Рабочая программа по географии 6-9 классы






НазваниеРабочая программа по географии 6-9 классы
страница1/4
Дата публикации13.03.2016
Размер0.72 Mb.
ТипРабочая программа
e.120-bal.ru > География > Рабочая программа
  1   2   3   4
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение «Шегарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями VIII вида»

УТВЕРЖДЕНО

приказом № _____ от ________

Рабочая программа по географии

6-9 классы

Учитель Стрельцова Светлана Геннадьевна,

стаж педагогической работы 9,5 лет.
Рассмотрено на педагогическом совете.

Протокол № ____ от ___________
п. Победа

Пояснительная записка

Рабочая программа по географии разработана на основе Учебного плана Областного государственного бюджетного образовательного учреждения «Шегарская специальная (коррекционная)» общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида», Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, сборник 1, М, Владос, 2000.

География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся. Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости, наблюдать за изменениями в природе. Работа с символическими пособиями, каким является географическая карта, способствует развитию· абстрактного мышления. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет словарный запас детей, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.

Курс географии имеет много смежных тем с историей, естествознанием, с рисованием и черчением, с русским языком, с математикой и другими школьными предметами.

Программа преподавания географии предусматривает повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более полноценному усвоению учащимися элементарных географических знаний.

В настоящее время содержание курса географии больше, чем каких-либо других школьных предметов, претерпевает серьезные изменения, связанные с геополитическими преобразованиями в нашей стране и в мире. В связи с этим в данную программу внесены значительные коррективы.

В программе учебный материал расположен по годам обучения: 6 класс - «Начальный курс физической географии», 7 класс – «Природа нашей Родины», 8 класс – «География материков и океанов», 9 класс – «География материков и океанов. Государства Евразии», «География своей местности», «Элементарная астрономия».

В программе выделены основные практические работы, которые необходимо выполнить ученикам, указаны межпредметные связи, а также сформулированы основные требования к знаниям и умениям учащихся (по годам обучения).

Основной материал посвящен изучению географии России.

В 6 классе («Начальный курс физической географии») учащиеся познакомятся с физической картой России, ее географическим положением, границами, формами земной поверхности, водоемами. Небольшой, но важный раздел, посвященный изучению кратких сведений о Земле, Солнце, Луне; космических полетов, изучению явлений природы на Земле и из космоса, тесно связан с географией, но не является ее органичной частью.

Материал 7 класса («Природа нашей Родины») посвящен изучению природы России и природы своего края. Изучение «Географии материков и океанов» (8 класс) позволяет затронуть проблемы взаимоотношения и экономического сотрудничества с сопредельными с Россией государствами, входившими в состав бывшего СССР, государствами Европы и Северной Америки, странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Подбор материала в 9 классе («География материков и океанов. Государства Евразии») предусматривает углубление, систематизацию и обобщение знаний о государствах. Здесь изучение вопросов физической, экономической и социальной географии этих стран должно рассматриваться в тесной взаимосвязи, а природа изучаться как среда обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для развития народного хозяйства.

Поскольку миграция выпускников коррекционных школ мала они остаются жить и работать в сельской местности, в которой учились - основное внимание в курсе географии следует обратить на реализацию краеведческого принципа («География своей местности»). Изучение своей местности помогает сформировать более четкие представления о природных объектах и явлениях, облегчает овладение многими географическими знаниями, позволяет теснее увязать преподавание географии с жизнью, включить учащихся в решение доступных для них проблем окружающей действительности и тем самым воспитывать любовь к Отечеству. Важно, чтобы в процессе краеведческой работы учащиеся овладели культурой поведения в природе, научились быстро ориентироваться и правильно вести себя во время стихийных бедствий.

Эта тема стала концентром всего курса географии. Так, в 6 классе введены уроки, которые позволяют обобщить материал, полученный на экскурсиях в ближайшее окружение.

В 7 классе при изучении природных зон России больше времени уделяется лесной зоне, в которой расположена школа-интернат. Более глубокому, ознакомлению с особенностями природы и хозяйства своего края посвящена вся IV четверть.

На уроках необходимо значительно усилить изучение социальных, экологических и культурологических аспектов. Рассмотрение вопросов истории, этнографии, национальных и региональных культурных традиций будет способствовать воспитанию у учащихся патриотических чувств и в значительной степени повысит интерес к изучаемому предмету.

В разделе «География материков и океанов» (8 класс) изучаемые страны сгруппированы по типу географической смежности. Такой подход усиливает географические аспекты в преподавании, устраняет излишнюю политизацию содержания. При объяснении материала целесообразно несколько сместить акценты, перенеся внимание со специальных знаний на общекультурные, усилив страноведческий подход к рассмотрению большинства тем.

В 8 классе изучаются государства - бывшие союзные республики. Здесь необходимо уделить внимание страноведению, ознакомить с особенностями хозяйственной деятельности, быта, культуры людей, проживающих в этих странах.

В содержании программы (9 класс) изучение общей географической характеристики стран Евразии (природа, население, ресурсы и народное хозяйство).

Цели и задачи обучения географии.

Цель: всестороннее развитие учащихся со сниженной мотивацией к познанию, расширить кругозор об окружающем мире.

Задачи

Образовательные:

- дать элементарные научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве России, зарубежных стран, своего края;

- показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов;

- помочь усвоить правила поведения в природе.

Воспитательные:

- содействовать патриотическому, эстетическому, экологическому воспитанию;

- содействовать профессиональной ориентации, путём знакомства с миром профессий, распространенных в нашем регионе.

Корреционно-развивающие:

- учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости;

- содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение.

- расширять лексический запас, развивать связную речь.

6 класс

Начальный курс физической географии

Рабочая программа по географии разработана на основе Учебного плана Областного государственного бюджетного образовательного учреждения «Шегарская специальная (коррекционная)» общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида», Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, сборник 1, М, Владос, 2000, учебника «География», Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина – 2-е изд., испр. – М: Просвещение, 2008.

Главными задачами являются:

  1. На основе знаний учащихся об объектах и явлениях живой и неживой природы познакомить учащихся с предметом изучения географии как науки о природе земной поверхности, населении, его хозяйственной деятельности.

  2. На основании отдельных фактов из истории науки дать элементарные представления о ее развитии и отражении географических знаний на картах, в описаниях.

  3. Способствовать эстетическому, нравственному, экологическому воспитанию.

  4. Развивать и корригировать познавательную деятельность умственно отсталых детей: умение анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные связи, наблюдать за изменениями в природе.

На изучение программного материала по географии по учебному плану выделено 2 часа в неделю.

1 четверть - 16 часов

2 четверть - 15 часов

3 четверть - 19 часов

4 четверть - 16 часов

Всего – 66 часов

Введение (4 ч.)

1. География - наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности.

2. Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды.

3. Явления природы.

4. Географические сведения о своей местности и труде населения.

Экскурсия для выяснения запаса элементарных географических представлений, проверки умений и навыков, полученных в 1-5 классах.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

Сезонные изменения в природе, высота солнца и продолжительность дня в разное время года («Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей деятельности» 1-4 классы, природоведение - 5 класс).

ПРАКТИЧЕСКИ Е РАБОТЫ

Чтение и обобщение календарей природы и труда за 1-5 классы. Знакомство с новым учебником.

Ориентирование на местности (4 ч.)

5.Горизонт. Линия горизонта.

6. Стороны горизонта.

  1. Компас и правила пользования им.

8.Ориентирование по местным признакам природы.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

Горизонтальное и вертикальное положение (математика). Рисунок компаса: горизонтальная линия (изобразительное искусство).

Изготовление звездочки ориентирования (ручной труд).

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

  1. Зарисовка линии, сторон горизонта.

  2. Схематическая зарисовка компаса.

  1. Упражнения в определении сторон горизонта по солнцу и компасу.

4.Упражнения в определении сторон горизонта по местным признакам
Формы поверхности Земли (3 ч.)

9. Равнины (плоские и холмистые), холмы.

  1. Овраги, их образование.

  2. Горы, различие по высоте.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

Сравнение объектов (холмы, горы) по высоте (математика). Поверхность нашей местности (природоведение 5класс). Работа с глиной, пластилином, природным материалом (ручной труд). Предметы и явления неживой природы (естествознание). Образование гор (история).

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

1. Моделирование из сырого песка, глины или пластилина равнины, холма, горы, оврага.

  1. Зарисовка различных форм земной поверхности.

  2. Показ на физической карте России форм поверхности (не давая точных названий равнин, гор и т. п.)

Вода на Земле (11 ч.)

12. Вода в природе.

13. Родник, его образование

14. Колодец. Водопровод

15. Части реки. Горные и равнинные реки.

16. Как люди используют реки

17. Озера, водохранилища, пруды.

18. Болота, их осушение

19. Океаны и моря

20 Острова и полуострова.

21. Водоемы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

Вода в природе (природоведение 5класс). Соленая и пресная вода в природе; использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве, охрана воды от загрязнения (естествознание 6 класс).

Работа с глиной, пластилином и природным материалом (ручной труд).

Цвета и оттенки при изображении водоемов на карте (изобразительное искусство).

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

1. Моделирование из пластилина и воды реки, озера, острова, полуострова или изготовление макетов.

  1. Зарисовки схем реки, озера, колодца, острова, полуострова.

  2. Проведение опытов, показывающих:

а) растворение морской соли в воде и сравнение ее по вкусу с пресной водой;

б) очистка воды фильтрованием.

4. Упражнения в определении направления течения реки, различение берегов и других ее частей.

5. Показ на физической карте России различных водоемов (не требуются знания конкретных названий рек, озер и т. п.).
План и карта (9 ч.)

22. Рисунок и план предмета

23.Масштаб.

24 План класса

25.План школьного участка.

26.Условные знаки плана местности.

27. План и географическая карта.

28. Условные цвета физической карты.

29.Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки, каналы и т. д.).

30.Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

Меры длины, измерение отрезка, масштаб (математика). Вид сверху, масштаб (трудовое обучение).

Различие цвета и оттенков (изобразительное искусство).

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

1. Упражнения в определении направлений на местности, плане и карте.

2. Упражнения в умении обозначать направления на плане и контурной карте.

3. Упражнения в измерении расстояний на местности и изображение их на плане (чертеже) в масштабе.

4. Вычерчивание простейших планов (нескольких предметов, классной комнаты).

5. Изготовление в столярной мастерской во внеклассное время съемного плана-макета школьного участка.

6. Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных знаков плана, условных знаков и цветов физической карты.

7. Чтение простейших планов по условным знакам (школьного участка, местности).

8. Прикрепление на магнитной карте к цвету, или знаку соответствующих иллюстраций.

9. Изготовление топографического лото.

Земной шар (15 ч.)

31.Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне.

32. Планеты.

  1. Земля- планета. Доказательства шарообразности Земли. Освоение космоса.

  2. Глобус - модель Земного шара.

  3. Физическая карта полушарий

  1. Распределение воды и суши на Земле.

  2. Океаны на глобусе и карте полушарий.

  3. Материки на глобусе и карте полушарий.

  4. Первые кругосветные путешествия.

  1. Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании солнцем

земной поверхности.

41. Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата.

42. Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные.

  1. Природа тропического пояса.

44. Природа умеренных и полярных поясов.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

Точка, линия, круг, окружность, шар, полушарие; положения: горизонтальное, вертикальное, наклонное (математика). Кругосветные путешествия (история).

Рисунок земного шара и глобуса (изобразительное искусство). Работа с глиной и пластилином, с картонными (линолеумными) контурами материков.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

1. Изготовление из пластилина или глины модели земного шара с обозначением экватора и полюсов.

  1. Показ с помощью теллурия смены дня и ночи.

  2. Оформление таблицы названий океанов и материков.

  1. Обозначение на контурной карте материков и океанов; первых кругосветных путешествий.

5. Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов освещенности на земном шаре.

6.«Опоясывание» глобуса лентами красного, зеленого и белого цветов. Прикрепление

контуров растений и животных к соответствующим поясам освещенности.

  1. Оформление альбома с иллюстрациями картин природы и жизни людей в различных

климатических поясах земного шара.
Карта России (18 ч.)

45. Географическое положение России на карте.

  1. Границы России. Сухопутные границы на западе и юге.

  1. Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного

Ледовитого океана.

  1. Моря Тихого и Атлантического океанов.

  2. Острова и полуострова России.

50. Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья.

  1. Работа с контурными картами.

  2. Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны.

  3. Крупнейшие месторождения полезных ископаемых

  4. Работа с контурными картами.

55. Реки: Волга с Окой и Камой.

56. Реки: Дон, Днепр, Урал.

57. Реки Сибири: Обь, Енисей.

58. Реки: Лена, Амур.

59. Озера России.

60 Работа с контурными картами.

60. Наш край на карте России.

61. Повторение начального курса физической географии – 3 ч.

62. Контрольная работа -1.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

Наша страна. Москва - столица нашей Родины. Города. Наша местность (природоведение 5 класс). Вода, полезные ископаемые (естествознание 6 класс). Различение цвета и его оттенков (изобразительное искусство).

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

1. Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств, нанесение названий изученных объектов на контурную карту России.

2. Изготовление условных знаков полезных ископаемых и прикрепление их к магнитной карте.

3. Изготовление планшетов: условный знак полезного ископаемого - образец из коллекции - его название - основные месторождения.

4. Путешествия по нашей стране (по карте).

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

  1. что изучает география;

  2. горизонт, линию и стороны горизонта; основные формы земной поверхности; виды водоемов, их различия;

  3. меры по охране воды от загрязнения; правила поведения в природе;

  4. отличие плана от рисунка и географической карты; масштаб, его обозначение;

  5. основные направления на плане, географической карте; условные цвета и знаки географической карты; распределение суши и воды на Земле;

  6. материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий;

  7. кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли;

  8. различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем; расположение поясов освещенности на глобусе и карте полушарий;

  9. основные типы климатов;

  10. географическое положение нашей страны на физической карте России и карте полушарий.

Учащиеся должны уметь:

  1. определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природы;

  2. выявлять на местности особенности рельефа, водоемов


Контрольно-измерительные материалы

Контроль за знаниями, умениями и навыками обучающихся осуществляется в ходе устных опросов, проведения тестов, контрольных работ. Тексты контрольно-измерительных материалов создает учитель в соответствии с психофизическим особенностями каждого класса. Контроль осуществляется в конце каждой четверти (промежуточный контроль). В конце года проводится итоговая контрольная работа (итоговый контроль) по изученному материалу.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п /п

Тема

Кол-во часов

дата

план

факт

1

2

3

4

5

I четверть (16 ч.)




ВВЕДЕНИЕ (4 ч.)




1

Что изучает география.

1







2

Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды.

1







3

Явления природы

1







4

Географически сведения о своей местности и труде населения.

1







ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ (4 ч.)




5

Горизонт. Линия горизонта.

1







6

Стороны горизонта.

1







7

Компас и правила пользования им.


1







8

Ориентирование по местным признакам природы

1







ФОРМЫ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ (3 ч.)

9

Равнины (плоские, холмистые). Холмы

1







10

Овраги, их образование.

1







11

Горы. Землетрясения. Извержение вулканов.

1







ВОДА НА ЗЕМЛЕ (11 ч.).

12

Вода в природе

1







13

Родник, его образование

1







14

Колодец, водопровод.

1







15

Части реки. Равнинные и горные реки.

1







16

Как люди используют реки

1










II четверть (15 ч.)










17

Озера, водохранилища, пруды

1







18

Болота, их осушение


1






















19

Океаны и моря

1







20

Острова и полуострова

1







21

Водоемы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения

1







22

Повторительно-обобщающий урок по теме «Вода на земле»

1







ПЛАН И КАРТА (9 ч.)

23

Рисунок и план предмета.

1







24

План и масштаб.

1







25

План класса

1







26

План школьного участка.

1







27

Условные знаки плана местности.

1







28

План и географическая карта.

1







29

Условные цвета физической карты. Условные знаки физической карты

1







30

Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей.

1







31

Повторительно-обобщающий урок по теме «План и карта»

1







III четверть (19 ч.)




ЗЕМНОЙ ШАР (15 ч.)




32

Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне.

1







33

Планеты.

1







34

Земля- планета. Доказательства шарообразности Земли. Освоение космоса

1







35

Глобус- модель земного шара

1







36

Физическая карта полушарий.

1







37

Распределение воды и суши на Земле.

1







38

Океаны на глобусе и карте полушарий.

1







39

Материки на глобусе и карте полушарий.

1







40

Первые кругосветные путешествия.

1







41

Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности.

1







42

Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата.

1







43

Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные.

1







44

Природа тропического пояса.

1







45

Природа умеренных и полярных поясов.

1







КАРТА РОССИИ (18 ч.)




46

Положение России на карте.

1







47

Границы России. Сухопутные границы на западе и юге.

1







48

Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана.

1







49

Моря Тихого и Атлантического океанов.

1







50

Острова и полуострова России.

1







IV четверть (16 ч)




51

Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья.

1







52

Работа с контурными картами

1







53

Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны.

1







54

Крупнейшие месторождения полезных ископаемых

1







55

Работа с контурными картами

1







56

Реки: Волга с Окой и Камой.

1







57

Реки Дон Днепр Урал

1







58

Реки Сибири: Обь, Енисей

1







59

Реки: Лена и Амур

1







60

Озера России

1







61

Работа с контурными картами

1







62

Томская область на карте.

1







63

Контрольная работа по теме «Карта России»

1







64

Повторение по теме «Земной шар»

1







65-66

Повторение по теме «Карта России»

2






  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по географии 6-9 классы iconПояснительная записка к рабочей программе по изучению географии в...
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 11 класса предусматривает обучение географии в объеме 34 часа...

Рабочая программа по географии 6-9 классы iconРабочая программа по географии для 8 класса составлена на основе...
А. И. Алексеева//География 6-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений /сост. Е. В. Овсянникова. М. Дрофа, 2010. Количество...

Рабочая программа по географии 6-9 классы iconРабочая программа (на основе авторской программы Е. М. Домогацких)...
Рабочая программа разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень:...

Рабочая программа по географии 6-9 классы iconРабочая программа по географии на уровень основного общего образования...
Примерной программы по учебному предмету. География. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2010 и на основе авторской программы И. И. Бариновой,...

Рабочая программа по географии 6-9 классы iconРабочая программа по географии (базовый уровень)
Программа по географии для 9 класса общеобразовательных учреждений. Курс «География. Россия: природа, население, хозяйство» В. П....

Рабочая программа по географии 6-9 классы iconРабочая программа по географии Классы
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с использованием Примерной программы по географии...

Рабочая программа по географии 6-9 классы iconРабочая программа по географии (базовый уровень)
Рабочая программа по географии для 8-9 классов составлена на основе Примерных стандартов второго поколения по географии, основного...

Рабочая программа по географии 6-9 классы iconРабочая программа по географии 10-11 класс Пояснительная записка
Государственная программа для общеобразовательных учреждений. География, 10-11 классы. Авторы: А. И. Алексеев, Е. К. Липкина, В....

Рабочая программа по географии 6-9 классы iconРабочая программа По географии 6-9 классы
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09. 03....

Рабочая программа по географии 6-9 классы iconРабочая программа по географии «экономическая и социальная география мира»
Кузнецова А. П. Экономическая и социальная география мира (География. 6-11 классы/ сост. Е. В. Овсянникова- м., «Дрофа», 2010 г.),в...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную