Урока: Обобщение и систематизация знаний






Скачать 115.33 Kb.
НазваниеУрока: Обобщение и систематизация знаний
Дата публикации18.03.2016
Размер115.33 Kb.
ТипУрок
e.120-bal.ru > География > Урок




Интегрированный урок-конференция по географии - обществознанию «Экологические проблемы – кризис или катастрофа?»

в 8 классе общеобразовательной школы.
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.

Технология. Проблемно-поисковая.

Форма урока: урок-конференция.

Цель урока: формирование у учащихся экологического мировоззрения и способности оценивать состояние окружающей природной среды с позиции охраны окружающей среды.

Тема. Экологические проблемы – кризис или катастрофа?

Цели и задачи.

  1. Формировать образ России, как страны экологически самодостаточной, обладающей мощной научной базой для решения экологических проблем и рационального природопользования. Рассмотреть особую, двойственную роль человека в создании и решении экологических проблем; познакомить учащихся с состоянием окружающей среды в России в настоящее время; укреплять убеждения в возможности решения экологических проблем; стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

  2. Познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями, закрепить уже известные, развивать навыки работы с различными источниками информации, коммуникативные и ораторские навыки.

  3. Воспитывать чувства патриотизма, культуру общения и дискуссий, формировать активную жизненную позицию.

Учебно-наглядный комплекс. Мультимедийный проектор, компьютер, презентации по теме, плакаты, выставка книг и журналов об охране окружающей среды, таблички «Оптимисты», «Пессимисты», «Консультант».

Новые термины и понятия. Оптимизм, пессимизм, катастрофа, кризис, радиация, самодостаточность, рок, мелиорация, виды мелиорации, орошение, осушение, обводнение.

Основные требования к подготовке учащихся – предметные (специальные) умения.

  • Аргументированно объяснять отрицательное и положительное влияние человека на окружающую среду.

  • Оценивать характер природопользования.

Метапредметные умения:

  • Выявлять причинно-следственные связи внутри природных комплексов, анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами.

  • Работать с учебными текстами, схемами, картосхемами, статистикой, географическими картами; искать дополнительные источники информации.

  • Формулировать свои мысли и выводы в устной и письменной форме, представлять в форме презентаций.

Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ.

Рациональное и нерациональное природопользование. Особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства.
Ход урока.

На доске высказывание академика Н.М. Амосова «Наука подвела мир к смертельной черте. Она же может и отвести».

  1. Актуализация – вызов.

Учитель географии (УГ).

- Сегодня у нас необычный урок. Только что вами пройдены темы по «География почв России» и «Рациональное использование почв», по обществознанию вы изучили «???». Обобщить изученный вами материал по географии и обществознанию мы решили в виде интегрированного урока-конференции, поэтому вести его мы будем вдвоём со Светланой Владимировной Свертковой.

Урок мы начнём с просмотра, возможно уже известного вам музыкального ролика. А вы должны подумать, обозначить проблему, которую мы будем с вами рассматривать на уроке и сформулировать тему конференции, а в конце урока – принять обращение к своим сверстникам по итогам обсуждения.



Просмотр музыкального клипа песни «Дым над водой»

Виса Виталиса (3 мин.).

(Проблема – Взаимоотношение человека и природы. Тема конференции – «Экологические проблемы – кризис или катастрофа?»)
Учитель обществознания (УО).

- Эта проблема актуальна. Она касается лично каждого из нас.

Сейчас в мире (науке) существуют разные подходы к данной проблеме - оптимистические и пессимистические.


Взаимоотношение человека и природы

это катастрофа это кризис

ПЕССИМИСТЫ ОПТИМИСТЫ
не определились





- Предлагаю уточнить определение самих понятий «оптимизм» и «пессимизм». Слово нашему консультанту (слайд).
Консультант (К) (слайд).

Катастрофа – событие с трагическими последствиями, неожиданное и грандиозное событие в истории планеты, влияющее на ее будущее.

Пессимизм – мрачное мироощущение, при котором человек не верит в будущее,

склонен во всем видеть унылое, плохое.

Кризис – это резкий, крутой перелом в чем-нибудь.

Оптимизм – бодрое и жизнерадостное мироощущение, при котором человек во

всем видит светлые стороны, верит в будущее, в успех, в то, что в мире господствует положительное начало доброго.
УО.

- А теперь задумайтесь. Определите: чем для вас является данная проблема. После этого вы можете занять место, пересесть на соответствующий ряд в соответствии со своими взглядами и убеждениями, обозначенными табличками «Оптимисты», «Сомневающиеся» и «Пессимисты», по ходу урока вы сможете менять своё место.

II. Конференция.

УГ.

- Предлагаю начать нашу конференцию со знакомства с состоянием окружающей природной среды в нашей стране. Слово предоставляется Шакировой Марии.

Состояние окружающей природной среды в России


В Государственном докладе «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2008 году» говорится, что на значительных площадях сельскохозяйственных угодий России продолжалась деградация почвенного покрова в связи с недостаточными мерами, принимаемыми в сельском хозяйстве по борьбе с ветровой и водной эрозией, переувлажнением. Почти 700 тыс. га орошаемых земель пришли в неудовлетворительное состояние. Опустынивание земель является в настоящее время одним из наиболее интенсивных и широко распространенных процессов на засушливых территориях юга Российской Федерации. Опустыниванием в той или иной мере охвачено 27 субъектов Российской Федерации на площади более 100 млн.га, особенно в Республике Калмыкия, в Астраханской, Волгоградской и Ростовской областях.

Качество атмосферного воздуха по-прежнему остается неудовлетворительным: в 136 городах уровень загрязнения воздуха оценивается как высокий или очень высокий. В Москве 100% населения проживает в условиях высокого и очень высокого уровня загрязнения атмосферы, в Санкт-Петербурге – 98%, а в Камчатском крае, Новосибирской, Омской и Оренбургской областях – 75% и более.

Объем сточных вод, сброшенных в поверхностные водные объекты в 2008 г. увеличился, к категории загрязненных отнесено 32,9% общего объема сточных вод.

Необходимо принятие срочных мер по изменению сложившейся неблагоприятной экологической ситуации.
УО. - Существует другая точка зрения на данные проблемы. Для лучшего понимания темы доклада «Экологическая самодостаточность России» предоставим слово консультанту.

К. (слайд) - Термин «самодостаточность» означает «достаточно значимый сам по себе, имеющий вполне самостоятельное значение».

УГ. - Слово для доклада предоставляется Волковой Виктории.

Экологическая самодостаточность России


Интенсивное развитие экономики в индустриальных странах приводит к образованию огромного количества отходов производства и потребления.

При сжигании топлива в атмосферу выбрасывается огромное количество сернистых соединений, которые, вступая в реакцию с атмосферной влагой, образуют капельки серной кислоты и выпадают на землю вместе с дождем и снегом. Такие осадки называют кислотными. Попадая на почву и в водоемы, они приводят к гибели почвенных организмов, что приводит к снижению урожая сельскохозяйственных культур, ухудшает состояние лесов и вызывает их усыхание. Наибольшую опасность кислотные дожди создают в индустриально развитых странах – Германии, Великобритании, Чехии, Украины.

Россия весьма существенно отличается от других стран по своим атмосферным характеристикам и процессам благодаря обширным размерам страны, ее географическому положению, большой площади лесных массивов и заболоченных земель. Атмосферные кислоты, образующиеся на территории России, почти полностью выпадают и нейтрализуются в ее пределах. Наша страна в значительной мере поддерживает стабильность газового состава атмосферы Земли в целом. Территория России служит одним из наиболее мощных поглотителей диоксида углерода в наземных экосистемах мира. Российские леса производят ежегодно на 5,4 млн. т больше кислорода, чем его потребляется на хозяйственные нужды.

Огромные размеры страны, обширные слабозаселенные пространства позволяют России решать проблемы переработки и захоронения на своей собственной территории особо опасных загрязняющих веществ, в том числе радиоактивных отходов атомных электростанций и предприятий. К сожалению, почти 20% от общей площади страны занимают территории с неблагоприятной экологической ситуацией. Но многочисленные сложные экологические проблемы России могут быть решены с использованием своего экологического потенциала.

Природные возможности России велики, разнообразны и достаточны для решения самых сложных задач сохранения и восстановления благоприятных свойств окружающей среды.

(Н.Н. Родзевич. Экологическая самодостаточность России.

/ География в школе, №1, 2002, с.3-9.)

УО. - Вы познакомились с двумя противоположными оценками состояния окружающей среды. Возможно, кто-то из вас пересмотрел свою точку зрения и хочет поменять место своего пребывания в рядах оптимистов и пессимистов? Вы можете это сделать сейчас.

УГ. - При интенсивном использовании почв, снижается их плодородие. Возможно ли повысить плодородие почв? Каким образом можно это сделать? Прежде, чем получить ответы на эти вопросы от Самойловой Марии, предоставим слово консультанту.

К. (слайд) - Слово «рациональный» является синонимом понятий «целесообразный», «разумный», «правильный».

Мелиорация – это совокупность организационных, хозяйственных, технических мероприятий, направленных на коренное улучшение почв, повышение их продуктивности с целью увеличения урожаев сельскохозяйственных культур и кормов для животноводства.
Рациональное использование и охрана почв.

Почему важно рационально использовать и охранять почвы?

Подчеркивая значение почв для человечества, В.В. Докучаев, говоря о русском черноземе, писал, что он дороже золота. В настоящее время в стране практически не осталось неосвоенных земель. Длительное земледельческое освоение районов страны привело к тому, что резко снизилось плодородие.

Одним из важнейших средств в охране почв и борьбе за урожай является мелиорация земель. Эрозии, т.е. разрушение почв водными потоками и ветром – одно из самых страшных зол для земледелия. Смыв и выдувание почвы приводят к потере от 20% до 50% всего урожая. Кроме того, образование промоин и оврагов затрудняет обработку земель и снижает производительность сельскохозяйственной техники.

Огромные площади страны нуждаются в водных мелиорациях. Засушливые земли орошают,а переувлажненные, наоборот, осушают.

Все больше в настоящее время становится разрушение почв различными видами хозяйственной деятельности: добычей полезных ископаемых, строительством дорог, трубопроводов и т.п. Для улучшения санитарного и эстетического облика земель их необходимо восстанавливать.

Необходимо также устанавливать очень жесткий контроль и разрабатывать комплексные меры по борьбе с загрязнением почв, которое происходит как в результате выброса промышленных отходов в атмосферу, откуда химические вещества с осадками попадают в почву, так и при чрезмерном внесении удобрений и неразумном применении ядохимикатов. Избыток вредных веществ может накапливаться в выращиваемых на этих почвах растениях и в организме выпасаемых животных. Нетрудно проследить, что конечным звеном в этой цепи могут оказаться люди.

(Алексеев А.И. География России. Природа и население. Учебник для 8-9 классов общеобразовательной школы. М., Дрофа, 2002,

с.129-134.)
УО. - Сейчас вы познакомитесь с событием, произошедшем 25 лет назад, на территории тогда еще существовавшего Советского Союза. Слово – Анне Степанян.

Авария на Чернобыльской атомной электростанции

26 апреля 1986 года в 1 ч 23 мин. По московскому времени человечество вступило в новую эпоху своего развития. Это время зафиксировали часы, висевшие на стене зала управления Чернобыльским атомным реактором. В эти секунды вся тысячелетняя история человечества разделилась на две эпохи: на «дочернобыльскую» и «послечернобыльскую».

В спокойные ночные часы неожиданный взрыв потряс здание атомной электростанции. Стены ядерного реактора, которые еще секунды назад надежно защищали все живое от губительного излучения радиоактивного «топлива», быль моментально разрушены. От высоко температуры загорелся графит, и бушующий огонь поднял в атмосферу тысячи смертоносных частиц. На свободу вырвались цезий, плутоний, стронций – страшные радиоактивные яды, обезвредить которые принципиально невозможно никакими способами. Переносимые ветром и дождями, они покрыли губительным ковром территорию площадью более 100 тыс. кв. км, на которой в этот момент проживало не менее 800 тыс. человек!

Спавший мир ничего не знал об этом, но уже через несколько часов операторы европейских атомных станций испуганно смотрели на показания своих приборов, которые сообщали: «Вокруг опасность! Не знаем, кто виноват!»

Так кто же был виноват? Кто был виноват в смерти 30 человек, которые погибли сразу, и в смерти многих, никем не сосчитанных, сотен или даже тысяч людей, заболевших и умерших от губительного облучения? Кто был виноват в том, что более 100 тыс. человек были, как во время войны, эвакуированы из своих домов и никогда в жизни не смогут больше увидеть родные стены? Кто виноват в том, что смертоносные вещества разнеслись теперь по всему миру и находятся сейчас в украинских почвах и белорусских лесах, русских озерах и в молоке скандинавских коров, и в тибетских ледниках, и в траве американских прерий?

Виноваты были люди. Физики и инженеры, создавшие далеко не совершенный атомный реактор, операторы, управлявшие его работой и неосторожно отключившие систему аварийной защиты, политики, не предупредившие сразу после взрыва людей о грозящей им опасности. Если говорить точнее, то ВИНОВАТЫ БЫЛИ ВСЕ МЫ!

(Рукотворные катастрофы, энциклопедия для детей, Аванта +, т.3, География, 1994, с. 625-626.)


УГ. - После услышанного вами, возможно, кто-то из вас пересмотрел свою точку зрения и хочет поменять место своего пребывания в рядах оптимистов и пессимистов? Вы можете это сделать сейчас.

- Доклад Чугуновой Дарьи посвящен новым научным разработкам в области сельского хозяйства.
Новые научные разработки в области сельского хозяйства (гидропоника, «зелёная революция» и др.

Ухудшение состояния почв и климатических условий на планете, вызванное загрязнением окружающей среды все чаще вызывает вопрос: «А будет ли урожай?».

Мы уже не можем позволить себе целиком и полностью зависеть от капризов погоды. Стремление к контролю над всеми этапами произрастания культур неизбежно приводит человека к «земледелию под крышей».

В 1940 году появился термин «гидропоника» (в переводе с греческого - «работа с водой»). Исследователи задались дерзкой целью заставить культуры расти не только под крышей, но и без почвы! Первая гидропонная установка была обычным корытом с питательным раствором и перфорированным устройством для фиксации растений. Такое выращивание растений – овощных, цветочных, ягодных, без почвы называется гидропоникой. Корни укрепляются в гравии, мхе или песке, куда поступает вода, обогащенная питательными элементами. Растения погружают в питательный раствор или опрыскивают им.

Выращивание растений без почвы во влажном воздухе называется аэропоникой, его применяют в космических кораблях, теплицах, оранжереях. Конечно, пока наивно полагать, что аэропоника решит все проблемы – слишком она дорога и материалоемка. Но открытие трудно переоценить: впервые человек может контролировать весь цикл роста растений. Это один из первых шагов науки в благополучное будущее человечества.

(Сохраним наш мир. Учебное пособие по экологии для школьников, т. 2. Под ред. А.А. Агеева. Волгоград, «Книга», 1994, с.84-45).

III. Рефлексия (беседа).

УО. - Предлагаю вам, участникам конференции высказать свое мнение, отвечая на вопрос: экологические проблемы – кризис или катастрофа? Обоснуйте свою точку зрения.

Учащиеся высказывают свою точку зрения.
Анализ рассадки и аргументация выбора.
УГ. - Итак, давайте будем оптимистами. Деятельными оптимистами – создадим «Корзину идей», позволяющих решать обозначенную нами проблему (слайд).
На интерактивной доске в «корзину» записываются идеи учащихся.
УО. – Итогом нашей конференции должны стать обращения, сформулированные вами: лозунги, девизы, слоганы – 1-2, ко всем заинтересованным в сохранении окружающей среды людям. Эти обращения, написанные вами на приготовленных листах бумаги мы вывесим на доску, после урока – обработаем и вывесим на сайте нашей школы.
Учащиеся пишут и вывешивают обращения.

УГ. – Подводя итоги нашей конференции, мне хочется процитировать слова акдемика Амосова Н.М. «Наука подвела мир к смертельной черте. Она же может и отвести». Но мы, каждый из нас, должны принимать в этом активное участие.

Приложение
Проблема ……………………………………………………………………………………..
Тема конференции …………………………………………………………………………


ПЕССИМИСТЫ


ОПТИМИСТЫ



Обращения…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока: Обобщение и систематизация знаний iconУрока: обобщение и систематизация знаний
Петра I как человека и государственного деятеля, определить главные преобразования в стране при Петре I; развивать способности самостоятельно...

Урока: Обобщение и систематизация знаний iconУрока: систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме: «ссср в 1953-1964 гг.»
Цель урока: систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме: «ссср в 1953-1964 гг.»

Урока: Обобщение и систематизация знаний iconУрока: Урок обобщение по обществознанию по теме «Экономическая сфера...
Тема урока: Урок – обобщение по обществознанию по теме Экономическая сфера общества, 8-й класс

Урока: Обобщение и систематизация знаний iconПлан урока,фото Н. С. Хрущева и Л. И. Брежнева, домашнее задание
...

Урока: Обобщение и систематизация знаний iconУрока : урок обобщения и систематизации знаний
Вступительное слово учителя (раскрытие целей урока, иллюстрация важности данного урока для понимания истории России)

Урока: Обобщение и систематизация знаний iconОбобщение знаний по разделу «Как люди открывали Землю»
Главная задача фгос развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения...

Урока: Обобщение и систематизация знаний iconКонспект урока географии в 11 классе
Дидактическая цель урока: используя компетентностный подход, обеспечить формирование знаний по теме

Урока: Обобщение и систематизация знаний iconУрока: урок-семинар. Ход урока Зачёт по теме «Африка»
Цели: закрепить и обобщить знания учащихся по теме «Африка». Осуществить контроль знаний

Урока: Обобщение и систематизация знаний iconТема: «Современная политическая карта мира»
Цель: систематизация и углубление знаний обучающихся по теме «Политическая карта мира»

Урока: Обобщение и систематизация знаний iconНоу впо «институт моды, дизайна и технологий» Программа курса
Получение, углубление и систематизация общетеоретических, методологических и специальных знаний в сфере классического банковского...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную