Рабочая программа по географии 10 класса Пояснительная записка "Экономическая и социальная география мира" 10 класс(68 ч., 1 ч в неделю)






Скачать 279.43 Kb.
НазваниеРабочая программа по географии 10 класса Пояснительная записка "Экономическая и социальная география мира" 10 класс(68 ч., 1 ч в неделю)
страница1/2
Дата публикации27.10.2015
Размер279.43 Kb.
ТипРабочая программа
e.120-bal.ru > География > Рабочая программа
  1   2
Рабочая программа по географии 10 класса

Пояснительная записка

"Экономическая и социальная география мира"

10 класс(68 ч., 1 ч. в неделю)
Данный курс завершает географическое образование школьников и сочетает в себе экономико-географическое страноведение с общей экономической географией.

Основная цель курса – завершить формирование знаний о географической картине мира, которые опираются на понимание теории взаимодействия общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, экономического районирования, на раскрытие глобальных и региональных явлений и процессов, происходящих как в мире в целом, так и в отдельных субрегионах, странах и их районах.

В результате обучения ученик должен:

1. Прогнозировать и оценивать (формулировать гипотезы, предвидеть):

  • изменение политической карты мира под влиянием международных отношений;

  • ресурсообеспеченность стран и регионов мира различными видами ресурсов суши;

  • роль ресурсов Мирового океана, климатических и космических ресурсов на качественно новом этапе взаимодействия общества и природы;

  • последствия антропогенного воздействия на окружающую среду в целом;

  • темпы роста народонаселения Земли, отдельных регионов и стран мира;

  • тенденции изменения возрастного состава населения;

  • темпы урбанизации и ее влияние на окружающую среду;

  • тенденции создания единых энергетических, транспортных и информационных систем в мировом хозяйстве;

  • изменения в территориальной структуре хозяйства крупных регионов и отдельных стран.

2. Объяснять:

  1. причины изменения политической карты мира;

  2. закономерности размещения основных видов природных ресурсов;

  3. различия в естественном приросте населения, темпах и уровне урбанизации, в степени заселенности отдельных территорий, обусловленные экономическими, историческими и природными причинами;.

  4. миграционные процессы, их влияние на состав и структуру трудовых ресурсов отдельных стран и регионов;

  5. распространение мировых религий на Земле;

  6. особенности отраслевой и территориальной структур мирового хозяйства;

  7. специализацию хозяйства отдельных стран и регионов мира, особенности состава и структуры их хозяйства, участие в географическом разделении труда;

  8. уникальность и общечеловеческую ценность объектов, занесенных в международные реестры памятников природы и культуры;

  9. причины возникновения глобальных проблем человечества

3. Определять (измерять):

  • принадлежность объектов природы к определенным видам природных ресурсов; ресурсообеспеченность отдельными видами ресурсов;

  • рациональность/нерациональность использования различных видов ресурсов;

  • особенности экономико-географического положения объектов;

  • общие тенденции развития объектов и явлений, изменение отдельных показателей во времени, средние показатели по различным источникам географической информации;

  • крупнейших экспортеров и импортеров важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции;

  • условия возникновения и развития наиболее крупных зон туризма и рекреаций.

4. Называть и/или показывать:

  • крупнейшие по площади и населению страны мира и их столицы;

  • основные виды природных ресурсов;

  • мировые центры и районы: месторождений полезных ископаемых; промышленные; сельскохозяйственные; транспортные; научно-информационные; финансовые; торговые; рекреационные;

  • основные средства и методы получения географической информации;

  • основные регионы повышенной плотности населения на Земле;

  • крупнейшие народы, наиболее распространенные языки, мировые религии, ареалы их распространения, культурно-исторические центры;

  • меры по охране вод и суши;

  • крупнейшие индустриальные страны мира;

  • районы нового освоения;

  • крупнейшие старопромышленные районы мира;

  • свободные экономические зоны.

Программа: География. 6 – 10 классы общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2007

Учебник: Бахчиева О.А. Экономическая и социальная география мира: 10 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ О.А. Бахчиева; под ред. В.П. Дронова. – 2-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2009

Методическое обеспечение:

  1. Баранчиков Е.В. Тесты по географии. 10 класс. М.: Экзамен, 2007

  2. Перлов Л.Е. Дидактические карточки-задания по географии. 10 класс. М.: Экзамен, 2006

  3. Румынина Н.С., Сапроненкова Н.С. Практические работы по географии. 6 – 10 классы. – М.: Школа-Пресс, 2001

  4. Родионова И.А. Экономическая география. Учебно-справочное пособие. М.: Экзамен, 2003

  5. Гдалин Д.А. Глобальная география. 11 кл. – М.: Дрофа, 2002



Содержание программы (70 часов) 10 класс

Введение (1 час)

География как наука. Процессы дифференциации и интеграции в географии. Сквозные направления в географии. Экономическая и социальная география, как одна из «стволовых ветвей» географии. Методы географических исследований. Подразделение общегеографических методов на традиционные (описания, картографический, сравнительно-географический, статистический) и новые (математический, математико-географического моделирования, дистанционно-аэрокосмический, геоинформационный). Методы физической и социально-экономической географии. Источники географической информации. Географическая карта как важнейший универсальный источник информации. Переход от бумажной — к машинной информации. Значение Интернета и глобальных спутниковых систем информации. Понятие о геоинформатике и геоинформационной системе (ГИС).

Структура учебника. Как работать с учебником.

Часть I. Общая характеристика мира

Тема 1. Современная политическая карта мира (4 часа)

Многообразие стран современного мира, их классификация. Типология стран мира. Экономически развитые страны, их подгруппы. Развивающиеся страны, их подгруппы. Страны с переходной экономикой.

Влияние международных отношений на политическую карту мира. Период «холодной войны» (1946-1989). Разрядка международной напряжённости. Новые угрозы безопасности: распространение ядерного оружия, региональные и локальные конфликты, международный терроризм. «Перезагрузка» в отношениях России и США; достижения и проблемы.

Государственный строй стран мира. Две основные формы правления: республиканская и монархическая. Основные формы административно-территориального устройства: унитарная и федеральная.

Понятия о политической географии и геополитике. Политико-географическое положение.

Практические работы

1. По политической карте мира определить страны, имеющие наибольшее число стран-соседей.(О)

2. Используя форзац учебника, составить конспективно-справочную таблицу «Государственный строй стран мира».(Т)

3. Используя средства массовой информации и ресурсы Интернета, охарактеризовать: а) географию «горячих точек» на современной политической карте мира, б) географию самопровозглашённых (непризнанных) государств на этой карте. (Т)

Тема 2. Природа и человек в современном мире (6 часов)

Проблема взаимодействия общества и природы. Понятие о географической (окружающей) среде, географическом детерминизме и нигилизме. «Обмен веществ» между обществом и природой. Степень «очеловеченности» природной среды в XXI в.

Природные ресурсы Земли. Понятие о ресурсообеспеченности. Минеральные (топливные, рудные и нерудные) ресурсы и расчёт обеспеченности ими. Понятие о территориальных сочетаниях природных ресурсов.

Земельные ресурсы и обеспеченность ими различных регионов и стран. Размеры и структура мирового земельного фонда. Процессы опустынивания.

География водных ресурсов Земли. Различия в обеспеченности водными ресурсами регионов и стран. Пути решения водной проблемы. Гидроэнергетический потенциал.

Биологические ресурсы. География лесных ресурсов, северный и южный лесные пояса мира. Проблема обезлесения. Ресурсы животного мира. Проблема оскудения генофонда.

Ресурсы Мирового океана: водные, минеральные, биологические, их география. Климатические и космические ресурсы, новые возобновляемые источники энергии. Рекреационные ресурсы, их виды.

Антропогенное загрязнение окружающей среды. Загрязнение литосферы, гидросферы (вод суши и Мирового океана), атмосферы. Решение природоохранных проблем: три главных пути. Природоохранная деятельность и экологическая политика. Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Всемирное культурное и природное наследие ЮНЕСКО.

Понятие о географическом ресурсоведении и геоэкологии.

Практические работы

1. Опираясь на знания по предшествующим курсам географии и дополнительные источники информации, составить конспективно-справочную таблицу обеспеченности природными ресурсами с примерами ресурсоизбыточных, ресурсодостаточных и ресурсонедостаточных стран.(О)

2. Используя данные учебника, рассчитать, на сколько лет хватит мировых разведанных запасов угля, нефти, природного газа и железных руд при современном уровне их добычи(И)

3. Используя данные учебника, сравнить обеспеченность стран мира пахотными угодьями и сделать выводы(Т)

4. С помощью Интернет-сайта Google-maps, рассмотреть космические снимки пустынь Сахара, Аравийской, Гоби, Калахари, Австралийских пустынь и использовать их для характеристики процесса опустынивания(Т)

5. Используя данные учебника, сравнить обеспеченность стран ресурсами речного стока и определить, какие из стран обеспечены ими недостаточно, достаточно и в избытке(Т)

6. Используя текст учебника, составить классификационную схему «Природные ресурсы Мирового океана»(О)

7. Используя Интернет и другие средства информации, привести по нескольку примеров: а) положительного воздействия природоохранной деятельности и экологической политики, б) отрицательного воздействия антропогенного вмешательства в окружающую природную среду(Т)

Тема 3. География населения мира (6 часов)

Рост численности населения мира. Понятие о воспроизводстве (естественном движении) населения. Первый тип воспроизводства населения, демографический кризис. Географическое распространение стран первого типа воспроизводства населения, их основные демографические показатели. Второй тип воспроизводства населения, демографический взрыв. Географическое распространение стран второго типа воспроизводства населения, их основные демографические показатели. Начало затухания демографического взрыва. Демографическая политика, её особенности в экономически развитых и развивающихся странах. Качество населения как комплексное понятие. Здоровье населения и показатель ожидаемой средней продолжительности жизни. Показатель уровня грамотности. Различие этих показателей в экономически развитых и развивающихся странах. Демографические показатели России.

Состав (структура) населения. Половой состав: страны с преобладанием женщин и страны с преобладанием мужчин; общемировые показатели. Возрастной состав, понятие об экономически активном населении. Этнолингвистический состав населения. Классификация народов (этносов) по численности. Классификация народов по языку, крупнейшие семьи языков. Однонациональные и многонациональные государства, проблема этнического сепаратизма на примере экономически развитых и развивающихся стран. Религиозный состав населения мира. Мировые религии – христианство, мусульманство, буддизм и их географическое распространение. Важнейшие национальные религии. Влияние религий на жизнь и быт людей. Религиозные противоречия в современном мире, религиозный экстремизм.

Размещение населения по земной суше под влиянием природных и исторических факторов. Показатель плотности населения Земли и отдельных регионов. Страны с наибольшей и наименьшей плотностью населения. Средняя плотность населения в России. Миграции населения и их влияние на размещение населения. Международные (внешние) миграции населения в прошлом и настоящем. Особое значение трудовых миграций. Главные центры притяжения трудовых ресурсов в мире. Интеллектуальные миграции и «утечка умов». Миграции по этническим, политическим, экологическим причинам; возрастание числа беженцев. Внутригосударственные миграции населения и их причины.

Современный город и его функции. Понятие об урбанизации как о всемирном процессе. Быстрые темпы роста городского населения. Концентрация населения в основном в больших городах. Формирование городских агломераций. Крупнейшие городские агломерации мира, их география. Группировка стран мира по уровню урбанизации: 1) очень высоко урбанизированные страны, 2) высоко урбанизированные страны, 3) средне урбанизированные страны, 4) слабо урбанизированные страны. Различия между странами по темпам урбанизации. Развитие урбанизации «вглубь» в экономически развитых странах. Развитие урбанизации «вширь» в развивающихся странах, явление «городского взрыва». Регулирование процесса урбанизации. Сельское население, групповая и дисперсная формы сельского расселения. Население и окружающая среда.

География населения как ветвь социально-экономической географии. Геодемографическое направление. Географо-расселенческое направление. Особое значение географии городов (геоурбанистики).

Практические работы

1. Используя текст, таблицы и рисунки учебника, подсчитать насколько выросло население мира в XIX и XX веках. Построить линейную диаграмму роста численности населения за период 1950 — 2010 гг. Построить круговые диаграммы, показывающие долю крупных регионов мира в населении Земли в 1950 и 2010 гг. и проанализировать их(Т)

2. Используя данные учебника, нанести на контурную карту мира шесть стран, на которые приходится 50% мирового населения(Т)

3. Начертить схему демографического перехода, нанеся на неё линии, характеризующие динамику процесса рождаемости и смертности(О)

4. Пользуясь поисковыми системами Интернета, найти информацию об итогах переписи населения в России, проведённой в 2010 г. Пользуясь этими данными, составить возрастно-половую пирамиду России на эту дату(Т)

5. Пользуясь поисковыми системами Интернета, добыть сведения о плотности населения стран мира. На их основе составить классификационную таблицу с примерами трёх-пяти стран, имеющих показатель средней плотности населения: 1) свыше 1000 человек на 1 км2; 2) от 500 до 1000 человек на 1 км2; 3) от 200 до 500 человек на 1 км2; 4) от 100 до 200 человек на 1 км2; 5) от 10 до 100 человек на 1 км2; 6) менее 10 человек на 1 км2. Подготовить устное сообщение по этой теме(Т)

6. С помощью Интернет сайта Google-maps, рассмотреть космические снимки крупнейших городских агломераций мира и провести сравнение их географического микроположения(Т)

7. Используя данные таблицы 3 в учебнике, построить на контурной карте мира картодиаграмму численности городского населения крупных регионов мира в 1950 и 2010 гг. Проанализировать её и сделать выводы. - О

Тема 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство (7 часов)

Понятие о научно-технической революции (НТР). Характерные черты НТР: всеохватность, ускорение научно-технических преобразований, возрастание роли человеческого фактора, связь с высокой техникой и технологией. Четыре составные части НТР: 1) наука, 2) техника и технология, 3) производство, 4) управление. Эволюционный и революционный пути развития техники и технологии. Главные направления развития производства. Геоинформатика.

Понятие о мировом хозяйстве. Понятие о международном географическом разделении труда и отрасли международной специализации. Международная экономическая интеграция, главные региональные и отраслевые интеграционные объединения.

Понятие о глобализации и её движущих силах. Транснациональные и глобальные ТНК. Возникновение глобальных городов. Отраслевая структура мирового хозяйства: аграрная, индустриальная, постиндустриальная. Воздействие НТР на отраслевую структуру материального производства промышленности, сельского хозяйства, транспорта.

Основные пространственные модели мирового хозяйства. Двухчленная модель (Север-Юг). Трёхчленные модели с подразделением на экономически развитые, развивающиеся страны и страны с переходной экономикой и с подразделением на Центр, Полупериферию и Периферию. Десятичленная пространственная модель мирового хозяйства, роль отдельных центров в производстве валового мирового продукта. Страны БРИКС, как новая политико-экономическая группировка стран. Возрастание роли Азиатско-Тихоокеанского региона.

Территориальная структура хозяйства экономически развитых стран с выделением высокоразвитых, старопромышленных, аграрных и ресурсных районов нового освоения. Колониальный тип территориальной структуры хозяйства, сохраняющийся во многих развивающихся странах. Региональная политика в развитых и развивающихся странах, её главные направления.

Факторы размещения производительных сил. Старые факторы размещения: территории, ЭГП, природно-ресурсный, транспортный, трудовых ресурсов, территориальной концентрации. Новые факторы размещения: наукоёмкости, экологический.

Практические работы

1. Используя текст учебника, составить в тетради систематизирующую таблицу «Главные направления развития производства в эпоху НТР»-О

2. Используя учебник и дополнительные источники информации, составить в тетради следующую систематизирующую таблицу с самостоятельным выбором стран:-И

Страны

Отрасли их международной специализации






  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по географии 10 класса Пояснительная записка \"Экономическая и социальная география мира\" 10 класс(68 ч., 1 ч в неделю) iconПояснительная записка рабочая программа по географии для 11 класса...
В. П. Максаковский «Экономическая и социальная география мира» 10 класс, М. Просвещение 2011

Рабочая программа по географии 10 класса Пояснительная записка \"Экономическая и социальная география мира\" 10 класс(68 ч., 1 ч в неделю) iconПояснительная записка используемые программы: В. П. Максаковский....
Используемые программы: В. П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира

Рабочая программа по географии 10 класса Пояснительная записка \"Экономическая и социальная география мира\" 10 класс(68 ч., 1 ч в неделю) iconРабочая программа по географии
В. П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира». География мира (10-11 классы). Методические рекомендации к учебнику...

Рабочая программа по географии 10 класса Пояснительная записка \"Экономическая и социальная география мира\" 10 класс(68 ч., 1 ч в неделю) iconРабочая программа по географии «экономическая и социальная география мира»
Кузнецова А. П. Экономическая и социальная география мира (География. 6-11 классы/ сост. Е. В. Овсянникова- м., «Дрофа», 2010 г.),в...

Рабочая программа по географии 10 класса Пояснительная записка \"Экономическая и социальная география мира\" 10 класс(68 ч., 1 ч в неделю) iconПояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основании:...
В. П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира» 10 класс. М., «Просвещение», 2010. (Допущены Министерством образования...

Рабочая программа по географии 10 класса Пояснительная записка \"Экономическая и социальная география мира\" 10 класс(68 ч., 1 ч в неделю) iconПояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основании:...
В. П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира» 10 класс. М., «Просвещение», 2004. (Допущены Министерством образования...

Рабочая программа по географии 10 класса Пояснительная записка \"Экономическая и социальная география мира\" 10 класс(68 ч., 1 ч в неделю) iconРабочая программа Экономическая и социальная география мира В. П....
Используемые программы: В. П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира

Рабочая программа по географии 10 класса Пояснительная записка \"Экономическая и социальная география мира\" 10 класс(68 ч., 1 ч в неделю) iconУчебника «География: экономическая и социальная география мира» 10(11) класс
Задания разработан для учащихся 10(11) класса. Материал подготовлен на основе учебника «География: экономическая и социальная география...

Рабочая программа по географии 10 класса Пояснительная записка \"Экономическая и социальная география мира\" 10 класс(68 ч., 1 ч в неделю) icon«Общая характеристика мира»
Рабочая учебная программа по географии «Экономическая и социальная география мира» 10 класс- 72 часа

Рабочая программа по географии 10 класса Пояснительная записка \"Экономическая и социальная география мира\" 10 класс(68 ч., 1 ч в неделю) iconРабочая программа для среднего (полного) общего образования пояснительная записка
В. П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира» 10 класс. М., «Просвещение», 2004. (Допущены Министерством образования...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную