kb.
НазваниеЗаконодательство
Дата публикации19.01.2015
Размер180.91 Kb.
ТипЗакон
e.120-bal.ru > География > Закон
Мельник Л.Г.

д.э.н., Сумский государственный университет

lmelnyk@mail.ru

Дериколенко А.Н.

к.э.н., Сумский государственный университет

invest.sumy@mail.ru

Кубатко А.В.

к.э.н.,

Сумский государственный университет

okubatko@ukr.net
ПЕРСПЕКТИВЫ И РИСКИ ФОРМИРОВАНИЯ «ЗЕЛЕНОЙ» ЭКОНОМИКИ НА УКРАИНЕ
Ключевая роль в переходе страны к устойчивому развитию принадлежит экономической системе. Именно она является основным источником возникновения социальных и экологических проблем, ей же принадлежит ведущая роль и в формировании основных направлений их решения. К важнейшим факторам, обусловливающим как возникновение социально-экономических и экологических проблем, так и формирование предпосылок перехода страны к устойчивому развитию (УР) следует отнести законодательство, экономические механизмы, институциональную основу, научно-образовательную систему и другие компоненты общественного регулирования.

Законодательство закладывает основу устойчивого развития. Во многом правовое регулирование УР базируется на нормативных актах экологического законодательства. Основные нормы последнего заложены принятой в 1996 г. Конституцией Украины. Из 159 её статей 15 имеют прямое или опосредованное отношение к охране природы, экологической безопасности и природопользованию. Своеобразным фундаментом для экологического содержания Конституции стал принятый в 1991 году Верховной Радой (ВР), т.е. Парламентом Украины, первый экологический Закон Украины «Об охране окружающей природной среды». Указанные два документа сформировали рамочные условия, на основе которых стала создаваться законодательная база национальной экологической политики, и заложили правовую основу для устойчивого развития страны.

В свое время именно Украина заложила основы платного природопользования в СССР. В 1988-1989 г. в г. Сумы был проведен эксперимент по внедрению платежей за использование природных ресурсов (земли и воды), загрязнение компонентов среды (воздуха и воды) и захоронение отходов. Партийными и хозяйственными органами эксперимент был признан успешным, и система была распространена в другие регионы Советского Союза. Украина также стала первой страной на постсоветском пространстве, которая на уровне национального закона закрепила основы платного природопользования (1991).

Сегодня Украина имеет одно из лучших экологических законодательств в Европе. Однако его достоинства практически нивелируются необязательностью соблюдения правовых норм. В частности, практически полностью игнорируются положения оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) и гражданской экспертизы проектов, разработанные и принятые еще во времена Советского Союза. Последствия нынешнего правового нигилизма в сочетании с произвольным выборочным судопроизводством очень разрушительны. Застраиваются скверы, детские площадки, прибрежные территории. В какой-то степени противостоять этому деструктивному процессу позволяет активность общественных организаций, а также ситуационные протесты отдельных граждан и их объединений.

Общественные (неправительственные) организации играют в Украине заметную роль. В стране официально действуют около 60 организаций экологической направленности. Как правило, каждая из них занимается сразу несколькими направлениями, поэтому трудно разграничить их специализацию. Очень условно они могут быть сгруппированы по видам деятельности следующим образом: экологическая экспертиза (9 организаций); экологический мониторинг (9); экообразование (27); эковоспитание (21); альтернативная энергетика (3); биоразнообразие и экосистемы (9); экологическое право (12); информационные сети и связь со СМИ (10); устойчивое развитие (6); экопропаганда (6); «зеленые» издания (2).

Активность общественных организаций в значительной степени компенсирует нынешнюю пассивность экологических партий, которые ощутимо заявляли о себе на начальном этапе независимости Украины. Одна из них («Зеленая» партия) даже входила в состав парламента (ВР). В значительной степени именно общественные организации сегодня начинают выполнять частично и функции экологических партий, инициируя, в частности, совершенствование экологического законодательства. Примером является деятельность Всеукраинской экологической лиги (Всеукраїнська, 2013).

Кроме того в стране чрезвычайно активно неформальное экологическое движение граждан, объединяющихся в стихийные временные коллективы для решения конкретных экологических проблем. Их результатом стало спасение сотен скверов и детских площадок, парковых массивов, участков леса и береговых зеленых зон от незаконной застройки строительными организациями и частными лицами.

Образование для УР является одним из важнейших звеньев механизма реализации поставленных задач. В 2003 году в Киеве состоялась пятая конференция «Окружающая среда для Европы» министров экологических ведомств европейских стран. На конференции Европейской экономической комиссией (ЕЭК) было принято Заявление о необходимости разработки Стратегии образования в интересах устойчивого развития (ОУР). Такая стратегия была подготовлена год спустя (Стратегия, 2004) и принята на заседании ЕЭК в Вильнюсе в 2005 году.

На Украине сначала была разработана концепция экологического образования. Позднее цели и задачи Концепции были адаптированы к ОУР. Они предполагают формирование: 1) знаний о закономерностях развития и взаимодействия общества, экономики и природы; 2) мировоззрения, необходимого для УР; 3) основ экологической этики; 4) умений и компетенций в решении проблем УР; 5) прав и обязанностей, достаточных для решения проблем УР.

По форме Концепция предполагает: создание системы непрерывного экологического образования и просвещения; подготовку квалифицированных педагогов для обеспечения образования, развития системы профессиональной переподготовки кадров, создание системы неформального ОУР через негосударственные общественные организации (НОО), формирование системы управления ОУР на государственном и региональном уровне.

Украина одна из первых на постсоветском пространстве взяла на себя лидерство по обобщению зарубежного опыта в реализации ОУР. В частности, при финансовой поддержке Британского Совета выпущен цикл учебных пособий «Основы устойчивого развития», включающий учебник, практикум, пособие для переподготовки специалистов и пособие для последипломного образования (Основи, 2006). При финансовой поддержке правительства Фландрии и Государственного фонда фундаментальных исследований Украины было выпущено два международных учебника «Социально-экономический потенциал устойчивого развития» и «Устойчивое развитие: теория, методология, практика» (Социально-экономический, 2007; Social, 2008; Устойчивое, 2009). В подготовке первого учебника приняли ученые из 15 стран, а второго – из 19 стран.

Научные разработки по вопросам экологии и устойчивого развития проводятся по нескольким направлениям. Фундаментальные исследования осуществляются академической и университетской наукой. В частности, ежегодно институтами НАН Украины осуществляется около 50 проектов, прямо или косвенно связанных с указанной тематикой, максимальное количество проектов было выполнено в 2007 и 2008 годах (соответственно 67 и 83). За последние три года наблюдалось некоторое снижение научной активности из-за недостаточного финансирования (2010 – 58; 2011 – 50; 2012 – 46) (Ісакова, 2012). Кроме сказанного, следует отметить активную деятельность Государственного фонда фундаментальных исследований, который ежегодно поддерживает несколько десятков работ по указанной тематике.

Прикладные исследования осуществляются по линии указанных двух ведомств, а также силами промышленных предприятий. В последние пять лет доля предприятий, на которых внедрялись экологические инновации, составляла: по крупным предприятиям – 56%; средним – 36%; малым – 31%. В сфере услуг доля предприятий, внедряющих такие инновации, была в среднем на уровне 20-25% (Ісакова, 2012). Основная тематика научных исследований включает: технологии вторичной переработки материалов, новые конструкционные материалы и технологии в строительстве, производство продуктов питания, энергосбережение, новые методы здравоохранения, «зеленые» нанотехнологии.

Кластерный подход является эффективным направлением интеграции науки и производства. Он позволяет реализовывать инновации в рамках создаваемых научно-производственных комплексов (в т.ч. технопарков, технополисов). Законодательство Украины предусматривает ряд экономических и организационных льгот для осуществления такого подхода. В настоящее время на Украине функционируют следующие кластеры: Подольский регион (Хмельницкая и Винницкая области) – кластер по экотуризму, агропромышленный кластер, Карпатский регион – биотехнологический кластер; Полесский регион – лесотехнический и экотуристический кластеры; Приднепровский регион – пчеловодческий кластер; Восточный регион (Сумская и Харьковская области) – кластеры экологически чистой продукции, альтернативной энергетики, нано-биотехнологий; Центральный регион – кластеры по энергетике для УР и новым продуктам питания (Ісакова, 2012).

Предпосылки перехода Украины к устойчивому развитию и формированию «зеленой» экономики

Анализируя взаимную обусловленность параметров функционирования природоэксплуатирующих секторов хозяйства и состояние базовых экосистем, можно сделать вывод, что социально-экономический потенциал перехода Украины к устойчивому развитию находится в тяжелом состоянии с «хорошими шансами на выздоровление». Основные надежды на успех обусловлены спецификой развития трех ключевых групп факторов: человеческих, технологических и природных.

Именно упомянутые группы факторов, несмотря на наличие тяжелых социально-экономических и экологических проблем (их мы проанализировали выше), могут при определенных условиях сыграть решающую роль в обеспечении перехода страны к устойчивому развитию. Попытаемся кратко обосновать высказанную мысль.

Человеческие факторы. Украина смогла в целом сохранить свой образовательный потенциал – в чем-то утратив фундаментальность базовой подготовки, однако в чем-то и модернизировав (в частности, за счет компьютеризации и информатизации) профессиональную подготовку. Об этом свидетельствует ежегодное наращивание объемов экспорта образовательных услуг, которые реализует Украина и призовые места, которые ежегодно выигрывают украинские студенты и школьники на международных предметных олимпиадах и конкурсах научных работ. Именно высококвалифицированные кадры являются решающим фактором решения проблем «дематериализации» циклов производства и потребления продукции, (т.е. снижения их ресурсоёмкости), без чего невозможен переход к устойчивому развитию.

Технологические факторы. Украина обладает достаточным технологическим потенциалом экологизации экономики страны. Основу её производственного комплекса составляют перерабатывающие и машиностроительные предприятия. Стране досталась значительная часть сконцентрированного здесь научно-конструкторского и технологического потенциала, обеспечивавшего когда-то потребности ВПК Советского Союза. Даже утратив часть достигнутого в свое время уровня, этот потенциал может быть конвертирован для успешного решения проблем устойчивого развития, в частности, для экологизации экономики, повышения эффективности производства, снижения ресурсоёмкости жизнеобеспечивающих систем.

Особенностью природно-ресурсного потенциала страны является то, что большинство ее природных благ в силу их свойств и экономических условий либо вообще не могут быть экспортированы, либо требуют для этого хотя бы предварительной переработки на отечественных предприятиях. Иными словами, страна не имеет возможности зарабатывать на торговле первичным природным сырьем. Вследствие этого большинство её природных богатств используется или перерабатывается в самой Украине. В этом есть и свои плюсы (необходимость развивать отечественный перерабатывающий комплекс) и свои минусы (значительная часть эколого-экономического ущерба от первичной переработки сырья «оседает» в стране).

По мнению большинства экспертов, решающим фактором в формировании предпосылок перехода страны к устойчивому развитию должно стать то, что в перспективе основу её природно-ресурсного потенциала должны составить не природные ископаемые, а возобновляемые виды ресурсов с активизацией использования их экологических и социальных функций. Ведущими секторами в этом призваны стать органическое земледелие, лесное хозяйство, рекреационный комплекс, туристический сектор, креативная экономика – то есть все то, что формирует основу «зеленой экономики».

Следует подчеркнуть, что сами по себе попытки дополнительного инвестирования в упомянутые секторы экономики, отнюдь не гарантируют переход Украины к устойчивому развитию. Развитие данных секторов лишь формирует необходимые для этого предпосылки. Чтобы они были реализованы, должен быть решен целый ряд важнейших социально-экономических задач, кардинально изменяющих институциональную основу страны. В частности, должны быть изменены: политический климат (необходимо проявление политической воли верхних эшелонов власти в достижении целей устойчивого развития не на словах, а на деле) и правовая основа (необходимо, во-первых, совершенствовать само законодательство, а во-вторых, добиться соблюдения строгой дисциплины исполнения существующих законов и правил). Необходимо также трансформировать организационно-управленческие механизмы, обеспечивающие постановку целей УР и выбор адекватных средств их достижения; сформировать благоприятный социально-психологический климат, исключающий коррупцию на всех уровнях управления и обеспечивающий социальную ответственность исполнителей за последствия своих решений и действий.

Необходимо решить и еще одну проблему: преодолеть сопротивление металлургического и энергетического лобби, заинтересованных в сохранении значительных объёмов, соответственно, экспорта продукции металлургии и импорта энергоносителей. В сложившихся обстоятельствах данная задача может быть реализована только при условии, что национальный капитал будет в достаточной степени привлечен к участию в проектах по экологически ориентированной конверсии производственных систем Украины. Иными словами, сегодняшние прибыли, получаемые от доходов «тяжелых отраслей» (на фоне усиливающихся рисков значительного снижения их рентабельности), должны быть в достаточной степени компенсированы возможными стабильными доходами от бизнеса в «зеленых» секторах экономики.

Анализ показывает, что сектора национальной экономики, основу которых составляют возобновляемые природные факторы, в зависимости от методов хозяйствования могут выступать как в качестве источников катастрофического разрушения используемых ими экосистем, так и в качестве «локомотивов», способных вывести национальную экономику на уровень устойчивого развития. Обе тенденции отчётливо просматриваются сегодня в жизни страны.

Экологически неблагоприятные примеры хозяйствования можно увидеть в сельском хозяйстве. Традиции хозяйствования советской поры были связаны с ориентацией на экстенсивные малоэффективные методы природопользования. Преобладало земледелие с минимальными севооборотами, неоправданно высокой долей пропашных культур. Была (и во многом сохранилась) колоссально высокая степень (более половины) распаханности сельхозугодий. Применялось нерациональное водоёмкое орошение. Значительные проблемы возникали из-за бессистемных отходоёмких схем планирования, выращивания и переработки продукции. Все это во многом привело к чрезвычайно высокому уровню деградации земель и истощения почв. К сожалению, признаки подобных методов хозяйствования в значительной степени присутствуют и в жизни современной Украины.

Сегодняшние аграрии из-за значительного роста цен на ресурсы не могут столь обильно поливать свои угодья водой, посыпать минеральными удобрениями, обрызгивать ядохимикатами, однако обозначилась другая экологическая беда. Очень часто в погоне за максимизацией дохода в хозяйствах с минимальными севооборотами выращивают культуры (подсолнечник, рапс, кукурузу), которые чрезвычайно истощают почвы. Большая часть их производства идет на экспорт (при нулевой ставке акциза), где в значительной степени используется для получения экологически чистых видов топлива. Получается, что решение экологических проблем в других странах достигается за счет их возникновения в самой Украине. Устойчивость уникальных экосистем приносится в жертву достижению краткосрочных экономических выгод. Справедливости ради следует сказать, что на подобные методы хозяйствования аграриев толкают тяжелые финансовые условия, в которых им приходится работать. В свою очередь, невыгодные условия хозяйствования являются следствием бессистемной политики государства.

Лесное хозяйство. По оценкам ученых, лес на Украине может обеспечить свыше 50 различных (социальных, экологических и экономических функций (Ecological economics, 2009). В случае вырубки лесов реализуется лишь 1-2 экономические функции, и теряются все остальные. Более того, очень часто бессистемной вырубкой лесных массивов «включается» механизм саморазрушения экосистем. Сегодня на Украине вырубка лесов, к сожалению, вплотную приблизилась к опасному пределу, за которым могут начаться неконтролируемые процессы деградации экосистем.

Впрочем, есть и положительные изменения. Принято два закона Украины (2000 и 2004 гг.) о развитии экологических сетей. Они предусматривают создание своеобразных коммуникационных коридоров («зелёных» – широтных для коммуникации животных на суше и «голубых» – меридиональных – для коммуникации животных в речных системах). Начало формирования экосетей положено созданием двух коридоров в предгорье Карпат Черновицкой области (Мовчан, 2007).

Рекреация. По данным исследователей (Фоменко, 2007), в настоящее время для рекреации и туризма в стране используется около 7% территории, находящейся, к тому же, в значительной степени под воздействием последствий промышленного производства. Оценки показывают, что природно-ресурсный потенциал земель, рекреации и туризма (в том числе, земель историко-культурного назначения) может быть существенно улучшен качественно и увеличен количественно. В частности, для этого может быть задействовано около 15% территории страны, что почти вдвое превышает ресурс, используемый сегодня. По прогнозным оценкам, на основе использования этого потенциала ежегодно может оздоравливаться и отдыхать около 50 млн. человек (т.е. все население страны). Это открывает возможности для развития экспортного потенциала данной сферы. Вполне реально говорить о достижении уровня европейских стран, где доходы только от туризма составляют от 5 до 8% уровня ВВП, не говоря уже о странах, имеющих туристическую специализацию (таких, например, как Кипр, Мальта, и др.), где удельный вес туризма составляет от 20% до 40% ВВП. Даже в Швеции доля доходов от туристической сферы превышает долю автомобилестроения с его известным производителем «Вольво» (Фоменко, 2007; Вуйцик, 2008).

Развитие рекреационной сферы чрезвычайно важно в силу трех основных причин. Во-первых, на фоне снижающегося уровня здоровья населения (общий рост заболеваемости на 15% за 20 лет) это имеет большое социальное значение. Согласно современным исследованиям, уровень здоровья населения обусловлен на 50% способом жизни, на 20% - влиянием окружающей среды, на 20% - генетическими факторами и на 10% - качеством медицинского обслуживания (Сердюк и др., 2000). Развитие рекреации способствует экологизации образа жизни, снижает воздействие экологических последствий и улучшает медицинское обслуживание. Во-вторых, развитие рекреации эффективно с экономической точки зрения (по расчетам авторов, эффект от рекреационных мер в 2-3 раза превышает понесенные затраты, обеспечивая снижение ущерба от заболеваемости, прирост производительности труда, прибыль от рекреационной деятельности, экспортные поступления). В-третьих, развитие рекреационных объектов служит естественной преградой промышленной экспансии и разрушения базовых экосистем, заставляя охранять, облагораживать и воспроизводить природный капитал, служащий источником получения социальных эффектов и экономических выгод.

Альтернативная энергетика может сыграть решающую роль в экологизации экономических систем страны. К важнейшим видам альтернативного топлива, которые имеют реальные перспективы и в ближайшее время могут внести заметный вклад в энергобаланс страны, следует отнести: биогаз (т.е. метаносодержащий, реже водородосодержащий газ, производимый из твердых и жидких бытовых отходов и отходов органики в аграрном и лесном комплексах); брикеты и пеллеты (т. е. твердые, стандартных форм гранулы, сформированные из отходов древесины или соломы); биоэтанол (спиртосодержащее жидкое топливо, производимое из сахарной свеклы, кукурузы, сорго и др., а также отходов сельхозпроизводства, используется в смеси с обычными видами бензина); биодизель (маслосодержащий вид жидкого топлива, производимый из рапса, сои, подсолнечника и др. культур или из жиров животного происхождения и используемый в смеси с обычными видами дизельных топлив); шахтный метан (попутный газ угольного производства).

По всем перечисленным видам топлива в Украине уже имеются промышленные мощности. В частности, функционирует пять установок по производству биогаза на полигонах твердых бытовых отходов. Действуют мощности по производству биоэтанола на пяти спиртовых заводах, причем в 2011 году объём производства на них вырос в 7 раз по сравнению с предыдущим годом. Открыто несколько мощностей по производству биодизеля. Наиболее развито в стране производство твердого биотоплива: сегодня работают более 200 производителей гранул (пеллет) и брикетов из различных видов сырья (древесная стружка, опилки, солома, лузга подсолнечника, шелуха зерен, прочее). В массовом порядке стали реализовываться проекты перехода на данный вид топлива в сельских школах, больницах и других учреждениях. По оценкам специалистов, вклад упомянутых направлений «зеленой» энергетики может составлять от 20 до 50% энергобаланса страны (Полевой, 2012; Хареба, 2012; Семенов, 2012).

Альтернативная энергетика позволяет решать сразу несколько важнейших взаимосвязанных задач: во-первых, снижения экологической нагрузки на природную среду (значительная часть продукции альтернативной энергетики производится из отходов), во-вторых, повышения энергетической безопасности страны (в частности, снижая зависимость от зарубежных энергетических источников); в-третьих, формирования замкнутых циклов воспроизводства природного капитала (производство биотоплив, как правило, и является замыкающим звеном природных циклов); в-четвертых, содействия социальному развитию человека.

«Зеленая» экономика. Перечисленные сферы деятельности формируют важнейшую составляющую «зеленой» экономики. В это понятие обычно включаются те сектора народного хозяйства, производственную основу которых составляют возобновляемые виды природного капитала, а также те сферы хозяйствования, которые производят товары (изделия и услуги) экологического назначения. К последним в зависимости от выполняемых функций могут быть отнесены изделия и услуги, способствующие снижению экодеструктивного воздействия процессов жизнедеятельности человека, а именно: научная продукция (ноу-хау, базы данных, сорта растений, породы животных, конструкторская и технологическая документация, пр.); промышленные товары (очистное оборудование, мониторинговые системы, установки по утилизации отходов, технологии повышения эффективности и ресурсосбережения, пр.); информационные услуги (экологический консалтинг, услуги по сбору экологической информации, экоаудит, пр.); и др. Все перечисленные виды продукции производятся и реализуются в Украине.

Сеть «зеленой» экономики. Начиная с середины 1990-х годов на Украине формируются научно-методические и организационные основы «зеленой» экономики. В частности, были обоснованы возможные стратегии ее развития (Мельник, 2006). В 2003 году были разработаны концептуальные положения формирования на территории Сумской области ЭКОПОЛИСа – научно-производственно-образовательного комплекса по производству и реализации товаров экологического назначения (Формування, 2003). Концепция постепенно стала претворяться в жизнь. С конца 2000-х годов в стране стали разрабатываться организационные и экономические механизмы для активизации «зеленой» экономики («Зелена» економіка, 2011).

Безусловно, было бы большим преувеличением говорить, что Украина обречена на успех в достижении того состояния своих социально-экономических систем и природно-ресурсного потенциала, которое принято называть устойчивым развитием. Однако есть все основания утверждать, что на глобальном и национальном уровнях складывается исключительно благоприятная тенденция изменения социальных и экономических предпосылок для этого. В числе основных таких изменений можно выделить:

  • возрастание роли социальных потребностей населения, что обусловливает рост спроса на соответствующие группы товаров (образование, наука, рекреация, спорт, искусство, туризм, креативная экономика и т.п.) и необходимость расширения воспроизводства социальных и экологических услуг экосистем;

  • увеличение дефицита продуктов питания (и соответственно, цен на сельхозпродукцию) на мировых рынках, что обусловливает повышение рентабельности аграрного производства и необходимость перевода его в режим устойчивого землепользования с активизацией так называемых методов «мягкого» природопользования, основанных на процессах самовоспроизводства экосистем, которые в свое время были обоснованы выдающимся российским ученым Н.Ф. Реймерсом (Реймерс, 1994);

  • увеличение спроса на экологически чистые продукты питания и продукцию экологического назначения, что значительно повышает экономическую обусловленность органического земледелия и «зеленой экономики», по ряду позиций которых Украина имеет хороший задел;

  • повышение цен на традиционные энергоносители, что делает рентабельной альтернативную энергетику (производство биогаза, биодизеля, биоэталона, шахтного метана, ветровую и солнечную энергетику);

Справедливости ради следует сказать, что действуют и противоположно направленные факторы, ориентирующие экономику Украины на усиление роли тяжелой промышленности. Например, реализация проектов масштабной добычи сланцевого газа может законсервировать доминантную роль в экономике Украины «тяжелых» секторов, основанных на невозобновляемом ресурсопользовании. Лишь целенаправленная государственная политика поддержки устойчивого природопользования эффективными мотивационными механизмами может обеспечить адекватную в пространстве и времени постановку целей устойчивого развития и формирование необходимых для этого средств.
Список литературы

  1. Буркинський Б.В. Галушкіна Т.П., Реутов В.Є. «Зелена» економіка крізь призму трансформаційних зрушень в Україні. – Одеса, 2011.

  2. Всеукраїнська екологічна ліга: задля краси довкілля. –http://www.ecoleague.net.

  3. Вуйцик О. Вплив рекреаційно-туристичного комплексу на розвиток економіки держави // Вісник Львівського університету. Серія «Міжнародні відносини». – Львів, 2008. - №24. – С. 35 – 42.

  4. Ісакова Н. Б. «Зеленая» экономика как парадигма устойчивого развития Украины. Информационно-аналитический буклет / Координатор проекта Т.П. Галушкина. – Саки: Феникс, 2012 – 30 с.

  5. Мельник Л. Г. Устойчивое развитие: теория, методология, практика: учебник / Под ред. проф. Л. Г. Мельника. – Сумы: Университетская книга, 2009. – 1216 с.

  6. Мельник Л. Г. Социально-экономический потенциал устойчивого развития. Учебник / Под ред. проф. Л. Г. Мельник (Украина) и проф. Л. Хенса (Бельгия). – Сумы: Университетская книга, 2007. – 1120 с.

  7. Мельник Л. Г. Основи стійкого розвитку: Навчальний посібник для перепідготовки фахівців. – Суми: Університетська книга, 2006. – 325 с.

  8. Мовчан Я.И. Формирование экосети в Украине // Социально-экономический потенциал устойчивого развития / Под ред. Л.Г. Мельника и Л. Хенса.– Сумы: Университетская книга, 2007. – С.388-391.

  9. Полевой М. Производство и рынок биоэтанола в Украине. - http://minprom.ua/articles/43500.html.

  10. Реймерс Н.Ф. Экология (теория, законы, правила, принципы и гипотезы). - М.: Россия молодая, 1994. - 367 с.

  11. Сердюк А. М., Тимченко О.І. Здоров'я населення України: вплив навколишнього середовища на його формування. – Київ; Сімферополь, 2000. – 33 с.

  12. Семенов В. Г. Печальный опыт продвижения в Украине биодизельного топлива // Энергосбережение: Всеукраинский научно-технический журнал. 2011. - № 4. - С. 14-15

  13. Стратегия ЕЭК и ООН в области образования в интересах устойчивого развития. CP/AC. 15/2004. – Женева 2004. – 27 с.

  14. Фоменко Н. В.Рекреаційні ресурси та курортологія. – К.: Центр навчальної літератури, 2007. – 312 с.

  15. Формування на території Сумської області ЕКОПОЛІСУ – науково-виробничо-освітнього комплексу з виробництва і реалізації товарів екологічного призначення (концептуальні положення) / Л.Г.Мельник, О.Ф. Балацький, С.М.Ілляшенко та ін. – Суми: Університетська книга, 2003. – 36 с.

  16. Хареба В.В.Наукові аспекти виробництва біоетанолу в Україні. - http:// sugar-journal.com.ua/custom/.../17-19.pdf.

  17. Ecological economics and sustainable forest management: development and transdisciplinary approach for the Carpathian Mountains / Ed. by I.P. Soloviy, W.S. Keeton. – Lviv: Ukrainian National Forestry University, Liga Press, 2009. – 432 p.

  18. Social and economic potential of sustainable development / Ed. by L. Hens and L. Melnyk. – Sumy: University Book, 2008. – 350 р.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Законодательство iconЗаконодательные права и гарантии для иностранных инвесторов
В случае если последующее законодательство Республики Узбекистан ухудшает условия инвестирования, то к иностранным инвестициям в...

Законодательство iconДания является участником следующих международных соглашений в области...
Законодательство Дании в сфере защиты интеллектуальной собственности построено исходя из обязательств, связанных с ее членством в...

Законодательство iconМеждународная конференция «международное право и национальное законодательство:...
«международное право и национальное законодательство: современные взгляды на соотношение»

Законодательство iconТ. Ю. Верхоланцева, Местное законодательство Российской империи XIX...
Местное законодательство Российской империи XIX века: обзор источников публикаций

Законодательство iconДействующее законодательство Республики Абхазия базируется на основном...
Действующее законодательство Республики Абхазия базируется на основном законе государства — Конституции Республики Абхазия — и представляет...

Законодательство iconЗаконодательство
Кп занимает ведущее положение в системе права любого государства и является юриди

Законодательство iconГражданское и хозяйственное законодательство
К вопросу о применении на практике отдельных норм закона «Об акционерных обществах»

Законодательство iconЗаконодательство статьи
Аннотированный каталог изданий на русском языке, имеющийся в Антикоррупционном ресурсном центре ти-р

Законодательство iconЗаконодательство и исполнение законов
Обзор государственного устройства и организации административной службы в Федеративной Республике Германия

Законодательство iconЗаконодательство еэс о конкуренции 18
Вот некоторые детали оформления векселя. Вексель содержит восемь юридических компонентов: 21






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную