Рабочая программа по географии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренного совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума рао от 23.






Скачать 245.14 Kb.
НазваниеРабочая программа по географии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренного совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума рао от 23.
Дата публикации13.03.2016
Размер245.14 Kb.
ТипРабочая программа
e.120-bal.ru > География > Рабочая программа

«Согласовано»

Руководитель ШМО

_____________/____________/

ФИО

Протокол № ___

от «__»__________20___г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ«СОШ №12» г.Вологды»

_____________/______________/

ФИО

«__»____________20___г.


«Утверждаю»

Директор

МОУ «СОШ №12»г.Вологды

_____________/О.С. Житкова/

(Приказ № ___

от «__ » _________20___г).



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Щепаловой Антонины Валерьяновны

высшая квалификационная категория

по географии

10 класс
Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____

от «__»_______20 _ г.

2013 - 2014учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренного совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312.
За основу рабочей программы взята Примерная программа среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень). /Сборник нормативных документов. География/ Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев, М.:Дрофа, 2008 г., которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по географии и входит в состав УМК. Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса, последовательность их изучения, содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Курс «География мира» завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам.
Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей.

освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;

использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
Содержание курса «География мира» дает возможность подгото­вить учащихся к правильному восприятию окружающей действитель­ности, к пониманию процессов, которые происходят в мировой политике и экономике, предполагает формиро­вание теоретических знаний, практических умений и навыков, необ­ходимых каждому культурному человеку вне зависимости от области его дальнейших интересов и от его будущей работы.
Региональный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение географии в 10-м классе на базовом уровне 68 часов (2 часа в неделю)
Примерная программа курса «География мира» скорректирована, изменения в планировании рабочей программы сделаны с учетом федерального компонента государственного образовательного стандарта 2004 года и согласно логике изложения содержания курса в учебнике Максаковского В.П.

Цели корректировки: перегруппировка и комбинирование тем, перераспределение часов на изучение отдельных тем, включение всех элементов предметного содержания.

1.Раздел «Современные методы географических исследований. Источники географической информации» сокращен до 2 часов, так как теоретическое рассмотрение данных вопросов и практическое применение статистического, картографического методов, методов сравнения объектов, явлений и процессов включены во все разделы рабочей программы.

2. В Стандарте вопрос о многообразии стран современного мира и их типах не выделен в отдельный раздел, а включен в состав раздела «Регионы и страны мира». В целях целесообразности реализации всех элементов предметного содержания в рабочей программе «Современная политическая карта мира» выделена в качестве отдельного небольшого раздела в начале курса, где рассматривается многообразие стран мира и их типология.

3.Раздел «Природа и человек в современном мире» изучается 5 часов.

4. Раздел «Население мира» изучается 5 часов.

5. В рабочую программу раздела «География мирового хозяйства» включены вопросы по теме «Научно-техническая революция и мировое хозяйство», не входящие в примерную программу по географии. Рассматриваемый учебный материал включен в содержание учебника Максаковского В.П. и позволяет понять особенности формирования современного мирового хозяйства, его отраслевую структуру, международное географическое разделение труда, что требует стандарт образования.

6.За счет резервного времени увеличено количество часов на изучение раздела «Регионы и страны мира» - до 30 часов, в связи с повышенным интересом учащихся при изучении курса к вопросам данного раздела, с реализацией деятельностного подхода в обучении и проектных методов обучения учащихся.

7. Раздел «Россия в современном мире» сокращен до 4 часов. Это связано с тем, что данные по России изучаются во всех темах общей характеристики мира, с использованием тематических карт блоков учебника и атласа, с анализом статистических данных таблиц «Приложения», которые содержат информацию по РФ. Таким образом, место России в современном мире изучается в нескольких разделах курса «География мира» и учебный географический материал о России включен в содержание следующих разделов:

«Политическая карта мира»;

«Природа и человек в современном мире»;

«Население мира»;

«География мирового хозяйства»;

«Регионы и страны мира»

«Географические аспекты современных глобальных проблем человечества».

8. Раздел «Географические аспекты современных глобальных проблем человечества» спланирован на 4 часа.

В заключении изучения курса «География мира» на обобщение, контроль, систематизацию и коррекцию знаний, умений, практических навыков запланировано 2 ч.
Оценочные практические работы
1.Анализ карт различной тематики. Обозначение на контурной карте основных географических объектов по классификации стран.

2.Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.

3.Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами.

4.Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира. Определение и объяснение по карте направлений основных грузопотоков угля, нефти, природного газа.

5.Определение стран – экспортеров основных видов промышленной продукции.Определение и объяснение по карте направлений основных грузопотоков железной руды и стали.

6.Определение стран – экспортеров основных видов сельскохозяйственной продукции, видов

сырья. Определение международной специализации стран и регионов мира.

7.Составление комплексной географической характеристики стран Европы; определение их географической специфики (подготовка презентаций).

8.Составление комплексной географической характеристики Китая и определение географической специфики страны.

9..Составление комплексной географической характеристики ЮАР и определение географической специфики страны.

10.Составление сравнительной комплексной географической характеристики Канады и США, определение географической специфики стран.

11.Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий на примере Бразилии.

12.Определение роли России в производстве важнейших видов мировой промышленной и сельскохозяйственной продукции.


Учебно-тематический план

курса «География мира» 10 класс

на 68 часов (2 часа в неделю)


Раздел

Наименование

Количество часов



всего

практи

ческие работы

1.


Современные методы географических исследований. Источники географической информации.

2


2

2.

Политическая карта мира

3

2

3.

Природа и человек в современном мире

5

1

4.

Население мира

5

3

5.

География мирового хозяйства

13

4

6.

Регионы и страны мира

Зарубежная Европа.

Зарубежная Азия.

Австралия.

Африка.

Северная Америка.

Латинская Америка.

30 в т.ч.

7

7

2

4

5

5

6


7.

Россия в современном мире

4

2

8.

Географические аспекты современных глобальных проблем человечества

4

2




Резерв на обобщение и систематизацию знаний по курсу «География мира».

2







ВСЕГО

68

22



Календарно-тематическое планирование курса

«География мира» 10 класс. 68 часов

уро ка

Тема урока

Практические работы

Дом. зада ние

1


Современные методы географических исследований 2ч.

1.Источники географической информации. География как наука.


1 Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов.


Источники географической информа-ции

2

2.Традиционные и новые методы географических исследований.

2 Использование статистической информации разной формы и содержания: обработка, анализ и представление ее в графической и картографической форме.


Методы географических исследова-ний.

3

Политическая карта мира 3ч. (из содержания раздела стандарта «Регионы и страны мира»).

1.Многообразие стран мира и их типы. Современная политическая карта мира.


3 Анализ карт различной тематики.

Обозначение на контурной карте основных географических объектов по классификации стран.


Стр. 9-14

4

2.Влияние международных отношений на политическую карту мира. Типы стран.

4 Составление картосхем и простейших карт, отражающих различные географические явления и процессы, их территориальные взаимодействия

Стр. 14-17

5.

3.Государственный строй стран мира.




Стр. 17-19

6


Природа и человек в современном мире 5ч.

1.География мировых природных ресурсов. Географическая среда.





Стр. 25-28

7.

2.Классификация природных ресурсов. Основные виды природных ресурсов, их размещение, крупнейшие месторождения и территориальные сочетания. Ресурсообеспеченность.





Стр.28

8

9.

3.Минеральные, земельные, водные ресурсы.

4. Биологические, ресурсы Мирового океана. Ресурсообеспеченность. Рациональное и нерациональое природопользование.

5.Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.


Стр. 28-36

Стр. 36-40

10

5.Загрязнение окружающей среды, экологические проблемы. Экологическая политика.




Стр. 41-47

11

Население мира. 5 ч

1.Численность и воспроизводство.1Демографическая политика.

6. Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.

.





Стр. 57-66

12

2.Состав и структура населения. Состав населения: половой, возрастной, этнический.

7. Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами.


Стр. 66-69

13

3. Состав населения. География религий мира.




Стр. 69-71

14

4. Географические особенности размещения населения. Плотность населения. Миграции.

8. Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира

Стр. 71-74

15

5. Урбанизация: уровни и темпы. Сельское расселение.




Стр. 74-81

16

1.География мирового хозяйства. 13 ч.

1. Научно-техническая революция (НТР), черты, части. Мировое хозяйство.




Стр. 91-97

17

2. Мировое хозяйство, основные этапы его развития. Влияние НТР на Мировое хозяйство. Интеграция.




Стр.98-102

18

3. Воздействие НТР на Мировое хозяйство. Факторы размещения производства.




Стр. 102-104,

110-115

19

4. Отрасли мирового хозяйства. Отраслевая и территориальная структура хозяйства мира. Топливная промышленность.

9 Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира. Определение и объяснение по карте направлений основных грузопотоков угля, нефти, природного газа.

Стр. 104-109.

123-124

20

5.Топливно-энергетическая промышленность (ТЭК). Электроэнергетика.



Стр. 124-131

21

6. Горнодобывающая промышленность. Металлургия.

10. Определение стран – экспортеров основных видов промышленной продукции.

Определение и объяснение по карте направлений основных грузопотоков железной руды и стали.

Стр. 131-134

22

7. Машиностроение, химическая промышленность.



Стр. 134-138

23

8. Лесная и легкая промышленность. Промышленность и окружающая среда.




Стр. 138-140

24

9 География сельского хозяйства. Растениеводство. Размещение сельскохозяйственных культур «Зеленая революция».

11. Определение стран – экспортеров основных видов сельскохозяйственной продукции, видов сырья. Определение международной специализации стран и регионов мира.

Стр. 140-148

25

10. География сельского хозяйства. Растениеводство. Животноводство.




Стр. 148-150

26-27

11. Транспорт мира. Мировые транспортные пути. Виды транспорта, его особенности в разных странах мира.

12.Транспорт мира. Транспорт и окружающая среда.




Стр. 150-153

Стр. 153-158

28

13.Международные экономические отношения. Обобщение по теме «Мировое хозяйство».

12. Определение стран международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг.

Стр. 159-163

29

Регионы и страны мира. 30 ч

1 Региональная характеристика мира. Зарубежная Европа 7 ч

1. Зарубежная Европа общая характеристика.




Стр. 179-180

30

2. Зарубежная Европа. Природные ресурсы, предпосылки развития промышленности и сельского хозяйства.




Стр. 180-181

31

3. Зарубежная Европа. Население, демографическая ситуация.




Стр. 181-183

32-33

4. Зарубежная Европа Размещение хозяйства. Промышленность.

5.Сельское хозяйство.

Непроизводственная сфера.





Стр. 183-192

Стр. 192-197

34

6. Страны Европы. Социально-экономическая характеристика. Франция, Германия. Италия. Великобритания.

13. Составление комплексной географической характеристики стран Европы; определение их географической специфики (подготовка презентаций).


Стр. 197-200,

202-210

35

7.Страны Европы. Социально-экономическая характеристика Болгария. Испания. Монако. Андорра.

13.Составление комплексной географической характеристики стран Европы; определение их географической специфики (продолжение).

Стр. 201

36-

1.Зарубежная Азия. 7 ч Зарубежная Азия общая характеристика территории




Стр. 223-225

37

2 Зарубежная Азия. Общая характеристика населения




Стр. 226-231

38

3 Зарубежная Азия. Природно-ресурсный потенциал.




Стр. 225-226

39

4 Зарубежная Азия. Общая характеристика хозяйства: промышленность, сельское хозяйство, транспорт.

14.Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий.

.

Стр. 231-234

40

5. Восточная Азия. Китай. Экономико-географическая характеристика.

15. Составление комплексной географической характеристики Китая и определение географической специфики страны.

Стр. 235-241

41

6. Япония. Экономико-географическая характеристика.



Стр. 241-249

42


7. Южная Азия. Индия. Экономико-географическая характеристика.




Стр. 250-255

43-44

1. Австралия 2ч 1-2 Экономико-географическая характеристика.




Стр. 257-258

45

Африка 4ч

1. Общая характеристика территории, природно-ресурсного потенциала, населения.




Стр. 273-278

46

2. Африка. Общая характеристика хозяйства




Стр. 278-281

47

3. Африка. Региональные различия. Характеристика отдельных регионов.




Стр. 281-284

48

4. ЮАР. Экономико-географическая характеристика

16.Составление комплексной географической характеристики ЮАР и определение географической специфики страны.

Стр. 284-286

49

Северная Америка 5ч 1. Общая характеристика территории региона. США. Экономико-географическая характеристика.




Стр. 285-300

50

51

2. США. Экономико-географическая характеристика.

3. Микрорайоны США.




Стр. 300-311

Стр. 311-316

52


4. Канада. Экономико-географическая характеристика.




Стр. 311-316

53

5.Канада и США. Сравнительная характеристика.

17. Составление сравнительной комплексной географической характеристики Канады и США, определение географической специфики стран.

Стр. 285-318

54

Латинская Америка 5ч

1. Общая характеристика территории.




Стр. 331-333

55

2. Латинская Америка. Общая характеристика населения.




Стр. 333-337

56

3. Латинская Америка. Общая характеристика хозяйства региона. Природно-ресурсный потенциал.




Стр. 337-340

57-58

4-5. Латинская Америка. Характеристика отдельных регионов и стран. Бразилия. Экономико-географическая характеристика.

18. Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий на примере Бразилии.

Стр. 340-343

59

Россия в современном мире. 4ч

1 Россия на политической карте мира. Современное геополитическое положение России.


19. Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденций их возможного развития.


Россия на политичес-кой карте мира.

60

2 Россия в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений.




Россия в мировом хозяйстве.

61

3 Россия. Особенности географии экономических, политических и культурных связей России с наиболее развитыми странами мира.

20.Определение роли России в производстве важнейших видов мировой промышленной и сельскохозяйственной продукции.


Связи России с развитыми странами мира.

62

4 Россия и страны Содружества независимых государств (СНГ).




Россия и страны СНГ.

63

Географический аспект современных глобальных проблем человечества. 4ч

1 Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географическое содержание глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем.




21 .Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества.


Стр. 351-354

64-65

2-3 Сырьевая, демографическая, продовольственная и геоэкологическая проблемы как приоритетные, пути их решения.


.


Стр. 354-362

66

4 Проблемы преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

22 .Выявление, объяснение и оценка важнейших событий международной жизни; географических аспектов различных текущих событий и ситуаций.

Стр. 362-368

67-68

Обобщение и систематизация знаний, умений, практических навыков по курсу «География мира».








ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

  • географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

  • особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь

  • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

  • сопоставлять географические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

  • понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.


Литература
Примерная программа среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень). /Сборник нормативных документов. География/ Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. -М.:Дрофа, 2008.
Учебник: Экономическая и социальная география мира. Максаковский В.П.

Москва Просвещение 2011
Атлас «География мира» Москва Дрофа 2011
Страны мира. Краткий энциклопедический справочник/ СоставительВ.И.Аникеев.- СПб: Издательский Дом А,Громова 2000г.
Л.Б.Шикина «Страны и континенты» Справочник школьника. – СПб.:

Издательский Дом «Литера», 2005
Интернет - ресурсы


1


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по географии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренного совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума рао от 23. iconРабочая программа по всеобщей истории составлена в соответствии с...
Программа. Новейшая история зарубежных стран (А. А улунян,Е. Ю. Сергеев,Т. В. Коваль). Базовый уровень Программы общеобразовательных...

Рабочая программа по географии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренного совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума рао от 23. iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса по географии...
Рабочая программа учебного курса по географии составлена на основе Примерной программы основного общего образования по географии...

Рабочая программа по географии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренного совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума рао от 23. iconРабочая программа учебного курса по географии составлена на основе...
Рабочая программа учебного курса по географии составлена на основе Примерной программы основного общего образования по географии...

Рабочая программа по географии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренного совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума рао от 23. iconРабочая программа по истории для 11 класса составлена в соответствии...
Федеральным компонентом государственного стандарта для 10-11 классов среднего (полного) общего образования, Примерной программой...

Рабочая программа по географии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренного совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума рао от 23. iconРабочая программа по предмету «История» 10 класс
Федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России №1089 от 5...

Рабочая программа по географии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренного совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума рао от 23. iconРабочая программа по предмету «История» 11 класс
Федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России №1089 от 5...

Рабочая программа по географии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренного совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума рао от 23. iconРабочая программа по обществознанию для 8 класса Учитель: Чугреева Т. П
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта...

Рабочая программа по географии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренного совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума рао от 23. iconПротокол №1
«География» (11 класс) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования...

Рабочая программа по географии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренного совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума рао от 23. iconУроков на изучение природы России, 10 из них на тему: «Особенности географического положения»
Рабочая учебная программа составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений с учетом базисного учебного...

Рабочая программа по географии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренного совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума рао от 23. iconПояснительная записка к программе по географии 11 класс рабочая программа...
Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по географии, утвержденного Приказом Минобразования РФ






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную