Программа для студентов очной формы обучения по специальности «Таможенное дело»






НазваниеПрограмма для студентов очной формы обучения по специальности «Таможенное дело»
страница1/7
Дата публикации12.07.2016
Размер0.95 Mb.
ТипПрограмма
e.120-bal.ru > География > Программа
  1   2   3   4   5   6   7


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________Л.М. Волосникова

«_________»_____________ 2011__г.

Геоэкономика. Экономическая география и регионалистика мира
Учебно – методический комплекс

для студентов специальности 036401.65 –таможенное дело, очная форма обучения
«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы _____________________________/В.А. Ермолаева./

« »___________2011__г.
Рассмотрено на заседании кафедры социально – экономической географии и природопользования _______________________________________________________

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем ___ стр.

Зав. кафедрой ______________________________/В.А. Осипов./

«______»___________ 2011__ г.
Рассмотрено на заседании УМК Института права, экономики и управления

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/Д.В.Лазутина./

«______»_____________2011_ г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________/С.А. Федорова/

«______»_____________2011__ г.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ МАТЕМАТИКИ, ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ И

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

В. А. Ермолаева
Геоэкономика. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
И РЕГИОНАЛИСТИКА МИРА

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа
для студентов специальности 036401.65 –Таможенное дело, очная форма обучения


Тюменский государственный университет

2011
В.А. Ермолаева «Экономическая география и регионалистика мира». Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения по специальности «Таможенное дело».

Тюмень, 2011, стр.

Рабочая программа и учебно-методический комплекс составлены в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО подготовки специалистов таможенного дела.

Рабочая программа и учебно – методический комплекс «Экономичекая география и регионалистика мира» опубликованы на сайте ТюмГУ. Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru, свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой социально – экономической географии и природопользования. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: В.А. Осипов, д. г. н., профессор




РЕЦЕНЗЕНТЫ: Л.Н. Вдовюк, доцент кафедры физической географии и экологии к.г.н.

А.В. Маршинин, доцент кафедры социально – экономической географии и природопользования, к.г.н.,




© Тюменский государственный университет, 2011
© В.А. Ермолаева, 2011
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2. СТРУКТУРА И ТРУДОЁМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ
3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
5. СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
6. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

6.1. Тесты для самопроверки

6.2. Перечень тем рефератов

6.3. Вопросы для написания эссе

6.4. Перечень вопросов к зачету
7.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
8.УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКООЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

8.1. Основная литература

8.2. Дополнительная литература

8.3. Программное обеспечение и интернет ресурсы
9. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
10. Приложение 1 «Карта компетенций дисциплины»

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Цели и задачи дисциплины

Цель курса

Формирование у будущих специалистов таможенного дела системы знаний о пространственном факторе социально-экономических процессов и вооружение их навыками анализа роли этого фактора в развитии мирового хозяйства.

Задачи курса

Рассмотреть теоретические основы экономической географии и регионалистики.

Показать особенности демографических процессов по регионам мира. Представить современную политическую карту мира.

Охарактеризовать структуру и формы современного международного разделения труда (МРТ). Природно – ресурсный потенциал мира, отрасли промышленности, сельское хозяйство, транспорт и систему международных отношений.

Дать экономико-географическую характеристику регионов мира (зарубежной Европы, зарубежной Азии, Северной Америки, Латинской Америки, Африки).

    1. Место курса в структуре ООП

«Экономическая география и регионалистика мира» входит в базовую часть профессионального цикла дисциплин при подготовке специалистов «таможенного дела» С1.Б.

Дисциплина синтезирует знания экономической географии, относящейся к системе географических наук, и экономических наук, так как все основные социально-экономические процессы и отношения подчинены действию не только экономических, но и географических закономерностей.

Знание отраслевого и регионального строения экономики мира в условиях нынешних масштабов и географии внешнеэкономических связей РФ для специалистов таможенного дела является необходимой частью их профессиональной подготовки. Курс тесно связан с другими дисциплинами, изучаемыми по времени параллельно, до и после данного курса. К числу таких дисциплин относятся: «Геоэкономика», «Мировая экономика», «Экономический потенциал таможенной территории России» и др.

При изучении дисциплины студенты опираются на теоретические знания и умения изученных ранее дисциплин: школьные курсы экономической и социальной географии, экономической теории. Опираются на умения и навыки работы с тематическими картами, диаграммами, цифровым материалом.

Знания, полученные в ходе изучения дисциплины «Экономическая география и регионалистика мира», являются необходимыми в освоении «Мировой экономики», «Экономический потенциал таможенной территории России» и ряда других дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла.

  1. 3. Компетенции выпускника ООП специалитета, формируемые в результате освоения дисциплины.

Определяются ФГОС ВПО при подготовке специалиста «Таможенное дело».

В процессе освоения дисциплины у студентов развиваются следующие компетенции:

Профессиональные

- способность представлять результаты своей деятельности в устной и письменной формах (отчетах, справках, докладах), аргументированно отстаивать свою точку зрения по вопросам профессионального характера (ПК-4).

В результате изучения дисциплины студенты совершенствуют и развивают свой интеллектуальный, общекультурный и морально-психологический уровень;

- расширяют способности анализировать социально значимые проблемы и процессы и использовать методы гуманитарных и социально-экономических наук в различных видах жизнедеятельности.

Получают навыки самостоятельно повышать уровень профессиональных знаний.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  • Знать предмет, объект, основные категории и понятия экономической географии и регионалистики, ее взаимосвязь с другими науками; принципы и критерии классификации стран; типы и режимы воспроизводства населения, демографическую ситуацию в мире и ее региональные особенности; региональную специфику мировых миграционных процессов; географию основных природных ресурсов и мира и особенности их использования в экономике; структуру и формы современного международного разделения труда (МРТ); сущность понятия «мировая экономика», ее отраслевую структуру; факторы размещения производства; географию промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи мира, международных экономических отношений; экономико-географическую характеристику регионов мира (зарубежной Европы, зарубежной Азии, Северной Америки, Латинской Америки, Африки).

  • Уметь находить и перерабатывать информацию экономико-географического характера и воспроизводить ее в устной и письменной речи; устанавливать причинно-следственные связи процессов размещения производства; проводить сравнения регионов, стран по основным макроэкономическим показателям; использовать карты в исследовании процессов развития и размещения основных сфер хозяйственной деятельности; выполнять работы учебно-исследовательского характера по проблемам развития и размещения экономик стран и регионов мира.

  • Владеть понятийным аппаратом социально-экономической географии; навыками оценки степени влияния отдельных факторов на развитие и размещение важнейших сфер хозяйственной деятельности и населения стран и регионов (из стандарта); навыками сравнительного анализа экономико-географических характеристик стран и регионов.

  • (Карта компетенций дисциплины приведена в приложении к УМК).




  1. СТРУКТУРА И ТРУДОЁМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ

Семестр - 3. Форма промежуточной аттестации – экзамен. Общая трудоёмкость дисциплины составляет - 3 зачетных единицы - 108 часов.
3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Таблица 1.



п/п

Модули и разделы

Неделя

семестра

Виды учебной работы и сам. работа в часах

Итого

Часов

по теме

Их них

в интеакт.

форме,

в часах.

Итого

Кол –во

баллов

лекции

Практ.

занятия

Сам. работа

1

Модуль 1.

Теоретические основы экономической географии. Типы зарубежных стран на политической карте мира.

1-2



















1.1.

Экономическая география в системе образования и профессиональной подготовки.

1

0,5




4

4,5

1

0

1.2.

Значение и сущность типологии стран. Показатели.

2

1,5

1

6

8,5

1

0 - 5

1.3.

Типы стран.

2

1

2

6

9

1

0 - 5




Всего по модулю




3

3

16

22

3

0- 10

2

Модуль2. Компоненты и факторы географического разделения труда

3 - 4



















2.1.

Природные ресурсы мира. Население мира.

3

2

2

8

12

2

0 -10

2.2.

Отрасли материального производства

4

2

2

8

12

2

0 -12

2.3.

Транспорт и сфера услуг

5

1

1

6

8

2

0 - 8

2.4.

Мировой рынок

6

1

1

6

8

2

0 -10




Всего по модулю




6

6

28

40

8

0 - 40

3

Модуль 3.

Регионы и страны мира

7- 18



















3.1.

Зарубежная Европа

7 - 9

2

2

8

12

3

0 - 10

3.2.

Северная и Латинская Америка

10 -13

2

2

8

12

3

0 - 15

3.3.

Африка

14 - 15

2

2

4

8

2

0 - 10

3.4.

Зарубежная Азия

15 -17

2

2

4

8

2

0 - 15

3.5.

Австралия

18

1

1

4

6

1

0 - 10




Всего по модулю




9

9

28

47

11

0 - 60




Итого (часов, баллов)




18

18

72

108

22

0 - 100




Из них в интерактивной форме




8

14







22





Таблица 2.

Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля



темы

*Устный опрос

*Письменные работы

*Технические

Формы контроля

*Информационные

Системы и технологии

Количество

баллов

К/Л

Р.С.

С.

К.р.

Т.

Р.

Э.

К.П.

К.С.

Э.П.

Др.Ф.




Модуль 1.




Тема 1










-

-

-

-













0

Тема 2

0 -1




0 -1













0 - 1

0 - 2







0 - 5

Тема 3










0 - 5






















0 - 5

всего

0- 1




0 - 1

0 - 5










0 - 1

0 -2







0- 10

Модуль 2.




Тема 1
















0-10
















0 -10

Тема 2




0-1







0- 5

0- 5




0-1










0 -12

Тема 3




0 - 1




0 - 5










0 - 1

0-1







0 - 8

Тема 4













0 -5




0 - 5













0 - 10

Всего




0 -2




0 - 5

0-10

0-15

0 - 5

0 -2

0 -1







0 - 40

Модуль 3




Тема 1

0-1

0-2




0-5













0- 2







0-10

Тема 2

0 -1

0-2







0-5










0 - 2







0-10

Тема 3

0-1

0-2




0-5










0-2










0-10

Тема 4

0 -1

0- 2




0 - 2




0 - 5

-













0 - 10

Тема 5

0 -1

0 - 2




0 - 2










0 - 2

0 - 1

0 - 2




0 - 10

Всего

0-5

0-10




0 -14

0 -5

0 -5




0- 4

0 - 5

0 -2




0 - 50

Итого

0-6

0 -12

0- 1

0 -24

0 -15

0- 20

0-5

0 - 7

0 - 8

0 - 2




0 - 100


*Устный опрос:

К/Л-коллоквиум; Р.С. – работа на семинаре; С – собеседование.

*Письменные работы:

К.р.– контрольная работа; Т. – тестирование; Р – реферат; Э – эссе.

*Технические формы контроля:

К.П.- компьютерные программы; К.С. – компьютерные ситуации.

Таблица 3.

Планирование самостоятельной работы студентов




Модули и темы

Виды СРС

недели семестра

Объем

В час.

Кол-во

баллов

Обязательные

Дополнительные

Модуль 1. Теоретические основы экономической географии. Типы зарубежных стран на политической карте мира.

Работа с литературными источниками. Базы данных интернет.




1-2







1.1.

Экономическая география в системе образования и профессиональной подготовки.

Подготовка к семинару, работа с литературными источниками




1

4

0

1.2.

Значение и сущность типологии стран. Показатели.

Подготовка доклада на семинарское занятие

Составление презентации

2

6

0 - 5

1.3.

Типы стран.

Работа с учебной литературой. Подготовка к контрольной работе по модулю.




2

6

0 -5




Всего по модулю 1:

16

0 -10




Модуль2. Компоненты и факторы географического разделения труда







3 - 5







2.1.

Природные ресурсы мира. Население мира.

Анализ статистических данных, составление диаграмм. Работа с картой.

Написание реферата

3

8

0 -10


2.2.

Отрасли материального производства.

Тестирование по теме

Подготовка доклада к семинару.

4

8

0 - 12

2.3.

Транспорт и сфера услуг

Изучение вопросов семинара. Написание контрольной работы.

Разбор ком. ситуаций.

5

6

0 - 8

2.4.

Мировой рынок

Написание эссе. Тестирование по теме.

Написание реферата.

6

6

0 - 10




Всего по модулю 2:







28

0 - 40




Модуль 3.

Регионы и

страны мира


Работа с учебной литературой, статистическими материалами, картами.




7 - 18








3.1.

Зарубежная Европа

Подготовка к семинару. Написание контрольной работы.




7 - 9

8

0 - 10

3.2.

Северная и Латинская Америка

Работа с учебной литературой. Написание контрольной работы.




10 - 13

8

0 - 10

3.3.

Африка

Подготовка к семинару. Работа с тематическими картами. Написание контрольной работы.




14 - 15

4

0 - 10

3.4.

Зарубежная Азия

Написание реферата

Написание эссе

15 - 17

4

0 - 10

3.5.

Австралия

Работа с учебной литературой. Подготовка к семинарам и итоговому тестированию.




18

4

0 - 10




Всего по модулю:










28

0 - 50




Итого:










72

0 - 100




  1. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами



Наименование обеспечиваемых

(последующих)

дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1.1

1.2

1.3

2.1.

2.2.

2.3.

2.4.

3.1.

3.2.

3.3.

3.4.

3.5.







1

«Геоэкономика»







+

+

+

+




+



















2

«Мировая экономика»

+

+

+




+







+



















3

«Экономический потенциал таможенной территории России»


+




+

+




+




+

+

+

+

+







5. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПО ТЕМАМ

МОДУЛЬ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУРСА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ. ТИПЫ СТРАН НА ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРТЕ МИРА.

  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа для студентов очной формы обучения по специальности «Таможенное дело» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
Содержание: умк по дисциплине экономическая теория для студентов специальности 38. 05. 02 (036401. 65) «Таможенное дело» очной и...

Программа для студентов очной формы обучения по специальности «Таможенное дело» iconРабочая программа по дисциплине «Таможенное дело» составлена в соответствии...
Лоскутова О. Н. Таможенное дело [Текст]: рабочая программа дисциплины для студентов специальности 080102. 65 «Мировая экономика»...

Программа для студентов очной формы обучения по специальности «Таможенное дело» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
Игнатов Е. С. Профилактика экономических правонарушений. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности...

Программа для студентов очной формы обучения по специальности «Таможенное дело» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
...

Программа для студентов очной формы обучения по специальности «Таможенное дело» iconМетодические рекомендации по самостоятельному изучению теоретической...
Бабурина Н. А. Страхование внешнеэкономической деятельности. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности...

Программа для студентов очной формы обучения по специальности «Таможенное дело» iconПрограмма для студентов очной формы обучения по специальности «Управление качеством»
В. А. Ермолаева Экономическая география. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения по специальности...

Программа для студентов очной формы обучения по специальности «Таможенное дело» iconУчебной дисциплины «социология» для специальности 080115. 65 Таможенное дело
Семестр изучения по очной форме обучения – VI; по заочной форме: полный срок обучения (6 лет) – V; сокращенный срок обучения (3,5...

Программа для студентов очной формы обучения по специальности «Таможенное дело» iconПрограмма для студентов специальности 090303. 65 «Информационная...
Куранова Н. А. Экономика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 090303. 65 «Информационная...

Программа для студентов очной формы обучения по специальности «Таможенное дело» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 01. Для студентов...
Учебно-Методический Комплекс предназначен для студентов очной формы обучения экономического факультета института

Программа для студентов очной формы обучения по специальности «Таможенное дело» iconПрограмма предназначена для студентов специальности «Таможенное дело»
Программа предназначена для студентов специальности «Таможенное дело» ивключает в себя: цели освоения дисциплины; место дисциплины...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную